Демонстрационная версия ЕГЭ—2022 по биологии
В демонстрационном варианте представлены конкретные примеры заданий, не исчерпывающие всего многообразия возможных формулировок заданий на каждой позиции варианта экзаменационной работы.
В демонстрационном варианте представлено по несколько примеров заданий на некоторых позициях экзаменационной работы. В реальных вариантах экзаменационной работы на каждой позиции будет предложено только одно задание.
Версия для печати и копирования в MS Word
Рассмотрите таблицу «Биология как наука» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
| Раздел биологии | Объект изучения |
|---|---|
| Ископаемые переходные формы организмов | |
| Анатомия | Строение внутренних органов |
ИЛИ
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
| Метод | Применение метода |
|---|---|
| Определение числа хромосом в кариотипе | |
| Статистический | Распространение признака в популяции |
ИЛИ
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
| Уровень | Пример |
|---|---|
| Видовой | Конкуренция африканских слонов за территорию в саванне |
| Симбиоз рака-отшельника и актинии на мелководном участке моря |
ИЛИ
Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
| Признаки живых систем | Примеры |
|---|---|
| Саморегуляция | Изменение частоты дыхательных движений в зависимости от концентрации в крови углекислого газа |
| Передача аллелей генов от родителей потомкам |
Ответ:
Экспериментатор поместил зерновки пшеницы в сушильный шкаф. Как изменились концентрация солей и количество воды в клетках семян?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| Концентрация солей | Количество воды |
|---|---|
Ответ:
В соматической клетке тела рыбы 56 хромосом. Какой набор хромосом имеет сперматозоид рыбы? В ответе запишите только количество хромосом.
ИЛИ
В некоторой молекуле ДНК на долю нуклеотидов с аденином приходится 18%. Определите процентное содержание нуклеотидов с цитозином, входящих в состав молекулы. В ответе запишите только соответствующее число.
Ответ:
Определите соотношение фенотипов у потомков при моногибридном скрещивании двух гетерозиготных организмов при полном доминировании. Ответ запишите в виде последовательности цифр, показывающих соотношение получившихся фенотипов, в порядке их убывания.
ИЛИ
По изображённой на рисунке родословной определите вероятность (в процентах) рождения в браке, отмеченном цифрой 1, ребёнка с признаком, проявившимся при полном его доминировании. Ответ запишите в виде числа.
Ответ:
Каким номером на рисунке обозначена фаза мейоза, нарушение механизмов которой может привести к появлению трисомии у потомков?
Ответ:
Установите соответствие между признаками и фазами мейоза, обозначенными цифрами на схеме первого деления мейоза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Формируется два гаплоидных ядра
Б) Происходит кроссинговер
В) Начинает формироваться веретено деления
Г) В экваториальной плоскости выстраиваются биваленты
Д) Происходит конъюгация хромосом
Е) Укорачиваются нити веретена деления
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из приведённых признаков относятся к изображённой на рисунке клетке?
1. Наличие хлоропластов.
2. Наличие гликокаликса.
3. Способность к автотрофному питанию.
4. Способность к фагоцитозу.
5. Способность к биосинтезу белка.
6. Поддержание формы только с помощью цитоскелета.
ИЛИ
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку, на котором изображено строение одного из органоидов клетки. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Наружная мембрана.
2. Мембрана тилакоида.
3. Зёрна крахмала.
4. Строма.
5. Матрикс.
6. Кристы.
ИЛИ
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных ниже признаков можно использовать для описания типичной клетки бактерии?
1. Отсутствует ядерная оболочка.
2. Клетка содержит митохондрии.
3. Клеточная стенка состоит из муреина.
4. Генетический материал представлен замкнутой молекулой ДНК.
5. Клетка способна к фагоцитозу.
6. Имеется центриоль в основании жгутика.
ИЛИ
Все перечисленные ниже признаки, кроме трёх, используются для описания молекулы информационной РНК. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Содержит нуклеотиды с рибозой.
2. Образуется при трансляции.
3. Служит матрицей для синтеза белка.
4. Способна к репликации.
5. Образует комплекс с рибосомой при трансляции.
6. Имеет четвертичную структуру.
Ответ:
Установите последовательность действий селекционера для получения гетерозисных организмов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Получение гомозиготных линий.
2. Многократное самоопыление родительских растений.
3. Подбор исходных растений с определёнными признаками.
4. Получение высокопродуктивных гибридов.
5. Скрещивание организмов двух разных чистых линий.
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Если в процессе эволюции у животного сформировался головной мозг, изображённый на рисунке, то этому животному присущи
1) четырёхкамерное сердце
2) диафрагма
3) перьевой покров
4) непостоянная температура тела
5) мешковидные лёгкие
6) матка
ИЛИ
Известно, что бактерия туберкулёзная палочка — аэробный, микроскопический, патогенный организм. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, относящиеся к описанию перечисленных выше признаков бактерии.
(1) Размеры туберкулёзной палочки составляют в длину 1–10 мкм, а в диаметре 0,2–0,6 мкм. (2) Организм неподвижен и не способен образовывать споры. (3) При температуре выше 20 °C во влажном и тёмном месте сохраняет жизнеспособность до 7 лет. (4) Для своего развития организм нуждается в наличие кислорода. (5) Туберкулёзная палочка является паразитическим организмом. (6) В природе организм распространяется не только с каплями жидкости, но и ветром.
Ответ:
Установите соответствие между функцией и органом растения, для которого она характерна.
А) обеспечение минеральными солями
Б) поглощение воды
В) синтез органических веществ из неорганических
Г) транспирация
Д) сохранение питательных веществ во время зимовки растений
Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода
1) корень
2) лист
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите последовательность расположения систематических таксонов растения, начиная с самого крупного таксона. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Мятлик луговой.
2. Мятлик.
3. Покрытосеменные.
4. Однодольные.
5. Растения.
6. Злаковые.
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания.
Во время бега в организме человека:
1) усиливается синтез желчи клетками печени;
2) останавливается биосинтеза белка в скелетных мышцах;
3) снижается артериальное давление;
4) усиливается приток крови к коже;
5) усиливается потоотделение;
6) повышается активность симпатического отдела нервной системы.
ИЛИ
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение уха». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) наружный слуховой проход
2) барабанная перепонка
3) слуховой нерв
4) стремя
5) полукружный канал
6) улитка
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и типами ткани человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) проводит импульсы
Б) выполняет функцию опоры
В) образует наружный слой кожи
Г) вырабатывает антитела
Д) состоит из тесно прилегающих друг к другу клеток
Е) содержит клетки глии
1) эпителиальная
2) соединительная
3) нервная
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите последовательность процессов, происходящих в пищеварительной системе человека при переваривании пищи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Поступление жёлчи в двенадцатиперстную кишку.
2. Расщепление белков под действием пепсина.
3. Начало расщепления крахмала.
4. Всасывание жиров в лимфатический капилляр.
5. Поступление непереваренных остатков пищи в прямую кишку.
Ответ:
Выберите три предложения, где даны описания признаков морфологического критерия вида Сосна обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Сосна обыкновенная — светолюбивое растение. (2) Проросток сосны включает в себя пять — девять фотосинтезирующих семядолей. (3) Сосна способна развиваться на любой почве. (4) Зелёные листья сосны игловидные и расположены по два на укороченных побегах. (5) Удлинённые побеги расположены мутовками, которые образуются один раз в год. (6) Пыльца с мужских шишек переносится ветром и попадает на женские шишки, и происходит оплодотворение.
Ответ:
Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) жаберные дуги в онтогенезе человека
Б) останки зверозубых ящеров
В) филогенетический ряд лошади
Г) строение зародышей классов позвоночных
Д) многообразие флоры каменноугольного периода
1) палеонтологические
2) эмбриологические
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания. Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется:
1) большим видовым разнообразием;
2) отсутствием редуцентов;
3) большой численностью хищников;
4) разветвлёнными пищевыми сетями;
5) колебанием численности популяций;
6) замкнутым круговоротом веществ.
Ответ:
Установите соответствие между примерами и экологическими факторами, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) влияние атмосферного давления на жизнедеятельность горного барана
Б) воздействие на популяцию изменения рельефа местности, вызванного землетрясением
В) снижение численности популяции зайцев в результате эпидемии
Г) отношения между волками в стае
Д) конкуренция за свет и воду между соснами в лесу
1) абиотический
2) биотический
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Установите последовательность эволюционных процессов, происходивших на Земле, в хронологическом порядке. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) выход организмов на сушу
2) возникновение фотосинтеза у прокариот
3) формирование озонового экрана
4) абиогенный синтез органических веществ
5) появление клеточных форм жизни
Ответ:
Сравните рисунки А и Б с изображением бабочек берёзовых пядениц, сделанные с интервалом в несколько лет на одном и том же растении. Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
| Тип приспособления | Форма естественного отбора | Материал для естественного отбора |
|---|---|---|
| ________________ (А) | ________________ (Б) | ________________ (В) |
Список элементов
1. Мутация.
2. Предупреждающая окраска.
3. Конвергенция.
4. Движущая.
5. Адаптивная модификация.
6. Маскировка.
7. Половой отбор.
8. Стабилизирующая.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| А | Б | В |
ИЛИ
Проанализируйте таблицу «Структуры эукариотической клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
| Клеточные структуры | Расположение в клетке | Функции |
|---|---|---|
| ____________ (А) | цитоплазма | биологическое окисление |
| линейная хромосома | ____________ (Б) | хранение и передача наследственной информации организма |
| рибосома | цитоплазма | ____________ (В) |
Список элементов
1. Гликолиз.
2. Хлоропласт.
3. Трансляция.
4. Митохондрия.
5. Транскрипция.
6. Ядро.
7. Цитоплазма.
8. Клеточный центр.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| А | Б | В |
Ответ:
Проанализируйте таблицу «Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке».
Выживание птенцов скворца в зависимости от количества яиц в кладке
| Количество яиц в кладке | Доля выживших птенцов (в %) |
|---|---|
| 1 | 100 |
| 2 | 95 |
| 3 | 90 |
| 4 | 83 |
| 5 | 80 |
| 6 | 53 |
| 7 | 40 |
| 8 | 35 |
| 9 | 32 |
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1. Оптимальное количество яиц в кладке — 5, что обеспечивает максимальное воспроизведение особей в данной популяции скворцов.
2. Гибель птенцов объясняется случайными факторами.
3. Чем меньше в кладке яиц, тем ниже смертность птенцов скворца.
4. Чем меньше птенцов в гнезде, тем чаще родители кормят каждого из птенцов.
5. Количество яиц в кладке зависит от климатических факторов и наличия корма.
ИЛИ
Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий.
Выберите все утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
Скорость размножения бактерий:
1) всегда прямо пропорциональна изменению температуры среды;
2) зависит от ресурсов среды, в которой находятся бактерии;
3) зависит от генетической программы организма;
4) повышается при температуре 20–35 °C;
5) изменяется в зависимости от температуры.
ИЛИ
Проанализируйте диаграмму «Содержание Т-лимфоцитов-киллеров в тимусе здоровых и больных раком мышей при употреблении вещества Х». В эксперименте использовали мышей с онкологией, в качестве контроля использовали здоровых мышей. В каждой группе одну часть мышей поили чистой водой, а другую — водой с добавлением вещества Х. Через 14 дней брали на анализ тимус (вилочковую железу).
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1. Вещество Х способствует увеличению содержания Т-лимфоцитов-киллеров в тимусе.
2. Наличие онкологии приводит к незначительному снижению содержания Т-лимфоцитов-киллеров в тимусе.
3. Вещество Х ослабляет организм.
4. Тимус увеличивается из-за употребления вещества Х.
5. Вода стимулирует иммунный ответ организма.
Ответ:
Экспериментатор решил исследовать изменения, происходящие с эритроцитами, помещёнными в растворы с различной концентрацией хлорида натрия (NaCl). Перед началом эксперимента он выяснил, что концентрация NaCl в плазме крови составляет 0,9%. В рамках эксперимента он распределил кровь по двум пробиркам, в каждую из которых добавил растворы NaCl с различной концентрацией в соотношении 1 : 1 (на 1 мл крови — 1 мл раствора NaCl). По результатам наблюдений экспериментатор сделал рисунки эритроцитов А и Б. Какой параметр задаётся экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр меняется в зависимости от этого (зависимая переменная)? Какие изменения произошли с эритроцитом в пробирке Б? Объясните данное явление. Раствор какой концентрации NaCl был добавлен в пробирку на рис. А, а какой — в пробирку на рис. Б?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие процессы, сопровождающие питание амёбы, изображены на рис. А и Б? Назовите структуру клетки, непосредственно участвующую в этих процессах. Какие преобразования с бактерией произойдут далее в клетке амёбы (на рис. А)?
ИЛИ
На рисунках изображены скелет с отпечатком перьев и реконструкция археоптерикса, обитавшего 150–147 млн лет назад.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, определите, в какой эре и каком периоде обитало это животное. Это животное иногда относят к птицам, но оно имело некоторые признаки, нехарактерные для современных птиц. Перечислите те из них, которые видны на рисунках (не менее трёх признаков). Для организмов какого современного класса характерны перечисленные признаки?
Геохронологическая таблица
Эры | Периоды | |
Название | Возраст | Название |
| Кайнозойская, 66 | 66 | Четвертичный, 2,58 |
| Неоген, 20,45 | ||
| Палеоген, 43 | ||
| Мезозойская, 186 | 252 | Меловой, 79 |
| Юрский, 56 | ||
| Триасовый, 51 | ||
| Палеозойская, 289 | 541 | Пермский, 47 |
| Каменноугольный, 60 | ||
| Девонский, 60 | ||
| Силурийский, 25 | ||
| Ордовикский, 41 | ||
| Кембрийский, 56 | ||
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Железы человека». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1)Все железы организма человека делятся на три группы: железы внешней, внутренней и смешанной секреции. (2)Секреты, образующиеся во всех железах внешней секреции, через выводные протоки поступают исключительно на поверхность тела. (3)Секреты желёз внутренней секреции по протокам поступают в кровь. (4)Железы внутренней секреции (эндокринные железы) выделяют биологически активные регуляторные вещества — гормоны. (5)Гормоны регулируют обмен веществ, влияют на рост и развитие организма, участвуют в регуляции работы всех органов и систем органов, процессов, протекающих на клеточном уровне. (6)Гормон поджелудочной железы (инсулин) регулирует содержание глюкозы в крови. (7)Гормон щитовидной железы (адреналин) учащает сердечные сокращения.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Для инфузорий-туфелек характерен процесс конъюгации. Почему его относят к половому процессу, но не считают половым размножением? Какое значение имеет конъюгация для адаптации одноклеточных организмов? Ответ поясните.
ИЛИ
Характеристики любого звука — высота и сила звучания. Высота звука определяется количеством колебаний звуковой волны и выражается в герцах (Гц). Звук с частотой меньше 0,016 кГц называют инфразвуком, а свыше 20 кГц — ультразвуком. Как ультразвук, так и инфразвук человеческим ухом не воспринимаются, однако многие животные их слышат и общаются в ультразвуковом диапазоне. На рис. 1 представлены диапазоны слышимых звуков для разных животных, а на рис. 2 — диапазоны, приходящиеся на инфразвук, слышимый звук и ультразвук.
В каком звуковом диапазоне, помимо слышимого, способна получать информацию летучая мышь?
Многие виды рукокрылых и китообразных способны к эхолокации. На чём построен принцип работы эхолокационной системы и какие органы животного при этом задействованы? Каково преимущество такого способа ориентации в пространстве? Ответ поясните. В каких ситуациях люди применяют приборы (эхолоты, сонары), работающие по аналогичному принципу? Приведите не менее двух примеров применения человеком таких приборов.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие процессы живого вещества биосферы обеспечивают относительное постоянство концентрации кислорода и азота в атмосфере? Укажите не менее четырёх процессов и поясните их значение.
ИЛИ
На рисунке представлена схема одного из вариантов сукцессий.
Какой вариант сукцессии представлен на рисунке? Ответ поясните. Почему именно с лишайников начинается этот вариант сукцессии? За счёт чего изменяется субстрат, на котором обитают лишайники и к чему это приводит?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (концу в одной цепи соответствует 3ʹ- конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5ʹ- конца. Рибосома движется по иРНК
в направлении от 5ʹ- к 3ʹ- концу. Все виды РНК синтезируются на ДНК- матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь — матричная):
5’-ЦГААГГТГАЦААТГТ-3’
3’-ГЦТТЦЦАЦТГТТАЦА-5’.
Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте и определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет с 5ʹ конца соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При написании нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
При скрещивании растения кукурузы с гладкими неокрашенными семенами и растения с морщинистыми окрашенными семенами всё потомство получилось с гладкими окрашенными семенами. В анализирующем скрещивании гибридного потомства получилось четыре разные фенотипические группы: 250, 247, 103, 101. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родительских особей, генотипы, фенотипы и количество особей потомства каждой группы в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в анализирующем скрещивании.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.