ЕГЭ по биологии 2020. Досрочная волна. Вариант 2
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Рассмотрите предложенную схему строения нервной системы человека. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Ответ:
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
| Уровни организации живой природы | Процессы |
|---|---|
| Молекулярный | Уровень ДНК |
| ? | Биогенная миграция атомов |
Ответ:
Сколько хромосом содержится в клетке в профазе первого деления мейоза, если в диплоидном наборе содержится 80 хромосом? В ответе запишите только соответствующее число.
Ответ:
Все перечисленные ниже термины, кроме двух, используются для описания процесса трансляции. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) кодон
2) триплет
3) фотолиз
4) репликация
5) матрица
Ответ:
Установите соответствие между изображёнными ниже характеристиками и органоидами, обозначенными цифрами 1 и 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) организует цитоскелет в клетке
Б) служит для формирования веретена деления
В) образует лизососмы
Г) является немембранным органоидом
Д) обеспечивает созревание белков после синтеза
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Определите вероятность (%) получения гомозиготного по рецессивному аллелю потомства в моногибридном анализирующем скрещивании гетерозиготных растений флокса с белыми цветками. Ответ запишите в виде числа.
Ответ:
Все приведённые примеры клеток, кроме двух, имеют диплоидный набор хромосом. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) клетка эндосперма семени лука
2) бластомер ланцетника
3) зигота кошки
4) генеративная клетка пыльцевого зерна яблони
5) клетка спорофита сфагнума
Ответ:
Установите соответствие между примерами и видами изменчивости: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) появление разной окраски шерсти
горностаевого кролика в зависимости от
температуры
Б) появление полиплоидных растений
В) рождение у здоровых родителей ребёнка
с генотипом ХХУ
Г) формирование у стрелолиста разных
форм листовой пластинки
Д) рождение ребёнка с синдромом Дауна
1) генотипическая
2) фенотипическая
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Паук крестовик относится к классу Паукообразные, так как у него
1) нет усиков
2) сложные фасеточные глаза
3) четыре пары ног
4) наружный хитиновый скелет
5) сердце находится на брюшной стороне тела
6) тело состоит из двух отделов: головогруди и брюшка
Ответ:
Установите соответствие между признаками и типами червей: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) паразитирование в растениях
Б) подразделение тела на сегменты
В) наличие щетинок на теле
Г) наличие у большинства кровеносной
системы
Д) образование мускулатуры одним слоем
продольных волокон
1) Кольчатые черви
2) Круглые черви
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Установите последовательность таксономических названий, начиная с самого мелкого. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Позвоночные.
2. Орёл степной.
3. Орёл.
4. Соколообразные.
5. Птицы.
6. Хордовые.
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие процессы происходят при переваривании углеводов в пищеварительном канале человека?
1. Распад моносахаридов с образованием молочной кислоты.
2. Расщепление моносахаридов до СО2 и Н2О.
3. Расщепление полисахаридов до дисахаридов.
4. Образование гликогена из глюкозы.
5. Превращение дисахаридов в моносахариды.
6. Расщепление клетчатки микроорганизмами.
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и гормонами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) вырабатывается гипофизом
Б) содержит в составе йод
В) приводит к развитию кретинизма при
низкой концентрации
Г) вызывает карликовость при недостатке
Д) стимулирует деление и дифференциацию
клеток
Е) вырабатывается щитовидной железой
1) тироксин
2) гормон роста
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите последовательность процессов дыхания в организме у человека, начиная с поступления кислорода в альвеолы лёгких. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Диффузия кислорода в клетки тела.
2. Перенос кислорода кровью от лёгких в ткани.
3. Диффузия углекислого газа в капилляры.
4. Окисление глюкозы с образованием углекислого газа.
5. Транспорт углекислого газа к лёгким и выведение его из организма.
6. Диффузия кислорода в капилляры лёгких.
Ответ:
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Эволюционные изменения, приводящие к понижению уровня организации, могут быть связаны с переходом к паразитизму. (2) Повышение уровня организации часто связано с переходом в новую среду обитания. (3) В результате частных эволюционных изменений формируется приспособленность организмов к разным условиям среды. (4) Теплокровность, альвеолярные лёгкие и вскармливание детёнышей молоком характерны для млекопитающих. (5) У представителей этого класса сформировались различные формы черепа и зубные системы, видоизменились конечности. (6) Особенности строения передних конечностей летучих мышей, белок-летяг являются примерами приспособленности этих животных к полёту или планированию.
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и способами видообразования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) разделение по способу питания
Б) расширение ареала
В) разные сроки размножения особей внутри ареала
Г) возникновение преград, созданных
внутри ареала вида человеком:
автострады, водохранилища
Д) переселение части особей на другие
территории
Е) расчленение территории горными
массивами, реками
1) географическое
2) экологическое
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К консументам в экосистеме относят:
1) паразитических насекомых;
2) бактерий гниения;
3) цианобактерий;
4) парнокопытных животных;
5) бурые водоросли;
6) хищников.
Ответ:
Установите соответствие между организмами и экосистемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) глухарь обыкновенный
Б) клевер ползучий
В) дятел большой пёстрый
Г) ландыш майский
Д) короед-типограф
Е) кузнечик серый
1) смешанный лес
2) луг
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите последовательность формирования растительных сообществ на ледниковых отложениях Аляски. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) формирование тонкого слоя почвы
2) формирование смешанного леса
3) возникновение ивняков и ольшанников
4) поселение мхов и осок
5) доминирование ели
Ответ:
Рассмотрите рисунок с изображением строения кожи человека. Укажите название, функцию слоя кожи, обозначенного вопросительным знаком. Определите тип ткани, которая его образует. Заполните пустые ячейки, используя понятия и функции, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующее понятие или соответствующую функцию из предложенного списка.
| Название слоя | Тип ткани | Функция |
|---|---|---|
| ________________ (А) | ________________ (Б) | ________________ (В) |
Список терминов и понятий
1. Соединительная.
2. Осязательная, терморегуляторная.
3. Эпидермис.
4. Барьерная, защитная.
5. Эпителиальная.
6. Запасающая, регуляторная.
7. Подкожная жировая клетчатка.
8. Дерма.
Ответ:
Проанализируйте диаграмму «Изменение площади урбанизированных земель в одном из городов Китая».
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов.
1. Площадь урбанизированных земель постоянно увеличивается.
2. Административная площадь города постоянно увеличивается.
3. С 2004 по 2009 г. скорость роста урбанизированной площади увеличилась.
4. Население урбанизированных территорий постоянно увеличивается.
5. Нагрузка урбанизированных территорий на окружающую среду постоянно растёт.
Ответ:
Известно, что горный воздух более разреженный, чем равнинный. При подготовке к восхождению в гору начинающему альпинисту рекомендуются регулярные аэробные тренировки. К каким изменениям органов сердечнососудистой системы и крови альпинистов приводят такие тренировки?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Определите по рисунку вид изоляции севанской форели, приведший к образованию различных популяций. Ответ обоснуйте. Почему учёные относят эти популяции к одному виду? Почему севанская форель требует пристального внимания со стороны природоохранных организаций?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Пищевые цепи». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1) Агроэкосистемы и городские урбоэкосистемы относят к антропогенным экосистемам, структура которых создаётся, поддерживается и контролируется человеком в своих интересах. (2) Агроэкосистема характеризуется высокими продуктивностью и саморегуляцией. (3) Как и в природной экосистеме, в агроэкосистеме используется только энергия солнечного света. (4) Видовое разнообразие агроэкосистем невелико, часто преобладает монокультура. (5) В антропогенных экосистемах консументом является только человек, так как выбирает всю продукцию агроценоза. (6) Круговорот веществ в такой экосистеме несбалансированный, так как снижается возврат органических и минеральных веществ в почву. (7) В урбоэкосистему, помимо природных компонентов, входит созданная человеком особая среда – техносфера.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Для инфузорий-туфелек характерен процесс конъюгации. Почему его относят к половому процессу, но не считают половым размножением? Какое значение имеет конъюгация для адаптации одноклеточных организмов? Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В чём проявляется приспособленность растений к жизни в условиях тундры? Укажите четыре адаптации. Обоснуйте их значение для жизни в тундре.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу в одной цепи соответствует 3’конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Ретровирус в качестве генома содержит молекулу РНК. При заражении клетки он создаёт ДНК-копию своего генома и встраивает её в геном клетки-мишени. Фрагмент генома ретровируса имеет следующую последовательность:
5’-АЦГУАУГЦУАГАУГЦ-3’.
Определите последовательность фрагмента ДНК-копии, которая будет встроена в геном клетки-мишени. Определите последовательность фрагмента белка, синтезируемого на данном фрагменте ДНК-копии, если цепь, комплементарная исходной молекуле РНК, будет служить матрицей для синтеза иРНК. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
Генетический код (иРНК от 5’ – к 3’ – концу)
| Первое основание | Второе основание | Третье основание | |||
| У | Ц | А | Г | ||
| У | Фен Фен Лей Лей | Сер Сер Сер Сер | Тир Тир — — | Цис Цис — Три | У Ц А Г |
| Ц | Лей Лей Лей Лей | Про Про Про Про | Гис Гис Глн Глн | Арг Арг Арг Арг | У Ц А Г |
| А | Иле Иле Иле Мет | Тре Тре Тре Тре | Асн Асн Лиз Лиз | Сер Сер Арг Арг | У Ц А Г |
| Г | Вал Вал Вал Вал | Ала Ала Ала Ала | Асп Асп Глу Глу | Гли Гли Гли Гли | У Ц А Г |
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Длина хвоста у мышей контролируется геном, который в доминантном гомозиготном состоянии определяет развитие длинного хвоста, в гетерозиготном — укороченного хвоста, в гомозиготном рецессивном состоянии вызывает гибель мышей на эмбриональной стадии развития. В первом скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, длинным хвостом и самца с чёрной окраской тела, длинным хвостом в потомстве получилось фенотипическое расщепление: три особи с чёрной окраской тела, длинным хвостом и одна особь с коричневой окраской тела, длинным хвостом. Во втором скрещивании самки мыши с чёрной окраской тела, укороченным хвостом и самца с чёрной окраской тела, укороченным хвостом в потомстве получено расщепление по генотипу 1 : 2 : 1 : 2. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях.
Поясните генотипическое расщепление во втором скрещивании.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.