Вариант № 5828517

ЕГЭ по биологии 13.06.2023. Основная волна

При вы­пол­не­нии за­да­ний с крат­ким от­ве­том впи­ши­те в поле для от­ве­та цифру, ко­то­рая со­от­вет­ству­ет но­ме­ру пра­виль­но­го от­ве­та, или число, слово, по­сле­до­ва­тель­ность букв (слов) или цифр. Ответ сле­ду­ет за­пи­сы­вать без про­бе­лов и каких-либо до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов. Дроб­ную часть от­де­ляй­те от целой де­ся­тич­ной за­пя­той. Еди­ни­цы из­ме­ре­ний пи­сать не нужно.


Если ва­ри­ант задан учи­те­лем, вы мо­же­те впи­сать или за­гру­зить в си­сте­му от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Учи­тель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния за­да­ний с крат­ким от­ве­том и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей ста­ти­сти­ке.


Версия для печати и копирования в MS Word
1

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «Био­ло­гия  — ком­плекс­ная наука». За­пи­ши­те в от­ве­те про­пу­щен­ный тер­мин, обо­зна­чен­ный во­про­си­тель­ным зна­ком.

 

НаукаИл­лю­стра­ция объ­ек­та изу­че­ния
Па­ле­он­то­ло­гияСо­став­ле­ние фи­ло­ге­не­ти­че­ских рядов ор­га­низ­мов
?Вы­ве­де­ние новых вы­со­ко­уро­жай­ных сор­тов куль­тур­ных рас­те­ний

Ответ:

2

В экс­пе­ри­мен­те ис­сле­до­ва­тель изу­чал из­ме­не­ние хи­ми­че­ско­го со­ста­ва пищи в про­цес­се её пе­ре­ва­ри­ва­ния в ро­то­вой по­ло­сти че­ло­ве­ка при дли­тель­ном ее пе­ре­же­вы­ва­нии. Как в ходе этого про­цес­са из­ме­нит­ся ко­ли­че­ство жиров и по­ли­са­ха­ри­дов, вхо­дя­щих в со­став по­треблённой пищи?

Для каж­дой ве­ли­чи­ны опре­де­ли­те со­от­вет­ству­ю­щий ха­рак­тер её из­ме­не­ния.

 

1.  Уве­ли­чи­лась.

2.  Умень­ши­лась.

3.  Не из­ме­ни­лась.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры для каж­дой ве­ли­чи­ны. Цифры в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

Ко­ли­че­ство жировКо­ли­че­ство по­ли­са­ха­ри­дов

Ответ:

3
Тип 3 № 56952
i

Сколь­ко мо­ле­кул иРНК участ­ву­ет в био­син­те­зе фраг­мен­та по­ли­пеп­ти­да, со­сто­я­ще­го из 58 ами­но­кис­лот? В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко со­от­вет­ству­ю­щее число.


Ответ:

4

Сколь­ко раз­ных фе­но­ти­пов по­лу­чит­ся у потом­ства при скре­щи­ва­нии ге­те­ро­зи­гот­ной самки дро­зо­фи­лы с серой окрас­кой тела и самца с чер­ной окрас­кой тела при пол­ном до­ми­ни­ро­ва­нии? Ответ за­пи­ши­те в виде числа.


Ответ:

5
Тип 5 № 56954
i
Развернуть

Каким но­ме­ром на схеме обо­зна­чен кодон?


Ответ:

6
Тип 6 № 56955
i
Развернуть

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и мо­ле­ку­ла­ми, обо­зна­чен­ны­ми циф­ра­ми на схеме выше: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  со­дер­жит азо­ти­стое ос­но­ва­ние тимин

Б)  слу­жит мат­ри­цей при син­те­зе по­ли­пеп­ти­дов

В)  при­со­еди­ня­ет ами­но­кис­ло­ту

Г)  со­дер­жит ан­ти­ко­дон

Д)  яв­ля­ет­ся мат­ри­цей для син­те­за ри­бо­ну­кле­и­но­вых кис­лот

Е)  яв­ля­ет­ся ком­пле­мен­тар­ной ко­пи­ей гена

МО­ЛЕ­КУ­ЛЫ

1)  1

2)  2

3)  3

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

7
Тип 7 № 56956
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже му­та­ций от­но­сят к ген­ным?

 

1.  Уко­ро­че­ние плеча хро­мо­со­мы.

2.  Из­ме­не­ние со­ста­ва три­пле­та в ДНК.

3.  Из­ме­не­ние пло­ид­но­сти клет­ки.

4.  По­те­ря нук­лео­ти­да.

5.  Удво­е­ние участ­ка хро­мо­со­мы.

6.  За­ме­на аде­ни­на на тимин.


Ответ:

8
Тип 8 № 56957
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность дей­ствий ис­сле­до­ва­те­ля при по­вто­ре­нии скре­щи­ва­ний, про­ве­ден­ных Т. Мор­га­ном. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1.  Ана­ли­зи­ру­ю­щее скре­щи­ва­ние ги­брид­но­го потом­ства.

2.  По­лу­че­ние крос­со­вер­ных и не­крос­со­вер­ных групп в F2.

3.  По­лу­че­ние еди­но­об­раз­но­го потом­ства.

4.  Опре­де­ле­ние рас­сто­я­ния между ге­на­ми.

5.  Скре­щи­ва­ние го­мо­зи­гот­ных ро­ди­тель­ских осо­бей.


Ответ:

9
Тип 9 № 56958
i
Развернуть

Каким но­ме­ром на ри­сун­ке обо­зна­че­на струк­ту­ра, со­дер­жа­щая про­ток ядо­ви­той же­ле­зы?


Ответ:

10
Тип 10 № 56959
i
Развернуть

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и струк­ту­ра­ми, обо­зна­чен­ны­ми на ри­сун­ке выше циф­ра­ми 1, 2, 3: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  обес­пе­чи­ва­ет цир­ку­ля­цию ве­ществ по ор­га­низ­му

Б)  слу­жит для при­креп­ле­ния му­ску­ла­ту­ры

В)  осу­ществ­ля­ет пе­ре­ва­ри­ва­ние пищи

Г)  со­дер­жит ге­мо­лим­фу

Д)  со­сто­ит из хи­ти­на

Е)  вы­де­ля­ет пи­ще­ва­ри­тель­ные фер­мен­ты

СТРУК­ТУ­РЫ

1)  1

2)  2

3)  3

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

11
Тип 11 № 56960
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Какие при­зна­ки ха­рак­тер­ны для изоб­ра­жен­но­го на ри­сун­ке вод­но­го рас­те­ния?

 

1.  Рас­по­ло­же­ние устьиц на верх­ней по­верх­но­сти ли­стьев.

2.  От­сут­ствие кор­ней.

3.  Фор­ми­ро­ва­ние пло­дов.

4.  На­ли­чие тал­ло­ма или сло­е­ви­ща.

5.  Вет­ро­опы­ле­ние.

6.  Двой­ное опло­до­тво­ре­ние.


Ответ:

12
Тип 12 № 56961
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность си­сте­ма­ти­че­ских групп, на­чи­ная с са­мо­го низ­ко­го ранга.

За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1.  Зла­ко­вые.

2.  Цвет­ко­вые.

3.  Ко­стер.

4.  Ко­стер без­остый.

5.  Рас­те­ния.

6.  Од­но­доль­ные.


Ответ:

13
Тип 13 № 56962
i
Развернуть

Каким но­ме­ром на ри­сун­ке обо­зна­че­но стек­ло­вид­ное тело?


Ответ:

14
Тип 14 № 56963
i
Развернуть

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ви­да­ми зри­тель­ных ре­цеп­то­ров сет­чат­ки, обо­зна­чен­ны­ми на ри­сун­ке выше циф­ра­ми 1 и 2: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  Яв­ля­ют­ся ре­цеп­то­ра­ми су­ме­реч­но­го зре­ния

Б)  Пре­об­ла­да­ют по чис­лен­но­сти

В)  Скон­цен­три­ро­ва­ны в жёлтом пятне

Г)  При дис­функ­ции вы­зы­ва­ют даль­то­низм

Д)  Обес­пе­чи­ва­ют цве­то­вое вос­при­я­тие пред­ме­тов

СТРУК­ТУ­РЫ

1)  9

2)  10

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

15
Тип 15 № 56964
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Что ха­рак­тер­но для есте­ствен­но­го им­му­ни­те­та че­ло­ве­ка?

 

1.  Вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся после вве­де­ния че­ло­ве­ку ослаб­лен­ных мик­ро­ор­га­низ­мов.

2.  Обес­пе­чи­ва­ет­ся в ре­зуль­та­те пе­ре­ме­ще­ния ан­ти­тел из крови ма­те­ри в кровь плода.

3.  Вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся после инъ­ек­ции ток­си­нов в ор­га­низм че­ло­ве­ка.

4.  Фор­ми­ру­ет­ся после вве­де­ния че­ло­ве­ку сы­во­рот­ки.

5.  Пе­ре­да­ет­ся из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние по на­след­ству.

6.  Вы­ра­ба­ты­ва­ет­ся после пе­ре­не­се­ния че­ло­ве­ком ин­фек­ци­он­но­го за­бо­ле­ва­ния.


Ответ:

16
Тип 16 № 56965
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих в вы­де­ли­тель­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка. За­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1.  Опо­рож­не­ние мо­че­во­го пу­зы­ря.

2.  Дви­же­ние мочи по мо­че­точ­ни­кам.

3.  Филь­тра­ция крови в кап­су­лах нефро­нов.

4.  По­ступ­ле­ние в кровь воды и глю­ко­зы из из­ви­тых ка­наль­цев.

5.  По­ступ­ле­ние мочи в по­чеч­ную ло­хан­ку.

6.  По­ступ­ле­ние мочи в мо­че­вой пу­зырь.


Ответ:

17
Тип 17 № 56966
i

Про­чи­тай­те текст. Вы­бе­ри­те три пред­ло­же­ния, в ко­то­рых даны опи­са­ния раз­ры­ва­ю­щей (диз­руп­тив­ной) формы есте­ствен­но­го от­бо­ра. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

(1) Два вида ки­шеч­ной па­лоч­ки сфор­ми­ро­ва­лись из одной ис­ход­ный куль­ту­ры в ре­зуль­та­те спе­ци­а­ли­за­ции на пи­та­ние раз­ны­ми са­ха­ра­ми. (2) В по­сто­ян­но из­ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях среды норма ре­ак­ции при­зна­ков по­сте­пен­но сме­ща­ет­ся, внеш­ний облик ор­га­низ­мов из­ме­ня­ет­ся. (3) При дли­тель­ном лет­нем по­ко­се полей сфор­ми­ро­ва­лись ве­сен­няя и осен­няя расы рас­те­ний по­грем­ка. (4) На­у­ти­лу­са и гат­те­рию, от­но­ся­щих­ся к груп­пам, дру­гие пред­ста­ви­те­ли ко­то­рых пол­но­стью вы­мер­ли, на­зы­ва­ют жи­вы­ми ис­ко­па­е­мы­ми. (5) В ре­зуль­та­те ин­тен­сив­но­го вы­ло­ва арк­ти­че­ской белой рыбы после схода льда летом боль­шин­ство пред­ста­ви­те­лей пе­ре­шло к не­ре­сту ран­ней вес­ной или позд­ней осе­нью. (6) Виды глу­бо­ко­вод­ных ра­ко­вин­ных мол­люс­ков мор­фо­ло­ги­че­ски слабо от­ли­ча­ют­ся от близ­ких к ним видов из па­ле­он­то­ло­ги­че­ской ле­то­пи­си.


Ответ:

18
Тип 18 № 56967
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Какие фи­зио­ло­ги­че­ские адап­та­ции для вы­жи­ва­ния в за­суш­ли­вых ме­стах оби­та­ния су­ще­ству­ют у мле­ко­пи­та­ю­щих?

 

1.  Фор­ми­ро­ва­ние длин­ных пе­ред­них ко­неч­но­стей.

2.  Вы­де­ле­ние слизи на по­верх­но­сти кожи.

3.  Обиль­ное раз­ви­тие по­то­вых желёз.

4.  Удлинённая но­со­вая по­лость с узким но­со­вым про­хо­дом.

5.  Ин­тен­сив­ная ре­аб­сорб­ция воды в поч­ках.

6.  Край­нее обез­во­жи­ва­ние фе­ка­лий.


Ответ:

19
Тип 19 № 56968
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и ви­да­ми адап­та­ций ор­га­низ­мов к усло­ви­ям оби­та­ния: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ПРИ­МЕ­РЫ

А)  за­та­и­ва­ние ли­си­цы в укром­ном месте перед на­па­де­ни­ем

Б)  ис­па­ре­ние ли­стья­ми из­быт­ка воды у рас­те­ний

В)  по­вы­ше­ние кон­цен­тра­ции са­ха­ра в кле­точ­ном соке у пер­во­цве­тов вес­ной

Г)  че­ре­до­ва­ние чер­ных и жел­тых полос на брюш­ке у осы

Д)  устрой­ство гнез­да пти­ца­ми

Е)  за­мед­ле­ние об­мен­ных про­цес­сов в ор­га­низ­ме в пе­ри­од спяч­ки у сурка

ВИДЫ АДАП­ТА­ЦИЙ

1)  фи­зио­ло­ги­че­ская

2)  ана­то­мо-⁠мор­фо­ло­ги­че­ская

3)  по­ве­ден­че­ская

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

20
Тип Д20 № 56969
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность дет­рит­ной пи­ще­вой цепи. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1)  зем­ле­рой­ка

2)  пе­рье­вой клещ

3)  сова

4)  жук-ска­ра­бей

5)  ко­ро­вий навоз


Ответ:

21

Рас­смот­ри­те ри­су­нок с изоб­ра­же­ни­ем пра­вой по­ло­ви­ны серд­ца че­ло­ве­ка и за­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя эле­мен­ты, при­ве­ден­ные в спис­ке. для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­вой, вы­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из пред­ло­жен­но­го спис­ка.

 

Фаза сер­деч­но­го циклаПро­дол­жи­тель­ностьДви­же­ние крови
_____________ (А)_____________ (Б)_____________ (В)

 

Спи­сок эле­мен­тов

1.  Из же­лу­доч­ка в ар­те­рию.

2.  0,8 с.

3.  Си­сто­ла же­лу­доч­ка.

4.  0,3 с.

5.  0,1 с.

6.  Из вены в пред­сер­дие.

7.  Си­сто­ла пред­сер­дия.

8.  Из пред­сер­дия в же­лу­до­чек.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми:

AБВ

Ответ:

22
Тип 21 № 56971
i

Про­ана­ли­зи­руй­те таб­ли­цу «По­ка­за­те­ли те­сти­ро­ва­ния дви­га­тель­ных воз­мож­но­стей юно­шей с по­след­стви­я­ми дет­ско­го це­ре­браль­но­го па­ра­ли­ча (ДЦП) и здо­ро­вых сверст­ни­ков».

 

Дви­га­тель­ные ка­че­ства (опи­са­ние упраж­не­ний)Здо­ро­вые юношиЮноши с ДЦПРаз­ни­ца по срав­не­нию со здо­ро­вы­ми (в %)
Ко­ор­ди­на­ци­он­ные спо­соб­но­сти (ко­ли­че­ство от­би­ва­ний во­лей­боль­но­го мяча) (баллы)317−77
Ди­на­ми­че­ская ко­ор­ди­на­ция (по­па­да­ние мячом в ми­шень) (баллы)156−60
Ско­рост­но-си­ло­вые спо­соб­но­сти (даль­ность брос­ка) (м)64−33
Быст­ро­та ре­ак­ции (время, ко­то­рое не­об­хо­ди­мо для улав­ли­ва­ния па­да­ю­ще­го пред­ме­та) (с)0,51,2+140

 

Вы­бе­ри­те все утвер­жде­ния, ко­то­рые можно сфор­му­ли­ро­вать на ос­но­ва­нии ана­ли­за пред­став­лен­ных дан­ных.

 

1.  Быст­ро­та ре­ак­ции у юно­шей с ДЦП хуже более чем в 2 раза по срав­не­нию с их здо­ро­вы­ми сверст­ни­ка­ми.

2.  За­ня­тия ле­чеб­ной физ­куль­ту­рой по­мо­га­ют эф­фек­тив­нее раз­ви­вать дви­га­тель­ные ка­че­ства.

3.  Юно­шам с ДЦП по­сто­ян­но не­об­хо­ди­ма по­сто­рон­няя по­мощь.

4.  У юно­шей с ДЦП дви­га­тель­ные ка­че­ства раз­ви­ты сла­бее от­но­си­тель­но здо­ро­вых сверст­ни­ков.

5.  Лучше всего у юно­шей с ДЦП раз­ви­та ко­ор­ди­на­ци­он­ная спо­соб­ность.

 

За­пи­ши­те в от­ве­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны вы­бран­ные утвер­жде­ния.


Ответ:

23
Развернуть

Какая пе­ре­мен­ная в этом экс­пе­ри­мен­те будет за­ви­си­мой (из­ме­ня­ю­щей­ся), а какая  — не­за­ви­си­мой (за­да­ва­е­мой)? Какие два усло­вия долж­ны вы­пол­нять­ся при по­ста­нов­ке от­ри­ца­тель­но­го кон­тро­ля* в этом экс­пе­ри­мен­те. С какой целью не­об­хо­ди­мо осу­ществ­лять такой кон­троль?

*От­ри­ца­тель­ный кон­троль  — это экс­пе­ри­мен­таль­ный кон­троль (опыт), при ко­то­ром изу­ча­е­мый объ­ект не под­вер­га­ет­ся экс­пе­ри­мен­таль­но­му воз­дей­ствию с со­хра­не­ни­ем всех осталь­ных усло­вий.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

24
Тип 23 № 56973
i
Развернуть

При зна­чи­тель­ном уча­ще­нии ды­ха­ния раз­ви­ва­ет­ся ре­спи­ра­тор­ный ал­ка­лоз (уве­ли­че­ние свыше 7,45 зна­че­ния рН крови). За счёт чего про­ис­хо­дит уве­ли­че­ние зна­че­ния pH крови? К каким по­след­стви­ям может при­ве­сти ал­ка­лоз? Какой за­щит­ный ме­ха­низм су­ще­ству­ет в ор­га­низ­ме мле­ко­пи­та­ю­щих (в том числе че­ло­ве­ка) для под­дер­жа­ния по­сто­ян­ства рН внут­рен­ней среды?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

25

Какая струк­ту­ра серд­ца че­ло­ве­ка обо­зна­че­на на ри­сун­ке во­про­си­тель­ным зна­ком? Ка­ко­ва осо­бен­ность её стро­е­ния и где она рас­по­ло­же­на? В чём за­клю­ча­ет­ся функ­ция этой струк­ту­ры? В каких со­сто­я­ни­ях на­хо­дит­ся дан­ная струк­ту­ра в мо­мент си­сто­лы же­лу­доч­ков и мо­мент общей диа­сто­лы серд­ца?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

26

Не­рест у рыбы нерки (Oncorhynchus nerka) со­про­вож­да­ет­ся де­мон­стра­ци­ей ха­рак­тер­но­го танца и спе­ци­фи­че­ски­ми виб­ра­ци­я­ми. Во время из­ги­бов тела и дро­жа­ния самец и самка про­из­во­дят ко­ле­ба­ния с опре­делённой ча­сто­той. В каком ор­га­не на­хо­дят­ся ре­цеп­то­ры, с по­мо­щью ко­то­рых самец и самка вос­при­ни­ма­ют сиг­нал? К какой груп­пе по ха­рак­те­ру раз­дра­жи­те­ля от­но­сят­ся эти ре­цеп­то­ры? Будет ли самец про­яв­лять не­ре­сто­вое по­ве­де­ние, если к нему под­са­дить самку близ­ко­го вида, ко­то­рая де­мон­стри­ру­ет ана­ло­гич­ный танец и имеет в 2 раза боль­ший раз­мер тела? Ответ по­яс­ни­те. Ука­жи­те усло­вие ме­сто­оби­та­ния рыб, для ко­то­рых эти ре­цеп­то­ры яв­ля­ют­ся ос­нов­ны­ми при ори­ен­та­ции в про­стран­стве.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

27
Тип 26 № 56976
i

На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны формы клюва у пред­ста­ви­те­лей раз­ных видов се­мей­ства цве­точ­ниц, оби­та­ю­щих на Га­вай­ских ост­ро­вах.

Ука­жи­те по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов, ко­то­рые при­ве­ли к фор­ми­ро­ва­нию мно­го­об­ра­зия форм клюва с по­зи­ции со­вре­мен­ной син­те­ти­че­ской тео­рии эво­лю­ции. Как на­зы­ва­ет­ся такая форма на­прав­лен­ной эво­лю­ции? Чем она ха­рак­те­ри­зу­ет­ся?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

28
Тип 27 № 56977
i
Развернуть

Из­вест­но, что ком­пле­мен­тар­ные цепи нук­ле­и­но­вых кис­лот ан­ти­па­рал­лель­ны (5’ концу одной цепи со­от­вет­ству­ет 3’ конец дру­гой цепи). Син­тез нук­ле­и­но­вых кис­лот на­чи­на­ет­ся с 5’ конца. Ри­бо­со­ма дви­жет­ся по иРНК в на­прав­ле­нии от 5’ к 3’ концу.

Ген имеет ко­ди­ру­ю­щую и не­ко­ди­ру­ю­щую об­ла­сти. Ко­ди­ру­ю­щая об­ласть гена на­зы­ва­ет­ся от­кры­тая рамка счи­ты­ва­ния. Фраг­мент конца гена имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов (ниж­няя цепь мат­рич­ная (транс­кри­би­ру­е­мая):

5’ - ТАЦ­ТАЦГ­ТАТ­ГАГТЦГ­ТА­АГ­ТАЦГ - 3’

3’ - АТ­ГАТ­Г­ЦА­ТАЦТ­ЦА­Г­ЦАТТ­ЦАТ­ГЦ - 5’.

Опре­де­ли­те иРНК и вер­ную от­кры­тую рамку счи­ты­ва­ния. Най­ди­те по­сле­до­ва­тель­ность ами­но­кис­лот во фраг­мен­те конца по­ли­пеп­тид­ной цепи. Из­вест­но, что ито­го­вый по­ли­пеп­тид, ко­ди­ру­е­мый этим геном, имеет длину более четырёх ами­но­кис­лот. Ука­жи­те по­сле­до­ва­тель­ность эта­пов ре­ше­ния за­да­чи. Для вы­пол­не­ния за­да­ния ис­поль­зуй­те таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода. При на­пи­са­нии по­сле­до­ва­тель­но­стей нук­ле­и­но­вых кис­лот ука­зы­вай­те на­прав­ле­ние цепи.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

29
Тип 28 № 56978
i

При скре­щи­ва­нии рас­те­ния то­ма­та со слож­ны­ми со­цве­ти­я­ми, опушёнными пло­да­ми и рас­те­ния с про­сты­ми со­цве­ти­я­ми, глад­ки­ми пло­да­ми всё потом­ство по­лу­чи­лось с про­сты­ми со­цве­ти­я­ми, опушёнными пло­да­ми. В ана­ли­зи­ру­ю­щем скре­щи­ва­нии ги­брид­но­го потом­ства по­лу­чи­лось че­ты­ре раз­ные фе­но­ти­пи­че­ские груп­пы, две из них со­ста­ви­ли по 8% от об­ще­го ко­ли­че­ства по­том­ков. Со­ставь­те схемы скре­щи­ва­ний. Ука­жи­те ге­но­ти­пы, фе­но­ти­пы ро­ди­тель­ских осо­бей и ге­но­ти­пы, фе­но­ти­пы, долю каж­дой груп­пы по­том­ков в ана­ли­зи­ру­ю­щем скре­щи­ва­нии. По­строй­те ге­не­ти­че­скую карту для ука­зан­ных выше генов, ука­жи­те на ней ме­сто­по­ло­же­ние каж­до­го гена и рас­сто­я­ние (в %) между ними, опре­де­ли­те тип на­сле­до­ва­ния генов ука­зан­ных выше при­зна­ков.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.