Вариант № 816007

ЕГЭ по биологии 18.04.2015. Досрочная волна.

При вы­пол­не­нии за­да­ний с крат­ким от­ве­том впи­ши­те в поле для от­ве­та цифру, ко­то­рая со­от­вет­ству­ет но­ме­ру пра­виль­но­го от­ве­та, или число, слово, по­сле­до­ва­тель­ность букв (слов) или цифр. Ответ сле­ду­ет за­пи­сы­вать без про­бе­лов и каких-либо до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов. Дроб­ную часть от­де­ляй­те от целой де­ся­тич­ной за­пя­той. Еди­ни­цы из­ме­ре­ний пи­сать не нужно.


Если ва­ри­ант задан учи­те­лем, вы мо­же­те впи­сать или за­гру­зить в си­сте­му от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Учи­тель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния за­да­ний с крат­ким от­ве­том и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей ста­ти­сти­ке.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип Д1 № 18186
i

Ге­не­а­ло­ги­че­ский метод ис­поль­зу­ют для изу­че­ния

 

1)  за­ко­но­мер­но­стей на­сле­до­ва­ния при­зна­ков

2)  эта­пов ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия

3)  при­чин из­ме­не­ния хро­мо­сом

4)  выс­шей нерв­ной де­я­тель­но­сти


Ответ:

2
Тип Д2 № 18187
i

О един­стве ор­га­ни­че­ско­го мира сви­де­тель­ству­ет сход­ство

 

1)  стро­е­ния кле­ток ор­га­низ­мов раз­ных царств

2)  де­ле­ния кле­ток про­ка­ри­от и эу­ка­ри­от

3)  по­сле­до­ва­тель­но­сти нук­лео­ти­дов у ви­ру­сов и бак­те­рий

4)  стро­е­ния ядра про­ка­ри­от и эу­ка­ри­от


Ответ:

3
Тип Д3 № 18188
i

Окис­ли­тель­ное фос­фо­ри­ли­ро­ва­ние кис­ло­род­но­го этапа энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на про­те­ка­ет

 

1)  в ци­то­плаз­ме

2)  в ли­зо­со­мах

3)  на внеш­ней мем­бра­не ми­то­хон­дрий

4)  на кри­стах ми­то­хон­дрий


Ответ:

4
Тип Д4 № 18189
i

С каким на­бо­ром ге­не­ти­че­ско­го ма­те­ри­а­ла клет­ка всту­па­ет во вто­рое мей­о­ти­че­ское де­ле­ние?

 

1)  n2c

2)  nc

3)  2n4c

4)  2n2c


Ответ:

5
Тип Д5 № 18190
i

Оди­на­ко­вый набор хро­мо­сом в клет­ках обоих ро­ди­те­лей и потом­ства обес­пе­чи­ва­ет­ся про­цес­са­ми

 

1)  об­ме­на ве­ществ

2)  мей­о­за и опло­до­тво­ре­ния

3)  са­мо­ре­гу­ля­ции в ор­га­низ­ме

4)  бес­по­ло­го раз­мно­же­ния


Ответ:

6
Тип Д6 № 18191
i

Ди­го­мо­зи­гот­ный ор­га­низм имеет ге­но­тип

 

1)  ААВВ

2)  ААBb

3)  Aabb

4)  АаВb


Ответ:

7
Тип Д7 № 18192
i

Уве­ли­че­ние объёма ик­ро­нож­ных мышц у школь­ни­ков в ре­зуль­та­те ре­гу­ляр­ных за­ня­тий спор­том яв­ля­ет­ся при­ме­ром из­мен­чи­во­сти

 

1)  он­то­ге­не­ти­че­ской

2)  ком­би­на­тив­ной

3)  мо­ди­фи­ка­ци­он­ной

4)  му­та­ци­он­ной


Ответ:

8
Тип Д8 № 18193
i

По­пу­ля­ция жи­вот­ных, ха­рак­те­ри­зу­ю­ща­я­ся сход­ны­ми на­след­ствен­ны­ми осо­бен­но­стя­ми, по­лу­чен­ная в ре­зуль­та­те ис­кус­ствен­но­го от­бо­ра,  — это

 

1)  род

2)  сорт

3)  по­ро­да

4)  вид


Ответ:

9
Тип Д9 № 18194
i

Формы жизни, ко­то­рые могут функ­ци­о­ни­ро­вать толь­ко внут­ри кле­ток эу­ка­ри­от,  — это

 

1)  са­про­троф­ные бак­те­рии

2)  ци­анобак­те­рии

3)  про­стей­шие

4)  ви­ру­сы


Ответ:

10
Тип Д10 № 18195
i

Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на часть дре­вес­но­го стеб­ля, за счет ко­то­рой об­ра­зу­ют­ся го­дич­ные коль­ца?

 

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4


Ответ:

11
Тип Д11 № 18196
i

Глав­ный при­знак, по ко­то­ро­му рас­те­ние от­но­сят к клас­су Од­но­доль­ные,  — это

 

1)  спо­соб опы­ле­ния

2)  стро­е­ние за­ро­ды­ша се­ме­ни

3)  на­ли­чие эн­до­спер­ма

4)  стро­е­ние плода


Ответ:

12

Нерв­ная си­сте­ма чле­ни­сто­но­гих по стро­е­нию сход­на с нерв­ной си­сте­мой

 

1) плос­ких чер­вей

2) лан­цет­ни­ка

3) коль­ча­тых чер­вей

4) круг­лых чер­вей

Ответ:

13

Пре­смы­ка­ю­щи­е­ся, в от­ли­чие от зем­но­вод­ных, осво­и­ли сушу в связи с тем, что они

 

1)  пи­та­ют­ся рас­ти­тель­ной пищей

2)  со­хра­ня­ют ак­тив­ность при низ­ких тем­пе­ра­ту­рах

3)  об­ла­да­ют круп­ны­ми раз­ме­ра­ми

4)  имеют по­кро­вы тела, пре­пят­ству­ю­щие ис­па­ре­нию воды


Ответ:

14
Тип Д14 № 18199
i

Сход­ные по стро­е­нию, функ­ции и про­ис­хож­де­нию клет­ки и меж­кле­точ­ное ве­ще­ство в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка об­ра­зу­ют

 

1)  орган

2)  ткань

3)  тка­не­вую жид­кость

4)  си­сте­му ор­га­нов


Ответ:

15

Фер­мен­ты слюны в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка участ­ву­ют в рас­щеп­ле­нии

 

1)  жиров

2)  ли­пи­дов

3)  крах­ма­ла

4)  бел­ков


Ответ:

16
Тип Д16 № 18201
i

Сы­во­рот­ка крови  — это

 

1) плаз­ма крови без фиб­ри­но­ге­на

2) кровь, под­го­тов­лен­ная для пе­ре­ли­ва­ния

3) меж­кле­точ­ное ве­ще­ство без уг­ле­во­дов

4) фи­зио­ло­ги­че­ский рас­твор

Ответ:

17
Тип Д17 № 18202
i

В каком от­де­ле го­лов­но­го мозга че­ло­ве­ка рас­по­ло­жен ды­ха­тель­ный центр без­услов­но­го ре­флек­са?

 

1)  сред­нем

2)  пе­ред­нем

3)  моз­жеч­ке

4)  про­дол­го­ва­том


Ответ:

18
Тип Д18 № 18203
i

На­ру­ше­ние син­те­за ви­та­ми­на D у че­ло­ве­ка при­во­дит к

 

1)  рас­строй­ствам ре­флек­тор­ной де­я­тель­но­сти нерв­ной си­сте­мы

2)  ослаб­ле­нию зре­ния

3)  умень­ше­нию со­дер­жа­ния солей каль­ция в ко­стях

4)  по­ра­же­нию ды­ха­тель­ных путей


Ответ:

19
Тип Д19 № 18204
i

На­прав­ля­ю­щую роль в про­цес­се об­ра­зо­ва­ния новых видов иг­ра­ет(-ют)

 

1)  му­та­ци­он­ный про­цесс

2)  есте­ствен­ный отбор

3)  из­ме­ня­ю­щи­е­ся усло­вия среды

4)  борь­ба за су­ще­ство­ва­ние


Ответ:

20
Тип Д20 № 18205
i

К ре­зуль­та­там эво­лю­ции от­но­сят

 

1)  ген­ную му­та­цию

2)  мно­го­об­ра­зие видов

3)  изо­ля­цию

4)  ис­кус­ствен­ный отбор


Ответ:

21
Тип Д21 № 18206
i

Ука­жи­те при­мер аро­мор­фо­за.

 

1)  ви­до­из­менённые ли­стья вер­блю­жьей ко­люч­ки

2)  об­те­ка­е­мая форма тела рыб

3)  млеч­ные же­ле­зы мле­ко­пи­та­ю­щих

4)  при­спо­соб­ле­ния рас­те­ний к опы­ле­нию вет­ром


Ответ:

22
Тип Д22 № 18207
i

К какой груп­пе эко­ло­ги­че­ских фак­то­ров сле­ду­ет от­не­сти про­пол­ку сор­ня­ков в по­се­вах куль­тур­ных рас­те­ний?

 

1)  абио­ти­че­ским

2)  ан­тро­по­ген­ным

3)  фи­зио­ло­ги­че­ским

4)  оп­ти­маль­ным


Ответ:

23
Тип Д23 № 18208
i

Из­ме­не­ние био­мас­сы каж­до­го сле­ду­ю­ще­го тро­фи­че­ско­го уров­ня со­от­вет­ству­ет

 

1)  пра­ви­лу не­об­ра­ти­мо­сти эво­лю­ции

2)  пра­ви­лу эко­ло­ги­че­ской пи­ра­ми­ды

3)  по­ло­же­нию уче­ния о био­сфе­ре

4)  за­ко­ну го­мо­ло­ги­че­ских рядов на­след­ствен­ной из­мен­чи­во­сти


Ответ:

24

Какие ор­га­низ­мы обес­пе­чи­ва­ют устой­чи­вость лес­но­го со­об­ще­ства, ми­не­ра­ли­зуя ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства в почве?

 

1)  са­про­троф­ные бак­те­рии

2)  на­се­ко­мые

3)  хищ­ни­ки

4)  рас­ти­тель­но­яд­ные жи­вот­ные


Ответ:

25
Тип Д25 № 18210
i

Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о функ­ци­ях жи­во­го ве­ще­ства в био­сфе­ре?

А. Га­зо­вая функ­ция жи­во­го ве­ще­ства свой­ствен­на в эко­си­сте­ме толь­ко про­ду­цен­там.

Б. Кон­цен­тра­ци­он­ная функ­ция жи­во­го ве­ще­ства со­сто­ит в вы­де­ле­нии ор­га­низ­ма­ми ко­неч­ных про­дук­тов жиз­не­де­я­тель­но­сти.

 

1)  верно толь­ко А

2)  верно толь­ко Б

3)  верны оба суж­де­ния

4)  оба суж­де­ния не­вер­ны


Ответ:

26
Тип Д7 № 18211
i

Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Се­ме­на­ми раз­мно­жа­ют­ся

 

1)  ка­пу­ста бе­ло­ко­чан­ная

2)  кле­вер пол­зу­чий

3)  плаун бу­ла­во­вид­ный

4)  хвощ по­ле­вой

5)  лук реп­ча­тый


Ответ:

27

Грибы, как и жи­вот­ные,

1)  рас­тут в те­че­ние всей жизни

2)  не со­дер­жат в клет­ках ри­бо­сом

3)  имеют кле­точ­ное стро­е­ние

4)  не со­дер­жат в клет­ках ми­то­хон­дрий

5)  со­дер­жат в ор­га­низ­мах хитин

6)  яв­ля­ют­ся ге­те­ро­троф­ны­ми ор­га­низ­ма­ми


Ответ:

28
Тип 18 № 18213
i

Устой­чи­вость эко­си­сте­мы влаж­но­го эк­ва­то­ри­аль­но­го леса опре­де­ля­ет­ся:

 

1)  от­сут­стви­ем ре­ду­цен­тов;

2)  боль­шим ви­до­вым раз­но­об­ра­зи­ем;

3)  за­мкну­тым кру­го­во­ро­том ве­ществ;

4)  ко­ле­ба­ни­ем чис­лен­но­сти по­пу­ля­ций;

5)  ко­рот­ки­ми пи­ще­вы­ми це­пя­ми;

6)  раз­ветвлёнными пи­ще­вы­ми се­тя­ми.


Ответ:

29
Тип Д29 № 18214
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­цес­сом и эта­пом энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на, на ко­то­ром он про­ис­хо­дит.

ПРО­ЦЕСС

А)  об­ра­зо­ва­ние мо­лоч­ной кис­ло­ты

Б)  пол­ное окис­ле­ние до СО$_2$,Н$_2$О

В)  об­ра­зо­ва­ние пи­ро­ви­но­град­ной кис­ло­ты

Г)  рас­щеп­ле­ние глю­ко­зы

Д)  син­тез 36 мо­ле­кул АТФ

ЭТАП ЭНЕР­ГЕ­ТИ­ЧЕ­СКО­ГО

ОБ­МЕ­НА

1)  бес­кис­ло­род­ный

2)  кис­ло­род­ный

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

30
Тип Д10 № 18215
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­зна­ком и клас­сом хор­до­вых жи­вот­ных, для пред­ста­ви­те­лей ко­то­ро­го этот при­знак ха­рак­те­рен.

ПРИ­ЗНАК

А)  от­сут­ствие зубов

Б)  уча­стие кожи в теп­ло­ре­гу­ля­ции

В)  уча­стие в ды­ха­нии воз­душ­ных меш­ков

Г)  аль­вео­ляр­ное стро­е­ние лёгких

Д)  за­пол­не­ние кост­ных по­ло­стей воз­ду­хом

Е)  на­ли­чие из­ви­лин и бо­розд в коре

боль­ших по­лу­ша­рий

КЛАСС

1)  Мле­ко­пи­та­ю­щие

2)  Птицы

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГДЕ

Ответ:

31
Тип Д35 № 18216
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой ткани че­ло­ве­ка и её типом.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

А)  осу­ществ­ля­ет транс­порт ве­ществ в ор­га­низ­ме

Б)  вы­пол­ня­ет функ­цию опоры и пи­та­ния

В)  об­ра­зу­ет эпи­дер­мис кожи

Г)  вы­ра­ба­ты­ва­ет ан­ти­те­ла

Д)  со­сто­ит из тесно при­ле­га­ю­щих кле­ток

Е)  со­дер­жит много меж­кле­точ­но­го ве­ще­ства

ТИП ТКАНИ

1)  эпи­те­ли­аль­ная

2)  со­еди­ни­тель­ная

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

32
Тип Д16 № 18217
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой вида Дель­фин обык­но­вен­ный (дель­фин-бе­ло­боч­ка) и кри­те­ри­ем вида, к ко­то­ро­му эту ха­рак­те­ри­сти­ку от­но­сят.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

А)  Хищ­ни­ки пи­та­ют­ся раз­ны­ми ви­да­ми рыб.

Б)  Самцы на 6–10 см круп­нее самок.

В)  Жи­вот­ные осво­и­ли вод­ную среду оби­та­ния.

Г)  Ве­ли­чи­на тела — 160–260 сан­ти­мет­ров.

Д)  Бе­ре­мен­ность самок про­дол­жа­ет­ся 10–11 ме­ся­цев.

Е)  Жи­вот­ные ведут стад­ный образ жизни.

КРИ­ТЕ­РИЙ ВИДА

1)  мор­фо­ло­ги­че­ский

2)  фи­зио­ло­ги­че­ский

3)  эко­ло­ги­че­ский

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

АБВГДЕ

Ответ:

33
Тип 12 № 18218
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность рас­по­ло­же­ния си­сте­ма­ти­че­ских групп жи­вот­ных, на­чи­ная с самой круп­ной.

 

1.  Мле­ко­пи­та­ю­щие.

2.  Мед­ве­жьи.

3.  Бурый мед­ведь.

4.  Хор­до­вые.

5.  Хищ­ные.

6.  Мед­ве­ди.


Ответ:

34
Тип Д22 C2 № 18219
i

Клет­ку можно от­не­сти и к кле­точ­но­му, и к ор­га­низ­мен­но­му уров­ням ор­га­ни­за­ции жизни. Объ­яс­ни­те по­че­му. При­ве­ди­те со­от­вет­ству­ю­щие при­ме­ры.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

35
Тип 24 № 18220
i

Какой орган че­ло­ве­ка обо­зна­чен на ри­сун­ке циф­рой 4? Какое стро­е­ние он имеет? Объ­яс­ни­те вы­пол­ня­е­мые им функ­ции, ис­хо­дя из его стро­е­ния.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

36
Тип Д24 C3 № 18221
i

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

1.  У рас­те­ний, как и у всех ор­га­низ­мов, про­ис­хо­дит обмен ве­ществ. 2. Они дышат, пи­та­ют­ся, рас­тут и раз­мно­жа­ют­ся. 3. При ды­ха­нии они по­гло­ща­ют уг­ле­кис­лый газ и вы­де­ля­ют кис­ло­род. 4. Рас­те­ния ин­тен­сив­но рас­тут толь­ко в пер­вые годы жизни. 5. В цикле раз­ви­тия рас­те­ния про­ис­хо­дит смена по­ло­во­го и бес­по­ло­го по­ко­ле­ний. 6. Раз­мно­же­ние и рас­про­стра­не­ние рас­те­ний осу­ществ­ля­ют­ся толь­ко с по­мо­щью семян.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

37
Тип Д25 C5 № 18222
i

В тол­стом ки­шеч­ни­ке че­ло­ве­ка оби­та­ет боль­шое ко­ли­че­ство бак­те­рий, со­став­ля­ю­щих нор­маль­ную мик­ро­фло­ру. Ука­жи­те не менее трёх зна­че­ний этих бак­те­рий для нор­маль­ной жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­ма.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

38

Гу­се­ни­цы ба­боч­ки зим­ней пя­де­ни­цы пи­та­ют­ся мо­ло­ды­ми ли­стья­ми дуба и за­кан­чи­ва­ют своё раз­ви­тие до того, как ли­стья дуба ста­нут жёстки­ми и не­при­год­ны­ми в пищу. Объ­яс­ни­те, как из­ме­нит­ся чис­лен­ность по­пу­ля­ции ба­бо­чек, если вы­луп­ле­ние гу­се­ниц: 1)  сов­падёт с рас­пус­ка­ни­ем почек и ро­стом мо­ло­дых ли­стьев; 2)  про­изойдёт до рас­пус­ка­ния почек в слу­чае хо­лод­ной весны; 3)  про­изойдёт через не­сколь­ко не­дель после рас­пус­ка­ния лист­вы.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

39
Тип 27 № 18224
i

В со­ма­ти­че­ских клет­ках мухи дро­зо­фи­лы со­дер­жит­ся 8 хро­мо­сом. Опре­де­ли­те число хро­мо­сом и мо­ле­кул ДНК в клет­ках при спер­ма­то­ге­не­зе в зоне раз­мно­же­ния и в конце зоны со­зре­ва­ния гамет. Ответ обос­нуй­те. Какие про­цес­сы про­ис­хо­дят в этих зонах?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

40
Тип 28 № 18225
i

Глу­хо­та  — ауто­сом­ный при­знак; даль­то­низм  — при­знак, сцеп­лен­ный с полом. В браке здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся ребёнок глу­хой даль­то­ник. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и ребёнка, его пол, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы воз­мож­но­го потом­ства, ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей с обе­и­ми ано­ма­ли­я­ми. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в дан­ном слу­чае? Ответ обос­нуй­те.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.