Вариант № 6357454

Демонстрационная версия ЕГЭ—2025 по биологии

В де­мон­стра­ци­он­ном ва­ри­ан­те пред­став­ле­ны кон­крет­ные при­ме­ры за­да­ний, не ис­чер­пы­ва­ю­щие всего мно­го­об­ра­зия воз­мож­ных фор­му­ли­ро­вок за­да­ний на каж­дой по­зи­ции ва­ри­ан­та эк­за­ме­на­ци­он­ной ра­бо­ты.

В де­мон­стра­ци­он­ном ва­ри­ан­те пред­став­ле­но по не­сколь­ко при­ме­ров за­да­ний на не­ко­то­рых по­зи­ци­ях эк­за­ме­на­ци­он­ной ра­бо­ты. В ре­аль­ных ва­ри­ан­тах эк­за­ме­на­ци­он­ной ра­бо­ты на каж­дой по­зи­ции будет пред­ло­же­но толь­ко одно за­да­ние.


Версия для печати и копирования в MS Word
Время
Прошло 0:00:00
Осталось 3:55:00
1

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «При­зна­ки живых си­стем». За­пи­ши­те в от­ве­те про­пу­щен­ный тер­мин, обо­зна­чен­ный в таб­ли­це во­про­си­тель­ным зна­ком.

 

При­зна­ки живых си­стемПри­ме­ры
Раз­мно­же­ниеУве­ли­че­ние ко­ли­че­ства рас­те­ний кар­то­фе­ля за счёт клуб­ней
?По­яв­ле­ние рогов у взрос­ло­го самца оленя

Ответ:

2

Ис­пы­ту­е­мый про­бе­жал 3 ки­ло­мет­ра в быст­ром темпе. Как после этого из­ме­ни­лись объём крови в со­су­дах ске­лет­ных мышц и объём крови в со­су­дах сте­нок же­луд­ка ис­пы­ту­е­мо­го?

Для каж­дой ве­ли­чи­ны опре­де­ли­те со­от­вет­ству­ю­щий ха­рак­тер её из­ме­не­ния.

 

1.  Уве­ли­чи­лось.

2.  Умень­ши­лось.

3.  Не из­ме­ни­лось.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры для каж­дой ве­ли­чи­ны. Цифры в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

Объём крови в со­су­дах ске­лет­ных мышцОбъём крови в со­су­дах сте­нок же­луд­ка

Ответ:

3

На мат­рич­ной цепи не­ко­то­рой мо­ле­ку­лы ДНК на долю нук­лео­ти­дов с аде­ни­ном при­хо­дит­ся 21%. Опре­де­ли­те долю нук­лео­ти­дов с ура­ци­лом на цепи мо­ле­ку­лы иРНК, ко­то­рая была син­те­зи­ро­ва­на с дан­ной ДНК. В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко со­от­вет­ству­ю­щее число.

ИЛИ

В три­п­ло­ид­ной клет­ке эн­до­спер­ма при­род­ной по­сев­ной ржи со­дер­жит­ся 21 хро­мо­со­ма. Сколь­ко хро­мо­сом со­дер­жит клет­ка её листа? В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко ко­ли­че­ство хро­мо­сом.


Ответ:

4
Тип 4 № 65775
i

Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность (%) рож­де­ния осо­бей с про­ме­жу­точ­ным фе­но­ти­пом в мо­но­ги­брид­ном скре­щи­ва­нии ге­те­ро­зи­гот­ных ро­ди­те­лей при не­пол­ном до­ми­ни­ро­ва­нии при­зна­ка? Ответ за­пи­ши­те в виде числа.


Ответ:

5
Тип 5 № 65776
i
Развернуть

Каким но­ме­ром на ри­сун­ке обо­зна­чен ап­па­рат Голь­д­жи?


Ответ:

6
Тип 6 № 65777
i
Развернуть

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и струк­ту­ра­ми, обо­зна­чен­ны­ми на ри­сун­ке выше циф­ра­ми 1, 2: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  со­дер­жит мо­ле­ку­лы РНК

Б)  об­ра­зо­ва­на бел­ком ту­бу­ли­ном

В)  со­сто­ит из мик­ро­тру­бо­чек и цен­тро­сфе­ры

Г)  син­те­зи­ру­ет по­ли­пеп­ти­ды

Д)  при ми­то­зе фор­ми­ру­ет ве­ре­те­но де­ле­ния

Е)  ор­га­ни­зу­ет ци­тос­ке­лет

СТРУК­ТУ­РЫ

1)  1

2)  2

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

7

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Какие из при­ведённых по­ня­тий от­но­сят к изоб­ражённой на ри­сун­ке струк­ту­ре?

 

1.  Во­до­род­ные связи.

2.  Пеп­тид­ные связи.

3.  Нук­лео­ти­ды.

4.  Ами­но­кис­ло­ты.

5.  Ком­пле­мен­тар­ность.

6.  Ди­суль­фид­ные мо­сти­ки.

ИЛИ

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже при­чин вы­зы­ва­ют ком­би­на­тив­ную из­мен­чи­вость?

 

1)  ре­ком­би­на­ция генов в ре­зуль­та­те крос­син­го­ве­ра

2)  из­ме­не­ние по­сле­до­ва­тель­но­сти нук­лео­ти­дов в пре­де­лах гена

3)  слу­чай­ное со­че­та­ние гамет при опло­до­тво­ре­нии

4)  не­за­ви­си­мое рас­хож­де­ние го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом в мей­о­зе

5)  пе­ре­нос участ­ка хро­мо­со­мы на не­го­мо­ло­гич­ную хро­мо­со­му

6)  по­те­ря участ­ка хро­мо­со­мы


Ответ:

8
Тип 8 № 65779
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность дей­ствий се­лек­ци­о­не­ра, ис­поль­зу­ю­ще­го ин­ди­ви­ду­аль­ный отбор для по­лу­че­ния сорта устой­чи­вой к по­ле­га­нию пше­ни­цы. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1)  са­мо­опы­ле­ние рас­те­ний

2)  уве­ли­че­ние пло­ща­дей, за­ня­тых под посев опыт­ным сор­том

3)  ис­пы­та­ние го­мо­зи­гот­но­го потом­ства на уро­жай­ность и устой­чи­вость к по­ле­га­нию

4)  отбор рас­те­ний с нуж­ным при­зна­ком

5)  по­лу­че­ние го­мо­зи­гот­но­го потом­ства


Ответ:

9
Тип 9 № 65780
i
Развернуть

Каким но­ме­ром на ри­сун­ке обо­зна­че­на ста­дия жиз­нен­но­го цикла па­ра­зи­та, на ко­то­рой он по­па­да­ет в окон­ча­тель­но­го хо­зя­и­на?


Ответ:

10
Развернуть

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ста­ди­я­ми жиз­нен­но­го цикла па­ра­зи­та, обо­зна­чен­ны­ми на ри­сун­ке выше циф­ра­ми 1, 2, 3: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  За­ра­же­ние про­ме­жу­точ­но­го хо­зя­и­на

Б)  Ли­чи­ноч­ная ста­дия

В)  Опло­до­творённая яй­це­клет­ка (яйцо)

Г)  Раз­ви­ва­ет­ся в пе­че­ни ос­нов­но­го хо­зя­и­на

Д)  Ак­тив­но пла­ва­ет в воде

Е)  Имеет гер­ма­фро­дит­ную по­ло­вую си­сте­му

СТА­ДИИ ЖИЗ­НЕН­НО­ГО

ЦИКЛА ПА­РА­ЗИ­ТА

1)  1

2)  2

3)  3

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

11

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Если в про­цес­се эво­лю­ции у рас­те­ния сфор­ми­ро­вал­ся цве­ток, изоб­ражённый на ри­сун­ке, то для этого рас­те­ния ха­рак­тер­ны:

 

1)  на­ли­чие одной се­мя­до­ля в за­ро­ды­ше се­ме­ни;

2)  на­ли­чие спо­ро­го­на на кон­цах по­бе­гов;

3)  внеш­нее опло­до­тво­ре­ние;

4)  моч­ко­ва­тая кор­не­вая си­сте­ма;

5)  сет­ча­тое жил­ко­ва­ние ли­стьев;

6)  от­сут­ствие кам­бия в стеб­ле.

ИЛИ

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Какие утвер­жде­ния о кор­нях и кор­не­вых си­сте­мах рас­те­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми?

 

1)  Ткани корня на­чи­на­ют диф­фе­рен­ци­ро­вать­ся в зоне де­ле­ния.

2)  От стеб­ля могут от­хо­дить корни, на­зы­ва­е­мые бо­ко­вы­ми.

3)  Корни не нуж­да­ют­ся в по­ступ­ле­нии кис­ло­ро­да извне.

4)  Для боль­шин­ства дву­доль­ных рас­те­ний ха­рак­тер­на стерж­не­вая кор­не­вая си­сте­ма.

5)  Ча­стью кор­не­пло­да яв­ля­ет­ся ви­до­из­мен­ный ко­рень.

6)  Кор­не­вые во­лос­ки  — это вы­ро­сты кле­ток по­кров­ной ткани корня.


Ответ:

12
Тип 12 № 65783
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность си­сте­ма­ти­че­ских групп ор­га­низ­мов, на­чи­ная с са­мо­го вы­со­ко­го ранга. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1)  По­кры­то­се­мен­ные

2)  Дву­доль­ные

3)  Выс­шие рас­те­ния (эм­брио­фи­ты)

4)  Маль­во­вые

5)  Кола бле­стя­щая

6)  Кола


Ответ:

13
Развернуть

Каким но­ме­ром на ри­сун­ке обо­зна­че­на почка че­ло­ве­ка?


Ответ:

14
Развернуть

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и кру­га­ми кро­во­об­ра­ще­ния у че­ло­ве­ка, обо­зна­чен­ны­ми на ри­сун­ке выше циф­ра­ми 1, 2: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  По ар­те­ри­ям течёт ве­ноз­ная кровь

Б)  Круг за­кан­чи­ва­ет­ся в левом пред­сер­дии

В)  Ар­те­ри­аль­ная кровь в ка­пил­ля­рах пре­вра­ща­ет­ся в ве­ноз­ную

Г)  Круг на­чи­на­ет­ся в левом же­лу­доч­ке

Д)  Кровь по­сту­па­ет к ор­га­нам брюш­ной по­ло­сти

Е)  Кровь на­сы­ща­ет­ся кис­ло­ро­дом

КРУГИ КРО­ВО­ОБ­РА­ЩЕ­НИЯ

1)  1

2)  2

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

15

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Какие при­зна­ки ха­рак­тер­ны для ткани, пред­став­лен­ной на ри­сун­ке?

 

1.  Участ­ву­ет в об­ра­зо­ва­нии сте­нок кро­ве­нос­ных со­су­дов.

2.  Обес­пе­чи­ва­ет пе­ре­ме­ще­ние тела в про­стран­стве.

3.  Со­сто­ит из ве­ре­те­но­вид­ных кле­ток.

4.  Об­ра­зо­ва­на од­но­ядер­ны­ми клет­ка­ми.

5.  Об­ла­да­ет воз­бу­ди­мо­стью и со­кра­ти­мо­стью.

6.  Управ­ля­ет­ся со­ма­ти­че­ским от­де­лом нерв­ной си­сте­мы.

ИЛИ

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Ка­ко­ва роль пе­че­ни в ор­га­низ­ме взрос­ло­го че­ло­ве­ка?

 

1)  вы­ра­ба­ты­ва­ет желчь

2)  вы­пол­ня­ет ба­рьер­ную функ­цию

3)  обес­пе­чи­ва­ет син­тез гор­мо­на роста (со­ма­то­тро­пи­на)

4)  вы­ра­ба­ты­ва­ет пи­ще­ва­ри­тель­ные фер­мен­ты

5)  син­те­зи­ру­ет гли­ко­ген

6)  об­ра­зу­ет лей­ко­ци­ты


Ответ:

16
Тип 16 № 65787
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность пе­ре­да­чи зву­ко­во­го сиг­на­ла в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1)  слу­хо­вая зона коры боль­ших по­лу­ша­рий

2)  жид­кость в улит­ке

3)  мем­бра­на оваль­но­го окна

4)  во­лос­ко­вые клет­ки

5)  слу­хо­вые ко­сточ­ки

6)  пред­двер­но-улит­ко­вый нерв


Ответ:

17
Тип 17 № 65788
i

Про­чи­тай­те текст. Вы­бе­ри­те три пред­ло­же­ния, в ко­то­рых даны опи­са­ния и при­ме­ры ру­ди­мен­тов. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

(1)В про­цес­се эво­лю­ции мно­гие ор­га­ны те­ря­ют свою функ­цию и по­это­му по­сте­пен­но упро­ща­ют­ся в своём стро­е­нии и умень­ша­ют­ся в раз­ме­рах. (2)В ре­зуль­та­те воз­ник­но­ве­ния ге­не­ти­че­ских ано­ма­лий в фе­но­ти­пе могут про­явить­ся те при­зна­ки, ко­то­рые не­свой­ствен­ны для вида. (3)У при­ми­тив­ных змей, на­при­мер пи­то­нов, со­хра­ня­ют­ся остат­ки пояса брюш­ных ко­неч­но­стей. (4)У не­ко­то­рых людей воз­ни­ка­ет мно­го­сос­ко­вость  — яв­ле­ние, при ко­то­ром по­яв­ля­ет­ся не­сколь­ко пар сос­ков на теле. (5)При му­та­ции в ге­но­ме, у ку­ри­цы могут за­кла­ды­вать­ся за­чат­ки зубов. (6)Остат­ки не­сколь­ких паль­цев в ко­неч­но­стях у ло­ша­дей сви­де­тель­ству­ют о про­ис­хож­де­нии жи­вот­ных от пред­ков с мно­го­па­лы­ми ко­неч­но­стя­ми.


Ответ:

18
Тип 18 № 65789
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных про­цес­сов от­но­сят­ся к гло­баль­но­му кру­го­во­ро­ту уг­ле­ро­да?

 

1)  ис­поль­зо­ва­ние кар­бо­на­та каль­ция ко­рал­ла­ми для по­стро­е­ния ске­ле­та

2)  по­треб­ле­ние нит­ра­тов рас­те­ни­я­ми и мик­ро­ор­га­низ­ма­ми

3)  фик­са­ция ат­мо­сфер­но­го азота клу­бень­ко­вы­ми бак­те­ри­я­ми

4)  про­те­ка­ние ре­ак­ций тем­но­вой фазы фо­то­син­те­за

5)  вы­де­ле­ние ам­ми­а­ка при раз­ло­же­нии бел­ков

6)  спир­то­вое бро­же­ние у мик­ро­ор­га­низ­мов


Ответ:

19
Тип 19 № 65790
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и фор­ма­ми эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­МЕ­РЫ

А)  глаза каль­ма­ра и дель­фи­на

Б)  ко­неч­но­сти ло­ша­ди и ласты кита

В)  раз­ви­тая эхо­ло­ка­ция у ле­ту­чих мышей и китов

Г)  ко­неч­но­сти крота и на­се­ко­мо­го мед­вед­ки

Д)  формы клюва у раз­ных видов га­ла­па­гос­ских вьюр­ков

Е)  форма тела кита и акулы

ФОРМЫ ЭВО­ЛЮ­ЦИ­ОН­НО­ГО ПРО­ЦЕС­СА

1)  ди­вер­ген­ция

2)  кон­вер­ген­ция

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

20
Тип 20 № 65791
i

Рас­смот­ри­те ри­су­нок, ил­лю­стри­ру­ю­щий от­но­ше­ние «хищ­ник–жерт­ва». За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя эле­мен­ты, при­ведённые в спис­ке. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­вой, вы­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из пред­ло­жен­но­го спис­ка.

Фак­тор эво­лю­цииХа­рак­те­ри­сти­каРе­зуль­тат
_______________ (А)____________ (Б)_______________ (В)

 

Спи­сок эле­мен­тов

1.  Изо­ля­ция.

2.  Дрейф генов (по­пу­ля­ци­он­ные волны).

3.  Из­ме­не­ние ча­стот аллей в по­пу­ля­ции.

4.  Пре­кра­ще­ние об­ме­на ге­не­ти­че­ской ин­фор­ма­ции между по­пу­ля­ци­я­ми.

5.  Вы­ми­ра­ние вида.

6.  Пе­ре­нос генов из одной по­пу­ля­ции в дру­гую.

7.  Му­та­ци­он­ный про­цесс.

8.  За­ко­но­мер­ные ко­ле­ба­ния чис­лен­но­сти по­пу­ля­ции под вли­я­ни­ем усло­вий среды.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВ

ИЛИ

Про­ана­ли­зи­руй­те таб­ли­цу «Виды есте­ствен­но­го от­бо­ра». За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя эле­мен­ты, при­ведённые в спис­ке. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­вой, вы­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из пред­ло­жен­но­го спис­ка.

 

Вид от­бо­раХа­рак­те­ри­сти­каПри­мер
____________ (А)Дав­ле­нию под­вер­га­ют­ся

особи со сред­ним

зна­че­ни­ем при­зна­ка

Об­ра­зо­ва­ние двух рас

по­грем­ка с раз­ны­ми

сро­ка­ми цве­те­ния

на се­но­кос­ных лугах

Дви­жу­щий____________ (Б)По­сте­пен­ное уве­ли­че­ние

длины шеи у жи­ра­фов

в ряду по­ко­ле­ний

Ста­би­ли­зи­ру­ю­щийДав­ле­нию под­вер­га­ют­ся

особи с про­яв­ле­ни­ем

при­зна­ка,

от­кло­ня­ю­щим­ся

от сред­не­го зна­че­ния

____________ (В)

 

 

Спи­сок эле­мен­тов

1.  По­яв­ле­ние белой крысы в по­пу­ля­ции серых крыс.

2.  Фор­ми­ро­ва­ние раз­лич­ных форм клюва у га­ла­па­гос­ских вьюр­ков.

3.  Со­хра­не­ние сред­не­го раз­ме­ра ушной ра­ко­ви­ны у зай­цев.

4.  Раз­ры­ва­ю­щий (диз­руп­тив­ный).

5.  Ба­лан­си­ру­ю­щий.

6.  Дав­ле­нию под­вер­га­ют­ся особи с одним из край­них про­яв­ле­ний при­зна­ка.

7.  Дав­ле­нию под­вер­га­ют­ся самые круп­ные особи.

8.  Под наи­боль­шим дав­ле­ни­ем ока­зы­ва­ют­ся особи с самым вы­ра­жен­ным и сред­ним про­яв­ле­ни­ем при­зна­ка.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВ

Ответ:

21

Про­ана­ли­зи­руй­те гра­фик «Вы­жи­ва­е­мость сос­но­во­го ко­ко­но­пря­да в за­ви­си­мо­сти от со­во­куп­но­го вли­я­ния от­но­си­тель­ной влаж­но­сти и тем­пе­ра­ту­ры воз­ду­ха».

Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, ко­то­рые можно сфор­му­ли­ро­вать на ос­но­ва­нии ана­ли­за пред­став­лен­ных дан­ных. За­пи­ши­те в от­ве­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны вы­бран­ные утвер­жде­ния.

 

1)  При тем­пе­ра­ту­ре 10 °С и влаж­но­сти 30% вы­жи­ва­е­мость сос­но­во­го ко­ко­но­пря­да равна 25%.

2)  Сос­но­вый ко­ко­но­пряд спо­со­бен вы­жи­вать при любых зна­че­ни­ях влаж­но­сти и тем­пе­ра­ту­ры.

3)  При тем­пе­ра­тур­ных зна­че­ни­ях от 8 °С до 23 °С вы­жи­ва­е­мость сос­но­во­го ко­ко­но­пря­да ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от влаж­но­сти воз­ду­ха.

4)  При влаж­но­сти воз­ду­ха выше 60% вы­жи­ва­ют почти все ко­ко­но­пря­ды.

5)  Наи­бо­лее бла­го­при­ят­ная для сос­но­во­го ко­ко­но­пря­да среда  — при влаж­но­сти 60% и тем­пе­ра­ту­ре 10 °С.


Ответ:

22
Развернуть

Какая пе­ре­мен­ная в этом экс­пе­ри­мен­те будет за­ви­си­мой (из­ме­ня­ю­щей­ся), а какая  — не­за­ви­си­мой (за­да­ва­е­мой)? Объ­яс­ни­те, как в дан­ном экс­пе­ри­мен­те можно по­ста­вить от­ри­ца­тель­ный кон­троль*. С какой целью не­об­хо­ди­мо такой кон­троль ста­вить?

* От­ри­ца­тель­ный кон­троль  — это экс­пе­ри­мен­таль­ный кон­троль, при ко­то­ром изу­ча­е­мый объ­ект не под­вер­га­ет­ся экс­пе­ри­мен­таль­но­му воз­дей­ствию).

ИЛИ

Какую ну­ле­вую ги­по­те­зу* смог сфор­му­ли­ро­вать ис­сле­до­ва­тель перед по­ста­нов­кой экс­пе­ри­мен­та? Объ­яс­ни­те, по­че­му теп­ли­ца в экс­пе­ри­мен­те долж­на быть стро­го гер­ме­тич­ной. По­че­му ре­зуль­та­ты экс­пе­ри­мен­та могут быть не­до­сто­вер­ны­ми, если из­вест­но, что в теп­ли­це было есте­ствен­ное осве­ще­ние?

* Ну­ле­вая ги­по­те­за  — при­ни­ма­е­мое по умол­ча­нию пред­по­ло­же­ние, что не су­ще­ству­ет связи между двумя на­блю­да­е­мы­ми со­бы­ти­я­ми, фе­но­ме­на­ми.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

23
Развернуть

По­че­му при уве­ли­че­нии кон­цен­тра­ции уг­ле­кис­ло­го газа свыше 0,1% ско­рость фо­то­син­те­за не растёт? Как из­ме­нит­ся ско­рость фо­то­син­те­за, если силь­но сни­зить тем­пе­ра­ту­ру в теп­ли­це? Объ­яс­ни­те, по­че­му про­изойдёт из­ме­не­ние. Какую роль иг­ра­ет уг­ле­кис­лый газ в про­цес­се фо­то­син­те­за?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

24

Опре­де­ли­те расы людей, изоб­ражённых на ри­сун­ках 1, 2, 3. Рас­смот­ри­те ри­су­нок под но­ме­ром 1. На­зо­ви­те три при­зна­ка с раз­ны­ми адап­тив­ны­ми зна­че­ни­я­ми, ко­то­рые сфор­ми­ро­ва­лись у пред­ста­ви­те­лей дан­ной расы в ходе эво­лю­ции. Объ­яс­ни­те зна­че­ние каж­до­го из них.

ИЛИ

На ри­сун­ках изоб­ра­же­ны ске­лет с от­пе­чат­ком пе­рьев и ре­кон­струк­ция ар­хео­пте­рик­са, оби­тав­ше­го 150–147 млн лет назад.

Ис­поль­зуя фраг­мент гео­хро­но­ло­ги­че­ской таб­ли­цы, опре­де­ли­те, в какой эре и каком пе­ри­о­де оби­та­ло это жи­вот­ное. Это жи­вот­ное ино­гда от­но­сят к пти­цам, но оно имело не­ко­то­рые при­зна­ки, не­ха­рак­тер­ные для со­вре­мен­ных птиц. Пе­ре­чис­ли­те те из них, ко­то­рые видны на ри­сун­ках (не менее трёх при­зна­ков). Для ор­га­низ­мов ка­ко­го со­вре­мен­но­го клас­са ха­рак­тер­ны пе­ре­чис­лен­ные при­зна­ки?

Гео­хро­но­ло­ги­че­ская таб­ли­ца

Эры

Пе­ри­о­ды

На­зва­ние
и про­дол­жи­тель­ность,
млн. лет

Воз­раст
(на­ча­ло эры), млн. лет

На­зва­ние
и про­дол­жи­тель­ность,
млн. лет

Кай­но­зой­ская, 6666Чет­вер­тич­ный, 2,58
Нео­ген, 20,45
Па­лео­ген, 43
Ме­зо­зой­ская, 186252Ме­ло­вой, 79
Юр­ский, 56
Три­а­со­вый, 51
Па­лео­зой­ская, 289541Перм­ский, 47
Ка­мен­но­уголь­ный, 60
Де­вон­ский, 60
Си­лу­рий­ский, 25
Ор­до­вик­ский, 41
Кем­брий­ский, 56

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

25
Тип 25 № 65796
i

Если срав­нить серд­ца у ки­то­об­раз­ных и на­зем­ных мле­ко­пи­та­ю­щих, то ока­жет­ся, что у мно­гих китов пра­вый же­лу­до­чек раз­вит су­ще­ствен­но лучше ле­во­го, тогда как у на­зем­ных мле­ко­пи­та­ю­щих левый же­лу­до­чек за­мет­но толще пра­во­го. Как можно объ­яс­нить дан­ную за­ко­но­мер­ность?

При по­гру­же­нии у ки­то­об­раз­ных сни­жа­ет­ся общее по­треб­ле­ние кис­ло­ро­да за счёт умень­ше­ния кро­во­снаб­же­ния ске­лет­ных мышц. Как при этом из­ме­ня­ет­ся ча­сто­та сер­деч­ных со­кра­ще­ний? За счёт каких адап­та­ций и про­цес­сов в ске­лет­ной му­ску­ла­ту­ре про­дол­жа­ет вы­ра­ба­ты­вать­ся АТФ во время по­гру­же­ния?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

26
Тип 26 № 65797
i

В со­вре­мен­ной био­ло­гии су­ще­ству­ет кон­цеп­ция ган­ди­ка­па, со­глас­но ко­то­рой вред­ные для вы­жи­ва­ния при­зна­ки, на­при­мер длин­ный хвост у пав­ли­на, могут де­мон­стри­ро­вать ка­че­ство ге­но­ма самца. Бла­го­да­ря какой форме есте­ствен­но­го от­бо­ра воз­мож­но со­хра­не­ние дан­но­го при­зна­ка? По­че­му дан­ный при­знак со­хра­ня­ет­ся у пав­ли­на? Как свя­за­но на­ли­чие длин­но­го хво­ста с ка­че­ством ге­но­ти­па самца?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

27
Развернуть

Из­вест­но, что ком­пле­мен­тар­ные цепи нук­ле­и­но­вых кис­лот ан­ти­па­рал­лель­ны (концу в одной цепи со­от­вет­ству­ет 3ʹ- конец дру­гой цепи). Син­тез нук­ле­и­но­вых кис­лот на­чи­на­ет­ся с 5ʹ- конца. Ри­бо­со­ма дви­жет­ся по иРНК

в на­прав­ле­нии от 5ʹ- к 3ʹ- концу. Все виды РНК син­те­зи­ру­ют­ся на ДНК- мат­ри­це. Фраг­мент мо­ле­ку­лы ДНК, на ко­то­рой син­те­зи­ру­ет­ся уча­сток цен­траль­ной петли тРНК, имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов (ниж­няя цепь  — мат­рич­ная):

5’-ЦГА­АГГ­Т­ГА­ЦА­АТГТ-3’

3’-ГЦТТЦ­ЦАЦТГ­Т­ТА­ЦА-5’.

Уста­но­ви­те нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность участ­ка тРНК, ко­то­рый син­те­зи­ру­ет­ся на дан­ном фраг­мен­те и опре­де­ли­те ами­но­кис­ло­ту, ко­то­рую будет пе­ре­но­сить эта тРНК в про­цес­се био­син­те­за белка, если тре­тий три­плет с 5ʹ конца со­от­вет­ству­ет ан­ти­ко­до­ну тРНК. Ответ по­яс­ни­те. Для ре­ше­ния за­да­ния ис­поль­зуй­те таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода. При на­пи­са­нии нук­ле­и­но­вых кис­лот ука­зы­вай­те на­прав­ле­ние цепи.

ИЛИ

Для со­ма­ти­че­ской клет­ки жи­вот­но­го ха­рак­те­рен ди­пло­ид­ный набор хро­мо­сом. Опре­де­ли­те хро­мо­сом­ный набор (n) и число мо­ле­кул ДНК (с) в клет­ке при га­ме­то­ге­не­зе в ме­та­фа­зе II мей­о­за и ана­фа­зе II мей­о­за. Объ­яс­ни­те по­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты.

ИЛИ

В по­пу­ля­ции рас­те­ний ноч­ной кра­са­ви­цы (Mirabilis jalapa) из 150 осо­бей 6 рас­те­ний имеют ярко-⁠крас­ную окрас­ку вен­чи­ка. Рас­счи­тай­те ча­сто­ты ал­ле­лей крас­ной и белой окрас­ки в по­пу­ля­ции, а также ча­сто­ты всех воз­мож­ных ге­но­ти­пов, если из­вест­но, что по­пу­ля­ция на­хо­дит­ся в рав­но­ве­сии Харди-⁠Вайн­бер­га. Ответ по­яс­ни­те.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

28

На X- и Y-хро­мо­со­мах че­ло­ве­ка су­ще­ству­ют псев­до­ау­то­сом­ные участ­ки, ко­то­рые со­дер­жат ал­ле­ли од­но­го гена, и между ними может про­ис­хо­дить крос­син­го­вер. Один из таких генов вы­зы­ва­ет ано­ма­лии в раз­ви­тии кисти.

Ал­лель гена об­ра­зо­ва­ния пе­ре­по­нок между паль­ца­ми (пе­ре­пон­ча­тые паль­цы) на­сле­ду­ет­ся го­ланд­ри­че­ски (на­сле­до­ва­ние по ге­те­ро­га­мет­но­му полу). Жен­щи­на с нор­маль­ным раз­ви­ти­ем кисти и нор­маль­ны­ми паль­ца­ми вышла замуж за муж­чи­ну с ано­ма­ли­ей раз­ви­тия кисти и пе­ре­пон­ча­ты­ми паль­ца­ми, го­мо­зи­гот­ная мать ко­то­ро­го не имела ано­ма­лии в раз­ви­тии кисти. Ро­див­ша­я­ся в этом браке дочь с ано­ма­ли­ей раз­ви­тия кисти вышла замуж за муж­чи­ну без на­зван­ных ано­ма­лий. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и ге­но­ти­пы, фе­но­ти­пы, пол воз­мож­но­го потом­ства. Воз­мож­но ли рож­де­ние в пер­вом браке ребёнка с нор­маль­ным раз­ви­ти­ем кисти и пе­ре­пон­ка­ми между паль­ца­ми? Ответ по­яс­ни­те.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.