У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма — d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец — с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.
По условию:
В — нормальный слух;
b — глухота;
ХD — нормальное цветовое зрение;
Хd — дальтонизм (ген цветовой слепоты).
1. Определим генотипы родителей.
Мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение — ♀bbХDХ?.
Отец — с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник — ♂BBХdY.
Поскольку у них родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом (В?ХdХd), то одну гамету BХd она получила от отца, а другую от матери — bХd.
Мы можем определить генотип матери ♀bbХDXd и дочери ♀BbХdХd.
2. Составив схему скрещивания, определяем возможные генотипы детей.
P ♀bbХDXd → ♂BBХdY
G ♀bХD ♀bХd ♂BХd ♂BY
F1 BbХDXd; BbХDY; BbХdXd; BbХdY
3. Фенотипы потомства:
BbХDXd — девочка, нормальный слух, нормальное цветовое зрение;
BbХDY — мальчик, нормальный слух, нормальное цветовое зрение;
BbХdXd — девочка, нормальный слух, дальтоник;
BbХdY — мальчик, нормальный слух, дальтоник.
Вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом — 50% (25% девочек, 25% мальчиков) и 0% — глухих.
4. Закономерности: по второму признаку (цветовое зрение) — наследование сцепленное с полом (с Х-хромосомой); между первым и вторым признаком — независимое наследование. При определении генотипа матери и дочери — анализирующее скрещивание.


почему рассуждения при определении генотипа матери -пример анализирующего скрещивания?! анализ при определении генотипа - и анализ определения генотипа - это два разных случая. Анализирующее скрещивание - это скрещивание организма, несущего фенотипическое проявление доминантного гена, с рецессивной гомозиготой, позволяющее однозначно определить гомозиготность или гетерозиготность первого организма.
Анализирующее скрещивание - скрещивание с гомозиготной рецессивной формой, которая служит анализатором, так как образует только один тип гамет с рецессивными аллелями, на фоне которых выявляются аллели анализируемой особи.
По признаку "глухота" - мать рецессивная гомозигота.
да, по глухоте мать - рецессивная гомозигота, а отец доминантная гомозигота (по условию задачи), дочь однозначно - гетерозигота по данному признаку. Что же тут анализировать?! Если и идет анализ генотипов дочери и матери - то по гену дальтонизма, но здесь отсутствует анализирующее скрещивание, хотя анализ, как мыслительное действие, присутствует. Это то, о чем я написала в предыдущем комментарии- подмена понятий: анализ не во всех случаях тождественен анализирующему скрещиванию, даже если речь идет о генетике...
почему в решении задачи пишут фенотипы и закономерности, если в условии к задаче не сказано, что нужно указать фенотипы и закономерности ?
Фенотипы написаны, чтобы "увидеть" кто из них «вероятность рождения детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих», а закономерности лучше прописывать, даже если не просят.