СДАМ ГИА: РЕШУ ЕГЭ
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
Биология
≡ биология
сайты - меню - вход - новости


Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Задание 23 № 22145

На ри­сун­ке изоб­ра­же­ны пси­ло­фи­ты — вы­мер­шие рас­те­ния.

Ис­поль­зуя фраг­мент гео­хро­но­ло­ги­че­ской таб­ли­цы, уста­но­ви­те эру и пе­ри­од, в ко­то­рый по­яви­лись дан­ные ор­га­низ­мы, а также воз­мож­но­го пред­ка уров­ня от­де­ла рас­те­ний.

Ука­жи­те, по каким при­зна­кам пси­ло­фи­ты от­но­сят­ся к выс­шим спо­ро­вым рас­те­ни­ям.

 

 

Гео­хро­но­ло­ги­че­ская таб­ли­ца

ЭРА, воз­раст
в млн лет

Пе­ри­од

Рас­ти­тель­ный мир

Ме­зо­зой­ская, 240
Мел
По­яв­ля­ют­ся и рас­про­стра­ня­ют­ся по­кры­то­се­мен­ные; со­кра­ща­ют­ся па­по­рот­ни­ки и го­ло­се­мен­ные
Юра
Гос­под­ству­ют со­вре­мен­ные го­ло­се­мен­ные, древ­ние го­ло­се­мен­ные вы­ми­ра­ют
Триас
Гос­под­ству­ют древ­ние го­ло­се­мен­ные; по­яв­ля­ют­ся со­вре­мен­ные го­ло­се­мен­ные; се­мен­ные па­по­рот­ни­ки вы­ми­ра­ют
Па­лео­зой­ская, 570
Пермь
По­яв­ля­ют­ся древ­ние го­ло­се­мен­ные; боль­шое раз­но­об­ра­зие се­мен­ных и тра­вя­ни­стых па­по­рот­ни­ков; дре­во­вид­ные хвощи, пла­у­ны и па­по­рот­ни­ки вы­ми­ра­ют
Кар­бон
Рас­цвет дре­во­вид­ных па­по­рот­ни­ков, пла­у­нов и хво­щей (об­ра­зо­вы­ва­ли «ка­мен­но­уголь­ные леса»); по­яв­ля­ют­ся се­мен­ные па­по­рот­ни­ки; пси­ло­фи­ты ис­че­за­ют
Девон
Раз­ви­тие, а затем вы­ми­ра­ние пси­ло­фи­тов; воз­ник­но­ве­ние ос­нов­ных групп спо­ро­вых рас­те­ний — пла­у­но­вид­ных, хво­ще­вид­ных, па­по­рот­ни­ко­вид­ных; по­яв­ле­ние пер­вых при­ми­тив­ных го­ло­се­мен­ных; воз­ник­но­ве­ние гри­бов
Силур
Гос­под­ство во­до­рос­лей; выход рас­те­ний на сушу — по­яв­ле­ние ри­нио­фи­тов (пси­ло­фи­тов)
Ор­до­вик
Рас­цвет во­до­рос­лей
Кем­брий
Ди­вер­гент­ная эво­лю­ция во­до­рос­лей; по­яв­ле­ние мно­го­кле­точ­ных форм
Про­те­ро­зой­ская, 2600Ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны си­не­зелёные и зелёные од­но­кле­точ­ные во­до­рос­ли, бак­те­рии; по­яв­ля­ют­ся крас­ные во­до­рос­ли

По­яс­не­ние.

Т.к. в за­да­нии не ука­зан вре­мен­ной ин­тер­вал, то →

Вос­поль­зу­ем­ся таб­ли­цей, в тре­тьей ко­лон­ке най­дем пси­ло­фи­ты; опре­де­ля­ем по вто­рой и пер­вой ко­лон­кам эру и пе­ри­од, когда оби­та­ли пси­ло­фи­ты

Ответ:

1) Эра: па­лео­зой­ская

Пе­ри­од: Силур

2) Пред­ка­ми пси­ло­фи­тов яв­ля­ют­ся мно­го­кле­точ­ные зе­ле­ные во­до­рос­ли.

3) При­зна­кам выс­ших спо­ро­вых рас­те­ний яв­ля­ют­ся:

- раз­де­ле­ние тела на две части - над­зем­ную и под­зем­ную

- на­ли­чие мно­го­кле­точ­ных ор­га­нов раз­мно­же­ния — по­ло­во­го (га­ме­тан­гий) и бес­по­ло­го (спо­ран­гий)

- при­ми­тив­ная про­во­дя­щая си­сте­ма, по­кров­ная ткань

 

 

При­ме­ча­ние.

Пси­ло­фи­ты имели дре­во­вид­ную форму, от­дель­ные ни­те­вид­ные от­рост­ки слу­жи­ли им для при­креп­ле­ния к почве и по­гло­ще­ния из нее воды и ми­не­раль­ных ве­ществ. На­ря­ду с об­ра­зо­ва­ни­ем по­до­бия кор­ней, стеб­ля и при­ми­тив­ной про­во­дя­щей си­сте­мы у пси­ло­фи­тов раз­ви­лась по­кров­ная ткань, предо­хра­ня­ю­щая их от вы­сы­ха­ния.

 

Выс­шие рас­те­ния — это мно­го­кле­точ­ные фо­то­троф­ные ор­га­низ­мы, при­спо­соб­лен­ные к жизни в на­зем­ной среде и ха­рак­те­ри­зу­ю­щи­е­ся пра­виль­ным че­ре­до­ва­ни­ем по­ло­во­го и бес­по­ло­го по­ко­ле­ний и на­ли­чи­ем диф­фе­рен­ци­ро­ван­ных тка­ней и ор­га­нов.

 

Ос­нов­ные при­зна­ки, от­ли­ча­ю­щие выс­шие рас­те­ния от низ­ших:

- при­спо­соб­лен­ность к оби­та­нию в на­зем­ной среде;

- на­ли­чие четко диф­фе­рен­ци­ро­ван­ных тка­ней, вы­пол­ня­ю­щих кон­крет­ные спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные функ­ции;

- на­ли­чие мно­го­кле­точ­ных ор­га­нов раз­мно­же­ния — по­ло­во­го (га­ме­тан­гий) и бес­по­ло­го (спо­ран­гий). Муж­ские га­ме­тан­гии выс­ших рас­те­ний на­зы­ва­ют­ся ан­те­ри­ди­я­ми, жен­ские — ар­хе­го­ни­я­ми. Га­ме­тан­гии выс­ших рас­те­ний (в от­ли­чие от низ­ших) за­щи­ще­ны обо­лоч­ка­ми из сте­риль­ных (бес­плод­ных) кле­ток и (у от­дель­ных групп рас­те­ний) могут быть ре­ду­ци­ро­ва­ны, т.е. умень­ше­ны и упро­ще­ны;

- пре­вра­ще­ние зи­го­ты в ти­пич­ный мно­го­кле­точ­ный за­ро­дыш, клет­ки ко­то­ро­го пер­во­на­чаль­но не диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны, но ге­не­ти­че­ски де­тер­ми­ни­ро­ва­ны на спе­ци­а­ли­за­цию в опре­де­лен­ном на­прав­ле­нии;

- пра­виль­ное че­ре­до­ва­ние двух по­ко­ле­ний — га­п­ло­ид­но­го по­ло­во­го (га­ме­то­фит), раз­ви­ва­ю­ще­го­ся из споры, и ди­пло­ид­но­го бес­по­ло­го (спо­ро­фит), раз­ви­ва­ю­ще­го­ся из зи­го­ты;

- до­ми­ни­ро­ва­ние в жиз­нен­ном цикле спо­ро­фи­та (у всех от­де­лов кроме Мо­хо­вид­ных);

- раз­де­ле­ние тела спо­ро­фи­та (у боль­шин­ства от­де­лов выс­ших рас­те­ний) на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные ве­ге­та­тив­ные ор­га­ны — ко­рень, сте­бель и ли­стья.

Источник: ЕГЭ - 2018, РЕШУ ЕГЭ
Раздел кодификатора ФИПИ: 4.4 Царство растений. Строение, жизнедеятельность и размножение растительного организма, 4.5 Многообразие растений. Основные отделы растений, 6.3 Доказательства эволюции живой природы
Спрятать пояснение · · Видеокурс ·
Валерия Руденко 15.06.2018 16:32

Здравствуйте. Я не понимаю, а как мы должны определить предка растений?Почему именно многоклеточные зеленые водоросли берем?

Наталья Евгеньевна Баштанник

Используем биологические знания, а по рисунку - слабая дифференциация тела

Василий Рогожин 09.03.2019 13:39

Конечно, предками псилофитов, как и всех высших растений, являются не древние Зеленые водоросли, а Харовые водоросли, которые сейчас составляют самостоятельный отдел.

И в дополнении к ответу об отличиях высших растений от низших стоит заметить, что "наличие четко дифференцированных тканей" - сегодня не является абсолютным отличительным признаком этих групп растений. Бурые водоросли, например, относящиеся к низшим растениям, имеют настоящие ткани (тканевой тип дифференциации таллома). Вот наличие органов - да, это признак только высших растений, а настоящие ткани могут быть и у высших, и у низших растений.

В школьном курсе, к сожалению, еще долгие годы будут изучать информацию 20-40-летней давности.

НО! Это "С"-часть, значит можно давать ответ на основе современных научных данных. Если дело дойдет до апелляции - в этом случае баллы можно отыграть.

Служба поддержки

А можно и не «отыграть». В качестве верных ответов на ЕГЭ засчитываются те, что отражены в действующих школьных учебниках, утвержденных министерством образования. Можно вспомнить историю про учащуюся, которая принесла на апелляцию, а потом в суд учебник для высшей школы, подтверждающий ее ответ на ЕГЭ. Не зачли.