Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Для ин­фу­зо­рий-⁠ту­фе­лек ха­рак­те­рен про­цесс конъ­юга­ции. По­че­му его от­но­сят к по­ло­во­му про­цес­су, но не счи­та­ют по­ло­вым раз­мно­же­ни­ем? Какое зна­че­ние имеет конъ­юга­ция для адап­та­ции од­но­кле­точ­ных ор­га­низ­мов? Ответ по­яс­ни­те.

ИЛИ

Ха­рак­те­ри­сти­ки лю­бо­го звука  — вы­со­та и сила зву­ча­ния. Вы­со­та звука опре­де­ля­ет­ся ко­ли­че­ством ко­ле­ба­ний зву­ко­вой волны и вы­ра­жа­ет­ся в гер­цах (Гц). Звук с ча­сто­той мень­ше 0,016 кГц на­зы­ва­ют ин­фра­зву­ком, а свыше 20 кГц  — уль­тра­зву­ком. Как уль­тра­звук, так и ин­фра­звук че­ло­ве­че­ским ухом не вос­при­ни­ма­ют­ся, од­на­ко мно­гие жи­вот­ные их слы­шат и об­ща­ют­ся в уль­тра­зву­ко­вом диа­па­зо­не. На рис. 1 пред­став­ле­ны диа­па­зо­ны слы­ши­мых зву­ков для раз­ных жи­вот­ных, а на рис. 2  — диа­па­зо­ны, при­хо­дя­щи­е­ся на ин­фра­звук, слы­ши­мый звук и уль­тра­звук.

Рис. 1

Рис. 2

В каком зву­ко­вом диа­па­зо­не, по­ми­мо слы­ши­мо­го, спо­соб­на по­лу­чать ин­фор­ма­цию ле­ту­чая мышь?

Мно­гие виды ру­ко­кры­лых и ки­то­об­раз­ных спо­соб­ны к эхо­ло­ка­ции. На чём по­стро­ен прин­цип ра­бо­ты эхо­ло­ка­ци­он­ной си­сте­мы и какие ор­га­ны жи­вот­но­го при этом за­дей­ство­ва­ны? Ка­ко­во пре­иму­ще­ство та­ко­го спо­со­ба ори­ен­та­ции в про­стран­стве? Ответ по­яс­ни­те. В каких си­ту­а­ци­ях люди при­ме­ня­ют при­бо­ры (эхо­ло­ты, со­на­ры), ра­бо­та­ю­щие по ана­ло­гич­но­му прин­ци­пу? При­ве­ди­те не менее двух при­ме­ров при­ме­не­ния че­ло­ве­ком таких при­бо­ров.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  При конъ­юга­ции про­ис­хо­дит обмен яд­ра­ми между двумя осо­бя­ми с по­сле­ду­ю­щим их сли­я­ни­ем, что яв­ля­ет­ся по­ло­вым про­цес­сом.

2.  При конъ­юга­ции не уве­ли­чи­ва­ет­ся чис­лен­ность осо­бей, по­это­му это не раз­мно­же­ние.

3.  Конъ­юга­ция уси­ли­ва­ет ком­би­на­тив­ную из­мен­чи­вость.

4.  Ком­би­на­тив­ная из­мен­чи­вость уве­ли­чи­ва­ет ге­не­ти­че­скую раз­но­род­ность осо­бей в по­пу­ля­ции, что по­вы­ша­ет устой­чи­вость вида в из­ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях среды.

ИЛИ

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты.

1.  Уль­тра­звук (от 20 кГц).

2.  Жи­вот­ное ис­пус­ка­ет вы­со­ко­ча­стот­ные звуки (на­при­мер, с по­мо­щью го­ло­со­вых свя­зок).

3.  Эти звуки от­ра­жа­ют­ся от объ­ек­тов и улав­ли­ва­ют­ся ор­га­ном слуха дан­но­го жи­вот­но­го.

4.  Эхо­ло­ка­ция поз­во­ля­ет ори­ен­ти­ро­вать­ся в про­стран­стве в усло­ви­ях тем­но­ты или низ­кой освещённо­сти (охо­тить­ся, вза­и­мо­дей­ство­вать с дру­ги­ми осо­бя­ми).

5.  По­доб­ные при­бо­ры (эхо­ло­ты, со­на­ры) ис­поль­зу­ют­ся че­ло­ве­ком для по­ис­ка рыбы во время ры­бал­ки.

6.  По­доб­ные при­бо­ры (эхо­ло­ты, со­на­ры) ис­поль­зу­ют­ся че­ло­ве­ком для опре­де­ле­ния ре­лье­фа дна в водоёмах.

7.  По­доб­ные при­бо­ры ис­поль­зу­ют­ся че­ло­ве­ком при уль­тра­зву­ко­вом ис­сле­до­ва­нии внут­рен­них ор­га­нов че­ло­ве­ка (УЗИ).

Воз­мож­ны дру­гие при­ме­ры ис­поль­зо­ва­ния эхо­ло­ка­ци­он­ных при­бо­ров в пунк­тах 5, 6, 7.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния от­ве­та на за­да­ние С4 Баллы
Ответ вклю­ча­ет все на­зван­ные выше эле­мен­ты, не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок 3
Ответ вклю­ча­ет в себя три из на­зван­ных выше эле­мен­тов, ко­то­рые не со­дер­жат био­ло­ги­че­ских оши­бок 2
Ответ вклю­ча­ет в себя два из на­зван­ных выше эле­мен­тов, ко­то­рые не со­дер­жат био­ло­ги­че­ских оши­бок 1
Все иные си­ту­а­ции, не со­от­вет­ству­ю­щие пра­ви­лам вы­став­ле­ния 3, 2 и 1 балла 0
Мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство бал­лов 3

ИЛИ

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния от­ве­та на за­да­ние С4 Баллы
Ответ вклю­ча­ет в себя шесть-семь на­зван­ных выше эле­мен­тов, не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок 3
Ответ вклю­ча­ет в себя че­ты­ре-пять из на­зван­ных выше эле­мен­тов, ко­то­рые не со­дер­жат био­ло­ги­че­ских оши­бок 2
Ответ вклю­ча­ет в себя три из на­зван­ных выше эле­мен­тов, ко­то­рые не со­дер­жат био­ло­ги­че­ских оши­бок 1
Все иные си­ту­а­ции, не со­от­вет­ству­ю­щие пра­ви­лам вы­став­ле­ния 3, 2 и 1 балла 0
Мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство бал­лов 3
Источники: