Вариант № 6312210

ЕГЭ по биологии 11.06.2024. Основная волна. Разные задачи

При вы­пол­не­нии за­да­ний с крат­ким от­ве­том впи­ши­те в поле для от­ве­та цифру, ко­то­рая со­от­вет­ству­ет но­ме­ру пра­виль­но­го от­ве­та, или число, слово, по­сле­до­ва­тель­ность букв (слов) или цифр. Ответ сле­ду­ет за­пи­сы­вать без про­бе­лов и каких-либо до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов. Дроб­ную часть от­де­ляй­те от целой де­ся­тич­ной за­пя­той. Еди­ни­цы из­ме­ре­ний пи­сать не нужно.


Если ва­ри­ант задан учи­те­лем, вы мо­же­те впи­сать или за­гру­зить в си­сте­му от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Учи­тель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния за­да­ний с крат­ким от­ве­том и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей ста­ти­сти­ке.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип 1 № 65455
i

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «Био­ло­гия  — ком­плекс­ная наука». За­пи­ши­те в от­ве­те про­пу­щен­ный тер­мин, обо­зна­чен­ный в таб­ли­це во­про­си­тель­ным зна­ком.

 

Раз­дел био­ло­гииПред­мет изу­че­ния
Био­тех­но­ло­гия
?

Ответ:

2

Экс­пе­ри­мен­та­тор про­во­дил упраж­не­ние с ган­те­лей. Как при сги­ба­нии руки из­ме­нит­ся диа­метр трех­гла­вой и дву­гла­вой мышцы плеча?

 

Для каж­дой ве­ли­чи­ны опре­де­ли­те со­от­вет­ству­ю­щий ха­рак­тер её из­ме­не­ния.

 

1.  Уве­ли­чи­лась.

2.  Умень­ши­лась.

3.  Не из­ме­ни­лась.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры для каж­дой ве­ли­чи­ны. Цифры в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

Диа­метр дву­гла­вой мышцыДиа­метр трех­гла­вой мышцы

Ответ:

3
Тип 7 № 65457
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Для ге­ном­ных му­та­ций ха­рак­тер­но

 

1)  удво­е­ние од­но­го гена

2)  из­ме­не­ние по­сле­до­ва­тель­но­сти нук­лео­ти­дов

3)  раз­во­рот участ­ка хро­мо­со­мы

4)  утра­та одной по­ло­вой хро­мо­со­мы

5)  крат­ное уве­ли­че­ние на­бо­ров хро­мо­сом

6)  по­яв­ле­ние в ка­ри­о­ти­пе лиш­ней хро­мо­со­мы


Ответ:

4

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они

ука­за­ны. Какие суж­де­ния о кор­нях и кор­не­вых си­сте­мах спра­вед­ли­вы?

 

1)  корни не нуж­да­ют­ся в по­ступ­ле­нии кис­ло­ро­да извне

2)  кор­не­вые во­лос­ки  — это вы­ро­сты кле­ток по­кров­ной ткани корня

3)  от стеб­ля могут от­хо­дить корни, на­зы­ва­е­мые бо­ко­вы­ми

4)  для боль­шин­ства дву­доль­ных рас­те­ний ха­рак­тер­на стерж­не­вая кор­не­вая си­сте­ма

5)  ткани корня на­чи­на­ют диф­фе­рен­ци­ро­вать­ся в зоне де­ле­ния

6)  кор­не­плод  — это ви­до­из­ме­нен­ный ко­рень


Ответ:

5
Тип 11 № 65459
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

При­зна­ка­ми пе­че­ноч­но­го со­саль­щи­ка, ха­рак­тер­ны­ми для всех плос­ких чер­вей, яв­ля­ют­ся

 

1)  дву­сто­рон­няя сим­мет­рия тела

2)  по­лость тела от­сут­ству­ет

3)  на­ли­чие кожно-му­скуль­но­го мешка

4)  жиз­нен­ный цикл про­ис­хо­дит со сме­ной хо­зя­ев

5)  па­ра­зи­ти­че­ский образ жизни

6)  на­ли­чие ро­то­вых при­со­сок


Ответ:

6
Тип 15 № 65460
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Бли­зо­ру­кость раз­ви­ва­ет­ся

 

1)  если у че­ло­ве­ка уко­ро­чен­ное глаз­ное яб­ло­ко

2)  если у че­ло­ве­ка удли­нен­ное глаз­ное яб­ло­ко

3)  если у че­ло­ве­ка хру­ста­лик силь­но вы­пук­лый

4)  если у че­ло­ве­ка хру­ста­лик упло­щен­ный

5)  когда че­ло­век плохо видит уда­лен­ные объ­ек­ты

6)  когда че­ло­век плохо видит близ­ко рас­по­ло­жен­ные объ­ек­ты


Ответ:

7

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Какие хи­ми­че­ские ре­ак­ции про­ис­хо­дят в пи­ще­ва­ри­тель­ном ка­на­ле че­ло­ве­ка под вли­я­ни­ем фер­мен­тов?

 

1)  рас­щеп­ле­ние жиров до воды и уг­ле­кис­ло­го газа

2)  рас­щеп­ле­ние бел­ков до ами­но­кис­лот

3)  рас­щеп­ле­ние уг­ле­во­дов до воды и уг­ле­кис­ло­го газа

4)  рас­щеп­ле­ние крах­ма­ла до глю­ко­зы

5)  рас­щеп­ле­ние жиров до гли­це­ри­на и жир­ных кис­лот

6)  рас­щеп­ле­ние бел­ков до воды, уг­ле­кис­ло­го газа и мо­че­ви­ны


Ответ:

8
Тип 18 № 65462
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Вод­ная среда оби­та­ния от­ли­ча­ет­ся

 

1)  низ­кой про­зрач­но­стью

2)  оби­ли­ем света

3)  не­боль­шой ам­пли­ту­дой тем­пе­ра­тур­ных ко­ле­ба­ний

4)  вы­со­кой теп­ло­про­вод­но­стью

5)  низ­кой плот­но­стью

6)  вы­со­ким со­дер­жа­ни­ем кис­ло­ро­да


Ответ:

9
Развернуть

Что будет вы­де­лять со­кра­ти­тель­ная ва­ку­оль ин­фу­зо­рии во внеш­нюю среду, если из­вест­но, что кон­цен­тра­ция ве­ществ в ци­то­плаз­ме ин­фу­зо­рии выше, чем в не­филь­тро­ван­ной воде? По­че­му? Объ­яс­ни­те, как свя­за­ны между собой ча­сто­та со­кра­ще­ния со­кра­ти­тель­ной ва­ку­о­ли и кон­цен­тра­ция по­ва­рен­ной соли во внеш­ней среде.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

10
Тип 24 № 65468
i

К ка­ко­му клас­су типа Хор­до­вые от­но­сят жи­вот­ное, череп ко­то­ро­го изоб­ражён на ри­сун­ке? Какая черта стро­е­ния поз­во­ля­ет от­не­сти жи­вот­ное к этому клас­су? Какой тро­фи­че­ский уро­вень в эко­си­сте­ме за­ни­ма­ет это жи­вот­ное и каков ха­рак­тер его пи­та­ния? Ответ обос­нуй­те.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

11
Тип 24 № 65469
i

В ли­стьях ку­ку­ру­зы (Zea Mays) име­ют­ся осо­бые пу­зы­ре­вид­ные клет­ки, ко­то­рые рас­по­ла­га­ют­ся в рай­о­не жилок. Пу­зы­ре­вид­ные клет­ки обу­слав­ли­ва­ют сво­ра­чи­ва­ние ли­стьев. В каких усло­ви­ях про­ис­хо­дит сво­ра­чи­ва­ние ли­стьев у ку­ку­ру­зы? Каким об­ра­зом в этом про­цес­се участ­ву­ют пу­зы­ре­вид­ные клет­ки? Ука­жи­те два зна­че­ния сво­ра­чи­ва­ния ли­стьев у ку­ку­ру­зы. Счи­тай­те, что боль­шин­ство устьиц на­хо­дит­ся на верх­ней сто­ро­не листа).


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

12

Если срав­нить серд­ца у ки­то­об­раз­ных и на­зем­ных мле­ко­пи­та­ю­щих, то ока­жет­ся, что у мно­гих китов пра­вый же­лу­до­чек раз­вит су­ще­ствен­но лучше ле­во­го, тогда как у на­зем­ных мле­ко­пи­та­ю­щих левый же­лу­до­чек за­мет­но толще пра­во­го. Как можно объ­яс­нить дан­ную за­ко­но­мер­ность?

При по­гру­же­нии у ки­то­об­раз­ных сни­жа­ет­ся общее по­треб­ле­ние кис­ло­ро­да за счёт умень­ше­ния кро­во­снаб­же­ния ске­лет­ных мышц. Как при этом из­ме­ня­ет­ся ча­сто­та сер­деч­ных со­кра­ще­ний? За счёт каких адап­та­ций и про­цес­сов в ске­лет­ной му­ску­ла­ту­ре про­дол­жа­ет вы­ра­ба­ты­вать­ся АТФ во время по­гру­же­ния?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

13

Мио­гло­бин  — белок, за­па­са­ю­щий кис­ло­род в клет­ках по­пе­реч­но­по­ло­са­той и сер­деч­ной мы­шеч­ной ткани. В слу­чае вре­мен­ной не­хват­ки кис­ло­ро­да мио­гло­бин вы­сво­бож­да­ет его, тем самым вос­пол­няя де­фи­цит. Мио­гло­бин яв­ля­ет­ся эво­лю­ци­он­ным пред­ше­ствен­ни­ком ге­мо­гло­би­на, имеет боль­шее срод­ство к кис­ло­ро­ду, то есть эф­фек­тив­нее его свя­зы­ва­ет и хуже вы­сво­бож­да­ет. Срав­ни­те со­дер­жа­ние мио­гло­би­на в мыш­цах си­не­го кита и в мыш­цах ки­то­вой акулы. Срав­ни­те со­дер­жа­ние мио­гло­би­на в мыш­цах си­не­го кита и аф­ри­кан­ско­го слона. Срав­ни­те со­дер­жа­ние мио­гло­би­на в груд­ных мыш­цах по­ле­во­го во­ро­бья и до­маш­ней ку­ри­цы.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

14
Тип 26 № 65472
i

Ле­му­ро­вые  — се­мей­ство дре­вес­ных теп­ло­лю­би­вых мле­ко­пи­та­ю­щих из от­ря­да При­ма­ты. Ис­ко­па­е­мые остат­ки пред­ков ле­му­ров были най­де­ны на раз­ных кон­ти­нен­тах, но в на­сто­я­щее время ле­му­ры яв­ля­ют­ся эн­де­ми­ка­ми Ма­да­га­ска­ра (ост­ро­ва у юго-во­сточ­но­го по­бе­ре­жья Аф­ри­ки). Чем может объ­яс­нять­ся со­хра­не­ние этих жи­вот­ных на Ма­да­га­ска­ре и вы­ми­ра­ние в дру­гих ре­ги­о­нах? Какие фак­то­ры эво­лю­ции спо­соб­ство­ва­ли ди­вер­гент­но­му ви­до­об­ра­зо­ва­нию ле­му­ров в усло­ви­ях Ма­да­га­ска­ра?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

15
Тип 26 № 65473
i

По­че­му на пше­нич­ном поле ви­до­вое раз­но­об­ра­зие на­се­ко­мых-фи­то­фа­гов мень­ше, а их био­мас­са выше, чем на со­сед­нем участ­ке степи? Ка­ки­ми осо­бен­но­стя­ми в раз­ви­тии, раз­мно­же­нии и по­ве­де­нии долж­ны об­ла­дать эти на­се­ко­мые? Ответ обос­нуй­те.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

16
Тип 26 № 65475
i

Эф­фек­тив­ность есте­ствен­но­го от­бо­ра за­ви­сит от плот­но­сти по­пу­ля­ции. Так, если не­боль­шую тер­ри­то­рию за­ни­ма­ет по­пу­ля­ция с боль­шой чис­лен­но­стью, то эф­фек­тив­ность есте­ствен­но­го от­бо­ра вы­со­кая. Как можно объ­яс­нить дан­ную за­ко­но­мер­ность? Из­вест­но, что в ге­но­ме живых ор­га­низ­мов име­ют­ся вред­ные му­та­ции, по­ни­жа­ю­щие при­спо­соб­лен­ность. В ге­но­ме каких ор­га­низ­мов ожи­да­ет­ся боль­шее ко­ли­че­ство вред­ных му­та­ций  — си­не­го кита или серой крысы?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

17
Тип 27 № 65478
i

Фе­нил­ке­то­ну­рия в Япо­нии встре­ча­ет­ся с ча­сто­той 8/19000. Ча­сто­та му­тант­но­го ал­ле­ля в че­ло­ве­че­ской по­пу­ля­ции со­став­ля­ет 0,01. Опре­де­ли­те ча­сто­ту нор­маль­но­го и му­тант­но­го фе­но­ти­па в че­ло­ве­че­ской по­пу­ля­ции, а также ча­сто­ту му­тант­но­го ал­ле­ля в япон­ской по­пу­ля­ции. Объ­яс­ни­те, по­че­му сфор­ми­ро­ва­лось на­блю­да­е­мое рас­хож­де­ние. При расчёте округ­ляй­те зна­че­ния до четвёртого знака после за­пя­той.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

18
Тип 27 № 65479
i
Развернуть

Из­вест­но, что ком­пле­мен­тар­ные цепи нук­ле­и­но­вых кис­лот ан­ти­па­рал­лель­ны (5’ концу в одной цепи со­от­вет­ству­ет 3’ конец дру­гой цепи). Син­тез нук­ле­и­но­вых кис­лот на­чи­на­ет­ся с 5’ конца. Ри­бо­со­ма дви­жет­ся по иРНК в на­прав­ле­нии от 5’ к 3’ концу. Все виды РНК син­те­зи­ру­ют­ся на ДНК-мат­ри­це. В цепи РНК и ДНК могут иметь­ся спе­ци­аль­ные ком­пле­мен­тар­ные участ­ки  —

па­лин­дро­мы, бла­го­да­ря ко­то­рым у мо­ле­ку­лы может воз­ни­кать вто­рич­ная струк­ту­ра. Фраг­мент мо­ле­ку­лы ДНК, на ко­то­рой син­те­зи­ру­ет­ся уча­сток цен­траль­ной петли тРНК, имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов (ниж­няя цепь  — мат­рич­ная):

5’-ТТА­АЦЦТГ­ТАГГГ­Т­ТАА- 3’

3’-ААТТГ­ГА­ЦАТЦЦ­ЦА­АТТ- 5’

Уста­но­ви­те нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность участ­ка тРНК, ко­то­рый син­те­зи­ру­ет­ся на дан­ном фраг­мен­те. Най­ди­те на дан­ном участ­ке па­лин­дром и уста­но­ви­те вто­рич­ную струк­ту­ру цен­траль­ной петли тРНК. Опре­де­ли­те ами­но­кис­ло­ту, ко­то­рую будет пе­ре­но­сить эта тРНК в про­цес­се био­син­те­за белка, если ан­ти­ко­дон рав­но­уда­лен от кон­цов па­лин­дро­ма. Объ­яс­ни­те по­сле­до­ва­тель­ность ре­ше­ния за­да­чи. Для ре­ше­ния ис­поль­зуй­те таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода. При на­пи­са­нии нук­ле­и­но­вых кис­лот ука­зы­вай­те на­прав­ле­ние цепи.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

19
Тип 27 № 65480
i
Развернуть

В на­ча­ле ко­ди­ру­ю­щей части ин­фу­зо­рии рода Euplotes встре­ча­ют­ся стоп-ко­до­ны. Од­на­ко в на­ча­ле гена ри­бо­со­ма при встре­че с таким стоп-ко­до­ном в иРНК сдви­га­ет рамку счи­ты­ва­ния на один нук­лео­тид в сто­ро­ну 3’ конца и про­дол­жа­ет син­тез по­ли­пеп­ти­да. Син­тез нук­ле­и­но­вых кис­лот на­чи­на­ет­ся с 5’ конца. Ри­бо­со­ма дви­жет­ся от 5’ к 3’ концу зре­лой иРНК. Фраг­мент на­ча­ла гена ин­фу­зо­рии имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность (ниж­няя цепь  — мат­рич­ная (транс­кри­би­ру­е­мая)):

5’-АЦТТ­ЦАТГТ­ЦА­ЦА­А­ТА­АТЦГ­ТТЦТ-3’

3’-ТГА­АГ­ТА­ЦАГ­ТГ­Т­ТАТ­ТА­Г­ЦА­А­ГА-5’

Опре­де­ли­те нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность ин­фор­ма­ци­он­ной РНК и об­ра­зу­ю­щий­ся на ней фраг­мент по­ли­пеп­ти­да. При от­ве­те учи­ты­вай­те, что по­ли­пеп­тид­ная цепь на­чи­на­ет­ся с ами­но­кис­ло­ты мет. Ответ по­яс­ни­те. Для вы­пол­не­ния ис­поль­зуй­те таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода. При на­пи­са­нии по­сле­до­ва­тель­но­сти нук­ле­и­но­вых кис­лот ука­зы­вай­те на­прав­ле­ние цепи.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.