Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 24 № 22842
i

На­зо­ви­те класс, к ко­то­ро­му от­но­сят изоб­ражённое на фо­то­гра­фи­ях жи­вот­ное, и при­зна­ки внеш­не­го стро­е­ния, по ко­то­рым это можно опре­де­лить. Какие при­спо­соб­ле­ния во внеш­нем стро­е­нии сфор­ми­ро­ва­лись у него в связи с оби­та­ни­ем в вод­ной среде? В ре­зуль­та­те ка­ко­го эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са эти ор­га­ны сфор­ми­ро­ва­лись?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Эле­мен­ты от­ве­та

1.  Класс Мле­ко­пи­та­ю­щие. При­знак: диф­фе­рен­ци­ро­ван­ные зубы, виб­риссы.

2.  При­спо­соб­ле­ния к вод­но­му об­ра­зу жизни: об­те­ка­е­мая форма тела, ласты.

3.  Ди­вер­ген­ция  — рас­хож­де­ние при­зна­ков в ходе эво­лю­ции.

ИЛИ

Ор­га­ны и при­зна­ки сфор­ми­ро­ва­лись в ре­зуль­та­те идио­адап­та­ции  — част­ных при­спо­со­би­тель­ных из­ме­не­ний к усло­ви­ям оби­та­ния, не при­во­дя­щих к по­вы­ше­нию об­ще­го уров­ня ор­га­ни­за­ции.

 

При­ме­ча­ние.

Виб­риссы  —ося­за­тель­ные ме­ха­но­чув­стви­тель­ные длин­ные жёсткие во­ло­сы мно­гих мле­ко­пи­та­ю­щих, вы­сту­па­ю­щие над по­верх­но­стью шёрст­но­го по­кро­ва.

Ди­вер­ген­ция  — рас­хож­де­ние при­зна­ков и свойств у пер­во­на­чаль­но близ­ких групп ор­га­низ­мов в ходе эво­лю­ции: ре­зуль­тат оби­та­ния в раз­ных усло­ви­ях и не­оди­на­ко­во на­прав­лен­но­го есте­ствен­но­го от­бо­ра.

 

При­ме­ча­ние к 3 пунк­ту кри­те­ри­ев.

Ва­ри­ан­тов от­ве­та может быть не­сколь­ко, и иде­аль­но, если вы в от­ве­те смо­же­те ука­зать не­сколь­ко из них.

В ре­зуль­та­те ка­ко­го эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са эти ор­га­ны сфор­ми­ро­ва­лись?

1.  Идет по пути при­спо­соб­ле­ния к среде оби­та­ния (адап­тив­ный про­цесс).

2.  От­ли­чия ла­сто­но­гих сфор­ми­ро­ва­лись в про­цес­се ди­вер­ген­ции  — рас­хож­де­ние при­зна­ков с на­зе­мы­ми пред­ка­ми.

3.  Идио­адап­та­ции  — част­ных при­спо­со­би­тель­ных из­ме­не­ний к усло­ви­ям оби­та­ния, не при­во­дя­щих к по­вы­ше­нию об­ще­го уров­ня ор­га­ни­за­ции.

4.  Кон­вер­гент­но­го  — мно­гие при­зна­ки ла­сто­но­гих сход­ны с та­ко­вы­ми дру­гих вод­ных по­зво­ноч­ных, и воз­ник­ли не­за­ви­си­мо от них.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ответ вклю­ча­ет все на­зван­ные выше эле­мен­ты, не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок3
Ответ вклю­ча­ет 2 из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок, ИЛИ ответ вклю­ча­ет 3 на­зван­ные выше эле­мен­та, но со­дер­жит био­ло­ги­че­ские ошиб­ки2
Ответ вклю­ча­ет 1 из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок, ИЛИ ответ вклю­ча­ет 2 из на­зван­ных выше эле­мен­тов, но со­дер­жит био­ло­ги­че­ские ошиб­ки1
Ответ вклю­ча­ет толь­ко один из на­зван­ных выше эле­мен­тов и со­дер­жит био­ло­ги­че­ские ошиб­ки, ИЛИ ответ не­пра­виль­ный 0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: ЕГЭ по био­ло­гии 02.04.2018. До­сроч­ная волна
Раздел кодификатора ФИПИ: 4.7 Хор­до­вые жи­вот­ные. Ха­рак­те­ри­сти­ка ос­нов­ных клас­сов