Вариант № 6807826

ЕГЭ по биологии 05.06.2024. Основная волна. Разные задачи

При вы­пол­не­нии за­да­ний с крат­ким от­ве­том впи­ши­те в поле для от­ве­та цифру, ко­то­рая со­от­вет­ству­ет но­ме­ру пра­виль­но­го от­ве­та, или число, слово, по­сле­до­ва­тель­ность букв (слов) или цифр. Ответ сле­ду­ет за­пи­сы­вать без про­бе­лов и каких-либо до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов. Дроб­ную часть от­де­ляй­те от целой де­ся­тич­ной за­пя­той. Еди­ни­цы из­ме­ре­ний пи­сать не нужно.


Если ва­ри­ант задан учи­те­лем, вы мо­же­те впи­сать или за­гру­зить в си­сте­му от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Учи­тель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния за­да­ний с крат­ким от­ве­том и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей ста­ти­сти­ке.


Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип 1 № 71716
i

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «При­зна­ки живых си­стем». За­пи­ши­те в от­ве­те про­пу­щен­ный тер­мин, обо­зна­чен­ный в таб­ли­це во­про­си­тель­ным зна­ком.

 

При­зна­ки живых си­стемПри­ме­ры
Из­мен­чи­востьИз­ме­не­ние окрас­ки шер­сти ги­ма­лай­ско­го кро­ли­ка в за­ви­си­мо­сти от тем­пе­ра­ту­ры среды
?Фо­то­син­тез в ли­стьях рас­те­ния

Ответ:

2
Тип 1 № 71715
i

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «Уров­ни ор­га­ни­за­ции живой при­ро­ды». За­пи­ши­те в от­ве­те про­пу­щен­ный тер­мин, обо­зна­чен­ный в таб­ли­це во­про­си­тель­ным зна­ком.

 

Уро­вень ор­га­ни­за­ции живой при­ро­дыПри­мер
По­пу­ля­ци­он­но-⁠ви­до­войОзер­ная ля­гуш­ка мечет икру
?Со­во­куп­ность хро­мо­сом и генов ры­же­го лес­но­го му­ра­вья

Ответ:

3

Рас­те­ние на­хо­ди­лось под стек­лян­ным ку­по­лом. Уче­ные из­ме­ря­ли со­дер­жа­ние азота в воз­ду­хе под ку­по­лом ночью и днём. Как из­ме­ня­ет­ся кон­цен­тра­ция азота в этих усло­ви­ях?

 

1.  Уве­ли­чи­лась.

2.  Умень­ши­лась.

3.  Не из­ме­ни­лась.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры для каж­дой ве­ли­чи­ны. Цифры в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

Со­дер­жа­ние азота ночьюСо­дер­жа­ние азота днем

Ответ:

4
Тип 3 № 71711
i

По пра­ви­лу 10% рас­счи­тай­те, сколь­ко ки­ло­грам­мов травы нужно, чтобы про­кор­мить одну цаплю мас­сой 1,5 кг, если пи­ще­вая це­поч­ка со­сто­ит из че­ты­рех зве­ньев. В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко со­от­вет­ству­ю­щее число.


Ответ:

5
Тип 7 № 71714
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Какие из пе­ре­чис­лен­ных по­ня­тий от­но­сят­ся к хло­ро­пла­стам?

 

1)  цикл Креб­са

2)  дву­мем­бран­ное стро­е­ние

3)  ти­ла­ко­ид

4)  фо­то­лиз воды

5)  хе­мо­син­тез

6)  кле­точ­ный сок


Ответ:

6
Развернуть

Каким но­ме­ром на ри­сун­ке обо­зна­чен ре­зер­ву­ар для спер­ма­то­зо­и­дов?


Ответ:

7
Развернуть

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ор­га­на­ми че­ло­ве­ка, обо­зна­чен­ны­ми на ри­сун­ке выше циф­ра­ми 1, 2, 3: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  со­сто­ит из 2 пе­ще­ри­стых и 1 губ­ча­то­го тела

Б)  пар­ная же­ле­за сме­шан­ной сек­ре­ции

В)  свя­зан с мо­че­ис­пус­ка­тель­ным ка­на­лом (урет­рой)

Г)  на­коп­ле­ние вто­рич­ной (ко­неч­ной) мочи

Д)  имеет эк­зо­крин­ную часть для об­ра­зо­ва­ния спер­ма­то­зо­и­дов

Е)  обес­пе­чи­ва­ет вы­ве­де­ние на­ру­жу вто­рич­ной мочи и се­мен­ной жид­ко­сти

ОР­ГА­НЫ ЧЕ­ЛО­ВЕ­КА

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

8
Тип 19 № 71717
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми и ста­ди­я­ми ан­тро­по­ге­не­за: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ОСО­БЕН­НО­СТИ

А)  изгиб по­зво­ноч­ни­ка

Б)  свод­ча­тая стопа

В)  мел­кие мышцы кисти

Г)  боль­шой го­лов­ной мозг

Д)  боль­шой палец от­дель­но от осталь­ных на кисти рук

Е)  ча­ше­об­раз­ный таз

СТА­ДИЯ АН­ТРО­ПО­ГЕ­НЕ­ЗА

1)  Че­ло­век Уме­лый

2)  Че­ло­век Пря­мо­хо­дя­щий

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

9
Развернуть

Что яв­ля­ет­ся не­за­ви­си­мой и за­ви­си­мой пе­ре­мен­ной в этом экс­пе­ри­мен­те?

Какую роль иг­ра­ет от­ри­ца­тель­ный кон­троль (груп­па 3)?

Какие вы­во­ды можно сде­лать, если в груп­пе 1 ко­ли­че­ство бак­те­рий ока­за­лось ми­ни­маль­ным?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

10
Тип 24 № 71720
i

На ри­сун­ке изоб­ра­жен транс­порт ве­ществ, не тре­бу­ю­щий за­трат АТФ. Дайте ему на­зва­ние. Через какие струк­ту­ры мем­бра­ны клет­ки про­хо­дит ве­ще­ство? Каким спо­со­бом (как на ри­сун­ке 1 или 2) про­ис­хо­дит транс­порт мо­ле­ку­лы глю­ко­зы в клет­ку? Какой гор­мон спо­соб­ству­ет та­ко­му транс­пор­ту?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

11

Какая струк­ту­ра обо­зна­че­на на ри­сун­ке циф­рой 1? В ре­зуль­та­те ка­ко­го де­ле­ния и из какой ис­ход­ной клет­ки она фор­ми­ру­ет­ся? Какой набор хро­мо­сом для неё ха­рак­те­рен? В каком про­цес­се участ­ву­ют клет­ки, обо­зна­чен­ные циф­ра­ми 2 и 3? В чём его осо­бен­ность у цвет­ко­вых рас­те­ний?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

12

Какую роль у крыс вы­пол­ня­ет пла­цен­та? Как по­вли­я­ет на нее до­бав­ле­ние ни­ко­ти­на, если он сужа­ет кро­ве­нос­ные со­су­ды? По­че­му если до­ба­вить ток­син бел­ко­вый с вы­со­кой мо­ле­ку­ляр­ной мас­сой, то он не по­па­дет в кровь плода?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

13
Тип 25 № 71722
i

Вак­ци­на­ция про­тив ту­бер­ку­ле­за (на­при­мер, с ис­поль­зо­ва­ни­ем БЦЖ-вак­ци­ны) фор­ми­ру­ет им­му­ни­тет к воз­бу­ди­те­лю за­бо­ле­ва­ния  — ми­ко­бак­те­рии ту­бер­кулёза. Ука­жи­те, какой тип им­му­ни­те­та фор­ми­ру­ет­ся при вак­ци­на­ции, и через какие два ме­ха­низ­ма он ре­а­ли­зу­ет­ся. По­че­му, не­смот­ря на ки­пя­че­ние одеж­ды, воз­мож­но за­ра­же­ние ту­бер­кулёзом? Ответ по­яс­ни­те.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

14

Бо­тал­лов про­ток  —это про­ток между ар­те­ри­я­ми, ко­то­рый в норме су­ще­ству­ет в эм­бри­о­наль­ном пе­ри­о­де у че­ло­ве­ка и поз­во­ля­ет сни­зить ин­тен­сив­ность цир­ку­ля­ции крови плода в малом круге кро­во­об­ра­ще­ния, пока плод не ис­поль­зу­ет лег­кие. В ред­ких слу­ча­ях про­ток оста­ет­ся у взрос­ло­го че­ло­ве­ка. Между ка­ки­ми со­су­да­ми фор­ми­ру­ет­ся бо­тал­лов про­ток? По­че­му при на­ли­чии дан­ной па­то­ло­гии стен­ка ле­во­го же­лу­доч­ка раз­рас­та­ет­ся (ги­пер­тро­фи­ру­ет­ся)? Из­вест­но, что кли­ни­че­ским про­яв­ле­ни­ем на­ли­чия бо­тал­ло­ва про­то­ка у взрос­ло­го че­ло­ве­ка яв­ля­ет­ся одыш­ка при фи­зи­че­ских на­груз­ках. Как можно объ­яс­нить дан­ный симп­том?

Норма

Па­то­ло­гия


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

15

По­луш­ник  — по­лу­вод­ное рас­те­ние, ко­то­рое может жить и в на­зем­ных усло­ви­ях, и на дне прес­но­вод­ных во­до­е­мов. Днем в во­до­е­мах, где рас­тет по­луш­ник, ак­тив­но фо­то­син­те­зи­ру­ют во­до­рос­ли. По­луш­ник спо­со­бен за­па­сать уг­ле­кис­лый газ в виде ма­ла­та. Затем малат рас­па­да­ет­ся с вы­де­ле­ни­ем СО2. В какое время суток на­кап­ли­ва­ет­ся, а в какое  — рас­па­да­ет­ся малат? По­яс­ни­те ответ. По­че­му в на­зем­ной среде на­коп­ле­ния ма­ла­та не про­ис­хо­дит.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

16
Тип 26 № 71718
i

В малых по­пу­ля­ци­ях су­ще­ствен­ное зна­че­ние при­об­ре­та­ют слу­чай­ные из­ме­не­ния ча­сто­ты встре­ча­е­мо­сти ал­ле­лей. Такое из­ме­не­ние ча­сто­ты встре­ча­е­мо­сти опре­делённых ал­ле­лей в по­пу­ля­ции, как пра­ви­ло, воз­ни­ка­ет при рез­ком со­кра­ще­нии её чис­лен­но­сти и яв­ля­ет­ся одним из фак­то­ров эво­лю­ции. Это яв­ле­ние можно на­блю­дать на при­ме­ре «эф­фек­та бу­ты­лоч­но­го гор­лыш­ка», ко­то­рый про­ил­лю­стри­ро­ван на ри­сун­ках ниже в по­пу­ля­ции се­вер­ных мор­ских сло­нов, став­ших объ­ек­та­ми мас­со­вой охоты в 19 веке. Дайте на­зва­ние этому эво­лю­ци­он­но­му яв­ле­нию. Опи­ши­те «эф­фект бу­ты­лоч­но­го гор­лыш­ка» на при­ме­ре мор­ских сло­нов.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

17

Ти­ти­как­ский сви­стун (Telmatobius culeus)  — эн­де­мик озера Ти­ти­ка­ка. Озеро на­хо­дит­ся на вы­со­те боль­ше 3 тысяч мет­ров, вода в нём хо­лод­ная, ля­гуш­ки живут на дне и они пол­но­стью от­ка­за­лись от жизни на суше, про­во­дя всё время в воде. Дан­ный вид имеет очень боль­шое ко­ли­че­ство мел­ких эрит­ро­ци­тов. Объ­яс­ни­те такую фи­зио­ло­ги­че­скую осо­бен­ность ти­ти­как­ско­го сви­сту­на. На коже сви­сту­на может оби­тать па­ра­зит, из-за чего кожа ля­гуш­ки оро­го­ве­ва­ет. По­че­му после этого ля­гуш­ка по­ги­ба­ет?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

18

У пла­цен­тар­ных мле­ко­пи­та­ю­щих фер­мент гли­ко­ли­за ко­ди­ру­ет­ся одним и тем же геном. Какая форма есте­ствен­но­го от­бо­ра спо­соб­ству­ет этому? При ана­ли­зе ге­но­мов было вы­яв­ле­но, что у раз­ных ор­га­низ­мов дан­ный ген может иметь за­ме­ны нук­лео­ти­дов. По­яс­ни­те, по­че­му при за­ме­не нук­лео­ти­дов фер­мент не ме­ня­ет свою бел­ко­вую струк­ту­ру? Какое свой­ство ге­не­ти­че­ско­го кода про­яв­ля­ет­ся в дан­ном слу­чае?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

19
Тип 26 № 71724
i

У не­ко­то­рых видов ор­га­низ­мов об­на­ру­же­но яв­ле­ние, по­лу­чив­шее на­зва­ние мей­о­ти­че­ский драйв. Это на­ру­ше­ние рав­но­ве­ро­ят­но­го рас­пре­де­ле­ния ал­ле­лей при мей­о­зе: один из ал­ле­лей (обо­зна­чим его D) спо­со­бен по­дав­лять раз­ви­тие гамет, не­су­щих аль­тер­на­тив­ный ал­лель d. В ре­зуль­та­те ал­лель D пе­ре­да­ет­ся потом­ству зна­чи­тель­но чаще, чем d, хотя в го­мо­зи­гот­ном со­сто­я­нии (DD) он может сни­жать жиз­не­спо­соб­ность особи. По­че­му мей­о­ти­че­ский драйв на­ру­ша­ет за­ко­ны Мен­де­ля? По­че­му на­коп­ле­ние драй­во­во­го ал­ле­ля может быть опас­ным для по­пу­ля­ции? При­ве­ди­те при­мер ме­ха­низ­ма, с по­мо­щью ко­то­ро­го есте­ствен­ный отбор может пре­пят­ство­вать рас­про­стра­не­нию та­ко­го ал­ле­ля.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

20

Как свя­за­ны диа­метр пла­цен­ты с весом и дли­ной эм­бри­о­на? Ответ по­яс­ни­те. У каких мле­ко­пи­та­ю­щих нет пла­цен­ты, как у них осу­ществ­ля­ет­ся пи­та­ние эм­бри­о­нов?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

21
Тип 26 № 71729
i

Ещё со времён Дар­ви­на было из­вест­но, что для по­лу­че­ния но­во­го сорта или новой по­ро­ды не­об­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать ди­ко­го пред­ка (дикий тип) ор­га­низ­ма. Если же вме­сто него ис­поль­зо­вать дру­гие сорта (по­ро­ды) или линии, в ко­то­рых мно­же­ство раз про­ис­хо­дил ин­бри­динг (близ­ко­род­ствен­ное скре­щи­ва­ние), то же­ла­е­мо­го эф­фек­та се­лек­ци­о­нер может не до­стиг­нуть.

Как можно объ­яс­нить дан­ный факт? По­че­му даже в ин­бред­ных ли­ни­ях спу­стя мно­же­ство по­ко­ле­ний по­сте­пен­но по­вы­ша­ет­ся эф­фек­тив­ность от­бо­ра (на­сле­ду­е­мое и на­прав­лен­ное из­ме­не­ние при­зна­ка в по­ко­ле­ни­ях)?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

22
Тип 26 № 71731
i

Из­вест­но, что в че­ло­ве­че­ской по­пу­ля­ции му­та­ция, поз­во­ля­ю­щая пе­ре­ва­ри­вать лак­то­зу у взрос­лых людей дол­гое время была ней­траль­ной. Как фор­ми­ро­ва­лась по­ло­жи­тель­ная об­рат­ная связь между есте­ствен­ным от­бо­ром в поль­зу людей, об­ла­да­ю­щих дан­ной му­та­ци­ей, и по­яв­ле­ни­ем ско­то­вод­ства? Как можно объ­яс­нить тот факт, что не­сколь­ко раз­лич­ных му­та­ций на­ча­ли рас­про­стра­нять­ся в раз­ных ре­ги­о­нах па­рал­лель­но друг другу?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.