Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 23 № 70740
i

Про­чи­тай­те опи­са­ние экс­пе­ри­мен­та и вы­пол­ни­те за­да­ние.

Экс­пе­ри­мен­та­тор изу­чал осо­бен­но­сти фи­зио­ло­гии ост­ро­мор­дой ля­гуш­ки. Для этого он провёл экс­пе­ри­мент на груп­пе жи­вот­ных: по­ме­щал их в гер­ме­тич­ные ка­ме­ры с воз­мож­но­стью ре­гу­ли­ров­ки тем­пе­ра­ту­ры и из­ме­рял кон­цен­тра­цию кис­ло­ро­да и кон­цен­тра­цию уг­ле­кис­ло­го газа не­по­сред­ствен­но вб­ли­зи жи­вот­ных при по­мо­щи дат­чи­ков. Схема экс­пе­ри­мен­та изоб­ра­же­на на ри­сун­ке.

Пред­по­ло­жи­те, как из­ме­ни­лись ча­сто­та ды­ха­ния у ля­гуш­ки и га­зо­вый со­став воз­ду­ха в ка­ме­ре в экс­пе­ри­мен­те при сни­же­нии с 24 °С до 4 °С тем­пе­ра­ту­ры в ней. С чем свя­за­ны эти из­ме­не­ния? Ответ по­яс­ни­те.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Ча­сто­та ды­ха­ния сни­зи­лась.

2.  Ля­гуш­ка  — хо­лод­но­кров­ное жи­вот­ное. У хо­лод­но­кров­ных жи­вот­ных тем­пе­ра­ту­ра тела за­ви­сит от тем­пе­ра­ту­ры окру­жа­ю­щей среды.

3.  При сни­же­нии тем­пе­ра­ту­ры среды сни­жа­ет­ся тем­пе­ра­ту­ра тела и ско­рость об­ме­на ве­ществ ля­гуш­ки.

4.  При сни­же­нии ско­ро­сти об­ме­на ве­ществ сни­зит­ся по­треб­ле­ние О2 клет­ка­ми ор­га­низ­ма (сни­же­ние ин­тен­сив­но­сти кле­точ­но­го ды­ха­ния).

5.  При сни­же­нии по­треб­но­сти О2 ча­сто­та ды­ха­ния сни­зит­ся.

6.  Ко­ли­че­ство О2 в ка­ме­ре умень­шит­ся.

7.  Ко­ли­че­ство СО2 в ка­ме­ре умень­шит­ся.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ответ вклю­ча­ет в себя все на­зван­ные выше эле­мен­ты, не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок3
Ответ вклю­ча­ет в себя че­ты­ре из на­зван­ных выше эле­мен­тов, ко­то­рые не со­дер­жат био­ло­ги­че­ских оши­бок2
Ответ вклю­ча­ет в себя три из на­зван­ных выше эле­мен­тов, ко­то­рые не со­дер­жат био­ло­ги­че­ских оши­бок
ИЛИ Верно ука­зан пер­вый эле­мент от­ве­та
1
Все иные си­ту­а­ции, не со­от­вет­ству­ю­щие пра­ви­лам вы­став­ле­ния 3, 2 и 1 балла.
ИЛИ Ответ не­пра­виль­ный
0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: ЕГЭ по био­ло­гии. До­сроч­ная волна
Раздел кодификатора ФИПИ: 4.7 Хор­до­вые жи­вот­ные. Ха­рак­те­ри­сти­ка ос­нов­ных клас­сов
1

Какая пе­ре­мен­ная в этом экс­пе­ри­мен­те будет не­за­ви­си­мой (за­да­ва­е­мой), а какая  — за­ви­си­мой (из­ме­ня­ю­щей­ся)? Объ­яс­ни­те, как в дан­ном экс­пе­ри­мен­те можно по­ста­вить от­ри­ца­тель­ный кон­троль*. С какой целью не­об­хо­ди­мо ста­вить такой кон­троль?

*От­ри­ца­тель­ный кон­троль  — это экс­пе­ри­мен­таль­ный кон­троль (опыт), при ко­то­ром изу­ча­е­мый объ­ект не под­вер­га­ет­ся экс­пе­ри­мен­таль­но­му воз­дей­ствию при со­хра­не­нии всех осталь­ных усло­вий.