Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д28 C5 № 18712
i

По изоб­ражённой на ри­сун­ке ро­до­слов­ной опре­де­ли­те и обос­нуй­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, по­том­ков, обо­зна­чен­ных на схеме циф­ра­ми 1, 6, 7. Уста­но­ви­те ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с ис­сле­ду­е­мым при­зна­ком у жен­щи­ны под № 6, если в семье её су­пру­га этот при­знак ни­ко­гда не на­блю­дал­ся.

Ответ за­пи­ши­те в виде числа, по­ка­зы­ва­ю­ще­го ис­ко­мую ве­ро­ят­ность в про­цен­тах. Знак % не ис­поль­зуй­те.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1)  ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: отец  — ХаY, мать  — ХАХА; при­знак ре­цес­сив­ный, сцеп­лен с полом (Х-хро­мо­со­мой), так как про­яв­ля­ет­ся толь­ко у муж­чин, и не в каж­дом по­ко­ле­нии;

2)  дочь (1)  — ХАХа – но­си­тель гена, так как на­сле­ду­ет Ха-хро­мо­со­му от отца; её сын (7)  — ХаY, при­знак про­явил­ся, так как на­сле­ду­ет Ха-хро­мо­со­му от ма­те­ри; дочь (6)  — ХАХа или ХАХА;

3)  ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с ис­сле­ду­е­мым при­зна­ком у жен­щи­ны № 6:

Её муж ХАY, т. к. по усло­вию в семье её су­пру­га этот при­знак ни­ко­гда не на­блю­дал­ся.

— Если её ге­но­тип ХАХа,

то ве­ро­ят­ность рож­де­ния ребёнка с ис­сле­ду­е­мым при­зна­ком 25% ХаY маль­чи­ки

 

Схема ре­ше­ния за­да­чи:

Р ♀ХАХа→♂ХАY

G ♀ХА♀Хa;♂ХА♂Y

F1ХАХААХaАY;ХaY

 

— Если её ге­но­тип ХАХА, то 0%.

Схема ре­ше­ния за­да­чи:

Р ♀ХАХA→♂ХАY

G ♀ХА;♂ХА♂Y

F1ХАХААY

(До­пус­ка­ет­ся иная ге­не­ти­че­ская сим­во­ли­ка)

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ответ вклю­ча­ет все на­зван­ные выше эле­мен­ты, не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок3
Ответ вклю­ча­ет два из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок,

ИЛИ

твет вклю­ча­ет три на­зван­ных выше эле­мен­та, но от­сут­ству­ют по­яс­не­ния

2
Ответ вклю­ча­ет один из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок,

ИЛИ

ответ вклю­ча­ет два из на­зван­ных выше эле­мен­тов, но от­сут­ству­ют по­яс­не­ния

1
Ответ не­пра­виль­ный0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2016 по био­ло­гии
Раздел кодификатора ФИПИ: 3.4 Ге­не­ти­ка, ее за­да­чи. На­след­ствен­ность и из­мен­чи­вость. Ме­то­ды ге­не­ти­ки
Саша Антонец 09.06.2017 22:08

Если ге­но­тип ее будет XAXa, то не 25%, а 50%. Смот­ри­те: XAXa*XaY, ге­но­ти­пы детей:XAXa, XAY, XaXa, XaY( 1 маль­чик, 1 де­воч­ка).

Наталья Евгеньевна Баштанник

Её муж ХАY, т.к. по усло­вию в семье её су­пру­га этот при­знак ни­ко­гда не на­блю­дал­ся.

Мария Губанихина 10.08.2017 09:23

По­че­му Саша Ан­то­нец скре­щи­ва­ет жен­щи­ну №6 ХАХа с муж­чи­ной ХаY. В за­да­че же ска­за­но, что в семье ее су­пру­га этого при­зна­ка ни­ко­гда не было! Зна­чит су­пруг дол­жен быть ХАY?! И тогда будет ответ 25% и толь­ко маль­чик

Наталья Евгеньевна Баштанник

Да, со­вер­шен­но верно.

Её муж ХАY, т.к. по усло­вию в семье её су­пру­га этот при­знак ни­ко­гда не на­блю­дал­ся.

Азрет Куготов 25.08.2017 23:38

Здрав­ствуй­те, ответ мне ка­жет­ся не точ­ным, т.к. во вто­рой части за­да­чи, а имен­но где мы от­ве­ча­ем на во­прос : "Какой шанс что у леди под но­ме­ром 6 ро­дит­ся ре­бе­нок с при­зна­ком" вы рас­смат­ри­ва­е­те толь­ко ва­ри­ант когда она имеет ге­но­тип XAXa, но она может иметь ге­но­тип и XAXA, а сле­до­ва­тель­но шанс того что она имеет ге­но­тип XAXa - 50%, а шанс того что имея ге­но­тип XAXa в семье будет ре­бе­нок с при­зна­ком 25%, сле­до­ва­тель­но шанс что имено у этой леди в потом­стве будет ре­бе­нок с при­зна­ком не 25%, а 0,25*0,5=12,5% Тк в за­да­че не стоит во­прос о потом­стве ге­но­ти­па но­си­те­ля, а во­прос о жен­щи­не под но­ме­ром 6. Вот если бы мне это на ЕГЭ в го­ло­ву взбре­ло, я бы ошиб­ся?

Наталья Евгеньевна Баштанник

Азрет, во-пер­вых, в ре­ше­нии ука­за­ны оба ва­ри­ан­та.

Во-вто­рых, Вы правы, что можно про­счи­тать ве­ро­ят­ность рож­де­ния ре­бен­ка не опре­де­ляя её ге­но­тип - но Ваш балл будет за­ви­сеть от ком­пе­тен­ции про­ве­ря­ю­щих (не за­чтут - апел­ли­руй­те). Глав­ное, не оши­би­тесь в на­хож­де­нии этого про­цен­та по ве­ро­ят­но­сти.