Вариант № 5660058

ЕГЭ по биологии 30.03.2023. Досрочная волна. Вариант 1

При вы­пол­не­нии за­да­ний с крат­ким от­ве­том впи­ши­те в поле для от­ве­та цифру, ко­то­рая со­от­вет­ству­ет но­ме­ру пра­виль­но­го от­ве­та, или число, слово, по­сле­до­ва­тель­ность букв (слов) или цифр. Ответ сле­ду­ет за­пи­сы­вать без про­бе­лов и каких-либо до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов. Дроб­ную часть от­де­ляй­те от целой де­ся­тич­ной за­пя­той. Еди­ни­цы из­ме­ре­ний пи­сать не нужно.


Если ва­ри­ант задан учи­те­лем, вы мо­же­те впи­сать или за­гру­зить в си­сте­му от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Учи­тель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния за­да­ний с крат­ким от­ве­том и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей ста­ти­сти­ке.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип 1 № 55748
i

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «Ме­то­ды био­ло­ги­че­ских ис­сле­до­ва­ний». За­пи­ши­те в от­ве­те про­пу­щен­ный тер­мин, обо­зна­чен­ный в таб­ли­це во­про­си­тель­ным зна­ком.

 

МетодПри­ме­не­ния ме­то­да
Цен­три­фу­ги­ро­ва­ниеРаз­де­ле­ние кле­точ­ных струк­тур

?Изу­че­ние кле­ток крови при по­мо­щи уве­ли­чи­тель­но­го при­бо­ра


Ответ:

2

В экс­пе­ри­мен­те ис­сле­до­ва­тель пла­ни­ру­ет с по­мо­щью хи­ми­че­ских ре­а­ген­тов по­дав­лять рост пыль­це­вой труб­ки у са­мо­опы­ля­ю­ще­го­ся цвет­ко­во­го рас­те­ния. Как при этом из­ме­нит­ся ко­ли­че­ство со­зрев­ших пло­дов у рас­те­ний и ко­ли­че­ство се­мя­за­чат­ков?

Для каж­дой ве­ли­чи­ны опре­де­ли­те со­от­вет­ству­ю­щий ха­рак­тер её из­ме­не­ния.

 

1.  Уве­ли­чи­лась.

2.  Умень­ши­лась.

3.  Не из­ме­ни­лась.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры для каж­дой ве­ли­чи­ны. Цифры в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

Ко­ли­че­ство пло­довКо­ли­че­ство се­мя­за­чат­ков

Ответ:

3

В зи­го­те ржи 14 хро­мо­сом. Сколь­ко хро­мо­сом в яй­це­клет­ке ржи?


Ответ:

4

Сколь­ко видов гамет фор­ми­ру­ет­ся у ро­ди­тель­ско­го ор­га­низ­ма с ге­но­ти­пом АаBB? Ответ за­пи­ши­те в виде числа.


Ответ:

5
Тип 5 № 55752
i
Развернуть

Каким но­ме­ром на ри­сун­ке обо­зна­чен по­лу­ав­то­ном­ный ор­га­но­ид клет­ки?


Ответ:

6
Тип 6 № 55753
i
Развернуть

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и струк­ту­ра­ми, обо­зна­чен­ны­ми на ри­сун­ке циф­ра­ми 2,3,4: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  Об­ра­зо­ван мик­ро­тру­боч­ка­ми

Б)  Об­ра­зу­ет ли­пи­ды

В)  В со­став вхо­дит РНК

Г)  Об­ра­зу­ет мем­бран­ные ор­га­но­и­ды

Д)  Об­ра­зу­ет нити ве­ре­те­на де­ле­ния

Е)  Об­ра­зу­ет белок

СТРУК­ТУ­РЫ

2)  3)  4)  

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

7

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Какие при­зна­ки ха­рак­тер­ны для мо­ди­фи­ка­ци­он­ной из­мен­чи­во­сти?

 

1.  Носит вне­зап­ный скач­ко­об­раз­ный ха­рак­тер.

2.  Носит мас­со­вый ха­рак­тер.

3.  Ха­рак­те­рен не на­прав­лен­ный ха­рак­тер.

4.  Из­ме­не­ния адек­ват­ны усло­ви­ям среды.

5.  Осу­ществ­ля­ет­ся в ходе по­ло­во­го раз­мно­же­ния.

6.  Воз­мож­на в пре­де­лах нормы ре­ак­ции.


Ответ:

8
Тип 8 № 55755
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность рас­про­стра­не­ния и раз­мно­же­ния бак­те­рио­фа­га.

 

1.  Выход бак­те­рио­фа­гов из бак­те­рии.

2.  Сбор­ка ви­рус­ных ча­стиц.

3.  Об­ра­зо­ва­ние бел­ков ви­ру­са.

4.  При­креп­ле­ние бак­те­рио­фа­га к кле­точ­ной стен­ке бак­те­рии.

5.  Про­ник­но­ве­ние нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты бак­те­рио­фа­га в бак­те­рию.


Ответ:

9
Развернуть

Каким но­ме­ром на ри­сун­ке обо­зна­чен ча­ше­ли­стик?


Ответ:

10
Развернуть

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и струк­ту­ра­ми, обо­зна­чен­ны­ми на ри­сун­ке циф­ра­ми 1,2,3: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  из этой струк­ту­ры об­ра­зу­ет­ся око­ло­плод­ник

Б)  об­ра­зу­ет­ся из мак­ро­спо­ры

В)  жен­ский га­ме­то­фит

Г)  об­ра­зо­ва­ние влаж­ной ка­ме­ры для се­мя­за­чат­ка

Д)  улав­ли­ва­ет пыль­цу

Е)  участ­ву­ет в опло­до­тво­ре­нии

СТРУК­ТУ­РЫ

1)  2)  3)  

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

11
Тип 11 № 55758
i

Ука­жи­те при­зна­ки, ко­то­рые обес­пе­чи­ва­ют теп­ло­кров­ность птиц. Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  Спо­соб­ность к пи­та­нию раз­ной пищей.

2.  Двой­ное ды­ха­ние.

3.  За­мкну­тая кро­ве­нос­ная си­сте­ма.

4.  На­ли­чие киля.

5.  На­ли­чие пе­рье­во­го по­кро­ва.

6.  Раз­де­ле­ние ар­те­ри­аль­ной и ве­ноз­ной крови.


Ответ:

12
Тип 12 № 55759
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность си­сте­ма­ти­че­ских групп, на­чи­ная с са­мо­го наи­выс­ше­го ранга. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1.  Жем­чуж­ни­ца.

2.  Дву­створ­ча­тые.

3.  Жи­вот­ные.

4.  Эу­ка­ри­о­ты.

5.  Мол­люс­ки.

6.  Обык­но­вен­ная жем­чуж­ни­ца.


Ответ:

13
Развернуть

Каким но­ме­ром на ри­сун­ке обо­зна­чен желч­ный пу­зырь?


Ответ:

14
Развернуть

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и струк­ту­ра­ми, обо­зна­чен­ны­ми на ри­сун­ке циф­ра­ми 1, 3, 5: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  рас­щеп­ле­ние цел­лю­ло­зы

Б)  ак­тив­ное вса­сы­ва­ние воды

В)  эмуль­ги­ро­ва­ние жиров

Г)  же­ле­за сме­шан­ной сек­ре­ции

Д)  вы­де­ле­ние пан­кре­а­ти­че­ско­го сока

Е)  за­па­са­ние гли­ко­ге­на

СТРУК­ТУ­РЫ

1)  3)  5)

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

15

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Для про­цес­са свер­ты­ва­е­мо­сти крови ха­рак­тер­но:

 

1)  об­ра­зо­ва­ние ан­ти­тел;

2)  раз­ру­ше­ние эрит­ро­ци­тов;

3)  об­ра­зо­ва­ние тром­ба;

4)  раз­ру­ше­ние тром­бо­ци­тов;

5)  пре­вра­ще­ние фиб­ри­но­ге­на в фиб­рин;

6)  уве­ли­че­ние кон­цен­тра­ции NaCl.


Ответ:

16

Уста­но­ви­те со­под­чи­не­ние в опор­но-⁠дви­га­тель­ной си­сте­ме, на­чи­ная с самой круп­ной еди­ни­цы.

 

1.  Опор­но-⁠дви­га­тель­ная си­сте­ма.

2.  Ске­лет верх­них ко­неч­но­стей.

3.  Пле­че­вой пояс.

4.  Остео­цит.

5.  Ядро.

6.  Клю­чи­ца.


Ответ:

17
Тип 17 № 55764
i

Про­чи­тай­те текст. Вы­бе­ри­те три пред­ло­же­ния, в ко­то­рых опи­сан ста­би­ли­зи­ру­ю­щий отбор. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  Уве­ли­че­ние числа тёмных ба­бо­чек в рай­о­нах с силь­ным за­гряз­не­ни­ем воз­ду­ха.

2.  Ест­вест­вен­ный отбор со­хра­ня­ет при­спо­соб­ле­ния осо­бей к из­ме­ня­ю­щим­ся усло­ви­ям среды.

3.  Су­ще­ство­ва­ние Ла­ти­ме­рии в со­вре­мен­ной фауне.

4.  Фор­ми­ро­ва­ние новой нормы ре­ак­ции.

5.  Отбор со­хра­ня­ет ре­лик­то­вые формы рас­те­ний, на­при­мер, гинк­го.

6.  Дей­ству­ет в по­сто­ян­ных не­из­мен­ных усло­ви­ях, нет из­ме­не­ний при­зна­ков.


Ответ:

18
Тип 18 № 55765
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Для опу­сты­ни­ва­ния ха­рак­тер­но:

 

1)  за­гряз­не­ние во­до­е­мов про­мыш­лен­ны­ми вы­бро­са­ми;

2)  от­стрел рас­ти­тель­но­яд­ных жи­вот­ных;

3)  ак­тив­ное ис­поль­зо­ва­ние зе­мель при зем­ле­де­лии;

4)  выпас скота;

5)  чрез­мер­ное ис­поль­зо­ва­ние гер­би­ци­дов;

6)  вы­брос сточ­ных вод.


Ответ:

19
Тип 19 № 55766
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ор­га­на­ми, к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ПРИ­МЕ­РЫ

А)  ле­гоч­ные мешки па­у­ков и лег­кие ам­фи­бий

Б)  клу­бень кар­то­фе­ля и кор­не­вые шишки

В)  ко­неч­но­сти крота и ласты кита

Г)  ли­стья зем­ля­ни­ки и ко­люч­ки как­ту­са

Д)  ли­стья смо­ро­ди­ны и усики го­ро­ха

ОР­ГА­НЫ

1)  го­мо­ло­гич­ные

2)  ана­ло­гич­ные

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

20
Тип Д20 № 55767
i

Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность смены сред оби­та­ния пе­че­ноч­но­го со­саль­щи­ка на­чи­ная с про­ме­жу­точ­но­го хо­зя­и­на. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

1)  вод­ная среда после окон­ча­тель­но­го хо­зя­и­на

2)  вод­ная рас­ти­тель­ность

3)  пе­чень ко­ро­вы

4)  малый пру­до­вик

5)  экс­кре­мен­ты в окру­жа­ю­щей среде


Ответ:

21
Тип 20 № 55768
i

За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя эле­мен­ты, при­ве­ден­ные в спис­ке. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­вой, вы­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из пред­ло­жен­но­го спис­ка.

 

На­зва­ние про­цес­саМесто про­те­ка­ния ре­ак­цийИто­го­вый про­дукт
под­го­то­ви­тель­ный этапже­лу­доч­но-⁠ки­шеч­ный тракт___________ (В)
___________ (А)ци­то­золь2 АТФ
фос­фо­ри­ли­ро­ва­ние___________ (Б)36 АТФ

 

Спи­сок тер­ми­нов

1.  Гли­ко­лиз.

2.  Ды­ха­ние.

3.  Ли­зо­со­ма.

4.  Ми­то­хон­дрия.

5.  Ци­то­плаз­ма.

6.  Теп­ло­вая энер­гия.

7.  2 мо­ле­ку­лы АТФ.

8.  36 мо­ле­кул АТФ.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми:

AБВ

Ответ:

22
Развернуть

Какая пе­ре­мен­ная в этом экс­пе­ри­мен­те будет за­ви­си­мой (из­ме­ня­ю­щей­ся), а какая  — не­за­ви­си­мой (за­да­ва­е­мой)? Объ­яс­ни­те, как в дан­ном экс­пе­ри­мен­те можно по­ста­вить от­ри­ца­тель­ный кон­троль*? Какие два па­ра­мет­ра не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать при по­ста­нов­ке от­ри­ца­тель­но­го кон­тро­ля. С какой целью не­об­хо­ди­мо такой кон­троль ста­вить?

*От­ри­ца­тель­ный кон­троль  — это экс­пе­ри­мен­таль­ный кон­троль, при ко­то­ром изу­ча­е­мый объ­ект не под­вер­га­ет­ся экс­пе­ри­мен­таль­но­му воз­дей­ствию).


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

23
Развернуть

Какие функ­ции вы­пол­ня­ют мик­ро­ор­га­низ­мы в рубце жвач­ных жи­вот­ных? При­ве­ди­те не менее двух при­ме­ров. По­че­му до­бав­ле­ние серы в ра­ци­он при­ве­ло к из­ме­не­ни­ям, по­ка­зан­ным в таб­ли­це?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

24

Опре­де­ли­те тип и фазу де­ле­ния клет­ки, изоб­ражённой на ри­сун­ке, учи­ты­вая, что ис­ход­ная клет­ка была ди­пло­ид­ной. При­ве­ди­те че­ты­ре обос­но­ва­ния.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

25

В на­уч­но-⁠по­пу­ляр­ном жур­на­ле вышла ста­тья, в ко­то­рой на­пи­са­ны фразы:

«Зер­нов­ка пше­ни­цы  — это се­ме­на зла­ко­вых»;

«Вы­ра­же­ние „струч­ки фа­со­ли“ верно с точки зре­ния био­ло­гии»;

«Кор­не­ви­ща осота, как и корни дру­гих сор­ных рас­те­ний, нужно уни­что­жать, раз­ру­бая ло­па­той».

Опро­верг­ни­те или под­твер­ди­те дан­ные утвер­жде­ния.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

26
Тип 26 № 55773
i

По­че­му у бе­ло­го мед­ве­дя шерсть сма­за­на жи­ро­по­доб­ной смаз­кой? По­че­му у него кожа чер­но­го цвета? По­че­му у него ступ­ни по­кры­ты шер­стью? По­че­му у него не­боль­шо­го раз­ме­ра уши?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

27
Тип 27 № 55774
i
Развернуть

Из­вест­но, что ком­пле­мен­тар­ные цепи нук­ле­и­но­вых кис­лот ан­ти­па­рал­лель­ны (5’ концу одной цепи со­от­вет­ству­ет 3’ конец дру­гой цепи). Син­тез нук­ле­и­но­вых кис­лот на­чи­на­ет­ся с 5’ конца. Ри­бо­со­ма дви­жет­ся по иРНК в на­прав­ле­нии от 5’ к 3’ концу. Ген имеет ко­ди­ру­ю­щую и не­ко­ди­ру­ю­щую об­ла­сти. Фраг­мент на­ча­ла гена имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов:

5’ - ГАЦ­ГЦГ­ТГ­ТА­АТЦГТ­ЦА­ТА­ГАГ - 3’

3’ - ЦТ­ГЦ­Г­ЦА­ЦАТ­ТА­Г­ЦАГ­ТАТЦТЦ - 5’.

Опре­де­ли­те мат­рич­ную цепь ДНК. Опре­де­ли­те по­сле­до­ва­тель­ность ами­но­кис­лот на­ча­ла по­ли­пеп­ти­да, если син­тез на­чи­на­ет­ся с ами­но­кис­ло­ты мет. Объ­яс­ни­те по­сле­до­ва­тель­ность ре­ше­ния за­да­чи. Для вы­пол­не­ния за­да­ния ис­поль­зуй­те таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода. При на­пи­са­нии по­сле­до­ва­тель­но­стей нук­ле­и­но­вых кис­лот ука­зы­вай­те на­прав­ле­ние цепи.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

28

У че­ло­ве­ка ал­ле­ли генов атро­фии зри­тель­но­го нерва и ге­мо­фи­лии типа А на­хо­дят­ся в одной хро­мо­со­ме.

Мо­но­го­мо­зи­гот­ная, не име­ю­щая ука­зан­ных за­бо­ле­ва­ний жен­щи­на, у ма­те­ри ко­то­рой была атро­фия зри­тель­но­го нерва, а отец не имел ука­зан­ных за­бо­ле­ва­ний, вышла замуж за муж­чи­ну без атро­фии, но с ге­мо­фи­ли­ей. Ро­див­ша­я­ся в этом браке здо­ро­вая дочь вышла замуж за муж­чи­ну, не име­ю­ще­го этих за­бо­ле­ва­ний. В этой семье ро­дил­ся ребёнок с атро­фи­ей зри­тель­но­го нерва и ге­мо­фи­ли­ей. Со­ставь­те схемы ре­ше­ния за­да­чи. Ука­жи­те ге­но­ти­пы, фе­но­ти­пы ро­ди­те­лей и ге­но­ти­пы, фе­но­ти­пы, пол воз­мож­но­го потом­ства в двух бра­ках. Объ­яс­ни­те рож­де­ние име­ю­ще­го эти два за­бо­ле­ва­ния ребёнка у здо­ро­вых ро­ди­те­лей во вто­ром браке.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.