Вариант № 6312359

ЕГЭ по биологии 11.06.2024. Основная волна. Разные задачи

При вы­пол­не­нии за­да­ний с крат­ким от­ве­том впи­ши­те в поле для от­ве­та цифру, ко­то­рая со­от­вет­ству­ет но­ме­ру пра­виль­но­го от­ве­та, или число, слово, по­сле­до­ва­тель­ность букв (слов) или цифр. Ответ сле­ду­ет за­пи­сы­вать без про­бе­лов и каких-либо до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов. Дроб­ную часть от­де­ляй­те от целой де­ся­тич­ной за­пя­той. Еди­ни­цы из­ме­ре­ний пи­сать не нужно.


Если ва­ри­ант задан учи­те­лем, вы мо­же­те впи­сать или за­гру­зить в си­сте­му от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Учи­тель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния за­да­ний с крат­ким от­ве­том и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей ста­ти­сти­ке.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип 5 № 65490
i
Развернуть

Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на глю­ко­за?


Ответ:

2
Тип 6 № 65491
i
Развернуть

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и про­цес­са ми­ды­ха­ния, обо­зна­чен­ны­ми на ри­сун­ке циф­ра­ми 1, 2, : к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

А)  в ре­зуль­та­те про­цес­са АТФ не об­ра­зу­ет­ся

Б)  про­ис­хо­дит рас­пад мо­ле­ку­лы глю­ко­зы с об­ра­зо­ва­ни­ем двух мо­ле­кул АТФ

В)  про­ис­хо­дит вос­ста­нов­ле­ние пи­ро­ви­но­град­ной кис­ло­ты до мо­лоч­ной

Г)  про­ис­хо­дит транс­порт элек­тро­нов на мем­бра­не

Д)  про­цесс про­те­ка­ет в ми­то­хон­дри­ях

Е)  ко­неч­ным про­дук­том яв­ля­ет­ся пи­ро­ви­но­град­ная кис­ло­та

ПРО­ЦЕС­СЫ

1)  1

2)  2

3)  3

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

3

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Какие утвер­жде­ния по по­бе­ге яв­ля­ют­ся вер­ны­ми:

 

1)  почка  — это за­ча­точ­ный побег

2)  побег со­сто­ит из стеб­ля, ли­стьев, почек

3)  от стеб­ля могут от­хо­дить бо­ко­вые корни

4)  при на­ли­чии двух ли­стьев в узле стеб­ля ли­сто­рас­по­ло­же­ние на­зы­ва­ют му­тов­ча­тым

5)  клу­бень­ки и кор­не­плод  — ви­до­из­ме­нен­ные по­бе­ги

6)  слож­ны­ми на­зы­ва­ют ли­стья с не­сколь­ки­ми ли­сто­вы­ми пла­стин­ка­ми


Ответ:

4
Развернуть

Каким но­ме­ром на ри­сун­ке обо­зна­чен орган опор­но-дви­га­тель­ной си­сте­мы?


Ответ:

5
Развернуть

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ви­да­ми ней­ро­нов, обо­зна­чен­ны­ми на ри­сун­ке циф­ра­ми 1, 2, : к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

А)  пе­ре­да­ча нерв­ных им­пуль­сов от ре­цеп­то­ров в спин­ной мозг

Б)  пе­ре­да­ча нерв­ных им­пуль­сов от ЦНС к ис­пол­ни­тель­но­му ор­га­ну

В)  на­хо­дит­ся в пре­де­лах пе­ри­фе­ри­че­ской нерв­ной си­сте­мы

Г)  ак­со­ны рас­по­ло­же­ны в пе­ред­нем ко­реш­ке спин­но­го мозга

Д)  об­ра­зу­ет зад­ние ко­реш­ки спин­но­го мозга

Е)  фор­ми­ру­ют нерв­ные узлы, рас­по­ло­жен­ные вб­ли­зи спин­но­го мозга

НЕЙ­РО­НЫ

1)  1

2)  2

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

6
Тип 16 № 65483
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­но про­цес­сов об­ме­на бел­ков в ор­га­низ­ме. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1)  пе­ре­ме­ще­ние ами­но­кис­лот с током крови

2)  со­еди­не­ние ами­но­кис­лот с мо­ле­ку­ла­ми тРНК

3)  вса­сы­ва­ние ами­но­кис­лот в вор­син­ки ки­шеч­ни­ка

4)  об­ра­зо­ва­ние соб­ствен­ных бел­ков

5)  рас­щеп­ле­ние до по­ли­пеп­ти­дов в же­луд­ке

6)  об­ра­бот­ка трип­си­ном


Ответ:

7

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния. Какие адап­та­ции ха­рак­тер­ны для внут­ри­ор­га­низ­мен­ных оби­та­те­лей?

 

1)  на­ли­чие ор­га­нов дви­же­ния

2)  на­ли­чие мно­же­ства вы­ро­стов на теле

3)  раз­ви­тие нерв­ной си­сте­мы и ор­га­нов чувств

4)  об­ра­зо­ва­ние мощ­ных за­щит­ных по­кро­вов

5)  фор­ми­ро­ва­ние раз­лич­ных при­кре­пи­тель­ных ор­га­нов

6)  ре­дук­ция пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы


Ответ:

8
Тип 19 № 65482
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между адап­та­ци­я­ми и груп­па­ми рас­те­ний, ко­то­рым свой­ствен­ны эти адап­та­ции: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

АДАП­ТА­ЦИИ

А)  силь­но вет­вя­щи­е­ся по­бе­ги

Б)  от­но­си­тель­но не­боль­шое ко­ли­че­ство пиг­мен­тов (хло­ро­фил­ла) в ли­стьях

В)  мел­кие ли­стья

Г)  круп­ные тон­кие ли­стья

Д)  ли­стья с мень­шим ко­ли­че­ством устьиц

Е)  ли­стья рас­по­ло­же­ны го­ри­зон­таль­но

ГРУП­ПЫ РАС­ТЕ­НИЙ

1)  све­то­лю­би­вые

2)  те­не­лю­би­вые

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

9
Тип 19 № 65488
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и фак­то­ра­ми эво­лю­ции: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

А)  вы­жи­ва­ние при­спо­соб­лен­ных к хи­ми­ка­там рыб в озере

Б)  яв­ле­ние ин­ду­стри­аль­но­го ме­ла­низ­ма у ба­бо­чек

В)  слу­чай­ное вы­жи­ва­ние на­се­ко­мых в пе­ри­од зи­мов­ки

Г)  мас­со­вое вы­ми­ра­ние из-за ка­та­клиз­ма

Д)  рас­про­стра­не­ние сер­по­вид­но-кле­точ­ной ане­мии в рай­о­нах с по­вы­шен­ной встре­ча­е­мо­стью ма­ля­рии

Е)  эф­фект ос­но­ва­те­ля

ФАК­ТО­РЫ ЭВО­ЛЮ­ЦИИ

1)  дрейф генов

2)  есте­ствен­ный отбор

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

10
Тип 19 № 65492
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между груп­па­ми ор­га­низ­мов и тро­фи­че­ски­ми уров­ня­ми, к ко­то­рым они от­но­сят­ся: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ГРУП­ПЫ ОР­ГА­НИЗ­МОВ

А)  хе­мо­ав­то­троф­ные бак­те­рии

Б)  крас­ные во­до­рос­ли

В)  грибы-па­ра­зи­ты рас­те­ний

Г)  зер­но­яд­ные жи­вот­ные

Д)  кон­су­мен­ты II по­ряд­ка

Е)  пло­то­яд­ные жи­вот­ные

ТРО­ФИ­ЧЕ­СКИЕ

УРОВ­НИ

1)  пер­вый

2)  вто­рой

3)  тре­тий

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

11
Тип 20 № 65489
i

Рас­смот­ри­те ри­су­нок и ука­жи­те, к какой функ­ци­о­наль­ной груп­пе в эко­си­сте­ме от­но­сят изоб­ражённый ор­га­низм. Ука­жи­те тро­фи­че­ский уро­вень, ко­то­рый он за­ни­ма­ет в при­ро­де, и его воз­мож­ный ха­рак­тер пи­та­ния. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­вой, вы­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из пред­ло­жен­но­го спис­ка.

 

Функ­ци­о­наль­ная груп­па в эко­си­сте­меТро­фи­че­ский уро­веньХа­рак­тер пи­та­ния
_______________ (А)____________ (Б)_______________ (В)

 

Спи­сок эле­мен­тов

1.  Кон­су­мент II по­ряд­ка.

2.  Пло­то­яд­ное.

3.  Пер­вый.

4.  Кон­су­мент I по­ряд­ка.

5.  Тре­тий.

6.  Па­ра­зи­тизм.

7.  Тра­во­яд­ное.

8.  Вто­рой.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВ

Ответ:

12
Тип 22 № 65465
i
Развернуть

Какую ну­ле­вую ги­по­те­зу можно сфор­му­ли­ро­вать? Объ­яс­ни­те, по­че­му не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать рас­тво­ры с оди­на­ко­вой кон­цен­тра­ци­ей кол­ла­ге­на­зы? По­че­му ре­зуль­та­ты могут быть не­до­сто­вер­ны­ми, если из­вест­но, что ис­сле­ду­е­мые про­бир­ки не за­кры­ва­лись?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

13
Тип 24 № 65467
i

Рас­смот­ри­те ри­сун­ки А-В, на ко­то­рых стрел­ка­ми обо­зна­че­ны рас­ти­тель­ные ткани, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся своим ме­сто­по­ло­же­ни­ем, но от­но­ся­щи­е­ся к одной груп­пе. На­зо­ви­те эту груп­пу тка­ней. На­зо­ви­те три осо­бен­но­сти стро­е­ния кле­ток этой груп­пы тка­ней и осо­бен­ность их жиз­не­де­я­тель­но­сти. Что имен­но обес­пе­чи­ва­ет ткань, обо­зна­чен­ная стрел­кой на ри­сун­ке Б?

А

Б

В


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

14
Тип 24 № 65502
i

Какие расы обо­зна­че­ны под циф­ра­ми 1, 2, 3? Какие адап­та­ции воз­ник­ли у расы под циф­рой 1 в ре­зуль­та­те эво­лю­ции? Ука­жи­те три при­зна­ка, рас­крой­те их адап­тив­ное зна­че­ние.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

15
Тип 24 № 65501
i

Какой бук­вой на ри­сун­ке обо­зна­чен без­услов­ный слю­но­от­де­ли­тель­ный ре­флекс со­ба­ки при от­сут­ствии без­раз­лич­но­го раз­дра­жи­те­ля? Где рас­по­ло­жен ре­флек­тор­ный центр без­услов­но­го слю­но­от­де­ли­тель­но­го ре­флек­са? В чем раз­ли­чие между без­услов­ным ре­флек­сом и ин­стинк­том? Ис­поль­зуя ри­су­нок пе­ре­чис­ли­те по по­ряд­ку эле­мен­ты ре­флек­тор­ной дуги услов­но­го слю­но­от­де­ли­тель­но­го ре­флек­са.

А

Б

В

Г


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

16

Со­от­но­ше­ние су­хо­го веса раз­лич­ных ча­стей рас­те­ний ис­поль­зу­ет­ся эко­ло­га­ми для опи­са­ния жиз­нен­ной стра­те­гии рас­те­ния. На гра­фи­ке пред­став­лен сухой вес рас­те­ния-од­но­лет­ни­ка с мая по ав­густ. В какой месяц рас­те­ние наи­бо­лее ак­тив­но фо­то­син­те­зи­ро­ва­ло? Ответ по­яс­ни­те. Какую долю со­став­ля­ют ге­не­ра­тив­ные ор­га­ны от общей массы у рас­те­ния к концу ав­гу­ста? Пред­по­ло­жи­те, как со­от­но­сит­ся эта доля с ана­ло­гич­ной ве­ли­чи­ной у дре­вес­ных рас­те­ний. Ответ по­яс­ни­те. При от­ве­те счи­тай­те, что общая масса рас­те­ния с июня по ав­густ почти не из­ме­ни­лась.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

17
Тип 25 № 65496
i

Из­вест­но, что дво­я­ко­ды­ша­щие рыбы спо­соб­ны ды­шать как ат­мо­сфер­ным воз­ду­хом, так и кис­ло­ро­дом, рас­тво­рен­ным в воде. При этом раз­лич­ные дво­я­ко­ды­ша­щие рыбы могут на­се­лять реки и сто­я­чие водоёмы. Пред­по­ло­жи­те, какие из пе­ре­чис­лен­ных дво­я­ко­ды­ша­щих рыб: ро­го­зуб (Neoceratodus), про­то­птер (Protopterus), че­шуй­чат­ник (Lepidosiren)  — оби­та­ют в сто­я­чих тёплых водоёмах. Ответ по­яс­ни­те. Как при этом они по­лу­ча­ют кис­ло­род? Из­вест­но, что при пе­ре­хо­де на ле­гоч­ное ды­ха­ние у дво­я­ко­ды­ша­щих рыб кис­ло­род­ная ем­кость крови (ко­ли­че­ство кис­ло­ро­да, пе­ре­но­си­мое еди­ни­цей объ­е­ма крови) может воз­рас­тать на 50%. Ука­жи­те два фи­зио­ло­ги­че­ских из­ме­не­ния в крови, ко­то­рые при­во­дят к по­вы­ше­нию кис­ло­род­ной ем­ко­сти.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

18
Тип 25 № 65503
i

Из­вест­но, что со­от­но­ше­ние тол­щи­ны моз­го­во­го ве­ще­ства почки к кор­ко­во­му может силь­но ва­рьи­ро­вать у раз­ных жи­вот­ных. У каких гры­зу­нов  — пу­стын­ных или рав­нин­ных  — от­ме­ча­ет­ся боль­шее со­от­но­ше­ние моз­го­во­го ве­ще­ства к кор­ко­во­му и более кон­цен­три­ро­ван­ная моча? Объ­яс­ни­те на­блю­да­е­мую за­ко­но­мер­ность с по­зи­ции стро­е­ния нефро­нов. Пред­по­ло­жи­те, ка­ко­во со­от­но­ше­ние тол­щи­ны моз­го­во­го ве­ще­ства почки к кор­ко­во­му у боб­ров по срав­не­нию с дру­ги­ми гры­зу­на­ми уме­рен­ных широт. Ответ по­яс­ни­те.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

19

Нор­маль­ное ар­те­ри­аль­ное дав­ле­ние в сон­ных ар­те­ри­ях у че­ло­ве­ка со­став­ля­ет 120 мм. рт. ст. в фазе си­сто­лы и 80 мм. рт. ст. в фазе диа­сто­лы. Од­на­ко в сон­ных ар­те­ри­ях у жи­ра­фа ар­те­ри­аль­ное дав­ле­ние в норме 220/180. По­че­му у жи­ра­фов в сон­ных ар­те­ри­ях на­блю­да­ет­ся такое вы­со­кое ар­те­ри­аль­ное дав­ле­ние? Из­вест­но, что у жи­ра­фов в ко­неч­но­стях со­еди­ни­тель­ная ткань во­круг ка­пил­ля­ров имеет боль­шую плот­ность, чем у че­ло­ве­ка. Ука­жи­те при­чи­ну, по ко­то­рой у людей при дли­тель­ном па­то­ло­ги­че­ски по­вы­шен­ном ар­те­ри­аль­ном дав­ле­нии может воз­ни­кать отеч­ность ниж­них ко­неч­но­стей.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

20

В со­вре­мен­ной био­ло­гии су­ще­ству­ет кон­цеп­ция ган­ди­ка­па, со­глас­но ко­то­рой вред­ные для вы­жи­ва­ния при­зна­ки, на­при­мер длин­ный хвост у пав­ли­на, могут де­мон­стри­ро­вать ка­че­ство ге­но­ма самца. Бла­го­да­ря какой форме есте­ствен­но­го от­бо­ра воз­мож­но со­хра­не­ние дан­но­го при­зна­ка? По­че­му дан­ный при­знак со­хра­ня­ет­ся у пав­ли­на? Как свя­за­но на­ли­чие длин­но­го хво­ста с ка­че­ством ге­но­ти­па самца?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

21
Тип 26 № 65494
i

Между ост­ро­ва­ми в Оке­а­нии можно про­ве­сти линию Уо­л­ле­са. Со сто­ро­ны Азии от линии можно об­на­ру­жить сло­нов и при­ма­тов, а со сто­ро­ны ав­стра­лии  — сум­ча­тых и пер­воз­ве­рей. Раз­ли­ча­ет­ся и флора ост­ро­вов. По­че­му можно на­блю­дать такую за­ко­но­мер­ность в рас­пре­де­ле­нии флоры и фауны? Какая гео­ло­ги­че­ская тео­рия лежит в ее ос­но­ве? Для каких жи­вот­ных дан­ная за­ко­но­мер­ность почти не на­блю­да­ет­ся?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

22
Тип 26 № 65495
i

Сум­ча­тые жи­вот­ные се­год­ня рас­про­стра­не­ны в Южной Аме­ри­ке и Ав­стра­лии. Пред­по­ло­жи­те, где оби­та­ли наи­бо­лее древ­ние пред­ки со­вре­мен­ных сум­ча­тых. Объ­яс­ни­те, по­че­му можно на­блю­дать био­гео­гра­фи­че­скую за­ко­но­мер­ность в рас­се­ле­нии сум­ча­тых. Какая гео­ло­ги­че­ская тео­рия лежит в ее ос­но­ве?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

23
Тип 26 № 65497
i

Груп­па крови опре­де­ля­ет­ся по си­сте­ме АВО тремя ал­ле­ля­ми (IA, IB, i0). На ри­сун­ке пред­став­ле­на ча­сто­та встре­ча­е­мо­сти ал­ле­ля IB на раз­ных кон­ти­нен­тах. Какой эво­лю­ци­он­ный фак­тор обу­слав­ли­ва­ет низ­кую ча­сто­ту встре­ча­е­мо­сти ал­ле­ля IB в ко­рен­ных юж­но­аме­ри­кан­ских по­пу­ля­ци­ях? Пред­ло­жи­те, какой кон­ти­нент люди за­се­ли­ли ранее  — Се­вер­ную Аме­ри­ку или Южную Аме­ри­ку? Ответ по­яс­ни­те. Какая груп­па крови пре­об­ла­да­ет в юж­но­аме­ри­кан­ской по­пу­ля­ции, если ча­сто­та ал­ле­ля IA там тоже ниже 5%.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

24
Тип 26 № 65476
i

В по­пу­ля­ци­ях вы­со­кой плос­ко­сти, где боль­шое ко­ли­че­ство осо­бей живет на огра­ни­чен­ной тер­ри­то­рии, есте­ствен­ный отбор идет более ин­тен­сив­но. Чем это можно объ­яс­нить? Ино­гда в ге­но­ме ор­га­низ­мов встре­ча­ют­ся вред­ные му­та­ции, умень­ша­ю­щие их при­спо­соб­лен­ность. Где этих вре­до­нос­ных му­та­ций будет боль­ше: в ге­но­ме аф­ри­кан­ско­го лес­но­го слона или в ге­но­ме дрож­жей? Ответ по­яс­ни­те с точки зре­ния по­пу­ля­ци­он­ной струк­ту­ры вида.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

25
Тип 26 № 65474
i

Белок бай­и­дин (bindin)  — ак­ро­со­маль­ный белок спер­ма­то­зо­и­дов мор­ских ежей, ко­то­рый кон­так­ти­ру­ет с ре­цеп­то­ром на по­верх­но­сти яй­це­кле­ток и не­об­хо­дим для по­сле­ду­ю­ще­го вы­сво­бож­де­ния фер­мен­тов ак­ро­со­мы. У двух близ­ких видов мор­ских ежей пур­пур­но­го (Scrongylocenirotis рurрuratus) и крас­но­го (Strongylocentrotus franciscanus) дан­ные белки раз­ли­ча­ют­ся на не­сколь­ко ами­но­кис­лот. Ре­цеп­то­ры яй­це­кле­ток од­но­го вида мор­ских ежей не могут вза­и­мо­дей­ство­вать с бай­и­ди­ном спер­ма­то­зо­и­дов дру­го­го вида. Какой тип изо­ля­ции ил­лю­стри­ру­ет опи­сан­ный при­мер? В чем за­клю­ча­ет­ся суть этого типа изо­ля­ции? Ген­но­ин­же­нер­ным путем был по­лу­чен мор­ской ёж, лишённый белка бай­и­ди­на. Смо­гут ли его спер­ма­то­зо­и­ды опло­до­тво­рить яй­це­клет­ку пур­пур­но­го или крас­но­го мор­ско­го ежа? Ответ по­яс­ни­те.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

26
Тип 26 № 65493
i

Какие свой­ства имеют по от­дель­но­сти каж­дый из эле­мен­тов си­сте­мы: "ды­ха­тель­ный центр, нерв­ное во­лок­но, диа­фраг­ма". Ис­поль­зуя по­ня­тие "эмер­джент­ность*", ука­жи­те, какое эмер­джент­ное свой­ство по­яв­ля­ет­ся бла­го­да­ря сов­мест­но­му вза­и­мо­дей­ствию всех ком­по­нен­тов этой си­сте­мы. Какой эле­мент ука­зан­ной си­сте­мы пе­ре­ста­ет функ­ци­о­ни­ро­вать под дей­стви­ем яда кобры, если из­вест­но, что ней­ро­ток­си­ны яда бло­ки­ру­ют ра­бо­ту нерв­но-мы­шеч­ных си­нап­сов. Ответ по­яс­ни­те.

*Эмер­джент­ность  — на­ли­чие у си­сте­мы свойств, не при­су­щих ее ком­по­нен­там по от­дель­но­сти. На­при­мер, рас­смот­рим си­сте­му "топор". Топор со­сто­ит из ру­ко­я­ти, удоб­ной для за­хва­та, и "го­ло­вы" с ре­жу­щим краем. Эмер­джент­ное свой­ство то­по­ра за­клю­ча­ет­ся в спо­соб­но­сти ру­бить, но ру­ко­ять и го­ло­ва сами по себе этим свой­ством не об­ла­да­ют.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

27
Тип 26 № 65504
i

В на­сто­я­щее время чис­лен­ность ки­то­об­раз­ных жи­вот­ных на­рва­лов до­сти­га­ет около 170000 осо­бей. Меж­ду­на­род­ный союз охра­ны при­ро­ды в 2017 г. перевёл на­рва­лов из груп­пы видов, на­хо­дя­щих­ся под угро­зой вы­ми­ра­ния, в груп­пу видов, вы­зы­ва­ю­щих наи­мень­шие опа­се­ния. Од­на­ко, как по­ка­за­ло ге­ном­ное ис­сле­до­ва­ние, на­рва­лы на удив­ле­ние ге­не­ти­че­ски од­но­род­ны для такой боль­шой по чис­лен­но­сти по­пу­ля­ции. Каким об­ра­зом могла сфор­ми­ро­вать­ся такая ге­не­ти­че­ская од­но­род­ность? Чем может быть опа­сен для вида низ­кий уро­вень ге­не­ти­че­ско­го раз­но­об­ра­зия? Можно ли утвер­ждать, что в на­сто­я­щее время на­рва­лы на­хо­дят­ся в со­сто­я­нии био­ло­ги­че­ско­го ре­грес­са. Ответ по­яс­ни­те.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

28
Тип 26 № 65505
i

Из­вест­но, что не­до­ста­точ­ная ак­тив­ность фер­мен­тов пи­ру­ват­де­гид­ро­ге­назно­го (ПДГ) ком­плек­са, ка­та­ли­зи­ру­ю­ще­го пре­вра­ще­ние пи­ру­ва­та в аце­тил-КоА, а также фер­мен­тов цит­рат­но­го цикла и фер­мен­тов син­те­за глю­ко­зы из лак­та­та может при­во­дить к аци­до­зу (умень­ше­нию зна­че­ния pH плаз­мы крови). По­че­му? На­зо­ви­те два пути ис­поль­зо­ва­ния лак­та­та в клет­ке, по­ла­га­ясь на усло­вие за­да­ния. Уста­нов­ле­но, что вслед­ствие аци­до­за ухуд­ша­ет­ся ак­тив­ность фер­мен­тов. Объ­яс­ни­те этот факт.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

29
Тип 26 № 65506
i

На гра­фи­ке по­ка­за­но по­гло­ще­ние света мо­ле­ку­ла­ми хло­ро­фил­ла в листе тра­де­скан­ции. В каком про­цес­се в рас­те­ни­ях при­ни­ма­ет уча­стие свет? По­че­му при осве­ще­нии рас­те­ния в те­че­ние не­де­ли зе­ле­ным све­то­ди­о­дом рас­те­ние по­сте­пен­но по­ги­ба­ет, а при осве­ще­нии крас­ным или синим ди­о­да­ми рас­те­ние про­дол­жа­ет нор­маль­но расти? Ответ по­яс­ни­те.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.