Вариант № 5592962

Пробный вариант ЕГЭ по биологии 10.03.2023 («Тренировочное мероприятие» ФЦТ).

При вы­пол­не­нии за­да­ний с крат­ким от­ве­том впи­ши­те в поле для от­ве­та цифру, ко­то­рая со­от­вет­ству­ет но­ме­ру пра­виль­но­го от­ве­та, или число, слово, по­сле­до­ва­тель­ность букв (слов) или цифр. Ответ сле­ду­ет за­пи­сы­вать без про­бе­лов и каких-либо до­пол­ни­тель­ных сим­во­лов. Дроб­ную часть от­де­ляй­те от целой де­ся­тич­ной за­пя­той. Еди­ни­цы из­ме­ре­ний пи­сать не нужно.


Если ва­ри­ант задан учи­те­лем, вы мо­же­те впи­сать или за­гру­зить в си­сте­му от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Учи­тель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния за­да­ний с крат­ким от­ве­том и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к за­да­ни­ям с раз­вер­ну­тым от­ве­том. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей ста­ти­сти­ке.


Версия для печати и копирования в MS Word
1

Рас­смот­ри­те таб­ли­цу «При­зна­ки живых си­стем» и за­пол­ни­те пу­стую ячей­ку, впи­сав со­от­вет­ству­ю­щий тер­мин.

 

При­зна­ки живых си­стемПри­ме­ры
Сход­ство кле­точ­ной ор­га­ни­за­цииЕди­ный план стро­е­ния амёбы и хла­ми­до­мо­на­ды
?На­ли­чие пан­ци­ря, пе­ре­по­нок между паль­ца­ми и дру­гих ви­до­вых при­зна­ков у детёныша крас­но­ухой че­ре­па­хи

Ответ:

2

Экс­пе­ри­мен­та­тор нанёс каплю ди­стил­ли­ро­ван­ной воды на пред­мет­ное стек­ло с мик­ро­пре­па­ра­том ко­жи­цы лука, клет­ки ко­то­ро­го на­хо­дят­ся в со­сто­я­нии плаз­мо­ли­за. Как при этом из­ме­ни­лись ко­ли­че­ство ри­бо­сом и объём ци­то­плаз­мы в клет­ках ко­жи­цы лука?

Для каж­дой ве­ли­чи­ны опре­де­ли­те со­от­вет­ству­ю­щий ха­рак­тер её из­ме­не­ния.

 

1.  Уве­ли­чи­лась.

2.  Умень­ши­лась.

3.  Не из­ме­ни­лась.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры для каж­дой ве­ли­чи­ны. Цифры в от­ве­те могут по­вто­рять­ся.

 

Ко­ли­че­ство ри­бо­сомОбъём ци­то­плаз­мы

Ответ:

3
Тип 3 № 55157
i

В со­ма­ти­че­ской клет­ке сви­ньи со­дер­жит­ся 40 хро­мо­сом. Сколь­ко хро­мо­сом со­дер­жит спер­ма­то­зо­ид сви­ньи? В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко со­от­вет­ству­ю­щее число.


Ответ:

4

По изоб­ражённой на схеме ро­до­слов­ной че­ло­ве­ка опре­де­ли­те ве­ро­ят­ность (%) рож­де­ния в браке, от­ме­чен­ном циф­рой 1, ребёнка с при­зна­ком, обо­зна­чен­ным чёрным цве­том. В от­ве­те за­пи­ши­те толь­ко со­от­вет­ству­ю­щее число.


Ответ:

5
Тип 5 № 55159
i
Развернуть

Ука­жи­те номер, ко­то­рым на ри­сун­ке обо­зна­че­на струк­ту­ра, уве­ли­чи­ва­ю­щая пло­щадь по­верх­но­сти мем­бра­ны.


Ответ:

6
Тип 6 № 55160
i
Развернуть

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и струк­ту­ра­ми ор­га­но­и­да, обо­зна­чен­ны­ми на ри­сун­ке выше циф­ра­ми 1, 2, 3, 4: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  Яв­ля­ет­ся ме­стом про­те­ка­ния ре­ак­ций цикла Креб­са

Б)  Яв­ля­ет­ся ре­зер­ву­а­ром для на­коп­ле­ния ионов во­до­ро­да

В)  Осу­ществ­ля­ет транс­порт элек­тро­нов

Г)  Слу­жит сре­дой для фер­мен­та­тив­ных ре­ак­ций

Д)  От­де­ля­ет ми­то­хон­дрию от ци­то­плаз­мы

Е)  Со­дер­жит фер­мент, син­те­зи­ру­ю­щий АТФ

СТРУК­ТУ­РЫ ОР­ГА­НО­И­ДА

1)  1

2)  2

3)  3

4)  4

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

7
Тип 7 № 55161
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже при­чин вы­зы­ва­ют ком­би­на­тив­ную из­мен­чи­вость?

 

1.  По­те­ря участ­ка хро­мо­со­мы.

2.  Не­за­ви­си­мое рас­хож­де­ние го­мо­ло­гич­ных хро­мо­сом в мей­о­зе.

3.  Из­ме­не­ние по­сле­до­ва­тель­но­сти нук­лео­ти­дов в пре­де­лах гена.

4.  Ре­ком­би­на­ция генов в ре­зуль­та­те крос­син­го­ве­ра.

5.  Слу­чай­ное со­че­та­ние гамет при опло­до­тво­ре­нии.

6.  Пе­ре­нос участ­ка хро­мо­со­мы на не­го­мо­ло­гич­ную хро­мо­со­му.


Ответ:

8
Тип 8 № 55162
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов раз­ви­тия и фор­ми­ро­ва­ния яй­це­клет­ки. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1.  Рост ооци­тов.

2.  Мейоз ооци­тов пер­во­го по­ряд­ка.

3.  Фор­ми­ро­ва­ние яй­це­клет­ки.

4.  Об­ра­зо­ва­ние ди­пло­ид­ных кле­ток в оо­ген­ной ткани яич­ни­ков.

5.  Об­ра­зо­ва­ние ооци­тов вто­ро­го по­ряд­ка.


Ответ:

9
Развернуть

Каким но­ме­ром на ри­сун­ке обо­зна­че­на хво­ста­тая цер­ка­рия?


Ответ:

10
Развернуть

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и ста­ди­я­ми жиз­нен­но­го цикла па­ра­зи­та, обо­зна­чен­ны­ми на ри­сун­ке выше циф­ра­ми 1, 2, 3: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  имеет ро­то­вую при­сос­ку

Б)  ли­чи­ноч­ная ста­дия

В)  яйцо

Г)  взрос­лый па­ра­зит

Д)  пе­ре­ме­ща­ет­ся с по­мо­щью рес­ни­чек

Е)  за­ра­же­ние пру­до­ви­ка

СТА­ДИЯ ЖИЗ­НЕН­НО­ГО ЦИКЛА ПА­РА­ЗИ­ТА

1)  1

2)  2

3)  3

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

11

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

По­бе­го­вую при­ро­ду клуб­ня кар­то­фе­ля до­ка­зы­ва­ет:

 

1)  осе­вое стро­е­ние;

2)  за­па­са­ние крах­ма­ла;

3)  опроб­ко­ве­ние кле­ток;

4)  на­ли­чие па­зуш­ных почек (глаз­ков);

5)  на­ли­чие ли­сто­вых руб­цов (бро­вок);

6)  спо­соб­ность к фо­то­син­те­зу.


Ответ:

12

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность си­сте­ма­ти­че­ских групп рас­те­ний, на­чи­ная с са­мо­го вы­со­ко­го ранга. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1.  Ор­хид­ные.

2.  Любка.

3.  Од­но­доль­ные.

4.  Цвет­ко­вые.

5.  Любка дву­лист­ная (ноч­ная фи­ал­ка).

6.  Рас­те­ния.


Ответ:

13
Развернуть

Какой циф­рой на ри­сун­ке обо­зна­че­на гор­тань?


Ответ:

14
Развернуть

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и струк­ту­ра­ми, обо­зна­чен­ны­ми на ри­сун­ке выше циф­ра­ми 1, 2, 3: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

А)  Со­сто­ит из мно­же­ства аль­ве­ол

Б)  Обес­пе­чи­ва­ет обмен кис­ло­ро­да между внеш­ней сре­дой и кро­вью

В)  Стен­ка со­дер­жит обо­ня­тель­ные ре­цеп­то­ры

Г)  Со­дер­жит хрящ, предот­вра­ща­ю­щий по­па­да­ние пищи в ды­ха­тель­ные пути во время гло­та­ния

Д)  Про­во­дит воз­дух из ро­то­глот­ки в тра­хею

Е)  Об­ра­зо­ва­на ра­ко­ви­на­ми и хо­да­ми

СТРУК­ТУ­РА

1)  1

2)  2

3)  3

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГДЕ

Ответ:

15

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

Что ха­рак­тер­но для спин­но­го мозга че­ло­ве­ка?

 

1.  Обес­пе­чи­ва­ет ин­нер­ва­цию глаз­ных мышц.

2.  Обес­пе­чи­ва­ет выс­шую нерв­ную де­я­тель­ность.

3.  Вы­пол­ня­ет ре­флек­тор­ную и про­вод­ни­ко­вую функ­ции.

4.  Участ­ву­ет в фор­ми­ро­ва­нии ори­ен­ти­ро­воч­ных ре­флек­сов.

5.  Об­ра­зо­ван серым и белым ве­ще­ством.

6.  Фор­ми­ру­ет­ся в эм­брио­ге­не­зе из эк­то­дер­мы.


Ответ:

16

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий, про­ис­хо­дя­щих с кро­вью в малом круге кро­во­об­ра­ще­ния у че­ло­ве­ка, на­чи­ная с си­сто­лы серд­ца.

За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1.  По­ступ­ле­ние ве­ноз­ной крови в ка­пил­ля­ры аль­ве­ол.

2.  Дви­же­ние ве­ноз­ной крови по лёгоч­но­му ство­лу.

3.  По­ступ­ле­ние ар­те­ри­аль­ной крови в левое пред­сер­дие.

4.  Об­ра­зо­ва­ние ок­си­ге­мо­гло­би­на в эрит­ро­ци­тах.

5.  Дви­же­ние ар­те­ри­аль­ной крови по лёгоч­ным венам.

6.  Вы­брос крови в ре­зуль­та­те со­кра­ще­ния пра­во­го же­лу­доч­ка.


Ответ:

17

Вы­бе­ри­те три пред­ло­же­ния, в ко­то­рых даны опи­са­ния мор­фо­ло­ги­че­ских при­зна­ков вида Кра­пи­ва дву­дом­ная. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

(1) В Рос­сии кра­пи­ва дву­дом­ная про­из­рас­та­ет в Ев­ро­пей­ской части и За­пад­ной Си­би­ри, встре­ча­ет­ся в Во­сточ­ной Си­би­ри и па Даль­нем Во­сто­ке, (2) Кра­пи­ва растёт па сор­ных ме­стах у жилищ и за­бо­ров, вдоль дорог, на пу­сты­рях и за­бро­шен­ных зем­лях. (3) Всё рас­те­ние густо по­кры­то жгу­чи­ми во­лос­ка­ми. (4) У этого вида кра­пи­вы име­ет­ся длин­ное, го­ри­зон­таль­но рас­по­ло­жен­ное кор­не­ви­ще с при­да­точ­ны­ми кор­ня­ми. (5) Бла­го­да­ря своей спо­соб­но­сти раз­мно­жать­ся с по­мо­щью кор­не­ви­ща часто об­ра­зу­ет об­шир­ные за­рос­ли  — кра­пив­ни­ки. (6) Цвет­ки у кра­пи­вы зелёные, раз­дель­но­по­лые.


Ответ:

18
Тип 18 № 55172
i

Вы­бе­ри­те три вер­ных от­ве­та из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

На­зем­но-⁠воз­душ­ная среда оби­та­ния, в от­ли­чие от вод­ной, ха­рак­те­ри­зу­ет­ся:

 

1)  низ­кой плот­но­стью;

2)  вы­со­ким со­дер­жа­ни­ем кис­ло­ро­да;

3)  мень­шей ам­пли­ту­дой тем­пе­ра­тур­ных ко­ле­ба­ний;

4)  вы­со­кой теп­ло­про­вод­но­стью;

5)  низ­кой про­зрач­но­стью;

6)  оби­ли­ем света.


Ответ:

19
Тип 19 № 55173
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми эво­лю­ци­он­ных про­цес­сов и фор­ма­ми есте­ствен­но­го от­бо­ра:: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ ЭВО­ЛЮ­ЦИ­ОН­НЫХ ПРО­ЦЕС­СОВ

А)  воз­ни­ка­ет новое сред­нее зна­че­ние при­зна­ка

Б)  дей­ству­ет про­тив осо­бей с край­ни­ми зна­че­ни­я­ми при­зна­ка

В)  при­во­дит к од­но­сто­рон­не­му сдви­гу нормы ре­ак­ции при­зна­ка при из­ме­нив­ших­ся усло­ви­ях среды

Г)  при­во­дит к фор­ми­ро­ва­нию двух раз­лич­ных по­пу­ля­ций

Д)  дей­ству­ет при по­сто­ян­ных усло­ви­ях среды

Е)  дей­ству­ет в поль­зу ор­га­низ­мов, име­ю­щих край­ние от­кло­не­ния при­зна­ка

ФОРМЫ ЕСТЕ­СТВЕН­НО­ГО ОТ­БО­РА

1)  раз­ры­ва­ю­щая

2)  дви­жу­щая

3)  ста­би­ли­зи­ру­ю­щая

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

АБВГД

Ответ:

20
Тип Д20 № 55174
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность эво­лю­ци­он­ных про­цес­сов в ходе гео­гра­фи­че­ско­го ви­до­об­ра­зо­ва­ния у су­хо­пут­ных ули­ток. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1)  вы­жи­ва­ние осо­бей с опре­делёнными фе­но­ти­па­ми в ре­зуль­та­те дей­ствия есте­ствен­но­го от­бо­ра

2)  по­яв­ле­ние в аре­а­ле ули­ток рас­ще­лин и овра­гов в ре­зуль­та­те зем­ле­тря­се­ния

3)  воз­ник­но­ве­ние ре­про­дук­тив­ной изо­ля­ции между по­пу­ля­ци­я­ми

4)  про­те­ка­ние му­та­ци­он­ных про­цес­сов в изо­ли­ро­ван­ных по­пу­ля­ци­ях

5)  на­коп­ле­ние раз­ли­чий в ге­но­фон­дах изо­ли­ро­ван­ных по­пу­ля­ций в те­че­ние мно­же­ства по­ко­ле­ний


Ответ:

21

Про­ана­ли­зи­руй­те таб­ли­цу «Стро­е­ние су­ста­ва». За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя эле­мен­ты, при­ведённые в спис­ке. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­вой, вы­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щий эле­мент из пред­ло­жен­но­го спис­ка.

 

Эле­мен­ты су­ста­ваХа­рак­те­ри­сти­ки Функ­ции
су­став­ная сумка________ (Б)обес­пе­чи­ва­ет проч­ность су­ста­ва
су­став­ная го­лов­капо­кры­та хря­щом________ (В)
________ (А)со­дер­жит су­став­ную жид­костьобес­пе­чи­ва­ет смаз­ку ко­стей

 

Спи­сок тер­ми­нов

1.  Су­став­ные связ­ки.

2.  Су­став­ная по­лость.

3.  Су­хо­жи­лие.

4.  Об­ра­зо­ва­на со­еди­ни­тель­ной тка­нью.

5.  Об­ра­зо­ва­на мы­шеч­ной тка­нью.

6.  Обес­пе­чи­ва­ет кро­во­снаб­же­ние су­ста­ва.

7.  Об­лег­ча­ет сколь­же­ние ко­стей.

8.  Яв­ля­ет­ся ме­стом при­креп­ле­ния мышц.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми:

AБВ

Ответ:

22

Про­ана­ли­зи­руй­те диа­грам­му «Вли­я­ние бак­те­рии Хе­ли­ко­бак­тер на из­ме­не­ние со­дер­жа­ния желч­ных кис­лот в желчи у му­тант­ных мышей и мышей, име­ю­щих нор­маль­ный ге­но­тип».

А.  Мыши с нор­маль­ным ге­но­ти­пом, не по­лу­чав­шие куль­ту­ры бак­те­рий Хе­ли­ко­бак­тер. Б.  Мыши с нор­маль­ным ге­но­ти­пом, по­лу­чав­шие куль­ту­ру бак­те­рий Хе­ли­ко­бак­тер. В.  Му­тант­ные мыши, не по­лу­чав­шие куль­ту­ры бак­те­рий Хе­ли­ко­бак­тер. Г.  Му­тант­ные мыши, по­лу­чав­шие куль­ту­ру бак­те­рий Хе­ли­ко­бак­тер.

 

Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, ко­то­рые можно сфор­му­ли­ро­вать на ос­но­ва­нии ана­ли­за по­лу­чен­ных ре­зуль­та­тов. За­пи­ши­те в от­ве­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны вы­бран­ные утвер­жде­ния.

 

1.  Му­та­ция спо­соб­ству­ет раз­мно­же­нию бак­те­рий Хе­ли­ко­бак­тер.

2.  За­ра­же­ние бак­те­ри­я­ми Хе­ли­ко­бак­тер по­вы­ша­ют со­дер­жа­ние желч­ных кис­лот в желчи у мышей с нор­маль­ным ге­но­ти­пом.

3.  За­ра­же­ние бак­те­ри­я­ми Хе­ли­ко­бак­тер не­зна­чи­тель­но по­дав­ля­ет вы­ра­бот­ку желчи у му­тант­ных мышей.

4.  Му­та­ция при­во­дит к по­вы­ше­нию со­дер­жа­ния желч­ных кис­лот в желчи у мышей.

5.  За­ра­же­ние бак­те­ри­я­ми Хе­ли­ко­бак­тер уве­ли­чи­ва­ет вы­ра­бот­ку желчи у мышей с нор­маль­ным ге­но­ти­пом.


Ответ:

23
Тип 22 № 55177
i
Развернуть

Какая пе­ре­мен­ная в этом экс­пе­ри­мен­те будет за­ви­си­мой (из­ме­ня­ю­щей­ся), а какая  — не­за­ви­си­мой (за­да­ва­е­мой)? Объ­яс­ни­те, как в дан­ном экс­пе­ри­мен­те можно по­ста­вить от­ри­ца­тель­ный кон­троль*? Какие усло­вия не­об­хо­ди­мо

со­б­лю­сти при по­ста­нов­ке кон­тро­ля? С какой целью не­об­хо­ди­мо такой кон­троль ста­вить?

(*От­ри­ца­тель­ный кон­троль  — это экс­пе­ри­мен­таль­ный кон­троль, при ко­то­ром изу­ча­е­мый объ­ект не под­вер­га­ет­ся экс­пе­ри­мен­таль­но­му воз­дей­ствию).


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

24
Тип 23 № 55178
i
Развернуть

Как за­ви­сит ча­сто­та сер­деч­ных со­кра­ще­ний даф­ний от кон­цен­тра­ции ионов каль­ция в рас­тво­ре? Какой тип кро­ве­нос­ной си­сте­мы ха­рак­те­рен для даф­нии? Какой эф­фект можно на­блю­дать, если в куль­ту­ру даф­ний, взя­тых из пруда, до­ба­вить аце­тил­хо­лин? (Счи­тать ре­ак­цию серд­ца даф­нии на хи­ми­че­ские ве­ще­ства ана­ло­гич­ной ре­ак­ции че­ло­ве­ка.) Ответ по­яс­ни­те.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

25

На­зо­ви­те тип и фазу де­ле­ния ис­ход­ной ди­пло­ид­ной клет­ки, изоб­ражённой на схеме. Ответ обос­нуй­те. Какое био­ло­ги­че­ское зна­че­ние имеет этот тип де­ле­ния клет­ки? Ука­жи­те два зна­че­ния.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

26

Из­вест­но, что кис­ло­род может рас­тво­рять­ся в воде. По­че­му в ор­га­низ­ме че­ло­ве­ка кис­ло­род транс­пор­ти­ру­ет­ся эрит­ро­ци­та­ми, а не плаз­мой крови? С каким ве­ще­ством в эрит­ро­ци­тах свя­зы­ва­ет­ся кис­ло­род и какое со­еди­не­ние при этом об­ра­зу­ет­ся? Ион ка­ко­го хи­ми­че­ско­го эле­мен­та обес­пе­чи­ва­ет свя­зы­ва­ние кис­ло­ро­да? Какое ви­ди­мое из­ме­не­ние крови может сви­де­тель­ство­вать о свя­зы­ва­нии кис­ло­ро­да с эрит­ро­ци­та­ми?


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

27
Тип 26 № 55181
i

Па­ле­он­то­ло­ги­че­ские до­ка­за­тель­ства эво­лю­ции от­но­сят­ся к важ­ней­шим. По­че­му среди мно­го­чис­лен­ных остат­ков край­не редко можно встре­тить чер­вей и медуз, хотя из­вест­но, что на опре­делённых эта­пах раз­ви­тия жизни на Земле они со­став­ля­ли более чем 80% оби­тав­ших на пла­не­те жи­вот­ных? Как можно объ­яс­нить тот факт, что наи­боль­шее ко­ли­че­ство на­хо­док, ко­то­рые де­ла­ют па­ле­он­то­ло­ги, при­хо­дит­ся на пред­ста­ви­те­лей вод­ной фауны? При­ве­ди­те не менее трёх при­чин.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

28
Развернуть

Из­вест­но, что ком­пли­мен­тар­ные цепи нук­ле­и­но­вых кис­лот ан­ти­па­рал­лель­ны (5’ концу одной цепи со­от­вет­ству­ет 3’ конец дру­гой цепи). Син­тез нук­ле­и­но­вых кис­лот на­чи­на­ет­ся с 5' конца. Ри­бо­со­ма дви­жет­ся по иРНК в на­прав­ле­нии от 5' к 3' концу. Ген имеет ко­ди­ру­ю­щую и не­ко­ди­ру­ю­щую об­ла­сти. Фраг­мент на­ча­ла гена имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов:

5’ - ГЦТ­ГАТ­ГАТЦ­ГАЦГ­ТА­ТА­ТАТЦ - 3’

3’ - ЦГАЦ­ТАЦ­ТА­ГЦТ­Г­ЦА­ТА­ТА­ТАГ - 5’.

Опре­де­ли­те по­сле­до­ва­тель­ность ами­но­кис­лот на­ча­ла по­ли­пеп­ти­да, если син­тез на­чи­на­ет­ся с ами­но­кис­ло­ты мет. Объ­яс­ни­те по­сле­до­ва­тель­ность ре­ше­ния за­да­чи. Для вы­пол­не­ния за­да­ния ис­поль­зуй­те таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода. При на­пи­са­нии по­сле­до­ва­тель­но­стей нук­ле­и­но­вых кис­лот ука­зы­вай­те на­прав­ле­ние цепи.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

29

У че­ло­ве­ка между ал­ле­ля­ми генов крас­но-⁠зелёного даль­то­низ­ма и ге­мо­фи­лии типа А про­ис­хо­дит крос­син­го­вер. Не име­ю­щая ука­зан­ных за­бо­ле­ва­ний жен­щи­на, у отца ко­то­рой была ге­мо­фи­лия, а у ма­те­ри  — даль­то­низм, вышла замуж за муж­чи­ну, не име­ю­ще­го таких за­бо­ле­ва­ний. Ро­див­ша­я­ся в этом браке мо­но­го­мо­зи­гот­ная здо­ро­вая дочь вышла замуж за муж­чи­ну, не име­ю­ще­го таких за­бо­ле­ва­ний, В этой семье ро­дил­ся ребёнок-⁠ге­мо­фи­лик. Со­ставь­те схемы ре­ше­ния за­да­чи. Ука­жи­те ге­но­ти­пы, фе­но­ти­пы ро­ди­те­лей и ге­но­ти­пы, фе­но­ти­пы, пол воз­мож­но­го потом­ства в двух бра­ках. Воз­мож­но ли в пер­вом браке рож­де­ние боль­но­го этими двумя за­бо­ле­ва­ни­я­ми ребёнка? Ответ по­яс­ни­те.


Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически. Запишите решение на бумаге.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.
Завершить работу, свериться с ответами, увидеть решения.