Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 1 № 35529
i

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «Ме­то­ды био­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний» и за­пол­ни­те пу­стую ячей­ку, впи­сав со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин.

 

МетодПри­ме­не­ние ме­то­да
Цен­три­фу­ги­ро­ва­ниеРаз­де­ле­ние ор­га­но­и­дов клет­ки
Опре­де­ле­ние числа хро­мо­сом в ка­ри­о­ти­пе

ИЛИ

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «Био­ло­гия как наука» и за­пол­ни­те пу­стую ячей­ку, впи­сав со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин.

 

 

Раз­дел био­ло­гииОбъ­ект изу­че­ния
Ис­ко­па­е­мые пе­ре­ход­ные формы ор­га­низ­мов
Ана­то­мияСтро­е­ние внут­рен­них ор­га­нов

ИЛИ

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «Уров­ни ор­га­ни­за­ции живой при­ро­ды» и за­пол­ни­те пу­стую ячей­ку, впи­сав со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин.

 

 

Уро­веньПри­мер
По­пу­ля­ци­он­но-⁠ви­до­войВид слон аф­ри­кан­ский
Сфаг­но­вое бо­ло­то
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

МетодПри­ме­не­ние ме­то­да
Цен­три­фу­ги­ро­ва­ниеРаз­де­ле­ние ор­га­но­и­дов клет­ки
Ци­то­ге­не­ти­че­ский

ИЛИ

Ци­то­ло­ги­че­ский

Опре­де­ле­ние числа хро­мо­сом в ка­ри­о­ти­пе

 

Метод ис­сле­до­ва­ния  — это спо­соб на­уч­но­го по­зна­ния дей­стви­тель­но­сти.

Су­ще­ству­ют общие ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния (как био­ло­ги­че­ские, так и дру­гих наук): экс­пе­ри­мент, на­блю­де­ние, опи­са­ние, срав­не­ние, мо­де­ли­ро­ва­ние. А есть част­ные, от­но­ся­щи­е­ся к кон­крет­но­му раз­де­лу. На­при­мер, ме­то­ды ге­не­ти­ки: ге­не­а­ло­ги­че­ский, ги­бри­до­ло­ги­че­ский и так далее.

Ци­то­ге­не­ти­че­ский метод. С по­мо­щью дан­но­го ме­то­да можно изу­чать на­след­ствен­ный ма­те­ри­ал клет­ки: со­во­куп­ность хро­мо­сом в целом  — число хро­мо­сом (ка­ри­о­ти­пи­ро­ва­ние) или на­ли­чие и ко­ли­че­ство Х-⁠хро­мо­сом (опре­де­ле­ние по­ло­во­го хро­ма­ти­на  — число глы­бок по­ло­во­го хро­ма­ти­на или телец Барра).

Ци­то­ло­ги­че­ский, так как ис­сле­до­ва­ние про­во­дит­ся с по­мо­щью све­то­во­го мик­ро­ско­па (из­го­тов­ле­ние и изу­че­ние мик­ро­пре­па­ра­тов).

 

Ответ: ци­то­ге­не­ти­че­ский ИЛИ ци­то­ло­ги­че­ский ИЛИ ка­ри­о­ти­пи­ро­ва­ние ИЛИ мик­ро­ско­пи­ро­ва­ние.

ИЛИ

БИО­ЛО­ГИЯ  — ком­плекс­ная наука, в ко­то­рой вы­де­ля­ют сле­ду­ю­щие раз­де­лы.

Ви­ру­со­ло­гия  — наука о ви­ру­сах.

Мик­ро­био­ло­гия (бак­те­рио­ло­гия)  — наука о бак­те­ри­ях.

Ми­ко­ло­гия  — наука о гри­бах.

Бо­та­ни­ка  — наука о рас­те­ни­ях.

Зоо­ло­гия  — наука о жи­вот­ных.

Ан­тро­по­ло­гия  — наука о че­ло­ве­ке.

Па­ле­он­то­ло­гия  — наука об ис­ко­па­е­мых рас­те­ни­ях и жи­вот­ных.

Ана­то­мия  — наука о внут­рен­нем стро­е­нии ор­га­низ­ма.

Био­фи­зи­ка  — наука о фи­зи­че­ских и фи­зи­ко-⁠хи­ми­че­ских про­цес­сах в клет­ке.

Био­хи­мия  — наука о хи­ми­че­ских про­цес­сах в ор­га­низ­ме.

Ге­не­ти­ка  — наука о на­след­ствен­но­сти и из­мен­чи­во­сти.

Ги­сто­ло­гия  — наука о тка­нях ор­га­низ­мов.

Им­му­но­ло­гия  — наука об им­му­ни­те­те (спо­соб­но­сти ор­га­низ­ма за­щи­щать­ся от чу­же­род­ных тел).

Мо­ле­ку­ляр­ная био­ло­гия  — наука о ре­а­ли­за­ции на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции, о нук­ле­и­но­вых кис­ло­тах и бел­ках.

Мор­фо­ло­гия  — наука о внеш­нем стро­е­ние ор­га­низ­ма.

Се­лек­ция  — наука о со­зда­нии новых пород жи­вот­ных, сор­тов рас­те­ний, штам­мов гри­бов и мик­ро­ор­га­низ­мов.

Си­сте­ма­ти­ка  — наука о раз­но­об­ра­зии ор­га­низ­мов.

Фи­зио­ло­гия  — наука о функ­ци­ях ор­га­нов и жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­ма.

Ци­то­ло­гия  — наука о клет­ке.

Эко­ло­гия  — наука о вза­и­мо­дей­стви­ях живых ор­га­низ­мов и их со­об­ществ между собой и с окру­жа­ю­щей сре­дой.

 

Ис­ко­па­е­мые пе­ре­ход­ные формы изу­ча­ет па­ле­он­то­ло­гия  — наука об ис­ко­па­е­мых рас­те­ни­ях и жи­вот­ных.

 

Ответ: па­ле­он­то­ло­гия.

ИЛИ

Мо­ле­ку­ляр­ный. Любая живая си­сте­ма, как бы слож­но она ни была ор­га­ни­зо­ва­на, со­сто­ит из био­ло­ги­че­ских мак­ро­мо­ле­кул: нук­ле­и­но­вых кис­лот, бел­ков, по­ли­са­ха­ри­дов, а также дру­гих важ­ных ор­га­ни­че­ских ве­ществ. С этого уров­ня на­чи­на­ют­ся раз­но­об­раз­ные про­цес­сы жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­ма: обмен ве­ществ и пре­вра­ще­ние энер­гии, пе­ре­да­ча на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции и др.

Кле­точ­ный. Клет­ка  — струк­тур­ная и функ­ци­о­наль­ная еди­ни­ца, а также еди­ни­ца раз­ви­тия всех живых ор­га­низ­мов, оби­та­ю­щих на Земле. На кле­точ­ном уров­не со­пря­га­ют­ся пе­ре­да­ча ин­фор­ма­ции и пре­вра­ще­ние ве­ществ и энер­гии.

Ор­га­низ­мен­ный. Эле­мен­тар­ной еди­ни­цей ор­га­низ­мен­но­го уров­ня слу­жит особь, ко­то­рая рас­смат­ри­ва­ет­ся в раз­ви­тии  — от мо­мен­та за­рож­де­ния до пре­кра­ще­ния су­ще­ство­ва­ния  — как живая си­сте­ма. На этом уров­не воз­ни­ка­ют си­сте­мы ор­га­нов, спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных для вы­пол­не­ния раз­лич­ных функ­ций.

По­пу­ля­ци­он­но-⁠ви­до­вой / ви­до­вой. Со­во­куп­ность ор­га­низ­мов од­но­го и того же вида, объ­еди­нен­ная общим ме­стом оби­та­ния, в ко­то­рой со­зда­ет­ся по­пу­ля­ция  — на­дор­га­низ­мен­ная си­сте­ма. В этой си­сте­ме осу­ществ­ля­ют­ся эле­мен­тар­ные эво­лю­ци­он­ные пре­об­ра­зо­ва­ния  — про­цесс мик­ро­э­во­лю­ции.

Био­гео­це­но­ти­че­ский/био­це­но­ти­че­ский или эко­си­стем­ный.

Био­гео­це­но­ти­че­ский. На этом уров­не живая при­ро­да фор­ми­ру­ет био­гео­це­но­зы  — со­во­куп­ность био­це­но­за и абио­ти­че­ских фак­то­ров среды оби­та­ния (кли­мат, почва).

Био­це­но­ти­че­ский. На этом уров­не живая при­ро­да об­ра­зу­ет био­це­но­зы  — со­во­куп­ность по­пу­ля­ций раз­ных видов, оби­та­ю­щих на опре­де­лен­ной тер­ри­то­рии.

Эко­си­стем­ный уро­вень имеет мно­же­ство свойств: струк­ту­ру по­пу­ля­ции, типы био­ти­че­ских свя­зей, ко­ли­че­ствен­ный и ви­до­вой ее со­став. Ос­нов­ны­ми ком­по­нен­та­ми яв­ля­ют­ся: осо­бен­но­сти среды и пи­ще­вые си­сте­мы.

Био­сфер­ный. Био­сфе­ра  — со­во­куп­ность всех био­гео­це­но­зов, си­сте­ма, охва­ты­ва­ю­щая все яв­ле­ния жизни на нашей пла­не­те. На этом уров­не про­ис­хо­дит кру­го­во­рот ве­ществ и пре­вра­ще­ние энер­гии, свя­зан­ные с жиз­не­де­я­тель­но­стью всех живых ор­га­низ­мов.

 

Ответ: био­це­но­ти­че­ский ИЛИ эко­си­стем­ный ИЛИ био­гео­це­но­ти­че­ский.

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2021 по био­ло­гии