ЕГЭ по биологии 05.04.2017. Досрочная волна.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Рассмотрите предложенную схему направлений эволюции. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.
Ответ:
Выберите два верных ответа из пяти и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. С помощью световой микроскопии в клетке можно различить
1) рибосомы
2) вакуоль
3) микротрубочки
4) клеточную стенку
5) эндоплазматическую сеть
Ответ:
Сколько молекул ДНК содержится в ядре клетки после репликации, если в диплоидном наборе содержится 46 молекул ДНК? В ответе запишите только соответствующее число.
Ответ:
Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используют для описания процессов происходящих в интерфазе. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) репликация ДНК
2) синтез АТФ
3) формирование ядерной оболочки
4) синтез всех видов РНК
5) спирализация хромосом
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и органоидами клетки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) замкнутая молекула ДНК
Б) окислительные ферменты на кристах
B) внутреннее содержимое — кариоплазма
Г) линейные хромосомы
Д) наличие хроматина в интерфазе
Е) складчатая внутренняя мембрана
1) ядро
2) митохондрии
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Сколько разных фенотипов образуется у потомков при скрещивании двух гетерозиготных растений душистого горошка с розовыми цветками (красный цвет неполно доминирует над белым)? В ответе запишите только количество фенотипов.
Ответ:
Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания мутационной изменчивости. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) образуется под воздействием рентгеновских лучей
2) обладает направленной модификацией
3) изменяется в пределах нормы реакции
4) формируется в результате нарушения мейоза
5) возникает внезапно у отдельных особей
Ответ:
Установите соответствие между примерами и способами размножения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) размножение фиалки листьями
Б) живорождение у акулы
В) деление надвое инфузории-туфельки
Г) почкование гидры
Д) вымётывание рыбами икры
Е) партеногенез пчёл
1) бесполое
2) половое
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Для грибов характерны следующие признаки:
1) содержат хитин в оболочках клеток
2) имеют ограниченный рост
3) по типу питания - гетеротрофы
4) имеют корневые волоски
5) выполняют роль редуцентов в экосистеме
6) являются доядерными организмами
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и классами членистоногих: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) наличие двух пар усиков
Б) перенос некоторыми видами опасных для
человека заболеваний
B) внешнее пищеварение
Г) регулирование численности насекомых
Д) очищение водоёмов от органических остатков
Е) наличие четырёх пар конечностей
1) Ракообразные
2) Паукообразные
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Комар.
2. Членистоногие.
3. Двукрылые.
4. Насекомые.
5. Комар малярийный.
6. Животные.
Ответ:
Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Череп человека». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) лобная кость
2) затылочная кость
3) височная кость
4) теменная кость
5) нижнечелюстная кость
6) скуловая кость
Ответ:
Установите соответствие между органами человека и полостями тела, в которых эти органы расположены: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) сердце
Б) почки
B) лёгкие
Г) трахея
Д) печень
Е) селезёнка
1) грудная
2) брюшная
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите последовательность прохождения сигналов по сенсорной зрительной системе. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Роговица.
2. Зрительная зона коры мозга.
3. Стекловидное тело.
4. Зрительный нерв.
5. Хрусталик.
6. Сетчатка.
Ответ:
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки. (2) Пузырчатка обыкновенная произрастает по канавам, прудам, стоячим и медленно текущим водоёмам, болотам. (3) Листья растений рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками. (4) Пузырчатка цветёт с июня по сентябрь. (5) Цветки окрашены в жёлтый цвет, сидят по 5–10 на цветоносе. (6) Пузырчатка обыкновенная — насекомоядное растение.
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и путями достижения биологического прогресса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) частные приспособления к условиям жизни
Б) возникновение классов животных
B) образование родов внутри семейств
Г) повышение уровня организации организмов
Д) возникновение отделов растений
1) ароморфоз
2) идиоадаптация
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К естественным биогеоценозам относят:
1) дубраву;
2) болото;
3) сад;
4) огород;
5) ельник;
6) пастбище.
Ответ:
Установите соответствие между признаками и экосистемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) низкая саморегуляция
Б) разнообразие продуцентов
B) доминирование монокультуры
Г) короткие пищевые цепи
Д) разветвлённые сети питания
Е) видовое разнообразие животных
1) пшеничное поле
2) ковыльная степь
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите последовательность стадий развития печёночного сосальщика, начиная с выделения яиц окончательным хозяином во внешнюю среду. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) образование цисты
2) внедрение личинки в тело малого прудовика
3) размножение личинки
4) выход личинки из яиц в воде
5) прикрепление хвостатой личинки к водным предметам
6) выход личинки из тела малого прудовика
Ответ:
Рассмотрите рисунок с изображением фазы сердечного цикла. Определите название этой фазы, её продолжительность и направление движения крови. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и процессы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или процесс из предложенного списка.
| Фазы сердечного цикла | Продолжительность | Движение крови |
|---|---|---|
| ________ (А) | _________ (Б) | ________ (С) |
Список терминов и процессов
1. Поступление крови из предсердия в желудочек.
2. Поступление крови из желудочка в артерию.
3. Поступление крови из вен в предсердие.
4. Систола предсердия.
5. 0,8 с.
6. Систола желудочка.
7. 0,3 с.
8. 0,1 с.
Ответ:
Проанализируйте таблицу «Время, необходимое для узнавания тест-изображения». Испытуемым демонстрировались цифры разных цветов и чёрно-белые изображения разной сложности. Фиксировалось время, необходимое испытуемому, чтобы распознать и назвать объект.
| Изображения | Среднее время узнавания (мс) | |
|---|---|---|
| Простые | 25,0 | |
| Средней сложности | 37,5 | |
| Сложные | 70,0 | |
| Цифры | Чёрные | 27,5 |
| Жёлтые | 67,5 | |
| Красные | 37,5 | |
| Зелёные | 45,0 | |
| Синие | 62,5 | |
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.
1. Чем проще объект, тем меньше света необходимо для его узнавания.
2. Время узнавания цифр не зависит от их цвета.
3. Чёрные объекты распознаются быстрее цветных.
4. Цветные цифры распознаются быстрее, чем сложное изображение.
5. В сумерках распознавание цветного объекта ослабевает.
Ответ:
В плодах некоторых сортов растений (апельсинов, мандаринов) отсутствуют семена. Какие методы классической селекции используются для получения таких сортов и как размножаются эти растения?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Определите тип и фазу деления исходной диплоидной клетки, изображённой на схеме. Дайте обоснованный ответ.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.
(1)Рыбы - обитатели водной среды. (2) По происхождению и особенностям строения рыб подразделяют на 2 класса: Хрящевые рыбы и Костные рыбы. (3) Заострённая спереди голова слита с туловищем, которое начинается от свободного края жаберных крышек и заканчивается хвостовым отделом. (4) У всех рыб жабры открываются снаружи тела жаберными щелями. (5) Все рыбы имеют плавательный пузырь. (б) Наиболее древние из костных рыб Кистепёрые рыбы. (7) Для них характерны мясистые, покрытые чешуёй плавники, развитая у взрослых рыб хорда, плохо развитый плавательный пузырь и другие особенности.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие особенности строения сустава делают его прочным, подвижным и уменьшают трение между костями? Укажите четыре особенности. Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В результате длительного применения ядохимикатов на полях могут наблюдаться вспышки роста численности вредителей. Объясните, почему могут происходить такие вспышки роста численности. Приведите не менее четырёх причин.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на котором синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГААГЦТГТТЦГГАЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Обоснуйте последовательность Ваших действий. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй - из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, находится искомая аминокислота.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
При скрещивании растений душистого горошка с усиками на побегах и яркими цветками и растений без усиков на побегах с бледными цветками все гибриды F1 получились с усиками и яркими цветками. В анализирующем скрещивании гибридов F1 получили растения: 323 с усиками и яркими цветками, 311 без усиков и с бледными цветками, 99 с усиками и бледными цветками, 101 без усиков и с яркими цветками. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в потомстве.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.