Задания
Версия для печати и копирования в MS Word

Как на­зы­ва­ет­ся цепь пи­та­ния, изоб­ражённая на ри­сун­ке? Ответ по­яс­ни­те.

К какой функ­ци­о­наль­ной груп­пе в эко­си­сте­ме от­но­сит­ся крот и какой тро­фи­че­ский уро­вень он за­ни­ма­ет? Ука­жи­те две при­чи­ны улуч­ше­ния свойств почвы в ре­зуль­та­те жиз­не­де­я­тель­но­сти дож­де­вых чер­вей.

ИЛИ

На ри­сун­ках изоб­ра­же­ны ске­лет с от­пе­чат­ком пе­рьев и ре­кон­струк­ция ар­хео­пте­рик­са, оби­тав­ше­го 150–147 млн лет назад.

Ис­поль­зуя фраг­мент гео­хро­но­ло­ги­че­ской таб­ли­цы, опре­де­ли­те, в какой эре и каком пе­ри­о­де оби­та­ло это жи­вот­ное. Это жи­вот­ное ино­гда от­но­сят к пти­цам, но оно имело не­ко­то­рые при­зна­ки, не­ха­рак­тер­ные для со­вре­мен­ных птиц. Пе­ре­чис­ли­те те из них, ко­то­рые видны на ри­сун­ках (не менее трёх при­зна­ков). Для ор­га­низ­мов ка­ко­го со­вре­мен­но­го клас­са ха­рак­тер­ны пе­ре­чис­лен­ные при­зна­ки?

Гео­хро­но­ло­ги­че­ская таб­ли­ца

Эры

Пе­ри­о­ды

На­зва­ние
и про­дол­жи­тель­ность,
млн. лет

Воз­раст
(на­ча­ло эры), млн. лет

На­зва­ние
и про­дол­жи­тель­ность,
млн. лет

Кай­но­зой­ская, 6666Чет­вер­тич­ный, 2,58
Нео­ген, 20,45
Па­лео­ген, 43
Ме­зо­зой­ская, 186252Ме­ло­вой, 79
Юр­ский, 56
Три­а­со­вый, 51
Па­лео­зой­ская, 289541Перм­ский, 47
Ка­мен­но­уголь­ный, 60
Де­вон­ский, 60
Си­лу­рий­ский, 25
Ор­до­вик­ский, 41
Кем­брий­ский, 56
Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

1.  Дет­рит­ная (цепь раз­ло­же­ния).

2.  На­чи­на­ет­ся с мёртвой ор­га­ни­ки (нет про­ду­цен­тов).

3.  Кон­су­мент (кон­су­мент II по­ряд­ка).

4.  Тре­тий тро­фи­че­ский уро­вень.

5.  Улуч­ша­ет­ся струк­ту­ра почвы (улуч­ша­ет­ся аэра­ция; со­хра­ня­ет­ся влага).

6.  Умень­ша­ет­ся кис­лот­ность почвы.

7.  Ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства пе­ре­ме­ща­ют­ся в глу­бо­кие слои почвы (по­вы­ша­ет­ся пло­до­ро­дие почвы).

ИЛИ

Эле­мен­ты от­ве­та

1.  Эра  — ме­зо­зой­ская, пе­ри­од  — юр­ский (долж­ны быть ука­за­ны и эра, и пе­ри­од).

От со­вре­мен­ных птиц ар­хео­пте­рик­са от­ли­ча­ет:

2.  на­ли­чие че­лю­стей с зу­ба­ми.

3.  на­ли­чие длин­но­го хво­ста из по­звон­ков.

4.  на­ли­чие раз­ви­тых паль­цев с ког­тя­ми на пе­ред­них ко­неч­но­стях.

5.  при­зна­ки ха­рак­тер­ны для клас­са Пре­смы­ка­ю­щи­е­ся (Реп­ти­лии).

ИЛИ

5.  при­зна­ки ха­рак­тер­ны для клас­са Мле­ко­пи­та­ю­щие (Звери).

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ответ вклю­ча­ет в себя пять-шесть на­зван­ных выше эле­мен­тов (в том числе ука­за­ние двух про­цес­сов), не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок

3
Ответ вклю­ча­ет в себя че­ты­ре из на­зван­ных выше эле­мен­тов (в том

числе ука­за­ние двух про­цес­сов), ко­то­рые не со­дер­жат био­ло­ги­че­ских оши­бок

2
Ответ вклю­ча­ет в себя три из на­зван­ных выше эле­мен­тов (в том числе ука­за­ние двух про­цес­сов), ко­то­рые не со­дер­жат био­ло­ги­че­ских оши­бок.
ИЛИ Пра­виль­но опре­делён толь­ко один из про­цес­сов не­за­ви­си­мо от ко­ли­че­ства дру­гих эле­мен­тов от­ве­та
1
Не опре­де­ле­ны/не­вер­но опре­де­ле­ны оба про­цес­са.
ИЛИ Все иные си­ту­а­ции, не со­от­вет­ству­ю­щие пра­ви­лам вы­став­ле­ния 3, 2 и 1 балла

0
Мак­си­маль­ный балл3

ИЛИ

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ответ вклю­ча­ет все на­зван­ные выше эле­мен­ты, не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок3
Ответ вклю­ча­ет 2 из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок, ИЛИ ответ вклю­ча­ет 3 на­зван­ные выше эле­мен­та, но со­дер­жит био­ло­ги­че­ские ошиб­ки2
Ответ вклю­ча­ет 1 из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок, ИЛИ ответ вклю­ча­ет 2 из на­зван­ных выше эле­мен­тов, но со­дер­жит био­ло­ги­че­ские ошиб­ки1
Ответ вклю­ча­ет толь­ко один из на­зван­ных выше эле­мен­тов и со­дер­жит био­ло­ги­че­ские ошиб­ки, ИЛИ ответ не­пра­виль­ный 0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2026 по био­ло­гии
Раздел кодификатора ФИПИ: