Вариант № 5023806

ЕГЭ по биологии 07.04.2022. Досрочная волна.

При вы­пол­не­нии за­да­ний с крат­ким от­ве­том впи­ши­те в поле для от­ве­та цифру, ко­то­рая со­от­вет­ству­ет но­ме­ру пра­виль­но­го от­ве­та, или число, слово, по­сле­до­ва­тель­ность букв (слов) или цифр. Ответ сле­ду­ет за­пи­сы­вать без про­бе­лов и каких-либо до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов. Дроб­ную часть от­де­ляй­те от целой де­ся­тич­ной за­пя­той. Еди­ни­цы из­ме­ре­ний пи­сать не нужно.


Если ва­ри­ант задан учи­те­лем, вы мо­же­те впи­сать или за­гру­зить в си­сте­му от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Учи­тель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния за­да­ний с крат­ким от­ве­том и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей ста­ти­сти­ке.


Версия для печати и копирования в MS Word
1

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «При­зна­ки живых си­стем». За­пи­ши­те в от­ве­те про­пу­щен­ный тер­мин, обо­зна­чен­ный в таб­ли­це во­про­си­тель­ным зна­ком.

 

При­зна­ки живых си­стем При­ме­ры
Рит­мич­ностьЧе­ре­до­ва­ние сна и бодр­ство­ва­ния

?По­яв­ле­ние птен­цов в ко­ло­нии пинг­ви­нов


Ответ:

2
Тип 2 № 51023
i

Из­вест­но, что фер­мент ка­та­ла­за раз­ру­ша­ет пе­рок­сид во­до­ро­да. Экс­пе­ри­мен­та­тор в первую про­бир­ку по­ме­стил ку­со­чек сы­ро­го кар­то­фе­ля, а во вто­рую  — ку­со­чек сы­ро­го мяса. В каж­дую из про­би­рок он налил оди­на­ко­вое ко­ли­че­ство пе­рок­си­да во­до­ро­да. Как при этом из­ме­ни­лось ко­ли­че­ство пе­рок­си­да в пер­вой и во вто­рой про­бир­ках? Вли­я­ние света на ак­тив­ность пе­рок­си­да во­до­ро­да не учи­ты­вать.

Для каж­дой ве­ли­чи­ны опре­де­ли­те со­от­вет­ству­ю­щий ха­рак­тер её из­ме­не­ния.

 

1.  Уве­ли­чи­лось.

2.  Умень­ши­лось.

3.  Не из­ме­ни­лось.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры для каж­дой ве­ли­чи­ны. Цифры в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

Ко­ли­че­ство пе­рок­си­да

в пер­вой про­бир­ке

Ко­ли­че­ство пе­рок­си­да

во вто­рой про­бир­ке


Ответ:

3
Тип 3 № 51024
i

На га­п­ло­ид­ном за­рост­ке хвоща по­ле­во­го в ре­зуль­та­те ми­то­за об­ра­зо­ва­лась яй­це­клет­ка со 108 хро­мо­со­ма­ми. Опре­де­ли­те ко­ли­че­ство хро­мо­сом в клет­ке за­рост­ка. В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко ко­ли­че­ство хро­мо­сом.


Ответ:

4

Какое со­от­но­ше­ние ге­но­ти­пов может по­лу­чить­ся у по­том­ков в мо­но­ги­брид­ном скре­щи­ва­нии двух ге­те­ро­зи­гот­ных рас­те­ний зем­ля­ни­ки? Ответ за­пи­ши­те в виде по­сле­до­ва­тель­но­сти чисел, по­ка­зы­ва­ю­щих со­от­но­ше­ние по­лу­чив­ших­ся ге­но­ти­пов, в по­ряд­ке их убы­ва­ния.


Ответ:

5
Тип 5 № 51026
i
Развернуть

Ука­жи­те номер, обо­зна­ча­ю­щий на схеме ста­дию кле­точ­но­го цикла, во время ко­то­рой про­ис­хо­дит удво­е­ние ДНК.


Ответ:

6
Тип 6 № 51027
i
Развернуть

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­цес­са­ми и ста­ди­я­ми кле­точ­но­го цикла, обо­зна­чен­ны­ми циф­ра­ми на схеме выше: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ПРО­ЦЕС­СЫ

А)  Фор­ми­ро­ва­ние ве­ре­те­на де­ле­ния

Б)  Рас­по­ло­же­ние хро­мо­сом по эк­ва­то­ру клет­ки

В)  Дви­же­ние хро­мо­сом к по­лю­сам

Г)  Де­ле­ние цен­тро­мер хро­мо­сом

Д)  Ком­пак­ти­за­ция хро­мо­сом

Е)  Фор­ми­ро­ва­ние ядер­ной обо­лоч­ки

СТА­ДИИ КЛЕ­ТОЧ­НО­ГО

ЦИКЛА

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

7
Тип 7 № 51028
i

Вы­бе­ри­те три верно обо­зна­чен­ные под­пи­си к схеме, на ко­то­рой изоб­ражён про­цесс га­ме­то­ге­не­за. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1.  Оого­ний.

2.  Ооцит I по­ряд­ка.

3.  Ооцит II по­ряд­ка.

4.  Вто­рое де­ле­ние мей­о­за.

5.  По­ляр­ное тель­це.

6.  Ме­га­спо­ра.


Ответ:

8
Тип 8 № 51029
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов эм­брио­ге­не­за. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1.  Об­ра­зо­ва­ние ме­зо­дер­мы.

2.  Фор­ми­ро­ва­ние дву­слой­но­го за­ро­ды­ша.

3.  Окон­ча­тель­ное фор­ми­ро­ва­ние си­стем ор­га­нов за­ро­ды­ша.

4.  Об­ра­зо­ва­ние бла­сто­ме­ров.

5.  Об­ра­зо­ва­ние хорды.


Ответ:

9
Тип Д9 № 51030
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Какие при­зна­ки ха­рак­тер­ны для хор­до­вых жи­вот­ных?

 

1)  нерв­ная си­сте­ма труб­ча­то­го типа

2)  жа­бер­ные щели у за­ро­ды­ша

3)  орган ды­ха­ния  — тра­хеи

4)  внут­рен­ний ске­лет

5)  кожно-му­скуль­ный мешок

6)  хи­ти­но­вые по­кро­вы


Ответ:

10

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и от­де­ла­ми рас­те­ний: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  на­ли­чие тра­вя­ни­стых и дре­во­вид­ных форм

Б)  пре­об­ла­да­ние га­ме­то­фи­та над спо­ро­фи­том в цикле раз­ви­тия

В)  кор­не­ви­ще с при­да­точ­ны­ми кор­ня­ми

Г)  за­ро­сток с ан­те­ри­ди­я­ми и ар­хе­го­ни­я­ми

Д)  ли­сто­сте­бель­ные рас­те­ния с ри­зо­и­да­ми

Е)  спо­ро­фит в виде ко­ро­боч­ки на ножке

ОТ­ДЕ­ЛЫ РАС­ТЕ­НИЙ

1)  Мо­хо­вид­ные

2)  Па­по­рот­ни­ко­вид­ные

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам.

АБВГДЕ

Ответ:

11

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность си­сте­ма­ти­че­ских групп, на­чи­ная с са­мо­го низ­ко­го ранга. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1.  Хвой­ные.

2.  Сос­но­вые.

3.  Рас­те­ния.

4.  Ки­па­рис веч­но­зелёный.

5.  Эу­ка­ри­о­ты.

6.  Ки­па­рис.


Ответ:

12

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Какие ха­рак­те­ри­сти­ки от­но­сят к со­еди­ни­тель­ной ткани ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка?

 

1.  Об­ра­зу­ет сли­зи­стые обо­лоч­ки же­луд­ка, ро­то­вой по­ло­сти.

2.  Бы­ва­ет жид­кой и твёрдой.

3.  Вы­пол­ня­ет транс­порт­ную функ­цию.

4.  Об­ла­да­ет воз­бу­ди­мо­стью и про­во­ди­мо­стью.

5.  Имеет много меж­кле­точ­но­го ве­ще­ства.

6.  Со­дер­жит гли­аль­ные клет­ки.


Ответ:

13

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и кро­ве­нос­ны­ми со­су­да­ми че­ло­ве­ка, обо­зна­чен­ны­ми на ри­сун­ке циф­ра­ми 1–3: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  имеют од­но­слой­ные стен­ки

Б)  ис­пы­ты­ва­ют мак­си­маль­ное дав­ле­ние крови на свои стен­ки

В)  воз­вра­ща­ют кровь к серд­цу

Г)  со­дер­жат ар­те­ри­аль­ную кровь в боль­шом круге кро­во­об­ра­ще­ния

Д)  со­дер­жат мно­го­чис­лен­ные по­лу­лун­ные кла­па­ны

Е)  осу­ществ­ля­ют га­зо­об­мен между кро­вью и тка­ня­ми ор­га­нов

КРО­ВЕ­НОС­НЫЕ СО­СУ­ДЫ

1)  1

2)  2

3)  3

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам.

АБВГДЕ

Ответ:

14
Тип 16 № 51035
i

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке со­под­чи­не­ние си­стем раз­ных уров­ней, на­чи­ная с наи­мень­ше­го. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1.  Эн­до­крин­ная си­сте­ма.

2.  Иод.

3.  Фол­ли­кул.

4.  Ти­рок­син.

5.  Сек­ре­тор­ная клет­ка  — ти­ро­цит.

6.  Щи­то­вид­ная же­ле­за.


Ответ:

15
Тип 17 № 51036
i

Про­чи­тай­те текст. Вы­бе­ри­те три пред­ло­же­ния, в ко­то­рых даны опи­са­ния гео­гра­фи­че­ско­го кри­те­рия вида во­до­рос­ли Ла­ми­на­рия са­ха­ри­стая. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

(1) Бурая во­до­росль Ла­ми­на­рия са­ха­ри­стая со­сто­ит из ли­сто­по­доб­ных пла­сти­нок, ножки и ри­зо­и­дов, с по­мо­щью ко­то­рых во­до­росль при­креп­ля­ет­ся к суб­стра­ту. (2) Ареал вида охва­ты­ва­ет моря Се­вер­но­го Ле­до­ви­то­го оке­а­на. (3) Сло­е­ви­ще жел­то­ва­то-⁠бурое из-⁠за боль­шо­го ко­ли­че­ства ксан­то­фил­ло­вых пиг­мен­тов. (4) Встре­ча­ет­ся в се­вер­ных ча­стях Ат­лан­ти­че­ско­го и Ти­хо­го оке­а­нов до 40° се­вер­ной ши­ро­ты. (5) В при­бреж­ной зоне об­ра­зу­ет об­шир­ные за­рос­ли. (6) Про­мыш­лен­ный сбор ла­ми­на­рии осу­ществ­ля­ет­ся у бе­ре­гов Бе­ло­го, Ба­рен­це­ва и Кар­ско­го морей.


Ответ:

16
Тип Д16 № 51037
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и до­ка­за­тель­ства­ми эво­лю­ции: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИ­МЕ­РЫ

А)  от­пе­чат­ки древ­них рас­те­ний на пла­стах ка­мен­но­го угля

Б)  коп­чик че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян, со­сто­я­щий из четырёх-пяти не­до­раз­ви­тых по­звон­ков

В)  ока­ме­нев­шие остат­ки де­ре­вьев

Г)  фи­ло­ге­не­ти­че­ский ряд ло­ша­ди

Д)  трёхпа­лость у со­вре­мен­ных ло­ша­дей

Е)  оста­ток тре­тье­го века у че­ло­ве­ка

ДО­КА­ЗА­ТЕЛЬ­СТВА

ЭВО­ЛЮ­ЦИИ

1)  па­ле­он­то­ло­ги­че­ские

2)  срав­ни­тель­но­ана­то­ми­че­ские

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

17

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Дуб­ра­ву как устой­чи­вую эко­си­сте­му ха­рак­те­ри­зу­ют:

 

1)  не­об­хо­ди­мость в до­пол­ни­тель­ных ис­точ­ни­ках энер­гии;

2)  се­зон­ные из­ме­не­ния тем­пе­ра­ту­ры и влаж­но­сти;

3)  пре­об­ла­да­ние ре­ду­цен­тов;

4)  раз­ветвлённые сети пи­та­ния;

5)  боль­шое ви­до­вое раз­но­об­ра­зие ор­га­низ­мов;

6)  сба­лан­си­ро­ван­ный кру­го­во­рот ве­ществ.


Ответ:

18
Тип 19 № 51039
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между эко­ло­ги­че­ски­ми осо­бен­но­стя­ми и груп­па­ми ор­га­низ­мов: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ЭКО­ЛО­ГИ­ЧЕ­СКИЕ ОСО­БЕН­НО­СТИ

А)  слу­жат на­чаль­ным зве­ном паст­бищ­ных цепей пи­та­ния

Б)  опре­де­ля­ют про­стран­ствен­ную струк­ту­ру в на­зем­ных био­гео­це­но­зах

В)  могут быть ре­ду­цен­та­ми

Г)  об­ра­зу­ют споры для пе­ре­не­се­ния не­бла­го­при­ят­ных усло­вий

Д)  оби­та­ют в оке­а­нах на глу­би­не более ки­ло­мет­ра

Е)  фор­ми­ру­ют пер­вый тро­фи­че­ский уро­вень

ГРУП­ПЫ ОР­ГА­НИЗ­МОВ

1)  ге­те­ро­троф­ные бак­те­рии

2)  выс­шие рас­те­ния

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ


Ответ:

19

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность по­яв­ле­ния так­со­но­ми­че­ских групп жи­вот­ных в про­цес­се эво­лю­ции. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1)  хря­ще­вые рыбы

2)  их­тио­зав­ры

3)  при­ма­ты

4)  сте­го­це­фа­лы

5)  пи­те­кан­тро­пы


Ответ:

20

Про­ана­ли­зи­руй­те таб­ли­цу «Ком­по­нен­ты внут­рен­ней среды че­ло­ве­ка». За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя эле­мен­ты, при­ведённые в спис­ке. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­вой, вы­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из пред­ло­жен­но­го спис­ка.

Ком­по­нен­ты

внут­рен­ней среды

Со­ставФунк­ции
тка­не­вая жид­кость____________ (Б)транс­порт ве­ществ между

кро­вью и клет­ка­ми

ор­га­низ­ма

____________ (А)вода, белки,

лей­ко­ци­ты

обез­за­ра­жи­ва­ние

и воз­вра­ще­ние в кровь

жид­ко­сти

кровьплаз­ма

и фор­мен­ные

эле­мен­ты

____________ (В)

 

Спи­сок эле­мен­тов

1.  Вода, низ­ко­мо­ле­ку­ляр­ные ве­ще­ства.

2.  Эрит­ро­ци­ты, лей­ко­ци­ты, тром­бо­ци­ты, ми­не­раль­ные соли.

3.  Лимфа.

4.  Плаз­ма крови.

5.  Транс­порт газов, пи­та­тель­ных ве­ществ.

6.  Син­тез АТФ.

7.  Со­ма­ти­че­ские клет­ки.

8.  Син­тез фер­мен­тов.

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВ

Ответ:

21
Тип 21 № 51042
i

Про­ана­ли­зи­руй­те гра­фик «Ча­сто­та воз­ник­но­ве­ния со­пут­ству­ю­щих за­бо­ле­ва­ний у жен­щин на позд­них сро­ках бе­ре­мен­но­сти в за­ви­си­мо­сти от на­ли­чия ток­си­ко­за».

 

Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, ко­то­рые можно сфор­му­ли­ро­вать на ос­но­ва­нии ана­ли­за пред­став­лен­ных дан­ных. За­пи­ши­те в от­ве­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны вы­бран­ные утвер­жде­ния.

 

1.  Ве­ро­ят­ность раз­ви­тия отёка лёгких и острой лёгоч­ной не­до­ста­точ­но­сти у бе­ре­мен­ных с на­ли­чи­ем ток­си­ко­за оди­на­ко­ва.

2.  Раз­ви­тие ток­си­ко­за на позд­них сро­ках бе­ре­мен­но­сти при­во­дит к смер­ти от отёка лёгких в 27% слу­ча­ев.

3.  Из-⁠за ослож­не­ний при ток­си­ко­зе могут на­чать­ся преж­де­вре­мен­ные роды.

4.  У 43% жен­щин при на­ли­чии ток­си­ко­за на позд­них сро­ках бе­ре­мен­но­сти воз­ни­ка­ют какие-⁠либо ослож­не­ния.

5.  При ток­си­ко­зе ве­ро­ят­ность раз­ви­тия со­пут­ству­ю­щих за­бо­ле­ва­ний выше.


Ответ:

22
Тип Д22 C1 № 51043
i

Экс­пе­ри­мен­та­тор решил изу­чить ра­бо­ту серд­ца ам­фи­бии. Для этого он вы­де­лил серд­це тра­вя­ной ля­гуш­ки (Rana temporaria), по­ме­стил его в фи­зио­ло­ги­че­ский рас­твор и из­ме­рил нор­маль­ную силу со­кра­ще­ния, а затем до­ба­вил в рас­твор ад­ре­на­лин и из­ме­рил силу со­кра­ще­ния ещё раз. Ре­зуль­та­ты опыта пред­став­ле­ны на гра­фи­ке.

Какой па­ра­метр был задан экс­пе­ри­мен­та­то­ром (не­за­ви­си­мая пе­ре­мен­ная), а какой па­ра­метр ме­нял­ся в за­ви­си­мо­сти от за­дан­но­го (за­ви­си­ма­я­пе­ре­мен­ная)? Как дей­ству­ет ад­ре­на­лин на серд­це ля­гуш­ки в этом экс­пе­ри­мен­те? При­ве­ди­те два при­ме­ра дей­ствия ад­ре­на­ли­на. Дей­ствию ка­ко­го иона ана­ло­гич­но дей­ствие ад­ре­на­ли­на? В каких же­ле­зах в норме про­ис­хо­дит вы­де­ле­ние ад­ре­на­ли­на?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

23
Тип 24 № 51044
i

Какие струк­ту­ры и зоны корня обо­зна­че­ны на ри­сун­ке циф­ра­ми 1, 3, 5? Какие функ­ции они вы­пол­ня­ют?

По­вре­жде­ние какой зоны корня (2–5) пре­кра­ща­ет рост корня в длину? Ответ по­яс­ни­те.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

24
Тип Д24 C3 № 51045
i

Най­ди­те три ошиб­ки в при­ведённом тек­сте «Круг­лые черви». Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых сде­ла­ны ошиб­ки, ис­правь­те их. Дайте пра­виль­ную фор­му­ли­ров­ку.

(1)Круг­лые черви пред­став­ля­ют собой са­мо­сто­я­тель­ный тип жи­вот­ных. (2)К круг­лым чер­вям от­но­сят пла­на­рию. (3)Пи­ще­ва­ри­тель­ная си­сте­ма круг­лых чер­вей слепо за­мкну­та. (4)По­ми­мо пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы, у круг­лых чер­вей име­ют­ся вы­де­ли­тель­ная, нерв­ная и по­ло­вая си­сте­мы ор­га­нов. (5)Тело па­ра­зи­ти­че­ских круг­лых чер­вей по­кры­то плот­ной ку­ти­ку­лой. (6)Ку­ти­ку­ла за­щи­ща­ет тело от дей­ствия пи­ще­ва­ри­тель­ных соков хо­зя­и­на. (7)Круг­лые черви пе­ре­дви­га­ют­ся путём из­ги­ба­ния тела, их му­ску­ла­ту­ра об­ра­зо­ва­на толь­ко коль­це­вы­ми во­лок­на­ми.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

25

Ис­сле­до­ва­тель по­ме­стил на два пред­мет­ных стек­ла по капле воды с куль­ту­рой амёб. На пер­вое стек­ло он до­ба­вил каплю вод­но­го рас­тво­ра с 10%-⁠ной кон­цен­тра­ци­ей NaCl, а на вто­рое  — каплю воды с хла­ми­до­мо­на­да­ми. Две капли на каж­дом стек­ле он со­еди­нил вод­ным мо­сти­ком. Какое по­ве­де­ние амёб на­блю­дал ис­сле­до­ва­тель в пер­вом и во вто­ром слу­ча­ях? Как на­зы­ва­ют спо­соб­ность амёб ре­а­ги­ро­вать на внеш­ние воз­дей­ствия и ка­ко­во её зна­че­ние для ор­га­низ­ма?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

26
Тип 26 № 51047
i

В эко­си­сте­ме прес­но­го водоёма оби­та­ют без­зу­б­ки, ка­ра­си, окуни и щуки. Какие био­ти­че­ские от­но­ше­ния сло­жи­лись между пе­ре­чис­лен­ны­ми ви­да­ми ор­га­низ­мов с учётом всех эта­пов их жиз­нен­ных цик­лов? Ответ обос­нуй­те.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

27
Тип 27 № 51048
i

Из­вест­но, что ком­пле­мен­тар­ные цепи нук­ле­и­но­вых кис­лот ан­ти­па­рал­лель­ны (5’ концу одной цепи со­от­вет­ству­ет 3’ конец дру­гой цепи). Син­тез нук­ле­и­но­вых кис­лот на­чи­на­ет­ся с 5’ конца. Ри­бо­со­ма дви­жет­ся по иРНК в на­прав­ле­нии от 5’ к 3’ концу. Фраг­мент мо­ле­ку­лы ДНК, на ко­то­рой син­те­зи­ру­ет­ся уча­сток цен­траль­ной петли тРНК, имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов (верх­няя цепь мат­рич­ная (транс­кри­би­ру­е­мая):

5’-АЦ­ТАЦ­Г­ЦАТТ­ЦАТЦГ-3’

3’-ТГАТ­ГЦГ­ТА­АГ­ТА­ГЦ-5’.

Уста­но­ви­те нук­лео­тид­ную по­сле­до­ва­тель­ность участ­ка тРНК, ко­то­рый син­те­зи­ру­ет­ся на дан­ном фраг­мен­те ДНК. Ука­жи­те, какой три­плет яв­ля­ет­ся ан­ти­ко­до­ном, если дан­ная тРНК пе­ре­но­сит ами­но­кис­ло­ту ала. Объ­яс­ни­те по­сле­до­ва­тель­ность ре­ше­ния за­да­чи. Для вы­пол­не­ния за­да­ния ис­поль­зуй­те таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода. При на­пи­са­нии по­сле­до­ва­тель­но­стей нук­ле­и­но­вых кис­лот ука­зы­вай­те на­прав­ле­ние цепи.

Ге­не­ти­че­ский код (иРНК от 5' к 3' концу)

Пер­вое

ос­но­ва­ние

Вто­рое ос­но­ва­ниеТре­тье

ос­но­ва­ние

УЦАГ

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

  —

  —

Цис

Цис

  —

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

Пра­ви­ла поль­зо­ва­ния таб­ли­цей

Пер­вый нук­лео­тид в три­пле­те берётся из ле­во­го вер­ти­каль­но­го ряда; вто­рой  — из верх­не­го го­ри­зон­таль­но­го ряда и тре­тий  — из пра­во­го вер­ти­каль­но­го. Там, где пе­ре­се­кут­ся линии, иду­щие от всех трёх нук­лео­ти­дов, и на­хо­дит­ся ис­ко­мая ами­но­кис­ло­та.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

28
Тип 28 № 51049
i

У че­ло­ве­ка между ал­ле­ля­ми генов крас­но-⁠зелёного даль­то­низ­ма и ге­мо­фи­лии типа А про­ис­хо­дит крос­син­го­вер. Ди­ге­те­ро­зи­гот­ная по генам даль­то­низ­ма и ге­мо­фи­лии жен­щи­на вышла замуж за муж­чи­ну-⁠даль­то­ни­ка, не стра­да­ю­ще­го ге­мо­фи­ли­ей, в семье ро­дил­ся здо­ро­вый сын. Этот сын же­нил­ся на жен­щи­не, стра­да­ю­щей даль­то­низ­мом, но­си­тель­ни­це гена ге­мо­фи­лии. Со­ставь­те схемы ре­ше­ния за­да­чи. Ука­жи­те ге­но­ти­пы, фе­но­ти­пы ро­ди­те­лей и ге­но­ти­пы, фе­но­ти­пы, пол воз­мож­но­го потом­ства в двух бра­ках.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.