Вариант № 3316233

ЕГЭ по биологии 2020. Досрочная волна. Вариант 2

При вы­пол­не­нии за­да­ний с крат­ким от­ве­том впи­ши­те в поле для от­ве­та цифру, ко­то­рая со­от­вет­ству­ет но­ме­ру пра­виль­но­го от­ве­та, или число, слово, по­сле­до­ва­тель­ность букв (слов) или цифр. Ответ сле­ду­ет за­пи­сы­вать без про­бе­лов и каких-либо до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов. Дроб­ную часть от­де­ляй­те от целой де­ся­тич­ной за­пя­той. Еди­ни­цы из­ме­ре­ний пи­сать не нужно.


Если ва­ри­ант задан учи­те­лем, вы мо­же­те впи­сать или за­гру­зить в си­сте­му от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Учи­тель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния за­да­ний с крат­ким от­ве­том и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей ста­ти­сти­ке.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип Д1 № 31719
i

Рас­смот­ри­те пред­ло­жен­ную схему стро­е­ния нерв­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка. За­пи­ши­те в от­ве­те про­пу­щен­ный тер­мин, обо­зна­чен­ный на схеме во­про­си­тель­ным зна­ком.


Ответ:

2
Тип 1 № 31720
i

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «Уров­ни ор­га­ни­за­ции живой при­ро­ды». За­пи­ши­те в от­ве­те про­пу­щен­ный тер­мин, обо­зна­чен­ный в таб­ли­це во­про­си­тель­ным зна­ком.

 

Уров­ни ор­га­ни­за­ции

живой при­ро­ды

Про­цес­сы
Мо­ле­ку­ляр­ный Уро­вень ДНК
?Био­ген­ная ми­гра­ция ато­мов

Ответ:

3
Тип 3 № 31721
i

Сколь­ко хро­мо­сом со­дер­жит­ся в клет­ке в про­фа­зе пер­во­го де­ле­ния мей­о­за, если в ди­пло­ид­ном на­бо­ре со­дер­жит­ся 80 хро­мо­сом? В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко со­от­вет­ству­ю­щее число.


Ответ:

4
Тип Д4 № 31722
i

Все пе­ре­чис­лен­ные ниже тер­ми­ны, кроме двух, ис­поль­зу­ют­ся для опи­са­ния про­цес­са транс­ля­ции. Опре­де­ли­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  кодон

2)  три­плет

3)  фо­то­лиз

4)  ре­пли­ка­ция

5)  мат­ри­ца


Ответ:

5

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между изоб­ражёнными ниже ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ор­га­но­и­да­ми, обо­зна­чен­ны­ми циф­ра­ми 1 и 2: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  ор­га­ни­зу­ет ци­тос­ке­лет в клет­ке

Б)  слу­жит для фор­ми­ро­ва­ния ве­ре­те­на де­ле­ния

В)  об­ра­зу­ет ли­зо­сосмы

Г)  яв­ля­ет­ся не­мем­бран­ным ор­га­но­и­дом

Д)  обес­пе­чи­ва­ет со­зре­ва­ние бел­ков после син­те­за

ОР­ГА­НО­И­ДЫ

1)  1

2)  2

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

6
Тип 4 № 31724
i

Опре­де­ли­те ве­ро­ят­ность (%) по­лу­че­ния го­мо­зи­гот­но­го по ре­цес­сив­но­му ал­ле­лю потом­ства в мо­но­ги­брид­ном ана­ли­зи­ру­ю­щем скре­щи­ва­нии ге­те­ро­зи­гот­ных рас­те­ний флок­са с бе­лы­ми цвет­ка­ми. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.


Ответ:

7
Тип Д7 № 31725
i

Все при­ведённые при­ме­ры кле­ток, кроме двух, имеют ди­пло­ид­ный набор хро­мо­сом. Опре­де­ли­те два при­ме­ра, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1)  клет­ка эн­до­спер­ма се­ме­ни лука

2)  бла­сто­мер лан­цет­ни­ка

3)  зи­го­та кошки

4)  ге­не­ра­тив­ная клет­ка пыль­це­во­го зерна яб­ло­ни

5)  клет­ка спо­ро­фи­та сфаг­ну­ма


Ответ:

8
Тип Д8 № 31726
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ви­да­ми из­мен­чи­во­сти: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  по­яв­ле­ние раз­ной окрас­ки шер­сти

гор­но­ста­е­во­го кро­ли­ка в за­ви­си­мо­сти от

тем­пе­ра­ту­ры

Б)  по­яв­ле­ние по­лип­ло­ид­ных рас­те­ний

В)  рож­де­ние у здо­ро­вых ро­ди­те­лей ребёнка

с ге­но­ти­пом ХХУ

Г)  фор­ми­ро­ва­ние у стре­ло­ли­ста раз­ных

форм ли­сто­вой пла­стин­ки

Д)  рож­де­ние ребёнка с син­дро­мом Дауна

ИЗ­МЕН­ЧИ­ВОСТЬ

1)  ге­но­ти­пи­че­ская

2)  фе­но­ти­пи­че­ская

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

9
Тип Д9 № 31727
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Паук кре­сто­вик от­но­сит­ся к клас­су Па­у­ко­об­раз­ные, так как у него

 

1)  нет уси­ков

2)  слож­ные фа­се­точ­ные глаза

3)  че­ты­ре пары ног

4)  на­руж­ный хи­ти­но­вый ске­лет

5)  серд­це на­хо­дит­ся на брюш­ной сто­ро­не тела

6)  тело со­сто­ит из двух от­де­лов: го­ло­во­гру­ди и брюш­ка


Ответ:

10
Тип Д10 № 31728
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми и ти­па­ми чер­вей: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­ЗНАК

А)  па­ра­зи­ти­ро­ва­ние в рас­те­ни­ях

Б)  под­раз­де­ле­ние тела на сег­мен­ты

В)  на­ли­чие ще­ти­нок на теле

Г)  на­ли­чие у боль­шин­ства кро­ве­нос­ной

си­сте­мы

Д)  об­ра­зо­ва­ние му­ску­ла­ту­ры одним слоем

про­доль­ных во­ло­кон

ТИПЫ ЧЕР­ВЕЙ

1)  Коль­ча­тые черви

2)  Круг­лые черви

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

11
Тип 12 № 31729
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность так­со­но­ми­че­ских на­зва­ний, на­чи­ная с са­мо­го мел­ко­го. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1.  По­зво­ноч­ные.

2.  Орёл степ­ной.

3.  Орёл.

4.  Со­ко­ло­об­раз­ные.

5.  Птицы.

6.  Хор­до­вые.


Ответ:

12

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Какие про­цес­сы про­ис­хо­дят при пе­ре­ва­ри­ва­нии уг­ле­во­дов в пи­ще­ва­ри­тель­ном ка­на­ле че­ло­ве­ка?

 

1.  Рас­пад мо­но­са­ха­ри­дов с об­ра­зо­ва­ни­ем мо­лоч­ной кис­ло­ты.

2.  Рас­щеп­ле­ние мо­но­са­ха­ри­дов до СО2 и Н2О.

3.  Рас­щеп­ле­ние по­ли­са­ха­ри­дов до ди­са­ха­ри­дов.

4.  Об­ра­зо­ва­ние гли­ко­ге­на из глю­ко­зы.

5.  Пре­вра­ще­ние ди­са­ха­ри­дов в мо­но­са­ха­ри­ды.

6.  Рас­щеп­ле­ние клет­чат­ки мик­ро­ор­га­низ­ма­ми.


Ответ:

13

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и гор­мо­на­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся ги­по­физом

Б)  со­дер­жит в со­ста­ве йод

В)  при­во­дит к раз­ви­тию кре­ти­низ­ма при

низ­кой кон­цен­тра­ции

Г)  вы­зы­ва­ет кар­ли­ко­вость при не­до­стат­ке

Д)  сти­му­ли­ру­ет де­ле­ние и диф­фе­рен­ци­а­цию

кле­ток

Е)  вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся щи­то­вид­ной же­ле­зой

ГОР­МО­НЫ

1)  ти­рок­син

2)  гор­мон роста

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

14
Тип 16 № 31732
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов ды­ха­ния в ор­га­низ­ме у че­ло­ве­ка, на­чи­ная с по­ступ­ле­ния кис­ло­ро­да в аль­ве­о­лы лёгких. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1.  Диф­фу­зия кис­ло­ро­да в клет­ки тела.

2.  Пе­ре­нос кис­ло­ро­да кро­вью от лёгких в ткани.

3.  Диф­фу­зия уг­ле­кис­ло­го газа в ка­пил­ля­ры.

4.  Окис­ле­ние глю­ко­зы с об­ра­зо­ва­ни­ем уг­ле­кис­ло­го газа.

5.  Транс­порт уг­ле­кис­ло­го газа к лёгким и вы­ве­де­ние его из ор­га­низ­ма.

6.  Диф­фу­зия кис­ло­ро­да в ка­пил­ля­ры лёгких.


Ответ:

15
Тип 17 № 31733
i

Про­чи­тай­те текст. Вы­бе­ри­те три пред­ло­же­ния, в ко­то­рых даны опи­са­ния идио­адап­та­ций. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

(1) Эво­лю­ци­он­ные из­ме­не­ния, при­во­дя­щие к по­ни­же­нию уров­ня ор­га­ни­за­ции, могут быть свя­за­ны с пе­ре­хо­дом к па­ра­зи­тиз­му. (2) По­вы­ше­ние уров­ня ор­га­ни­за­ции часто свя­за­но с пе­ре­хо­дом в новую среду оби­та­ния. (3) В ре­зуль­та­те част­ных эво­лю­ци­он­ных из­ме­не­ний фор­ми­ру­ет­ся при­спо­соб­лен­ность ор­га­низ­мов к раз­ным усло­ви­ям среды. (4) Теп­ло­кров­ность, аль­вео­ляр­ные лёгкие и вскарм­ли­ва­ние детёнышей мо­ло­ком ха­рак­тер­ны для мле­ко­пи­та­ю­щих. (5) У пред­ста­ви­те­лей этого клас­са сфор­ми­ро­ва­лись раз­лич­ные формы че­ре­па и зуб­ные си­сте­мы, ви­до­из­ме­ни­лись ко­неч­но­сти. (6) Осо­бен­но­сти стро­е­ния пе­ред­них ко­неч­но­стей ле­ту­чих мышей, белок-летяг яв­ля­ют­ся при­ме­ра­ми при­спо­соб­лен­но­сти этих жи­вот­ных к полёту или пла­ни­ро­ва­нию.


Ответ:

16

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и спо­со­ба­ми ви­до­об­ра­зо­ва­ния: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  раз­де­ле­ние по спо­со­бу пи­та­ния

Б)  рас­ши­ре­ние аре­а­ла

В)  раз­ные сроки раз­мно­же­ния осо­бей внут­ри аре­а­ла

Г)  воз­ник­но­ве­ние пре­град, со­здан­ных

внут­ри аре­а­ла вида че­ло­ве­ком:

ав­то­стра­ды, во­до­хра­ни­ли­ща

Д)  пе­ре­се­ле­ние части осо­бей на дру­гие

тер­ри­то­рии

Е)  рас­чле­не­ние тер­ри­то­рии гор­ны­ми

мас­си­ва­ми, ре­ка­ми

СПО­СО­БЫ ВИ­ДО­ОБ­РА­ЗО­ВА­НИЯ

1)  гео­гра­фи­че­ское

2)  эко­ло­ги­че­ское

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

17
Тип 18 № 31735
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. К кон­су­мен­там в эко­си­сте­ме от­но­сят:

 

1)  па­ра­зи­ти­че­ских на­се­ко­мых;

2)  бак­те­рий гни­е­ния;

3)  ци­анобак­те­рий;

4)  пар­но­ко­пыт­ных жи­вот­ных;

5)  бурые во­до­рос­ли;

6)  хищ­ни­ков.


Ответ:

18

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­низ­ма­ми и эко­си­сте­ма­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ОР­ГА­НИЗ­МЫ

А)  глу­харь обык­но­вен­ный

Б)  кле­вер пол­зу­чий

В)  дятел боль­шой пёстрый

Г)  лан­дыш май­ский

Д)  ко­ро­ед-⁠ти­по­граф

Е)  куз­не­чик серый

ЭКО­СТИ­СТЕ­МЫ

1)  сме­шан­ный лес

2)  луг

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

19
Тип Д20 № 31737
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность фор­ми­ро­ва­ния рас­ти­тель­ных со­об­ществ на лед­ни­ко­вых от­ло­же­ни­ях Аляс­ки. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1)  фор­ми­ро­ва­ние тон­ко­го слоя почвы

2)  фор­ми­ро­ва­ние сме­шан­но­го леса

3)  воз­ник­но­ве­ние ив­ня­ков и оль­шан­ни­ков

4)  по­се­ле­ние мхов и осок

5)  до­ми­ни­ро­ва­ние ели


Ответ:

20
Тип 20 № 31738
i

Рас­смот­ри­те ри­су­нок с изоб­ра­же­ни­ем стро­е­ния кожи че­ло­ве­ка. Ука­жи­те на­зва­ние, функ­цию слоя кожи, обо­зна­чен­но­го во­про­си­тель­ным зна­ком. Опре­де­ли­те тип ткани, ко­то­рая его об­ра­зу­ет. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки, ис­поль­зуя по­ня­тия и функ­ции, при­ведённые в спис­ке. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­вой, вы­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щее по­ня­тие или со­от­вет­ству­ю­щую функ­цию из пред­ло­жен­но­го спис­ка.

 

На­зва­ние слояТип тканиФунк­ция
________________ (А)________________ (Б)________________ (В)

 

Спи­сок тер­ми­нов и по­ня­тий

1.  Со­еди­ни­тель­ная.

2.  Ося­за­тель­ная, тер­мо­ре­гу­ля­тор­ная.

3.  Эпи­дер­мис.

4.  Ба­рьер­ная, за­щит­ная.

5.  Эпи­те­ли­аль­ная.

6.  За­па­са­ю­щая, ре­гу­ля­тор­ная.

7.  Под­кож­ная жи­ро­вая клет­чат­ка.

8.  Дерма.


Ответ:

21
Тип 21 № 31739
i

Про­ана­ли­зи­руй­те диа­грам­му «Из­ме­не­ние пло­ща­ди ур­ба­ни­зи­ро­ван­ных зе­мель в одном из го­ро­дов Китая».

 

Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, ко­то­рые можно сфор­му­ли­ро­вать на ос­но­ва­нии ана­ли­за по­лу­чен­ных ре­зуль­та­тов.

 

1.  Пло­щадь ур­ба­ни­зи­ро­ван­ных зе­мель по­сто­ян­но уве­ли­чи­ва­ет­ся.

2.  Ад­ми­ни­стра­тив­ная пло­щадь го­ро­да по­сто­ян­но уве­ли­чи­ва­ет­ся.

3.  С 2004 по 2009 г. ско­рость роста ур­ба­ни­зи­ро­ван­ной пло­ща­ди уве­ли­чи­лась.

4.  На­се­ле­ние ур­ба­ни­зи­ро­ван­ных тер­ри­то­рий по­сто­ян­но уве­ли­чи­ва­ет­ся.

5.  На­груз­ка ур­ба­ни­зи­ро­ван­ных тер­ри­то­рий на окру­жа­ю­щую среду по­сто­ян­но растёт.


Ответ:

22
Тип Д22 C2 № 31740
i

Из­вест­но, что гор­ный воз­дух более раз­ре­жен­ный, чем рав­нин­ный. При под­го­тов­ке к вос­хож­де­нию в гору на­чи­на­ю­ще­му аль­пи­ни­сту ре­ко­мен­ду­ют­ся ре­гу­ляр­ные аэроб­ные тре­ни­ров­ки. К каким из­ме­не­ни­ям ор­га­нов сер­деч­но­со­су­ди­стой си­сте­мы и крови аль­пи­ни­стов при­во­дят такие тре­ни­ров­ки?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

23

Опре­де­ли­те по ри­сун­ку вид изо­ля­ции се­ван­ской фо­ре­ли, при­вед­ший к об­ра­зо­ва­нию раз­лич­ных по­пу­ля­ций. Ответ обос­нуй­те. По­че­му учёные от­но­сят эти по­пу­ля­ции к од­но­му виду? По­че­му се­ван­ская фо­рель тре­бу­ет при­сталь­но­го вни­ма­ния со сто­ро­ны при­ро­до­охран­ных ор­га­ни­за­ций?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

24
Тип Д24 C3 № 31742
i

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте «Пи­ще­вые цепи». Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их. Дайте пра­виль­ную фор­му­ли­ров­ку.

 

(1) Аг­ро­э­ко­си­сте­мы и го­род­ские ур­бо­э­ко­си­сте­мы от­но­сят к ан­тро­по­ген­ным эко­си­сте­мам, струк­ту­ра ко­то­рых создаётся, под­дер­жи­ва­ет­ся и кон­тро­ли­ру­ет­ся че­ло­ве­ком в своих ин­те­ре­сах. (2) Аг­ро­э­ко­си­сте­ма ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вы­со­ки­ми про­дук­тив­но­стью и са­мо­ре­гу­ля­ци­ей. (3) Как и в при­род­ной эко­си­сте­ме, в аг­ро­э­ко­си­сте­ме ис­поль­зу­ет­ся толь­ко энер­гия сол­неч­но­го света. (4) Ви­до­вое раз­но­об­ра­зие аг­ро­э­ко­си­стем не­ве­ли­ко, часто пре­об­ла­да­ет мо­но­куль­ту­ра. (5) В ан­тро­по­ген­ных эко­си­сте­мах кон­су­мен­том яв­ля­ет­ся толь­ко че­ло­век, так как вы­би­ра­ет всю про­дук­цию аг­ро­це­но­за. (6) Кру­го­во­рот ве­ществ в такой эко­си­сте­ме не­сба­лан­си­ро­ван­ный, так как сни­жа­ет­ся воз­врат ор­га­ни­че­ских и ми­не­раль­ных ве­ществ в почву. (7) В ур­бо­э­ко­си­сте­му, по­ми­мо при­род­ных ком­по­нен­тов, вхо­дит со­здан­ная че­ло­ве­ком осо­бая среда – тех­но­сфе­ра.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

25
Тип 25 № 31743
i

Для ин­фу­зо­рий-⁠ту­фе­лек ха­рак­те­рен про­цесс конъ­юга­ции. По­че­му его от­но­сят к по­ло­во­му про­цес­су, но не счи­та­ют по­ло­вым раз­мно­же­ни­ем? Какое зна­че­ние имеет конъ­юга­ция для адап­та­ции од­но­кле­точ­ных ор­га­низ­мов? Ответ по­яс­ни­те.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

26
Тип 26 № 31744
i

В чём про­яв­ля­ет­ся при­спо­соб­лен­ность рас­те­ний к жизни в усло­ви­ях тунд­ры? Ука­жи­те че­ты­ре адап­та­ции. Обос­нуй­те их зна­че­ние для жизни в тундре.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

27
Тип 27 № 31745
i

Из­вест­но, что ком­пле­мен­тар­ные цепи нук­ле­и­но­вых кис­лот ан­ти­па­рал­лель­ны (5’ концу в одной цепи со­от­вет­ству­ет 3’конец дру­гой цепи). Син­тез нук­ле­и­но­вых кис­лот на­чи­на­ет­ся с 5’ конца. Ри­бо­со­ма дви­жет­ся по иРНК в на­прав­ле­нии от 5’ к 3’ концу. Ре­тро­ви­рус в ка­че­стве ге­но­ма со­дер­жит мо­ле­ку­лу РНК. При за­ра­же­нии клет­ки он создаёт ДНК-копию сво­е­го ге­но­ма и встра­и­ва­ет её в геном клет­ки-⁠ми­ше­ни. Фраг­мент ге­но­ма ре­тро­ви­ру­са имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность:

5’-АЦ­ГУ­А­У­Г­ЦУА­ГАУ­ГЦ-3’.

Опре­де­ли­те по­сле­до­ва­тель­ность фраг­мен­та ДНК-копии, ко­то­рая будет встро­е­на в геном клет­ки-ми­ше­ни. Опре­де­ли­те по­сле­до­ва­тель­ность фраг­мен­та белка, син­те­зи­ру­е­мо­го на дан­ном фраг­мен­те ДНК-⁠копии, если цепь, ком­пле­мен­тар­ная ис­ход­ной мо­ле­ку­ле РНК, будет слу­жить мат­ри­цей для син­те­за иРНК. Для вы­пол­не­ния за­да­ния ис­поль­зуй­те таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода. При на­пи­са­нии по­сле­до­ва­тель­но­стей нук­ле­и­но­вых кис­лот ука­зы­вай­те на­прав­ле­ние цепи.

Ге­не­ти­че­ский код (иРНК от 5’ – к 3’ – концу)

Пер­вое

ос­но­ва­ние

Вто­рое ос­но­ва­ниеТре­тье

ос­но­ва­ние

УЦАГ

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

  —

  —

Цис

Цис

  —

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Пра­ви­ла поль­зо­ва­ния таб­ли­цей

Пер­вый нук­лео­тид в три­пле­те берётся из ле­во­го вер­ти­каль­но­го ряда; вто­рой  — из верх­не­го го­ри­зон­таль­но­го ряда и тре­тий  — из пра­во­го вер­ти­каль­но­го. Там, где пе­ре­се­кут­ся линии, иду­щие от всех трёх нук­лео­ти­дов, и на­хо­дит­ся ис­ко­мая ами­но­кис­ло­та.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

28
Тип 28 № 31746
i

Длина хво­ста у мышей кон­тро­ли­ру­ет­ся геном, ко­то­рый в до­ми­нант­ном го­мо­зи­гот­ном со­сто­я­нии опре­де­ля­ет раз­ви­тие длин­но­го хво­ста, в ге­те­ро­зи­гот­ном  — уко­ро­чен­но­го хво­ста, в го­мо­зи­гот­ном ре­цес­сив­ном со­сто­я­нии вы­зы­ва­ет ги­бель мышей на эм­бри­о­наль­ной ста­дии раз­ви­тия. В пер­вом скре­щи­ва­нии самки мыши с чёрной окрас­кой тела, длин­ным хво­стом и самца с чёрной окрас­кой тела, длин­ным хво­стом в потом­стве по­лу­чи­лось фе­но­ти­пи­че­ское рас­щеп­ле­ние: три особи с чёрной окрас­кой тела, длин­ным хво­стом и одна особь с ко­рич­не­вой окрас­кой тела, длин­ным хво­стом. Во вто­ром скре­щи­ва­нии самки мыши с чёрной окрас­кой тела, уко­ро­чен­ным хво­стом и самца с чёрной окрас­кой тела, уко­ро­чен­ным хво­стом в потом­стве по­лу­че­но рас­щеп­ле­ние по ге­но­ти­пу 1 : 2 : 1 : 2. Со­ставь­те схемы скре­щи­ва­ний, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы ро­ди­тель­ских осо­бей и потом­ства в скре­щи­ва­ни­ях.

По­яс­ни­те ге­но­ти­пи­че­ское рас­щеп­ле­ние во вто­ром скре­щи­ва­нии.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.