Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип Д34 № 501
i

Вы­бе­ри­те два вер­ных от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Из при­ве­ден­ных фор­му­ли­ро­вок ука­жи­те по­ло­же­ния кле­точ­ной тео­рии.

 

1)  Опло­до­тво­ре­ние  — это про­цесс сли­я­ния муж­ской и жен­ской гамет.

2)  Каж­дая новая до­чер­няя клет­ка об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те де­ле­ния ма­те­рин­ской.

3)  Ал­лель­ные гены в про­цес­се ми­то­за ока­зы­ва­ют­ся в раз­ных клет­ках.

4)  Раз­ви­тие ор­га­низ­ма с мо­мен­та опло­до­тво­ре­ния яй­це­клет­ки до смер­ти ор­га­низ­ма на­зы­ва­ют он­то­ге­не­зом.

5)  Клет­ки всех ор­га­низ­мов сход­ны по сво­е­му хи­ми­че­ско­му со­ста­ву и стро­е­нию.

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Шлей­ден и Шванн, обоб­щив име­ю­щи­е­ся зна­ния о клет­ке, до­ка­за­ли, что клет­ка яв­ля­ет­ся ос­нов­ной еди­ни­цей лю­бо­го ор­га­низ­ма. Клет­ки жи­вот­ных, рас­те­ний и бак­те­рий имеют схо­жее стро­е­ние. Позд­нее эти за­клю­че­ния стали ос­но­вой для до­ка­за­тель­ства един­ства ор­га­низ­мов. Т. Шванн и М. Шлей­ден ввели в науку ос­но­во­по­ла­га­ю­щее пред­став­ле­ние о клет­ке: вне кле­ток нет жизни.

Со­вре­мен­ная кле­точ­ная тео­рия вклю­ча­ет сле­ду­ю­щие ос­нов­ные по­ло­же­ния: клет­ка  — ос­нов­ная еди­ни­ца стро­е­ния, функ­ци­о­ни­ро­ва­ния и раз­ви­тия всех живых ор­га­низ­мов, наи­мень­шая еди­ни­ца жи­во­го, спо­соб­ная к са­мо­вос­про­из­ве­де­нию, са­мо­ре­гу­ля­ции и са­мо­об­нов­ле­нию; клет­ки всех од­но­кле­точ­ных и мно­го­кле­точ­ных ор­га­низ­мов сход­ны (го­мо­ло­ги­и­ны) по сво­е­му стро­е­нию, хи­ми­че­ско­му со­ста­ву, ос­нов­ным про­яв­ле­ни­ям жиз­не­де­я­тель­но­сти и об­ме­ну ве­ществ; раз­мно­же­ние кле­ток про­ис­хо­дит путем их де­ле­ния, каж­дая новая клет­ка об­ра­зу­ет­ся в ре­зуль­та­те де­ле­ния ис­ход­ной (ма­те­рин­ской) клет­ки (клет­ка про­ис­хо­дит путем де­ле­ния ис­ход­ной, а не из меж­кле­точ­но­го ве­ще­ства, как это пред­по­ла­га­лось рань­ше); в слож­ных мно­го­кле­точ­ных ор­га­низ­мах клет­ки спе­ци­а­ли­зи­ро­ва­ны по вы­пол­ня­е­мым ими функ­ци­ям и об­ра­зу­ют ткани; из тка­ней со­сто­ят ор­га­ны, ко­то­рые тесно вза­и­мо­свя­за­ны и под­чи­не­ны нерв­ной и гу­мо­раль­ной ре­гу­ля­ци­ям.

Для при­ве­де­ния кле­точ­ной тео­рии в более пол­ное со­от­вет­ствие с дан­ны­ми со­вре­мен­ной кле­точ­ной био­ло­гии спи­сок её по­ло­же­ний часто до­пол­ня­ют и рас­ши­ря­ют. Во мно­гих ис­точ­ни­ках эти до­пол­ни­тель­ные по­ло­же­ния раз­ли­ча­ют­ся, их набор до­ста­точ­но про­из­во­лен.

Клет­ки про­ка­ри­от и эу­ка­ри­от яв­ля­ют­ся си­сте­ма­ми раз­но­го уров­ня слож­но­сти и не пол­но­стью го­мо­ло­гич­ны друг другу (см. ниже).

В ос­но­ве де­ле­ния клет­ки и раз­мно­же­ния ор­га­низ­мов лежит ко­пи­ро­ва­ние на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции  — мо­ле­кул нук­ле­и­но­вых кис­лот («каж­дая мо­ле­ку­ла из мо­ле­ку­лы»). По­ло­же­ния о ге­не­ти­че­ской не­пре­рыв­но­сти от­но­сит­ся не толь­ко к клет­ке в целом, но и к не­ко­то­рым из её более мел­ких ком­по­нен­тов  — к ми­то­хон­дри­ям, хло­ро­пла­стам, генам и хро­мо­со­мам.

Мно­го­кле­точ­ный ор­га­низм пред­став­ля­ет собой новую си­сте­му, слож­ный ан­самбль из мно­же­ства кле­ток, объ­единённых и ин­те­гри­ро­ван­ных в си­сте­ме тка­ней и ор­га­нов, свя­зан­ных друг с дру­гом с по­мо­щью хи­ми­че­ских фак­то­ров, гу­мо­раль­ных и нерв­ных (мо­ле­ку­ляр­ная ре­гу­ля­ция).

Клет­ки мно­го­кле­точ­ных то­ти­по­тен­ты, то есть об­ла­да­ют ге­не­ти­че­ски­ми по­тен­ци­я­ми всех кле­ток дан­но­го ор­га­низ­ма, рав­но­знач­ны по ге­не­ти­че­ской ин­фор­ма­ции, но от­ли­ча­ют­ся друг от друга раз­ной экс­прес­си­ей (ра­бо­той) раз­лич­ных генов, что при­во­дит к их мор­фо­ло­ги­че­ско­му и функ­ци­о­наль­но­му раз­но­об­ра­зию  — к диф­фе­рен­ци­ров­ке.

 

Ответ: 25.

Источник: РЕШУ ЕГЭ
Раздел кодификатора ФИПИ: 2.1 Кле­точ­ное стро­е­ние ор­га­низ­мов
Зепп Лиза 22.12.2016 11:38

он­то­ге­нез - это же ин­ди­ви­ду­аль­ное раз­ви­тие ор­га­низ­ма, со­во­куп­ность по­сле­до­ва­тель­ных мор­фо­ло­ги­че­ских, фи­зио­ло­ги­че­ских и био­хи­ми­че­ских пре­об­ра­зо­ва­ний, пре­тер­пе­ва­е­мых ор­га­низ­мом от опло­до­тво­ре­ния (при по­ло­вом раз­мно­же­нии) или от мо­мен­та от­де­ле­ния от ма­те­рин­ской особи (при бес­по­лом раз­мно­же­нии) до конца жизни. по­че­му его нет в от­ве­те?

Наталья Евгеньевна Баштанник

По­то­му что про­сят вы­брать по­ло­же­ния кле­точ­ной тео­рии.