Вариант № 4619793

Демонстрационная версия ЕГЭ—2022 по биологии

В де­мон­стра­ци­он­ном ва­ри­ан­те пред­став­ле­ны кон­крет­ные при­ме­ры за­да­ний, не ис­чер­пы­ва­ю­щие всего мно­го­об­ра­зия воз­мож­ных фор­му­ли­ро­вок за­да­ний на каж­дой по­зи­ции ва­ри­ан­та эк­за­ме­на­ци­он­ной ра­бо­ты.

В де­мон­стра­ци­он­ном ва­ри­ан­те пред­став­ле­но по не­сколь­ко при­ме­ров за­да­ний на не­ко­то­рых по­зи­ци­ях эк­за­ме­на­ци­он­ной ра­бо­ты. В ре­аль­ных ва­ри­ан­тах эк­за­ме­на­ци­он­ной ра­бо­ты на каж­дой по­зи­ции будет пред­ло­же­но толь­ко одно за­да­ние.


Версия для печати и копирования в MS Word
1

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «Био­ло­гия как наука» и за­пол­ни­те пу­стую ячей­ку, впи­сав со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин.

 

 

Раз­дел био­ло­гииОбъ­ект изу­че­ния
Ис­ко­па­е­мые пе­ре­ход­ные формы ор­га­низ­мов
Ана­то­мияСтро­е­ние внут­рен­них ор­га­нов

ИЛИ

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «Ме­то­ды био­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний» и за­пол­ни­те пу­стую ячей­ку, впи­сав со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин.

 

 

МетодПри­ме­не­ние ме­то­да
Опре­де­ле­ние числа хро­мо­сом в ка­ри­о­ти­пе
Ста­ти­сти­че­скийРас­про­стра­не­ние при­зна­ка в по­пу­ля­ции

ИЛИ

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «Уров­ни ор­га­ни­за­ции живой при­ро­ды» и за­пол­ни­те пу­стую ячей­ку, впи­сав со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин.

 

Уро­веньПри­мер
Ви­до­войКон­ку­рен­ция аф­ри­кан­ских сло­нов

за тер­ри­то­рию в са­ван­не

Сим­би­оз рака-⁠от­шель­ни­ка и ак­ти­нии на

мел­ко­вод­ном участ­ке моря

ИЛИ

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «При­зна­ки живых си­стем» и за­пол­ни­те пу­стую ячей­ку, впи­сав со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин.

 

При­зна­ки живых си­стемПри­ме­ры
Са­мо­ре­гу­ля­цияИз­ме­не­ние ча­сто­ты ды­ха­тель­ных дви­же­ний

в за­ви­си­мо­сти от кон­цен­тра­ции в крови

уг­ле­кис­ло­го газа

Пе­ре­да­ча ал­ле­лей генов от ро­ди­те­лей

по­том­кам


Ответ:

2

Экс­пе­ри­мен­та­тор по­ме­стил зер­нов­ки пше­ни­цы в су­шиль­ный шкаф. Как из­ме­ни­лись кон­цен­тра­ция солей и ко­ли­че­ство воды в клет­ках семян?

Для каж­дой ве­ли­чи­ны опре­де­ли­те со­от­вет­ству­ю­щий ха­рак­тер её из­ме­не­ния.

 

1.  Уве­ли­чи­лась.

2.  Умень­ши­лась.

3.  Не из­ме­ни­лась.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры для каж­дой ве­ли­чи­ны. Цифры в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

Кон­цен­тра­ция солейКо­ли­че­ство воды

Ответ:

3
Тип 3 № 46558
i

В со­ма­ти­че­ской клет­ке тела рыбы 56 хро­мо­сом. Какой набор хро­мо­сом имеет спер­ма­то­зо­ид рыбы? В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко ко­ли­че­ство хро­мо­сом.

ИЛИ

В не­ко­то­рой мо­ле­ку­ле ДНК на долю нук­лео­ти­дов с аде­ни­ном при­хо­дит­ся 18%. Опре­де­ли­те про­цент­ное со­дер­жа­ние нук­лео­ти­дов с ци­то­зи­ном, вхо­дя­щих в со­став мо­ле­ку­лы. В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко со­от­вет­ству­ю­щее число.


Ответ:

4

Опре­де­ли­те со­от­но­ше­ние фе­но­ти­пов у по­том­ков при мо­но­ги­брид­ном скре­щи­ва­нии двух ге­те­ро­зи­гот­ных ор­га­низ­мов при пол­ном до­ми­ни­ро­ва­нии. Ответ за­пи­ши­те в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр, по­ка­зы­ва­ю­щих со­от­но­ше­ние по­лу­чив­ших­ся фе­но­ти­пов, в по­ряд­ке их убы­ва­ния.

ИЛИ

По изоб­ражённой на ри­сун­ке ро­до­слов­ной опре­де­ли­те ве­ро­ят­ность (в про­цен­тах) рож­де­ния в браке, от­ме­чен­ном циф­рой 1, ребёнка с при­зна­ком, про­явив­шим­ся при пол­ном его до­ми­ни­ро­ва­нии. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.


Ответ:

5
Тип 5 № 46521
i
Развернуть

Каким но­ме­ром на ри­сун­ке обо­зна­че­на фаза мей­о­за, на­ру­ше­ние ме­ха­низ­мов ко­то­рой может при­ве­сти к по­яв­ле­нию три­со­мии у по­том­ков?


Ответ:

6
Тип 6 № 46522
i
Развернуть

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и фа­за­ми мей­о­за, обо­зна­чен­ны­ми циф­ра­ми на схеме пер­во­го де­ле­ния мей­о­за: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ПРИ­ЗНА­КИ

А)  Фор­ми­ру­ет­ся два га­п­ло­ид­ных ядра

Б)  Про­ис­хо­дит крос­син­го­вер

В)  На­чи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся ве­ре­те­но де­ле­ния

Г)  В эк­ва­то­ри­аль­ной плос­ко­сти вы­стра­и­ва­ют­ся би­ва­лен­ты

Д)  Про­ис­хо­дит конъ­юга­ция хро­мо­сом

Е)  Уко­ра­чи­ва­ют­ся нити ве­ре­те­на де­ле­ния

ФАЗЫ МЕЙ­О­ЗА

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

7
Тип 7 № 46561
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Какие из при­ведённых при­зна­ков от­но­сят­ся к изоб­ражённой на ри­сун­ке клет­ке?

 

1.  На­ли­чие хло­ро­пла­стов.

2.  На­ли­чие гли­ко­ка­лик­са.

3.  Спо­соб­ность к ав­то­троф­но­му пи­та­нию.

4.  Спо­соб­ность к фа­го­ци­то­зу.

5.  Спо­соб­ность к био­син­те­зу белка.

6.  Под­дер­жа­ние формы толь­ко с по­мо­щью ци­тос­ке­ле­та.

ИЛИ

Вы­бе­ри­те три верно обо­зна­чен­ные под­пи­си к ри­сун­ку, на ко­то­ром изоб­ра­же­но стро­е­ние од­но­го из ор­га­но­и­дов клет­ки. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  На­руж­ная мем­бра­на.

2.  Мем­бра­на ти­ла­ко­и­да.

3.  Зёрна крах­ма­ла.

4.  Стро­ма.

5.  Мат­рикс.

6.  Кри­сты.

ИЛИ

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже при­зна­ков можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния ти­пич­ной клет­ки бак­те­рии?

 

1.  От­сут­ству­ет ядер­ная обо­лоч­ка.

2.  Клет­ка со­дер­жит ми­то­хон­дрии.

3.  Кле­точ­ная стен­ка со­сто­ит из му­ре­и­на.

4.  Ге­не­ти­че­ский ма­те­ри­ал пред­став­лен за­мкну­той мо­ле­ку­лой ДНК.

5.  Клет­ка спо­соб­на к фа­го­ци­то­зу.

6.  Име­ет­ся цен­три­оль в ос­но­ва­нии жгу­ти­ка.

ИЛИ

Все пе­ре­чис­лен­ные ниже при­зна­ки, кроме трёх, ис­поль­зу­ют­ся для опи­са­ния мо­ле­ку­лы ин­фор­ма­ци­он­ной РНК. Опре­де­ли­те три при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  Со­дер­жит нук­лео­ти­ды с ри­бо­зой.

2.  Об­ра­зу­ет­ся при транс­ля­ции.

3.  Слу­жит мат­ри­цей для син­те­за белка.

4.  Спо­соб­на к ре­пли­ка­ции.

5.  Об­ра­зу­ет ком­плекс с ри­бо­со­мой при транс­ля­ции.

6.  Имеет чет­вер­тич­ную струк­ту­ру.


Ответ:

8
Тип 8 № 46528
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность дей­ствий се­лек­ци­о­не­ра для по­лу­че­ния ге­те­ро­зис­ных ор­га­низ­мов. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1.  По­лу­че­ние го­мо­зи­гот­ных линий.

2.  Мно­го­крат­ное са­мо­опы­ле­ние ро­ди­тель­ских рас­те­ний.

3.  Под­бор ис­ход­ных рас­те­ний с опре­делёнными при­зна­ка­ми.

4.  По­лу­че­ние вы­со­ко­про­дук­тив­ных ги­бри­дов.

5.  Скре­щи­ва­ние ор­га­низ­мов двух раз­ных чи­стых линий.


Ответ:

9
Тип Д9 № 46562
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Если в про­цес­се эво­лю­ции у жи­вот­но­го сфор­ми­ро­вал­ся го­лов­ной мозг, изоб­ражённый на ри­сун­ке, то этому жи­вот­но­му при­су­щи

 

1)  четырёхка­мер­ное серд­це

2)  диа­фраг­ма

3)  пе­рье­вой по­кров

4)  не­по­сто­ян­ная тем­пе­ра­ту­ра тела

5)  меш­ко­вид­ные лёгкие

6)  матка

ИЛИ

Из­вест­но, что бак­те­рия ту­бер­кулёзная па­лоч­ка  — аэроб­ный, мик­ро­ско­пи­че­ский, па­то­ген­ный ор­га­низм. Вы­бе­ри­те из при­ведённого ниже тек­ста три утвер­жде­ния, от­но­ся­щи­е­ся к опи­са­нию пе­ре­чис­лен­ных выше при­зна­ков бак­те­рии.

(1) Раз­ме­ры ту­бер­кулёзной па­лоч­ки со­став­ля­ют в длину 1–10 мкм, а в диа­мет­ре 0,2–0,6 мкм. (2) Ор­га­низм не­по­дви­жен и не спо­со­бен об­ра­зо­вы­вать споры. (3) При тем­пе­ра­ту­ре выше 20 °C во влаж­ном и тёмном месте со­хра­ня­ет жиз­не­спо­соб­ность до 7 лет. (4) Для сво­е­го раз­ви­тия ор­га­низм нуж­да­ет­ся в на­ли­чие кис­ло­ро­да. (5) Ту­бер­кулёзная па­лоч­ка яв­ля­ет­ся па­ра­зи­ти­че­ским ор­га­низ­мом. (6) В при­ро­де ор­га­низм рас­про­стра­ня­ет­ся не толь­ко с кап­ля­ми жид­ко­сти, но и вет­ром.


Ответ:

10
Тип Д10 № 46530
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между функ­ци­ей и ор­га­ном рас­те­ния, для ко­то­ро­го она ха­рак­тер­на.

ФУНК­ЦИЯ

А)  обес­пе­че­ние ми­не­раль­ны­ми со­ля­ми

Б)  по­гло­ще­ние воды

В)  син­тез ор­га­ни­че­ских ве­ществ из не­ор­га­ни­че­ских

Г)  транс­пи­ра­ция

Д)  со­хра­не­ние пи­та­тель­ных ве­ществ во время зи­мов­ки рас­те­ний

Е)  по­гло­ще­ние уг­ле­кис­ло­го газа и вы­де­ле­ние кис­ло­ро­да

ОРГАН РАС­ТЕ­НИЯ

1)  ко­рень

2)  лист

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГДЕ

Ответ:

11
Тип 12 № 20473
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность рас­по­ло­же­ния си­сте­ма­ти­че­ских так­со­нов рас­те­ния, на­чи­ная с са­мо­го круп­но­го так­со­на. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1.  Мят­лик лу­го­вой.

2.  Мят­лик.

3.  По­кры­то­се­мен­ные.

4.  Од­но­доль­ные.

5.  Рас­те­ния.

6.  Зла­ко­вые.


Ответ:

12
Тип 15 № 46563
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

Во время бега в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка:

 

1)  уси­ли­ва­ет­ся син­тез желчи клет­ка­ми пе­че­ни;

2)  оста­нав­ли­ва­ет­ся био­син­те­за белка в ске­лет­ных мыш­цах;

3)  сни­жа­ет­ся ар­те­ри­аль­ное дав­ле­ние;

4)  уси­ли­ва­ет­ся при­ток крови к коже;

5)  уси­ли­ва­ет­ся по­то­от­де­ле­ние;

6)  по­вы­ша­ет­ся ак­тив­ность сим­па­ти­че­ско­го от­де­ла нерв­ной си­сте­мы.

ИЛИ

Вы­бе­ри­те три верно обо­зна­чен­ные под­пи­си к ри­сун­ку «Стро­е­ние уха». За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  на­руж­ный слу­хо­вой про­ход

2)  ба­ра­бан­ная пе­ре­пон­ка

3)  слу­хо­вой нерв

4)  стре­мя

5)  по­лу­круж­ный канал

6)  улит­ка


Ответ:

13
Тип Д35 № 46533
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ти­па­ми ткани че­ло­ве­ка: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  про­во­дит им­пуль­сы

Б)  вы­пол­ня­ет функ­цию опоры

В)  об­ра­зу­ет на­руж­ный слой кожи

Г)  вы­ра­ба­ты­ва­ет ан­ти­те­ла

Д)  со­сто­ит из тесно при­ле­га­ю­щих друг к другу кле­ток

Е)  со­дер­жит клет­ки глии

ТИПЫ ТКАНИ

1)  эпи­те­ли­аль­ная

2)  со­еди­ни­тель­ная

3)  нерв­ная

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

14
Тип 16 № 46535
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих в пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка при пе­ре­ва­ри­ва­нии пищи. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1.  По­ступ­ле­ние жёлчи в две­на­дца­ти­перст­ную кишку.

2.  Рас­щеп­ле­ние бел­ков под дей­стви­ем пеп­си­на.

3.  На­ча­ло рас­щеп­ле­ния крах­ма­ла.

4.  Вса­сы­ва­ние жиров в лим­фа­ти­че­ский ка­пил­ляр.

5.  По­ступ­ле­ние не­пе­ре­ва­рен­ных остат­ков пищи в пря­мую кишку.


Ответ:

15

Вы­бе­ри­те три пред­ло­же­ния, где даны опи­са­ния при­зна­ков мор­фо­ло­ги­че­ско­го кри­те­рия вида Сосна обык­но­вен­ная. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

(1) Сосна обык­но­вен­ная  — све­то­лю­би­вое рас­те­ние. (2) Про­ро­сток сосны вклю­ча­ет в себя пять  — де­вять фо­то­син­те­зи­ру­ю­щих се­мя­до­лей. (3) Сосна спо­соб­на раз­ви­вать­ся на любой почве. (4) Зелёные ли­стья сосны иг­ло­вид­ные и рас­по­ло­же­ны по два на уко­ро­чен­ных по­бе­гах. (5) Удлинённые по­бе­ги рас­по­ло­же­ны му­тов­ка­ми, ко­то­рые об­ра­зу­ют­ся один раз в год. (6) Пыль­ца с муж­ских шишек пе­ре­но­сит­ся вет­ром и по­па­да­ет на жен­ские шишки, и про­ис­хо­дит опло­до­тво­ре­ние.


Ответ:

16
Тип Д16 № 46541
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и до­ка­за­тель­ства­ми эво­лю­ции: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­МЕ­РЫ

А)  жа­бер­ные дуги в он­то­ге­не­зе че­ло­ве­ка

Б)  остан­ки зве­ро­зу­бых яще­ров

В)  фи­ло­ге­не­ти­че­ский ряд ло­ша­ди

Г)  стро­е­ние за­ро­ды­шей клас­сов по­зво­ноч­ных

Д)  мно­го­об­ра­зие флоры ка­мен­но­уголь­но­го пе­ри­о­да

ДО­КА­ЗА­ТЕЛЬ­СТВА ЭВО­ЛЮ­ЦИИ

1)  па­ле­он­то­ло­ги­че­ские

2)  эм­брио­ло­ги­че­ские

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

АБВГД

Ответ:

17
Тип 18 № 20479
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. Устой­чи­вость эко­си­сте­мы влаж­но­го эк­ва­то­ри­аль­но­го леса опре­де­ля­ет­ся:

 

1)  боль­шим ви­до­вым раз­но­об­ра­зи­ем;

2)  от­сут­стви­ем ре­ду­цен­тов;

3)  боль­шой чис­лен­но­стью хищ­ни­ков;

4)  раз­ветвлёнными пи­ще­вы­ми се­тя­ми;

5)  ко­ле­ба­ни­ем чис­лен­но­сти по­пу­ля­ций;

6)  за­мкну­тым кру­го­во­ро­том ве­ществ.


Ответ:

18
Тип 19 № 46536
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эко­ло­ги­че­ски­ми фак­то­ра­ми, ко­то­рые этими при­ме­ра­ми ил­лю­стри­ру­ют­ся: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ПРИ­МЕ­РЫ

А)  вли­я­ние ат­мо­сфер­но­го дав­ле­ния на жиз­не­де­я­тель­ность гор­но­го ба­ра­на

Б)  воз­дей­ствие на по­пу­ля­цию из­ме­не­ния ре­лье­фа мест­но­сти, вы­зван­но­го зем­ле­тря­се­ни­ем

В)  сни­же­ние чис­лен­но­сти по­пу­ля­ции зай­цев в ре­зуль­та­те эпи­де­мии

Г)  от­но­ше­ния между вол­ка­ми в стае

Д)  кон­ку­рен­ция за свет и воду между сос­на­ми в лесу

ЭКО­ЛО­ГИ­ЧЕ­СКИЕ ФАК­ТО­РЫ

1)  абио­ти­че­ский

2)  био­ти­че­ский

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

19
Тип Д20 № 35546
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность эво­лю­ци­он­ных про­цес­сов, про­ис­хо­див­ших на Земле, в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1)  выход ор­га­низ­мов на сушу

2)  воз­ник­но­ве­ние фо­то­син­те­за у про­ка­ри­от

3)  фор­ми­ро­ва­ние озо­но­во­го экра­на

4)  абио­ген­ный син­тез ор­га­ни­че­ских ве­ществ

5)  по­яв­ле­ние кле­точ­ных форм жизни


Ответ:

20
Тип 20 № 46564
i

Срав­ни­те ри­сун­ки А и Б с изоб­ра­же­ни­ем ба­бо­чек берёзовых пя­де­ниц, сде­лан­ные с ин­тер­ва­лом в не­сколь­ко лет на одном и том же рас­те­нии. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя эле­мен­ты, при­ведённые в спис­ке. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­вой, вы­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из пред­ло­жен­но­го спис­ка.

 

Тип при­спо­соб­ле­нияФорма есте­ствен­но­го от­бо­раМа­те­ри­ал для есте­ствен­но­го от­бо­ра
________________ (А)________________ (Б)________________ (В)

 

Спи­сок эле­мен­тов

1.  Му­та­ция.

2.  Пре­ду­пре­жда­ю­щая окрас­ка.

3.  Кон­вер­ген­ция.

4.  Дви­жу­щая.

5.  Адап­тив­ная мо­ди­фи­ка­ция.

6.  Мас­ки­ров­ка.

7.  По­ло­вой отбор.

8.  Ста­би­ли­зи­ру­ю­щая.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.



АБВ

ИЛИ

Про­ана­ли­зи­руй­те таб­ли­цу «Струк­ту­ры эу­ка­ри­о­ти­че­ской клет­ки». За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя эле­мен­ты, при­ведённые в спис­ке. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­вой, вы­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из пред­ло­жен­но­го спис­ка.

 

Кле­точ­ные

струк­ту­ры

Рас­по­ло­же­ние в клет­кеФунк­ции
____________ (А)ци­то­плаз­мабио­ло­ги­че­ское окис­ле­ние
ли­ней­ная

хро­мо­со­ма

____________ (Б)хра­не­ние и пе­ре­да­ча

на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции

ор­га­низ­ма

ри­бо­со­маци­то­плаз­ма____________ (В)

 

Спи­сок эле­мен­тов

1.  Гли­ко­лиз.

2.  Хло­ро­пласт.

3.  Транс­ля­ция.

4.  Ми­то­хон­дрия.

5.  Тран­скрип­ция.

6.  Ядро.

7.  Ци­то­плаз­ма.

8.  Кле­точ­ный центр.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.



АБВ

Ответ:

21
Тип 21 № 46565
i

Про­ана­ли­зи­руй­те таб­ли­цу «Вы­жи­ва­ние птен­цов сквор­ца в за­ви­си­мо­сти от ко­ли­че­ства яиц в клад­ке».

Вы­жи­ва­ние птен­цов сквор­ца в за­ви­си­мо­сти от ко­ли­че­ства яиц в клад­ке

Ко­ли­че­ство яиц в

клад­ке

Доля вы­жив­ших птен­цов (в %)
1100
295
390
483
580
653
740
835
932

 

Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, ко­то­рые можно сфор­му­ли­ро­вать на ос­но­ва­нии ана­ли­за пред­став­лен­ных дан­ных. За­пи­ши­те в от­ве­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны вы­бран­ные утвер­жде­ния.

 

1.  Оп­ти­маль­ное ко­ли­че­ство яиц в клад­ке  — 5, что обес­пе­чи­ва­ет мак­си­маль­ное вос­про­из­ве­де­ние осо­бей в дан­ной по­пу­ля­ции сквор­цов.

2.  Ги­бель птен­цов объ­яс­ня­ет­ся слу­чай­ны­ми фак­то­ра­ми.

3.  Чем мень­ше в клад­ке яиц, тем ниже смерт­ность птен­цов сквор­ца.

4.  Чем мень­ше птен­цов в гнез­де, тем чаще ро­ди­те­ли кор­мят каж­до­го из птен­цов.

5.  Ко­ли­че­ство яиц в клад­ке за­ви­сит от кли­ма­ти­че­ских фак­то­ров и на­ли­чия корма.

ИЛИ

Про­ана­ли­зи­руй­те гра­фик ско­ро­сти раз­мно­же­ния мо­лоч­но­кис­лых бак­те­рий.

 

Вы­бе­ри­те все утвер­жде­ния, ко­то­рые можно сфор­му­ли­ро­вать на ос­но­ва­нии ана­ли­за пред­став­лен­ных дан­ных. За­пи­ши­те в от­ве­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны вы­бран­ные утвер­жде­ния.

 

Ско­рость раз­мно­же­ния бак­те­рий:

 

1)  все­гда прямо про­пор­ци­о­наль­на из­ме­не­нию тем­пе­ра­ту­ры среды;

2)  за­ви­сит от ре­сур­сов среды, в ко­то­рой на­хо­дят­ся бак­те­рии;

3)  за­ви­сит от ге­не­ти­че­ской про­грам­мы ор­га­низ­ма;

4)  по­вы­ша­ет­ся при тем­пе­ра­ту­ре 20–35 °C;

5)  из­ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от тем­пе­ра­ту­ры.

ИЛИ

Про­ана­ли­зи­руй­те диа­грам­му «Со­дер­жа­ние Т-⁠лим­фо­ци­тов-⁠кил­ле­ров в ти­му­се здо­ро­вых и боль­ных раком мышей при упо­треб­ле­нии ве­ще­ства Х». В экс­пе­ри­мен­те ис­поль­зо­ва­ли мышей с он­ко­ло­ги­ей, в ка­че­стве кон­тро­ля ис­поль­зо­ва­ли здо­ро­вых мышей. В каж­дой груп­пе одну часть мышей поили чи­стой водой, а дру­гую  — водой с до­бав­ле­ни­ем ве­ще­ства Х. Через 14 дней брали на ана­лиз тимус (ви­лоч­ко­вую же­ле­зу).

 

Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, ко­то­рые можно сфор­му­ли­ро­вать на ос­но­ва­нии ана­ли­за по­лу­чен­ных ре­зуль­та­тов.

 

За­пи­ши­те в от­ве­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны вы­бран­ные утвер­жде­ния.

1.  Ве­ще­ство Х спо­соб­ству­ет уве­ли­че­нию со­дер­жа­ния Т-⁠лим­фо­ци­тов-⁠кил­ле­ров в ти­му­се.

2.  На­ли­чие он­ко­ло­гии при­во­дит к не­зна­чи­тель­но­му сни­же­нию со­дер­жа­ния Т-⁠лим­фо­ци­тов-⁠кил­ле­ров в ти­му­се.

3.  Ве­ще­ство Х ослаб­ля­ет ор­га­низм.

4.  Тимус уве­ли­чи­ва­ет­ся из-⁠за упо­треб­ле­ния ве­ще­ства Х.

5.  Вода сти­му­ли­ру­ет им­мун­ный ответ ор­га­низ­ма.


Ответ:

22

Экс­пе­ри­мен­та­тор решил ис­сле­до­вать из­ме­не­ния, про­ис­хо­дя­щие с эрит­ро­ци­та­ми, помещёнными в рас­тво­ры с раз­лич­ной кон­цен­тра­ци­ей хло­ри­да на­трия (NaCl). Перед на­ча­лом экс­пе­ри­мен­та он вы­яс­нил, что кон­цен­тра­ция NaCl в плаз­ме крови со­став­ля­ет 0,9%. В рам­ках экс­пе­ри­мен­та он рас­пре­де­лил кровь по двум про­бир­кам, в каж­дую из ко­то­рых до­ба­вил рас­тво­ры NaCl с раз­лич­ной кон­цен­тра­ци­ей в со­от­но­ше­нии 1 : 1 (на 1 мл крови  — 1 мл рас­тво­ра NaCl). По ре­зуль­та­там на­блю­де­ний экс­пе­ри­мен­та­тор сде­лал ри­сун­ки эрит­ро­ци­тов А и Б. Какой па­ра­метр задаётся экс­пе­ри­мен­та­то­ром (не­за­ви­си­мая пе­ре­мен­ная), а какой па­ра­метр ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от этого (за­ви­си­мая пе­ре­мен­ная)? Какие из­ме­не­ния про­изо­шли с эрит­ро­ци­том в про­бир­ке Б? Объ­яс­ни­те дан­ное яв­ле­ние. Рас­твор какой кон­цен­тра­ции NaCl был до­бав­лен в про­бир­ку на рис. А, а какой  — в про­бир­ку на рис. Б?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

23

Какие про­цес­сы, со­про­вож­да­ю­щие пи­та­ние амёбы, изоб­ра­же­ны на рис. А и Б? На­зо­ви­те струк­ту­ру клет­ки, не­по­сред­ствен­но участ­ву­ю­щую в этих про­цес­сах. Какие пре­об­ра­зо­ва­ния с бак­те­ри­ей про­изой­дут далее в клет­ке амёбы (на рис. А)?

ИЛИ

На ри­сун­ках изоб­ра­же­ны ске­лет с от­пе­чат­ком пе­рьев и ре­кон­струк­ция ар­хео­пте­рик­са, оби­тав­ше­го 150–147 млн лет назад.

Ис­поль­зуя фраг­мент гео­хро­но­ло­ги­че­ской таб­ли­цы, опре­де­ли­те, в какой эре и каком пе­ри­о­де оби­та­ло это жи­вот­ное. Это жи­вот­ное ино­гда от­но­сят к пти­цам, но оно имело не­ко­то­рые при­зна­ки, не­ха­рак­тер­ные для со­вре­мен­ных птиц. Пе­ре­чис­ли­те те из них, ко­то­рые видны на ри­сун­ках (не менее трёх при­зна­ков). Для ор­га­низ­мов ка­ко­го со­вре­мен­но­го клас­са ха­рак­тер­ны пе­ре­чис­лен­ные при­зна­ки?

Гео­хро­но­ло­ги­че­ская таб­ли­ца

Эры

Пе­ри­о­ды

На­зва­ние
и про­дол­жи­тель­ность,
млн. лет

Воз­раст
(на­ча­ло эры), млн. лет

На­зва­ние
и про­дол­жи­тель­ность,
млн. лет

Кай­но­зой­ская, 6666Чет­вер­тич­ный, 2,58
Нео­ген, 20,45
Па­лео­ген, 43
Ме­зо­зой­ская, 186252Ме­ло­вой, 79
Юр­ский, 56
Три­а­со­вый, 51
Па­лео­зой­ская, 289541Перм­ский, 47
Ка­мен­но­уголь­ный, 60
Де­вон­ский, 60
Си­лу­рий­ский, 25
Ор­до­вик­ский, 41
Кем­брий­ский, 56

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

24
Тип Д24 C3 № 46548
i

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте «Же­ле­зы че­ло­ве­ка». Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их. Дайте пра­виль­ную фор­му­ли­ров­ку.

(1)Все же­ле­зы ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка де­лят­ся на три груп­пы: же­ле­зы внеш­ней, внут­рен­ней и сме­шан­ной сек­ре­ции. (2)Сек­ре­ты, об­ра­зу­ю­щи­е­ся во всех же­ле­зах внеш­ней сек­ре­ции, через вы­вод­ные про­то­ки по­сту­па­ют ис­клю­чи­тель­но на по­верх­ность тела. (3)Сек­ре­ты желёз внут­рен­ней сек­ре­ции по про­то­кам по­сту­па­ют в кровь. (4)Же­ле­зы внут­рен­ней сек­ре­ции (эн­до­крин­ные же­ле­зы) вы­де­ля­ют био­ло­ги­че­ски ак­тив­ные ре­гу­ля­тор­ные ве­ще­ства  — гор­мо­ны. (5)Гор­мо­ны ре­гу­ли­ру­ют обмен ве­ществ, вли­я­ют на рост и раз­ви­тие ор­га­низ­ма, участ­ву­ют в ре­гу­ля­ции ра­бо­ты всех ор­га­нов и си­стем ор­га­нов, про­цес­сов, про­те­ка­ю­щих на кле­точ­ном уров­не. (6)Гор­мон под­же­лу­доч­ной же­ле­зы (ин­су­лин) ре­гу­ли­ру­ет со­дер­жа­ние глю­ко­зы в крови. (7)Гор­мон щи­то­вид­ной же­ле­зы (ад­ре­на­лин) уча­ща­ет сер­деч­ные со­кра­ще­ния.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

25

Для ин­фу­зо­рий-⁠ту­фе­лек ха­рак­те­рен про­цесс конъ­юга­ции. По­че­му его от­но­сят к по­ло­во­му про­цес­су, но не счи­та­ют по­ло­вым раз­мно­же­ни­ем? Какое зна­че­ние имеет конъ­юга­ция для адап­та­ции од­но­кле­точ­ных ор­га­низ­мов? Ответ по­яс­ни­те.

ИЛИ

Ха­рак­те­ри­сти­ки лю­бо­го звука  — вы­со­та и сила зву­ча­ния. Вы­со­та звука опре­де­ля­ет­ся ко­ли­че­ством ко­ле­ба­ний зву­ко­вой волны и вы­ра­жа­ет­ся в гер­цах (Гц). Звук с ча­сто­той мень­ше 0,016 кГц на­зы­ва­ют ин­фра­зву­ком, а свыше 20 кГц  — уль­тра­зву­ком. Как уль­тра­звук, так и ин­фра­звук че­ло­ве­че­ским ухом не вос­при­ни­ма­ют­ся, од­на­ко мно­гие жи­вот­ные их слы­шат и об­ща­ют­ся в уль­тра­зву­ко­вом диа­па­зо­не. На рис. 1 пред­став­ле­ны диа­па­зо­ны слы­ши­мых зву­ков для раз­ных жи­вот­ных, а на рис. 2  — диа­па­зо­ны, при­хо­дя­щи­е­ся на ин­фра­звук, слы­ши­мый звук и уль­тра­звук.

Рис. 1

Рис. 2

В каком зву­ко­вом диа­па­зо­не, по­ми­мо слы­ши­мо­го, спо­соб­на по­лу­чать ин­фор­ма­цию ле­ту­чая мышь?

Мно­гие виды ру­ко­кры­лых и ки­то­об­раз­ных спо­соб­ны к эхо­ло­ка­ции. На чём по­стро­ен прин­цип ра­бо­ты эхо­ло­ка­ци­он­ной си­сте­мы и какие ор­га­ны жи­вот­но­го при этом за­дей­ство­ва­ны? Ка­ко­во пре­иму­ще­ство та­ко­го спо­со­ба ори­ен­та­ции в про­стран­стве? Ответ по­яс­ни­те. В каких си­ту­а­ци­ях люди при­ме­ня­ют при­бо­ры (эхо­ло­ты, со­на­ры), ра­бо­та­ю­щие по ана­ло­гич­но­му прин­ци­пу? При­ве­ди­те не менее двух при­ме­ров при­ме­не­ния че­ло­ве­ком таких при­бо­ров.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

26
Тип 26 № 46569
i

Какие про­цес­сы жи­во­го ве­ще­ства био­сфе­ры обес­пе­чи­ва­ют от­но­си­тель­ное по­сто­ян­ство кон­цен­тра­ции кис­ло­ро­да и азота в ат­мо­сфе­ре? Ука­жи­те не менее четырёх про­цес­сов и по­яс­ни­те их зна­че­ние.

ИЛИ

На ри­сун­ке пред­став­ле­на схема од­но­го из ва­ри­ан­тов сук­цес­сий.

Какой ва­ри­ант сук­цес­сии пред­став­лен на ри­сун­ке? Ответ по­яс­ни­те. По­че­му имен­но с ли­шай­ни­ков на­чи­на­ет­ся этот ва­ри­ант сук­цес­сии? За счёт чего из­ме­ня­ет­ся суб­страт, на ко­то­ром оби­та­ют ли­шай­ни­ки и к чему это при­во­дит?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

27
Тип 27 № 35554
i
Развернуть

Из­вест­но, что ком­пле­мен­тар­ные цепи нук­ле­и­но­вых кис­лот ан­ти­па­рал­лель­ны (концу в одной цепи со­от­вет­ству­ет 3ʹ- конец дру­гой цепи). Син­тез нук­ле­и­но­вых кис­лот на­чи­на­ет­ся с 5ʹ- конца. Ри­бо­со­ма дви­жет­ся по иРНК

в на­прав­ле­нии от 5ʹ- к 3ʹ- концу. Все виды РНК син­те­зи­ру­ют­ся на ДНК- мат­ри­це. Фраг­мент мо­ле­ку­лы ДНК, на ко­то­рой син­те­зи­ру­ет­ся уча­сток цен­траль­ной петли тРНК, имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов (ниж­няя цепь  — мат­рич­ная):

5’-ЦГА­АГГ­Т­ГА­ЦА­АТГТ-3’

3’-ГЦТТЦ­ЦАЦТГ­Т­ТА­ЦА-5’.

Уста­но­ви­те нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность участ­ка тРНК, ко­то­рый син­те­зи­ру­ет­ся на дан­ном фраг­мен­те и опре­де­ли­те ами­но­кис­ло­ту, ко­то­рую будет пе­ре­но­сить эта тРНК в про­цес­се био­син­те­за белка, если тре­тий три­плет с 5ʹ конца со­от­вет­ству­ет ан­ти­ко­до­ну тРНК. Ответ по­яс­ни­те. Для ре­ше­ния за­да­ния ис­поль­зуй­те таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода. При на­пи­са­нии нук­ле­и­но­вых кис­лот ука­зы­вай­те на­прав­ле­ние цепи.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

28

При скре­щи­ва­нии рас­те­ния ку­ку­ру­зы с глад­ки­ми не­окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми и рас­те­ния с мор­щи­ни­сты­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми всё потом­ство по­лу­чи­лось с глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми. В ана­ли­зи­ру­ю­щем скре­щи­ва­нии ги­брид­но­го потом­ства по­лу­чи­лось че­ты­ре раз­ные фе­но­ти­пи­че­ские груп­пы: 250, 247, 103, 101. Со­ставь­те схемы скре­щи­ва­ний. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­тель­ских осо­бей, ге­но­ти­пы, фе­но­ти­пы и ко­ли­че­ство осо­бей потом­ства каж­дой груп­пы в двух скре­щи­ва­ни­ях. Объ­яс­ни­те фор­ми­ро­ва­ние четырёх фе­но­ти­пи­че­ских групп в ана­ли­зи­ру­ю­щем скре­щи­ва­нии.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.