СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Биология
≡ биология
сайты - меню - вход - новости


Вариант № 429398

ЕГЭ по био­ло­гии 05.05.2014. Досрочная волна. Ва­ри­ант 2.

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Единицы измерений писать не нужно.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задания Д1 № 16685

Какая наука изу­ча­ет био­ло­ги­че­скую си­сте­му — клетку?

 

1) физиология

2) бионика

3) цитология

4) морфология

Ответ:

2
Задания Д2 № 16686

Укажите одно из по­ло­же­ний кле­точ­ной теории.

 

1) Единицей строения, жиз­не­де­я­тель­но­сти и раз­ви­тия ор­га­низ­мов яв­ля­ет­ся клетка.

2) Половая клет­ка со­дер­жит по од­но­му ал­ле­лю каж­до­го гена.

3) Из зи­го­ты фор­ми­ру­ет­ся мно­го­кле­точ­ный зародыш.

4) В ядрах эу­ка­ри­о­ти­че­ских кле­ток гены рас­по­ло­же­ны в хро­мо­со­мах линейно.

Ответ:

3
Задания Д2 № 16687

Молекула ка­ко­го вещества, вхо­дя­ще­го в со­став мно­гих струк­тур клетки, изоб­ра­же­на на рисунке?

 

1) углевода

2) липида

3) белка

4) ДНК

Ответ:

4
Задание 3 № 16688

Сколь­ко ауто­сом со­дер­жит­ся в спер­ма­то­зо­и­де у че­ло­ве­ка? В ответ за­пи­ши­те толь­ко со­от­вет­ству­ю­щее число.


Ответ:

5
Задания Д9 № 16689

Организмы, клет­ки ко­то­рых имеют обособ­лен­ное ядро, — это

 

1) эукариоты

2) бактерии

3) прокариоты

4) вирусы

Ответ:

6
Задания Д5 № 16690

Партеногенез — это раз­но­вид­ность по­ло­во­го размножения, при ко­то­ром новый ор­га­низм раз­ви­ва­ет­ся из

 

1) диплоидной зиготы

2) первых бластомеров

3) гаплоидной споры

4) неоплодотворённой яйцеклетки

Ответ:

7
Задания Д6 № 16691

Ко­жи­ца пло­дов то­ма­тов может быть глад­кой и опушённой (a). Вы­бе­ри­те ге­но­ти­пы ро­ди­тель­ских рас­те­ний, у ко­то­рых до­ми­нант­ные фе­но­ти­пы.

 

1) Аа, аа

2) Аа, Аа

3) А, а

4) АА, аа

Ответ:

8
Задания Д6 № 16692

Наследование гена гемофилии, рас­по­ло­жен­но­го в Х-хромосоме у человека, яв­ля­ет­ся примером

 

1) проявления ре­зуль­та­та кроссинговера

2) сцепленного с полом наследования

3) независимого на­сле­до­ва­ния признаков

4) промежуточного на­сле­до­ва­ния признаков

Ответ:

9
Задания Д7 № 16693

По­яв­ле­ние раз­ных ал­ле­лей од­но­го гена про­ис­хо­дит в ре­зуль­та­те

 

1) не­пря­мо­го де­ле­ния клет­ки

2) мо­ди­фи­ка­ци­он­ной из­мен­чи­во­сти

3) му­та­ци­он­но­го про­цес­са

4) ком­би­на­тив­ной из­мен­чи­во­сти

Ответ:

10
Задания Д9 № 16694

Почему бак­те­рии вы­де­ля­ют в са­мо­сто­я­тель­ное цар­ство ор­га­ни­че­ско­го мира?

 

1) в не­бла­го­при­ят­ных усло­ви­ях раз­мно­жа­ют­ся митозом

2) отсутствие ядра в клетке

3) размножаются спорами

4) в ос­нов­ном ге­те­ро­троф­ные организмы

Ответ:

11
Задания Д10 № 16695

Рост стеб­ля дре­вес­но­го рас­те­ния в тол­щи­ну про­ис­хо­дит за счёт де­ле­ния и роста клеток

 

1) камбия

2) древесины

3) пробки

4) луба

Ответ:

12
Задания Д11 № 16696

Покрытосеменные — более вы­со­ко­ор­га­ни­зо­ван­ные растения, чем голосеменные, так как образуют

 

1) зиготу при сли­я­нии гамет

2) семена из семязачатков

3) плоды с семенами

4) зародыш, защищённый се­мен­ной кожурой

Ответ:

13
Задания Д12 № 16697

Какую функ­цию вы­пол­ня­ет ор­га­но­ид у зелёной эвглены, обо­зна­чен­ный на ри­сун­ке во­про­си­тель­ным знаком?

 

1) обеспечивает ре­ак­ции на свет

2) контролирует обмен веществ

3) осуществляет ав­то­троф­ное питание

4) выделяет про­дук­ты обмена

Ответ:

14
Задания Д13 № 16698

Млекопитающих можно от­ли­чить от дру­гих по­зво­ноч­ных жи­вот­ных по наличию

 

1) рогового пан­ци­ря или щитков

2) сухой кожи с ро­го­вы­ми чешуями

3) голой кожи, по­кры­той слизью

4) волосяного по­кро­ва и ушных раковин

Ответ:

15
Задания Д15 № 16699

Под воз­дей­стви­ем фер­мен­тов под­же­лу­доч­но­го и ки­шеч­но­го соков в тон­кой кишке происходит

 

1) син­тез ви­та­ми­нов груп­пы В

2) рас­щеп­ле­ние белков, жиров и углеводов

3) рас­щеп­ле­ние клетчатки

4) обез­вре­жи­ва­ние ядо­ви­тых веществ

Ответ:

16
Задания Д14 № 16700

Какую из ука­зан­ных функ­ций вы­пол­ня­ют по­кро­вы тела человека?

 

1) осуществляют ли­пид­ный обмен

2) регулируют бел­ко­вый обмен

3) вырабатывают гормоны

4) осуществляют потоотделение

Ответ:

17
Задания Д16 № 16701

Грудное вскарм­ли­ва­ние предо­хра­ня­ет детей от ин­фек­ци­он­ных болезней, так как в мо­ло­ке ма­те­ри содержатся

 

1) антитела

2) ферменты

3) гормоны

4) питательные вещества

Ответ:

18
Задания Д17 № 16702

Что ха­рак­тер­но для ней­ро­нов го­лов­но­го мозга человека?

 

1) возбуждение и проведение

2) защита кле­ток нейроглии

3) сокращение в ответ на возбуждение

4) перенос ми­не­раль­ных ве­ществ и газов

Ответ:

19
Задания Д18 № 16703

Марлевая по­вяз­ка может предо­хра­нить от заражения

 

1) малярией

2) гриппом

3) дизентерией

4) гемофилией

Ответ:

20
Задания Д20 № 16704

Древесный образ жизни обык­но­вен­ной квак­ши со­от­вет­ству­ет кри­те­рию вида

 

1) экологическому

2) географическому

3) морфологическому

4) генетическому

Ответ:

21
Задания Д19 № 16705

Внутривидовая борь­ба более напряжённая, чем межвидовая, по причине

 

1) сходства по­треб­но­стей осо­бей вида

2) отсутствия по­ло­во­го отбора

3) высокой пло­до­ви­то­сти особей

4) агрессивности хищников

Ответ:

22
Задания Д21 № 16706

Своеобразие флоры и фауны оке­а­ни­че­ских островов, удалённых от материков, — до­ка­за­тель­ства эволюции

 

1) палеонтологические

2) сравнительно-анатомические

3) морфологические

4) биогеографические

Ответ:

23
Задания Д21 № 16707

Воз­ник­но­ве­ние в про­цес­се эво­лю­ции у птиц и мле­ко­пи­та­ю­щих теп­ло­кров­но­сти — это при­мер

 

1) общей де­ге­не­ра­ции

2) идио­адап­та­ции

3) аро­мор­фо­за

4) био­ло­ги­че­ско­го ре­грес­са

Ответ:

24
Задания Д22 № 16708

К ан­тро­по­ген­ным фак­то­рам от­но­сят

 

1) об­ра­зо­ва­ние ка­рье­ров

2) влагоёмкость почвы

3) про­дол­жи­тель­ность све­то­во­го дня

4) есте­ствен­ный фон ра­ди­а­ции

Ответ:

25
Задания Д23 № 16709

Продуценты в эко­си­сте­ме за­лив­но­го луга

 

1) разлагают ор­га­ни­че­ские вещества

2) создают ор­га­ни­че­ские вещества

3) обеспечивают про­цесс гниения

4) потребляют го­то­вые ор­га­ни­че­ские вещества

Ответ:

26
Задания Д24 № 16710

Уменьшению за­гряз­не­ния атмосферы, воды, почвы про­мыш­лен­ны­ми от­хо­да­ми способствует

 

1) использование по­ли­эти­ле­но­вой упа­ков­ки для бы­то­вых отходов

2) охлаждение про­мыш­лен­ных вод на пред­при­я­ти­ях с вы­со­кой теплоотдачей

3) установка вы­со­ких труб на про­мыш­лен­ных предприятиях

4) использование ма­ло­от­ход­ных и без­от­ход­ных технологий

Ответ:

27
Задания Д2 № 16711

В мо­ле­ку­ле ДНК нук­лео­ти­ды с аде­ни­ном со­став­ля­ют 7% от об­ще­го числа нуклеотидов. Какой про­цент нук­лео­ти­дов с ци­то­зи­ном со­дер­жит­ся в этой молекуле?

 

1) 45%

2) 43%

3) 25%

4) 19%

Ответ:

28
Задания Д3 № 16712

Сколь­ко нук­лео­ти­дов со­дер­жит уча­сток гена, в ко­то­ром за­ко­ди­ро­ва­на по­сле­до­ва­тель­ность 20 ами­но­кис­лот?

 

1) 20

2) 30

3) 50

4) 60

Ответ:

29
Задания Д5 № 16713

При по­ло­вом раз­мно­же­нии под­дер­жа­ние по­сто­ян­ства хро­мо­сом­но­го на­бо­ра в че­ре­де по­ко­ле­ний вида обеспечивается

 

1) перекомбинацией генов в хромосомах

2) образованием иден­тич­ных до­чер­них клеток

3) расхождением сест­рин­ских хромосом

4) уменьшением числа хро­мо­сом в гаметах

Ответ:

30
Задания Д7 № 16714

Если ре­цес­сив­ный ген на­хо­дит­ся в одной из Х-хромосом матери, то он может

 

1) передаваться от ма­те­ри толь­ко сыновьям

2) проявляться толь­ко у дочерей

3) проявляться в фе­но­ти­пе всего потомства

4) наследоваться по­том­ка­ми обо­е­го пола

Ответ:

31
Задания Д8 № 16715

В чи­стой линии куль­тур­ных рас­те­ний отбор неэффективен, так как особи

 

1) имеют ши­ро­кую норму реакции

2) гомозиготны по боль­шин­ству генов

3) гетерозиготны по мно­гим генам

4) насыщены мутациями

Ответ:

32
Задания Д11 № 16716

У рас­те­ний ме­ха­ни­че­ская ткань, в от­ли­чие от покровной, вы­пол­ня­ет функцию

 

1) защитную

2) образовательную

3) опорную

4) проводящую

Ответ:

33
Задания Д14 № 16717

Чихание пред­став­ля­ет собой ре­флек­тор­ный рез­кий выдох через нос, воз­ни­ка­ю­щий при раз­дра­же­нии рецепторов, рас­по­ло­жен­ных на сли­зи­стой оболочке

 

1) корня языка и надгортанника

2) хрящей гортани

3) трахеи и бронхиол

4) носовой полости

Ответ:

34
Задания Д17 № 16718

Периферическую часть слу­хо­во­го ана­ли­за­то­ра че­ло­ве­ка образуют

 

1) слуховой про­ход и ба­ра­бан­ная перепонка

2) косточки сред­не­го уха

3) слуховые нервы

4) чувствительные клет­ки улитки

Ответ:

35
Задания Д19 № 16719

На­ли­чие в жиз­нен­ном цикле мха вет­вя­ще­го­ся пред­рост­ка, по­хо­же­го на нит­ча­тую во­до­росль, до­ка­зы­ва­ет

 

1) раз­ви­тие рас­те­ний по пути био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са

2) про­ис­хож­де­ние во­до­рос­лей от мхов

3) про­ис­хож­де­ние мхов от во­до­рос­лей

4) по­ни­же­ние уров­ня ор­га­ни­за­ции мхов

Ответ:

36
Задания Д25 № 16720

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об об­ме­не ве­ществ и пре­вра­ще­нии энер­гии?

А. АТФ об­ра­зу­ет­ся в све­то­вую фазу фо­то­син­те­за и ис­поль­зу­ет­ся в тем­но­вой фазе при син­те­зе глю­ко­зы.

Б. При гли­ко­ли­зе одной мо­ле­ку­лы глю­ко­зы за­па­са­ет­ся две мо­ле­ку­лы АТФ.

 

1) верно толь­ко А

2) верно толь­ко Б

3) оба суж­де­ния верны

4) оба суж­де­ния не­вер­ны

Ответ:

37
Задание 4 № 16721

К эу­ка­ри­о­там относят

 

1) обык­но­вен­ную амёбу

2) дрожжи

3) ма­ля­рий­но­го паразита

4) хо­лер­ный вибрион

5) ки­шеч­ную палочку

6) вирус им­му­но­де­фи­ци­та человека


Ответ:

38
Задания Д27 № 16722

Что об­ще­го у гри­бов и хор­до­вых животных?

 

1) от­сут­ствие хло­ро­фил­ла в клетках

2) не­огра­ни­чен­ный рост

3) по­гло­ще­ние ве­ществ из окру­жа­ю­щей среды путём всасывания

4) пи­та­ние го­то­вы­ми ор­га­ни­че­ски­ми веществами

5) раз­мно­же­ние с по­мо­щью спор

6) за­па­са­ние пи­та­тель­ных ве­ществ в виде гликогена


Ответ:

39
Задание 18 № 16723

Попадание в водоёмы ор­га­ни­че­ских ве­ществ со сточ­ны­ми во­да­ми с жи­вот­но­вод­че­ских ферм может не­по­сред­ствен­но при­ве­сти к уве­ли­че­нию чис­лен­но­сти популяций

 

1) ге­те­ро­троф­ных бактерий

2) ракообразных

3) цвет­ко­вых растений

4) мно­го­кле­точ­ных водорослей

5) од­но­кле­точ­ных водорослей

6) бактерий-редуцентов


Ответ:

40
Задание 10 № 16724

Установите со­от­вет­ствие между по­зво­ноч­ным жи­вот­ным и осо­бен­но­стью тем­пе­ра­ту­ры его тела.

 

ЖИВОТНОЕ  

ОСОБЕННОСТЬ ТЕМ­ПЕ­РА­ТУ­РЫ ТЕЛА

А) до­мо­вый воробей

Б) прыт­кая ящерица

В) обык­но­вен­ный дельфин

Г) ниль­ский крокодил

Д) обык­но­вен­ный тритон

Е) обык­но­вен­ный крот

 

1) постоянная

2) непостоянная

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

Ответ:

41
Задание 13 № 16725

Установите со­от­вет­ствие между функ­ци­ей и от­де­лом ве­ге­та­тив­ной нерв­ной системы, ко­то­рый её выполняет.

 

ФУНКЦИЯ  

ОТДЕЛ ВЕГЕТАТИВНОЙ

НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

А) по­вы­ша­ет ча­сто­ту сер­деч­ных сокращений

Б) умень­ша­ет ча­сто­ту дыхания

В) сти­му­ли­ру­ет сек­ре­цию пи­ще­ва­ри­тель­ных соков

Г) сти­му­ли­ру­ет вы­брос ад­ре­на­ли­на в кровь

Д) уси­ли­ва­ет вен­ти­ля­цию лёгких

 

1) симпатический

2) парасимпатический

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГД
     

Ответ:

42
Задание 16 № 16726

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой и видом из­мен­чи­во­сти.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА   ВИД ИЗ­МЕН­ЧИ­ВО­СТИ

А) воз­ни­ка­ет при воз­дей­ствии ра­ди­а­ции

Б) фор­ми­ру­ет­ся при сли­я­нии гамет

В) обу­слов­ле­на не­за­ви­си­мым рас­хож­де­ни­ем пар хро­мо­сом

Г) обу­слов­ле­на об­ме­ном ге­на­ми между го­мо­ло­гич­ны­ми хро­мо­со­ма­ми

Д) свя­за­на с уве­ли­че­ни­ем числа хро­мо­сом в ка­ри­о­ти­пе

 

1) му­та­ци­он­ная

2) ком­би­на­тив­ная

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГД
     

Ответ:

43
Задание 16 № 16727

Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ром и спо­со­бом видообразования, ко­то­рый этот при­мер иллюстрирует.

 

ПРИМЕР  

СПОСОБ

ВИДООБРАЗОВАНИЯ

А) оби­та­ние двух по­пу­ля­ций обык­но­вен­но­го окуня в при­бреж­ной зоне и на боль­шой глубине озера

Б) оби­та­ние раз­ных по­пу­ля­ций чёрного

дрозда в глу­хих лесах и вб­ли­зи жилья че­ло­ве­ка

В) рас­пад аре­а­ла лан­ды­ша май­ско­го на изо­ли­ро­ван­ные участ­ки в связи с оледенением

Г) об­ра­зо­ва­ние раз­ных видов синиц на ос­но­ве пи­ще­вой специализации

Д) фор­ми­ро­ва­ние лист­вен­ни­цы да­ур­ской в ре­зуль­та­те рас­ши­ре­ния аре­а­ла лиственницы си­бир­ской на во­сток

 

1) географическое

2) эко­ло­ги­че­ское

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГД
     

Ответ:

44
Задание 19 № 16728

Установите по­сле­до­ва­тель­ность рас­по­ло­же­ния струк­тур в эу­ка­ри­от­ной клет­ке рас­те­ния (начиная снаружи).

 

1) плаз­ма­ти­че­ская мембрана

2) кле­точ­ная стенка

3) ядро

4) цитоплазма

5) хромосомы


Ответ:

45
Задание 22 № 16729

Ручьевая фо­рель живёт в воде с кон­цен­тра­ци­ей кис­ло­ро­да не менее 2 мг/л. При по­ни­же­нии его со­дер­жа­ния до 1,6 мг/л и мень­ше фо­рель гибнет. Объ­яс­ни­те при­чи­ну ги­бе­ли форели, ис­поль­зуя зна­ния о норме ре­ак­ции признака.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

46
Задание 23 № 16730

Какое де­ле­ние и какая его фаза изоб­ра­же­ны на рисунке? Ука­жи­те набор хро­мо­сом (n), число мо­ле­кул ДНК (с) в этот период. Ответ обоснуйте.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

47
Задание 25 № 16731

Какие струк­ту­ры по­кро­вов тела обес­пе­чи­ва­ют за­щи­ту ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка от воз­дей­ствия не­бла­го­при­ят­ных фак­то­ров среды? Объ­яс­ни­те роль этих струк­тур.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

48
Задание 26 № 16732

Чем ха­рак­те­ри­зу­ет­ся гео­гра­фи­че­ский спо­соб видообразования? Ука­жи­те не менее трёх элементов.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

49
Задание 27 № 16733

Хромосомный набор со­ма­ти­че­ских кле­ток пше­ни­цы равен 28. Опре­де­ли­те хро­мо­сом­ный набор и число мо­ле­кул ДНК в клет­ках кон­чи­ка корня в про­фа­зе и конце те­ло­фа­зы митоза. Объ­яс­ни­те по­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты в каж­дой фазе.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

50
Задание 28 № 16734

При скре­щи­ва­нии ди­ге­те­ро­зи­гот­но­го рас­те­ния ку­ку­ру­зы с глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми и рас­те­ния с мор­щи­ни­сты­ми (a) не­окра­шен­ны­ми (b) се­ме­на­ми в потом­стве по­лу­че­но рас­щеп­ле­ние по фенотипу: 100 рас­те­ний с глад­ки­ми окра­шен­ны­ми семенами; 1500 — с мор­щи­ни­сты­ми окрашенными; 110 — с мор­щи­ни­сты­ми неокрашенными; 1490 — с глад­ки­ми неокрашенными. Со­ставь­те схему скрещивания, опре­де­ли­те ге­но­ти­пы потомства. Объ­яс­ни­те фор­ми­ро­ва­ние четырёх фе­но­ти­пи­че­ских групп.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить тестирование, свериться с ответами, увидеть решения.