Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 24 № 51760
i

Вид ази­ат­ской птицы зе­ле­но­ва­той ка­мы­шев­ки (Phylloscopus trochiloides) рас­про­стра­нил­ся на во­сток и запад Ти­бет­ско­го плато с юга, оги­бая не­про­хо­ди­мые Ги­ма­лаи (на­прав­ле­ние рас­про­стра­не­ния вида ука­за­но стрел­ка­ми), где ми­гра­ция из-⁠за вы­со­ты гор не­воз­мож­на. При этом об­ра­зо­ва­лось мно­же­ство под­ви­дов, ко­то­рые раз­ли­ча­ют­ся по мо­ти­вам песни и окрас­ке. Со­сед­ние под­ви­ды спо­соб­ны сво­бод­но скре­щи­вать­ся и да­вать пло­до­ви­тое потом­ство (на­при­мер, P. viridanus и P. plumbeitarsus). Од­на­ко даль­ние под­ви­ды не могут скре­щи­вать­ся и да­вать пло­до­ви­тое потом­ство (на­при­мер, P. trochiloides и P. plumbeitarsus). Какой тип ви­до­об­ра­зо­ва­ния ил­лю­стри­ру­ет дан­ный при­мер? По­че­му у даль­них под­ви­дов (P. trochiloides и P. plumbeitarsus) скре­щи­ва­ние от­сут­ству­ет? Дайте ар­гу­мен­ти­ро­ван­ный ответ.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Гео­гра­фи­че­ское (ал­ло­пат­ри­че­ское) ви­до­об­ра­зо­ва­ние.

2.  Даль­ние под­ви­ды дол­гое время не кон­так­ти­ро­ва­ли между собой (от­сут­ство­вал поток генов).

3.  В ре­зуль­та­те между под­ви­да­ми на­ко­пи­лись зна­чи­мые ге­не­ти­че­ские раз­ли­чия (ге­но­фонд под­ви­дов стал раз­ли­чать­ся).

4.  По­это­му воз­ник­ла ре­про­дук­тив­ная изо­ля­ция.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ответ вклю­ча­ет все на­зван­ные выше эле­мен­ты, не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок3
Ответ вклю­ча­ет 2 из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок, ИЛИ ответ вклю­ча­ет 3 на­зван­ные выше эле­мен­та, но со­дер­жит био­ло­ги­че­ские ошиб­ки2
Ответ вклю­ча­ет 1 из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок, ИЛИ ответ вклю­ча­ет 2 из на­зван­ных выше эле­мен­тов, но со­дер­жит био­ло­ги­че­ские ошиб­ки1
Ответ вклю­ча­ет толь­ко один из на­зван­ных выше эле­мен­тов и со­дер­жит био­ло­ги­че­ские ошиб­ки, ИЛИ ответ не­пра­виль­ный 0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: ЕГЭ по био­ло­гии 14.06.2022. Ос­нов­ная волна. Раз­ные за­да­чи
Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его кри­те­рии. По­пу­ля­ция. Мик­ро­э­во­лю­ция. Спо­со­бы ви­до­об­ра­зо­ва­ния