Пробный вариант ЕГЭ по биологии 10.03.2023 («Тренировочное мероприятие» ФЦТ).
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Дробную часть отделяйте от целой десятичной запятой. Единицы измерений писать не нужно.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
| Признаки живых систем | Примеры |
|---|---|
| Сходство клеточной организации | Единый план строения амёбы и хламидомонады |
| ? | Наличие панциря, перепонок между пальцами и других видовых признаков у детёныша красноухой черепахи |
Ответ:
Экспериментатор нанёс каплю дистиллированной воды на предметное стекло с микропрепаратом кожицы лука, клетки которого находятся в состоянии плазмолиза. Как при этом изменились количество рибосом и объём цитоплазмы в клетках кожицы лука?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения.
1. Увеличилась.
2. Уменьшилась.
3. Не изменилась.
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой величины. Цифры в ответе могут повторяться.
| Количество рибосом | Объём цитоплазмы |
|---|---|
Ответ:
В соматической клетке свиньи содержится 40 хромосом. Сколько хромосом содержит сперматозоид свиньи? В ответе запишите только соответствующее число.
Ответ:
По изображённой на схеме родословной человека определите вероятность (%) рождения в браке, отмеченном цифрой 1, ребёнка с признаком, обозначенным чёрным цветом. В ответе запишите только соответствующее число.
Ответ:
Укажите номер, которым на рисунке обозначена структура, увеличивающая площадь поверхности мембраны.
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и структурами органоида, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3, 4: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Является местом протекания реакций цикла Кребса
Б) Является резервуаром для накопления ионов водорода
В) Осуществляет транспорт электронов
Г) Служит средой для ферментативных реакций
Д) Отделяет митохондрию от цитоплазмы
Е) Содержит фермент, синтезирующий АТФ
1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Какие из перечисленных ниже причин вызывают комбинативную изменчивость?
1. Потеря участка хромосомы.
2. Независимое расхождение гомологичных хромосом в мейозе.
3. Изменение последовательности нуклеотидов в пределах гена.
4. Рекомбинация генов в результате кроссинговера.
5. Случайное сочетание гамет при оплодотворении.
6. Перенос участка хромосомы на негомологичную хромосому.
Ответ:
Установите последовательность процессов развития и формирования яйцеклетки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Рост ооцитов.
2. Мейоз ооцитов первого порядка.
3. Формирование яйцеклетки.
4. Образование диплоидных клеток в оогенной ткани яичников.
5. Образование ооцитов второго порядка.
Ответ:
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и стадиями жизненного цикла паразита, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) имеет ротовую присоску
Б) личиночная стадия
В) яйцо
Г) взрослый паразит
Д) перемещается с помощью ресничек
Е) заражение прудовика
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Побеговую природу клубня картофеля доказывает:
1) осевое строение;
2) запасание крахмала;
3) опробковение клеток;
4) наличие пазушных почек (глазков);
5) наличие листовых рубцов (бровок);
6) способность к фотосинтезу.
Ответ:
Установите последовательность систематических групп растений, начиная с самого высокого ранга. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Орхидные.
2. Любка.
3. Однодольные.
4. Цветковые.
5. Любка двулистная (ночная фиалка).
6. Растения.
Ответ:
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками и структурами, обозначенными на рисунке выше цифрами 1, 2, 3: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) Состоит из множества альвеол
Б) Обеспечивает обмен кислорода между внешней средой и кровью
В) Стенка содержит обонятельные рецепторы
Г) Содержит хрящ, предотвращающий попадание пищи в дыхательные пути во время глотания
Д) Проводит воздух из ротоглотки в трахею
Е) Образована раковинами и ходами
1) 1
2) 2
3) 3
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д | Е |
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Что характерно для спинного мозга человека?
1. Обеспечивает иннервацию глазных мышц.
2. Обеспечивает высшую нервную деятельность.
3. Выполняет рефлекторную и проводниковую функции.
4. Участвует в формировании ориентировочных рефлексов.
5. Образован серым и белым веществом.
6. Формируется в эмбриогенезе из эктодермы.
Ответ:
Установите последовательность событий, происходящих с кровью в малом круге кровообращения у человека, начиная с систолы сердца.
Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1. Поступление венозной крови в капилляры альвеол.
2. Движение венозной крови по лёгочному стволу.
3. Поступление артериальной крови в левое предсердие.
4. Образование оксигемоглобина в эритроцитах.
5. Движение артериальной крови по лёгочным венам.
6. Выброс крови в результате сокращения правого желудочка.
Ответ:
Выберите три предложения, в которых даны описания морфологических признаков вида Крапива двудомная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) В России крапива двудомная произрастает в Европейской части и Западной Сибири, встречается в Восточной Сибири и па Дальнем Востоке, (2) Крапива растёт па сорных местах у жилищ и заборов, вдоль дорог, на пустырях и заброшенных землях. (3) Всё растение густо покрыто жгучими волосками. (4) У этого вида крапивы имеется длинное, горизонтально расположенное корневище с придаточными корнями. (5) Благодаря своей способности размножаться с помощью корневища часто образует обширные заросли — крапивники. (6) Цветки у крапивы зелёные, раздельнополые.
Ответ:
Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Наземно-воздушная среда обитания, в отличие от водной, характеризуется:
1) низкой плотностью;
2) высоким содержанием кислорода;
3) меньшей амплитудой температурных колебаний;
4) высокой теплопроводностью;
5) низкой прозрачностью;
6) обилием света.
Ответ:
Установите соответствие между характеристиками эволюционных процессов и формами естественного отбора:: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) возникает новое среднее значение признака
Б) действует против особей с крайними значениями признака
В) приводит к одностороннему сдвигу нормы реакции признака при изменившихся условиях среды
Г) приводит к формированию двух различных популяций
Д) действует при постоянных условиях среды
Е) действует в пользу организмов, имеющих крайние отклонения признака
1) разрывающая
2) движущая
3) стабилизирующая
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
| А | Б | В | Г | Д |
Ответ:
Установите последовательность эволюционных процессов в ходе географического видообразования у сухопутных улиток. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) выживание особей с определёнными фенотипами в результате действия естественного отбора
2) появление в ареале улиток расщелин и оврагов в результате землетрясения
3) возникновение репродуктивной изоляции между популяциями
4) протекание мутационных процессов в изолированных популяциях
5) накопление различий в генофондах изолированных популяций в течение множества поколений
Ответ:
Проанализируйте таблицу «Строение сустава». Заполните пустые ячейки таблицы, используя элементы, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий элемент из предложенного списка.
| Элементы сустава | Характеристики | Функции |
|---|---|---|
| суставная сумка | ________ (Б) | обеспечивает прочность сустава |
| суставная головка | покрыта хрящом | ________ (В) |
| ________ (А) | содержит суставную жидкость | обеспечивает смазку костей |
Список терминов
1. Суставные связки.
2. Суставная полость.
3. Сухожилие.
4. Образована соединительной тканью.
5. Образована мышечной тканью.
6. Обеспечивает кровоснабжение сустава.
7. Облегчает скольжение костей.
8. Является местом прикрепления мышц.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
| A | Б | В |
Ответ:
Проанализируйте диаграмму «Влияние бактерии Хеликобактер на изменение содержания желчных кислот в желчи у мутантных мышей и мышей, имеющих нормальный генотип».
А. Мыши с нормальным генотипом, не получавшие культуры бактерий Хеликобактер. Б. Мыши с нормальным генотипом, получавшие культуру бактерий Хеликобактер. В. Мутантные мыши, не получавшие культуры бактерий Хеликобактер. Г. Мутантные мыши, получавшие культуру бактерий Хеликобактер.
Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа полученных результатов. Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.
1. Мутация способствует размножению бактерий Хеликобактер.
2. Заражение бактериями Хеликобактер повышают содержание желчных кислот в желчи у мышей с нормальным генотипом.
3. Заражение бактериями Хеликобактер незначительно подавляет выработку желчи у мутантных мышей.
4. Мутация приводит к повышению содержания желчных кислот в желчи у мышей.
5. Заражение бактериями Хеликобактер увеличивает выработку желчи у мышей с нормальным генотипом.
Ответ:
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*? Какие условия необходимо
соблюсти при постановке контроля? С какой целью необходимо такой контроль ставить?
(*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию).
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Как зависит частота сердечных сокращений дафний от концентрации ионов кальция в растворе? Какой тип кровеносной системы характерен для дафнии? Какой эффект можно наблюдать, если в культуру дафний, взятых из пруда, добавить ацетилхолин? (Считать реакцию сердца дафнии на химические вещества аналогичной реакции человека.) Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Назовите тип и фазу деления исходной диплоидной клетки, изображённой на схеме. Ответ обоснуйте. Какое биологическое значение имеет этот тип деления клетки? Укажите два значения.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Известно, что кислород может растворяться в воде. Почему в организме человека кислород транспортируется эритроцитами, а не плазмой крови? С каким веществом в эритроцитах связывается кислород и какое соединение при этом образуется? Ион какого химического элемента обеспечивает связывание кислорода? Какое видимое изменение крови может свидетельствовать о связывании кислорода с эритроцитами?
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Палеонтологические доказательства эволюции относятся к важнейшим. Почему среди многочисленных остатков крайне редко можно встретить червей и медуз, хотя известно, что на определённых этапах развития жизни на Земле они составляли более чем 80% обитавших на планете животных? Как можно объяснить тот факт, что наибольшее количество находок, которые делают палеонтологи, приходится на представителей водной фауны? Приведите не менее трёх причин.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Известно, что комплиментарные цепи нуклеиновых кислот антипараллельны (5’ концу одной цепи соответствует 3’ конец другой цепи). Синтез нуклеиновых кислот начинается с 5' конца. Рибосома движется по иРНК в направлении от 5' к 3' концу. Ген имеет кодирующую и некодирующую области. Фрагмент начала гена имеет следующую последовательность нуклеотидов:
5’ - ГЦТГАТГАТЦГАЦГТАТАТАТЦ - 3’
3’ - ЦГАЦТАЦТАГЦТГЦАТАТАТАГ - 5’.
Определите последовательность аминокислот начала полипептида, если синтез начинается с аминокислоты мет. Объясните последовательность решения задачи. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода. При написании последовательностей нуклеиновых кислот указывайте направление цепи.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
У человека между аллелями генов красно-зелёного дальтонизма и гемофилии типа А происходит кроссинговер. Не имеющая указанных заболеваний женщина, у отца которой была гемофилия, а у матери — дальтонизм, вышла замуж за мужчину, не имеющего таких заболеваний. Родившаяся в этом браке моногомозиготная здоровая дочь вышла замуж за мужчину, не имеющего таких заболеваний, В этой семье родился ребёнок-гемофилик. Составьте схемы решения задачи. Укажите генотипы, фенотипы родителей и генотипы, фенотипы, пол возможного потомства в двух браках. Возможно ли в первом браке рождение больного этими двумя заболеваниями ребёнка? Ответ поясните.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.