СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Биология
≡ биология
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 28 № 24499

При скрещивании самки дрозофилы с загнутыми крыльями и нормальными ногами и самца с нормальными крыльями и укороченными ногами в первом поколении было получено 13 мух, имевших загнутые крылья, нормальные ноги, и 15 мух, имевших нормальные крылья и ноги. Для второго скрещивания взяли самцов и самок из F1 с загнутыми крыльями, нормальными ногами. В потомстве получили расщепление 6 : 3 : 2 : 1, причём мух с загнутыми крыльями было большинство. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Поясните фенотипическое расщепление во втором скрещивании.

Пояснение.

Схема решения задачи включает:

1) P

♀ AaBB×♂aabb
загнутые крылья, нормальные ногинормальные крылья, укороченные ноги

G

AB, aBab

 

F1 АаВb — загнутые крылья, нормальные ноги.

ааВb — нормальные крылья, нормальные ноги.

 

2) F1

GF1

AaBb×AaBb
AB, aB, Ab, abAB, aB, Ab, ab

F2

 

6(2AaBВ, 4АаВb) — загнутые крылья, нормальные ноги.

2Aabb — загнутые крылья, укороченные ноги.

3(1ааВВ, 2ааВb) — нормальные крылья, нормальные ноги.

1аabb — нормальные крылья, укороченные ноги.

 

 

3) во втором скрещивании фенотипическое расщепление — 1 : 6 : 2 : 3, так как особи с генотипами ААВВ, ААBb, ААbb погибают (аллель загнутых крыльев летален в гомозиготном состоянии).

(Допускается иная генетическая символика.)

 

 

Примечание.

Чтобы определить какие гены доминантные, а какие рецессивные рассматриваем расщепление по потомству.

В первом поколении скрестили особи с «загнутые крылья, нормальные ноги» и «нормальные крылья, укороченные ноги» получили 100% с нормальными ногами. Значит, ген нормальные ноги доминантный. И первая особь ВВ, вторая Bb.

Во втором поколении получили соотношение близкое к 9:3:3:1. Значит, скрестили две дигетерозиготы AaBb. Т.е. Первые родители ♀ Аа, ♂aa.

 

Для второго поколения составляем решетку Пеннета, обнаруживаем нарушение нормального сочетания соотношений. Утрачены 3 части в сочетании доминантный/доминантный признаки; и 1 часть в сочетании доминантный/рецессивный признак. Отсюда предполагаем летальность гена в доминантном состоянии.

Спрятать пояснение · · Видеокурс ·
Татьяна Завроцкая 04.03.2019 11:05

В этом задании не может быть летальным ген загнутых крыльев, так как по условию задачи их получилось большинство в расщеплении (6:2:3:1). И следовательно они не погибли, а вот если верный ответ будет, что летальным оказался ген "Нормальные ноги", то тогда и получается большинство с "Загнутыми крыльями", но с другой стороны вряд ли ген "Нормальными крыльями" Будет летальным?????

Наталья Евгеньевна Баштанник

Летален ген загнутых крыльев в гомозиготном состоянии АА. И поэтому нарушается нормальное соотношение при независимом наследовании признаков. 9 дом/дом: 3 дом/рец: 3 рец/дом: 1 рец/рец.

С загнутыми крыльями большинство 6+2=8, а с нормальными 3+1= 4.

Это дано, чтобы можно было определить какие признаки доминантные, а какие рецессивные (по соотношениям в первом и втором поколении).

 

P.S.

Но как ученик должен догадаться о летальности в принципе я тоже не понимаю:(

И считаю некорректным такие задачи выносить на ЕГЭ(

Василий Рогожин 24.03.2019 15:09

Вношу пояснения к заданию. Уважаемые Татьяна и Наталья, в своих пояснениях вы представили два варианта решения этой задачи, ОБА они ВЕРНЫ.

Решение, представленное в эталоне, - одно из двух возможных.

Отвечаю на вопрос Натальи: "как ученик должен догадаться о летальности" гомозигот по АА (или по ВВ - это тоже вариант)?

Первый вывод Вы уже сделали сами: так как для второго скрещивания берут потомков F1 с генотипами: AaBb х AaBb, то при классическом "менделевском" расщеплении должно получится соотношение 9:3:3:1. По условию оно нарушается - 6:3:2:1. Значит, из классического расщепления могли выбраковаться (по причине смерти) трое из группы "9" и один из группы "3". Тогда 9-3=6; 3-1=2. Получается итоговое расщепление, как в условии: 6:3:2:1.

Второй вывод нужно сделать, внимательно поработав с решеткой Пеннета:

1) В группе "9" (А-В-) нужно найти три генотипа, которые совпадают по одной из пар генов (либо по "А", либо по "В").

Так вот, в этой группе есть 3 генотипа с "АА", и три генотипа с "ВВ". Нужно просто выбрать какой-то вариант, так как и тот, и другой - возможны. Например, выбираем НЕ как в эталоне генотипы с "ВВ", и принимаем, что именно они и погибли (т.е. "ВВ" - летальна).

2) В одной из групп "3" (ааВ-) находим летальный генотип с "ВВ" - это ааВВ, и такой генотип в данной группе один. Это то, что нам и нужно.

3) Принимая, что мутация "ВВ" (нормальные ноги), является летальной, вычеркиваем из решетки все генотипы с "ВВ".

4) Оставшиеся генотипы формируем в фенотипические группы. Их оказывается четыре, в соотношении 6:3:2:1. Что и требовалось по условию.

 

Точно такой же алгоритм применим для ситуации с летальной комбинацией "АА".

 

Резюме:

- в пояснение к заданию имеет смысл добавить второй вариант решения задачи;

- эта задача, конечно, непривычного формата, но абсолютно соответствует школьному уровню. Летальные мутации входят в программу ЕГЭ.

Считаю задачу вполне уместной на экзамене.

Василий Рогожин 06.05.2019 13:30

Впервые приходиться писать опровержение к собственному комментарию, но свои ошибки нужно уметь признавать.

Вариант с летальной комбинацией "ВВ" к данной задаче неприменим, так как в этом случае исходная родительская самка (АаВВ) считалась бы мертвой. Этого я сразу не учел.

Правильный вариант решения только один - он указан в пояснении к заданию.