СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Биология
≡ биология
сайты - меню - вход - новости




Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 28 № 18225

Глухота — ауто­сом­ный признак; даль­то­низм – признак, сцеп­лен­ный с полом. В браке здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся ребёнок глу­хой дальтоник. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и ребёнка, его пол, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы воз­мож­но­го потомства, ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей с обе­и­ми аномалиями. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в дан­ном случае? Ответ обоснуйте.

Пояснение.

1) Так как у здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся глу­хой ре­бе­нок с дальтонизмом, то оба эти при­зна­ка рецессивны. Ро­ди­те­ли ге­те­ро­зи­гот­ны по пер­вой аллели, мать - ге­те­ро­зи­гот­на по при­зна­ку дальтонима; отец здо­ров - зна­чит его ге­но­тип ХDУ.

 

Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать — АаХDХd, отец — АаХDУ;

 

2) Ро­ди­те­ли об­ра­зу­ют по че­ты­ре типа гамет, для ре­ше­ния за­да­чи не­об­хо­ди­мо по­стро­ить ре­шет­ку Пеннета.

Возможные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей:

мальчик глухой, даль­то­ник 1 ааХdУ :

девочки с нор­маль­ным слу­хом и нор­маль­ным зре­ни­ем 1 ААХDХD : 1 АAХDХd : 2 АаХDХD : 2 АаХDХd :

мальчик с нор­маль­ным слу­хом и нор­маль­ным зре­ни­ем 1 АAХDУ : 2 АaХDУ : маль­чи­ки с нор­маль­ным слу­хом даль­то­ник 1 АAХdУ : 2 АаХdУ : де­воч­ка глу­хая с нор­маль­ным цве­то­вым вос­при­я­ти­ем 1 aaХDХD : 1 aaХDХd : маль­чи­ки глу­хие с нор­маль­ным цве­то­вым зре­ни­ем 1 aaХDУ : маль­чик глу­хой даль­то­ник 1 aaХdУ

 

3) Ребёнок — глу­хой даль­то­ник — его генотип aaХdУ, пол — мужской (или мальчик). Вероятность рождения ребенка с обе­и­ми ано­ма­ли­я­ми — 1/16.

 

4) За­ко­ны наследственности: Не­за­ви­си­мое на­сле­до­ва­ние между пер­вым и вто­рым признаком; сцеп­лен­ное с Х-хромосомой по вто­ро­му признаку.

Источник: ЕГЭ 18.04.2015. До­сроч­ная волна.
Раздел кодификатора ФИПИ: 3.4 Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость. Методы генетики