ЕГЭ по биологии 2020. Досрочная волна. Вариант 1
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Рассмотрите предложенную схему строения кровеносной системы человека. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Ответ:
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком
| Раздел биологии | Объект изучения / Область исследования |
|---|---|
| Генетика | Закономерности наследственности |
| ? | Использование биологических процессов и систем в сельском хозяйстве, медицине и промышленности |
Ответ:
Сколько триплетов в молекуле иРНК кодируют белок, состоящий из 102 аминокислот? В ответе запишите только соответствующее число.
Ответ:
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания световой фазы фотосинтеза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) выделяется энергия при разложении воды
2) образуются молекулы АТФ
3) формируется глюкоза
4) выделяется кислород
5) происходит в тилакоидах
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и видами молекул: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) содержит один вид азотистых оснований
Б) обеспечивает энергией реакции синтеза
В) входит в состав рибосом
Г) содержит макроэргические связи
Д) содержит четыре вида азотистых оснований
Е) служит матрицей при трансляции
1) РНК
2) АТФ
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Сколько фенотипов у потомков может получиться при самоопылении растения душистого горошка, гетерозиготного по признаку окраски плодов, при полном доминировании этого признака? Ответ запишите в виде числа.
Ответ:
Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания модификационной изменчивости. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) возникает у единичных особей
2) образует вариационный ряд признака
3) имеет массовый характер
4) формируется в результате случайного сочетания хромосом
5) является приспособительной к условиям среды
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и типами размножения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) размножение осуществляется с помощью побегов
Б) происходит сочетание генов двух родителей
В) организм развивается из неоплодотворённой яйцеклетки
Г) размножение происходит путём почкования
Д) размножение происходит без участия гамет
Е) образуется зигота
1) бесполое
2) половое
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие признаки характерны для большинства костных рыб?
1) рот находится на нижней стороне головы
2) тело покрыто костной чешуёй
3) они обитают только в пресных водоёмах
4) жабры прикрыты жаберными крышками
5) они имеют чешую с зубообразными шипами, покрытыми эмалью
6) в полости тела имеется плавательный пузырь
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и частями стебля, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) расположение в коре
Б) наличие ситовидных трубок
В) наличие лубяных волокон
Г) проводящие элементы мёртвые
Д) ток веществ только восходящий
Е) транспорт растворённых в воде минеральных веществ
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите последовательность таксономических названий, начиная с самого мелкого. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Улотрикс.
2. Эукариоты.
3. Улотриксовые.
4. Зелёные водоросли.
5. Улотрикс опоясанный.
6. Растения.
Ответ:
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображена пищеварительная система человека.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) пищевод
2) печень
3) толстая кишка
4) прямая кишка
5) поджелудочная железа
6) тонкая кишка
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и камерами сердца человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) от него отходят лёгочные артерии
Б) он входит в большой круг кровообращения
В) содержится венозная кровь
Г) он имеет более толстые мышечные стенки
Д) в него открывается двустворчатый клапан
Е) содержится богатая кислородом кровь
1) левый желудочек
2) правый желудочек
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите последовательность этапов движения кислорода воздуха, начиная с его поступления в носовую полость человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Поступление кислорода в альвеолы.
2. Поступление кислорода в полость гортани.
3. Поступление кислорода в клетки тела.
4. Диффузия кислорода в кровь.
5. Транспорт кислорода гемоглобином эритроцита.
6. Окисление кислородом органических веществ.
Ответ:
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Среди плоских и круглых червей достаточно много паразитов. (2) У паразитических круглых червей (аскарид) в процессе эволюции сформировались плотные покровы, которые позволяют им выжить при воздействии пищеварительных соков хозяина. (3) У паразитических плоских червей — бычьего и свиного цепней — во взрослом состоянии выделяются вещества, препятствующие их перевариванию в кишечнике хозяина. (4) Эти черви утратили пищеварительную систему. (5) На головке бычьего цепня сформировались четыре присоски, а у свиного цепня, кроме присосок, имеются крючочки. (6) В связи с паразитизмом червей их нервная система и органы чувств редуцировались.
Ответ:
Установите соответствие между систематическими признаками человека и таксонами животных, для которых они характерны: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) нервная система зародыша в виде трубки
Б) осевая скелетная структура на стадии эмбрионального развития
В) жаберные щели в глотке эмбриона
Г) потовые железы
Д) постоянная температура тела
Е) дифференцированные зубы
1) класс Млекопитающие
2) тип Хордовые
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания. Почву как среду обитания организмов характеризуют:
1) отсутствие света;
2) резкие перепады давления;
3) низкое содержание углекислого газа;
4) низкая плотность;
5) незначительные колебания температуры;
6) недостаток кислорода.
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и экосистемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) сбалансированный круговорот веществ
Б) пищевые цепи короткие, состоящие из двух-трёх звеньев
В) преобладание монокультуры
Г) использование дополнительной энергии
Д) большое видовое разнообразие
Е) действие естественного и искусственного отборов
1) мелколиственный лес
2) гречишное поле
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите последовательность действий селекционера для получения гетерозисных организмов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Получение гомозиготных линий.
2. Многократное самоопыление родительских растений.
3. Подбор исходных растений с определёнными признаками.
4. Получение высокопродуктивных гибридов.
5. Скрещивание организмов двух разных чистых линий.
Ответ:
Проанализируйте таблицу «Строение кожи человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
Строение кожи человека
| Слои кожи | Образующие типы ткани | Функция |
|---|---|---|
| эпидермис | эпителиальная | ____________ (В) |
| _________ (А) | соединительная | обменная, рецепторная |
| подкожная жировая клетчатка | ____________ (Б) | терморегуляционная, запасающая |
Список терминов и понятий
1. Мышечная.
2. Соединительная.
3. Дерма.
4. Надкостница.
5. Защитная, обменная.
6. Эпителиальная.
7. Опорная, сенсорная.
8. Амортизационная, терморегуляционная.
Ответ:
В исследовании изучалась эффективность ингибиторов фермента EGFR-киназы, ассоциированного с многими формами рака. Новый ингибитор сравнивали с препаратом, используемым в медицине (контроль). Проанализируйте график, на котором отображена эффективность ингибирования.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1. Активность EGFR-киназы тем выше, чем больше развилась раковая опухоль.
2. Новый препарат является ингибитором лишь в небольших концентрациях.
3. Ингибирование EGFR-киназы способно остановить рост опухоли на ранних стадиях рака.
4. Новый ингибитор менее эффективен, чем препарат, используемый в медицине.
5. Максимального ингибирования с помощью нового препарата в исследовании достигнуть не удалось.
Ответ:
В результате интенсивного вылова рыб в реке резко сократилась численность популяции двустворчатого моллюска беззубки. Используя знания о жизненном цикле беззубки, объясните это явление.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой клеточный органоид изображён на рисунке? В клетках нервной или гладкой мышечной ткани лучше развит этот органоид? Ответ поясните, исходя из функции этого органоида.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Пищевые цепи». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Перенос веществ и энергии в биогеоценозе от их источника через ряд организмов называется пищевая цепь. (2) Пастбищная пищевая цепь биогеоценоза включает в себя продуцентов и консументов. (3) Первым звеном пищевой цепи являются продуценты. (4) Консументами I порядка являются растительноядные животные. (5) Консументы II порядка формируют второй трофический уровень. (6) Редуценты живут в организмах и разлагают органические вещества до неорганических веществ. (7) Пищевая цепь другого типа – детритная – начинается от мелких почвенных животных и заканчивается крупными животными.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Объясните, почему для обнаружения едва уловимого запаха человек делает более резкий и глубокий вдох носом. Ответ поясните. Почему при сухости в носу нарушается восприятие запахов?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие идиоадаптации сформировались у цветковых растений, обитающих в воде? Приведите не менее четырёх признаков и обоснуйте их адаптивные значения.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор взрослого организма и его гамет. Из каких исходных клеток развиваются взрослые особи и гаметы? В результате какого деления формируются гаметы?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Группа крови (I) и резус-фактор (R) — аутосомные несцепленные признаки. Группа крови контролируется тремя аллелями одного гена: i0, IA, IB. В браке женщины с первой группой крови, положительным резус-фактором и мужчины с третьей группой крови, положительным резус-фактором родился ребёнок с отрицательным резус-фактором. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы потомства. Какова вероятность рождения в этой семье ребёнка с отрицательным резус-фактором?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.