ЕГЭ по биологии 08.04.2021. Досрочная волна.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Рассмотрите предложенную схему строения кровеносной системы человека. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Ответ:
Рассмотрите таблицу «Биология как наука». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком
| Раздел биологии | Объект изучения / Область исследования |
|---|---|
| Этология | Закономерности поведения животных в естественных условиях |
| ? | Строение клеток организмов разных царств |
Ответ:
Сколько половых хромосом содержится в соматической клетке человека, если в диплоидном наборе содержится 46 хромосом? В ответе запишите только соответствующее число.
Ответ:
Все перечисленные ниже понятия, кроме двух, используют для описания транспортной функции плазматической мембраны. Определите два понятия, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) окисление
2) диффузия
3) пиноцитоз
4) экзоцитоз
5) гликолиз
Ответ:
Установите соответствие между процессами и стадиями фотосинтеза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) восстановление углерода
Б) возбуждение электрона в молекуле хлорофилла
В) расщепление молекулы воды
Г) присоединение углекислого газа к органическим веществам
Д) образование молекул АТФ
1) темновая
2) световая
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Определите соотношение фенотипов потомков в анализирующем скрещивании дигетерозиготной самки мухи дрозофилы при независимом наследовании генов. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов.
Ответ:
Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания наследования рецессивного аллеля гемофилии. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) отсутствует в Y-хромосоме
2) подавляется доминантным аллелем
3) наследуется от матери к сыну
4) располагается в митохондриальной ДНК
5) находится в аутосомной хромосоме
Ответ:
Установите соответствие между организмами и типами их питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) бактерии гниения
Б) обыкновенная амёба
В) нитрифицирующие бактерии
Г) серобактерии
Д) плесневые грибы
1) хемоавтотрофный
2) гетеротрофный
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие признаки характерны для цианобактерий?
1) встречаются в составе лишайников
2) имеют спиралевидный хроматофор
3) являются редуцентами
4) вызывают «цветение» воды
5) являются прокариотическими
6) размножаются зооспорами
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и видами корней: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) образует корнеплод при разрастании
Б) развивается из зародышевого корешка
В) формирует мочковатую корневую систему
Г) развивается на побеге
Д) отходит от корневища или луковицы
Е) формируется при вегетативном размножении
1) придаточный
2) главный
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите последовательность систематических групп организмов, начиная с самого низкого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Ваниль душистая.
2. Орхидные.
3. Ваниль.
4. Покрытосеменные.
5. Растения.
6. Однодольные.
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Что относят к периферической нервной системе человека?
1. Ствол мозга.
2. Кору мозжечка.
3. Двигательные нервы.
4. Продолговатый мозг.
5. Чувствительные нервы.
6. Нервные узлы.
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и слоями кожи человека, обозначенными на рисунке цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) содержит кровеносные сосуды
Б) имеет ороговевшие клетки
В) придаёт коже эластичность
Г) содержит большинство нервных окончаний
Д) содержит волосяную луковицу
Е) участвует в образовании ногтей
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите последовательность движения гормона тироксина по кровеносной системе человека с момента образования гормона до достижения им органа-мишени. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Левая половина сердца.
2. Капилляры щитовидной железы.
3. Верхняя полая вена.
4. Правая половина сердца.
5. Клетки жировой ткани.
6. Лёгочный ствол.
Ответ:
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций у земноводных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Появление лёгких у земноводных в процессе эволюции дало им возможность выйти на сушу. (2) Также при выходе земноводных на сушу важную роль сыграли пятипалые конечности рычажного типа. (3) У квакш, ведущих древесный образ жизни, на кончиках пальцев находятся присоски, с помощью которых квакши могут прилипать к любым поверхностям. (4) С помощью эластичных перепонок на пальцах некоторые виды квакш могут планировать на расстояние до двух метров. (5) Благодаря направлению глаз вперёд квакши совершают безошибочные прыжки до добычи или соседней ветки. (6) Кровеносная система квакш, как и всех земноводных, содержит трёхкамерное сердце и два круга кровообращения.
Ответ:
Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) гомологичные органы
Б) ископаемые переходные формы
В) атавизмы
Г) единство плана строения тела позвоночных
Д) окаменелости
Е) рудименты
1) сравнительно-анатомические
2) палеонтологические
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие процессы являются примерами концентрационной функции живого вещества биосферы?
1. Преобразование растениями энергии света в энергию химических связей.
2. Накопление серы серобактериями.
3. Увеличение содержания фосфата кальция в костях рыб.
4. Выделение кислорода в атмосферу.
5. Отложение карбоната кальция в раковинах моллюсков.
6. Разрушение листового опада бактериями гниения.
Ответ:
Установите соответствие между экологическими факторами и их группами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) вырубка леса
Б) выкармливание кукушонка птицами другого вида
В) уменьшение численности белок при снижении урожая семян ели
Г) подтопление леса во время половодья
Д) внесение минеральных удобрений
Е) линька зайца при изменении длины светового дня
1) антропогенные
2) абиотические
3) биотические
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите последовательность процессов, происходящих при секреции клеткой вещества белковой природы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Присоединение пузырька к цистерне аппарата Гольджи.
2. Формирование транспортного пузырька ЭПС с синтезированным веществом.
3. Транспорт пузырька с готовым белком к плазматической мембране.
4. Модификация молекулы белка.
5. Отшнуровывание транспортного пузырька от ЭПС.
Ответ:
Проанализируйте таблицу «Типы морфологических адаптаций». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или соответствующее понятие из предложенного списка.
| Типы морфологических адаптаций | Характеристики | Примеры |
|---|---|---|
| _________ (А) | контрастные пятна или полосы, имитирующие игру света-тени | бурундук, тигр |
| предупреждающая окраска | _________ (Б) | клоп-солдатик, шмель |
| мимикрия | окраска незащищённых животных, подражающая окраске защищённых | _________ (В) |
Список терминов и понятий
1. Окраска и форма животного, имитирующие объекты внешней среды.
2. Яркая окраска в сочетании с ядовитыми железами.
3. Незаметные на фоне среды окраска и форма животных.
4. Божья коровка и оса.
5. Заяц-беляк и заяц-русак.
6. Муха осовидка и бабочка стеклянница.
7. Сплошная окраска.
8. Расчленяющая окраска.
Ответ:
Проанализируйте диаграмму «Активность жителей», отдыхающих в парке, до и после установки тренажёров в фитнес-зоне», если численность посетителей парка после установки тренажёров не изменилась.
Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1. Установка тренажёров в парках положительно сказывается на здоровье проживающих поблизости людей.
2. Предпочитающих прогуливаться в фитнес-зоне людей стало меньше, а на удалении от неё — больше.
3. Прогулки для здоровья полезнее, чем пассивный отдых на скамейках.
4. В парке доля занимающихся фитнесом людей увеличилась после установки тренажёров.
5. Молодые люди предпочитают активный отдых, а пожилые — отдых на скамейках.
Ответ:
При выращивании томатов рассадным способом часто происходит так называемое вытягивание саженцев: они имеют тонкие и длинные стебли. В таком случае при пересадке растений в грунт для повышения урожайности рекомендуется заглубление, достигаемое путём расположения растений в посадочной лунке под наклоном. Почему данный агротехнический приём способствует повышению урожайности? Ответ обоснуйте.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие структуры глаза человека обозначены на рисунке цифрами 1, 2, 3? Какие функции они выполняют?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Выделительная система человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1)В клетках тела человека в результате обмена веществ образуются токсичные вещества, бóльшая часть которых удаляется через почки. (2)Один из конечных продуктов обмена — мочевина. (3)В состав мочевыделительной системы входят как парные органы: почки, надпочечники, мочеточники, — так и непарные: мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. (4)В нефронах почек образуется первичная и вторичная моча. (5)Первичная моча образуется в капсулах нефронов при фильтрации крови. (6)Вторичная моча образуется при реабсорбции первичной мочи в мочеточниках. (7)В состав вторичной мочи здорового человека входят вода, соли, мочевина, белки, мочевая кислота и др.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В условиях сезонного климата у большинства древесных растений осенью начинается листопад. Отрыв листа от стебля обусловлен суберинизацией клеточных оболочек — накоплением в них жироподобного вещества суберина. В результате этого процесса некоторые клетки опробковевают, становятся мёртвыми, толстостенными и заполняются воздухом. К образованию какой структуры в листе приводит суберинизация (опробковение)? Где в листе она формируется и какую роль играет? Какое значение имеет листопад для растений? Что является сигнальным фактором для листопада?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Объясните, почему переход человека от охоты и собирательства к земледельческой и скотоводческой деятельности привёл к сокращению либо исчезновению природных экосистем. Почему это способствовало росту населения?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке непосредственно перед мейозом I и в профазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
При скрещивании высокого растения томата с шероховатым эндоспермом и низкого растения с гладким эндоспермом всё потомство получилось высокое с гладким эндоспермом. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы: 123, 124, 26, 27. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства каждой группы в двух скрещиваниях, численность каждой группы во втором скрещивании. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в анализирующем скрещивании.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.