Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 26 № 71731
i

Из­вест­но, что в че­ло­ве­че­ской по­пу­ля­ции му­та­ция, поз­во­ля­ю­щая пе­ре­ва­ри­вать лак­то­зу у взрос­лых людей дол­гое время была ней­траль­ной. Как фор­ми­ро­ва­лась по­ло­жи­тель­ная об­рат­ная связь между есте­ствен­ным от­бо­ром в поль­зу людей, об­ла­да­ю­щих дан­ной му­та­ци­ей, и по­яв­ле­ни­ем ско­то­вод­ства? Как можно объ­яс­нить тот факт, что не­сколь­ко раз­лич­ных му­та­ций на­ча­ли рас­про­стра­нять­ся в раз­ных ре­ги­о­нах па­рал­лель­но друг другу?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Му­та­ции, поз­во­ля­ю­щие со­хра­нять ак­тив­ность лак­та­зы во взрос­лом воз­расте, слу­чай­но воз­ни­ка­ли в по­пу­ля­ци­ях.

2.  При одо­маш­ни­ва­нии жи­вот­ных мо­ло­ко стало иг­рать роль до­пол­ни­тель­но­го ис­точ­ни­ка пи­та­ния (ка­ло­рий, белка и каль­ция).

3.  Ско­то­вод­ство со­зда­ло дав­ле­ние от­бо­ра в поль­зу за­креп­ле­ния му­та­ции.

4.  Чем боль­ше людей с му­та­ци­ей вы­жи­ва­ло и раз­мно­жа­лось, тем вы­год­нее ста­но­ви­лось дер­жать скот.

5.  Чем боль­ше раз­ви­ва­лось ско­то­вод­ство, тем силь­нее ста­но­ви­лось дав­ле­ние от­бо­ра в поль­зу му­та­ции.

6.  Му­та­ции воз­ни­ка­ли не­за­ви­си­мо в раз­ных ре­ги­о­нах, так как ско­то­вод­ство раз­ви­ва­лось не­за­ви­си­мо в раз­ных ре­ги­о­нах (и везде мо­ло­ко стало важ­ным ре­сур­сом).

7.  В каж­дом ре­ги­о­не были свои му­та­ции, но все они при­во­дят к од­но­му эф­фек­ту  — спо­соб­но­сти к пе­ре­ва­ри­ва­нию лак­та­зы во взрос­лом воз­расте.

8.  Не­за­ви­си­мые му­та­ции в раз­ных ре­ги­о­нах  — при­мер кон­вер­гент­ной эво­лю­ции.

9.  Один и тот же при­знак (пе­ре­но­си­мость лак­то­зы) воз­ник раз­ны­ми пу­тя­ми, по­то­му что везде давал адап­тив­ное пре­иму­ще­ство.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ответ вклю­ча­ет в себя все на­зван­ные выше эле­мен­ты, не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок3
Ответ вклю­ча­ет в себя три из на­зван­ных выше эле­мен­тов, ко­то­рые не со­дер­жат био­ло­ги­че­ских оши­бок2
Ответ вклю­ча­ет в себя два из на­зван­ных выше эле­мен­тов, ко­то­рые не со­дер­жат био­ло­ги­че­ских оши­бок1
Все иные си­ту­а­ции, не со­от­вет­ству­ю­щие пра­ви­лам вы­став­ле­ния 3, 2 и 1 балла0
Мак­си­маль­ный балл3

ИЛИ

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ответ вклю­ча­ет в себя все на­зван­ные выше эле­мен­ты, не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок3
Ответ вклю­ча­ет в себя че­ты­ре из на­зван­ных выше эле­мен­тов, ко­то­рые не со­дер­жат био­ло­ги­че­ских оши­бок2
Ответ вклю­ча­ет в себя три из на­зван­ных выше эле­мен­тов, ко­то­рые не со­дер­жат био­ло­ги­че­ских оши­бок1
Все иные си­ту­а­ции, не со­от­вет­ству­ю­щие пра­ви­лам вы­став­ле­ния 3, 2 и 1 балла0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: ЕГЭ по био­ло­гии 05.06.2024. Ос­нов­ная волна. Раз­ные за­да­чи
Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его кри­те­рии. По­пу­ля­ция. Мик­ро­э­во­лю­ция. Спо­со­бы ви­до­об­ра­зо­ва­ния