СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Биология
≡ биология
сайты - меню - вход - новости


Вариант № 44889

Демонстрационная вер­сия ЕГЭ—2013 по биологии.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Единицы измерений писать не нужно.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задания Д1 № 11452

Генеалогический метод используют для

 

1) получения генных и геномных мутаций

2) изучения влияния воспитания на онтогенез человека

3) исследования наследственности и изменчивости человека

4) изучения этапов эволюции органического мира

Ответ:

2
Задания Д2 № 11453

Вывод о родстве растений и животных можно сделать на основании

 

1) хромосомной теории

2) закона сцепленного наследования

3) теории гена

4) клеточной теории

Ответ:

3
Задания Д2 № 11454

Какой органоид обеспечивает транспорт веществ в клетке?

 

1) хлоропласт

2) митохондрия

3) рибосома

4) эндоплазматическая сеть

Ответ:

4
Задания Д4 № 11455

Что характерно для соматических клеток позвоночных животных?

 

1) имеют диплоидный набор хромосом

2) при слиянии образуют зиготу

3) участвуют в половом размножении

4) имеют одинаковую форму

Ответ:

5
Задания Д9 № 11456

К неклеточным формам жизни относятся

 

1) бактериофаги

2) цианобактерии

3) простейшие

4) лишайники

Ответ:

6
Задания Д12 № 11457

Изображённый на рисунке организм размножается

 

 

 

1) делением надвое

2) с помощью гамет

3) почкованием

4) спорами

Ответ:

7
Задания Д6 № 11458

Промежуточный характер наследования признака проявляется при

 

1) сцеплении генов

2) неполном доминировании

3) независимом расщеплении

4) множественном действии генов

Ответ:

8
Задания Д6 № 11459

Каково соотношение фенотипов в F1 при скрещивании двух желтозёрных растений гороха (Аа)?

 

1) 1 : 1

2) 3 : 1

3) 1 : 1 : 1 : 1

4) 9 : 3 : 3 : 1

Ответ:

9
Задания Д7 № 11460

Причиной какого вида изменчивости является случайное сочетание хромосом при оплодотворении?

 

1) определённой

2) фенотипической

3) мутационной

4) комбинативной

Ответ:

10
Задания Д9 № 11461

Какой при­знак у гри­бов и рас­те­ний является сходным?

 

1) на­ли­чие хитина в кле­точ­ной стенке

2) ав­то­троф­ное питание

3) не­огра­ни­чен­ный рост

4) на­ли­чие плодового тела

Ответ:

11
Задания Д10 № 11462

Побег — вегетативный орган, образованный

 

1) стеблем с листьями и почками

2) верхушкой стебля

3) междоузлиями и узлами

4) зачаточными листьями

Ответ:

12
Задания Д11 № 11463

Почему папоротники относят к высшим растениям?

 

1) они обитают в наземно-воздушной среде

2) их организм состоит из тканей и органов

3) их организм — скопление клеток — слоевище

4) в их цикле развития бесполое поколение сменяется половым

Ответ:

13
Задания Д12 № 11464

Прес­но­вод­ную гидру от­но­сят к типу Ки­шеч­но­по­лост­ные, так как она

 

1) пи­та­ет­ся пла­ва­ю­щи­ми жи­вот­ны­ми

2) имеет два слоя кле­ток: эк­то­дер­му и эн­то­дер­му

3) оби­та­ет в прес­ном водоёме

4) ре­а­ги­ру­ет на дей­ствие раз­дра­жи­те­лей

Ответ:

14
Задания Д13 № 11465

Особенность внешнего покрова пресмыкающихся — наличие

 

1) однослойного эпидермиса

2) роговых чешуй

3) хитинового покрова

4) кожных желез

Ответ:

15
Задания Д15 № 11466

Функ­цию вса­сы­ва­ния пи­та­тель­ных ве­ществ в пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка вы­пол­ня­ют

 

1) мы­шеч­ные клет­ки

2) эпи­те­ли­аль­ные клет­ки

3) же­ле­зы же­луд­ка

4) кро­ве­нос­ные со­су­ды

Ответ:

16
Задания Д14 № 11467

Цифрой 4 обозначена на рисунке суставная

 

 

1) впадина

2) сумка

3) головка

4) прослойка хряща

Ответ:

17
Задания Д16 № 11468

Препараты, приготовленные из ослабленных микробов или их ядов, —

 

1) лечебные сыворотки

2) антитела

3) вакцины

4) антибиотики

Ответ:

18
Задания Д16 № 11469

Гуморальная функция поджелудочной железы проявляется в выделении в кровь

 

1) глюкозы

2) инсулина

3) адреналина

4) тироксина

Ответ:

19
Задания Д18 № 11470

Одна из причин близорукости —

 

1) нарушение в зрительной зоне коры больших полушарий

2) повреждение зрительного нерва

3) помутнение хрусталика

4) уменьшение способности хрусталика изменять кривизну

Ответ:

20
Задания Д20 № 11471

Совокупность факторов внешней среды, в которой обитают особи вида, — критерий

 

1) экологический

2) географический

3) физиологический

4) морфологический

Ответ:

21
Задания Д19 № 11472

Генетическую неоднородность особей в популяции усиливает

 

1) мутационная изменчивость

2) географическая изоляция

3) борьба за существование

4) искусственный отбор

Ответ:

22
Задания Д21 № 11473

Развитие многоклеточных организмов из зиготы служит доказательством

 

1) происхождения многоклеточных организмов от одноклеточных

2) приспособленности организмов к среде обитания

3) индивидуального развития растений и животных

4) влияния окружающей среды на развитие организмов

Ответ:

23
Задания Д21 № 11474

К ата­виз­мам че­ло­ве­ка от­но­сят по­яв­ле­ние

 

1) хво­сто­вых по­звон­ков

2) диа­фраг­мы

3) диф­фе­рен­ци­ро­ван­ных зубов

4) ше­сти­па­лой ко­неч­но­сти

Ответ:

24
Задания Д22 № 11475

Определите организмы, вступающие в конкурентные взаимоотношения.

 

1) гриб и водоросль в лишайнике

2) культурные и сорные растения

3) хищник и жертва

4) плотоядные и растительноядные животные

Ответ:

25
Задания Д23 № 11476

Какой способ уничтожения вредителей сельского и лесного хозяйства принадлежит к группе биологических методов борьбы?

 

1) использование паразитических организмов

2) поддержание высокой влажности

3) внесение органических удобрений

4) уничтожение сорняков гербицидами

Ответ:

26
Задания Д24 № 11477

Глобальной экологической проблемой считают расширение озоновых дыр, так как

 

1) происходит убыль веществ из биосферы

2) повышается температура земной поверхности

3) изменяется газовый состав атмосферы

4) в биосферу поступает больше ультрафиолетовых лучей

Ответ:

27
Задания Д2 № 11478

В каких органоидах клетки сосредоточено большое разнообразие ферментов, участвующих в расщеплении биополимеров до мономеров?

 

1) в лизосомах

2) в рибосомах

3) в митохондриях

4) в хлоропластах

Ответ:

28
Задания Д3 № 11479

В мо­ле­ку­ле ДНК ко­ли­че­ство нуклеотидов с ти­ми­ном составляет 20% от об­ще­го числа. Какой про­цент нуклеотидов с ци­то­зи­ном в этой молекуле?

 

1) 30%

2) 40%

3) 60%

4) 80%

Ответ:

29
Задания Д4 № 11480

Благодаря оплодотворению и мейозу

 

1) поддерживается постоянное число хромосом в поколениях

2) снижается вероятность проявления мутаций в потомстве

3) изменяется число хромосом из поколения в поколение

4) сохраняется фенотип особей в популяциях вида

Ответ:

30
Задания Д7 № 11481

Частота нарушения сцепления между генами зависит от

 

1) структуры хромосомы

2) расстояния между ними

3) числа групп сцепления

4) доминантности или рецессивности генов

Ответ:

31
Задания Д8 № 11482

Межлинейная гибридизация в селекции растений способствует

 

1) получению чистой линии

2) проявлению эффекта гетерозиса

3) получению полиплоидов

4) проявлениию мутантных генов

Ответ:

32
Задания Д10 № 11483

Сколько видов растений в приведённом списке: покрытосеменные, клевер красный, клевер ползучий, двудольные, бобовые, крестоцветные, сурепка обыкновенная, редька дикая, берёза, ландыш?

 

1) 7

2) 2

3) 6

4) 4

Ответ:

33
Задания Д14 № 11484

Сходство нерв­ной и мы­шеч­ной тка­ней со­сто­ит в том, что они об­ла­да­ют свойством

 

1) сократимости

2) проводимости

3) возбудимости

4) раздражимости

Ответ:

34
Задания Д17 № 11485

Часть зрительного анализатора, преобразующая световые раздражения в нервные импульсы, — это

 

1) белочная оболочка

2) палочки и колбочки

3) зрительная зона коры

4) стекловидное тело

Ответ:

35
Задания Д23 № 11486

Наибольшая кон­цен­тра­ция живого ве­ще­ства наблюдается

 

1) в верх­них слоях атмосферы

2) в глу­би­нах океанов

3) в верх­них слоях литосферы

4) на гра­ни­цах трёх сред обитания

Ответ:

36
Задания Д25 № 11487

Верны ли следующие суждения о доказательствах эволюции?

А. У человека на определённом этапе развития формируются хвостовой отдел и жаберные щели, что служит палеонтологическими доказательствами эволюции.

Б. Находки в Центральной Африке примитивных орудий труда и останков скелета человека служат палеонтологическими доказательствами эволюции.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Ответ:

37
Задание 4 № 11488

Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процессов, которые происходят в профазе первого деления мейоза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) образование двух ядер

2) расхождение гомологичных хромосом

3) сближение гомологичных хромосом

4) обмен участками гомологичных хромосом

5) спирализация хромосом


Ответ:

38
Задание 9 № 11489

У насекомых с неполным превращением

 

1) три стадии развития

2) внешнее оплодотворение

3) личинка похожа на кольчатого червя

4) личинка cходна по внешнему строению со взрослым насекомым

5) за стадией личинки следует стадия куколки

6) личинка превращается во взрослое насекомое


Ответ:

39
Задания Д27 № 11490

Какие при­ме­ры ил­лю­стри­ру­ют до­сти­же­ние био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са у рас­те­ний путем аро­мор­фо­зов?

 

1) на­ли­чие двой­но­го опло­до­тво­ре­ния у цвет­ко­вых рас­те­ний

2) об­ра­зо­ва­ние кор­ней у па­по­рот­ни­ко­об­раз­ных

3) сни­же­ние ис­па­ре­ния путём об­ра­зо­ва­ния вос­ко­во­го налёта на ли­стьях

4) уси­ле­ние опу­шен­но­сти ли­стьев у по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний

5) за­щи­та семян в пло­дах у по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний

6) со­кра­ще­ние срока ве­ге­та­ции у рас­те­ний, про­из­рас­та­ю­щих в су­ро­вом кли­ма­те


Ответ:

40
Задание 10 № 11491

Установите соответствие между признаком растений и отделом, к которому их относят.

 

ПРИЗНАК РАСТЕНИЙ   ОТДЕЛ

А) не выносят засушливых условий

Б) жизненная форма — деревья и кустарники

В) яйцеклетка созревает в семязачатке

Г) образуют мелкую сухую пыльцу

Д) в цикле развития присутствует заросток

 

1) Папоротниковидные

2) Голосеменные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

Ответ:

41
Задание 13 № 11492

Установите соответствие между функцией нервной системы человека и отделом, который эту функцию выполняет.

 

ФУНКЦИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ   ОТДЕЛ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

А) направляет импульсы к скелетным мышцам

Б) иннервирует гладкую мускулатуру органов

В) обеспечивает перемещение тела в пространстве

Г) регулирует работу сердца

Д) регулирует работу пищеварительных желёз

 

1) соматическая

2) вегетативная

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

Ответ:

42
Задание 5 № 11493

Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой об­ме­на и его видом.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   ВИД ОБМЕНА

А) окис­ле­ние ор­га­ни­че­ских веществ

Б) об­ра­зо­ва­ние по­ли­ме­ров из мономеров

В) рас­щеп­ле­ние АТФ

Г) за­па­са­ние энер­гии в клетке

Д) ре­пли­ка­ция ДНК

Е) окис­ли­тель­ное фосфорилирование

 

1) пластический

2) энергетический

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

Ответ:

43
Задание 18 № 11494

Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ   ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) являются первым звеном в цепи питания

Б) синтезируют органические вещества из неорганических

В) используют энергию солнечного света

Г) питаются готовыми органическими веществами

Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы

Е) разлагают органические вещества до минеральных

 

1) продуценты

2) редуценты

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

Ответ:

44
Задание 19 № 11495

Укажите последовательность процессов географического видообразования.

 

1) распространение признака в популяции

2) появление мутаций в новых условиях жизни

3) пространственная изоляция популяций

4) отбор особей с полезными изменениями

5) образование нового вида


Ответ:

45
Задание 22 № 11496

В чём состоит роль бактерий в круговороте веществ?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

46
Задание 24 № 11497

Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции при действии этой формы естественного отбора? Ответ обоснуйте.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

47
Задание 25 № 11498

В чём заключается нервно-гуморальная регуляция работы сердца в организме человека, каково её значение в жизнедеятельности организма?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

48
Задание 26 № 11499

Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

49
Задание 27 № 11500

Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цветкового растения. Объясните результат в каждом случае.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

50
Задание 28 № 11501

При скре­щи­ва­нии рас­те­ния го­ро­ха с глад­ки­ми се­ме­на­ми и уси­ка­ми с рас­те­ни­ем с мор­щи­ни­сты­ми се­ме­на­ми без уси­ков все по­ко­ле­ние было еди­но­об­раз­но и имело глад­кие се­ме­на и усики. При скре­щи­ва­нии дру­гой пары рас­те­ний с та­ки­ми же фе­но­ти­па­ми (го­ро­ха с глад­ки­ми се­ме­на­ми и уси­ка­ми и го­ро­ха с мор­щи­ни­сты­ми се­ме­на­ми без уси­ков) в потом­стве по­лу­чи­ли по­ло­ви­ну рас­те­ний с глад­ки­ми се­ме­на­ми и уси­ка­ми и по­ло­ви­ну рас­те­ний с мор­щи­ни­сты­ми се­ме­на­ми без уси­ков. Со­ставь­те схему каж­до­го скре­щи­ва­ния. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и потом­ства. Объ­яс­ни­те по­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты. Как опре­де­ля­ют­ся до­ми­нант­ные при­зна­ки в дан­ном слу­чае?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.