Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 57112
i

Про­чи­тай­те опи­са­ние экс­пе­ри­мен­та и вы­пол­ни­те за­да­ние.

Экс­пе­ри­мен­та­тор, ис­поль­зуя ме­то­ды ген­ной ин­же­не­рии, скон­стру­и­ро­вал не­сколь­ко ва­ри­ан­тов ли­зо­ци­ма, за­ме­нив не­ко­то­рые ами­но­кис­ло­ты в этом белке на се­ро­со­дер­жа­щие. В ре­зуль­та­те ко­ли­че­ство ди­суль­фид­ных (S–S) свя­зей в белке уве­ли­чи­лось. Затем он ис­сле­до­вал не­ко­то­рые ха­рак­те­ри­сти­ки по­лу­чен­ных ва­ри­ан­тов ли­зо­ци­ма (A–F). Ре­зуль­та­ты экс­пе­ри­мен­та пред­став­ле­ны в таб­ли­це.

 

Ва­ри­ант ли­зо­ци­маКо­ли­че­ство до­пол­ни­тель­ных S-S свя­зейТем­пе­ра­ту­ра де­на­ту­ра­ции, °C
А146,7
B148,3
C152,9
D257,6
E258,9
F365,5

Объ­яс­ни­те, по­че­му в по­сле­ду­ю­щих экс­пе­ри­мен­тах ва­ри­ант ли­зо­ци­ма с тремя до­пол­ни­тель­ны­ми S–S свя­зя­ми не про­яв­лял спе­ци­фи­че­ской фер­мен­та­тив­ной ак­тив­но­сти, из­на­чаль­но ха­рак­тер­ной для этого белка. Какие из­ме­не­ния в ко­ди­ру­ю­щем ли­зо­цим участ­ке долж­ны про­изой­ти, чтобы в клет­ке син­те­зи­ро­вал­ся по­ли­пеп­тид с до­пол­ни­тель­ны­ми S–S свя­зя­ми? Ответ по­яс­ни­те.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  При из­ме­не­нии ко­ли­че­ства ди­суль­фид­ных свя­зей (S-S свя­зей) ме­ня­ет­ся струк­ту­ра (тре­тич­ная; ак­тив­ный центр) белка (фер­мен­та).

2.  От струк­ту­ры (тре­тич­ной, про­стран­ствен­ной) белка за­ви­сит ак­тив­ность фер­мен­та.

3.  Ген­ные му­та­ции (точ­ко­вые му­та­ции; мис­сенс-му­та­ции).

4.  Му­та­ции (за­ме­на нук­лео­ти­дов) при­во­дят к за­ме­не ами­но­кис­лот.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ответ вклю­ча­ет в себя все на­зван­ные выше эле­мен­ты, не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок3
Ответ вклю­ча­ет в себя че­ты­ре из на­зван­ных выше эле­мен­тов, ко­то­рые не со­дер­жат био­ло­ги­че­ских оши­бок2
Ответ вклю­ча­ет в себя три из на­зван­ных выше эле­мен­тов, ко­то­рые не со­дер­жат био­ло­ги­че­ских оши­бок
ИЛИ Верно ука­зан пер­вый эле­мент от­ве­та
1
Все иные си­ту­а­ции, не со­от­вет­ству­ю­щие пра­ви­лам вы­став­ле­ния 3, 2 и 1 балла.
ИЛИ Ответ не­пра­виль­ный
0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: ЕГЭ по био­ло­гии 13.06.2023. Ос­нов­ная волна. Раз­ные го­ро­да
Раздел кодификатора ФИПИ:
1
Тип 22 № 57111
i

Какую ну­ле­вую ги­по­те­зу* смог сфор­му­ли­ро­вать ис­сле­до­ва­тель перед по­ста­нов­кой экс­пе­ри­мен­та? По­че­му не­об­хо­ди­мо, чтоб ва­ри­ан­ты ли­зо­ци­ма не имели дру­гих раз­ли­чий в со­ста­ве ами­но­кис­лот, кроме ко­ли­че­ства до­пол­ни­тель­ных S–S свя­зей? Объ­яс­ни­те, по­че­му ре­зуль­та­ты экс­пе­ри­мен­та могут быть не­до­сто­вер­ны­ми, если из­вест­но, что для из­ме­ре­ния тем­пе­ра­ту­ры де­на­ту­ра­ции для ва­ри­ан­тов ли­зо­ци­ма А–С ис­поль­зо­ва­ли один при­бор, а для ва­ри­ан­тов D–F  — дру­гой?

*Ну­ле­вая ги­по­те­за  — при­ни­ма­е­мое по умол­ча­нию пред­по­ло­же­ние, что не су­ще­ству­ет связи между двумя на­блю­да­е­мы­ми со­бы­ти­я­ми, фе­но­ме­на­ми.


2
Тип 23 № 57114
i

Как можно объ­яс­нить по­лу­чен­ные в экс­пе­ри­мен­те ре­зуль­та­ты, ис­хо­дя из зна­ний о струк­ту­ре по­ли­пеп­ти­дов? Ка­ко­ва функ­ция ли­зо­ци­ма в ор­га­низ­мах жи­вот­ных и че­ло­ве­ка? Какие еще белки имеют ту же био­ло­ги­че­скую функ­цию?