ЕГЭ по биологии 11.06.2024. Основная волна. Разные задачи
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и процесса мидыхания, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) в результате процесса АТФ не образуется
Б) происходит распад молекулы глюкозы с образованием двух молекул АТФ
В) происходит восстановление пировиноградной кислоты до молочной
Г) происходит транспорт электронов на мембране
Д) процесс протекает в митохондриях
Е) конечным продуктом является пировиноградная кислота
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие утверждения по побеге являются верными:
1) почка — это зачаточный побег
2) побег состоит из стебля, листьев, почек
3) от стебля могут отходить боковые корни
4) при наличии двух листьев в узле стебля листорасположение называют мутовчатым
5) клубеньки и корнеплод — видоизмененные побеги
6) сложными называют листья с несколькими листовыми пластинками
Ответ:
Каким номером на рисунке обозначен орган опорно-двигательной системы?
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и видами нейронов, обозначенными на рисунке цифрами 1, 2, : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) передача нервных импульсов от рецепторов в спинной мозг
Б) передача нервных импульсов от ЦНС к исполнительному органу
В) находится в пределах периферической нервной системы
Г) аксоны расположены в переднем корешке спинного мозга
Д) образует задние корешки спинного мозга
Е) формируют нервные узлы, расположенные вблизи спинного мозга
1) 1
2) 2
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите последовательно процессов обмена белков в организме. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) перемещение аминокислот с током крови
2) соединение аминокислот с молекулами тРНК
3) всасывание аминокислот в ворсинки кишечника
4) образование собственных белков
5) расщепление до полипептидов в желудке
6) обработка трипсином
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Цифры укажите в порядке возрастания. Какие адаптации характерны для внутриорганизменных обитателей?
1) наличие органов движения
2) наличие множества выростов на теле
3) развитие нервной системы и органов чувств
4) образование мощных защитных покровов
5) формирование различных прикрепительных органов
6) редукция пищеварительной системы
Ответ:
Установите соответствие между адаптациями и группами растений, которым свойственны эти адаптации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) сильно ветвящиеся побеги
Б) относительно небольшое количество пигментов (хлорофилла) в листьях
В) мелкие листья
Г) крупные тонкие листья
Д) листья с меньшим количеством устьиц
Е) листья расположены горизонтально
1) светолюбивые
2) тенелюбивые
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и факторами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) выживание приспособленных к химикатам рыб в озере
Б) явление индустриального меланизма у бабочек
В) случайное выживание насекомых в период зимовки
Г) массовое вымирание из-за катаклизма
Д) распространение серповидно-клеточной анемии в районах с повышенной встречаемостью малярии
Е) эффект основателя
1) дрейф генов
2) естественный отбор
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите соответствие между группами организмов и трофическими уровнями, к которым они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) хемоавтотрофные бактерии
Б) красные водоросли
В) грибы-паразиты растений
Г) зерноядные животные
Д) консументы II порядка
Е) плотоядные животные
УРОВНИ
1) первый
2) второй
3) третий
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Рассмотрите рисунок и укажите, к какой функциональной группе в экосистеме относят изображённый организм. Укажите трофический уровень, который он занимает в природе, и его возможный характер питания. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
| Функциональная группа в экосистеме | Трофический уровень | Характер питания |
|---|---|---|
| _______________ (А) | ____________ (Б) | _______________ (В) |
Список элементов
1. Консумент II порядка.
2. Плотоядное.
3. Первый.
4. Консумент I порядка.
5. Третий.
6. Паразитизм.
7. Травоядное.
8. Второй.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В |
Ответ:
Какую нулевую гипотезу можно сформулировать? Объясните, почему необходимо использовать растворы с одинаковой концентрацией коллагеназы? Почему результаты могут быть недостоверными, если известно, что исследуемые пробирки не закрывались?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Рассмотрите рисунки А-В, на которых стрелками обозначены растительные ткани, различающиеся своим местоположением, но относящиеся к одной группе. Назовите эту группу тканей. Назовите три особенности строения клеток этой группы тканей и особенность их жизнедеятельности. Что именно обеспечивает ткань, обозначенная стрелкой на рисунке Б?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие расы обозначены под цифрами 1, 2, 3? Какие адаптации возникли у расы под цифрой 1 в результате эволюции? Укажите три признака, раскройте их адаптивное значение.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой буквой на рисунке обозначен безусловный слюноотделительный рефлекс собаки при отсутствии безразличного раздражителя? Где расположен рефлекторный центр безусловного слюноотделительного рефлекса? В чем различие между безусловным рефлексом и инстинктом? Используя рисунок перечислите по порядку элементы рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Соотношение сухого веса различных частей растений используется экологами для описания жизненной стратегии растения. На графике представлен сухой вес растения-однолетника с мая по август. В какой месяц растение наиболее активно фотосинтезировало? Ответ поясните. Какую долю составляют генеративные органы от общей массы у растения к концу августа? Предположите, как соотносится эта доля с аналогичной величиной у древесных растений. Ответ поясните. При ответе считайте, что общая масса растения с июня по август почти не изменилась.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Известно, что двоякодышащие рыбы способны дышать как атмосферным воздухом, так и кислородом, растворенным в воде. При этом различные двоякодышащие рыбы могут населять реки и стоячие водоёмы. Предположите, какие из перечисленных двоякодышащих рыб: рогозуб (Neoceratodus), протоптер (Protopterus), чешуйчатник (Lepidosiren) — обитают в стоячих тёплых водоёмах. Ответ поясните. Как при этом они получают кислород? Известно, что при переходе на легочное дыхание у двоякодышащих рыб кислородная емкость крови (количество кислорода, переносимое единицей объема крови) может возрастать на 50%. Укажите два физиологических изменения в крови, которые приводят к повышению кислородной емкости.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Известно, что соотношение толщины мозгового вещества почки к корковому может сильно варьировать у разных животных. У каких грызунов — пустынных или равнинных — отмечается большее соотношение мозгового вещества к корковому и более концентрированная моча? Объясните наблюдаемую закономерность с позиции строения нефронов. Предположите, каково соотношение толщины мозгового вещества почки к корковому у бобров по сравнению с другими грызунами умеренных широт. Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Нормальное артериальное давление в сонных артериях у человека составляет 120 мм. рт. ст. в фазе систолы и 80 мм. рт. ст. в фазе диастолы. Однако в сонных артериях у жирафа артериальное давление в норме 220/180. Почему у жирафов в сонных артериях наблюдается такое высокое артериальное давление? Известно, что у жирафов в конечностях соединительная ткань вокруг капилляров имеет большую плотность, чем у человека. Укажите причину, по которой у людей при длительном патологически повышенном артериальном давлении может возникать отечность нижних конечностей.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В современной биологии существует концепция гандикапа, согласно которой вредные для выживания признаки, например длинный хвост у павлина, могут демонстрировать качество генома самца. Благодаря какой форме естественного отбора возможно сохранение данного признака? Почему данный признак сохраняется у павлина? Как связано наличие длинного хвоста с качеством генотипа самца?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Между островами в Океании можно провести линию Уоллеса. Со стороны Азии от линии можно обнаружить слонов и приматов, а со стороны австралии — сумчатых и первозверей. Различается и флора островов. Почему можно наблюдать такую закономерность в распределении флоры и фауны? Какая геологическая теория лежит в ее основе? Для каких животных данная закономерность почти не наблюдается?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Сумчатые животные сегодня распространены в Южной Америке и Австралии. Предположите, где обитали наиболее древние предки современных сумчатых. Объясните, почему можно наблюдать биогеографическую закономерность в расселении сумчатых. Какая геологическая теория лежит в ее основе?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Группа крови определяется по системе АВО тремя аллелями (IA, IB, i0). На рисунке представлена частота встречаемости аллеля IB на разных континентах. Какой эволюционный фактор обуславливает низкую частоту встречаемости аллеля IB в коренных южноамериканских популяциях? Предложите, какой континент люди заселили ранее — Северную Америку или Южную Америку? Ответ поясните. Какая группа крови преобладает в южноамериканской популяции, если частота аллеля IA там тоже ниже 5%.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В популяциях высокой плоскости, где большое количество особей живет на ограниченной территории, естественный отбор идет более интенсивно. Чем это можно объяснить? Иногда в геноме организмов встречаются вредные мутации, уменьшающие их приспособленность. Где этих вредоносных мутаций будет больше: в геноме африканского лесного слона или в геноме дрожжей? Ответ поясните с точки зрения популяционной структуры вида.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Белок байидин (bindin) — акросомальный белок сперматозоидов морских ежей, который контактирует с рецептором на поверхности яйцеклеток и необходим для последующего высвобождения ферментов акросомы. У двух близких видов морских ежей пурпурного (Scrongylocenirotis рurрuratus) и красного (Strongylocentrotus franciscanus) данные белки различаются на несколько аминокислот. Рецепторы яйцеклеток одного вида морских ежей не могут взаимодействовать с байидином сперматозоидов другого вида. Какой тип изоляции иллюстрирует описанный пример? В чем заключается суть этого типа изоляции? Генноинженерным путем был получен морской ёж, лишённый белка байидина. Смогут ли его сперматозоиды оплодотворить яйцеклетку пурпурного или красного морского ежа? Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие свойства имеют по отдельности каждый из элементов системы: "дыхательный центр, нервное волокно, диафрагма". Используя понятие "эмерджентность*", укажите, какое эмерджентное свойство появляется благодаря совместному взаимодействию всех компонентов этой системы. Какой элемент указанной системы перестает функционировать под действием яда кобры, если известно, что нейротоксины яда блокируют работу нервно-мышечных синапсов. Ответ поясните.
*Эмерджентность — наличие у системы свойств, не присущих ее компонентам по отдельности. Например, рассмотрим систему "топор". Топор состоит из рукояти, удобной для захвата, и "головы" с режущим краем. Эмерджентное свойство топора заключается в способности рубить, но рукоять и голова сами по себе этим свойством не обладают.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В настоящее время численность китообразных животных нарвалов достигает около 170000 особей. Международный союз охраны природы в 2017 г. перевёл нарвалов из группы видов, находящихся под угрозой вымирания, в группу видов, вызывающих наименьшие опасения. Однако, как показало геномное исследование, нарвалы на удивление генетически однородны для такой большой по численности популяции. Каким образом могла сформироваться такая генетическая однородность? Чем может быть опасен для вида низкий уровень генетического разнообразия? Можно ли утверждать, что в настоящее время нарвалы находятся в состоянии биологического регресса. Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Известно, что недостаточная активность ферментов пируватдегидрогеназного (ПДГ) комплекса, катализирующего превращение пирувата в ацетил-КоА, а также ферментов цитратного цикла и ферментов синтеза глюкозы из лактата может приводить к ацидозу (уменьшению значения pH плазмы крови). Почему? Назовите два пути использования лактата в клетке, полагаясь на условие задания. Установлено, что вследствие ацидоза ухудшается активность ферментов. Объясните этот факт.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
На графике показано поглощение света молекулами хлорофилла в листе традесканции. В каком процессе в растениях принимает участие свет? Почему при освещении растения в течение недели зеленым светодиодом растение постепенно погибает, а при освещении красным или синим диодами растение продолжает нормально расти? Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.