Демонстрационная версия ЕГЭ—2016 по биологии
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Один из признаков различия объектов живой и неживой природы – способность к
1) разрушению
2) самовоспроизведению
3) движению
4) росту
Ответ:
На каком рисунке изображён органоид, в котором происходит окисление органических веществ до углекислого газа и воды?
Ответ:
В молекуле ДНК количество нуклеотидов с гуанином составляет 30% от общего числа. Сколько нуклеотидов в % с тимином в этой молекуле?
Ответ:
Половые клетки человека содержат 23 хромосомы, а соматические клетки женщины –
1) 46 + ХX
2) 44 + XХ
3) 23 + Х
4) 22 + Х
Ответ:
Эмбриональное развитие начинается с
1) дробления зиготы
2) образования зачатков органов
3) формирования гаструлы
4) образования гамет
Ответ:
К аллельным относят гены, контролирующие проявление у дрозофилы
1) недоразвитых крыльев и серого тела
2) тёмного тела и красной окраски глаз
3) белой и красной окраски глаз
4) серого тела и нормальных крыльев
Ответ:
Генные мутации связаны с изменением
1) числа хромосом в клетках
2) структуры хромосом
3) последовательности генов в аутосоме
4) нуклеотидов на участке ДНК
Ответ:
Сохранение признаков у гетерозисных гибридов растений возможно только при
1) половом размножении
2) вегетативном размножении
3) отдалённой гибридизации
4) использовании метода полиплоидии
Ответ:
Споры бактерий, в отличие от спор грибов,
1) выполняют функцию питания и дыхания
2) образуются в результате полового размножения
3) необходимы для размножения и расселения на новые места
4) служат приспособлением к перенесению неблагоприятных условий
Ответ:
В растениях органические вещества передвигаются по
1) клеткам камбия
2) сосудам древесины
3) ситовидным трубкам
4) клеткам эпидермиса
Ответ:
Какой цифрой на рисунке обозначен орган, в котором развиваются семязачатки сосны?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Ответ:
Жидкие продукты жизнедеятельности у инфузории-туфельки выводятся через
1) порошицу
2) клеточный рот
3) сократительные вакуоли
4) пищеварительные вакуоли
Ответ:
Какая особенность размножения сформировалась у пресмыкающихся при освоении наземно-воздушной среды?
1) образование гамет путём мейоза
2) появление внутреннего оплодотворения
3) появление раздельнополых особей
4) слияние половых клеток
Ответ:
У здорового человека через органы выделения вместе с мочой из организма удаляются
1) непереваренные остатки пищи
2) глицерин и избыток желчи
3) мочевая кислота и глюкоза
4) мочевина и минеральные соли
Ответ:
Автоматия сердца человека связана с импульсами, которые возникают в
1) сердечной мышце
2) продолговатом мозге
3) сердечных сосудах
4) коре больших полушарий
Ответ:
Пассивный иммунитет формируется у человека при
1) использовании антибиотиков
2) наличии в плазме белка фибриногена
3) введении лечебных сывороток
4) избытке витаминов группы С
Ответ:
Периферическую часть слухового анализатора человека образуют
Ответ:
Недостаток в организме человека витамина А приводит к
1) кровоточивости дёсен
2) ухудшению зрения
3) уменьшению содержания кальция в костях
4) нарушению углеводного обмена
Ответ:
Результатом внутривидовой борьбы в природе как движущей силы эволюции является
1) ослабление конкуренции между видами
2) появление мутаций у особей
3) естественный отбор
4) приспособленность организмов
Ответ:
Разделение популяций одного вида по срокам размножения может привести к
1) популяционным волнам
2) конвергенции признаков
3) усилению межвидовой борьбы
4) экологическому видообразованию
Ответ:
Биогеографические доказательства эволюции получены в результате изучения
1) филогенетических рядов
2) форм взаимодействия организмов в биоценозах
3) ископаемых переходных форм
4) материковой и островной флоры и фауны
Ответ:
Внешним сигналом, вызывающим наступление листопада у растений центральной полосы России, служит
1) накопление вредных веществ в листьях
2) увеличение количества осадков
3) сокращение длины светового дня
4) уменьшение питательных веществ в почве
Ответ:
Самая низкая биомасса продуцентов характерна для
Ответ:
Укажите экологическую проблему, которую считают глобальной для современного человечества.
1) строительство гидроэлектростанций
2) непрерывный рост численности населения Земли
3) акклиматизация растений и животных
4) высыхание мелких водоёмов
Ответ:
Верны ли следующие суждения об обмене веществ и превращении энергии?
А. АТФ образуется в световую фазу фотосинтеза и используется в темновой
фазе при синтезе глюкозы.
Б. При гликолизе одной молекулы глюкозы запасается две молекулы АТФ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Какие признаки характерны для мейоза?
1) наличие двух следующих одно за другим делений
2) образование двух клеток с одинаковой наследственной информацией
3) расхождение гомологичных хромосом в разные клетки
4) образование диплоидных дочерних клеток
5) отсутствие интерфазы перед первым делением
6) конъюгация и кроссинговер хромосом
Ответ:
Что из перечисленного лежит в основе высшей нервной деятельности человека?
1) абстрактное мышление
2) инстинкты
3) сознание
4) речь
5) безусловные рефлексы
6) раздражимость
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Укажите признаки, характеризующие движущую форму естественного отбора.
1) Она способствует появлению нового вида.
2) Она проявляется в меняющихся условиях среды.
3) Совершенствуется приспособленность особей к исходной среде.
4) Выбраковываются особи с отклонением от нормы.
5) Возрастает численность особей со средним значением признака.
6) Сохраняются особи с новыми признаками.
Ответ:
Установите соответствие между примером биологического явления и формой изменчивости, которую он иллюстрирует.
А) появление коротконогой овцы в стаде овец с нормальными конечностями
Б) появление мыши-альбиноса среди серых мышей
В) формирование у стрелолиста разных форм листьев в воде и на воздухе
Г) проявление у детей цвета глаз одного из родителей
Д) изменение размера кочана капусты в зависимости от интенсивности полива
1) генотипическая
2) модификационная
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Установите соответствие между функцией и органом растения, для которого она характерна.
А) осуществление минерального питания
Б) поглощение воды
В) синтез органических веществ из неорганических
Г) транспирация
Д) сохранение питательных веществ во время зимовки растений
Е) поглощение углекислого газа и выделение кислорода
1) корень
2) лист
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите соответствие между функцией и отделом вегетативной нервной системы, который её выполняет.
А) повышает частоту сердечных сокращений
Б) урежает частоту дыхания
В) стимулирует секрецию пищеварительных соков
Г) стимулирует выброс адреналина в кровь
Д) усиливает вентиляцию лёгких
1) симпатический
2) парасимпатический
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Установите соответствие между ароморфозом хордовых и эрой, в которой он появился.
А) четырёхкамерное сердце у птиц
Б) костные челюсти у панцирных рыб
В) лёгочное дыхание у двоякодышащих рыб
Г) пятипалая конечность у стегоцефалов
Д) матка и плацента у млекопитающих
Е) яйцо, покрытое плотной оболочкой, у пресмыкающихся
1) палеозой
2) мезозой
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите последовательность эволюционных процессов на Земле в хронологическом порядке.
1) выход организмов на сушу
2) возникновение фотосинтеза
3) формирование озонового экрана
4) образование коацерватов в воде
5) появление клеточных форм жизни
Ответ:
Замораживание ферментов, в отличие от действия высоких температур, не приводит к потере активности ферментов в нормальных условиях. Чем это объясняется?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Назовите зародышевый листок позвоночного животного, обозначенный на рисунке вопросительным знаком. Какие типы тканей и системы органов формируются из него?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. Водоросли — это группа низших растений, обитающих в водной среде.
2. У них отсутствуют органы, но имеются ткани: покровная, фотосинтезирующая и образовательная.
3. В одноклеточных водорослях осуществляется как фотосинтез, так и хемосинтез.
4. В цикле развития водорослей происходит чередование полового и бесполого поколений.
5. При половом размножении гаметы сливаются, происходит оплодотворение, в результате которого и развивается гаметофит.
6. В водных экосистемах водоросли выполняют функцию продуцентов.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Как осуществляются дыхательные движения у человека при спокойных вдохе и выдохе? Ответ обоснуйте.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Класс Млекопитающие — процветающая группа позвоночных животных. Объясните, какие ароморфозы позволили им достичь биологического прогресса. Укажите не менее четырёх признаков.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыльцевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
По изображённой на рисунке родословной определите и обоснуйте генотипы родителей, потомков, обозначенных на схеме цифрами 1, 6, 7. Установите вероятность рождения ребёнка с исследуемым признаком у женщины под № 6, если в семье её супруга этот признак никогда не наблюдался.
Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.