Демонстрационная версия ЕГЭ—2025 по биологии
В демонстрационном варианте представлены конкретные примеры заданий, не исчерпывающие всего многообразия возможных формулировок заданий на каждой позиции варианта экзаменационной работы.
В демонстрационном варианте представлено по несколько примеров заданий на некоторых позициях экзаменационной работы. В реальных вариантах экзаменационной работы на каждой позиции будет предложено только одно задание.
Версия для печати и копирования в MS Word
| Время | |
| Прошло | 0:00:00 |
| Осталось | 3:55:00 |
Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
| Признаки живых систем | Примеры |
|---|---|
| Размножение | Увеличение количества растений картофеля за счёт клубней |
| ? | Появление рогов у взрослого самца оленя |
Ответ:
Испытуемый пробежал 3 километра в быстром темпе. Как после этого изменились объём крови в сосудах скелетных мышц и объём крови в сосудах стенок желудка испытуемого?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилось.
2. Уменьшилось.
3. Не изменилось.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| Объём крови в сосудах скелетных мышц | Объём крови в сосудах стенок желудка |
|---|---|
Ответ:
На матричной цепи некоторой молекулы ДНК на долю нуклеотидов с аденином приходится 21%. Определите долю нуклеотидов с урацилом на цепи молекулы иРНК, которая была синтезирована с данной ДНК. В ответе запишите только соответствующее число.
ИЛИ
В триплоидной клетке эндосперма природной посевной ржи содержится 21 хромосома. Сколько хромосом содержит клетка её листа? В ответе запишите только количество хромосом.
Ответ:
Какова вероятность (%) рождения особей с промежуточным фенотипом в моногибридном скрещивании гетерозиготных родителей при неполном доминировании признака? Ответ запишите в виде числа.
Ответ:
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) содержит молекулы РНК
Б) образована белком тубулином
В) состоит из микротрубочек и центросферы
Г) синтезирует полипептиды
Д) при митозе формирует веретено деления
Е) организует цитоскелет
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из приведённых понятий относят к изображённой на рисунке структуре?
1. Водородные связи.
2. Пептидные связи.
3. Нуклеотиды.
4. Аминокислоты.
5. Комплементарность.
6. Дисульфидные мостики.
ИЛИ
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных ниже причин вызывают комбинативную изменчивость?
1) рекомбинация генов в результате кроссинговера
2) изменение последовательности нуклеотидов в пределах гена
3) случайное сочетание гамет при оплодотворении
4) независимое расхождение гомологичных хромосом в мейозе
5) перенос участка хромосомы на негомологичную хромосому
6) потеря участка хромосомы
Ответ:
Установите последовательность действий селекционера, использующего индивидуальный отбор для получения сорта устойчивой к полеганию пшеницы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) самоопыление растений
2) увеличение площадей, занятых под посев опытным сортом
3) испытание гомозиготного потомства на урожайность и устойчивость к полеганию
4) отбор растений с нужным признаком
5) получение гомозиготного потомства
Ответ:
Каким номером на рисунке обозначена стадия жизненного цикла паразита, на которой он попадает в окончательного хозяина?
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла паразита, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Заражение промежуточного хозяина
Б) Личиночная стадия
В) Оплодотворённая яйцеклетка (яйцо)
Г) Развивается в печени основного хозяина
Д) Активно плавает в воде
Е) Имеет гермафродитную половую систему
ЦИКЛА ПАРАЗИТА
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Если в процессе эволюции у растения сформировался цветок, изображённый на рисунке, то для этого растения характерны:
1) наличие одной семядоля в зародыше семени;
2) наличие спорогона на концах побегов;
3) внешнее оплодотворение;
4) мочковатая корневая система;
5) сетчатое жилкование листьев;
6) отсутствие камбия в стебле.
ИЛИ
Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие утверждения о корнях и корневых системах растений являются верными?
1) Ткани корня начинают дифференцироваться в зоне деления.
2) От стебля могут отходить корни, называемые боковыми.
3) Корни не нуждаются в поступлении кислорода извне.
4) Для большинства двудольных растений характерна стержневая корневая система.
5) Частью корнеплода является видоизменный корень.
6) Корневые волоски — это выросты клеток покровной ткани корня.
Ответ:
Установите последовательность систематических групп организмов, начиная с самого высокого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) Покрытосеменные
2) Двудольные
3) Высшие растения (эмбриофиты)
4) Мальвовые
5) Кола блестящая
6) Кола
Ответ:
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и кругами кровообращения у человека, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) По артериям течёт венозная кровь
Б) Круг заканчивается в левом предсердии
В) Артериальная кровь в капиллярах превращается в венозную
Г) Круг начинается в левом желудочке
Д) Кровь поступает к органам брюшной полости
Е) Кровь насыщается кислородом
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие признаки характерны для ткани, представленной на рисунке?
1. Участвует в образовании стенок кровеносных сосудов.
2. Обеспечивает перемещение тела в пространстве.
3. Состоит из веретеновидных клеток.
4. Образована одноядерными клетками.
5. Обладает возбудимостью и сократимостью.
6. Управляется соматическим отделом нервной системы.
ИЛИ
Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какова роль печени в организме взрослого человека?
1) вырабатывает желчь
2) выполняет барьерную функцию
3) обеспечивает синтез гормона роста (соматотропина)
4) вырабатывает пищеварительные ферменты
5) синтезирует гликоген
6) образует лейкоциты
Ответ:
Установите последовательность передачи звукового сигнала в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) слуховая зона коры больших полушарий
2) жидкость в улитке
3) мембрана овального окна
4) волосковые клетки
5) слуховые косточки
6) преддверно-улитковый нерв
Ответ:
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания и примеры рудиментов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)В процессе эволюции многие органы теряют свою функцию и поэтому постепенно упрощаются в своём строении и уменьшаются в размерах. (2)В результате возникновения генетических аномалий в фенотипе могут проявиться те признаки, которые несвойственны для вида. (3)У примитивных змей, например питонов, сохраняются остатки пояса брюшных конечностей. (4)У некоторых людей возникает многососковость — явление, при котором появляется несколько пар сосков на теле. (5)При мутации в геноме, у курицы могут закладываться зачатки зубов. (6)Остатки нескольких пальцев в конечностях у лошадей свидетельствуют о происхождении животных от предков с многопалыми конечностями.
Ответ:
Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных процессов относятся к глобальному круговороту углерода?
1) использование карбоната кальция кораллами для построения скелета
2) потребление нитратов растениями и микроорганизмами
3) фиксация атмосферного азота клубеньковыми бактериями
4) протекание реакций темновой фазы фотосинтеза
5) выделение аммиака при разложении белков
6) спиртовое брожение у микроорганизмов
Ответ:
Установите соответствие между примерами и формами эволюционного процесса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) глаза кальмара и дельфина
Б) конечности лошади и ласты кита
В) развитая эхолокация у летучих мышей и китов
Г) конечности крота и насекомого медведки
Д) формы клюва у разных видов галапагосских вьюрков
Е) форма тела кита и акулы
1) дивергенция
2) конвергенция
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Рассмотрите рисунок, иллюстрирующий отношение «хищник–жертва». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
| Фактор эволюции | Характеристика | Результат |
|---|---|---|
| _______________ (А) | ____________ (Б) | _______________ (В) |
Список элементов
1. Изоляция.
2. Дрейф генов (популяционные волны).
3. Изменение частот аллей в популяции.
4. Прекращение обмена генетической информации между популяциями.
5. Вымирание вида.
6. Перенос генов из одной популяции в другую.
7. Мутационный процесс.
8. Закономерные колебания численности популяции под влиянием условий среды.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В |
ИЛИ
Проанализируйте таблицу «Виды естественного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
| Вид отбора | Характеристика | Пример |
|---|---|---|
| ____________ (А) | Давлению подвергаются особи со средним значением признака | Образование двух рас погремка с разными сроками цветения на сенокосных лугах |
| Движущий | ____________ (Б) | Постепенное увеличение длины шеи у жирафов в ряду поколений |
| Стабилизирующий | Давлению подвергаются особи с проявлением признака, отклоняющимся от среднего значения | ____________ (В) |
Список элементов
1. Появление белой крысы в популяции серых крыс.
2. Формирование различных форм клюва у галапагосских вьюрков.
3. Сохранение среднего размера ушной раковины у зайцев.
4. Разрывающий (дизруптивный).
5. Балансирующий.
6. Давлению подвергаются особи с одним из крайних проявлений признака.
7. Давлению подвергаются самые крупные особи.
8. Под наибольшим давлением оказываются особи с самым выраженным и средним проявлением признака.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В |
Ответ:
Проанализируйте график «Выживаемость соснового коконопряда в зависимости от совокупного влияния относительной влажности и температуры воздуха».
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1) При температуре 10 °С и влажности 30% выживаемость соснового коконопряда равна 25%.
2) Сосновый коконопряд способен выживать при любых значениях влажности и температуры.
3) При температурных значениях от 8 °С до 23 °С выживаемость соснового коконопряда меняется в зависимости от влажности воздуха.
4) При влажности воздуха выше 60% выживают почти все коконопряды.
5) Наиболее благоприятная для соснового коконопряда среда — при влажности 60% и температуре 10 °С.
Ответ:
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
* Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
ИЛИ
Какую нулевую гипотезу* смог сформулировать исследователь перед постановкой эксперимента? Объясните, почему теплица в эксперименте должна быть строго герметичной. Почему результаты эксперимента могут быть недостоверными, если известно, что в теплице было естественное освещение?
* Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Почему при увеличении концентрации углекислого газа свыше 0,1% скорость фотосинтеза не растёт? Как изменится скорость фотосинтеза, если сильно снизить температуру в теплице? Объясните, почему произойдёт изменение. Какую роль играет углекислый газ в процессе фотосинтеза?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Определите расы людей, изображённых на рисунках 1, 2, 3. Рассмотрите рисунок под номером 1. Назовите три признака с разными адаптивными значениями, которые сформировались у представителей данной расы в ходе эволюции. Объясните значение каждого из них.
ИЛИ
На рисунках изображены скелет с отпечатком перьев и реконструкция археоптерикса, обитавшего 150–147 млн лет назад.
Используя фрагмент геохронологической таблицы, определите, в какой эре и каком периоде обитало это животное. Это животное иногда относят к птицам, но оно имело некоторые признаки, нехарактерные для современных птиц. Перечислите те из них, которые видны на рисунках (не менее трёх признаков). Для организмов какого современного класса характерны перечисленные признаки?
Геохронологическая таблица
Эры | Периоды | |
Название | Возраст | Название |
| Кайнозойская, 66 | 66 | Четвертичный, 2,58 |
| Неоген, 20,45 | ||
| Палеоген, 43 | ||
| Мезозойская, 186 | 252 | Меловой, 79 |
| Юрский, 56 | ||
| Триасовый, 51 | ||
| Палеозойская, 289 | 541 | Пермский, 47 |
| Каменноугольный, 60 | ||
| Девонский, 60 | ||
| Силурийский, 25 | ||
| Ордовикский, 41 | ||
| Кембрийский, 56 | ||
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Если сравнить сердца у китообразных и наземных млекопитающих, то окажется, что у многих китов правый желудочек развит существенно лучше левого, тогда как у наземных млекопитающих левый желудочек заметно толще правого. Как можно объяснить данную закономерность?
При погружении у китообразных снижается общее потребление кислорода за счёт уменьшения кровоснабжения скелетных мышц. Как при этом изменяется частота сердечных сокращений? За счёт каких адаптаций и процессов в скелетной мускулатуре продолжает вырабатываться АТФ во время погружения?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В современной биологии существует концепция гандикапа, согласно которой вредные для выживания признаки, например длинный хвост у павлина, могут демонстрировать качество генома самца. Благодаря какой форме естественного отбора возможно сохранение данного признака? Почему данный признак сохраняется у павлина? Как связано наличие длинного хвоста с качеством генотипа самца?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (концу в одной цепи соответствует 3ʹ- конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5ʹ- конца. Рибосома движется по иРНК
в направлении от 5ʹ- к 3ʹ- концу. Все виды РНК синтезируются на ДНК- матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (нижняя цепь — матричная):
5’-ЦГААГГТГАЦААТГТ-3’
3’-ГЦТТЦЦАЦТГТТАЦА-5’.
Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте и определите аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет с 5ʹ конца соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. При написании нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
ИЛИ
Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке при гаметогенезе в метафазе II мейоза и анафазе II мейоза. Объясните полученные результаты.
ИЛИ
В популяции растений ночной красавицы (Mirabilis jalapa) из 150 особей 6 растений имеют ярко-красную окраску венчика. Рассчитайте частоты аллелей красной и белой окраски в популяции, а также частоты всех возможных генотипов, если известно, что популяция находится в равновесии Харди-Вайнберга. Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
На X- и Y-хромосомах человека существуют псевдоаутосомные участки, которые содержат аллели одного гена, и между ними может происходить кроссинговер. Один из таких генов вызывает аномалии в развитии кисти.
Аллель гена образования перепонок между пальцами (перепончатые пальцы) наследуется голандрически (наследование по гетерогаметному полу). Женщина с нормальным развитием кисти и нормальными пальцами вышла замуж за мужчину с аномалией развития кисти и перепончатыми пальцами, гомозиготная мать которого не имела аномалии в развитии кисти. Родившаяся в этом браке дочь с аномалией развития кисти вышла замуж за мужчину без названных аномалий. Определите генотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства. Возможно ли рождение в первом браке ребёнка с нормальным развитием кисти и перепонками между пальцами? Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.