Вариант № 5853352

Проект демонстрационной версии ЕГЭ—2024 по биологии

При вы­пол­не­нии за­да­ний с крат­ким от­ве­том впи­ши­те в поле для от­ве­та цифру, ко­то­рая со­от­вет­ству­ет но­ме­ру пра­виль­но­го от­ве­та, или число, слово, по­сле­до­ва­тель­ность букв (слов) или цифр. Ответ сле­ду­ет за­пи­сы­вать без про­бе­лов и каких-либо до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов. Дроб­ную часть от­де­ляй­те от целой де­ся­тич­ной за­пя­той. Еди­ни­цы из­ме­ре­ний пи­сать не нужно.


Если ва­ри­ант задан учи­те­лем, вы мо­же­те впи­сать или за­гру­зить в си­сте­му от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Учи­тель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния за­да­ний с крат­ким от­ве­том и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей ста­ти­сти­ке.


Версия для печати и копирования в MS Word
Время
Прошло 0:00:00
Осталось 3:55:00
1
Тип 1 № 46514
i

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «При­зна­ки живых си­стем» и за­пол­ни­те пу­стую ячей­ку, впи­сав со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин.

 

При­зна­ки живых си­стемПри­ме­ры
Са­мо­ре­гу­ля­цияИз­ме­не­ние ча­сто­ты ды­ха­тель­ных дви­же­ний

в за­ви­си­мо­сти от кон­цен­тра­ции в крови

уг­ле­кис­ло­го газа

Пе­ре­да­ча ал­ле­лей генов от ро­ди­те­лей

по­том­кам


Ответ:

2
Тип 2 № 57673
i

Экс­пе­ри­мен­та­тор по­ме­стил ку­ри­ную кость на не­сколь­ко дней в 3%-⁠ный рас­твор со­ля­ной кис­ло­ты. Как из­ме­ни­лось ко­ли­че­ство бел­ков и солей каль­ция в кости за это время?

Для каж­дой ве­ли­чи­ны опре­де­ли­те со­от­вет­ству­ю­щий ха­рак­тер её из­ме­не­ния.

 

1.  Уве­ли­чи­лась.

2.  Умень­ши­лась.

3.  Не из­ме­ни­лась.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры для каж­дой ве­ли­чи­ны. Цифры в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

Ко­ли­че­ство бел­ковКо­ли­че­ство солей каль­ция

Ответ:

3
Тип 3 № 57674
i

В не­ко­то­рой мо­ле­ку­ле ДНК эу­ка­ри­о­ти­че­ско­го ор­га­низ­ма на долю нук­лео­ти­дов с ци­то­зи­ном при­хо­дит­ся 31%. Опре­де­ли­те долю нук­лео­ти­дов с ти­ми­ном, вхо­дя­щих в со­став этой мо­ле­ку­лы. В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко со­от­вет­ству­ю­щее число.

ИЛИ

В три­п­ло­ид­ной клет­ке эн­до­спер­ма при­род­ной по­сев­ной ржи со­дер­жит­ся 21 хро­мо­со­ма. Сколь­ко хро­мо­сом со­дер­жит клет­ка её листа? В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко ко­ли­че­ство хро­мо­сом.


Ответ:

4

Опре­де­ли­те со­от­но­ше­ние фе­но­ти­пов у по­том­ков при мо­но­ги­брид­ном скре­щи­ва­нии двух ге­те­ро­зи­гот­ных ор­га­низ­мов при пол­ном до­ми­ни­ро­ва­нии. Ответ за­пи­ши­те в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти цифр, по­ка­зы­ва­ю­щих со­от­но­ше­ние по­лу­чив­ших­ся фе­но­ти­пов, в по­ряд­ке их убы­ва­ния.

ИЛИ

По изоб­ражённой на ри­сун­ке ро­до­слов­ной опре­де­ли­те ве­ро­ят­ность (в про­цен­тах) рож­де­ния в браке, от­ме­чен­ном циф­рой 1, ребёнка с при­зна­ком, про­явив­шим­ся при пол­ном его до­ми­ни­ро­ва­нии. Ответ за­пи­ши­те в виде числа.


Ответ:

5
Тип 5 № 52458
i
Развернуть

Каким но­ме­ром на схеме обо­зна­че­на зона, в ко­то­рой клет­ки де­лят­ся мей­о­зом?


Ответ:

6
Тип 6 № 52459
i
Развернуть

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ти­па­ми кле­ток в спер­ма­то­ге­не­зе, обо­зна­чен­ны­ми циф­ра­ми на схеме выше: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  Со­дер­жа­ние в клет­ке не­пар­ных дву­х­ро­ма­тид­ных хро­мо­сом

Б)  Клет­ка  — спер­ма­то­цит II по­ряд­ка

В)  Об­ра­зо­ва­ние четырёх ге­не­ти­че­ски раз­лич­ных кле­ток

Г)  Клет­ка, всту­па­ю­щая в мейоз

Д)  Хро­мо­со­мы в клет­ках од­но­хро­ма­тид­ные

Е)  Хро­мо­сом­ный набор кле­ток 1n2c

ТИПЫ КЛЕ­ТОК

В СПЕР­МА­ТО­ГЕ­НЕ­ЗЕ

1)  1

2)  2

3)  3

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

7
Тип 7 № 57676
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Какие из при­ведённых по­ня­тий от­но­сят к изоб­ражённой на ри­сун­ке струк­ту­ре?

 

1.  Во­до­род­ные связи.

2.  Пеп­тид­ные связи.

3.  Нук­лео­ти­ды.

4.  Ами­но­кис­ло­ты.

5.  Ком­пле­мен­тар­ность.

6.  Ди­суль­фид­ные мо­сти­ки.

ИЛИ

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже при­зна­ков можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния ти­пич­ной клет­ки бак­те­рий?

 

1.  От­сут­ству­ет ядер­ная обо­лоч­ка.

2.  Клет­ка со­дер­жит ми­то­хон­дрии.

3.  Кле­точ­ная стен­ка со­сто­ит из му­ре­и­на.

4.  Ге­не­ти­че­ский ма­те­ри­ал пред­став­лен за­мкну­той (коль­це­вой) мо­ле­ку­лой ДНК.

5.  Клет­ка спо­соб­на к фа­го­ци­то­зу.

6.  Ри­бо­со­мы имеют кон­стан­ту се­ди­мен­та­ции (оса­жде­ния) 80S.


Ответ:

8

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий, про­ис­хо­дя­щих при по­лу­че­нии ге­те­ро­зис­ных ор­га­низ­мов. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1.  По­лу­че­ние го­мо­зи­гот­ных линий.

2.  Мно­го­крат­ное са­мо­опы­ле­ние ро­ди­тель­ских рас­те­ний.

3.  Под­дер­жа­ние по­лу­чен­но­го эф­фек­та ге­те­ро­зи­са в ряду по­ко­ле­ний ве­ге­та­тив­ным раз­мно­же­ни­ем вы­со­ко­про­дук­тив­ных ги­бри­дов.

4.  По­лу­че­ние вы­со­ко­про­дук­тив­ных ги­бри­дов.

5.  Скре­щи­ва­ние ор­га­низ­мов двух раз­ных чи­стых линий.


Ответ:

9
Развернуть

Каким но­ме­ром на ри­сун­ке обо­зна­че­на ста­дия жиз­нен­но­го цикла па­ра­зи­та, ко­то­рая по­па­да­ет в окон­ча­тель­но­го хо­зя­и­на?


Ответ:

10
Развернуть

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ста­ди­я­ми жиз­нен­но­го цикла па­ра­зи­та, обо­зна­чен­ны­ми на ри­сун­ке выше циф­ра­ми 1, 2, 3: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  За­ра­же­ние про­ме­жу­точ­но­го хо­зя­и­на

Б)  Ли­чи­ноч­ная ста­дия

В)  Опло­до­творённая яй­це­клет­ка (яйцо)

Г)  Раз­ви­ва­ет­ся в пе­че­ни ос­нов­но­го хо­зя­и­на

Д)  Ак­тив­но пла­ва­ет в воде

Е)  Имеет гер­ма­фро­дит­ную по­ло­вую си­сте­му

СТА­ДИИ ЖИЗ­НЕН­НО­ГО

ЦИКЛА ПА­РА­ЗИ­ТА

1)  1

2)  2

3)  3

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

11

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Если в про­цес­се эво­лю­ции у рас­те­ния сфор­ми­ро­вал­ся цве­ток, изоб­ражённый на ри­сун­ке, то для этого рас­те­ния ха­рак­тер­ны:

 

1)  на­ли­чие одной се­мя­до­ля в за­ро­ды­ше се­ме­ни;

2)  на­ли­чие спо­ро­го­на на кон­цах по­бе­гов;

3)  внеш­нее опло­до­тво­ре­ние;

4)  моч­ко­ва­тая кор­не­вая си­сте­ма;

5)  сет­ча­тое жил­ко­ва­ние ли­стьев;

6)  от­сут­ствие кам­бия в стеб­ле.

ИЛИ

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Какие утвер­жде­ния о ре­ак­ции рас­те­ния на вод­ный режим яв­ля­ют­ся вер­ны­ми?

 

1.  При по­вы­ше­нии тем­пе­ра­ту­ры с 20 °С до 30 °С ин­тен­сив­ность транс­пи­ра­ции уве­ли­чи­ва­ет­ся.

2.  При по­те­ре тур­го­ра устьи­ца от­кры­ва­ют­ся.

3.  Рас­те­ния сте­пей по­гло­ща­ют во­дя­ной пар при от­кры­ва­нии устьиц.

4.  С умень­ше­ни­ем влаж­но­сти почвы транс­пи­ра­ция умень­ша­ет­ся.

5.  Чем мень­ше от­но­си­тель­ная влаж­ность воз­ду­ха, тем выше ин­тен­сив­ность транс­пи­ра­ции.

6.  Чем кон­цен­три­ро­ван­нее кле­точ­ный сок, тем силь­нее транс­пи­ра­ция.


Ответ:

12

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность си­сте­ма­ти­че­ских групп ор­га­низ­мов, на­чи­ная с са­мо­го низ­ко­го ранга. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1.  Ба­гуль­ник бо­лот­ный.

2.  Дву­доль­ные.

3.  Рас­те­ния.

4.  Ба­гуль­ник.

5.  По­кры­то­се­мен­ные.

6.  Ве­рес­ко­вые.


Ответ:

13
Развернуть

Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на тра­хея?


Ответ:

14
Развернуть

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и струк­ту­ра­ми, обо­зна­чен­ны­ми на ри­сун­ке выше циф­ра­ми 1, 2, 3: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  Про­во­дит воз­дух из ро­то­глот­ки в тра­хею

Б)  Обес­пе­чи­ва­ет га­зо­об­мен между кро­вью и воз­ду­хом

В)  Спо­соб­ству­ет очи­ще­нию, со­гре­ва­нию (охла­жде­нию) и увлаж­не­нию вды­ха­е­мо­го воз­ду­ха

Г)  Со­дер­жит хрящ, предот­вра­ща­ю­щий по­па­да­ние пищи в ды­ха­тель­ные пути во время гло­та­ния

Д)  Со­сто­ит из не­сколь­ких долей

Е)  Рас­по­ло­жен в плев­раль­ной по­ло­сти

СТРУК­ТУ­РЫ

1)  1

2)  2

3)  3

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

15

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Какие при­зна­ки ха­рак­тер­ны для ткани, пред­став­лен­ной на ри­сун­ке?

 

1.  Участ­ву­ет в об­ра­зо­ва­нии сте­нок кро­ве­нос­ных со­су­дов.

2.  Обес­пе­чи­ва­ет пе­ре­ме­ще­ние тела в про­стран­стве.

3.  Со­сто­ит из ве­ре­те­но­вид­ных кле­ток.

4.  Об­ра­зо­ва­на од­но­ядер­ны­ми клет­ка­ми.

5.  Об­ла­да­ет воз­бу­ди­мо­стью и со­кра­ти­мо­стью.

6.  Управ­ля­ет­ся со­ма­ти­че­ским от­де­лом нерв­ной си­сте­мы.

ИЛИ

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Что ха­рак­тер­но для вен, в от­ли­чие от ар­те­рий?

 

1.  От­но­си­тель­но тон­кий мы­шеч­ный слой.

2.  На­ли­чие кла­па­нов.

3.  Вы­со­кое кро­вя­ное дав­ле­ние.

4.  Быст­рый ток крови.

5.  Раз­но­сят кровь к ор­га­нам и тка­ням.

6.  Транс­порт крови к серд­цу.


Ответ:

16

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность про­хож­де­ния мо­че­ви­ны по ана­то­ми­че­ским струк­ту­рам вы­де­ли­тель­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1.  Со­би­ра­тель­ная тру­боч­ка нефро­на.

2.  Мо­че­точ­ник.

3.  Мо­че­ис­пус­ка­тель­ный канал.

4.  По­чеч­ная ло­хан­ка.

5.  Мо­че­вой пу­зырь.


Ответ:

17

Вы­бе­ри­те три пред­ло­же­ния, в ко­то­рых даны опи­са­ния на­уч­ных взгля­дов Ж.-⁠Б. Ла­мар­ка. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

(1) Учёный яв­ля­ет­ся со­зда­те­лем пер­вой эво­лю­ци­он­ной тео­рии, в ко­то­рой из­ла­га­лись взгля­ды об ис­то­ри­че­ском раз­ви­тии видов. (2) Ж.-⁠Б. Ла­марк пер­вым вы­дви­нул ги­по­те­зу са­мо­про­из­воль­но­го за­рож­де­ния жизни на Земле. (3) Ис­то­ри­че­ское раз­ви­тие живой при­ро­ды учёный пред­став­лял как не­пре­рыв­ное по­сту­па­тель­ное дви­же­ние от низ­ших форм жизни к выс­шим. (4) Он счи­тал на­след­ствен­ную из­мен­чи­вость, борь­бу за су­ще­ство­ва­ние и есте­ствен­ный отбор дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции. (5) Он был убеждён в из­на­чаль­но за­ло­жен­ном в каж­дом живом ор­га­низ­ме стрем­ле­нии к со­вер­шен­ству и про­грес­сив­но­му раз­ви­тию. (6) Учёный вы­де­лил три формы борь­бы за су­ще­ство­ва­ние: внут­ри­ви­до­вую, меж­ви­до­вую, борь­бу с не­бла­го­при­ят­ны­ми усло­ви­я­ми среды.


Ответ:

18

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

При со­кра­ще­нии чис­лен­но­сти на­се­ко­мых-⁠опы­ли­те­лей на лугу со вре­ме­нем:

 

1)  со­кра­ща­ет­ся ко­ли­че­ство функ­ци­о­наль­ных групп эко­си­сте­мы;

2)  воз­рас­та­ет раз­но­об­ра­зие хищ­ных птиц;

3)  воз­рас­та­ет доля вет­ро­опы­ля­е­мых рас­те­ний;

4)  уве­ли­чи­ва­ет­ся чис­лен­ность рас­те­ний-⁠па­ра­зи­тов;

5)  умень­ша­ет­ся чис­лен­ность на­се­ко­мо­яд­ных птиц;

6)  со­кра­ща­ет­ся чис­лен­ность на­се­ко­мо­опы­ля­е­мых рас­те­ний с ярким око­ло­цвет­ни­ком.


Ответ:

19
Тип 19 № 46536
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эко­ло­ги­че­ски­ми фак­то­ра­ми, ко­то­рые этими при­ме­ра­ми ил­лю­стри­ру­ют­ся: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ПРИ­МЕ­РЫ

А)  вли­я­ние ат­мо­сфер­но­го дав­ле­ния на жиз­не­де­я­тель­ность гор­но­го ба­ра­на

Б)  воз­дей­ствие на по­пу­ля­цию из­ме­не­ния ре­лье­фа мест­но­сти, вы­зван­но­го зем­ле­тря­се­ни­ем

В)  сни­же­ние чис­лен­но­сти по­пу­ля­ции зай­цев в ре­зуль­та­те эпи­де­мии

Г)  от­но­ше­ния между вол­ка­ми в стае

Д)  кон­ку­рен­ция за свет и воду между сос­на­ми в лесу

ЭКО­ЛО­ГИ­ЧЕ­СКИЕ ФАК­ТО­РЫ

1)  абио­ти­че­ский

2)  био­ти­че­ский

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

20

Срав­ни­те ри­сун­ки А и Б с изоб­ра­же­ни­ем ба­бо­чек берёзовых пя­де­ниц, сде­лан­ные с ин­тер­ва­лом в не­сколь­ко лет на одном и том же рас­те­нии. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя эле­мен­ты, при­ведённые в спис­ке. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­вой, вы­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из пред­ло­жен­но­го спис­ка.

 

Тип при­спо­соб­ле­нияФорма есте­ствен­но­го от­бо­раМа­те­ри­ал для есте­ствен­но­го от­бо­ра
________________ (А)________________ (Б)________________ (В)

 

Спи­сок эле­мен­тов

1.  Му­та­ция.

2.  Пре­ду­пре­жда­ю­щая окрас­ка.

3.  Кон­вер­ген­ция.

4.  Дви­жу­щая.

5.  Адап­тив­ная мо­ди­фи­ка­ция.

6.  Мас­ки­ров­ка.

7.  По­ло­вой отбор.

8.  Ста­би­ли­зи­ру­ю­щая.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.



АБВ

ИЛИ

Про­ана­ли­зи­руй­те таб­ли­цу «Виды есте­ствен­но­го от­бо­ра». За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя эле­мен­ты, при­ведённые в спис­ке. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­вой, вы­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из пред­ло­жен­но­го спис­ка.

 

Вид от­бо­раХа­рак­те­ри­сти­каПри­мер
____________ (А)Дав­ле­нию под­вер­га­ют­ся

особи со сред­ним

зна­че­ни­ем при­зна­ка

Об­ра­зо­ва­ние двух рас

по­грем­ка с раз­ны­ми

сро­ка­ми цве­те­ния

на се­но­кос­ных лугах

Дви­жу­щий____________ (Б)По­сте­пен­ное уве­ли­че­ние

длины шеи у жи­ра­фов

в ряду по­ко­ле­ний

Ста­би­ли­зи­ру­ю­щийДав­ле­нию под­вер­га­ют­ся

особи с про­яв­ле­ни­ем

при­зна­ка,

от­кло­ня­ю­щим­ся

от сред­не­го зна­че­ния

____________ (В)

 

 

Спи­сок эле­мен­тов

1.  По­яв­ле­ние белой крысы в по­пу­ля­ции серых крыс.

2.  Фор­ми­ро­ва­ние раз­лич­ных форм клюва у га­ла­па­гос­ских вьюр­ков.

3.  Фор­ми­ро­ва­ние опре­делённой тол­щи­ны пан­ци­ря у че­ре­пах.

4.  Раз­ры­ва­ю­щий.

5.  Эли­ми­ни­ру­ю­щий.

6.  Дав­ле­нию под­вер­га­ют­ся особи с одним из край­них про­яв­ле­ний при­зна­ка.

7.  Дав­ле­нию под­вер­га­ют­ся самые круп­ные особи.

8.  Под наи­боль­шим дав­ле­ни­ем ока­зы­ва­ют­ся особи с самым вы­ра­жен­ным и сред­ним про­яв­ле­ни­ем при­зна­ка.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВ

Ответ:

21
Тип 21 № 57688
i

Про­ана­ли­зи­руй­те гра­фик ско­ро­сти раз­мно­же­ния мо­лоч­но­кис­лых бак­те­рий.

 

Вы­бе­ри­те все утвер­жде­ния, ко­то­рые можно сфор­му­ли­ро­вать на ос­но­ва­нии ана­ли­за пред­став­лен­ных дан­ных. За­пи­ши­те в от­ве­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны вы­бран­ные утвер­жде­ния.

 

Ско­рость раз­мно­же­ния бак­те­рий:

 

1)  все­гда прямо про­пор­ци­о­наль­на из­ме­не­нию тем­пе­ра­ту­ры среды;

2)  за­ви­сит от ре­сур­сов среды, в ко­то­рой на­хо­дят­ся бак­те­рии;

3)  за­ви­сит от ге­не­ти­че­ской про­грам­мы ор­га­низ­ма;

4)  по­вы­ша­ет­ся при тем­пе­ра­ту­ре 20–35 °C;

5)  из­ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от тем­пе­ра­ту­ры.

ИЛИ

Про­ана­ли­зи­руй­те диа­грам­му «Со­дер­жа­ние Т-⁠лим­фо­ци­тов-⁠кил­ле­ров в ти­му­се здо­ро­вых и боль­ных раком мышей при упо­треб­ле­нии ве­ще­ства Х». В экс­пе­ри­мен­те ис­поль­зо­ва­ли мышей с он­ко­ло­ги­ей, в ка­че­стве кон­тро­ля ис­поль­зо­ва­ли здо­ро­вых мышей. В каж­дой груп­пе одну часть мышей поили чи­стой водой, а дру­гую  — водой с до­бав­ле­ни­ем ве­ще­ства Х. Через 14 дней брали на ана­лиз тимус (ви­лоч­ко­вую же­ле­зу).

 

Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, ко­то­рые можно сфор­му­ли­ро­вать на ос­но­ва­нии ана­ли­за по­лу­чен­ных ре­зуль­та­тов.

 

За­пи­ши­те в от­ве­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны вы­бран­ные утвер­жде­ния.

1.  Ве­ще­ство Х спо­соб­ству­ет уве­ли­че­нию со­дер­жа­ния Т-⁠лим­фо­ци­тов-⁠кил­ле­ров в ти­му­се.

2.  На­ли­чие он­ко­ло­гии при­во­дит к не­зна­чи­тель­но­му сни­же­нию со­дер­жа­ния Т-⁠лим­фо­ци­тов-⁠кил­ле­ров в ти­му­се.

3.  Ве­ще­ство Х ослаб­ля­ет ор­га­низм.

4.  Тимус уве­ли­чи­ва­ет­ся из-⁠за упо­треб­ле­ния ве­ще­ства Х.

5.  Вода сти­му­ли­ру­ет им­мун­ный ответ ор­га­низ­ма.


Ответ:

22
Развернуть

Какая пе­ре­мен­ная в этом экс­пе­ри­мен­те будет за­ви­си­мой (из­ме­ня­ю­щей­ся), а какая  — не­за­ви­си­мой (за­да­ва­е­мой)? Объ­яс­ни­те, как в дан­ном экс­пе­ри­мен­те можно по­ста­вить от­ри­ца­тель­ный кон­троль*. С какой целью не­об­хо­ди­мо такой кон­троль ста­вить?

* От­ри­ца­тель­ный кон­троль  — это экс­пе­ри­мен­таль­ный кон­троль, при ко­то­ром изу­ча­е­мый объ­ект не под­вер­га­ет­ся экс­пе­ри­мен­таль­но­му воз­дей­ствию).

ИЛИ

Какую ну­ле­вую ги­по­те­зу* смог сфор­му­ли­ро­вать ис­сле­до­ва­тель перед по­ста­нов­кой экс­пе­ри­мен­та? Объ­яс­ни­те, по­че­му теп­ли­ца в экс­пе­ри­мен­те долж­на быть стро­го гер­ме­тич­ной. По­че­му ре­зуль­та­ты экс­пе­ри­мен­та могут быть не­до­сто­вер­ны­ми, если из­вест­но, что в теп­ли­це было есте­ствен­ное осве­ще­ние?

* Ну­ле­вая ги­по­те­за  — при­ни­ма­е­мое по умол­ча­нию пред­по­ло­же­ние, что не су­ще­ству­ет связи между двумя на­блю­да­е­мы­ми со­бы­ти­я­ми, фе­но­ме­на­ми.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

23
Тип 23 № 52479
i
Развернуть

По­че­му при уве­ли­че­нии кон­цен­тра­ции уг­ле­кис­ло­го газа свыше 0,1% ско­рость фо­то­син­те­за не растёт? Как из­ме­нит­ся ско­рость фо­то­син­те­за, если силь­но сни­зить тем­пе­ра­ту­ру в теп­ли­це? Объ­яс­ни­те, по­че­му про­изойдёт из­ме­не­ние. Какую роль иг­ра­ет уг­ле­кис­лый газ в про­цес­се фо­то­син­те­за?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

24

Какие про­цес­сы, со­про­вож­да­ю­щие пи­та­ние амёбы, изоб­ра­же­ны на рис. А и Б? На­зо­ви­те струк­ту­ру клет­ки, не­по­сред­ствен­но участ­ву­ю­щую в этих про­цес­сах. Какие пре­об­ра­зо­ва­ния с бак­те­ри­ей про­изой­дут далее в клет­ке амёбы (на рис. А)?

ИЛИ

На ри­сун­ках изоб­ра­же­ны ске­лет с от­пе­чат­ком пе­рьев и ре­кон­струк­ция ар­хео­пте­рик­са, оби­тав­ше­го 150–147 млн лет назад.

Ис­поль­зуя фраг­мент гео­хро­но­ло­ги­че­ской таб­ли­цы, опре­де­ли­те, в какой эре и каком пе­ри­о­де оби­та­ло это жи­вот­ное. Это жи­вот­ное ино­гда от­но­сят к пти­цам, но оно имело не­ко­то­рые при­зна­ки, не­ха­рак­тер­ные для со­вре­мен­ных птиц. Пе­ре­чис­ли­те те из них, ко­то­рые видны на ри­сун­ках (не менее трёх при­зна­ков). Для ор­га­низ­мов ка­ко­го со­вре­мен­но­го клас­са ха­рак­тер­ны пе­ре­чис­лен­ные при­зна­ки?

Гео­хро­но­ло­ги­че­ская таб­ли­ца

Эры

Пе­ри­о­ды

На­зва­ние
и про­дол­жи­тель­ность,
млн. лет

Воз­раст
(на­ча­ло эры), млн. лет

На­зва­ние
и про­дол­жи­тель­ность,
млн. лет

Кай­но­зой­ская, 6666Чет­вер­тич­ный, 2,58
Нео­ген, 20,45
Па­лео­ген, 43
Ме­зо­зой­ская, 186252Ме­ло­вой, 79
Юр­ский, 56
Три­а­со­вый, 51
Па­лео­зой­ская, 289541Перм­ский, 47
Ка­мен­но­уголь­ный, 60
Де­вон­ский, 60
Си­лу­рий­ский, 25
Ор­до­вик­ский, 41
Кем­брий­ский, 56

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

25

У цыплёнка экс­пе­ри­мен­та­то­ра­ми был вы­ре­зан фраг­мент бед­рен­ной кости пло­ща­дью 20 мм2. Через не­ко­то­рое время пло­щадь де­фек­та со­ста­ви­ла 5 мм2. Что до­ка­зы­ва­ет этот опыт? Какие струк­ту­ры кости и кост­ной ткани обес­пе­чи­ва­ют их рост? По­че­му экс­пе­ри­мен­та­то­ра­ми был вы­бран цыплёнок, а не взрос­лый петух? Ответ по­яс­ни­те.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

26
Тип 26 № 52485
i

На ри­сун­ке пред­став­ле­на схема од­но­го из ва­ри­ан­тов сук­цес­сий.

Какой ва­ри­ант сук­цес­сии пред­став­лен на ри­сун­ке? Ответ по­яс­ни­те. По­че­му имен­но с ли­шай­ни­ков на­чи­на­ет­ся этот ва­ри­ант сук­цес­сии? За счёт чего из­ме­ня­ет­ся суб­страт, на ко­то­ром оби­та­ют ли­шай­ни­ки и к чему это при­во­дит?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

27
Тип 27 № 57690
i
Развернуть

Из­вест­но, что ком­пле­мен­тар­ные цепи нук­ле­и­но­вых кис­лот ан­ти­па­рал­лель­ны (концу в одной цепи со­от­вет­ству­ет 3ʹ- конец дру­гой цепи). Син­тез нук­ле­и­но­вых кис­лот на­чи­на­ет­ся с 5ʹ- конца. Ри­бо­со­ма дви­жет­ся по иРНК

в на­прав­ле­нии от 5ʹ- к 3ʹ- концу. Все виды РНК син­те­зи­ру­ют­ся на ДНК- мат­ри­це. Фраг­мент мо­ле­ку­лы ДНК, на ко­то­рой син­те­зи­ру­ет­ся уча­сток цен­траль­ной петли тРНК, имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов (ниж­няя цепь  — мат­рич­ная):

5’-ЦГА­АГГ­Т­ГА­ЦА­АТГТ-3’

3’-ГЦТТЦ­ЦАЦТГ­Т­ТА­ЦА-5’.

Уста­но­ви­те нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность участ­ка тРНК, ко­то­рый син­те­зи­ру­ет­ся на дан­ном фраг­мен­те и опре­де­ли­те ами­но­кис­ло­ту, ко­то­рую будет пе­ре­но­сить эта тРНК в про­цес­се био­син­те­за белка, если тре­тий три­плет с 5ʹ конца со­от­вет­ству­ет ан­ти­ко­до­ну тРНК. Ответ по­яс­ни­те. Для ре­ше­ния за­да­ния ис­поль­зуй­те таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода. При на­пи­са­нии нук­ле­и­но­вых кис­лот ука­зы­вай­те на­прав­ле­ние цепи.

ИЛИ

Для со­ма­ти­че­ской клет­ки жи­вот­но­го ха­рак­те­рен ди­пло­ид­ный набор хро­мо­сом. Опре­де­ли­те хро­мо­сом­ный набор (n) и число мо­ле­кул ДНК (с) в клет­ке при га­ме­то­ге­не­зе в ме­та­фа­зе II мей­о­за и ана­фа­зе II мей­о­за. Объ­яс­ни­те по­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты.

ИЛИ

В по­пу­ля­ции рас­те­ний ноч­ной кра­са­ви­цы (Mirabilis jalapa) из 150 осо­бей 6 рас­те­ний имеют ярко-⁠крас­ную окрас­ку вен­чи­ка. Рас­счи­тай­те ча­сто­ты ал­ле­лей крас­ной и белой окрас­ки в по­пу­ля­ции, а также ча­сто­ты всех воз­мож­ных ге­но­ти­пов, если из­вест­но, что по­пу­ля­ция на­хо­дит­ся в рав­но­ве­сии Харди-⁠Вайн­бер­га. Ответ по­яс­ни­те.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

28

У че­ло­ве­ка между ал­ле­ля­ми генов их­ти­о­за (за­бо­ле­ва­ние кожи) и даль­то­низ­ма (крас­но-⁠зелёного) про­ис­хо­дит крос­син­го­вер. Здо­ро­вая по ука­зан­ным за­бо­ле­ва­ни­ям жен­щи­на, у ма­те­ри ко­то­рой был даль­то­низм, а у отца  — их­ти­оз (а), вышла замуж за муж­чи­ну, не име­ю­ще­го таких за­бо­ле­ва­ний. Ро­див­ша­я­ся в этом браке мо­но­го­мо­зи­гот­ная здо­ро­вая дочь вышла замуж за муж­чи­ну, не име­ю­ще­го таких за­бо­ле­ва­ний. В их семье ро­дил­ся ребёнок-⁠даль­то­ник. Со­ставь­те схемы ре­ше­ния за­да­чи. Ука­жи­те ге­но­ти­пы, фе­но­ти­пы ро­ди­те­лей, а также ге­но­ти­пы, фе­но­ти­пы, пол воз­мож­но­го потом­ства в двух бра­ках. Воз­мож­но ли в пер­вом браке рож­де­ние боль­но­го этими двумя за­бо­ле­ва­ни­я­ми ребёнка? Ответ по­яс­ни­те.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.