Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Тип 28 № 15934
i

У че­ло­ве­ка ген нор­маль­но­го слуха (В) до­ми­ни­ру­ет над геном глу­хо­ты и на­хо­дит­ся в ауто­со­ме; ген цве­то­вой сле­по­ты(даль­то­низ­ма  — d) ре­цес­сив­ный и сцеп­лен с Х-⁠хро­мо­со­мой. В семье, где мать стра­да­ла глу­хо­той, но имела нор­маль­ное цве­то­вое зре­ние, а отец  — с нор­маль­ным слу­хом (го­мо­зи­го­тен), даль­то­ник, ро­ди­лась де­воч­ка с нор­маль­ным слу­хом, но даль­то­ник. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, до­че­ри, воз­мож­ные ге­но­ти­пы детей и их со­от­но­ше­ние. Какие за­ко­но­мер­но­сти на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в дан­ном слу­чае?

Спрятать пояснение

По­яс­не­ние.

Схема ре­ше­ния за­да­чи.

1.  Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей:

P ♀bbXDXd × ♂ ВВXdY

G bXD,bXd × ♂ ВXdY

 

2.  Воз­мож­ные ге­но­ти­пы детей:

F1 BbXDXd– де­воч­ка с нор­маль­ным слу­хом и зре­ни­ем 25%;

BbXdXd  — де­воч­ка с нор­маль­ным слу­хом, даль­то­ник 25%;

ВbXDY  — маль­чик с нор­маль­ным слу­хом и зре­ни­ем 25%;

ВbXdY  — маль­чик с нор­маль­ным слу­хом, даль­то­ник 25%.

 

3.  Про­яв­ля­ет­ся закон не­за­ви­си­мо­го на­сле­до­ва­ния при­зна­ков и сцеп­лен­но­го с полом на­сле­до­ва­ния при­зна­ка.

Спрятать критерии
Критерии проверки:

Кри­те­рии оце­ни­ва­ния вы­пол­не­ния за­да­нияБаллы
Ответ вклю­ча­ет все на­зван­ные выше эле­мен­ты, не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок3
Ответ вклю­ча­ет 2 из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок, ИЛИ ответ вклю­ча­ет 3 на­зван­ных выше эле­мен­та, но со­дер­жит не­гру­бые био­ло­ги­че­ские ошиб­ки2
Ответ вклю­ча­ет 1 из на­зван­ных выше эле­мен­тов и не со­дер­жит био­ло­ги­че­ских оши­бок, ИЛИ ответ вклю­ча­ет 2 из на­зван­ных выше эле­мен­тов, но со­дер­жит не­гру­бые био­ло­ги­че­ские ошиб­ки 1
Ответ не­пра­виль­ный0
Мак­си­маль­ный балл3
Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная вер­сия ЕГЭ—2014 по био­ло­гии
Раздел кодификатора ФИПИ: 3.4 Ге­не­ти­ка, ее за­да­чи. На­след­ствен­ность и из­мен­чи­вость. Ме­то­ды ге­не­ти­ки