СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Биология
≡ биология
сайты - меню - вход - новости


Каталог заданий.
Общая биология

Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задание 24 № 11025

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте, ис­правь­те их, ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они сде­ла­ны, за­пи­ши­те эти пред­ло­же­ния без оши­бок.

1. Все живые ор­га­низ­мы — жи­вот­ные, рас­те­ния, грибы, бак­те­рии, ви­ру­сы — со­сто­ят из кле­ток.

2. Любые клет­ки имеют плаз­ма­ти­че­скую мем­бра­ну.

3. Сна­ру­жи от мем­бра­ны у кле­ток живых ор­га­низ­мов име­ет­ся жест­кая кле­точ­ная стен­ка.

4. Во всех клет­ках име­ет­ся ядро.

5. В кле­точ­ном ядре на­хо­дит­ся ге­не­ти­че­ский ма­те­ри­ал клет­ки — мо­ле­ку­лы ДНК.

Раздел кодификатора ФИПИ: 2.1 Клеточное строение организмов
Пояснение · ·

2
Задание 24 № 11290

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

 

1. Полисахарид целлюлоза выполняет в клетке растения резервную, запасающую функцию. 2. Накапливаясь в клетке, углеводы выполняют главным образом регуляторную функцию. 3. У членистоногих полисахарид хитин формирует покровы тела. 4. У растений клеточные стенки образованы полисахаридом крахмалом. 5. Полисахариды обладают гидрофобностью.

Источник: Банк заданий ФИПИ

3
Задание 24 № 11297

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.

 

1. Генеалогический метод, используемый в генетике человека, основан на изучении родословного древа. 2. Благодаря генеалогическому методу были установлены типы наследования конкретных признаков. 3. Близнецовый метод позволяет прогнозировать рождение однояйцовых близнецов. 4. При использовании цитогенетического метода устанавливают наследование у человека групп крови. 5. Характер наследования гемофилии (плохой свёртываемости крови) был установлен путём изучения строения и числа хромосом. 6. В последние годы показано, что достаточно часто многие наследственные патологии у человека связаны с нарушением обмена веществ. 7. Известны аномалии углеводного, аминокислотного, липидного и других типов обмена.

Источник: Банк заданий ФИПИ

4
Задание 24 № 11346

Най­ди­те ошиб­ки в при­ве­ден­ном тек­сте. Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, и ис­правь­те их.

 

1. Род­ство че­ло­ве­ка и жи­вот­ных под­твер­жда­ет­ся на­ли­чи­ем у них ру­ди­мен­тов и ата­виз­мов. 2. Ру­ди­мен­ты – это при­зна­ки, край­не редко встре­ча­ю­щи­е­ся у че­ло­ве­ка, но име­ю­щи­е­ся у жи­вот­ных. 3. К ру­ди­мен­там че­ло­ве­ка от­но­сят зубы муд­ро­сти, ап­пен­дикс, обиль­ный во­ло­ся­ной по­кров на теле че­ло­ве­ка, по­лу­лун­ную склад­ку в угол­ке глаз. 4. Ата­виз­мы – это при­зна­ки воз­вра­та к при­зна­кам пред­ков. 5. В норме эти гены бло­ки­ру­ют­ся. 6. Они про­яв­ля­ют­ся при на­ру­ше­нии ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия че­ло­ве­ка – фи­ло­ге­не­за. 7. При­ме­ра­ми ата­виз­мов слу­жат: мно­го­сос­ко­вость, рож­де­ние хво­ста­тых людей.

Пояснение · ·

5
Задание 24 № 11349

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они сде­ла­ны, и ис­правь­те их.

1. В со­став пи­ще­вой цепи био­гео­це­но­за вхо­дят про­ду­цен­ты, кон­су­мен­ты и ре­ду­цен­ты.

2. Пер­вым зве­ном пи­ще­вой цепи яв­ля­ют­ся кон­су­мен­ты.

3. У кон­су­мен­тов на свету на­кап­ли­ва­ет­ся энер­гия, усво­ен­ная в про­цес­се фо­то­син­те­за.

4. В тем­но­вой фазе фо­то­син­те­за вы­де­ля­ет­ся кис­ло­род.

5. Ре­ду­цен­ты спо­соб­ству­ют осво­бож­де­нию энер­гии, на­коп­лен­ной кон­су­мен­та­ми и про­ду­цен­та­ми.

Пояснение · ·

6
Задание 24 № 12067

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они сде­ла­ны, ис­правь­те их.

 

1. Все ор­га­низ­мы об­ла­да­ют на­след­ствен­но­стью и из­мен­чи­во­стью.

2. Му­та­ции – это слу­чай­но воз­ник­шие стой­кие из­ме­не­ния ге­но­ти­па, за­тра­ги­ва­ю­щие целые хро­мо­со­мы, их части или от­дель­ные гены.

3. Из­ме­не­ния, свя­зан­ные с удво­е­ни­ем ка­ко­го-либо нук­лео­ти­да в гене, от­но­сят к ге­ном­ным му­та­ци­ям.

4. Внут­ри­хро­мо­сом­ные пе­ре­строй­ки могут быть свя­за­ны с удво­е­ни­ем гена.

5. Если в клет­ке про­ис­хо­дит из­ме­не­ние числа хро­мо­сом, то такие му­та­ции на­зы­ва­ют ген­ны­ми.

6. Му­та­ции все­гда по­лез­ны ор­га­низ­му.


7
Задание 24 № 12068

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они сде­ла­ны, ис­правь­те их.

 

1. По­пу­ля­ция пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность осо­бей раз­ных видов, дли­тель­ное время на­се­ля­ю­щих общую тер­ри­то­рию.

2. По­пу­ля­ции од­но­го и того же вида от­но­си­тель­но изо­ли­ро­ва­ны друг от друга.

3. По­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся струк­тур­ной еди­ни­цей вида.

4. По­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся дви­жу­щей силой эво­лю­ции.

5. Ли­чин­ки ко­ма­ров, жи­ву­щие в мел­кой луже, пред­став­ля­ют собой по­пу­ля­цию.


8
Задание 24 № 12691

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

 

1. Аро­мор­фоз — на­прав­ле­ние эво­лю­ции, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны мел­кие адап­та­ци­он­ные из­ме­не­ния. 2. В ре­зуль­та­те аро­мор­фо­за фор­ми­ру­ют­ся новые виды в пре­де­лах одной груп­пы. 3.  Бла­го­да­ря эво­лю­ци­он­ным из­ме­не­ни­ям ор­га­низ­мы осва­и­ва­ют новые среды оби­та­ния. 4. В ре­зуль­та­те аро­мор­фо­за про­изошёл выход жи­вот­ных на сушу. 5. К аро­мор­фо­зам также от­но­сят фор­ми­ро­ва­ние при­спо­соб­ле­ний к жизни на дне моря у кам­ба­лы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окрас­ку под цвет грун­та.

Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 4.

9
Задание 24 № 13741

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

 

1. По­пу­ля­ция пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность сво­бод­но скре­щи­ва­ю­щих­ся видов, дли­тель­ное время на­се­ля­ю­щих общую тер­ри­то­рию. 2. Ос­нов­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми по­пу­ля­ции яв­ля­ют­ся чис­лен­ность, плот­ность, воз­раст­ная, по­ло­вая, про­стран­ствен­ная струк­ту­ра. 3. По­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся струк­тур­ной еди­ни­цей био­сфе­ры. 4. По­пу­ля­ция — это эле­мен­тар­ная еди­ни­ца эво­лю­ции. 5. Ли­чин­ки раз­ных на­се­ко­мых, жи­ву­щие в прес­ном водоёме, пред­став­ля­ют собой по­пу­ля­цию.

Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Дальний Восток. Вариант 1.
Пояснение · ·

10
Задание 24 № 16145

Найдите ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те но­ме­ра предложений, в ко­то­рых они допущены, ис­правь­те их.

1. Г. Мен­дель скре­щи­вал две чи­стые линии рас­те­ний гороха. 2. Они от­ли­ча­лись по двум при­зна­кам – жёлтому и зелёному цвету семян. 3. В пер­вом по­ко­ле­нии от скре­щи­ва­ния этих линий по­яви­лись рас­те­ния да­ю­щие только

плоды с жёлтыми семенами. 4. Во вто­ром поколении, по­лу­чен­ном от скре­щи­ва­ния ги­бри­дов пер­во­го поколения, по­яви­лись растения, как с жёлтыми, так и с зелёными семенами. 5. При этом по­ло­ви­на ги­бри­дов да­ва­ла жёлтые семена. 6. Окрас­ку семян, про­явив­шу­ю­ся в двух по­ко­ле­ни­ях ги­бри­дов (жёлтую), на­зва­ли рецессивной.


11
Задание 24 № 16273

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

1. Со­глас­но В. И. Вер­над­ско­му живое ве­ще­ство — это со­во­куп­ность всех живых ор­га­низ­мов пла­не­ты. 2. Живое ве­ще­ство про­ни­зы­ва­ет всю ат­мо­сфе­ру, часть гид­ро­сфе­ры и ли­то­сфе­ры. 3. Живое ве­ще­ство вы­пол­ня­ет в био­сфе­ре га­зо­вую и кон­цен­тра­ци­он­ную функ­ции. 4. В ходе эво­лю­ции жи­во­го ве­ще­ства его функ­ции из­ме­ня­лись, ста­но­ви­лись более раз­но­об­раз­ны­ми, по­яви­лась окис­ли­тель­но-вос­ста­но­ви­тель­ная функ­ция. 5. Не­ко­то­рые функ­ции жи­во­го ве­ще­ства, такие как усво­е­ние мо­ле­ку­ляр­но­го азота, вос­ста­нов­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа, могут вы­пол­нять толь­ко рас­те­ния. 6 Живое ве­ще­ство ор­га­ни­зо­ва­но в био­це­но­зы — живые ком­по­нен­ты эко­си­сте­мы.

Раздел: Основы экологии
Источник: ЕГЭ по биологии 12.06.2013. Вторая волна. Вариант 1.
Пояснение · ·

12
Задание 24 № 16379

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, ис­правь­те их.

1. Между ви­да­ми су­ще­ству­ет ре­про­дук­тив­ная изо­ля­ция. 2. Этот фак­тор спо­соб­ству­ет со­хра­не­нию вида, как са­мо­сто­я­тель­ной эво­лю­ци­он­ной еди­ни­цы. 3. Осо­бен­но важно, чтобы изо­ля­ция воз­ни­ка­ла между ге­не­ти­че­ски отдалёнными раз­но­вид­но­стя­ми и ви­да­ми. 4. Воз­мож­ность скре­щи­ва­ния между ними выше, чем с близ­ки­ми, род­ствен­ны­ми ви­да­ми. 5. За­щи­та от чужих генов до­сти­га­ет­ся раз­ны­ми спо­со­ба­ми: раз­лич­ны­ми сро­ка­ми со­зре­ва­ния гамет, сход­ны­ми ме­ста­ми оби­та­ния, спо­соб­но­стью яй­це­клет­ки раз­ли­чать свои и чужие спер­ма­то­зо­и­ды. 6. Меж­ви­до­вые ги­бри­ды часто бы­ва­ют не­жиз­не­спо­соб­ны или бес­плод­ны.

Пояснение · ·

13
Задание 24 № 17773

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны. Ис­правь­те ошиб­ки.

1. По­пу­ля­ция пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность сво­бод­но скре­щи­ва­ю­щих­ся осо­бей раз­ных видов, дли­тель­ное время на­се­ля­ю­щих общую тер­ри­то­рию. 2. Ос­нов­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми по­пу­ля­ции яв­ля­ют­ся чис­лен­ность, плот­ность, воз­раст­ная, по­ло­вая и про­стран­ствен­ная струк­ту­ры. 3. По­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся струк­тур­ной еди­ни­цей живой при­ро­ды. 4. Со­во­куп­ность всех генов по­пу­ля­ции на­зы­ва­ет­ся её ге­но­фон­дом. 5. Чис­лен­ность по­пу­ля­ции все­гда ста­биль­на. 6. По­пу­ля­ции од­но­го вида ге­не­ти­че­ски не­од­но­род­ны, т. е. об­ла­да­ют раз­лич­ны­ми ге­но­фон­да­ми.

Пояснение · ·

14
Задание 24 № 18261

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, ис­правь­те их.

 

(1) Про­ис­хож­де­ние жизни на Земле по-раз­но­му объ­яс­ня­ют не­сколь­ко раз­лич­ных ги­по­тез. (2) Ги­по­те­за са­мо­за­рож­де­ния ука­зы­ва­ет на воз­мож­ность по­яв­ле­ния живых су­ществ толь­ко от живых ро­ди­те­лей. (3) Её при­вер­жен­ца­ми были Р. Гук, Л. Па­стер и ряд дру­гих учёных. (4) Кре­а­ци­о­низм – ещё одна ги­по­те­за, утвер­жда­ю­щая, что жизнь су­ще­ство­ва­ла вечно. (5) А.И. Опа­рин и ан­глий­ский био­лог Дж. Хол­дейн пред­по­ло­жи­ли, что ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства и ор­га­низ­мы воз­ник­ли абио­ген­ным путём из не­ор­га­ни­че­ско­го ве­ще­ства в ре­зуль­та­те дли­тель­ной эво­лю­ции. (6) Жизнь воз­ник­ла на Земле при­мер­но 3,5 млрд лет назад.

Пояснение · ·

15
Задание 24 № 18353

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

 

1. Среди ав­то­троф­ных ор­га­низ­мов боль­шое ко­ли­че­ство рас­те­ний. 2. На­ря­ду с ав­то­троф­ным пи­та­ни­ем су­ще­ству­ет ге­те­ро­троф­ное. 3. К ге­те­ро­тро­фам от­но­сят па­ра­зи­ти­че­ские и сор­ные рас­те­ния. 4. Сор­ные рас­те­ния кон­ку­ри­ру­ют с куль­тур­ны­ми за свет, воду, ми­не­раль­ные соли, . 5. Часто куль­тур­ные рас­те­ния не вы­дер­жи­ва­ют кон­ку­рен­ции. 6. Рас­те­ния-па­ра­зи­ты по­гло­ща­ют и из ор­га­низ­мов рас­те­ний, на ко­то­рых па­ра­зи­ти­ру­ют. 7. Они имеют мно­го­чис­лен­ные при­спо­соб­ле­ния к па­ра­зи­тиз­му, на­при­мер: корни-при­сос­ки

Пояснение · ·

16
Задание 24 № 18393

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

 

1. Му­та­ции – это слу­чай­но воз­ник­шие стой­кие из­ме­не­ния ге­но­ти­па ор­га­низ­ма. 2. Ген­ные или точ­ко­вые му­та­ции свя­за­ны с из­ме­не­ни­ем по­сле­до­ва­тель­но­сти нук­лео­ти­дов в мо­ле­ку­ле ДНК. 3. Хро­мо­сом­ные му­та­ции — наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щий­ся класс му­та­ци­он­ных из­ме­не­ний. 4. Хро­мо­сом­ны­ми на­зы­ва­ют му­та­ции, при­во­дя­щие к из­ме­не­нию числа хро­мо­сом. 5. По­яв­ле­ние ге­ном­ных му­та­ций все­гда свя­за­но с воз­ник­но­ве­ни­ем двух или более раз­ры­вов хро­мо­сом с по­сле­ду­ю­щим их со­еди­не­ни­ем, но в не­пра­виль­ном по­ряд­ке. 6. Наи­бо­лее рас­про­странённым типом ге­ном­ных му­та­ций яв­ля­ет­ся по­лип­ло­и­дия – крат­ное из­ме­не­ние числа хро­мо­сом.

Пояснение · ·

17
Задание 24 № 19014

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они сде­ла­ны. Ис­правь­те их.

 

1. Пер­вая эво­лю­ци­он­ная кон­цеп­ция при­над­ле­жит Ж.Б. Ла­мар­ку. 2. Ла­марк впер­вые вы­дви­нул идею об из­ме­ня­е­мо­сти живой при­ро­ды и её есте­ствен­ном раз­ви­тии. 3. Он был пер­вым, кто в ка­че­стве дви­жу­щих сил эво­лю­ции при­знал есте­ствен­ный отбор и пря­мое вли­я­ние среды на ор­га­низм. 4. В се­ре­ди­не XIX века ан­глий­ский учёный Ч. Дар­вин со­здал эво­лю­ци­он­ное уче­ние, в ко­то­ром дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции на­звал не­опре­делённую из­мен­чи­вость, борь­бу за су­ще­ство­ва­ние и на­сле­до­ва­ние бла­го­при­об­ре­тен­ных при­зна­ков. 5. Ч. Дар­вин в своём уче­нии утвер­ждал, что в ос­но­ве об­ра­зо­ва­ния новых видов лежит по­сте­пен­ное на­коп­ле­ние раз­ли­чий между осо­бя­ми - кон­вер­ген­ция при­зна­ков. 6. Ре­зуль­та­та­ми эво­лю­ции Ч. Дар­вин счи­тал раз­но­об­ра­зие видов и от­но­си­тель­ную при­спо­соб­лен­ность ор­га­низ­мов.

Пояснение · ·

18
Задание 24 № 19054

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, ис­правь­те их.

 

Со­глас­но ос­нов­ным по­ло­же­ни­ям син­те­ти­че­ской тео­рии эво­лю­ции: 1. Ма­те­ри­а­лом для эво­лю­ции слу­жит на­след­ствен­ная из­мен­чи­вость, то есть му­та­ции и ком­би­на­ции генов. 2. Дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции яв­ля­ют­ся из­ме­не­ние ге­но­фон­да по­пу­ля­ции и воз­ник­но­ве­ние при­спо­соб­лен­но­сти ор­га­низ­мов к усло­ви­ям су­ще­ство­ва­ния. 3. На­прав­ля­ю­щий фак­тор эво­лю­ции - есте­ствен­ный отбор, ос­но­ван­ный на со­хра­не­нии и на­коп­ле­нии на­след­ствен­ных из­ме­не­ний ор­га­низ­ма. 4. Наи­мень­шая эво­лю­ци­он­ная еди­ни­ца - вид. 5. Эво­лю­ция имеет по­сте­пен­ный и дли­тель­ный ха­рак­тер. 6. Ви­до­об­ра­зо­ва­ние как этап эво­лю­ции на­зы­ва­ет­ся мак­ро­э­во­лю­ци­ей.

Пояснение · ·

19
Задание 24 № 19838

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, ис­правь­те их.

1. Му­та­ци­я­ми на­зы­ва­ют­ся на­след­ствен­ные из­ме­не­ния в мо­ле­ку­лах РНК.

2. Есть много раз­ных видов му­та­ций – ген­ные, хро­мо­сом­ные, ком­би­на­тив­ные, ге­ном­ные. 3. Му­та­ция, воз­ник­шая в одной из со­ма­ти­че­ских кле­ток, может из­ме­нить на­след­ствен­ные при­зна­ки самой этой клет­ки и тех ча­стей ор­га­низ­ма, ко­то­рые об­ра­зу­ют­ся из её по­том­ков. 4. Му­та­ции, про­ис­хо­дя­щие в по­ло­вых клет­ках, из­ме­ня­ют толь­ко ге­но­мы по­том­ков. 5. Вы­зы­ва­ют­ся му­та­ции му­та­ге­на­ми – на­при­мер, ра­дио­ак­тив­ным из­лу­че­ни­ем, хи­ми­че­ски­ми ве­ще­ства­ми. 6. Не­боль­шое число му­та­ций ока­зы­ва­ет­ся по­лез­ным для ор­га­низ­мов.


20
Задание 24 № 19881

Найдите ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те но­ме­ра предложений, в ко­то­рых они допущены, ис­правь­те их.

 

1. При ды­ха­нии син­те­зи­ру­ет­ся глю­ко­за через ряд по­сле­до­ва­тель­ных этапов. 2.На не­ко­то­рых эта­пах энер­гия хи­ми­че­ских свя­зей глю­ко­зы ис­поль­зу­ет­ся для син­те­за АТФ. 3. Ды­ха­ние на­чи­на­ет­ся с со­еди­не­ния двух мо­ле­кул пи­ро­ви­но­град­ной кислоты. 4. Пер­вич­ный про­цесс бес­кис­ло­род­но­го ды­ха­ния про­ис­хо­дит в цитоплазме. 5. В ре­зуль­та­те этого ды­ха­ния об­ра­зу­ют­ся две мо­ле­ку­лы АТФ. 6. Ко­неч­ным эта­пом цикла яв­ля­ет­ся окис­ли­тель­ное фосфорилирование, на ко­то­рое рас­хо­ду­ет­ся энер­гия АТФ.

Раздел кодификатора ФИПИ: 2.5 Обмен веществ и превращения энергии

21
Задание 24 № 20444

Най­ди­те ошиб­ки в при­ве­ден­ном тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, объ­яс­ни­те их.

1) У про­ка­ри­о­ти­че­ских ор­га­низ­мов под обо­лоч­кой клет­ки на­хо­дит­ся плаз­ма­ти­че­ская мем­бра­на.

2) Про­ка­ри­о­ты не спо­соб­ны к фа­го­ци­то­зу.

3) В клет­ках про­ка­ри­от име­ет­ся оформ­лен­ное ядро.

4) В клет­ках про­ка­ри­от от­сут­ству­ют мем­бран­ные ор­га­но­и­ды.

5) У всех эу­ка­ри­от есть хло­ро­пла­сты.

6) В син­те­зе бел­ков эу­ка­ри­о­ты ис­поль­зу­ют сво­бод­ный азот ат­мо­сфе­ры.

Источник: ЕГЭ 14.06.2016 по биологии. Основная волна волна. Вариант 93.
Пояснение · ·

22
Задание 24 № 21514

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

 

(1) Сход­ство в стро­е­нии ор­га­нов раз­ных си­сте­ма­ти­че­ских групп ор­га­низ­мов поз­во­ля­ет учёным уста­но­вить их род­ство. (2) В про­цес­се эво­лю­ции у ор­га­низ­мов сфор­ми­ро­ва­лись го­мо­ло­гич­ные и ана­ло­гич­ные ор­га­ны. (3) Го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны раз­ви­ва­ют­ся из раз­ных за­ро­ды­ше­вых лист­ков эм­бри­о­на. (4) Ана­ло­гич­ные ор­га­ны раз­ви­ва­ют­ся из оди­на­ко­вых за­ро­ды­ше­вых лист­ков. (5) При­ме­ра­ми го­мо­ло­гич­ных ор­га­нов могут слу­жить кры­лья птиц и лапы собак, ко­сточ­ки сред­не­го уха раз­лич­ных мле­ко­пи­та­ю­щих, ты­чин­ки и ли­стья цвет­ко­вых рас­те­ний. (6) При­ме­ра­ми ана­ло­гич­ных ор­га­нов могут слу­жить плав­ни­ки рыбы и дель­фи­на, ко­неч­но­сти мыши и ко­неч­но­сти жука, усики ви­но­гра­да и усики го­ро­ха. (7) Важ­ны­ми до­ка­за­тель­ства­ми эво­лю­ции яв­ля­ют­ся также ру­ди­мен­ты и ата­виз­мы.


23
Задание 24 № 21632

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Фотосинтез – это процесс синтеза органических веществ из неорганических с использованием солнечной энергии. 2. Он протекает в две стадии – световую и темновую. 3. В световой стадии происходит восстановление углекислого газа и синтез АТФ. 4. Также в световой стадии при фотолизе воды образуется свободный кислород. 5. В темновой стадии синтезируются НАДФ·2Н и глюкоза. 6. Эта стадия протекает в тилакоидах хлоропластов. 7. Таким образом, процесс фотосинтеза обеспечивает живые системы органическими веществами и кислородом.

Раздел кодификатора ФИПИ: 2.5 Обмен веществ и превращения энергии

24
Задание 24 № 21702

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

(1) Про­цесс раз­мно­же­ния у цвет­ко­вых рас­те­ний под­раз­де­ля­ет­ся на два по­сле­до­ва­тель­ных этапа – спо­ро­ге­нез и га­ме­то­ге­нез. (2) Споры об­ра­зу­ют­ся у рас­те­ний путём ми­то­ти­че­ско­го де­ле­ния ма­те­рин­ских кле­ток спор.

(3) Про­цесс об­ра­зо­ва­ния мик­ро­спор или пыль­це­вых зерен у рас­те­ний на­зы­ва­ют мик­ро­спо­ро­ге­не­зом, а про­цесс об­ра­зо­ва­ния мак­ро­спор – мак­ро­спо­ро­ге­не­зом. (4) Из мик­ро­спо­ры в ре­зуль­та­те мей­о­за об­ра­зу­ют­ся ве­ге­та­тив­ное и

ге­не­ра­тив­ное ядра. (5) Ге­не­ра­тив­ное ядро де­лит­ся ми­то­зом и об­ра­зу­ет два спер­мия. (6) Мак­ро­спо­ра в ре­зуль­та­те двой­но­го ми­то­ти­че­ско­го де­ле­ния об­ра­зу­ет вось­ми­ядер­ный за­ро­ды­ше­вый мешок. (7) За­ро­ды­ше­вый мешок – это жен­ский га­ме­то­фит цвет­ко­во­го рас­те­ния.

Пояснение · ·

25
Задание 24 № 21761

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

(1) Мейоз – это осо­бая форма де­ле­ния кле­точ­но­го ядра. (2) Перед на­ча­лом мей­о­за каж­дая хро­мо­со­ма и каж­дая мо­ле­ку­ла ДНК удва­и­ва­ет­ся. (3) Таким об­ра­зом, в каж­дом ядре, в ко­то­ром на­чи­на­ет­ся мейоз, со­дер­жит­ся набор го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом и ДНК, вы­ра­жа­е­мый фор­му­лой 2n2c. (4) В пер­вом де­ле­нии мей­о­за го­мо­ло­гич­ные хро­мо­со­мы вы­стра­и­ва­ют­ся друг про­тив друга, и затем в ана­фа­зе рас­хо­дят­ся к по­лю­сам клет­ки. (5) У по­лю­сов об­ра­зу­ет­ся га­п­ло­ид­ный набор дву­х­ро­ма­тид­ных хро­мо­сом. (6) Каж­дая из этих удво­ен­ных хро­мо­сом в те­ло­фа­зе вто­ро­го де­ле­ния мей­о­за по­па­да­ет в га­ме­ту. (7) Рас­пре­де­ле­ние го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом по га­ме­там про­ис­хо­дит не­за­ви­си­мо друг от друга.


26
Задание 24 № 21789

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, объ­яс­ни­те их.

(1) Уг­ле­во­ды – ор­га­ни­че­ские со­еди­не­ния, в со­став ко­то­рых вхо­дят уг­ле­род, азот, кис­ло­род и во­до­род. (2) Уг­ле­во­ды де­лят­ся на моно-, ди- и поли-са­ха­ри­ды. (3) Мо­но­са­ха­ри­ды хо­ро­шо рас­тво­ри­мы в воде. (4) Они вы­пол­ня­ют в ор­га­низ­ме энер­ге­ти­че­скую, струк­тур­ную и фер­мен­та­тив­ную функ­ции. (5) Один из по­ли­мер­ных уг­ле­во­дов – гли­ко­ген вхо­дит в со­став рас­ти­тель­ных тка­ней. (6) Не­ко­то­рые мо­но­са­ха­ри­ды вхо­дят в со­став нук­ле­и­но­вых кис­лот и АТФ. (7) Крах­мал и гли­ко­ген вы­пол­ня­ют и за­па­са­ю­щую функ­цию.

Пояснение · ·

27
Задание 24 № 21886

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Исправьте их.

(1) Овогенез у животных – это процесс образования диплоидных половых клеток – яйцеклеток. (2) В стадии размножения диплоидные клетки многократно делятся митозом. (3) В следующей стадии – роста – деления клеток не происходит. (4) В третьей стадии – созревания – происходит одно мейотическое деление клеток. (5) Из каждой исходной клетки в конце гаметогенеза развиваются по четыре полноценные гаметы – яйцеклетки. (6) На стадии созревания гамет заканчивается овогенез. (7) Сперматогенез завершается стадией формирования.


28
Задание 24 № 21914

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны. Ис­правь­те их.

1. В со­ста­ве клет­ки об­на­ру­же­но около 80 хи­ми­че­ских эле­мен­тов, вхо­дя­щих в пе­ри­о­ди­че­скую таб­ли­цу Д.И. Мен­де­ле­е­ва. 2. Груп­пу мак­ро­эле­мен­тов об­ра­зу­ют во­до­род, кис­ло­род, уг­ле­род, цинк, фос­фор. 3. Груп­пу мик­ро­эле­мен­тов со­став­ля­ют бром, азот, сера, же­ле­зо, йод и дру­гие. 4. Каль­ций и фос­фор участ­ву­ют в фор­ми­ро­ва­нии кост­ной ткани. 5. Кроме того, фос­фор – эле­мент, от ко­то­ро­го за­ви­сит нор­маль­ная свер­ты­ва­е­мость крови. 6. Же­ле­зо вхо­дит в со­став ге­мо­гло­би­на – белка эрит­ро­ци­тов. 7. Калий и на­трий не­об­хо­ди­мы для про­ве­де­ния нерв­ных им­пуль­сов.

Пояснение · ·

29
Задание 24 № 22049

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

 

(1)В про­цес­сах ды­ха­ния и фо­то­син­те­за в клет­ке участ­ву­ют ми­то­хон­дрии и хло­ро­пла­сты. (2)Ми­то­хон­дрии — энер­ге­ти­че­ские стан­ции клет­ки. (3)В ми­то­хон­дри­ях про­ис­хо­дит анаэ­роб­ное окис­ле­ние ор­га­ни­че­ских ве­ществ. (4)В про­цес­се ды­ха­ния про­ис­хо­дит рас­щеп­ле­ние АТФ и вы­де­ле­ние энер­гии. (5)Фо­то­син­тез со­сто­ит из све­то­вой и тем­но­вой фаз. (6)В све­то­вой фазе энер­гия сол­неч­но­го света пре­об­ра­зу­ет­ся в энер­гию хи­ми­че­ских свя­зей АТФ и НАДФ∙Н. (7)В тем­но­вой фазе фо­то­син­те­за про­ис­хо­дит фо­то­лиз воды.

Источник: ЕГЭ по биологии 2017. Вариант 325 (часть С).
Раздел кодификатора ФИПИ: 2.5 Обмен веществ и превращения энергии
Пояснение · ·

30
Задание 24 № 22103

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

 

1. Род­ство че­ло­ве­ка и жи­вот­ных под­твер­жда­ет­ся на­ли­чи­ем у них ру­ди­мен­тов и ата­виз­мов, ко­то­рые от­но­сят к срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ским до­ка­за­тель­ствам эво­лю­ции. 2. Ру­ди­мен­ты – это при­зна­ки, край­не редко встре­ча­ю­щи­е­ся у че­ло­ве­ка, но име­ю­щи­е­ся у жи­вот­ных. 3. К ру­ди­мен­там че­ло­ве­ка от­но­сят ап­пен­дикс, обиль­ный во­ло­ся­ной по­кров на теле че­ло­ве­ка, по­лу­лун­ную склад­ку в угол­ке глаз. 4. Ата­виз­мы – это при­зна­ки воз­вра­та к при­зна­кам пред­ков. 5. В норме у че­ло­ве­ка эти гены бло­ки­ру­ют­ся и не «ра­бо­та­ют» 6. Но бы­ва­ют слу­чаи, когда они про­яв­ля­ют­ся при на­ру­ше­нии ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия че­ло­ве­ка – фи­ло­ге­не­за. 7. При­ме­ра­ми ата­виз­мов слу­жат: мно­го­сос­ко­вость, рож­де­ние хво­ста­тых людей.

Источник: Банк заданий ФИПИ

31
Задание 24 № 22279

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

(1)На Земле встречаются организмы, способные извлекать энергию путём окисления неорганических веществ и использовать её для органического синтеза без участия света. (2)Процесс синтеза органических веществ из неорганических за счёт энергии окисления неорганических веществ называют хемосинтезом. (3)Нитрифицирующие бактерии, серобактерии, цианобактерии, железобактерии, водородные бактерии и другие синтезируют органические вещества из неорганических и получают энергию только путём хемосинтеза. (4)Все перечисленные бактерии являются анаэробными. (5)Источником водорода в окислительно-восстановительных реакциях является не только вода, но и другие неорганические вещества, например сероводород и водород. (6)В бактериальных клетках процессы хемосинтеза происходят на мембранах эндоплазматической сети. (7)Процессы хемосинтеза могут происходить в весьма крупных масштабах и имеют существенное значение в круговороте веществ в биосфере.


32
Задание 24 № 22307

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

 

(1)Эм­бри­о­наль­ное раз­ви­тие – эм­брио­ге­нез на­чи­на­ет­ся с мо­мен­та де­ле­ния яй­це­клет­ки и за­кан­чи­ва­ет­ся рож­де­ни­ем ор­га­низ­ма или вы­хо­дом его из яйца. (2)Пер­вый этап – дроб­ле­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся быст­рым де­ле­ни­ем без уве­ли­че­ния массы кле­ток эм­бри­о­на. (3)Дроб­ле­ние за­кан­чи­ва­ет­ся об­ра­зо­ва­ни­ем бла­сту­лы с бла­сто­це­лью внут­ри. (4)На ста­дии га­стру­лы у хор­до­вых жи­вот­ных об­ра­зу­ет­ся га­страль­ная по­лость, ко­то­рая в даль­ней­шем пре­вра­ща­ет­ся в кишку, фор­ми­ру­ют­ся эн­то­дер­ма, ме­зо­дер­ма и эк­то­дер­ма. (5)На ста­дии ней­ру­лы об­ра­зу­ет­ся нерв­ная пла­стин­ка, ко­то­рая пре­об­ра­зу­ет­ся в нерв­ную труб­ку, из ко­то­рой в даль­ней­шем у по­зво­ноч­ных раз­ви­ва­ет­ся го­лов­ной и спин­ной мозг. (6)В конце ста­дии ней­ру­лы в эм­брио­ге­не­зе хор­до­вых жи­вот­ных об­ра­зу­ет­ся осе­вой ком­плекс ор­га­нов: хорда, под ко­то­рой рас­по­ло­же­ны нерв­ная и ки­шеч­ная труб­ки. (7)За­клад­ка ор­га­нов на­чи­на­ет­ся на ста­дии ней­ру­лы и про­дол­жа­ет­ся в про­цес­се ор­га­но­ге­не­за.


33
Задание 24 № 22410

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

(1)Дарвин выделял три ненаправленных эволюционных фактора: наследственность, изменчивость, популяционные волны. (2)Наследственность определяет способность организмов передавать свои характеристики потомству.

(3)Изменчивость определяет многообразие форм в популяции. (4)В результате все особи имеют различную приспособленность. (5)Наиболее приспособленные оставляют меньше потомства, поскольку живут дольше. (6)В результате естественного отбора потомство в каждом следующем поколении обладает всё большей приспособленностью к условиям среды. (7)Также важны мутации, они всегда повышают приспособленность популяции к условиям окружающейся среды.


34
Задание 24 № 22438

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

 

(1)Био­гео­це­ноз – си­сте­ма, вклю­ча­ю­щая со­об­ще­ство живых ор­га­низ­мов и тесно свя­зан­ную с ним со­во­куп­ность абио­ти­че­ских фак­то­ров среды в пре­де­лах одной тер­ри­то­рии, свя­зан­ные между собой кру­го­во­ро­том ве­ществ и по­то­ком энер­гии. (2)Тер­мин пред­ло­жил со­вет­ский учёный В.Н. Сукачёв. (3)По его мне­нию, био­гео­це­ноз пред­став­ля­ет собой устой-чивую са­мо­ре­гу­ли­ру­ю­щу­ю­ся эко­ло­ги­че­скую си­сте­му, в ко­то­рой ор­га­ни-чес­кие ком­по­нен­ты не­раз­рыв­но свя­за­ны с не­ор­га­ни­че­ски­ми и антро-по­ген­ны­ми. (4)При­ме­ра­ми био­гео­це­но­за Сукачёв счи­тал сос­но­вый лес, са­ван­ну или пруд. (5)Важ­ней­шим свой­ством био­гео­це­но­зов Сукачёв счи­тал са­мо­ре­гу­ля­цию. (6)По его мне­нию, био­гео­це­но­зы ни­ко­гда не из­ме­ня­лись в про­стран­стве и вре­ме­ни.

Пояснение · ·

35
Задание 24 № 22740

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний,

в ко­то­рых до­пу­ще­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

 

(1)Вода очень важна для жиз­не­де­я­тель­но­сти рас­те­ний. (2)Она рас­хо­ду­ет­ся при фо­то­син­те­зе и кле­точ­ном ды­ха­нии. (3)Кроме того, с водой в рас­те­ние по­сту­па­ют не­ор­га­ни­че­ские соли и дру­гие не­об­хо­ди­мые рас­те­нию ве­ще­ства. (4)Глав­ным фак­то­ром, обес­пе­чи­ва­ю­щим транс­порт воды вверх по стеб­лю,яв­ля­ет­ся транс­пи­ра­ция – ре­гу­ли­ру­е­мое ис­па­ре­ние воды через устьи­ца. (5)При не­об­хо­ди­мо­сти уве­ли­че­ния ко­ли­че­ства испарённой воды устьи­ца за­кры­ва­ют­ся, что по­вы­ша­ет про­ни­ца­е­мость кле­ток эпи­дер­мы листа для воды. (6)Вса­сы­ва­ние воды во­лос­ка­ми в зоне про­ве­де­ния кор­ней создаёт из­бы­ток воды в ниж­ней части рас­те­ния – кор­не­вое дав­ле­ние. (7)В ре­зуль­та­те вы­стра­и­ва­ет­ся по­сто­ян­ный поток воды из кор­ней через сте­бель к ли­стьям.


36
Задание 24 № 22768

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых до­пу­ще­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

 

(1)Фо­то­син­тез и кле­точ­ное ды­ха­ние иг­ра­ют важ­ней­шую роль в жизне-де­я­тель­но­сти рас­те­ний. (2)Фо­то­син­тез не­об­хо­дим для син­те­за ор­га­ни-чес­ких ве­ществ из не­ор­га­ни­че­ских. (3)Пер­вая ста­дия фо­то­син­те­за – све­то­вая, при ней энер­гия света за­па­са­ет­ся в виде АТФ. (4)При этом вы­де­ля­ет­ся кис­ло­род в ка­че­стве по­боч­но­го про­дук­та. (5)Тем­но­вая ста­дия, при ко­то­рой АТФ рас­хо­ду­ет­ся на син­тез глю­ко­зы, у всех рас­те­ний про­ис­хо­дит ночью, в тем­но­те. (6)Кле­точ­ное ды­ха­ние в свою оче­редь про­ис­хо­дит толь­ко днём, по­сколь­ку для него не­об­хо­дим кис­ло­род, вы­де­ля­ю­щий­ся при фо­то­син­те­зе. (7)Ночью же для жиз­не­де­я­тель­но­сти рас­те­ния ис­поль­зу­ет­ся запасённая в виде АТФ энер­гия сол­неч­но­го света.

Раздел кодификатора ФИПИ: 2.5 Обмен веществ и превращения энергии

37
Задание 24 № 22972

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте «Аг­ро­био­це­но­зы». Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых до­пу­ще­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

 

(1)Аг­ро­био­це­ноз — со­во­куп­ность ор­га­низ­мов, оби­та­ю­щих на зем­лях сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го, а также лес­но­го поль­зо­ва­ния, за­ня­тых по­се­ва­ми или по­сад­ка­ми куль­тур­ных рас­те­ний. (2)Аг­ро­био­це­ноз ха­рак­те­ри­зу­ет­ся как устой­чи­вая эко­си­сте­ма. (3)В аг­ро­био­це­но­зе, как и в при­род­ной эко­си­сте­ме, ис­поль­зу­ет­ся толь­ко энер­гия сол­неч­но­го света. (4)В аг­ро­био­це­но­зе пре­об­ла­да­ет мо­но­куль­ту­ра. (5)В такой эко­си­сте­ме сни­жен воз­врат ми­не­раль­ных и ор­га­ни­че­ских ве­ществ в почву. (6)Даль­ней­ший рост пло­ща­ди, за­ня­той аг­ро­био­це­но­за­ми, по­вы­ша­ет устой­чи­вость био­сфе­ры. (7) В аг­ро­э­ко­си­сте­мах про­яв­ля­ет­ся дей­ствие есте­ствен­но­го и ис­кус­ствен­но­го от­бо­ра, а в при­род­ных эко­си­сте­мах про­яв­ля­ет­ся дей­ствие есте­ствен­но­го от­бо­ра.


38
Задание 24 № 23025

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте «Ме­то­ды ге­не­ти­ки». Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

 

(1)Ге­не­а­ло­ги­че­ский метод ге­не­ти­ки че­ло­ве­ка поз­во­ля­ет опре­де­лить при­чи­ну про­яв­ле­ния ге­ном­ных му­та­ций. (2)Бла­го­да­ря ге­не­а­ло­ги­че­ско­му ме­то­ду уста­нов­ле­ны на­сле­до­ва­ния ге­мо­фи­лии, даль­то­низ­ма, сер­по­вид­но- кле­точ­ной ане­мии, аль­би­низ­ма. (3)Близ­не­цо­вый метод поз­во­ля­ет про­гно­зи­ро­вать рож­де­ние од­но­яй­це­вых близ­не­цов. (4)Ци­то­ге­не­ти­че­ский метод ос­но­ван на изу­че­нии числа и стро­е­ния хро­мо­сом. (5)С по­мо­щью ци­то­ге­не­ти­че­ско­го ме­то­да вы­яв­ля­ют при­чи­ны на­след­ствен­ных бо­лез­ней, ис­сле­ду­ют хро­мо­сом­ные и ге­ном­ные му­та­ции. (6)По­пу­ля­ци­он­но-ста­ти­сти­че­ский метод ос­но­ван на ана­ли­зе ка­ри­о­ти­па. (7)Био­хи­ми­че­ский метод ос­но­ван на изу­че­нии био­хи­ми­че­ских ре­ак­ций и об­ме­на ве­ществ.


39
Задание 24 № 23189

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ве­ден­ном тек­сте «Про­ка­ри­от и эу­ка­ри­о­ты». Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их. Дайте пра­виль­ную фор­му­ли­ров­ку.

 

(1)Кле­точ­ные ор­га­низ­мы делят на про­ка­ри­от и эу­ка­ри­от. (2)Про­ка­ри­о­ты — до­ядер­ные ор­га­низ­мы. (3)К про­ка­ри­о­там от­но­сят­ся бак­те­рии, во­до­рос­ли, грибы. (4)Про­ка­ри­о­ты — од­но­кле­точ­ные ор­га­низ­мы, а эу­ка­ри­о­ты — мно­го­кле­точ­ные ор­га­низ­мы. (5)Про­ка­ри­о­ты и эу­ка­ри­о­ты могут быть как ав­то­тро­фа­ми, так и ге­те­ро­тро­фа­ми. (6)Все ав­то­троф­ные ор­га­низ­мы ис­поль­зу­ют сол­неч­ную энер­гию для син­те­за ор­га­ни­че­ских ве­ществ из не­ор­га­ни­че­ских. (7)Сине-зелёные — это вод­ные или реже поч­вен­ные про­ка­ри­от­ные ав­то­троф­ные ор­га­низ­мы.

Источник: ЕГЭ - 2018

40
Задание 24 № 23207

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ве­ден­ном тек­сте «Де­ле­ние клет­ки». Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их. Дайте пра­виль­ную фор­му­ли­ров­ку.

 

(1)Во время ин­тер­фа­зы в жи­вот­ной клет­ке син­те­зи­ру­ет­ся белки, реп­ли­ци­ру­ют­ся мо­ле­ку­лы ДНК. (2)В про­фа­зе ми­то­за в жи­вот­ной клет­ке хро­мо­со­мы спи­ра­ли­зу­ют­ся, утол­ща­ют­ся, фор­ми­ру­ет­ся ве­ре­те­но де­ле­ния; в ме­та­фа­зе ми­то­за хро­мо­со­мы вы­стра­и­ва­ют­ся по эк­ва­то­ру клет­ки. (3)В ана­фа­зе ми­то­за про­ис­хо­дит рас­хож­де­ние го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом к по­лю­сам клет­ки. (4)В этой фазе ми­то­за клет­ка имеет ди­пло­ид­ный набор хро­мо­сом — 2n. (5)В те­ло­фа­зе ми­то­за хро­мо­со­мы дес­пи­ра­ли­зу­ют­ся, удли­ня­ют­ся, вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся яд­рыш­ко, ядер­ная обо­лоч­ка. (6)Био­ло­ги­че­ский смысл ми­то­за — об­ра­зо­ва­ние двух до­чер­них кле­ток, иден­тич­ных ма­те­рин­ской. (7)В ходе ми­то­за у жи­вот­ных и рас­те­ний об­ра­зу­ют­ся клет­ки тела, а у рас­те­ний — также споры.

Источник: ЕГЭ - 2018

41
Задание 24 № 23208

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ве­ден­ном тек­сте «За­ко­но­мер­но­сти на­след­ствен­но­сти». Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их. Дайте пра­виль­ную фор­му­ли­ров­ку.

 

(1)В своих ис­сле­до­ва­ни­ях Г. Мен­дель ис­поль­зо­вал ги­бри­до­ло­ги­че­ский метод. (2)Для скре­щи­ва­ния он от­би­рал чи­стые линии го­ро­ха. (3)Чи­стые линии были по­лу­че­ны путем пе­ре­крест­но­го опы­ле­ния рас­те­ний. (4)В своих ис­сле­до­ва­ни­ях уче­ный ис­поль­зо­вал рас­те­ния с аль­тер­на­тив­ны­ми при­зна­ка­ми. (5)Гены аль­тер­на­тив­ных при­зна­ков рас­по­ло­же­ны в одной хро­мо­со­ме. (6)К альтр­на­тив­ным при­зна­кам от­но­сят окрас­ку и форму семян го­ро­ха. (7)Закон не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков, от­кры­тый Г. Мен­де­лем, вы­пол­ня­ет­ся толь­ко в тех слу­ча­ях, если гены на­хо­дят­ся в раз­лич­ных парах го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом.

Источник: ЕГЭ - 2018

42
Задание 24 № 23209

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ве­ден­ном тек­сте «Пар­те­но­ге­нез». Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их. Дайте пра­виль­ную фор­му­ли­ров­ку.

 

(1)Одной из форм бес­по­ло­го раз­мно­же­ния яв­ля­ет­ся пар­те­но­ге­нез. (2)При пар­те­но­ге­не­зе раз­ви­тие но­во­го ор­га­низ­ма про­ис­хо­дит из со­ма­ти­че­ской клет­ки. (3)Па­рет­но­ге­нез на­блю­да­ет­ся у бес­по­зво­ноч­ных жи­вот­ных. (4)Пар­те­но­ге­нез до­ста­точ­но хо­ро­шо изу­чен у прес­но­вод­ных рач­ков — даф­ний и не­ко­то­рых на­се­ко­мых: тлей и пчел. (5)В пче­ли­ной семье путем пар­те­но­ге­не­за по­яв­ля­ют­ся мно­го­чис­лен­ные ра­бо­чие пчелы. (6)Ра­бо­чие пчелы не спо­соб­ны раз­мно­жать­ся. (7)Зна­че­ние пар­те­но­ге­не­за за­клю­ча­ет­ся в воз­мож­но­сти раз­мно­же­ни­я­жи­вот­ных при ред­ких кон­так­тах раз­но­по­лых осо­бей и в быст­ром уве­ли­че­нии чис­лен­но­сти осо­бей.

Источник: ЕГЭ - 2018

43
Задание 24 № 23210

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ве­ден­ном тек­сте «За­ко­но­мер­но­сти на­след­ствен­но­сти». Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их. Дайте пра­виль­ную фор­му­ли­ров­ку.

 

(1)Объ­ек­том, с ко­то­рым ра­бо­тал Т. Мор­ган, была пло­до­вая мушка дро­зо­фи­ла. (2)Экс­пе­ри­мен­ты по­ка­за­ли, что гены, на­хо­дя­щи­е­ся в одной хро­мо­со­ме, на­сле­ду­ют­ся сцеп­лен­но и со­став­ля­ют одну груп­пу сцеп­ле­ния. (3)Среди ги­бри­дов вто­ро­го по­ко­ле­ния может на­хо­дить­ся не­боль­шое число осо­бей с пе­ре­ком­би­ни­ро­ван­ны­ми при­зна­ка­ми. (4)Одна из при­чин пе­ре­ком­би­на­ции при­зна­ков — конъ­юга­ция хро­мо­сом. (5)Этот про­цесс осу­ществ­ля­ет­ся во вто­ром де­ле­нии мей­о­за. (6)Чем ближе друг к другу рас­по­ло­же­ны гены в хро­мо­со­ме, тем чаще будет на­ру­шать­ся сцеп­ле­ние. (7)Яв­ле­ние не­пол­но­го сцеп­ле­ния при­зна­ков легло в ос­но­ву по­стро­е­ния ге­не­ти­че­ских карт.

Источник: ЕГЭ - 2018

44
Задание 24 № 23866

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте «Хро­мо­сом­ные му­та­ции». Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

 

(1)Хро­мо­сом­ные му­та­ции — это пе­ре­строй­ки хро­мо­сом. (2)По­яв­ле­ние хро­мо­сом­ных му­та­ций свя­за­но с де­ле­ци­ей, ду­пли­ка­ци­ей, ин­вер­си­ей или транс­ло­ка­ци­ей в хро­мо­со­мах. (3)Часто при­чи­ной хро­мо­сом­ных му­та­ций может быть слу­чай­ное со­че­та­ние хро­мо­сом при опло­до­тво­ре­нии. (4)Хро­мо­сом­ные му­та­ции на­зы­ва­ют точ­ко­вы­ми. (5)Вслед­ствие хро­мо­сом­ной му­та­ции об­ра­зу­ют­ся новые ал­ле­ли генов. (6)Хро­мо­сом­ные му­та­ции от­но­сят к ге­но­ти­пи­че­ской из­мен­чи­во­сти.

Раздел: Основы генетики

45
Задание 24 № 25304

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте «Му­та­ции». Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

(1)Му­та­ци­он­ная из­мен­чи­вость — один из спо­со­бов уве­ли­че­ния ге­не­ти­че­ско­го раз­но­об­ра­зия по­пу­ля­ции. (2)К му­та­ци­ям от­но­сят ред­кие слу­чай­ные из­ме­не­ния ге­не­ти­че­ско­го ма­те­ри­а­ла, про­ис­хо­дя­щие сразу в не­сколь­ких клет­ках ор­га­низ­ма. (3)Ген­ны­ми на­зы­ва­ют му­та­ции, свя­зан­ные с из­ме­не­ни­ем нук­лео­тид­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти од­но­го кон­крет­но­го гена. (4)Хро­мо­сом­ные му­та­ции — это му­та­ции, за­тра­ги­ва­ю­щие целые хро­мо­со­мы и ме­ня­ю­щие их число. (5)К ге­ном­ным му­та­ци­ям от­но­сят такие яв­ле­ния, как по­лип­ло­и­дию и ане­уп­ло­и­дию. (6)В те­че­ние жизни в клет­ках че­ло­ве­ка про­ис­хо­дит мно­же­ство му­та­ций, од­на­ко боль­шин­ство из них не пе­ре­да­ют­ся по­том­кам. (7)По­том­кам могут пе­ре­дать­ся толь­ко му­та­ции, про­ис­хо­дя­щие в со­ма­ти­че­ских клет­ках.


Пройти тестирование по этим заданиям