Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

У че­ло­ве­ка ген нор­маль­но­го слуха (В) до­ми­ни­ру­ет над геном глу­хо­ты и на­хо­дит­ся в ауто­со­ме; ген цве­то­вой сле­по­ты (даль­то­низ­ма  — d) ре­цес­сив­ный и сцеп­лен с Х-⁠хро­мо­со­мой. В семье, где мать стра­да­ла глу­хо­той, но имела нор­маль­ное цве­то­вое зре­ние, а отец  — с нор­маль­ным слу­хом (го­мо­зи­го­тен), даль­то­ник, ро­ди­лась де­воч­ка-даль­то­ник с нор­маль­ным слу­хом. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, до­че­ри, воз­мож­ные ге­но­ти­пы детей и ве­ро­ят­ность в бу­ду­щем рож­де­ния в этой семье детей-⁠даль­то­ни­ков с нор­маль­ным слу­хом и глу­хих.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

По усло­вию:

В  — нор­маль­ный слух;

b  — глу­хо­та;

ХD  — нор­маль­ное цве­то­вое зре­ние;

Хd  — даль­то­низм (ген цве­то­вой сле­по­ты).

 

1.  Опре­де­лим ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей.

Мать стра­да­ла глу­хо­той, но имела нор­маль­ное цве­то­вое зре­ние  — ♀bbХDХ?.

Отец  — с нор­маль­ным слу­хом (го­мо­зи­го­тен), даль­то­ник  — ♂BBХdY.

 

По­сколь­ку у них ро­ди­лась де­воч­ка-⁠даль­то­ник с нор­маль­ным слу­хом (В?ХdХd), то одну га­ме­ту BХd она по­лу­чи­ла от отца, а дру­гую от ма­те­ри  — bХd.

Мы можем опре­де­лить ге­но­тип ма­те­ри ♀bbХDXd и до­че­ри ♀BbХdХd.

 

2.  Со­ста­вив схему скре­щи­ва­ния, опре­де­ля­ем воз­мож­ные ге­но­ти­пы детей.

P ♀bbХDXd → ♂BBХdY

G ♀bХD ♀bХd ♂BХd ♂BY

F1 BbХDXd; BbХDY; BbХdXd; BbХdY

 

3.  Фе­но­ти­пы потом­ства:

BbХDXd  — де­воч­ка, нор­маль­ный слух, нор­маль­ное цве­то­вое зре­ние;

BbХDY  — маль­чик, нор­маль­ный слух, нор­маль­ное цве­то­вое зре­ние;

BbХdXd  — де­воч­ка, нор­маль­ный слух, даль­то­ник;

BbХdY  — маль­чик, нор­маль­ный слух, даль­то­ник.

Ве­ро­ят­ность в бу­ду­щем рож­де­ния в этой семье детей-⁠даль­то­ни­ков с нор­маль­ным слу­хом  — 50% (25% де­во­чек, 25% маль­чи­ков) и 0%  — глу­хих.

 

4.  За­ко­но­мер­но­сти: по вто­ро­му при­зна­ку (цве­то­вое зре­ние)  — на­сле­до­ва­ние сцеп­лен­ное с полом (с Х-⁠хро­мо­со­мой); между пер­вым и вто­рым при­зна­ком  — не­за­ви­си­мое на­сле­до­ва­ние. При опре­де­ле­нии ге­но­ти­па ма­те­ри и до­че­ри  — ана­ли­зи­ру­ю­щее скре­щи­ва­ние.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ответ вклю­ча­ет все на­зван­ные выше эле­мен­ты и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок3
Ответ вклю­ча­ет 2 из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок, ИЛИ ответ вклю­ча­ет 3 на­зван­ных выше эле­мен­та, но со­дер­жит не­гру­бые био­ло­ги­че­ские ошиб­ки2
Ответ вклю­ча­ет 1 из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок, ИЛИ ответ вклю­ча­ет 2 из на­зван­ных выше эле­мен­тов, но со­дер­жит не­гру­бые био­ло­ги­че­ские ошиб­ки1
Ответ не­пра­виль­ный0
Мак­си­маль­ный балл3
Источники:
Раздел кодификатора ФИПИ: 3.4 Ге­не­ти­ка, ее за­да­чи. На­след­ствен­ность и из­мен­чи­вость. Ме­то­ды ге­не­ти­ки
Елена Мелихова 02.11.2016 18:53

по­че­му рас­суж­де­ния при опре­де­ле­нии ге­но­ти­па ма­те­ри -при­мер ана­ли­зи­ру­ю­ще­го скре­щи­ва­ния?! ана­лиз при опре­де­ле­нии ге­но­ти­па - и ана­лиз опре­де­ле­ния ге­но­ти­па - это два раз­ных слу­чая. Ана­ли­зи­ру­ю­щее скре­щи­ва­ние - это скре­щи­ва­ние ор­га­низ­ма, не­су­ще­го фе­но­ти­пи­че­ское про­яв­ле­ние до­ми­нант­но­го гена, с ре­цес­сив­ной го­мо­зи­го­той, поз­во­ля­ю­щее од­но­знач­но опре­де­лить го­мо­зи­гот­ность или ге­те­ро­зи­гот­ность пер­во­го ор­га­низ­ма.

 

Наталья Евгеньевна Баштанник

Ана­ли­зи­ру­ю­щее скре­щи­ва­ние - скре­щи­ва­ние с го­мо­зи­гот­ной ре­цес­сив­ной фор­мой, ко­то­рая слу­жит ана­ли­за­то­ром, так как об­ра­зу­ет толь­ко один тип гамет с ре­цес­сив­ны­ми ал­ле­ля­ми, на фоне ко­то­рых вы­яв­ля­ют­ся ал­ле­ли ана­ли­зи­ру­е­мой особи.

По при­зна­ку "глу­хо­та" - мать ре­цес­сив­ная го­мо­зи­го­та.

Елена Мелихова 06.11.2016 09:17

да, по глу­хо­те мать - ре­цес­сив­ная го­мо­зи­го­та, а отец до­ми­нант­ная го­мо­зи­го­та (по усло­вию за­да­чи), дочь од­но­знач­но - ге­те­ро­зи­го­та по дан­но­му при­зна­ку. Что же тут ана­ли­зи­ро­вать?! Если и идет ана­лиз ге­но­ти­пов до­че­ри и ма­те­ри - то по гену даль­то­низ­ма, но здесь от­сут­ству­ет ана­ли­зи­ру­ю­щее скре­щи­ва­ние, хотя ана­лиз, как мыс­ли­тель­ное дей­ствие, при­сут­ству­ет. Это то, о чем я на­пи­са­ла в преды­ду­щем ком­мен­та­рии- под­ме­на по­ня­тий: ана­лиз не во всех слу­ча­ях тож­де­стве­нен ана­ли­зи­ру­ю­ще­му скре­щи­ва­нию, даже если речь идет о ге­не­ти­ке...

Полина Орлова 25.12.2016 20:22

по­че­му в ре­ше­нии за­да­чи пишут фе­но­ти­пы и за­ко­но­мер­но­сти, если в усло­вии к за­да­че не ска­за­но, что нужно ука­зать фе­но­ти­пы и за­ко­но­мер­но­сти ?

Наталья Евгеньевна Баштанник

Фе­но­ти­пы на­пи­са­ны, чтобы "уви­деть" кто из них «ве­ро­ят­ность рож­де­ния детей-даль­то­ни­ков с нор­маль­ным слу­хом и глу­хих», а за­ко­но­мер­но­сти лучше про­пи­сы­вать, даже если не про­сят.