ЕГЭ по биологии 30.03.2023. Досрочная волна. Вариант 3
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Рассмотрите таблицу «Разделы биологии». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный вопросительным знаком.
| Раздел биологии | Пример |
|---|---|
| Этология | Особенности поведения животных |
| ? | Разделение видов организмов в зависимости от степени их родства |
Ответ:
Экспериментатор изучал как изменится количество белков и активность ферментов в курином яйце при нагреве от 22 °C до 55 °C.
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| Количество белков | Активность ферментов |
|---|---|
Ответ:
После оплодотворения в зародыше пшеницы насчитывалось 14 хромосом. Какое количество хромосом содержит в себе яйцеклетка пшеницы? В ответ запишите только число.
Ответ:
Какова вероятность (в %) получения гетерозиготных особей при моногибридном скрещивании гетерозигот?
Ответ:
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Осуществляет синтез субъединиц рибосом
Б) Производит модификацию белков
В) Осуществляет аэробное дыхание
Г) Является местом образования лизосом
Д) Контролирует процессы, происходящие в клетке
Е) Полуавтономный органоид
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Какие из перечисленный ниже признаков можно использовать для описания особенностей процесса, изображенного на рисунке?
1. Мейоз.
2. Сперматогонии.
3. Овоцит.
4. Спорообразование.
5. Почкование.
6. Полярное тельце.
Ответ:
Установите последовательность процессов эмбриогенеза у ланцетника.
1. Формирование бластулы.
2. Дробление зиготы.
3. Формирование гастральной полости.
4. Образование мезодермы.
5. Органогенез.
Ответ:
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) считается редуцированным элементом цветка
Б) содержит семязачаток
В) имеет большую площадь поверхности
Г) отвечает за улавливание пыльцы
Д) начинает расти пыльцевая трубка
Е) в нем происходит двойное оплодотворение
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Выберите три признака, характерные для птиц, которые позволили им иметь более высокий уровень обмена веществ.
1. Кожа, лишенная желез.
2. Полые легкие кости.
3. Развитый мозжечок.
4. Снабжение тела артериальной кровью.
5. Двойное дыхание.
6. Большая скорость переваривания пищи.
Ответ:
Установите последовательность систематических групп, начиная с самого низкого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Животные.
2. Кишечнополостные.
3. Актиния конская, или обыкновенная.
4. Эукариоты.
5. Коралловые полипы.
6. Актинии, или Морские анемоны.
Ответ:
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Расположен в полости кости
Б) Образуются форменные элементы крови
В) Заполняет губчатое вещество кости
Г) Состоит в основном из жира
Д) Образуются лейкоциты
Е) Выполняет запасающую функцию
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных ниже структур глаза человека выполняют защитную функцию?
1. Хрусталик.
2. Слезная железа.
3. Нижнее веко.
4. Стекловидное тело.
5. Зрительный нерв.
6. Ресницы.
Ответ:
Установите последовательность структур дыхательной системы человека, через которые проходит атмосферный воздух при вдохе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Бронхиола.
2. Трахея.
3. Бронх.
4. Носовая полость.
5. Гортань.
6. Глотка.
Ответ:
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания движущей формы естественного отбора. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Естественный отбор происходит из-за действия факторов эволюции. (2) Одна из форм позволяет сместить в одну сторону норму реакции признака организмов. (3) В результате естественного отбора сохраняются птицы с крыльями средней длины — особи со слишком короткими или слишком длинными крыльями не выживают. (4) Из-за естественного отбора, в результате промышленной революции в Европе бабочки берёзовой пяденицы стали более тёмные (их не было заметно на тёмной коре). (5) Естественный отбор позволяет сохранять признаки видов. (6) В результате длительного воздействия на бактерии антибиотиками у микробов возникает антибиотикорезистентность.
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Выберите организмы, занимающие первый трофический уровень в экосистеме леса.
1. Гриб трутовик.
2. Береза повислая.
3. Земляника лесная.
4. Петров крест, паразитическое растение.
5. Заяц беляк.
6. Ландыш майский.
Ответ:
Установите соответствие между этапом антропогенеза и особенностями его характеризующими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) развита мелкая мускулатура передних конечностей
Б) стопа приобретает сводчатую форму
В) большой палец верхних конечностей противопоставлен остальным
Г) таз расширяется, его кости срастаются
Д) увеличение мозгового отдела черепа
Е) S-
1) прямохождение
2) трудовая деятельность
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Расставьте в правильной последовательности звенья детритной пищевой цепи.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) останки тюленя
2) бактерии гниения
3) инфузории
4) дафнии и циклопы
5) мальки хищных видов рыб
Ответ:
Из предложенных ниже терминов и понятий заполните ниже представленную таблицу «Пищеварительная система человека».
| Отдел пищеварительной системы | Фермент | Среда |
|---|---|---|
| ротовая полость | мальтаза | _____________ (В) |
| _____________ (А) | пепсин | кислая |
| двенадцатиперстная кишка | _____________ (Б) | слабощелочная |
Список элементов
1. Липаза.
2. Пищевод.
3. Желудок.
4. Толстая кишка.
5. Кислая.
6. Слабощелочная.
7. Нейтральная.
8. Лизоцим.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| A | Б | В |
Ответ:
В исследовании изучалась эффективность ингибиторов фермента EGFR-киназы, ассоциированного с многими формами рака. Новый ингибитор сравнивали с препаратом, используемым в медицине (контроль). Проанализируйте график, на котором отображена эффективность ингибирования.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1. Активность EGFR-киназы тем выше, чем больше развилась раковая опухоль.
2. Новый препарат является ингибитором лишь в небольших концентрациях.
3. Ингибирование EGFR-киназы способно остановить рост опухоли на ранних стадиях рака.
4. Новый ингибитор менее эффективен, чем препарат, используемый в медицине.
5. Максимального ингибирования с помощью нового препарата в исследовании достигнуть не удалось.
Ответ:
Сформулируйте нулевую гипотезу*. Почему измеряли уровень гематокрита до поднятия на гору? Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если испытуемые потребляли воду в недостаточном количестве?
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Каким образом понижение гематокрита повлияет на дыхательную функцию крови? Как изменится интенсивность клеточного метаболизма в таком случае? Ответы поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Рассмотрите растения, изображённые на рисунках 1 и 2. Определите отделы, к которым их относят. Укажите признаки, по которым Вы отнесли изображенные растения к этим отделам. Чем представлены гаметофиты данных растений?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В 1902 г. М. Бейлисс и Э. Старлинг повели следующий эксперимент. У подопытного животного они перерезали все нервы, идущие к поджелудочной железе. К удивлению ученых, как только пища касалась слизистой оболочки кишечника, поджелудочная железа начинала изливать в его полость панкреатический сок. С какой целью ученые перерезали все нервы, соединяющие поджелудочную железу с ЦНС? Какой отдел периферической нервной системы иннервирует работу поджелудочной железы? Какое влияние оказывает этот отдел на выработку панкреатического сока? Почему железа вырабатывала поджелудочный сок, в эксперименте? Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Мелкие ракообразные животные формируют в водных экосистемах основу зоопланктона. Какие причины вызывают резкое возрастание численности зоопланктона весной в пресных водоёмах Центрального региона России? Объясните, какие адаптивные значения для обитания в водной среде имеют такие черты строения планктонных организмов, как почти прозрачное тело, наличие различных выростов и щетинок, присутствие в теле жировых включений?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Ген имеет кодирующую и некодирующую области. Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь матричная):
5’ - ЦААТАТГТАААТГЦГЦГГТАТТАТАГАГ - 3’
3’ - ГТТАТАЦАТТТАЦГЦГЦЦАТААТАТЦТЦ - 5’.
Определите последовательность аминокислот начала полипептида, если синтез начинается с аминокислоты мет. Объясните последовательность решения задачи. Фрагмент полипептида в длину имеет более 4 аминокислот. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
У человека гены ихтиоза и гемофилии типа А находятся в одной хромосоме.
Моногомозиготная здоровая женщина, не имеющая таких заболеваний, мать которой не имела этих заболеваний, а у отца был ихтиоз, вышла замуж за мужчину, имеющего гемофилию. Родившаяся в этом браке здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего таких заболеваний. В этой семье родился ребёнок с ихтиозом и гемофилией. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей, а также генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Объясните рождение больного обоими заболевания ребенка во втором браке?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.