СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Биология
≡ биология
сайты - меню - вход - новости




Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 28 № 13995

У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма — d) рецессивный и сцеплен с Х–хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец — с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.

Пояснение.

По условию:

В — нормальный слух

b — глухота

ХD — нормальное цветовое зрение

Хd — дальтонизм (ген цветовой слепоты)

1) Определим генотипы родителей:

мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение — ♀bbХDХ?

отец — с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник — ♂BBХdY

 

Так как у них родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом (В?ХdХd), то одну гамету BХd она получила от отца, а другую от матери — bХd

Мы можем определить генотип матери ♀bbХDXd и дочери

♀BbХdХd

 

2) Составив схему скрещивания определяем возможные генотипы детей

P ♀bbХDXd → ♂BBХdY

G ♀bХD ♀bХd ♂BХd ♂BY

F1 BbХDXd; BbХDY; BbХdXd; BbХdY

 

3) фенотипы потомства:

BbХDXd — девочка, нормальный слух, нормальное цветовое зрение

BbХDY — мальчик, нормальный слух, нормальное цветовое зрение

BbХdXd — девочка, нормальный слух, дальтоник

BbХdY — мальчик, нормальный слух, дальтоник

Вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом 50 % (25% девочек, 25 % мальчиков) и 0% глухих.

 

4) Закономерности: По второму признаку (цветовое зрение) — наследование сцепленное с полом (с Х-хромосомой); между первым и вторым признаком — независимое наследование. При определении генотипа матери и дочери — анализирующее скрещивание.

 

--------

Дублирует задание 13795.

Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
Раздел кодификатора ФИПИ: 3.4 Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость. Методы генетики
Спрятать пояснение · ·
Елена Мелихова 02.11.2016 18:53

почему рассуждения при определении генотипа матери -пример анализирующего скрещивания?! анализ при определении генотипа - и анализ определения генотипа - это два разных случая. Анализирующее скрещивание - это скрещивание организма, несущего фенотипическое проявление доминантного гена, с рецессивной гомозиготой, позволяющее однозначно определить гомозиготность или гетерозиготность первого организма.

 

Наталья Евгеньевна Баштанник

Анализирующее скрещивание - скрещивание с гомозиготной рецессивной формой, которая служит анализатором, так как образует только один тип гамет с рецессивными аллелями, на фоне которых выявляются аллели анализируемой особи.

По признаку "глухота" - мать рецессивная гомозигота.

Елена Мелихова 06.11.2016 09:17

да, по глухоте мать - рецессивная гомозигота, а отец доминантная гомозигота (по условию задачи), дочь однозначно - гетерозигота по данному признаку. Что же тут анализировать?! Если и идет анализ генотипов дочери и матери - то по гену дальтонизма, но здесь отсутствует анализирующее скрещивание, хотя анализ, как мыслительное действие, присутствует. Это то, о чем я написала в предыдущем комментарии- подмена понятий: анализ не во всех случаях тождественен анализирующему скрещиванию, даже если речь идет о генетике...

Полина Орлова 25.12.2016 20:22

почему в решении задачи пишут фенотипы и закономерности, если в условии к задаче не сказано, что нужно указать фенотипы и закономерности ?

Наталья Евгеньевна Баштанник

Фенотипы написаны, чтобы "увидеть" кто из них «вероятность рождения детей-даль­то­ни­ков с нор­маль­ным слу­хом и глу­хих», а закономерности лучше прописывать, даже если не просят.