ЕГЭ по биологии 07.04.2022. Досрочная волна.
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.
| Признаки живых систем | Примеры |
|---|---|
| Ритмичность | Чередование сна и бодрствования |
| ? | Появление птенцов в колонии пингвинов |
Ответ:
Известно, что фермент каталаза разрушает пероксид водорода. Экспериментатор в первую пробирку поместил кусочек сырого картофеля, а во вторую — кусочек сырого мяса. В каждую из пробирок он налил одинаковое количество пероксида водорода. Как при этом изменилось количество пероксида в первой и во второй пробирках? Влияние света на активность пероксида водорода не учитывать.
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилось.
2. Уменьшилось.
3. Не изменилось.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| Количество пероксида в первой пробирке | Количество пероксида во второй пробирке |
|---|---|
Ответ:
На гаплоидном заростке хвоща полевого в результате митоза образовалась яйцеклетка со 108 хромосомами. Определите количество хромосом в клетке заростка. В ответе запишите только количество хромосом.
Ответ:
Какое соотношение генотипов может получиться у потомков в моногибридном скрещивании двух гетерозиготных растений земляники? Ответ запишите в виде последовательности чисел, показывающих соотношение получившихся генотипов, в порядке их убывания.
Ответ:
Укажите номер, обозначающий на схеме стадию клеточного цикла, во время которой происходит удвоение ДНК.
Ответ:
Установите соответствие между процессами и стадиями клеточного цикла, обозначенными цифрами на схеме выше: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Формирование веретена деления
Б) Расположение хромосом по экватору клетки
В) Движение хромосом к полюсам
Г) Деление центромер хромосом
Д) Компактизация хромосом
Е) Формирование ядерной оболочки
ЦИКЛА
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Выберите три верно обозначенные подписи к схеме, на которой изображён процесс гаметогенеза. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1. Оогоний.
2. Ооцит I порядка.
3. Ооцит II порядка.
4. Второе деление мейоза.
5. Полярное тельце.
6. Мегаспора.
Ответ:
Установите последовательность процессов эмбриогенеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Образование мезодермы.
2. Формирование двуслойного зародыша.
3. Окончательное формирование систем органов зародыша.
4. Образование бластомеров.
5. Образование хорды.
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие признаки характерны для хордовых животных?
1) нервная система трубчатого типа
2) жаберные щели у зародыша
3) орган дыхания — трахеи
4) внутренний скелет
5) кожно-мускульный мешок
6) хитиновые покровы
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) наличие травянистых и древовидных форм
Б) преобладание гаметофита над спорофитом в цикле развития
В) корневище с придаточными корнями
Г) заросток с антеридиями и архегониями
Д) листостебельные растения с ризоидами
Е) спорофит в виде коробочки на ножке
1) Моховидные
2) Папоротниковидные
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите последовательность систематических групп, начиная с самого низкого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Хвойные.
2. Сосновые.
3. Растения.
4. Кипарис вечнозелёный.
5. Эукариоты.
6. Кипарис.
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие характеристики относят к соединительной ткани организма человека?
1. Образует слизистые оболочки желудка, ротовой полости.
2. Бывает жидкой и твёрдой.
3. Выполняет транспортную функцию.
4. Обладает возбудимостью и проводимостью.
5. Имеет много межклеточного вещества.
6. Содержит глиальные клетки.
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и кровеносными сосудами человека, обозначенными на рисунке цифрами 1–3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) имеют однослойные стенки
Б) испытывают максимальное давление крови на свои стенки
В) возвращают кровь к сердцу
Г) содержат артериальную кровь в большом круге кровообращения
Д) содержат многочисленные полулунные клапаны
Е) осуществляют газообмен между кровью и тканями органов
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам.
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Расположите в правильном порядке соподчинение систем разных уровней, начиная с наименьшего. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Эндокринная система.
2. Иод.
3. Фолликул.
4. Тироксин.
5. Секреторная клетка — тироцит.
6. Щитовидная железа.
Ответ:
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического критерия вида водоросли Ламинария сахаристая. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Бурая водоросль Ламинария сахаристая состоит из листоподобных пластинок, ножки и ризоидов, с помощью которых водоросль прикрепляется к субстрату. (2) Ареал вида охватывает моря Северного Ледовитого океана. (3) Слоевище желтовато-бурое из-за большого количества ксантофилловых пигментов. (4) Встречается в северных частях Атлантического и Тихого океанов до 40° северной широты. (5) В прибрежной зоне образует обширные заросли. (6) Промышленный сбор ламинарии осуществляется у берегов Белого, Баренцева и Карского морей.
Ответ:
Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) отпечатки древних растений на пластах каменного угля
Б) копчик человекообразных обезьян, состоящий из четырёх-пяти недоразвитых позвонков
В) окаменевшие остатки деревьев
Г) филогенетический ряд лошади
Д) трёхпалость у современных лошадей
Е) остаток третьего века у человека
ЭВОЛЮЦИИ
1) палеонтологические
2) сравнительноанатомические
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Дубраву как устойчивую экосистему характеризуют:
1) необходимость в дополнительных источниках энергии;
2) сезонные изменения температуры и влажности;
3) преобладание редуцентов;
4) разветвлённые сети питания;
5) большое видовое разнообразие организмов;
6) сбалансированный круговорот веществ.
Ответ:
Установите соответствие между экологическими особенностями и группами организмов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) служат начальным звеном пастбищных цепей питания
Б) определяют пространственную структуру в наземных биогеоценозах
В) могут быть редуцентами
Г) образуют споры для перенесения неблагоприятных условий
Д) обитают в океанах на глубине более километра
Е) формируют первый трофический уровень
1) гетеротрофные бактерии
2) высшие растения
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Установите последовательность появления таксономических групп животных в процессе эволюции. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) хрящевые рыбы
2) ихтиозавры
3) приматы
4) стегоцефалы
5) питекантропы
Ответ:
Проанализируйте таблицу «Компоненты внутренней среды человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
| Компоненты внутренней среды | Состав | Функции |
|---|---|---|
| тканевая жидкость | ____________ (Б) | транспорт веществ между кровью и клетками организма |
| ____________ (А) | вода, белки, лейкоциты | обеззараживание и возвращение в кровь жидкости |
| кровь | плазма и форменные элементы | ____________ (В) |
Список элементов
1. Вода, низкомолекулярные вещества.
2. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, минеральные соли.
3. Лимфа.
4. Плазма крови.
5. Транспорт газов, питательных веществ.
6. Синтез АТФ.
7. Соматические клетки.
8. Синтез ферментов.
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| A | Б | В |
Ответ:
Проанализируйте график «Частота возникновения сопутствующих заболеваний у женщин на поздних сроках беременности в зависимости от наличия токсикоза».
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1. Вероятность развития отёка лёгких и острой лёгочной недостаточности у беременных с наличием токсикоза одинакова.
2. Развитие токсикоза на поздних сроках беременности приводит к смерти от отёка лёгких в 27% случаев.
3. Из-за осложнений при токсикозе могут начаться преждевременные роды.
4. У 43% женщин при наличии токсикоза на поздних сроках беременности возникают какие-либо осложнения.
5. При токсикозе вероятность развития сопутствующих заболеваний выше.
Ответ:
Экспериментатор решил изучить работу сердца амфибии. Для этого он выделил сердце травяной лягушки (Rana temporaria), поместил его в физиологический раствор и измерил нормальную силу сокращения, а затем добавил в раствор адреналин и измерил силу сокращения ещё раз. Результаты опыта представлены на графике.
Какой параметр был задан экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от заданного (зависимаяпеременная)? Как действует адреналин на сердце лягушки в этом эксперименте? Приведите два примера действия адреналина. Действию какого иона аналогично действие адреналина? В каких железах в норме происходит выделение адреналина?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Какие структуры и зоны корня обозначены на рисунке цифрами 1, 3, 5? Какие функции они выполняют?
Повреждение какой зоны корня (2–5) прекращает рост корня в длину? Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Найдите три ошибки в приведённом тексте «Круглые черви». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1)Круглые черви представляют собой самостоятельный тип животных. (2)К круглым червям относят планарию. (3)Пищеварительная система круглых червей слепо замкнута. (4)Помимо пищеварительной системы, у круглых червей имеются выделительная, нервная и половая системы органов. (5)Тело паразитических круглых червей покрыто плотной кутикулой. (6)Кутикула защищает тело от действия пищеварительных соков хозяина. (7)Круглые черви передвигаются путём изгибания тела, их мускулатура образована только кольцевыми волокнами.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Исследователь поместил на два предметных стекла по капле воды с культурой амёб. На первое стекло он добавил каплю водного раствора с 10%-ной концентрацией NaCl, а на второе — каплю воды с хламидомонадами. Две капли на каждом стекле он соединил водным мостиком. Какое поведение амёб наблюдал исследователь в первом и во втором случаях? Как называют способность амёб реагировать на внешние воздействия и каково её значение для организма?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
В экосистеме пресного водоёма обитают беззубки, караси, окуни и щуки. Какие биотические отношения сложились между перечисленными видами организмов с учётом всех этапов их жизненных циклов? Ответ обоснуйте.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Известно, что комплементарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5’ конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5’ к 3’ концу. Фрагмент молекулы ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов (верхняя цепь матричная (транскрибируемая):
5’-АЦТАЦГЦАТТЦАТЦГ-3’
3’-ТГАТГЦГТААГТАГЦ-5’.
Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте ДНК. Укажите, какой триплет является антикодоном, если данная тРНК переносит аминокислоту ала. Объясните последовательность решения задачи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
Генетический код (иРНК от 5' к 3' концу)
| Первое основание | Второе основание | Третье основание | |||
| У | Ц | А | Г | ||
| У | Фен Фен Лей Лей | Сер Сер Сер Сер | Тир Тир — — | Цис Цис — Три | У Ц А Г |
| Ц | Лей Лей Лей Лей | Про Про Про Про | Гис Гис Глн Глн | Арг Арг Арг Арг | У Ц А Г |
| А | Иле Иле Иле Мет | Тре Тре Тре Тре | Асн Асн Лиз Лиз | Сер Сер Арг Арг | У Ц А Г |
| Г | Вал Вал Вал Вал | Ала Ала Ала Ала | Асп Асп Глу Глу | Гли Гли Гли Гли | У Ц А Г |
Правила пользования таблицей
Первый нуклеотид в триплете берётся из левого вертикального ряда; второй — из верхнего горизонтального ряда и третий — из правого вертикального. Там, где пересекутся линии, идущие от всех трёх нуклеотидов, и находится искомая аминокислота.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
У человека между аллелями генов красно-зелёного дальтонизма и гемофилии типа А происходит кроссинговер. Дигетерозиготная по генам дальтонизма и гемофилии женщина вышла замуж за мужчину-дальтоника, не страдающего гемофилией, в семье родился здоровый сын. Этот сын женился на женщине, страдающей дальтонизмом, носительнице гена гемофилии. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.