ЕГЭ по биологии 14.06.2022. Основная волна. Разные задачи
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
У кур женский пол гетерогаметен. Для первого скрещивания взяли курицу с оперенными ногами и белым оперением и петуха с голыми ногами и коричневым оперением. В первом поколении получили петухов с оперенными ногами и белым оперением и кур с оперенными ногами и коричневым оперением. Во втором скрещивании взяли курицу с голыми ногами и коричневым оперением и петуха с оперенными ногами и белым оперением. Все второе поколение было единообразно по оперенности ног и окраске оперенья. Составьте схемы скрещивания, определите генотипы родителей, генотипы, фенотипы и пол потомства в первом и втором поколении. Объясните расщепление по фенотипу в первом поколении.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
На Х и Y хромосомах существуют псевдоаутосомные участки, которые содержат аллели одного гена, между ними может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает формирование пигментной ксеродермы (повышенная чувствительность кожи к ультрафиолетовому облучению). Женщина, имеющая пигментную ксеродерму и красно-зеленый дальтонизм, родители которой не имели пигментной ксеродермы, вышла замуж за мужчину без этих заболеваний, мать которого страдала пигментной ксеродермой. Родившаяся в этом браке дочь без указанных заболеваний, вышла замуж за мужчину, страдающего ксеродермой, но имеющего нормальное цветовое зрение. Определите генотипы родителей, генотипы, фенотипы и пол всех возможных потомков в двух поколениях. Возможно ли появление в первом браке ребенка, страдающего обоими заболеваниями?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
У человека между аллелями генов ихтиоза (заболевание кожи) и дальтонизма (красно-зелёного) происходит кроссинговер.
Здоровая по указанным заболеваниям женщина, у матери которой был дальтонизм, а у отца — ихтиоз, вышла замуж за мужчину-дальтоника, не страдающего ихтиозом. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего таких заболеваний. В их семье родился ребенок-дальтоник. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей, а также генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного по этим двум заболеваниям ребенка? Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
На X- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, которые содержат аллели одного гена, и между ними может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает геморрагический диатез (склонность к кровотечениям). Женщина, страдающая геморрагическим диатезом и красно-зелёным дальтонизмом, родители которой не имели геморрагического диатеза, вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний, мать которого страдала геморрагическим диатезом. Родившаяся в этом браке дочь без указанных заболеваний вышла замуж за мужчину, страдающего геморрагическим диатезом, но не имеющего дальтонизма. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребенка, страдающего двумя названными заболеваниями? Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь матричная (транскрибируемая):
5’-АТЦАТГЦТТТАЦЦГА-3’
3’-ТАГТАЦГАААТГГЦТ-5’.
Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте ДНК. Укажите триплет, который является антикодоном, если данная тРНК переносит аминокислоту ала. Ответ поясните. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу в одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. При синтезе фрагмента полипептида в рибосому входят молекулы тРНК в следующей последовательности (указаны антикодоны в направлении от 5’ к 3’ концу):
ГГА, УУУ, АГЦ, ГЦГ, АЦА.
Установите нуклеотидную последовательность участка ДНК, который кодирует данный полипептид, и определите, какая цепь является матричной (транскрибируемой) в данном фрагменте ДНК. Установите аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента полипептида. Объясните последовательность решения задачи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В кариотипе цветкового растения 20 хромосом. Определите количество хромосом в клетках эпидермиса листа и спермиях. Из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются названные клетки?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Почему понятия «общая дегенерация» и «биологический регресс» не являются тождественными? Ответ обоснуйте, объяснив каждое понятие. Какое из этих понятий применимо к бычьему цепню? Ответ аргументируйте.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Вид птиц Нырок мадагаскарский из семейства утиных находится на грани исчезновения. Численность популяции менее
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Многие животные совершают в течение своей жизни регулярные или нерегулярные миграции. Назовите не менее трёх возможных причин таких перемещений. Каждую причину сопроводите примером.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Специалисты по лишайникам давно ведут дискуссию об отношениях между компонентами лишайника. Водоросль в составе лишайника производит органические вещества. При нехватке органических веществ гриб образует специальные структуры — гаустории, которые начинают питаться содержимым живых клеток водорослей. Назовите две формы отношений, которые существуют между компонентами лишайника. Ответ поясните. К каким функциональным группам можно отнести гриб в составе лишайника, если рассматривать лишайник как отдельную экосистему? Ответ аргументируйте.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Известно, что уровень глюкозы в крови взрослого человека в норме составляет 4,1–5,9 ммоль/л. На концентрацию глюкозы влияет ряд органов, например промежуточный мозг, надпочечники, двуглавая мышца плеча. Используя знания о функциях этих органов, объясните их роль в регуляции концентрации уровня глюкозы.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какова роль крови в организме человека в процессе дыхания? Объясните, как происходит перенос углекислого газа из тканей в легкие. Какие соединения при этом образуются? Какой физический процесс обеспечивает газообмен в тканях?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
У большинства млекопитающих кожа покрыта шерстью, у птиц — перьями, предотвращающими излучение тепла. Какие особенности строения организма позволяют избежать перегрева у таких животных как заяц, собака и воробей?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
По годичным кольцам на спилах деревьев можно судить об их возрасте. Что такое годичные кольца, из какой исходной ткани они образуются? Какие особенности сезонного развития растений способствуют образованию колец? Почему в зоне экваториальных влажных лесов невозможно обнаружить годичные кольца у деревьев? Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В Центральной Америке были обнаружены две группы видов бобовых растений: у одних образуется много мелких легких семян, у других — мало семян, но они крупнее. При этом крупные семена содержат ядовитые для растительноядных насекомых вещества. В чем состоят преимущества каждой из этих групп растений?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Доказательства эволюции». Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Биогенетический закон (закон Геккеля-Мюллера) относится к сравнительно-анатомическим доказательствам эволюции живой природы. (2) В соответствии с этим законом индивидуальное развитие организма является кратким повторением филогенеза. (3) Филогенетический ряд предковых форм современной лошади относят к эмбриологическим доказательствам эволюции. (4) Изменения в строении конечностей и тела предков современной лошади сохранились как адаптации к условиям жизни на открытых пространствах. (5) У лошадей произошло уменьшение количества пальцев и удлинение конечностей. (6) Рудименты и атавизмы у взрослого человека относятся к биогеографическим доказательствам эволюции. (7) У человека имеется большое число рудиментов.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Движение тела человека». Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Движение тела человека осуществляется за счет сокращения мышц, прикреплённых к костям. (2) Скелетные мышцы образованы многоядерными мышечными волокнами, собранными в пучки. (3) Каждый мышечный пучок и мышца в целом покрыты оболочкой из эпителиальной ткани. (4) Основное свойство скелетной мышечной ткани - возбудимость и сократимость. (5) В возбужденном состоянии мышцы укорачиваются и утончаются. (6) Работу скелетной мышцы регулирует вегетативный отдел нервной системы. (7) Длительная, непрерывная, однообразная мышечная работа вызывает утомление мышц.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Ароморфоз как путь эволюции». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Ароморфозы наряду с идиоадаптациями и общей дегенерацией — главные пути достижения биологического прогресса. (2) Ароморфозы — это изменения, приводящие к частным приспособлениям (3) В результате ароморфозов формируются новые семейства и виды. (4) Эволюционные изменения организмов могут приводить к освоению новых сред обитания. (5) Выход животных на сушу сопровождался ароморфозами. (6) Примером ароморфоза у птиц служит разнообразие клювов. (7) Ароморфозы и идиоадаптации позволили птицам и млекопитающим широко распространиться на Земле.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Млекопитающие как представители высокоорганизованных позвоночных животных». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Млекопитающие — высокоорганизованные животные типа Хордовые, подтипа Позвоночные (Черепные). (2) В процессе эволюции у них произошли существенные изменения, которые обеспечили животным интенсивный обмен веществ, постоянную температуру тела. (3) Энергия, необходимая для процессов жизнедеятельности млекопитающих, образуется в процессе переваривания пищи. (4) Сердце млекопитающих четырехкамерное, артериальная и венозная кровь полностью разделены. (5) У всех млекопитающих отсутствует клоака, пищеварительная система заканчивается анальными отверстием. (6) Кора головного мозга у млекопитающих покрывает большие полушария, у большинства образует борозды и извилины. (7) Поведение сложное, обеспечивается нервной системы стволового типа.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Определите, к каким отделам относятся растения, части которых изображены на рисунке. Назовите по два признака, по которым их можно отнести к этим отделам. Что общего в половом размножении этих растений?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Рассмотрите растения, изображённые на рисунках 1 и 2. Определите отделы, к которым их относят. Укажите признаки, по которым Вы отнесли изображенные растения к этим отделам. Чем представлены гаметофиты данных растений?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Рассмотрите внутреннее строение зуба человека. Какие структуры зуба обозначены № 1, 2, 3? Какие функции они выполняют?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
На рисунках 1 и 2 изображены нефроны крысы и верблюда. На каком рисунке изображен нефрон верблюда? Ответ поясните с позиции процессов, происходящих в нефроне, и условий среды обитания животного.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
| Количество введённого экдизона (нМ) | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 |
| Число окуклившихся особей | 0 | 0 | 20 | 19 | 20 |
Экспериментатор решил изучить процесс метаморфоза у бабочки капустницы. Для этого он брал по 20 гусениц в последней стадии развития, вводил им в брюшко различное количество гормона экдизона, влияющего на метаморфоз, и считал гусениц, сформировавших куколку в течение 3 часов. Результаты эксперимента приведены в таблице. Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Сформулируйте вывод о воздействии экдизона на превращение гусениц на основе эксперимента. Перечислите два морфологических изменения, которые происходят в ходе метаморфоза у бабочек.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
| Номер образца | Уменьшение массы, г |
| 1 | 5,4 |
| 2 | 7,9 |
| 3 | 1,2 |
Ученый провел эксперимент с ветками липы. Для этого он срезал три молодые ветки, на каждой из которых было 10 листьев примерно одинаковой площади. Ученый поместил каждую ветку в отдельную колбу с 200 мл воды, после чего аккуратно налил растительное масло на водную поверхность для предотвращения испарения. Каждый образец (колбу с веткой) он взвесил и поставил в отдельные термостаты (температурные шкафы), в которых поддерживались температуры 10, 20 и 30 градусов. Влажность в термостатах на момент эксперимента поддерживалась на уровне 60%. Через 1 час ученый повторно взвесил и определил величину, на которую уменьшилась масса каждого образца. Он занес данные в таблицу, но не подписал, какой результат при каком условии был получен. Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Предположите, при какой температуре выдерживался образец 3. Ответ обоснуйте. Как зависят массы образцов от температур, в которых они выдерживались?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Экспериментатор решил изучить процесс фотосинтеза. Он взял ветку растения с листьями. Лист № 1 он поместил в герметичную колбу, концентрация углекислого газа в которой была в 10 раз выше по сравнению с атмосферой, лист № 2 находился в естественных условиях. Через три дня экспериментатор измерил количество крахмала в листьях. Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? В каком из листьев крахмала будет меньше? Ответ поясните. Почему через три дня концентрация кислорода в колбе значительно возрастет?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Ученый провел эксперимент с клетками эпидермиса листа тюльпана. Клетки помещались в 3%, 7% и 10% раствор поваренной соли (хлорида натрия). Ученый зарисовал строение исходной клетки и строение клеток через две минуты от начала эксперимента. Результаты изображены на рисунках. Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), а какой менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Почему в ходе эксперимента изменяется объем живой части клетки (протопласта)? Изменится ли объем живой части клетки (протопласта), если в эксперименте вместо 10% раствора поваренной соли (хлорида натрия) использовать раствор с равной протопласту концентрацией соли? Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Гемоглобин крови, соединяясь с кислородом, транспортирует его из органов дыхания в остальные органы. В зависимости от строения молекулы гемоглобин может иметь разную степень сродства к кислороду. Чем выше сродство гемоглобина к кислороду, тем хуже происходит диффузия кислорода из крови в ткани. У каких животных сродство гемоглобина к кислороду будет ниже — у крупных копытных млекопитающих или у мелких грызунов? Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Ароморфозы». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Ароморфозы наряду с идиоадаптациями и общей дегенерацией — главные пути достижения биологического прогресса. (2) Ароморфоз — путь эволюции, для которого характерны изменения, приводящие к частным приспособлениям к среде обитания. (3) В результате ароморфоза формируются новые популяции, подвиды и виды. (4) Эволюционные изменения организмов позволяют осваивать новые среды обитания. (5) Благодаря ароморфозам земноводные вышли на сушу, а птицы приспособились к полету. (6) К ароморфозам членистоногих относят формирование разнообразных конечностей у насекомых. (7) Разнообразие ротовых аппаратов и конечностей позволило насекомым адаптироваться к различным условиям среды.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой хромосомный набор характерен для клеток заростка и спор плауна? Из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Назовите тип и фазу деления клетки, изображенной на рисунке. Ответ обоснуйте. Какое биологическое значение имеет этот тип деления клетки?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в приведённом текст «Ферменты». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Ферменты выступают в роли катализаторов практически во всех биохимических реакциях, протекающих в живых системах. (2) Большинство ферментов являются полисахаридами. (3) Один фермент может ускорять разные типы биохимических реакций. (4) Ферменты становятся активными и ускоряют реакции в строго определённых химических средах. (5) По окончании биохимических реакций ферменты частично входят в состав образовавшихся веществ. (6) Активность ферментов зависит от температуры. (7) Эффективность ферментов в клетках значительно выше эффективности неорганических катализаторов.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Рассмотрите кариограмму человека. Представителю какого пола принадлежит данная кариограмма? Ответ поясните. На основании чего можно утверждать, что эта кариограмма человека с синдромом Шерешевского — Тернера? Укажите возможные причины появления данного синдрома с точки зрения формирования половых клеток и оплодотворения.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
| Растение | Изменение массы семян, % |
|---|---|
| Горох | 145 |
| Овёс | 55 |
| Кукуруза | 40 |
| Просо | 25 |
Ученый провел эксперимент с семенами различных растений. Он взял по 80 г семян гороха, овса, кукурузы и проса. Каждую навеску семян одного растения ученый поместил в отдельный цилиндр, залил водой и накрыл стеклом. Через двое суток он слил оставшуюся воду и взвесил набухшие семена каждой культуры. Оказалось, что семена различных культур впитывают различное количество воды. Результаты приведены в таблице. Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Какую из взятых для опыта культур надо сеять весной в более ранние сроки при условии установившихся положительных значений температуры? Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
У дрозофилы гетерогаметным полом является мужской пол. При скрещивании самок дрозофилы с нормальными крыльями, красными глазами и самцов с редуцированными крыльями, белыми глазами все потомство получилось единообразным по форме крыльев и окраске глаз. Во втором скрещивании самок дрозофилы с редуцированными крыльями, белыми глазами и самцов с нормальными крыльями, красными глазами получились самки с нормальными крыльями и красными глазами и самцы с нормальными крыльями, белыми глазами. Составьте схемы скрещивания, определите генотипы и фенотипы родительский особей, потомства в двух скрещиваниях и пол потомства в первом скрещивании. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
У птиц гетерогаметным полом является женский пол. В первом скрещивании курицы без гребня, с черным оперением и петуха с гребнем, полосатым оперением все потомство было единообразным по признакам наличия гребня и окраски оперения. Во втором скрещивании курицы с гребнем, полосатым оперением и петуха без гребня, с черным оперением получились самки с гребнем, черным оперением и самцы с гребнем, полосатым оперением. Составьте схемы скрещиваний, определите фенотипы и генотипы родительских особей, потомства в двух скрещиваниях и пол в первом скрещивании. Объясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
У человека между аллелями генов ихтиоза (заболевание кожи) и дальтонизма (красно-зелёного) происходит кроссинговер. Здоровая по указанным заболеваниям женщина, у матери которой был дальтонизм, а у отца — ихтиоз (а), вышла замуж за мужчину, не имеющего таких заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего таких заболеваний. В их семье родился ребёнок-дальтоник. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей, а также генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного этими двумя заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
У человека между аллелями генов красно-зелёного дальтонизма и гемофилии типа А происходит кроссинговер. Дигетерозиготная по генам дальтонизма и гемофилии женщина вышла замуж за мужчину, не имеющего таких заболеваний; в семье родился здоровый сын. Этот сын женился на женщине, страдающей дальтонизмом, носительнице гена гемофилии. Составьте схемы решения задачи. Укажите возможные генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
У человека между аллелями генов отсутствия потовых желез и красно-зеленого дальтонизма происходит кроссинговер. Женщина, не имеющая таких заболеваний, у матери которой был дальтонизм, а отца — отсутствие потовых желез, вышла замуж за мужчину, не имеющего таких заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего таких заболеваний. В этой семье родился ребёнок-дальтоник. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного этими двумя заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
У человека между аллелями генов атрофии зрительного нерва и гемофилии типа А происходит кроссинговер. Не имеющая указанных заболеваний женщина, у отца которой была гемофилия, а у дигомозиготной матери — атрофия зрительного нерва, вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего этих заболеваний, в этой семье родился ребенок-гемофилик. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли в первом браке рождение больного этими заболеваниями ребенка? Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. При синтезе фрагмента полипептида в рибосому входят молекулы тРНК в следующей последовательности (указаны антикодоны в направлении от 5’ к 3’ концу):
ЦУГ, УАУ, АУА, ГЦУ, АУА.
Установите нуклеотидную последовательность участка ДНК, который кодирует данный полипептид, и определите, какая цепь является матричной (транскрибируемой) в данном фрагменте ДНК. Установите аминокислотную последовательность синтезируемого фрагмента полипептида. Укажите последовательность решения задачи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу.
Ген имеет кодирующую и некодирующую области. Кодирующая область гена называется открытой рамкой считывания. Фрагмент конца гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная (транскрибируемая):
5’-ЦТЦГАТТГАГГЦАТТАТАГАГЦАТЦГ-3’
3’-ГАГЦТААЦТЦЦГТААТАТЦТЦГТАГЦ-5’.
Определите верную открытую рамку считывания и найдите последовательность аминокислот во фрагменте конца полипептидной цепи. Известно, что конечная часть полипептида, кодируемая этим геном, имеет длину более четырёх аминокислот. Объясните последовательность решения задачи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Ген имеет кодирующую и некодирующую области. Кодирующая область гена называется открытой рамкой считывания. Фрагмент конца гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная (транскрибируемая):
5’-АГЦАТГТААГЦТТТАЦТГАГЦТГЦ-3’
3’-ТЦГТАЦАТТЦГАААТГАЦТЦГАЦГ-5’.
Определите верную открытую рамку считывания и найдите последовательность аминокислот во фрагменте конца полипептидной цепи. Известно, что конечная часть полипептида, кодируемая этим геном, имеет длину более четырёх аминокислот. Объясните последовательность решения задачи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Ген имеет кодирующую и некодирующую области. Кодирующая область гена называется открытой рамкой считывания. Фрагмент конца гена имеет следующую последовательность нуклеотидов: (нижняя цепь матричная (транскрибируемая):
5’-ТГЦГЦГТААЦТГЦГАТГТГАГЦТАТАЦЦ-3’
3’-АЦГЦГЦАТТГАЦГЦТАЦАЦТЦГАТАТГГ-5’.
Определите верную открытую рамку считывания и найдите последовательность аминокислот во фрагменте конца полипептидной цепи. Известно, что итоговый полипептид, кодируемый этим геном, имеет длину более четырёх аминокислот. Объясните последовательность решения задачи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Ген имеет кодирующую и некодирующую области. Кодирующая область гена называется открытой рамкой считывания. Фрагмент конца гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная (транскрибируемая):
5’-ААГЦГЦТААТАГЦАТАТТАГАГЦТА-3’
3’-ТТЦГЦГАТТАТЦГТАТААТЦТЦГАТ-5’.
Определите верную открытую рамку считывания и найдите последовательность аминокислот во фрагменте конца полипептидной цепи. Известно, что конечная часть полипептида, кодируемая этим геном, имеет длину более четырёх аминокислот. Объясните последовательность решения задачи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5' концу одной цепи соответствует 3' конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5' конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5' к 3' концу. Ген имеет кодирующую и некодирующую области. Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов:
5'-ЦААТАТГЦГЦГГТАТТАТАГАГ-3'
3'-ГТТАТАЦГЦГЦЦАТААТАТЦТЦ-5'.
Определите последовательность аминокислот начала полипептида, если синтез начинается с аминокислоты Мет. Объясните последовательность решения задачи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В кариотипе осла 62 хромосомы. Определите количество хромосом в клетке при овогенезе у самки в конце зоны размножения и в конце зоны созревания. Какие процессы происходят в этих зонах? Каковы значения этих процессов в овогенезе?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев (вай) и заростка папоротника? Укажите, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой хромосомный набор характерен для клеток корневища и спор хвоща полевого? Из каких исходных клеток и в результате какого деления они образуются?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой хромосомный набор характерен для клеток листьев мха и его спор? Из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой хромосомный набор имеют клетки взрослой особи хламидомонады и её гаметы? Из каких исходных клеток образуются взрослые особи и их гаметы, в результате какого деления формируются половые клетки?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Почему диетологи рекомендуют принимать пищу в одно и то же время? Почему этап пережёвывания твёрдой пищи должен быть более продолжительным? Ответ аргументируйте.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Виды тихоокеанской саламандры (Ensatina) распространены вокруг долины в Калифорнии, которая ограничена горным массивом. В процессе эволюции последовательно образовались виды, которые отличались друг от друга по окраске и другим морфологическим признакам (направление распространения видов указано на рисунке стрелками). Соседние виды способны свободно скрещиваться (например, E. klauberi и E. oregonensis). Однако виды (E. klauberi и E. platensis), ареалы которых тоже соприкасаются, не могут скрещиваться. Какой тип видообразования иллюстрирует данный пример? Почему у видов E. klauberi и E. platensis скрещивание отсутствует? Дайте аргументированный ответ.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какое значение в стебле цветковых растений имеют механическая ткань? Сравните степень развития механической ткани у наземных и вторичноводных цветковых растений. Ответ поясните для обеих экологических групп.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Для эксперимента по физиологии человека были выбраны два испытуемых одного возраста и сходной конституции. В течение недели, предшествующей эксперименту, для утоления жажды они могли пить только обычную питьевую воду. В ходе эксперимента первый испытуемый выпил литр солёного (1.8%-го) раствора, а второй — литр дистиллированной воды. Как изменится объём мочи у каждого испытуемого? Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В зависимости от строения своей молекулы дыхательный белок гемоглобин может иметь различную степень сродства к кислороду, то есть различную способность присоединять кислород к железосодержащему гему. Чем меньше сродство гемоглобина к кислороду, тем медленнее кровь связывает кислород из внешней среды. Как различаются сродство гемоглобина к кислороду у придонных рыб, обитающих в стоячих водоёмах, и рыб, обитающих в толще воды проточных водоёмов? Ответ поясните. Какие особенности строения жабр костных рыб обеспечивают эффективное насыщение крови кислородом?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в приведенном тексте «Лечебные сыворотки». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Кровь, лишенную форменных элементов, называют сывороткой. (2) Лечебные сыворотки содержат готовые антитела. (3) Лечебные сыворотки, как и вакцины, готовят в промышленных масштабах. (4) Такие сыворотки используют не только для предупреждения, но и для лечения инфекционных заболеваний. (5) Антитела лечебных сывороток, в отличие от антител, образовавшихся после вакцинации в организме человека, являются липидами. (6) При введении лечебных сывороток в организм человека у него формируется активный искусственный иммунитет. (7) Введение лечебной сыворотки помогает человеку справиться с такими заболеваниями, как дифтерия и столбняк.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в тексте «Агроценозы». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Экосистемы, сформированные в результате хозяйственной деятельности человека, называются агроценозами. (2) В них обитают разные организмы — производители органического вещества, его потребители и разрушители. (3) Для агроценозов характерно большое разнообразие видов продуцентов. (4) В агроценозе роль редуцента выполняет человек. (5) Человек изымает из агроценоза основную массу органических веществ. (6) В агроценозе действует только естественный отбор. (7) Наряду с солнечной энергией в агросистемах используется дополнительные источники энергии.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в тексте «Вкусовой анализатор человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Вкусовой анализатор, как и другие анализаторы организма человека, состоит из трёх частей. (2) Основным рецепторным органом чувства является язык. (3) Вкусовые рецепторы языка находятся во вкусовых почках, расположенных во вкусовых сосочках. (4) По типу раздражителя рецепторы вкуса относят к механорецепторам. (5) По нервам импульсы от рецепторов поступают в спинной мозг. (6) Для обработки вкусовой информации импульсы вначале поступают в таламус промежуточного мозга. (7) Окончательная обработка информации, поступившей от вкусовых рецепторов, происходит в подкорковых ядрах головного мозга.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в тексте «Половое размножение животных». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) При половом размножении путём партеногенеза животное развивается после оплодотворения. (2) Молекулярной основой воспроизведения себе подобных особей, служит способность ДНК к репликации. (3) Половые клетки большинства животных созревают в процессе мейоза. (4) В результате оплодотворения образуется зигота с диплоидным набором хромосом. (5) При эмбриональном развитии позвоночных животных образуется сначала гаструла, затем бластула, потом нейрула и происходит органогенез. (6) У зародышей хордовых животных органы и ткани формируются из трёх зародышевых листков. (7) Постэмбриональное развитие хордовых животных осуществляется только прямым путём.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в приведенном тексте «Лимфатическая система человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Кровь, тканевая жидкость и лимфа образуют внутреннюю среду организма человека. (2) У человека лимфа движется по лимфатическим сосудам организма. (3) Лимфа образуется из тканевой жидкости и сначала транспортируется по лимфокапиллярам, а затем передвигается по более крупным лимфатическим сосудам. (4) Лимфатические сосуды несут лимфу в грудной проток, из него она попадает в артерии большого круга кровообращения. (5) Лимфа содержит большое количество эритроцитов. (6) Из кишечника в лимфу всасываются аминокислоты и глюкоза. (7) Лимфатическая система участвует в создании иммунитета, оттоке избытка жидкости от органов и тканей, во всасывании из кишечника определенных веществ.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в тексте «Наследственная изменчивость». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Генотипическую изменчивость подразделяют на мутационную (генная, хромосомная, геномная) и комбинативную. (2) Генные мутации связаны с изменением последовательности нуклеотидов в молекулах нуклеиновых кислот. (3) Появление хромосомных мутаций связано с потерей, переносом, поворотам или удвоением участков в хромосомах. (4) В световой микроскоп можно увидеть генные и хромосомные мутации. (5) К хромосомным мутациям относят полиплоидию. (6) Геномные мутации характеризуются изменением количества хромосом в кариотипе.(7) Независимое расхождение хромосом в профазе I мейоза, рекомбинация генов при кроссинговере, случайная встреча гамет при оплодотворении — процессы, лежащие в основе комбинативной изменчивости.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в тексте «Млекопитающие». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) У млекопитающих диафрагма отделяет грудную полость от брюшной. (2) В грудной полости расположены лёгкие, сердце и печень, а в брюшной полости – желудок, кишечник, поджелудочная железа. (3) Лёгкие млекопитающих парные и имеют ячеистое строение. (4) Переваривание пищи в желудке происходит под действием ферментов панкреатического сока. (5) Основная часть питательных веществ всасывается в кровь и лимфу через ворсинки тонкого кишечника. (6) Питательные вещества поступают в клетки, где происходят метаболические процессы. (7) Для млекопитающих характерен высокий уровень обмена веществ.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Критерии и структура вида». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Признаки и свойства, отличающие один вид от другого, называют критериями вида. (2) Каждый вид имеет определённый ареал, это географический критерий. (3) Пищевую специализацию животного относят к физиологическому критерию вида. (4) Генетический критерий — это кариотип, характерный для каждого вида. (5) Для установления видовой принадлежности достаточно использовать только морфологический критерий. (6) Каждый вид состоит из одной или нескольких популяций, которые являются структурными единицами вида. (7) У особей разных популяций одного вида существует репродуктивная изоляция.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
| Освещение (усл. ед.) | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 | 600 | 700 |
| Количество вырабатываемого кислорода (мл/ч) | 10 | 30 | 45 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Ученый провел эксперимент с растением. Для этого он поместил растение в герметичный сосуд (с фиксированным количеством углекислого газа). В течение продолжительного времени он измерял количество вырабатываемого кислорода при различном освещении. Результаты эксперимента приведены в таблице. Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? В результате какого процесса выделяется кислород? При какой минимальной интенсивности освещения экспериментатор зафиксировал максимальную продуктивность растения? Ответ поясните. Почему при дальнейшем увеличении освещенности продуктивность растения не изменяется?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Генетический код». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Расшифровка генетического кода — важнейшее открытие в биологии ХХ в. (2) Генетический код — это участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре определённого белка. (3) Генетический код обладает определёнными свойствами. (4) Код триплетен; это значит, что каждая аминокислота белка кодируется сочетанием трёх последовательно расположенных нуклеотидов в цепи ДНК (РНК). (5) Каждый триплет кодирует только одну аминокислоту, поэтому код универсален. (6) Большинство аминокислот зашифровано более чем одним кодоном, это избыточность (вырожденность) генетического кода. (7) В генетическом коде все 64 кодона кодируют 20 аминокислот.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какими цифрами на рисунке обозначены соответственно конечности прыгательная и копательная конечности насекомых? По каким признакам Вы отнесли их к соответствующим типам. Определите путь достижения биологического прогресса, в результате которого сформировались конечности таких типов. В чем он проявляется?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
На рисунке изображен скелет вымершего животного, обитавшего 30–38 млн. лет назад. Используя фрагмент геохронологической таблицы, определите, в какой эре и каком периоде обитал данный организм. Назовите класс, к которому можно отнести это животное, и черты строения скелета, позволяющие отнести его к этому классу. Назовите тип конечностей и группу животных, у которых впервые в эволюции появились конечности подобного типа.
Геохронологическая таблица
Эры | Периоды | |
Название | Возраст | Название |
| Кайнозойская, 66 | 66 | Четвертичный, 2,58 |
| Неоген, 20,45 | ||
| Палеоген, 43 | ||
| Мезозойская, 186 | 252 | Меловой, 79 |
| Юрский, 56 | ||
| Триасовый, 51 | ||
| Палеозойская, 289 | 541 | Пермский, 47 |
| Каменноугольный, 60 | ||
| Девонский, 60 | ||
| Силурийский, 25 | ||
| Ордовикский, 41 | ||
| Кембрийский, 56 | ||
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Определите, к каким отделам относят растения, органы которых изображены на рисунках 1 и 2. Укажите признаки, по которым Вы отнесли их к этим отделам. Где располагаются спорангии у этих растений?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Рассмотрите микрофотографии 1 и 2 с изображением эритроцитов человека и лягушки. Сделанные под одним и тем же увеличением микроскопа. На какой фотографии представлены эритроциты человека? Обоснуйте свой выбор. Какие преимущества дают человеку такие особенности строения эритроцитов? Как их строение влияет на транспорт кислорода в крови человека по сравнению с кровью лягушки.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
На рисунках 1 и 2 изображено строение пищеварительной системы у собаки и коалы. На каком рисунке изображен кишечник коалы? Ответ обоснуйте. Объясните значение такого строения пищеварительной системы коалы в связи с особенностями ее питания.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
| Изначальная масса фрагмента клубня (г) | Масса фрагмента клубня, выдержанного в дистиллированной воде (г) | Масса фрагмента клубня, выдержанного в 10% растворе поваренной соли (г) |
| 20 | 23,5 | 18 |
Ученый провел эксперимент с фрагментами клубня картофеля. Равные по размеру и массе фрагменты картофеля он поместил в две емкости. Одну емкость он заполнил дистиллированной водой, а другую — 10% раствором поваренной соли. После выдерживания образцов в жидкостях в течение 3 часов, он снова их взвесил. Результаты взвешивания приведены в таблице. Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Почему в ходе эксперимента изменилась масса фрагмента клубня в 10% растворе поваренной по сравнению с изначальной? Объясните, почему при замене картофеля на кусочки древесной пробки в 10% растворе их масса не уменьшилась.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Экспериментатор решил изучить работу сердца амфибии. Для этого он выделил сердце травяной лягушки, поместил его в физиологический раствор и измерил нормальную силу его сокращения. Затем он добавил в раствор адреналин и измерил силу сокращения ещё раз. Результаты эксперимента представлены на графике. Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Действию какого отдела вегетативной нервной системы аналогично действие адреналина? Как действует адреналин на сердечно-сосудистую систему? Укажите две функции.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
| Освещение (усл. ед.) | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 | 600 | 700 |
| Количество вырабатываемого кислорода (мл/ч) | 10 | 30 | 45 | 50 | 50 | 50 | 50 |
Ученый провел эксперимент с растением. Для этого он поместил растение в герметичный сосуд (с фиксированным количеством углекислого газа). В течение продолжительного времени он измерял количество вырабатываемого кислорода при различном освещении. Результаты эксперимента приведены в таблице. Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Почему выделение кислорода у растений зависит от освещения? Как изменятся результаты эксперимента, если исходную концентрацию углекислого газа повысить в 10 раз? Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Для изучения активности фермента пероксидазы, расщепляющей перекись водорода, ученый провёл эксперимент с корнем хрена. Для этого он нарезал корень на кусочки массой по 1 грамму. Затем на каждый кусочек он добавил 3% перекись водорода в различном объёме. Результаты эксперимента представлены на графике. Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Почему при увеличении количества добавляемой перекиси свыше 2000 мкл не наблюдается увеличение скорости протекания реакции, катализируемой пероксидазой? Как изменятся результаты эксперимента, если перед его началом корень вымачивать в концентрированной уксусной кислоте в течение нескольких дней? Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Экспериментатор решил изучить деление клеток, выделенных из организма домовой мыши. Для этого он измерял количество клеток в культуре, растущей при нормальных условиях, и в культуре с добавлением вещества колхицина. Результаты эксперимента представлены на графике и схематичном рисунке. Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Как и почему изменилась скорость деления клеток при добавлении колхицина?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Назовите структуру, обозначенную на рисунке стрелкой. Частью какого органа она является? Каковы её функции? В связи с каким эволюционным событием появилась эта структура? Какие особенности среды обитания привели к таким изменениям? Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Назовите тип и фазу деления исходной гаплоидной клетки, изображённой на схеме. Ответ обоснуйте. Какой биологический смысл имеет этот тип деления клетки?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Определите клеточную структуру, модель строения которой изображена на рисунке. Молекулы какого вещества обозначены цифрой 1? Какова его основная функция в этой структуре? Какая особенность строения и какие свойства молекул этого вещества позволяют ему выполнять эту функцию? Как расположены молекулы данного вещества в представленной клеточной структуре?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
На рисунках 1 и 2 изображено строение пищеварительной системы у собаки и коровы. На каком рисунке изображена пищеварительная система коровы? Ответ обоснуйте. Как такое строение пищеварительной системы коровы связано с особенностями её питания?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
| Длина световой волны, нм | Уровень воды в пробирке, см |
|---|---|
| 420 | 16,5 |
| 550 | 18,3 |
| 670 | 15,8 |
Ученым был проведен эксперимент с водным растением элодеей. В три конические воронки помещались по 10 одинаковых веточек этого растения. Воронки погружались на дно трех аквариумов, поверх воронок устанавливались пробирки с водой, как показано на рисунке. Каждый аквариум освещался в течение 1 ч светом определенной длины волны (420 нм, 550 нм и 670 нм), после чего измерялся уровень воды в пробирках. Результаты приведены в таблице. Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Какая длина световой волны оптимальна для фотосинтеза у элодеи? Ответ поясните, опираясь на результаты эксперимента.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
| Участники эксперимента | Средняя сила сжатия, кг |
|---|---|
| Девушки | 43,6 |
| Юноши | 47,3 |
Учёный провёл эксперимент на оценку силы мышц у людей. В эксперименте участвовали 50 юношей и 50 девушек в возрасте 17 лет со сходными антропометрическими показателями (рост, вес). Каждый испытуемый сжимал попеременно в обеих руках динамометр — прибор, позволяющий определить силу сжатия (силу кисти рук) в килограммах. Измерение проводилось 3 раза с небольшой паузой для отдыха. Результаты фиксировались, и средние значения были внесены в таблицу. Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Как изменятся показания динамометра, если измерения провести после 20 повторов без пауз для отдыха между ними? Назовите две причины, обеспечивающие это изменение.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Экспериментатор решил изучить процесс работы мышц у домовой мыши (Mus musculs). Для этого он исследовал состояние мышц тренированных и нетренированных мышей, подвергая их одинаковым нагрузкам. Результаты эксперимента показаны на графике. Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Как, согласно графику, влияет степень тренированности мышц на количество лактата (молочной кислоты), образующегося при их работе? Почему лактат (молочная кислота) образуется в мышцах при длительной нагрузке? Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
| Группа | Контрольная группа | Экспериментальная группа |
|---|---|---|
| Объём мочи (мл/сутки) | 0,9 | 0,031 |
Экспериментатор решил изучить процесс образования мочи у домовой мыши (Mus musculs). Для этого он измерял количество мочи, образуемой у контрольной группы мышей. Параллельно он измерял количество мочи у экспериментальной группы мышей, которым он вводил в кровь гормон вазопрессин, регулирующий объём выделяемой мочи. Результаты эксперимента представлены в таблице. Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Предположите, у мышей из какой группы концентрация солей в моче была выше. Ответ поясните. Почему у мышей из экспериментальной группы концентрация собственного вазопрессина будет понижена?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Вид азиатской птицы зеленоватой камышевки (Phylloscopus trochiloides) распространился на восток и запад Тибетского плато с юга, огибая непроходимые Гималаи (направление распространения вида указано стрелками), где миграция из-за высоты гор невозможна. При этом образовалось множество подвидов, которые различаются по мотивам песни и окраске. Соседние подвиды способны свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство (например, P. viridanus и P. plumbeitarsus). Однако дальние подвиды не могут скрещиваться и давать плодовитое потомство (например, P. trochiloides и P. plumbeitarsus). Какой тип видообразования иллюстрирует данный пример? Почему у дальних подвидов (P. trochiloides и P. plumbeitarsus) скрещивание отсутствует? Дайте аргументированный ответ.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
При исследовании двадцатилетней динамики численности леммингов на Дальнем Востоке было замечено, что их численность в разные годы то возрастала, то сокращалась (см. график). Проявлением какого эволюционного фактора является данный пример? Назовите не менее двух причин, в результате которых возникает данное явление. Что происходило с генофондом популяции леммингов в те годы, когда их численность снижалась до 10–20 особей на 1 га? Чем такое изменение генофонда может быть опасно для дальнейшей эволюции вида?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Отечественный учёный Г. Ф. Гаузе провёл ряд экспериментов с тремя видами инфузорий. Первый и второй виды питались бактериями, находящимися в толще воды, а третий вид питался дрожжевыми клетками, обитающими в донном иле. При совместном выращивании особей первого и второго видов численность первого сократилась. Через некоторое время первый вид был вытеснен вторым видом. Однако отдельно друг от друга оба вида могли жить совместно с третьим видом инфузорий. Какое явление исследовал Г. Ф. Гаузе? Почему при совместном культивировании инфузорий первого и второго видов один из видов был полностью вытеснен, а при культивировании первого и третьего видов обе популяции сосуществовали длительное время? Какие выводы можно сделать на основе проведённого эксперимента?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
От культурных растений человек стремится получить максимальный урожай. Каждое сортовое растение пшеницы может дать до 300 семян, что означало бы урожай в 600 ц на 1 га. Однако на практике высоким считается урожай в 40–50 ц на 1 га. Какие биотические факторы влияют на то, что урожайность пшеницы не достигает максимума? Укажите четыре фактора.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Глаза птиц и млекопитающих имеют большое анатомическое сходство. Какие особенности строения глазного яблока обеспечивают его светочувствительность? Объясните, в связи с каким образом жизни у большинства птиц отряда Совообразные светочувствительность глаз выше, чем у птиц отряда Соколообразные? Какой вид фоторецепторов обеспечивает высокую светочувствительность глаз у совообразных?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Растение гинкго, относящееся к голосеменным растениям, называют палеонтологическим барометром. Плотность устьиц на его листьях зависит от концентрации углекислого газа в атмосфере. На графике показано изменение концентрации углекислого газа в различные геологические периоды. Предположите, каким образом изменяется плотность устьиц у гинкго в зависимости от концентрации углекислого газа в атмосфере. Ответ поясните. Как согласно графику изменилась плотность устьиц на листьях гинкго к середине юрского периода относительно его начала?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
По данным исследователей, в арктических почвах в большом количестве обитают представители нескольких групп цианобактерий, без которых невозможен сбалансированный круговорот веществ в данном регионе. В чём заключается роль цианобактерий в круговороте углерода и азота в арктических экосистемах? К какой функциональной группе арктических экосистем можно отнести цианобактерии?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Известно, что у прибрежных водорослей, обитающих в арктических морях, концентрация органических веществ (липидов, аминокислот и сахаров) в цитоплазме клеток существенно выше, чем у родственных им групп из экваториальных и субэкваториальных вод. Как можно объяснить такое различие? Температура плавления ненасыщенных жирных кислот ниже, чем у насыщенных. Предположите, в какое время года концентрация ненасыщенных жирных кислот в составе мембранных липидов у водорослей северных морей будет максимальной. Поясните свой ответ. Почему для водорослей опасно изменение агрегатного состояния внутренней среды?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Для истинных наземных животных (амниот) характерен прямой тип постэмбрионального развития. Чем различается питание эмбриона у живородящих и яйцекладущих (яйцеродящих) позвоночных животных? В чём заключается преимущество живорождения перед яйцерождением? В условиях какого климата и почему у некоторых пресмыкающихся развился промежуточный вариант размножения — яйцеживорождение.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В зависимости от строения своей молекулы дыхательный белок гемоглобин может иметь различную степень сродства к кислороду, то есть различную способность присоединять кислород к железосодержащему гему. Чем меньше сродство гемоглобина к кислороду, тем медленнее кровь связывает кислород из внешней среды. Как различается сродство гемоглобина к кислороду у высокогорных лам, в отличие от верблюдов, обитающих в степях Монголии? Ответ аргументируйте. Какие параметры форменных элементов крови обеспечивают её кислородную ёмкость (способность насыщаться кислородом) у различных групп позвоночных животных?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Млекопитающие не способны синтезировать ферменты, расщепляющие целлюлозу (клетчатку). При этом многие виды млекопитающих питаются растительной пищей. Какие адаптации в строении пищеварительной системы существуют у травоядных млекопитающих для питания травой? Укажите четыре адаптации и поясните значение каждой из них.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в приведенном тексте «Половое размножение». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Передачу наследственных признаков из поколения в поколение при половом размножении осуществляют гаметы. (2) Образование половых клеток у позвоночных животных и человека называют в зависимости от пола сперматогенезом или овогенезом. (3) При гаметогенезе в зоне размножения увеличивается количество первичных половых клеток путем мейоза. (4) Яйцеклетки отличаются от сперматозоидов формой, размером, отсутствием жгутика. (5) Сперматозоиды подвижны, имеют митохондрии в шейке. (6) Эндоплазматическая сеть в головке сперматозоида преобразована в акросому; в ней находятся ферменты, растворяющие покровы яйцеклетки. (7) Совокупность генов, полученных от обоих родителей, формирует генофонд потомка.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в приведенном тексте «Нуклеиновые кислоты». Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Нуклеиновые кислоты относятся к биополимерам. (2) Нуклеиновые кислоты были обнаружены в ядрах клеток, поэтому и получили такое название. (3) Молекулы ДНК в клетках эукариот находятся только в ядре, а РНК локализованы как в ядре, так и в других частях клетки. (4) Молекулы ДНК — самые крупные полимеры из существующих в живых организмах. (5) Нуклеотиды ДНК состоят из азотистого основания, углевода рибозы и остатка фосфорной кислоты. (6) Нуклеотиды, входящие в состав одной цепи ДНК, комплементарны нуклеотидам в составе другой цепи. (7) ДНК является матрицей в процессах репликации и трансляции.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
| Забор крови | Количество эритроцитов, млн/мм3 |
|---|---|
| Первый | 5,5 |
| Второй | 7,2 |
| Третий | 8,1 |
Ученый провел эксперимент со спортсменами-добровольцами, осуществлявшими подъём в гору в два этапа. У группы спортсменов трижды осуществляли забор крови: первый раз на высоте 300 м — до подъёма в горную деревню на высоту 2135 м над уровнем моря, второй раз — через три недели проживания там, третий раз — после второго этапа — восхождения на высоту 4050 м. В анализах оценивали количество эритроцитов во всех образцах крови (см. таблицу). Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимая переменная)? Исходя из функции эритроцитов в крови, объясните наблюдаемое изменение параметра крови.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой процесс, происходящий у животных, отображен на схеме? Ответ обоснуйте. Назовите период, обозначенный цифрой III, и тип деления, приводящий к образованию клеток в этом периоде. Каково биологическое значение этого типа деления? Укажите два значения.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.