Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 28 № 18225
i

Глу­хо­та  — ауто­сом­ный при­знак; даль­то­низм  — при­знак, сцеп­лен­ный с полом. В браке здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся ребёнок глу­хой даль­то­ник. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и ребёнка, его пол, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы воз­мож­но­го потом­ства, ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей с обе­и­ми ано­ма­ли­я­ми. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в дан­ном слу­чае? Ответ обос­нуй­те.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  По­сколь­ку у здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся глу­хой ре­бе­нок с даль­то­низ­мом, то оба эти при­зна­ка ре­цес­сив­ны. Ро­ди­те­ли ге­те­ро­зи­гот­ны по пер­вой ал­ле­ли, мать  — ге­те­ро­зи­гот­на по при­зна­ку даль­то­ни­ма; отец здо­ров  — зна­чит, его ге­но­тип ХDУ.

 

Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать  — АаХDХd, отец  — АаХDУ.

 

2.  Ро­ди­те­ли об­ра­зу­ют по че­ты­ре типа гамет, для ре­ше­ния за­да­чи не­об­хо­ди­мо по­стро­ить ре­шет­ку Пен­не­та.

Воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей:

маль­чик глу­хой, даль­то­ник 1 ааХdУ :

де­воч­ки с нор­маль­ным слу­хом и нор­маль­ным зре­ни­ем 1 ААХDХD : 1 АAХDХd : 2 АаХDХD : 2 АаХDХd :

маль­чик с нор­маль­ным слу­хом и нор­маль­ным зре­ни­ем 1 АAХDУ : 2 АaХDУ : маль­чи­ки с нор­маль­ным слу­хом даль­то­ник 1 АAХdУ : 2 АаХdУ : де­воч­ка глу­хая с нор­маль­ным цве­то­вым вос­при­я­ти­ем 1 aaХDХD : 1 aaХDХd : маль­чи­ки глу­хие с нор­маль­ным цве­то­вым зре­ни­ем 1 aaХDУ : маль­чик глу­хой даль­то­ник 1 aaХdУ.

 

3.  Ребёнок  — глу­хой даль­то­ник, его ге­но­тип aaХdУ, пол  — муж­ской (или маль­чик). Ве­ро­ят­ность рож­де­ния ре­бен­ка с обе­и­ми ано­ма­ли­я­ми  — 1/16.

 

4.  За­ко­ны на­след­ствен­но­сти: не­за­ви­си­мое на­сле­до­ва­ние между пер­вым и вто­рым при­зна­ком; сцеп­лен­ное с Х-⁠хро­мо­со­мой по вто­ро­му при­зна­ку.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ответ вклю­ча­ет все на­зван­ные выше эле­мен­ты, не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок3
Ответ вклю­ча­ет 2 из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок, ИЛИ ответ вклю­ча­ет 3 на­зван­ных выше эле­мен­та, но со­дер­жит не­гру­бые био­ло­ги­че­ские ошиб­ки2
Ответ вклю­ча­ет 1 из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок, ИЛИ ответ вклю­ча­ет 2 из на­зван­ных выше эле­мен­тов, но со­дер­жит не­гру­бые био­ло­ги­че­ские ошиб­ки 1
Ответ не­пра­виль­ный0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: ЕГЭ по био­ло­гии 18.04.2015. До­сроч­ная волна
Раздел кодификатора ФИПИ: 3.4 Ге­не­ти­ка, ее за­да­чи. На­след­ствен­ность и из­мен­чи­вость. Ме­то­ды ге­не­ти­ки