Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЕГЭ — биология
Задания
i

Ге­не­ти­че­ский код (иРНК от 5' к 3' концу)

Пер­вое

ос­но­ва­ние

Вто­рое ос­но­ва­ниеТре­тье

ос­но­ва­ние

УЦАГ

У

Фен

Фен

Лей

Лей

Сер

Сер

Сер

Сер

Тир

Тир

  —

  —

Цис

Цис

  —

Три

У

Ц

А

Г

Ц

Лей

Лей

Лей

Лей

Про

Про

Про

Про

Гис

Гис

Глн

Глн

Арг

Арг

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

А

Иле

Иле

Иле

Мет

Тре

Тре

Тре

Тре

Асн

Асн

Лиз

Лиз

Сер

Сер

Арг

Арг

У

Ц

А

Г

Г

Вал

Вал

Вал

Вал

Ала

Ала

Ала

Ала

Асп

Асп

Глу

Глу

Гли

Гли

Гли

Гли

У

Ц

А

Г

 

Пра­ви­ла поль­зо­ва­ния таб­ли­цей

Пер­вый нук­лео­тид в три­пле­те берётся из ле­во­го вер­ти­каль­но­го ряда; вто­рой  — из верх­не­го го­ри­зон­таль­но­го ряда и тре­тий  — из пра­во­го вер­ти­каль­но­го. Там, где пе­ре­се­кут­ся линии, иду­щие от всех трёх нук­лео­ти­дов, и на­хо­дит­ся ис­ко­мая ами­но­кис­ло­та.

Из­вест­но, что ком­пле­мен­тар­ные цепи нук­ле­и­но­вых кис­лот ан­ти­па­рал­лель­ны (5’ концу одной цепи со­от­вет­ству­ет 3’ конец дру­гой цепи). Син­тез нук­ле­и­но­вых кис­лот на­чи­на­ет­ся с 5’ конца. Ри­бо­со­ма дви­жет­ся по иРНК в на­прав­ле­нии от 5’ к 3’ концу.

Ген имеет ко­ди­ру­ю­щую и не­ко­ди­ру­ю­щую об­ла­сти. Ко­ди­ру­ю­щая об­ласть гена на­зы­ва­ет­ся от­кры­тая рамка счи­ты­ва­ния. Фраг­мент конца гена имеет сле­ду­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность нук­лео­ти­дов (ниж­няя цепь мат­рич­ная (транс­кри­би­ру­е­мая):

5’ - ТАЦ­ТАЦГ­ТАТ­ГАГТЦГ­ТА­АГ­ТАЦГ - 3’

3’ - АТ­ГАТ­Г­ЦА­ТАЦТ­ЦА­Г­ЦАТТ­ЦАТ­ГЦ - 5’.

Опре­де­ли­те иРНК и вер­ную от­кры­тую рамку счи­ты­ва­ния. Най­ди­те по­сле­до­ва­тель­ность ами­но­кис­лот во фраг­мен­те конца по­ли­пеп­тид­ной цепи. Из­вест­но, что ито­го­вый по­ли­пеп­тид, ко­ди­ру­е­мый этим геном, имеет длину более четырёх ами­но­кис­лот. Ука­жи­те по­сле­до­ва­тель­ность эта­пов ре­ше­ния за­да­чи. Для вы­пол­не­ния за­да­ния ис­поль­зуй­те таб­ли­цу ге­не­ти­че­ско­го кода. При на­пи­са­нии по­сле­до­ва­тель­но­стей нук­ле­и­но­вых кис­лот ука­зы­вай­те на­прав­ле­ние цепи.