Вариант № 3900124

Демонстрационная версия ЕГЭ—2021 по биологии

В де­мон­стра­ци­он­ном ва­ри­ан­те пред­став­ле­ны кон­крет­ные при­ме­ры за­да­ний, не ис­чер­пы­ва­ю­щие всего мно­го­об­ра­зия воз­мож­ных фор­му­ли­ро­вок за­да­ний на каж­дой по­зи­ции ва­ри­ан­та эк­за­ме­на­ци­он­ной ра­бо­ты.

В де­мон­стра­ци­он­ном ва­ри­ан­те пред­став­ле­но по не­сколь­ко при­ме­ров за­да­ний на не­ко­то­рых по­зи­ци­ях эк­за­ме­на­ци­он­ной ра­бо­ты. В ре­аль­ных ва­ри­ан­тах эк­за­ме­на­ци­он­ной ра­бо­ты на каж­дой по­зи­ции будет пред­ло­же­но толь­ко одно за­да­ние.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип Д1 № 35528
i

Рас­смот­ри­те пред­ло­жен­ную схему клас­си­фи­ка­ции видов из­мен­чи­во­сти. За­пи­ши­те в от­ве­те про­пу­щен­ный тер­мин, обо­зна­чен­ный на схеме зна­ком во­про­са.


Ответ:

2
Тип 1 № 35529
i

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «Ме­то­ды био­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний» и за­пол­ни­те пу­стую ячей­ку, впи­сав со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин.

 

МетодПри­ме­не­ние ме­то­да
Цен­три­фу­ги­ро­ва­ниеРаз­де­ле­ние ор­га­но­и­дов клет­ки
Опре­де­ле­ние числа хро­мо­сом в ка­ри­о­ти­пе

ИЛИ

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «Био­ло­гия как наука» и за­пол­ни­те пу­стую ячей­ку, впи­сав со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин.

 

 

Раз­дел био­ло­гииОбъ­ект изу­че­ния
Ис­ко­па­е­мые пе­ре­ход­ные формы ор­га­низ­мов
Ана­то­мияСтро­е­ние внут­рен­них ор­га­нов

ИЛИ

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «Уров­ни ор­га­ни­за­ции живой при­ро­ды» и за­пол­ни­те пу­стую ячей­ку, впи­сав со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин.

 

 

Уро­веньПри­мер
По­пу­ля­ци­он­но-⁠ви­до­войВид слон аф­ри­кан­ский
Сфаг­но­вое бо­ло­то

Ответ:

3
Тип 3 № 35530
i

В со­ма­ти­че­ской клет­ке тела рыбы 56 хро­мо­сом. Какой набор хро­мо­сом имеет спер­ма­то­зо­ид рыбы? В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко ко­ли­че­ство хро­мо­сом.

ИЛИ

В не­ко­то­рой мо­ле­ку­ле ДНК на долю нук­лео­ти­дов с аде­ни­ном при­хо­дит­ся 18%. Опре­де­ли­те про­цент­ное со­дер­жа­ние нук­лео­ти­дов с ци­то­зи­ном, вхо­дя­щих в со­став мо­ле­ку­лы. В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко со­от­вет­ству­ю­щее число.


Ответ:

4
Тип 7 № 35531
i

Все пе­ре­чис­лен­ные ниже при­зна­ки, кроме двух, ис­поль­зу­ют­ся для опи­са­ния изоб­ражённой на ри­сун­ке клет­ки. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  на­ли­чие хло­ро­пла­стов

2)  на­ли­чие гли­ко­ка­лик­са

3)  спо­соб­ность к фо­то­син­те­зу

4)  спо­соб­ность к фа­го­ци­то­зу

5)  спо­соб­ность к био­син­те­зу белка

ИЛИ

Все пе­ре­чис­лен­ные ниже при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния мо­ле­ку­лы ДНК. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  со­сто­ит из двух по­ли­нук­лео­тид­ных цепей, за­кру­чен­ных в спи­раль

2)  пе­ре­но­сит ин­фор­ма­цию к месту син­те­за белка

3)  в ком­плек­се с бел­ка­ми стро­ит тело ри­бо­со­мы

4)  спо­соб­на са­мо­удва­и­вать­ся

5)  в ком­плек­се с бел­ка­ми об­ра­зу­ет хро­мо­со­мы


Ответ:

5

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­цес­са­ми и эта­па­ми энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРО­ЦЕС­СЫ

А)  рас­щеп­ле­ние глю­ко­зы в ци­то­плаз­ме

Б)  син­тез 36 мо­ле­кул АТФ

В)  об­ра­зо­ва­ние мо­лоч­ной кис­ло­ты

Г)  пол­ное окис­ле­ние ве­ществ до СО2 и Н2О

Д)  об­ра­зо­ва­ние пи­ро­ви­но­град­ной кис­ло­ты

ЭТАПЫ ЭНЕР­ГЕ­ТИ­ЧЕ­СКО­ГО ОБ­МЕ­НА

1)  бес­кис­ло­род­ный

2)  кис­ло­род­ный

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

6

Опре­де­ли­те со­от­но­ше­ние фе­но­ти­пов у по­том­ков при мо­но­ги­брид­ном скре­щи­ва­нии двух ге­те­ро­зи­гот­ных ор­га­низ­мов при пол­ном до­ми­ни­ро­ва­нии. Ответ за­пи­ши­те в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр, по­ка­зы­ва­ю­щих со­от­но­ше­ние по­лу­чив­ших­ся фе­но­ти­пов, в по­ряд­ке их убы­ва­ния.

ИЛИ

По изоб­ражённой на ри­сун­ке ро­до­слов­ной опре­де­ли­те ве­ро­ят­ность (в про­цен­тах) рож­де­ния в браке, от­ме­чен­ном циф­рой 1, ребёнка с при­зна­ком, про­явив­шим­ся при пол­ном его до­ми­ни­ро­ва­нии. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.


Ответ:

7
Тип Д7 № 35534
i

Все при­ведённые ниже тер­ми­ны, кроме двух, ис­поль­зу­ют­ся для опи­са­ния по­ло­во­го раз­мно­же­ния ор­га­низ­мов. Опре­де­ли­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  го­на­да

2)  спора

3)  опло­до­тво­ре­ние

4)  ово­ге­нез

5)  поч­ко­ва­ние


Ответ:

8
Тип Д8 № 35535
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми био­ло­ги­че­ских яв­ле­ний и фор­ма­ми из­мен­чи­во­сти, ко­то­рые эти при­ме­ры ил­лю­стри­ру­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­МЕР ЯВ­ЛЕ­НИЙ

А)  по­яв­ле­ние бе­ло­гла­зых мух дро­зо­фил у крас­но­гла­зых ро­ди­те­лей

Б)  по­яв­ле­ние мыши-аль­би­но­са у серых ро­ди­те­лей

В)  фор­ми­ро­ва­ние у стре­ло­ли­ста ли­стьев раз­ных форм в воде и на воз­ду­хе

Г)  по­яв­ле­ние у ребёнка цвета глаз од­но­го из ро­ди­те­лей

Д)  умень­ше­ние раз­ме­ра ко­ча­на ка­пу­сты при не­до­стат­ке влаги

ФОРМЫ ИЗ­МЕН­ЧИ­ВО­СТИ

1)  на­след­ствен­ная

2)  не­на­след­ствен­ная

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

ИЛИ

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между струк­ту­ра­ми и за­ро­ды­ше­вы­ми лист­ка­ми, обо­зна­чен­ны­ми на ри­сун­ке циф­ра­ми 1, 2, из ко­то­рых эти струк­ту­ры фор­ми­ру­ют­ся: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

СТРУК­ТУ­РЫ

А)  нерв­ная ткань

Б)  кровь

В)  ске­лет

Г)  глад­кая мы­шеч­ная ткань

Д)  кож­ный эпи­дер­мис

ЗА­РО­ДЫ­ШЕ­ВЫЕ ЛИСТ­КИ

1)  1

2)  2

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

9
Тип Д9 № 35536
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Если в про­цес­се эво­лю­ции у жи­вот­но­го сфор­ми­ро­вал­ся го­лов­ной мозг, изоб­ражённый на ри­сун­ке, то этому жи­вот­но­му при­су­щи:

 

1)  четырёхка­мер­ное серд­це;

2)  на­ли­чие диа­фраг­мы;

3)  кож­ные по­кро­вы с че­шуй­ка­ми или щит­ка­ми;

4)  не­по­сто­ян­ная тем­пе­ра­ту­ра тела;

5)  яче­и­стые лёгкие;

6)  раз­ви­тие за­ро­ды­ша в матке.

ИЛИ

Из­вест­но, что бак­те­рия ту­бер­кулёзная па­лоч­ка  — аэроб­ный, мик­ро­ско­пи­че­ский, па­то­ген­ный ор­га­низм. Вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже тек­ста три утвер­жде­ния, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию пе­ре­чис­лен­ных выше при­зна­ков бак­те­рии.

(1) Раз­ме­ры ту­бер­кулёзной па­лоч­ки со­став­ля­ют в длину 1–10 мкм, а в диа­мет­ре 0,2–0,6 мкм. (2) Ор­га­низм не­по­дви­жен и не спо­со­бен об­ра­зо­вы­вать споры. (3) При тем­пе­ра­ту­ре выше 20 °C во влаж­ном и тёмном месте со­хра­ня­ет жиз­не­спо­соб­ность до 7 лет. (4) Для сво­е­го раз­ви­тия ор­га­низм нуж­да­ет­ся в на­ли­чие кис­ло­ро­да. (5) Ту­бер­кулёзная па­лоч­ка яв­ля­ет­ся па­ра­зи­ти­че­ским ор­га­низ­мом. (6) В при­ро­де ор­га­низм рас­про­стра­ня­ет­ся не толь­ко с кап­ля­ми жид­ко­сти, но и вет­ром.


Ответ:

10
Тип Д10 № 35537
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­я­ми и ор­га­на­ми рас­те­ния, ко­то­рые вы­пол­ня­ют эти функ­ции: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ФУНК­ЦИИ

А)  осу­ществ­ле­ние ми­не­раль­но­го пи­та­ния

Б)  по­гло­ще­ние воды

В)  син­тез ор­га­ни­че­ских ве­ществ из не­ор­га­ни­че­ских

Г)  транс­пи­ра­ция

Д)  об­ра­зо­ва­ние ми­ко­ри­зы

Е)  по­гло­ще­ние уг­ле­кис­ло­го газа и вы­де­ле­ние кис­ло­ро­да

ОР­ГА­НЫ РАС­ТЕ­НИЯ

1)  ко­рень

2)  лист

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

11

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность рас­по­ло­же­ния си­сте­ма­ти­че­ских так­со­нов рас­те­ния, на­чи­ная с са­мо­го круп­но­го так­со­на. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1.  Мят­лик лу­го­вой.

2.  Мят­лик.

3.  По­кры­то­се­мен­ные.

4.  Од­но­доль­ные.

5.  Рас­те­ния.

6.  Зла­ко­вые.


Ответ:

12
Тип 15 № 35539
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

Во время бега в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка:

 

1)  уси­ли­ва­ет­ся син­тез желчи клет­ка­ми пе­че­ни;

2)  оста­нав­ли­ва­ет­ся био­син­те­за белка в ске­лет­ных мыш­цах;

3)  сни­жа­ет­ся ар­те­ри­аль­ное дав­ле­ние;

4)  уси­ли­ва­ет­ся при­ток крови к коже;

5)  уси­ли­ва­ет­ся по­то­от­де­ле­ние;

6)  по­вы­ша­ет­ся ак­тив­ность сим­па­ти­че­ско­го от­де­ла нерв­ной си­сте­мы.

ИЛИ

Вы­бе­ри­те три верно обо­зна­чен­ные под­пи­си к ри­сун­ку «Стро­е­ние уха». За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  на­руж­ный слу­хо­вой про­ход

2)  ба­ра­бан­ная пе­ре­пон­ка

3)  слу­хо­вой нерв

4)  стре­мя

5)  по­лу­круж­ный канал

6)  улит­ка


Ответ:

13

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ти­па­ми ткани че­ло­ве­ка: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  об­ла­да­ет про­во­ди­мо­стью

Б)  вы­пол­ня­ет функ­цию опоры и пи­та­ния

В)  об­ра­зу­ет на­руж­ный по­кров кожи

Г)  вы­ра­ба­ты­ва­ет ан­ти­те­ла

Д)  со­сто­ит из тесно при­ле­га­ю­щих кле­ток

Е)  об­ра­зу­ет серое ве­ще­ство спин­но­го мозга

ТИПЫ ТКАНИ

1)  эпи­те­ли­аль­ная

2)  со­еди­ни­тель­ная

3)  нерв­ная

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

14

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих в пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка при пе­ре­ва­ри­ва­нии пищи. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1.  Ин­тен­сив­ное вса­сы­ва­ние воды.

2.  На­бу­ха­ние и ча­стич­ное рас­щеп­ле­ние бел­ков.

3.  На­ча­ло рас­щеп­ле­ния крах­ма­ла.

4.  Вса­сы­ва­ние ами­но­кис­лот и глю­ко­зы в кровь.

5.  Рас­щеп­ле­ние всех био­по­ли­ме­ров пищи до мо­но­ме­ров.


Ответ:

15

Про­чи­тай­те текст. Вы­бе­ри­те три пред­ло­же­ния, в ко­то­рых даны опи­са­ния мор­фо­ло­ги­че­ско­го кри­те­рия вида сосны обык­но­вен­ной. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

(1) Сосна обык­но­вен­ная  — све­то­лю­би­вое рас­те­ние. (2) Она имеет вы­со­кий строй­ный ствол, крона фор­ми­ру­ет­ся толь­ко вб­ли­зи вер­хуш­ки. (3) Сосна растёт на пес­ча­ных поч­вах, ме­ло­вых горах. (4) У неё хо­ро­шо раз­ви­ты глав­ный и бо­ко­вые корни, ли­стья иг­ло­вид­ные, по две хво­ин­ки в узле на по­бе­ге. (5) На мо­ло­дых по­бе­гах раз­ви­ва­ют­ся зе­ле­но­ва­то-⁠жёлтые муж­ские шишки и крас­но­ва­тые жен­ские шишки. (6) Пыль­ца пе­ре­но­сит­ся вет­ром и по­па­да­ет на жен­ские шишки, где про­ис­хо­дит опло­до­тво­ре­ние.


Ответ:

16
Тип Д16 № 35543
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми объ­ек­тов и ме­то­да­ми изу­че­ния эво­лю­ции, в ко­то­рых ис­поль­зу­ют­ся эти при­ме­ры: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­МЕ­РЫ ОБЪ­ЕК­ТОВ

А)  за­клад­ка жа­бер­ных дуг в он­то­ге­не­зе че­ло­ве­ка

Б)  остан­ки зве­ро­зу­бых яще­ров

В)  фи­ло­ге­не­ти­че­ский ряд ло­ша­ди

Г)  сход­ство за­ро­ды­шей клас­сов по­зво­ноч­ных

Д)  срав­не­ние флоры перм­ско­го и три­а­со­во­го пе­ри­о­дов

МЕ­ТО­ДЫ ИЗУ­ЧЕ­НИЯ ЭВО­ЛЮ­ЦИИ

1)  па­ле­он­то­ло­ги­че­ский

2)  эм­брио­ло­ги­че­ский

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

17

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. Устой­чи­вость эко­си­сте­мы влаж­но­го эк­ва­то­ри­аль­но­го леса опре­де­ля­ет­ся:

 

1)  боль­шим ви­до­вым раз­но­об­ра­зи­ем;

2)  от­сут­стви­ем ре­ду­цен­тов;

3)  боль­шой чис­лен­но­стью хищ­ни­ков;

4)  раз­ветвлёнными пи­ще­вы­ми се­тя­ми;

5)  ко­ле­ба­ни­ем чис­лен­но­сти по­пу­ля­ций;

6)  за­мкну­тым кру­го­во­ро­том ве­ществ.


Ответ:

18

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эко­ло­ги­че­ски­ми фак­то­ра­ми, ко­то­рые этими при­ме­ра­ми ил­лю­стри­ру­ют­ся: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ПРИ­МЕ­РЫ

А)  по­вы­ше­ние дав­ле­ния ат­мо­сфер­но­го воз­ду­ха

Б)  из­ме­не­ние ре­лье­фа эко­си­сте­мы, вы­зван­ное зем­ле­тря­се­ни­ем

В)  из­ме­не­ние чис­лен­но­сти по­пу­ля­ции зай­цев в ре­зуль­та­те эпи­де­мии

Г)  вза­и­мо­дей­ствие между вол­ка­ми в стае

Д)  кон­ку­рен­ция за тер­ри­то­рию между сос­на­ми в лесу

ЭКО­ЛО­ГИ­ЧЕ­СКИЕ ФАК­ТО­РЫ

1)  абио­ти­че­ский

2)  био­ти­че­ский

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

19
Тип Д20 № 35546
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность эво­лю­ци­он­ных про­цес­сов, про­ис­хо­див­ших на Земле, в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1)  выход ор­га­низ­мов на сушу

2)  воз­ник­но­ве­ние фо­то­син­те­за у про­ка­ри­от

3)  фор­ми­ро­ва­ние озо­но­во­го экра­на

4)  абио­ген­ный син­тез ор­га­ни­че­ских ве­ществ

5)  по­яв­ле­ние кле­точ­ных форм жизни


Ответ:

20
Тип 20 № 35547
i

Рас­смот­ри­те ри­су­нок с изоб­ра­же­ни­ем ба­боч­ки берёзовой пя­де­ни­цы и опре­де­ли­те тип при­спо­соб­ле­ния, форму есте­ствен­но­го от­бо­ра и на­прав­ле­ние эво­лю­ции, ко­то­рые при­ве­ли к по­яв­ле­нию тёмной формы при из­ме­не­нии усло­вий (ги­бе­ли ли­шай­ни­ков). За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя тер­ми­ны, при­ведённые в спис­ке. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин из пред­ло­жен­но­го спис­ка.

 

Тип при­спо­соб­ле­нияФорма есте­ствен­но­го

от­бо­ра

Ма­те­ри­ал

для от­бо­ра

________________ (А)________________ (Б)________________ (В)

 

Спи­сок тер­ми­нов

1.  Му­та­ция.

2.  Пре­ду­пре­жда­ю­щая окрас­ка.

3.  Кон­вер­ген­ция.

4.  Дви­жу­щая.

5.  Адап­тив­ная мо­ди­фи­ка­ция.

6.  Мас­ки­ров­ка.

7.  По­ло­вой.

ИЛИ

Про­ана­ли­зи­руй­те таб­ли­цу «Струк­ту­ры клет­ки». За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя тер­ми­ны, при­ведённые в спис­ке. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­вой, вы­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин из пред­ло­жен­но­го спис­ка.

Струк­ту­ры клет­ки

Объ­ектРас­по­ло­же­ние в клет­кеФунк­ция
_________(А)Ци­то­плаз­маБио­ло­ги­че­ское окис­ле­ние
ДНК____________ (Б)Хра­не­ние и пе­ре­да­ча

на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции

клет­ки и ор­га­низ­ма

Ри­бо­со­маЦи­то­плаз­ма____________ (В)

 

Спи­сок тер­ми­нов:

1)  гли­ко­лиз

2)  хло­ро­пласт

3)  био­син­тез белка

4)  ми­то­хон­дрия

5)  тран­скрип­ция

6)  ядро

7)  ци­то­плаз­ма

8)  кле­точ­ный центр


Ответ:

21
Тип 21 № 35548
i

Про­ана­ли­зи­руй­те таб­ли­цу «Вы­жи­ва­ние птен­цов сквор­ца в за­ви­си­мо­сти от ко­ли­че­ства яиц в клад­ке».

Вы­жи­ва­ние птен­цов сквор­ца в за­ви­си­мо­сти от ко­ли­че­ства яиц в клад­ке

Ко­ли­че­ство яиц в

клад­ке

Доля вы­жив­ших птен­цов (в %)
1100
295
390
483
580
653
740
835
932

 

Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, ко­то­рые можно сфор­му­ли­ро­вать на ос­но­ва­нии ана­ли­за пред­став­лен­ных дан­ных. За­пи­ши­те в от­ве­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны вы­бран­ные утвер­жде­ния.

 

1.  Оп­ти­маль­ное ко­ли­че­ство яиц в клад­ке  — 5, что обес­пе­чи­ва­ет мак­си­маль­ное вос­про­из­ве­де­ние осо­бей в дан­ной по­пу­ля­ции сквор­цов.

2.  Ги­бель птен­цов объ­яс­ня­ет­ся слу­чай­ны­ми фак­то­ра­ми.

3.  Чем мень­ше в клад­ке яиц, тем ниже смерт­ность птен­цов сквор­ца.

4.  Чем мень­ше птен­цов в гнез­де, тем чаще ро­ди­те­ли кор­мят каж­до­го из птен­цов.

5.  Ко­ли­че­ство яиц в клад­ке за­ви­сит от кли­ма­ти­че­ских фак­то­ров и на­ли­чия корма.

ИЛИ

Про­ана­ли­зи­руй­те гра­фик ско­ро­сти раз­мно­же­ния мо­лоч­но­кис­лых бак­те­рий.

 

 

Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, ко­то­рые можно сфор­му­ли­ро­вать на ос­но­ва­нии ана­ли­за по­лу­чен­ных ре­зуль­та­тов. Ско­рость раз­мно­же­ния бак­те­рий:

 

1)  все­гда прямо про­пор­ци­о­наль­на из­ме­не­нию тем­пе­ра­ту­ры среды;

2)  за­ви­сит от ре­сур­сов среды, в ко­то­рой на­хо­дят­ся бак­те­рии;

3)  за­ви­сит от ге­не­ти­че­ской про­грам­мы ор­га­низ­ма;

4)  в ин­тер­ва­ле от 20 до 36 °C по­вы­ша­ет­ся;

5)  умень­ша­ет­ся при тем­пе­ра­ту­ре выше 36 °C в связи с де­на­ту­ра­ци­ей части бел­ков в клет­ке бак­те­рии.

ИЛИ

Про­ана­ли­зи­руй­те ги­сто­грам­му, в ко­то­рой пред­став­ле­ны по­зво­ноч­ные жи­вот­ные, со­став­ля­ю­щие пи­ще­вой ра­ци­он оби­та­ю­ще­го в тундре жи­вот­но­го Z. За­пи­ши­те в от­ве­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны вы­бран­ные утвер­жде­ния.

 

Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, ко­то­рые можно сфор­му­ли­ро­вать на ос­но­ва­нии ана­ли­за пред­став­лен­ных дан­ных.

 

Жи­вот­ное Z можно от­не­сти к:

 

1)  все­яд­ным жи­вот­ным;

2)  кон­су­мен­там II–IV по­ряд­ков;

3)  ав­то­троф­ным ор­га­низ­мам;

4)  теп­ло­кров­ным жи­вот­ным;

5)  ноч­ным жи­вот­ным.


Ответ:

22
Тип Д22 C2 № 35549
i

Из­вест­но, что кон­цен­тра­ция солей в плаз­ме крови со­от­вет­ству­ет кон­цен­тра­ции 0,9% хло­ри­да на­трия в фи­зио­ло­ги­че­ском рас­тво­ре. В стек­лян­ный ста­кан, за­пол­нен­ный рас­тво­ром по­ва­рен­ной соли, по­ме­сти­ли эрит­ро­ци­ты. Срав­ни­те изоб­ра­же­ния нор­маль­но­го эрит­ро­ци­та в плаз­ме (рис. А) и эрит­ро­ци­та в рас­тво­ре (рис. Б). Объ­яс­ни­те на­блю­да­е­мое яв­ле­ние. Опре­де­ли­те кон­цен­тра­цию соли в ста­ка­не (0,9%, более 0,9%, менее 0,9%).

 

ИЛИ

Из­вест­но, что в рас­ти­тель­ных клет­ках при­сут­ству­ют два вида хло­ро­фил­ла: хло­ро­филл a и хло­ро­филл b. Учёному, для изу­че­ния их струк­ту­ры, не­об­хо­ди­мо раз­де­лить эти два пиг­мен­та. Какой метод он дол­жен ис­поль­зо­вать для их раз­де­ле­ния? На чём ос­но­ван этот метод?

ИЛИ

Ана­ли­за ре­зуль­та­тов на­ру­ше­ния сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния генов поз­во­ля­ет опре­де­лить по­сле­до­ва­тель­ность рас­по­ло­же­ния генов в хро­мо­со­ме и со­ста­вить ге­не­ти­че­ские карты. Ре­зуль­та­ты мно­го­чис­лен­ных скре­щи­ва­ний мух дро­зо­фил по­ка­за­ли, что ча­сто­та на­ру­ше­ния сцеп­ле­ния между ге­на­ми А и В со­став­ля­ет 5%, между ге­на­ми А и С  — 11%, между ге­на­ми С и В  — 6%. Пе­ре­ри­суй­те пред­ло­жен­ную схему фраг­мен­та хро­мо­со­мы на лист от­ве­та, от­меть­те на ней вза­им­ное рас­по­ло­же­ние генов А, В, С и ука­жи­те рас­сто­я­ние между ними. Какая ве­ли­чи­на при­ня­та за еди­ни­цу рас­сто­я­ния между ге­на­ми?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

23
Тип 24 № 35550
i

Какие про­цес­сы изоб­ра­же­ны на ри­сун­ках А и Б? На­зо­ви­те струк­ту­ру клет­ки, участ­ву­ю­щую в этих про­цес­сах. Какие пре­об­ра­зо­ва­ния в клет­ке далее про­изой­дут с бак­те­ри­ей на ри­сун­ке А?

ИЛИ

На ри­сун­ках изоб­ра­же­ны ске­лет и от­пе­ча­ток пе­рьев и ре­кон­струк­ция вы­мер­ше­го жи­вот­но­го, оби­тав­ше­го 150–147 млн лет назад.

Ис­поль­зуя фраг­мент гео­хро­но­ло­ги­че­ской таб­ли­цы, опре­де­ли­те, в какой эре и каком пе­ри­о­де оби­тал дан­ный ор­га­низм. Это жи­вот­ное ино­гда от­но­сят к пти­цам, но оно имело не­ко­то­рые при­зна­ки, не­ха­рак­тер­ные для со­вре­мен­ных птиц. Пе­ре­чис­ли­те те из них, ко­то­рые видны на ри­сун­ках (не менее трёх при­зна­ков).

Гео­хро­но­ло­ги­че­ская таб­ли­ца

Эры

Пе­ри­о­ды

На­зва­ние
и про­дол­жи­тель­ность,
млн. лет

Воз­раст
(на­ча­ло эры), млн. лет

На­зва­ние
и про­дол­жи­тель­ность,
млн. лет

Кай­но­зой­ская, 6666Чет­вер­тич­ный, 2,58
Нео­ген, 20,45
Па­лео­ген, 43
Ме­зо­зой­ская, 186252Ме­ло­вой, 79
Юр­ский, 56
Три­а­со­вый, 51
Па­лео­зой­ская, 289541Перм­ский, 47
Ка­мен­но­уголь­ный, 60
Де­вон­ский, 60
Си­лу­рий­ский, 25
Ор­до­вик­ский, 41
Кем­брий­ский, 56

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

24

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

 

(1)Все же­ле­зы ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка де­лят­ся на три груп­пы: же­ле­зы внеш­ней, внут­рен­ней и сме­шан­ной сек­ре­ции. (2)Сек­ре­ты, об­ра­зу­ю­щи­е­ся во всех же­ле­зах внеш­ней сек­ре­ции, через вы­вод­ные про­то­ки по­сту­па­ют на по­верх­ность тела. (3)Сек­ре­ты желёз внут­рен­ней сек­ре­ции по про­то­кам по­сту­па­ют в кровь. (4)Же­ле­зы внут­рен­ней сек­ре­ции – эн­до­крин­ные же­ле­зы – вы­де­ля­ют био­ло­ги­че­ски ак­тив­ные ре­гу­ля­тор­ные ве­ще­ства – гор­мо­ны. (5)Гор­мо­ны ре­гу­ли­ру­ют обмен ве­ществ, вли­я­ют на рост и раз­ви­тие ор­га­низ­ма, участ­ву­ют в ре­гу­ля­ции всех ор­га­нов и си­стем ор­га­нов, про­цес­сов, про­те­ка­ю­щих на кле­точ­ном уров­не. (6)Гор­мон под­же­лу­доч­ной же­ле­зы – ин­су­лин – ре­гу­ли­ру­ет со­дер­жа­ние глю­ко­зы в крови. (7)Гор­мон щи­то­вид­ной же­ле­зы – ад­ре­на­лин – по­вы­ша­ет воз­бу­ди­мость нерв­ной си­сте­мы, уча­ща­ет сер­деч­ные со­кра­ще­ния.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

25

В 1724 г. ан­глий­ский ис­сле­до­ва­тель Сте­фан Хейлз провёл экс­пе­ри­мент, в ко­то­ром ис­поль­зо­вал ветки од­но­го рас­те­ния, оди­на­ко­вые со­су­ды с водой и из­ме­ри­тель­ный ин­стру­мент  — ли­ней­ку. Он уда­лил с веток раз­ное ко­ли­че­ство ли­стьев и по­ме­стил ветки в со­су­ды с рав­ным ко­ли­че­ством воды, а затем по­сто­ян­но из­ме­рял уро­вень воды. Через не­ко­то­рое время С. Хейлз об­на­ру­жил, что уро­вень воды в раз­ных со­су­дах из­ме­нял­ся не­оди­на­ко­во.

По­че­му уро­вень воды в со­су­дах из­ме­нил­ся не­оди­на­ко­во? В ре­зуль­та­те каких про­цес­сов про­изо­шло из­ме­не­ние уров­ня воды? Какие струк­ту­ры листа обес­пе­чи­ва­ют эти про­цес­сы?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

26

Какие про­цес­сы жи­во­го ве­ще­ства био­сфе­ры обес­пе­чи­ва­ют от­но­си­тель­ное по­сто­ян­ство кон­цен­тра­ции кис­ло­ро­да и азота в ат­мо­сфе­ре? Ука­жи­те не менее четырёх про­цес­сов и по­яс­ни­те их зна­че­ние.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

27
Тип 27 № 35554
i
Развернуть

Из­вест­но, что ком­пле­мен­тар­ные цепи нук­ле­и­но­вых кис­лот ан­ти­па­рал­лель­ны (концу в одной цепи со­от­вет­ству­ет 3ʹ- конец дру­гой цепи). Син­тез нук­ле­и­но­вых кис­лот на­чи­на­ет­ся с 5ʹ- конца. Ри­бо­со­ма дви­жет­ся по иРНК

в на­прав­ле­нии от 5ʹ- к 3ʹ- концу. Все виды РНК син­те­зи­ру­ют­ся на ДНК- мат­ри­це. Фраг­мент мо­ле­ку­лы ДНК, на ко­то­рой син­те­зи­ру­ет­ся уча­сток цен­траль­ной петли тРНК, имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов (ниж­няя цепь  — мат­рич­ная):

5’-ЦГА­АГГ­Т­ГА­ЦА­АТГТ-3’

3’-ГЦТТЦ­ЦАЦТГ­Т­ТА­ЦА-5’.

Уста­но­ви­те нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность участ­ка тРНК, ко­то­рый син­те­зи­ру­ет­ся на дан­ном фраг­мен­те и опре­де­ли­те ами­но­кис­ло­ту, ко­то­рую будет пе­ре­но­сить эта тРНК в про­цес­се био­син­те­за белка, если тре­тий три­плет с 5ʹ конца со­от­вет­ству­ет ан­ти­ко­до­ну тРНК. Ответ по­яс­ни­те. Для ре­ше­ния за­да­ния ис­поль­зуй­те таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода. При на­пи­са­нии нук­ле­и­но­вых кис­лот ука­зы­вай­те на­прав­ле­ние цепи.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

28

У уток при­зна­ки хох­ла­то­сти и ка­че­ства опе­ре­ния ауто­сом­ные не­сцеп­лен­ные. В го­мо­зи­гот­ном до­ми­нант­ном со­сто­я­нии ген хох­ла­то­сти вы­зы­ва­ет ги­бель эм­бри­о­нов.

В скре­щи­ва­нии хох­ла­тых с нор­маль­ным опе­ре­ни­ем уток и хох­ла­тых с нор­маль­ным опе­ре­ни­ем се­лез­ней часть потом­ства по­лу­чи­лась без хо­хол­ка и с шел­ко­ви­стым опе­ре­ни­ем. При скре­щи­ва­нии по­лу­чен­ных в пер­вом по­ко­ле­нии хох­ла­тых уток с нор­маль­ным опе­ре­ни­ем (го­мо­зи­гот­ных) и се­лез­ней с таким же ге­но­ти­пом, по­лу­чи­лось две фе­но­ти­пи­че­ские груп­пы по­том­ков. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­тель­ских осо­бей, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы по­лу­чен­но­го потом­ства в пер­вом и во вто­ром скре­щи­ва­ни­ях. Опре­де­ли­те и по­яс­ни­те фе­но­ти­пи­че­ское рас­щеп­ле­ние в пер­вом и во вто­ром скре­щи­ва­ни­ях.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.