ЕГЭ по биологии 18.04.2015. Досрочная волна.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Генеалогический метод используют для изучения
1) закономерностей наследования признаков
2) этапов индивидуального развития
3) причин изменения хромосом
4) высшей нервной деятельности
Ответ:
О единстве органического мира свидетельствует сходство
1) строения клеток организмов разных царств
2) деления клеток прокариот и эукариот
3) последовательности нуклеотидов у вирусов и бактерий
4) строения ядра прокариот и эукариот
Ответ:
Окислительное фосфорилирование кислородного этапа энергетического обмена протекает
1) в цитоплазме
2) в лизосомах
3) на внешней мембране митохондрий
4) на кристах митохондрий
Ответ:
С каким набором генетического материала клетка вступает во второе мейотическое деление?
1) n2c
2) nc
3) 2n4c
4) 2n2c
Ответ:
Одинаковый набор хромосом в клетках обоих родителей и потомства обеспечивается процессами
1) обмена веществ
2) мейоза и оплодотворения
3) саморегуляции в организме
4) бесполого размножения
Ответ:
Дигомозиготный организм имеет генотип
1) ААВВ
2) ААBb
3) Aabb
4) АаВb
Ответ:
Увеличение объёма икроножных мышц у школьников в результате регулярных занятий спортом является примером изменчивости
1) онтогенетической
2) комбинативной
3) модификационной
4) мутационной
Ответ:
Популяция животных, характеризующаяся сходными наследственными особенностями, полученная в результате искусственного отбора, — это
1) род
2) сорт
3) порода
4) вид
Ответ:
Формы жизни, которые могут функционировать только внутри клеток эукариот, — это
1) сапротрофные бактерии
2) цианобактерии
3) простейшие
4) вирусы
Ответ:
Какой цифрой на рисунке обозначена часть древесного стебля, за счет которой образуются годичные кольца?
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Ответ:
Главный признак, по которому растение относят к классу Однодольные, — это
1) способ опыления
2) строение зародыша семени
3) наличие эндосперма
4) строение плода
Ответ:
Нервная система членистоногих по строению сходна с нервной системой
Ответ:
Пресмыкающиеся, в отличие от земноводных, освоили сушу в связи с тем, что они
1) питаются растительной пищей
2) сохраняют активность при низких температурах
3) обладают крупными размерами
4) имеют покровы тела, препятствующие испарению воды
Ответ:
Сходные по строению, функции и происхождению клетки и межклеточное вещество в организме человека образуют
1) орган
2) ткань
3) тканевую жидкость
4) систему органов
Ответ:
Ферменты слюны в организме человека участвуют в расщеплении
1) жиров
2) липидов
3) крахмала
4) белков
Ответ:
Сыворотка крови — это
Ответ:
В каком отделе головного мозга человека расположен дыхательный центр безусловного рефлекса?
1) среднем
2) переднем
3) мозжечке
4) продолговатом
Ответ:
Нарушение синтеза витамина D у человека приводит к
1) расстройствам рефлекторной деятельности нервной системы
2) ослаблению зрения
3) уменьшению содержания солей кальция в костях
4) поражению дыхательных путей
Ответ:
Направляющую роль в процессе образования новых видов играет(-ют)
1) мутационный процесс
2) естественный отбор
3) изменяющиеся условия среды
4) борьба за существование
Ответ:
К результатам эволюции относят
1) генную мутацию
2) многообразие видов
3) изоляцию
4) искусственный отбор
Ответ:
Укажите пример ароморфоза.
1) видоизменённые листья верблюжьей колючки
2) обтекаемая форма тела рыб
3) млечные железы млекопитающих
4) приспособления растений к опылению ветром
Ответ:
К какой группе экологических факторов следует отнести прополку сорняков в посевах культурных растений?
1) абиотическим
2) антропогенным
3) физиологическим
4) оптимальным
Ответ:
Изменение биомассы каждого следующего трофического уровня соответствует
1) правилу необратимости эволюции
2) правилу экологической пирамиды
3) положению учения о биосфере
4) закону гомологических рядов наследственной изменчивости
Ответ:
Какие организмы обеспечивают устойчивость лесного сообщества, минерализуя органические вещества в почве?
1) сапротрофные бактерии
2) насекомые
3) хищники
4) растительноядные животные
Ответ:
Верны ли следующие суждения о функциях живого вещества в биосфере?
А. Газовая функция живого вещества свойственна в экосистеме только продуцентам.
Б. Концентрационная функция живого вещества состоит в выделении организмами конечных продуктов жизнедеятельности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ:
Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Семенами размножаются
1) капуста белокочанная
2) клевер ползучий
3) плаун булавовидный
4) хвощ полевой
5) лук репчатый
Ответ:
Грибы, как и животные,
1) растут в течение всей жизни
2) не содержат в клетках рибосом
3) имеют клеточное строение
4) не содержат в клетках митохондрий
5) содержат в организмах хитин
6) являются гетеротрофными организмами
Ответ:
Устойчивость экосистемы влажного экваториального леса определяется:
1) отсутствием редуцентов;
2) большим видовым разнообразием;
3) замкнутым круговоротом веществ;
4) колебанием численности популяций;
5) короткими пищевыми цепями;
6) разветвлёнными пищевыми сетями.
Ответ:
Установите соответствие между процессом и этапом энергетического обмена, на котором он происходит.
А) образование молочной кислоты
Б) полное окисление до
В) образование пировиноградной кислоты
Г) расщепление глюкозы
Д) синтез 36 молекул АТФ
ОБМЕНА
1) бескислородный
2) кислородный
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Установите соответствие между признаком и классом хордовых животных, для представителей которого этот признак характерен.
А) отсутствие зубов
Б) участие кожи в теплорегуляции
В) участие в дыхании воздушных мешков
Г) альвеолярное строение лёгких
Д) заполнение костных полостей воздухом
Е) наличие извилин и борозд в коре
больших полушарий
1) Млекопитающие
2) Птицы
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите соответствие между характеристикой ткани человека и её типом.
А) осуществляет транспорт веществ в организме
Б) выполняет функцию опоры и питания
В) образует эпидермис кожи
Г) вырабатывает антитела
Д) состоит из тесно прилегающих клеток
Е) содержит много межклеточного вещества
1) эпителиальная
2) соединительная
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите соответствие между характеристикой вида Дельфин обыкновенный (дельфин-белобочка) и критерием вида, к которому эту характеристику относят.
А) Хищники питаются разными видами рыб.
Б) Самцы на 6–10 см крупнее самок.
В) Животные освоили водную среду обитания.
Г) Величина тела — 160–260 сантиметров.
Д) Беременность самок продолжается 10–11 месяцев.
Е) Животные ведут стадный образ жизни.
1) морфологический
2) физиологический
3) экологический
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите последовательность расположения систематических групп животных, начиная с самой крупной.
1. Млекопитающие.
2. Медвежьи.
3. Бурый медведь.
4. Хордовые.
5. Хищные.
6. Медведи.
Ответ:
Клетку можно отнести и к клеточному, и к организменному уровням организации жизни. Объясните почему. Приведите соответствующие примеры.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какой орган человека обозначен на рисунке цифрой 4? Какое строение он имеет? Объясните выполняемые им функции, исходя из его строения.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
1. У растений, как и у всех организмов, происходит обмен веществ. 2. Они дышат, питаются, растут и размножаются. 3. При дыхании они поглощают углекислый газ и выделяют кислород. 4. Растения интенсивно растут только в первые годы жизни. 5. В цикле развития растения происходит смена полового и бесполого поколений. 6. Размножение и распространение растений осуществляются только с помощью семян.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В толстом кишечнике человека обитает большое количество бактерий, составляющих нормальную микрофлору. Укажите не менее трёх значений этих бактерий для нормальной жизнедеятельности организма.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Гусеницы бабочки зимней пяденицы питаются молодыми листьями дуба и заканчивают своё развитие до того, как листья дуба станут жёсткими и непригодными в пищу. Объясните, как изменится численность популяции бабочек, если вылупление гусениц: 1) совпадёт с распусканием почек и ростом молодых листьев; 2) произойдёт до распускания почек в случае холодной весны; 3) произойдёт через несколько недель после распускания листвы.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В соматических клетках мухи дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках при сперматогенезе в зоне размножения и в конце зоны созревания гамет. Ответ обоснуйте. Какие процессы происходят в этих зонах?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Глухота — аутосомный признак; дальтонизм — признак, сцепленный с полом. В браке здоровых родителей родился ребёнок глухой дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и ребёнка, его пол, генотипы и фенотипы возможного потомства, вероятность рождения детей с обеими аномалиями. Какие законы наследственности проявляются в данном случае? Ответ обоснуйте.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.