№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Общая биология
1.

Найдите ошибки в приведённом тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок.

1. Все живые организмы — животные, растения, грибы, бактерии, вирусы — состоят из клеток.

2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану.

3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка.

4. Во всех клетках имеется ядро.

5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки — молекулы ДНК.

2.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

 

1. Полисахарид целлюлоза выполняет в клетке растения резервную, запасающую функцию. 2. Накапливаясь в клетке, углеводы выполняют главным образом регуляторную функцию. 3. У членистоногих полисахарид хитин формирует покровы тела. 4. У растений клеточные стенки образованы полисахаридом крахмалом. 5. Полисахариды обладают гидрофобностью.

3.

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ве­ден­ном тек­сте. Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, и ис­правь­те их.

 

1. Ге­не­а­ло­ги­че­ский метод, ис­поль­зу­е­мый в ге­не­ти­ке че­ло­ве­ка, ос­но­ван на изу­че­нии ро­до­слов­но­го древа. 2. Бла­го­да­ря ге­не­а­ло­ги­че­ско­му ме­то­ду были уста­нов­ле­ны типы на­сле­до­ва­ния кон­крет­ных при­зна­ков. 3. Близ­не­цо­вый метод поз­во­ля­ет про­гно­зи­ро­вать рож­де­ние од­но­яй­цо­вых близ­не­цов. 4. При ис­поль­зо­ва­нии ци­то­ге­не­ти­че­ско­го ме­то­да уста­нав­ли­ва­ют на­сле­до­ва­ние у че­ло­ве­ка групп крови. 5. Ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния ге­мо­фи­лии (пло­хой свёрты­ва­е­мо­сти крови) был уста­нов­лен путём изу­че­ния стро­е­ния и числа хро­мо­сом. 6. В по­след­ние годы по­ка­за­но, что до­ста­точ­но часто мно­гие на­след­ствен­ные па­то­ло­гии у че­ло­ве­ка свя­за­ны с на­ру­ше­ни­ем об­ме­на ве­ществ. 7. Из­вест­ны ано­ма­лии уг­ле­вод­но­го, ами­но­кис­лот­но­го, ли­пид­но­го и дру­гих типов об­ме­на.

4.

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и исправьте их.

 

1. Родство человека и животных подтверждается наличием у них рудиментов и атавизмов. 2. Рудименты – это признаки, крайне редко встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных. 3. К рудиментам человека относят зубы мудрости, аппендикс, обильный волосяной покров на теле человека, полулунную складку в уголке глаз. 4. Атавизмы – это признаки возврата к признакам предков. 5. В норме эти гены блокируются. 6. Они проявляются при нарушении индивидуального развития человека – филогенеза. 7. Примерами атавизмов служат: многососковость, рождение хвостатых людей.

5.

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они сде­ла­ны, и ис­правь­те их.

1. В со­став пи­ще­вой цепи био­гео­це­но­за вхо­дят про­ду­цен­ты, кон­су­мен­ты и ре­ду­цен­ты.

2. Пер­вым зве­ном пи­ще­вой цепи яв­ля­ют­ся кон­су­мен­ты.

3. У кон­су­мен­тов на свету на­кап­ли­ва­ет­ся энер­гия, усво­ен­ная в про­цес­се фо­то­син­те­за.

4. В тем­но­вой фазе фо­то­син­те­за вы­де­ля­ет­ся кис­ло­род.

5. Ре­ду­цен­ты спо­соб­ству­ют осво­бож­де­нию энер­гии, на­коп­лен­ной кон­су­мен­та­ми и про­ду­цен­та­ми.

6.

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они сде­ла­ны, ис­правь­те их.

 

1. Все ор­га­низ­мы об­ла­да­ют на­след­ствен­но­стью и из­мен­чи­во­стью.

2. Му­та­ции – это слу­чай­но воз­ник­шие стой­кие из­ме­не­ния ге­но­ти­па, за­тра­ги­ва­ю­щие целые хро­мо­со­мы, их части или от­дель­ные гены.

3. Из­ме­не­ния, свя­зан­ные с удво­е­ни­ем ка­ко­го-либо нук­лео­ти­да в гене, от­но­сят к ге­ном­ным му­та­ци­ям.

4. Внут­ри­хро­мо­сом­ные пе­ре­строй­ки могут быть свя­за­ны с удво­е­ни­ем гена.

5. Если в клет­ке про­ис­хо­дит из­ме­не­ние числа хро­мо­сом, то такие му­та­ции на­зы­ва­ют ген­ны­ми.

6. Му­та­ции все­гда по­лез­ны ор­га­низ­му.

7.

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они сде­ла­ны, ис­правь­те их.

 

1. По­пу­ля­ция пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность осо­бей раз­ных видов, дли­тель­ное время на­се­ля­ю­щих общую тер­ри­то­рию.

2. По­пу­ля­ции од­но­го и того же вида от­но­си­тель­но изо­ли­ро­ва­ны друг от друга.

3. По­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся струк­тур­ной еди­ни­цей вида.

4. По­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся дви­жу­щей силой эво­лю­ции.

5. Ли­чин­ки ко­ма­ров, жи­ву­щие в мел­кой луже, пред­став­ля­ют собой по­пу­ля­цию.

8.

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

 

1. Аро­мор­фоз — на­прав­ле­ние эво­лю­ции, для ко­то­ро­го ха­рак­тер­ны мел­кие адап­та­ци­он­ные из­ме­не­ния. 2. В ре­зуль­та­те аро­мор­фо­за фор­ми­ру­ют­ся новые виды в пре­де­лах одной груп­пы. 3.  Бла­го­да­ря эво­лю­ци­он­ным из­ме­не­ни­ям ор­га­низ­мы осва­и­ва­ют новые среды оби­та­ния. 4. В ре­зуль­та­те аро­мор­фо­за про­изошёл выход жи­вот­ных на сушу. 5. К аро­мор­фо­зам также от­но­сят фор­ми­ро­ва­ние при­спо­соб­ле­ний к жизни на дне моря у кам­ба­лы и ската. 6. Они имеют уплощённую форму тела и окрас­ку под цвет грун­та.

9.

Найдите ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те номера предложений, в ко­то­рых сделаны ошибки, ис­правь­те их.

 

1. По­пу­ля­ция представляет собой со­во­куп­ность свободно скре­щи­ва­ю­щих­ся видов, дли­тель­ное время на­се­ля­ю­щих общую территорию. 2. Ос­нов­ны­ми характеристиками по­пу­ля­ции являются численность, плотность, возрастная, половая, про­стран­ствен­ная структура. 3. По­пу­ля­ция является струк­тур­ной единицей биосферы. 4. По­пу­ля­ция — это эле­мен­тар­ная единица эволюции. 5. Ли­чин­ки разных насекомых, жи­ву­щие в прес­ном водоёме, пред­став­ля­ют собой популяцию.

10.

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, ис­правь­те их.

1. Г. Мен­дель скре­щи­вал две чи­стые линии рас­те­ний го­ро­ха. 2. Они от­ли­ча­лись по двум при­зна­кам – жёлтому и зелёному цвету семян. 3. В пер­вом по­ко­ле­нии от скре­щи­ва­ния этих линий по­яви­лись рас­те­ния да­ю­щие толь­ко

плоды с жёлтыми се­ме­на­ми. 4. Во вто­ром по­ко­ле­нии, по­лу­чен­ном от скре­щи­ва­ния ги­бри­дов пер­во­го по­ко­ле­ния, по­яви­лись рас­те­ния, как с жёлтыми, так и с зелёными се­ме­на­ми. 5. При этом по­ло­ви­на ги­бри­дов да­ва­ла жёлтые се­ме­на. 6. Окрас­ку семян, про­явив­шу­ю­ся в двух по­ко­ле­ни­ях ги­бри­дов (жёлтую), на­зва­ли ре­цес­сив­ной.

11.

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

1. Со­глас­но В. И. Вер­над­ско­му живое ве­ще­ство — это со­во­куп­ность всех живых ор­га­низ­мов пла­не­ты. 2. Живое ве­ще­ство про­ни­зы­ва­ет всю ат­мо­сфе­ру, часть гид­ро­сфе­ры и ли­то­сфе­ры. 3. Живое ве­ще­ство вы­пол­ня­ет в био­сфе­ре га­зо­вую и кон­цен­тра­ци­он­ную функ­ции. 4. В ходе эво­лю­ции жи­во­го ве­ще­ства его функ­ции из­ме­ня­лись, ста­но­ви­лись более раз­но­об­раз­ны­ми, по­яви­лась окис­ли­тель­но-вос­ста­но­ви­тель­ная функ­ция. 5. Не­ко­то­рые функ­ции жи­во­го ве­ще­ства, такие как усво­е­ние мо­ле­ку­ляр­но­го азота, вос­ста­нов­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа, могут вы­пол­нять толь­ко рас­те­ния. 6 Живое ве­ще­ство ор­га­ни­зо­ва­но в био­це­но­зы — живые ком­по­нен­ты эко­си­сте­мы.

12.

Найдите ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те но­ме­ра предложений, в ко­то­рых они допущены, исправьте их.

1. Между ви­да­ми су­ще­ству­ет ре­про­дук­тив­ная изоляция. 2. Этот фак­тор спо­соб­ству­ет со­хра­не­нию вида, как са­мо­сто­я­тель­ной эво­лю­ци­он­ной единицы. 3. Особенно важно, чтобы изо­ля­ция воз­ни­ка­ла между ге­не­ти­че­ски отдалёнными раз­но­вид­но­стя­ми и видами. 4. Возможность скре­щи­ва­ния между ними выше, чем с близкими, род­ствен­ны­ми видами. 5. Защита от чужих генов до­сти­га­ет­ся раз­ны­ми способами: раз­лич­ны­ми сро­ка­ми со­зре­ва­ния гамет, сход­ны­ми ме­ста­ми обитания, спо­соб­но­стью яй­це­клет­ки раз­ли­чать свои и чужие сперматозоиды. 6. Межвидовые ги­бри­ды часто бы­ва­ют не­жиз­не­спо­соб­ны или бесплодны.

13.

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны. Ис­правь­те ошиб­ки.

1. По­пу­ля­ция пред­став­ля­ет собой со­во­куп­ность сво­бод­но скре­щи­ва­ю­щих­ся осо­бей раз­ных видов, дли­тель­ное время на­се­ля­ю­щих общую тер­ри­то­рию. 2. Ос­нов­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми по­пу­ля­ции яв­ля­ют­ся чис­лен­ность, плот­ность, воз­раст­ная, по­ло­вая и про­стран­ствен­ная струк­ту­ры. 3. По­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся струк­тур­ной еди­ни­цей живой при­ро­ды. 4. Со­во­куп­ность всех генов по­пу­ля­ции на­зы­ва­ет­ся её ге­но­фон­дом. 5. Чис­лен­ность по­пу­ля­ции все­гда ста­биль­на. 6. По­пу­ля­ции од­но­го вида ге­не­ти­че­ски не­од­но­род­ны, т. е. об­ла­да­ют раз­лич­ны­ми ге­но­фон­да­ми.

14.

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, ис­правь­те их.

 

(1) Про­ис­хож­де­ние жизни на Земле по-раз­но­му объ­яс­ня­ют не­сколь­ко раз­лич­ных ги­по­тез. (2) Ги­по­те­за са­мо­за­рож­де­ния ука­зы­ва­ет на воз­мож­ность по­яв­ле­ния живых су­ществ толь­ко от живых ро­ди­те­лей. (3) Её при­вер­жен­ца­ми были Р. Гук, Л. Па­стер и ряд дру­гих учёных. (4) Кре­а­ци­о­низм – ещё одна ги­по­те­за, утвер­жда­ю­щая, что жизнь су­ще­ство­ва­ла вечно. (5) А.И. Опа­рин и ан­глий­ский био­лог Дж. Хол­дейн пред­по­ло­жи­ли, что ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства и ор­га­низ­мы воз­ник­ли абио­ген­ным путём из не­ор­га­ни­че­ско­го ве­ще­ства в ре­зуль­та­те дли­тель­ной эво­лю­ции. (6) Жизнь воз­ник­ла на Земле при­мер­но 3,5 млрд лет назад.

15.

Най­ди­те три ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те номера предложений, в ко­то­рых сделаны ошибки, ис­правь­те их.

 

1. Среди ав­то­троф­ных организмов боль­шое количество растений. 2. На­ря­ду с ав­то­троф­ным питанием су­ще­ству­ет гетеротрофное. 3. К ге­те­ро­тро­фам относят па­ра­зи­ти­че­ские и сор­ные растения. 4. Сор­ные растения кон­ку­ри­ру­ют с куль­тур­ны­ми за свет, воду, ми­не­раль­ные соли, . 5. Часто куль­тур­ные растения не вы­дер­жи­ва­ют конкуренции. 6. Растения-паразиты по­гло­ща­ют и из ор­га­низ­мов растений, на ко­то­рых паразитируют. 7. Они имеют мно­го­чис­лен­ные приспособления к паразитизму, например: корни-присоски

16.

Най­ди­те три ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те но­ме­ра предложений, в ко­то­рых сде­ла­ны ошибки, ис­правь­те их.

 

1. Му­та­ции – это слу­чай­но воз­ник­шие стой­кие из­ме­не­ния ге­но­ти­па организма. 2. Ген­ные или точ­ко­вые му­та­ции свя­за­ны с из­ме­не­ни­ем по­сле­до­ва­тель­но­сти нук­лео­ти­дов в мо­ле­ку­ле ДНК. 3. Хро­мо­сом­ные му­та­ции — наи­бо­лее часто встре­ча­ю­щий­ся класс му­та­ци­он­ных изменений. 4. Хро­мо­сом­ны­ми на­зы­ва­ют мутации, при­во­дя­щие к из­ме­не­нию числа хромосом. 5. По­яв­ле­ние ге­ном­ных му­та­ций все­гда свя­за­но с воз­ник­но­ве­ни­ем двух или более раз­ры­вов хро­мо­сом с по­сле­ду­ю­щим их соединением, но в не­пра­виль­ном порядке. 6. Наи­бо­лее распространённым типом ге­ном­ных му­та­ций яв­ля­ет­ся по­лип­ло­и­дия – крат­ное из­ме­не­ние числа хромосом.

17.

Найдите ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те но­ме­ра предложений, в ко­то­рых они сделаны. Ис­правь­те их.

 

1. Пер­вая эво­лю­ци­он­ная кон­цеп­ция при­над­ле­жит Ж.Б. Ламарку. 2. Ла­марк впер­вые вы­дви­нул идею об из­ме­ня­е­мо­сти живой при­ро­ды и её есте­ствен­ном развитии. 3. Он был первым, кто в ка­че­стве дви­жу­щих сил эво­лю­ции при­знал есте­ствен­ный отбор и пря­мое вли­я­ние среды на организм. 4. В се­ре­ди­не XIX века ан­глий­ский учёный Ч. Дар­вин со­здал эво­лю­ци­он­ное учение, в ко­то­ром дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции на­звал неопределённую изменчивость, борь­бу за су­ще­ство­ва­ние и на­сле­до­ва­ние бла­го­при­об­ре­тен­ных признаков. 5. Ч. Дар­вин в своём уче­нии утверждал, что в ос­но­ве об­ра­зо­ва­ния новых видов лежит по­сте­пен­ное на­коп­ле­ние раз­ли­чий между осо­бя­ми - кон­вер­ген­ция признаков. 6. Ре­зуль­та­та­ми эво­лю­ции Ч. Дар­вин счи­тал раз­но­об­ра­зие видов и от­но­си­тель­ную при­спо­соб­лен­ность организмов.

18.

Найдите ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те но­ме­ра предложений, в ко­то­рых они допущены, ис­правь­те их.

 

Согласно ос­нов­ным по­ло­же­ни­ям син­те­ти­че­ской тео­рии эволюции: 1. Ма­те­ри­а­лом для эво­лю­ции слу­жит на­след­ствен­ная изменчивость, то есть му­та­ции и ком­би­на­ции генов. 2. Дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции яв­ля­ют­ся из­ме­не­ние ге­но­фон­да по­пу­ля­ции и воз­ник­но­ве­ние при­спо­соб­лен­но­сти ор­га­низ­мов к усло­ви­ям существования. 3. На­прав­ля­ю­щий фак­тор эво­лю­ции - есте­ствен­ный отбор, ос­но­ван­ный на со­хра­не­нии и на­коп­ле­нии на­след­ствен­ных из­ме­не­ний организма. 4. Наи­мень­шая эво­лю­ци­он­ная еди­ни­ца - вид. 5. Эво­лю­ция имеет по­сте­пен­ный и дли­тель­ный характер. 6. Ви­до­об­ра­зо­ва­ние как этап эво­лю­ции на­зы­ва­ет­ся макроэволюцией.

19.

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, ис­правь­те их.

1. Му­та­ци­я­ми на­зы­ва­ют­ся на­след­ствен­ные из­ме­не­ния в мо­ле­ку­лах РНК.

2. Есть много раз­ных видов му­та­ций – ген­ные, хро­мо­сом­ные, ком­би­на­тив­ные, ге­ном­ные. 3. Му­та­ция, воз­ник­шая в одной из со­ма­ти­че­ских кле­ток, может из­ме­нить на­след­ствен­ные при­зна­ки самой этой клет­ки и тех ча­стей ор­га­низ­ма, ко­то­рые об­ра­зу­ют­ся из её по­том­ков. 4. Му­та­ции, про­ис­хо­дя­щие в по­ло­вых клет­ках, из­ме­ня­ют толь­ко ге­но­мы по­том­ков. 5. Вы­зы­ва­ют­ся му­та­ции му­та­ге­на­ми – на­при­мер, ра­дио­ак­тив­ным из­лу­че­ни­ем, хи­ми­че­ски­ми ве­ще­ства­ми. 6. Не­боль­шое число му­та­ций ока­зы­ва­ет­ся по­лез­ным для ор­га­низ­мов.

20.

Найдите ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те но­ме­ра предложений, в ко­то­рых они допущены, ис­правь­те их.

 

1. При ды­ха­нии син­те­зи­ру­ет­ся глю­ко­за через ряд по­сле­до­ва­тель­ных этапов. 2.На не­ко­то­рых эта­пах энер­гия хи­ми­че­ских свя­зей глю­ко­зы ис­поль­зу­ет­ся для син­те­за АТФ. 3. Ды­ха­ние на­чи­на­ет­ся с со­еди­не­ния двух мо­ле­кул пи­ро­ви­но­град­ной кислоты. 4. Пер­вич­ный про­цесс бес­кис­ло­род­но­го ды­ха­ния про­ис­хо­дит в цитоплазме. 5. В ре­зуль­та­те этого ды­ха­ния об­ра­зу­ют­ся две мо­ле­ку­лы АТФ. 6. Ко­неч­ным эта­пом цикла яв­ля­ет­ся окис­ли­тель­ное фосфорилирование, на ко­то­рое рас­хо­ду­ет­ся энер­гия АТФ.

21.

Най­ди­те ошиб­ки в при­ве­ден­ном тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, объ­яс­ни­те их.

1) У прокариотических организмов под оболочкой клетки находится плазматическая мембрана.

2) Прокариоты не способны к фагоцитозу.

3) В клетках прокариот имеется оформленное ядро.

4) В клетках прокариот отсутствуют мембранные органоиды.

5) У всех эукариот есть хлоропласты.

6) В синтезе белков эукариоты используют свободный азот атмосферы.

22.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

(1) Сходство в строении органов разных систематических групп организмов позволяет учёным установить их родство. (2) В процессе эволюции у организмов сформировались гомологичные и аналогичные органы. (3) Гомологичные органы развиваются из разных зародышевых листков эмбриона. (4) Аналогичные органы развиваются из одинаковых зародышевых листков. (5) Примерами гомологичных органов могут служить крылья птиц и лапы собак, косточки среднего уха различных млекопитающих, тычинки и листья цветковых растений. (6) Примерами аналогичных органов могут служить плавники рыбы и дельфина, конечности мыши и конечности жука, усики винограда и усики гороха. (7) Важными доказательствами эволюции являются также рудименты и атавизмы.

23.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. Фотосинтез – это процесс синтеза органических веществ из неорганических с использованием солнечной энергии. 2. Он протекает в две стадии – световую и темновую. 3. В световой стадии происходит восстановление углекислого газа и синтез АТФ. 4. Также в световой стадии при фотолизе воды образуется свободный кислород. 5. В темновой стадии синтезируются НАДФ·2Н и глюкоза. 6. Эта стадия протекает в тилакоидах хлоропластов. 7. Таким образом, процесс фотосинтеза обеспечивает живые системы органическими веществами и кислородом.

24.

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

(1) Про­цесс раз­мно­же­ния у цвет­ко­вых рас­те­ний под­раз­де­ля­ет­ся на два по­сле­до­ва­тель­ных этапа – спо­ро­ге­нез и га­ме­то­ге­нез. (2) Споры об­ра­зу­ют­ся у рас­те­ний путём ми­то­ти­че­ско­го де­ле­ния ма­те­рин­ских кле­ток спор.

(3) Про­цесс об­ра­зо­ва­ния мик­ро­спор или пыль­це­вых зерен у рас­те­ний на­зы­ва­ют мик­ро­спо­ро­ге­не­зом, а про­цесс об­ра­зо­ва­ния мак­ро­спор – мак­ро­спо­ро­ге­не­зом. (4) Из мик­ро­спо­ры в ре­зуль­та­те мей­о­за об­ра­зу­ют­ся ве­ге­та­тив­ное и

ге­не­ра­тив­ное ядра. (5) Ге­не­ра­тив­ное ядро де­лит­ся ми­то­зом и об­ра­зу­ет два спер­мия. (6) Мак­ро­спо­ра в ре­зуль­та­те двой­но­го ми­то­ти­че­ско­го де­ле­ния об­ра­зу­ет вось­ми­ядер­ный за­ро­ды­ше­вый мешок. (7) За­ро­ды­ше­вый мешок – это жен­ский га­ме­то­фит цвет­ко­во­го рас­те­ния.

25.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1) Мейоз – это особая форма деления клеточного ядра. (2) Перед началом мейоза каждая хромосома и каждая молекула ДНК удваивается. (3) Таким образом, в каждом ядре, в котором начинается мейоз, содержится набор гомологичных хромосом и ДНК, выражаемый формулой 2n2c. (4) В первом делении мейоза гомологичные хромосомы выстраиваются друг против друга, и затем в анафазе расходятся к полюсам клетки. (5) У полюсов образуется гаплоидный набор двухроматидных хромосом. (6) Каждая из этих удвоенных хромосом в телофазе второго деления мейоза попадает в гамету. (7) Распределение гомологичных хромосом по гаметам происходит независимо друг от друга.

26.

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны, объ­яс­ни­те их.

(1) Уг­ле­во­ды – ор­га­ни­че­ские со­еди­не­ния, в со­став ко­то­рых вхо­дят уг­ле­род, азот, кис­ло­род и во­до­род. (2) Уг­ле­во­ды де­лят­ся на моно-, ди- и поли-са­ха­ри­ды. (3) Мо­но­са­ха­ри­ды хо­ро­шо рас­тво­ри­мы в воде. (4) Они вы­пол­ня­ют в ор­га­низ­ме энер­ге­ти­че­скую, струк­тур­ную и фер­мен­та­тив­ную функ­ции. (5) Один из по­ли­мер­ных уг­ле­во­дов – гли­ко­ген вхо­дит в со­став рас­ти­тель­ных тка­ней. (6) Не­ко­то­рые мо­но­са­ха­ри­ды вхо­дят в со­став нук­ле­и­но­вых кис­лот и АТФ. (7) Крах­мал и гли­ко­ген вы­пол­ня­ют и за­па­са­ю­щую функ­цию.

27.

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны. Ис­правь­те их.

(1) Ово­ге­нез у жи­вот­ных – это про­цесс об­ра­зо­ва­ния ди­пло­ид­ных по­ло­вых кле­ток – яй­це­кле­ток. (2) В ста­дии раз­мно­же­ния ди­пло­ид­ные клет­ки мно­го­крат­но де­лят­ся ми­то­зом. (3) В сле­ду­ю­щей ста­дии – роста – де­ле­ния кле­ток не про­ис­хо­дит. (4) В тре­тьей ста­дии – со­зре­ва­ния – про­ис­хо­дит одно мей­о­ти­че­ское де­ле­ние кле­ток. (5) Из каж­дой ис­ход­ной клет­ки в конце га­ме­то­ге­не­за раз­ви­ва­ют­ся по че­ты­ре пол­но­цен­ные га­ме­ты – яй­це­клет­ки. (6) На ста­дии со­зре­ва­ния гамет за­кан­чи­ва­ет­ся ово­ге­нез. (7) Спер­ма­то­ге­нез за­вер­ша­ет­ся ста­ди­ей фор­ми­ро­ва­ния.

28.

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых они до­пу­ще­ны. Ис­правь­те их.

1. В со­ста­ве клет­ки об­на­ру­же­но около 80 хи­ми­че­ских эле­мен­тов, вхо­дя­щих в пе­ри­о­ди­че­скую таб­ли­цу Д.И. Мен­де­ле­е­ва. 2. Груп­пу мак­ро­эле­мен­тов об­ра­зу­ют во­до­род, кис­ло­род, уг­ле­род, цинк, фос­фор. 3. Груп­пу мик­ро­эле­мен­тов со­став­ля­ют бром, азот, сера, же­ле­зо, йод и дру­гие. 4. Каль­ций и фос­фор участ­ву­ют в фор­ми­ро­ва­нии кост­ной ткани. 5. Кроме того, фос­фор – эле­мент, от ко­то­ро­го за­ви­сит нор­маль­ная свер­ты­ва­е­мость крови. 6. Же­ле­зо вхо­дит в со­став ге­мо­гло­би­на – белка эрит­ро­ци­тов. 7. Калий и на­трий не­об­хо­ди­мы для про­ве­де­ния нерв­ных им­пуль­сов.

29.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

(1)В процессах дыхания и фотосинтеза в клетке участвуют митохондрии и хлоропласты. (2)Митохондрии — энергетические станции клетки. (3)В митохондриях происходит анаэробное окисление органических веществ. (4)В процессе дыхания происходит расщепление АТФ и выделение энергии. (5)Фотосинтез состоит из световой и темновой фаз. (6)В световой фазе энергия солнечного света преобразуется в энергию химических связей АТФ и НАДФ∙Н. (7)В темновой фазе фотосинтеза происходит фотолиз воды.

30.

Най­ди­те ошиб­ки в при­ведённом тек­сте. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

 

1. Род­ство че­ло­ве­ка и жи­вот­ных под­твер­жда­ет­ся на­ли­чи­ем у них ру­ди­мен­тов и ата­виз­мов, ко­то­рые от­но­сят к срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ским до­ка­за­тель­ствам эво­лю­ции. 2. Ру­ди­мен­ты – это при­зна­ки, край­не редко встре­ча­ю­щи­е­ся у че­ло­ве­ка, но име­ю­щи­е­ся у жи­вот­ных. 3. К ру­ди­мен­там че­ло­ве­ка от­но­сят ап­пен­дикс, обиль­ный во­ло­ся­ной по­кров на теле че­ло­ве­ка, по­лу­лун­ную склад­ку в угол­ке глаз. 4. Ата­виз­мы – это при­зна­ки воз­вра­та к при­зна­кам пред­ков. 5. В норме у че­ло­ве­ка эти гены бло­ки­ру­ют­ся и не «ра­бо­та­ют» 6. Но бы­ва­ют слу­чаи, когда они про­яв­ля­ют­ся при на­ру­ше­нии ин­ди­ви­ду­аль­но­го раз­ви­тия че­ло­ве­ка – фи­ло­ге­не­за. 7. При­ме­ра­ми ата­виз­мов слу­жат: мно­го­сос­ко­вость, рож­де­ние хво­ста­тых людей.

31.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

(1)На Земле встречаются организмы, способные извлекать энергию путём окисления неорганических веществ и использовать её для органического синтеза без участия света. (2)Процесс синтеза органических веществ из неорганических за счёт энергии окисления неорганических веществ называют хемосинтезом. (3)Нитрифицирующие бактерии, серобактерии, цианобактерии, железобактерии, водородные бактерии и другие синтезируют органические вещества из неорганических и получают энергию только путём хемосинтеза. (4)Все перечисленные бактерии являются анаэробными. (5)Источником водорода в окислительно-восстановительных реакциях является не только вода, но и другие неорганические вещества, например сероводород и водород. (6)В бактериальных клетках процессы хемосинтеза происходят на мембранах эндоплазматической сети. (7)Процессы хемосинтеза могут происходить в весьма крупных масштабах и имеют существенное значение в круговороте веществ в биосфере.

32.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

(1)Эмбриональное развитие – эмбриогенез начинается с момента деления яйцеклетки и заканчивается рождением организма или выходом его из яйца. (2)Первый этап – дробление характеризуется быстрым делением без увеличения массы клеток эмбриона. (3)Дробление заканчивается образованием бластулы с бластоцелью внутри. (4)На стадии гаструлы у хордовых животных образуется гастральная полость, которая в дальнейшем превращается в кишку, формируются энтодерма, мезодерма и эктодерма. (5)На стадии нейрулы образуется нервная пластинка, которая преобразуется в нервную трубку, из которой в дальнейшем у позвоночных развивается головной и спинной мозг. (6)В конце стадии нейрулы в эмбриогенезе хордовых животных образуется осевой комплекс органов: хорда, под которой расположены нервная и кишечная трубки. (7)Закладка органов начинается на стадии нейрулы и продолжается в процессе органогенеза.

33.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

(1)Дарвин выделял три ненаправленных эволюционных фактора: наследственность, изменчивость, популяционные волны. (2)Наследственность определяет способность организмов передавать свои характеристики потомству.

(3)Изменчивость определяет многообразие форм в популяции. (4)В результате все особи имеют различную приспособленность. (5)Наиболее приспособленные оставляют меньше потомства, поскольку живут дольше. (6)В результате естественного отбора потомство в каждом следующем поколении обладает всё большей приспособленностью к условиям среды. (7)Также важны мутации, они всегда повышают приспособленность популяции к условиям окружающейся среды.

34.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

 

(1)Биогеоценоз – система, включающая сообщество живых организмов и тесно связанную с ним совокупность абиотических факторов среды в пределах одной территории, связанные между собой круговоротом веществ и потоком энергии. (2)Термин предложил советский учёный В.Н. Сукачёв. (3)По его мнению, биогеоценоз представляет собой устой-чивую саморегулирующуюся экологическую систему, в которой органи-ческие компоненты неразрывно связаны с неорганическими и антро-погенными. (4)Примерами биогеоценоза Сукачёв считал сосновый лес, саванну или пруд. (5)Важнейшим свойством биогеоценозов Сукачёв считал саморегуляцию. (6)По его мнению, биогеоценозы никогда не изменялись в пространстве и времени.

35.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений,

в которых допущены ошибки, исправьте их.

 

(1)Вода очень важна для жизнедеятельности растений. (2)Она расходуется при фотосинтезе и клеточном дыхании. (3)Кроме того, с водой в растение поступают неорганические соли и другие необходимые растению вещества. (4)Главным фактором, обеспечивающим транспорт воды вверх по стеблю,является транспирация – регулируемое испарение воды через устьица. (5)При необходимости увеличения количества испарённой воды устьица закрываются, что повышает проницаемость клеток эпидермы листа для воды. (6)Всасывание воды волосками в зоне проведения корней создаёт избыток воды в нижней части растения – корневое давление. (7)В результате выстраивается постоянный поток воды из корней через стебель к листьям.

36.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.

 

(1)Фотосинтез и клеточное дыхание играют важнейшую роль в жизне-деятельности растений. (2)Фотосинтез необходим для синтеза органи-ческих веществ из неорганических. (3)Первая стадия фотосинтеза – световая, при ней энергия света запасается в виде АТФ. (4)При этом выделяется кислород в качестве побочного продукта. (5)Темновая стадия, при которой АТФ расходуется на синтез глюкозы, у всех растений происходит ночью, в темноте. (6)Клеточное дыхание в свою очередь происходит только днём, поскольку для него необходим кислород, выделяющийся при фотосинтезе. (7)Ночью же для жизнедеятельности растения используется запасённая в виде АТФ энергия солнечного света.

37.

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Агробиоценозы». Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.

 

(1)Агробиоценоз — совокупность организмов, обитающих на землях сельскохозяйственного, а также лесного пользования, занятых посевами или посадками культурных растений. (2)Агробиоценоз характеризуется как устойчивая экосистема. (3)В агробиоценозе, как и в природной экосистеме, используется только энергия солнечного света. (4)В агробиоценозе преобладает монокультура. (5)В такой экосистеме снижен возврат минеральных и органических веществ в почву. (6)Дальнейший рост площади, занятой агробиоценозами, повышает устойчивость биосферы. (7) В агроэкосистемах проявляется действие естественного и искусственного отбора, а в природных экосистемах проявляется действие естественного отбора.

38.

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте «Ме­то­ды ге­не­ти­ки». Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

 

(1)Ге­не­а­ло­ги­че­ский метод ге­не­ти­ки че­ло­ве­ка поз­во­ля­ет опре­де­лить при­чи­ну про­яв­ле­ния ге­ном­ных му­та­ций. (2)Бла­го­да­ря ге­не­а­ло­ги­че­ско­му ме­то­ду уста­нов­ле­ны на­сле­до­ва­ния ге­мо­фи­лии, даль­то­низ­ма, сер­по­вид­но- кле­точ­ной ане­мии, аль­би­низ­ма. (3)Близ­не­цо­вый метод поз­во­ля­ет про­гно­зи­ро­вать рож­де­ние од­но­яй­це­вых близ­не­цов. (4)Ци­то­ге­не­ти­че­ский метод ос­но­ван на изу­че­нии числа и стро­е­ния хро­мо­сом. (5)С по­мо­щью ци­то­ге­не­ти­че­ско­го ме­то­да вы­яв­ля­ют при­чи­ны на­след­ствен­ных бо­лез­ней, ис­сле­ду­ют хро­мо­сом­ные и ге­ном­ные му­та­ции. (6)По­пу­ля­ци­он­но-ста­ти­сти­че­ский метод ос­но­ван на ана­ли­зе ка­ри­о­ти­па. (7)Био­хи­ми­че­ский метод ос­но­ван на изу­че­нии био­хи­ми­че­ских ре­ак­ций и об­ме­на ве­ществ.

39.

Найдите три ошибки в приведенном тексте «Прокариот и эукариоты». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

 

(1)Клеточные организмы делят на прокариот и эукариот. (2)Прокариоты — доядерные организмы. (3)К прокариотам относятся бактерии, водоросли, грибы. (4)Прокариоты — одноклеточные организмы, а эукариоты — многоклеточные организмы. (5)Прокариоты и эукариоты могут быть как автотрофами, так и гетеротрофами. (6)Все автотрофные организмы используют солнечную энергию для синтеза органических веществ из неорганических. (7)Сине-зелёные — это водные или реже почвенные прокариотные автотрофные организмы.

40.

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ве­ден­ном тек­сте «Де­ле­ние клет­ки». Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их. Дайте пра­виль­ную фор­му­ли­ров­ку.

 

(1)Во время ин­тер­фа­зы в жи­вот­ной клет­ке син­те­зи­ру­ет­ся белки, реп­ли­ци­ру­ют­ся мо­ле­ку­лы ДНК. (2)В про­фа­зе ми­то­за в жи­вот­ной клет­ке хро­мо­со­мы спи­ра­ли­зу­ют­ся, утол­ща­ют­ся, фор­ми­ру­ет­ся ве­ре­те­но де­ле­ния; в ме­та­фа­зе ми­то­за хро­мо­со­мы вы­стра­и­ва­ют­ся по эк­ва­то­ру клет­ки. (3)В ана­фа­зе ми­то­за про­ис­хо­дит рас­хож­де­ние го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом к по­лю­сам клет­ки. (4)В этой фазе ми­то­за клет­ка имеет ди­пло­ид­ный набор хро­мо­сом — 2n. (5)В те­ло­фа­зе ми­то­за хро­мо­со­мы дес­пи­ра­ли­зу­ют­ся, удли­ня­ют­ся, вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся яд­рыш­ко, ядер­ная обо­лоч­ка. (6)Био­ло­ги­че­ский смысл ми­то­за — об­ра­зо­ва­ние двух до­чер­них кле­ток, иден­тич­ных ма­те­рин­ской. (7)В ходе ми­то­за у жи­вот­ных и рас­те­ний об­ра­зу­ют­ся клет­ки тела, а у рас­те­ний — также споры.

41.

Найдите три ошибки в приведенном тексте «Закономерности наследственности». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

 

(1)В своих исследованиях Г. Мендель использовал гибридологический метод. (2)Для скрещивания он отбирал чистые линии гороха. (3)Чистые линии были получены путем перекрестного опыления растений. (4)В своих исследованиях ученый использовал растения с альтернативными признаками. (5)Гены альтернативных признаков расположены в одной хромосоме. (6)К альтрнативным признакам относят окраску и форму семян гороха. (7)Закон независимого наследования признаков, открытый Г. Менделем, выполняется только в тех случаях, если гены находятся в различных парах гомологичных хромосом.

42.

Найдите три ошибки в приведенном тексте «Партеногенез». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

 

(1)Одной из форм бесполого размножения является партеногенез. (2)При партеногенезе развитие нового организма происходит из соматической клетки. (3)Паретногенез наблюдается у беспозвоночных животных. (4)Партеногенез достаточно хорошо изучен у пресноводных рачков — дафний и некоторых насекомых: тлей и пчел. (5)В пчелиной семье путем партеногенеза появляются многочисленные рабочие пчелы. (6)Рабочие пчелы не способны размножаться. (7)Значение партеногенеза заключается в возможности размноженияживотных при редких контактах разнополых особей и в быстром увеличении численности особей.

43.

Найдите три ошибки в приведенном тексте «Закономерности наследственности». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

 

(1)Объектом, с которым работал Т. Морган, была плодовая мушка дрозофила. (2)Эксперименты показали, что гены, находящиеся в одной хромосоме, наследуются сцепленно и составляют одну группу сцепления. (3)Среди гибридов второго поколения может находиться небольшое число особей с перекомбинированными признаками. (4)Одна из причин перекомбинации признаков — конъюгация хромосом. (5)Этот процесс осуществляется во втором делении мейоза. (6)Чем ближе друг к другу расположены гены в хромосоме, тем чаще будет нарушаться сцепление. (7)Явление неполного сцепления признаков легло в основу построения генетических карт.

44.

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте «Хро­мо­сом­ные му­та­ции». Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

 

(1)Хро­мо­сом­ные му­та­ции — это пе­ре­строй­ки хро­мо­сом. (2)По­яв­ле­ние хро­мо­сом­ных му­та­ций свя­за­но с де­ле­ци­ей, ду­пли­ка­ци­ей, ин­вер­си­ей или транс­ло­ка­ци­ей в хро­мо­со­мах. (3)Часто при­чи­ной хро­мо­сом­ных му­та­ций может быть слу­чай­ное со­че­та­ние хро­мо­сом при опло­до­тво­ре­нии. (4)Хро­мо­сом­ные му­та­ции на­зы­ва­ют точ­ко­вы­ми. (5)Вслед­ствие хро­мо­сом­ной му­та­ции об­ра­зу­ют­ся новые ал­ле­ли генов. (6)Хро­мо­сом­ные му­та­ции от­но­сят к ге­но­ти­пи­че­ской из­мен­чи­во­сти.

45.

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте «Му­та­ции». Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их.

(1)Му­та­ци­он­ная из­мен­чи­вость — один из спо­со­бов уве­ли­че­ния ге­не­ти­че­ско­го раз­но­об­ра­зия по­пу­ля­ции. (2)К му­та­ци­ям от­но­сят ред­кие слу­чай­ные из­ме­не­ния ге­не­ти­че­ско­го ма­те­ри­а­ла, про­ис­хо­дя­щие сразу в не­сколь­ких клет­ках ор­га­низ­ма. (3)Ген­ны­ми на­зы­ва­ют му­та­ции, свя­зан­ные с из­ме­не­ни­ем нук­лео­тид­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти од­но­го кон­крет­но­го гена. (4)Хро­мо­сом­ные му­та­ции — это му­та­ции, за­тра­ги­ва­ю­щие целые хро­мо­со­мы и ме­ня­ю­щие их число. (5)К ге­ном­ным му­та­ци­ям от­но­сят такие яв­ле­ния, как по­лип­ло­и­дию и ане­уп­ло­и­дию. (6)В те­че­ние жизни в клет­ках че­ло­ве­ка про­ис­хо­дит мно­же­ство му­та­ций, од­на­ко боль­шин­ство из них не пе­ре­да­ют­ся по­том­кам. (7)По­том­кам могут пе­ре­дать­ся толь­ко му­та­ции, про­ис­хо­дя­щие в со­ма­ти­че­ских клет­ках.