№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Эволюция живой природы
1.

Расставьте перечисленные события в хронологическом порядке

 

1) Изобретения электронного микроскопа

2) Открытие рибосом

3) Изобретение светового микроскопа

4) Утверждение Р. Вирхова о появлении «каждой клетки от клетки»

5) Появление клеточной теории Т. Шванна и М. Шлейдена

6) Первое употребление термина «клетка» Р. Гуком

2.

Укажите правильную последовательность этапов географического видообразования.

 

1) распространение признака в популяции

2) появление мутаций

3) изоляция популяций

4) сохранение в результате борьбы за существование естественного отбора особей с полезными изменениями

3.

Установите последовательность этапов изменения окраски крыльев у бабочки березовой пяденицы в процессе эволюции.

 

1) сохранение темных бабочек в результате отбора

2) изменение окраски стволов берез вследствие загрязнения окружающей среды

3) размножение темных бабочек, сохранение в ряде поколений темных особей

4) уничтожение светлых бабочек птицами

5) изменение через некоторое время окраски особей в популяции со светлой на темную

4.

Установите последовательность действия движущих сил эволюции.

 

1) борьба за существование

2) размножение особей с полезными изменениями

3) появление в популяции разнообразных наследственных изменений

4) сохранение преимущественно особей с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями

5) формирование приспособленности к среде обитания

5.

Установите последовательность этапов развития растительного мира на Земле от наиболее древних к современным:

 

1) появление псилофитов

2) обилие древовидных папоротников, хвощей и плаунов

3) появление зелёных водорослей

4) появление и расселение покрытосеменных растений

5) появление первых фотосинтезирующих бактерий

6.

Укажите последовательность процессов географического видообразования.

 

1) распространение признака в популяции

2) появление мутаций в новых условиях жизни

3) пространственная изоляция популяций

4) отбор особей с полезными изменениями

5) образование нового вида

7.

Установите правильную последовательность возникновения приспособлений организма к окружающей среде.

 

1) возникновение мутации

2) влияние фактора внешней среды

3) внешнее проявление признака

4) передача мутации потомству

5) сохранение и усиление признака естественным отбором

6) появление приспособлений

8.

Определите хронологическую последовательность появления научных теорий в области эволюционной биологии.

 

1) теория трансформизма

2) эволюционная теория Ламарка

3) эволюционное учение Дарвина

4) теория креационизма

5) синтетическая теория эволюции

9.

Установите правильную последовательность появления адаптаций к условиям окружающей среды

 

А) фенотипическое проявление мутаций

Б) естественный отбор признака

В) появление рецессивной мутации у ряда особей популяции

Г) возникновение адаптации

Д) скрещивание особей-носителей мутации

10.

Расположите в правильном порядке уровни организации жизни, начиная с наименьшего. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) биоценоз

2) популяция

3) нейрон

4) многоклеточный организм

5) биосфера

11.

Установите последовательность формирования приспособленности растений в процессе эволюции. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) размножение особей с полезными изменениями

2) возникновение различных мутаций в популяции

3) борьба за существование

4) сохранение особей с наследственными изменениями, полезными для данных условий среды

12.

Установите правильную последовательность возникновения адаптаций к условиям окружающей среды в случае появления в популяции рецессивных мутаций. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) возникновение адаптации у вида

2) передача признака и его длительное распространение в поколениях

3) фенотипическое проявление признака

4) естественный отбор признака

5) скрещивание особей, обладающих данной мутацией

6) возникновение у нескольких особей мутации

13.

Установите правильную последовательность событий при созревании яйцеклетки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) удвоение ДНК

2) начало профазы первого деления мейоза

3) кроссинговер

4) отделение первого полярного тельца

5) формирование двух гаплоидных ядер

6) образование одной гаметы

14.

Установите последовательность стадий в жизненном цикле зелёного мха, начиная с прорастания споры. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) развитие листостебельного растения

2) созревание спор в спорангии

3) прорастание споры и образование протонемы

4) образование гамет и оплодотворение

5) формирование молодого спорофита из зиготы

15.

Установите правильную последовательность процессов, происходящих при географическом видообразовании. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1. фенотипическое проявление новых признаков

2. расчленение ареала непреодолимыми преградами

3. репродуктивная изоляция с образованием нового вида

4. накопление мутаций в популяции

5. сохранение новых признаков естественным отбором

16.

Установите последовательность эволюционных процессов, приводящих к формированию устойчивости бактерий к антибиотику. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) гибель большинства бактериальных клеток

2) размножение устойчивых к антибиотику бактерий

3) формирование штамма бактерий, полностью устойчивого к антибиотику

4) выживание бактерий, имеющих гены устойчивости к антибиотику

5) введение пациенту антибиотиков

17.

Установите последовательность эволюционных процессов, приводящих к формированию нового вида. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) изменение пищевых предпочтений некоторых организмов в популяции

2) прекращение скрещивания между особями, питающимися разной пищей

3) сокращение площади ареала обитания популяции

4) формирование двух видов, не способных давать плодовитое потомство при скрещивании

5) изменения морфологии организмов для адаптации к новому типу питания

18.

Установите последовательность процессов, происходящих при круговороте азота, начиная с поступления атмосферного азота в организмы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) попадание мочевины в почву

2) поступление соединений азота в растения

3) поедание пищи животными

4) азотфиксация клубеньковыми бактериями

5) денитрификация почвенными бактериями

19.

Установите последовательность эволюционных явлений у позвоночных животных. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) расцвет динозавров

2) появление приматов

3) расцвет панцирных рыб

4) появление питекантропов

5) появление стегоцефалов

20.

Установите последовательность эволюционных процессов, приводящих к формированию устойчивости растений-вредителей к гербициду. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) опрыскивание полей гербицидами

2) выживание растений, имеющих гены устойчивости к гербициду

3) размножение устойчивых к гербициду растений

4) гибель большинства растений-вредителей

5) формирование подвида растений, полностью устойчивого к гербициду

21.

Установите последовательность действий селекционера для получения гетерозисных организмов. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) получение гомозиготных линий

2) многократное самоопыление родительских растений

3) подбор исходных растений с определёнными признаками

4) получение высокопродуктивных гибридов

5) скрещивание организмов двух разных чистых линий

22.

Установите последовательность формирования растительных сообществ на ледниковых отложениях Аляски. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) формирование тонкого слоя почвы

2) формирование смешанного леса

3) возникновение ивняков и ольшанников

4) поселение мхов и осок

5) доминирование ели

23.

Установите последовательность эволюционных процессов, приводящих к формированию двух видов погремка (раннецветущего и поздноцветущего) на сенокосных лугах. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) Скашивание растений в середине лета.

2) Формирование двух видов с разным временем цветения.

3) Существование растений с разным временем цветения в популяции.

4) Возникновение репродуктивной изоляции между растениями с разным временем цветения.

5) Размножение растений, цветущих до или после сенокоса.