№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Эволюция живой природы
1.

Рас­ставь­те пе­ре­чис­лен­ные со­бы­тия в хро­но­ло­ги­че­ском по­ряд­ке

 

1) Изоб­ре­те­ния элек­трон­но­го мик­ро­ско­па

2) От­кры­тие ри­бо­сом

3) Изоб­ре­те­ние све­то­во­го мик­ро­ско­па

4) Утвер­жде­ние Р. Вир­хо­ва о по­яв­ле­нии «каж­дой клет­ки от клет­ки»

5) По­яв­ле­ние кле­точ­ной тео­рии Т. Шван­на и М. Шлей­де­на

6) Пер­вое упо­треб­ле­ние тер­ми­на «клет­ка» Р. Гуком

2.

Ука­жи­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность эта­пов гео­гра­фи­че­ско­го ви­до­об­ра­зо­ва­ния.

 

1) рас­про­стра­не­ние при­зна­ка в по­пу­ля­ции

2) по­яв­ле­ние му­та­ций

3) изо­ля­ция по­пу­ля­ций

4) со­хра­не­ние в ре­зуль­та­те борь­бы за су­ще­ство­ва­ние есте­ствен­но­го от­бо­ра осо­бей с по­лез­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми

3.

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность эта­пов из­ме­не­ния окрас­ки кры­льев у ба­боч­ки бе­ре­зо­вой пя­де­ни­цы в про­цес­се эво­лю­ции.

 

1) со­хра­не­ние тем­ных ба­бо­чек в ре­зуль­та­те от­бо­ра

2) из­ме­не­ние окрас­ки ство­лов берез вслед­ствие за­гряз­не­ния окру­жа­ю­щей среды

3) раз­мно­же­ние тем­ных ба­бо­чек, со­хра­не­ние в ряде по­ко­ле­ний тем­ных осо­бей

4) уни­что­же­ние свет­лых ба­бо­чек пти­ца­ми

5) из­ме­не­ние через не­ко­то­рое время окрас­ки осо­бей в по­пу­ля­ции со свет­лой на тем­ную

4.

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность дей­ствия дви­жу­щих сил эво­лю­ции.

 

1) борь­ба за су­ще­ство­ва­ние

2) раз­мно­же­ние осо­бей с по­лез­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми

3) по­яв­ле­ние в по­пу­ля­ции раз­но­об­раз­ных на­след­ствен­ных из­ме­не­ний

4) со­хра­не­ние пре­иму­ще­ствен­но осо­бей с по­лез­ны­ми в дан­ных усло­ви­ях среды на­след­ствен­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми

5) фор­ми­ро­ва­ние при­спо­соб­лен­но­сти к среде оби­та­ния

5.

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность эта­пов раз­ви­тия рас­ти­тель­но­го мира на Земле от наи­бо­лее древ­них к со­вре­мен­ным:

 

1) по­яв­ле­ние пси­ло­фи­тов

2) оби­лие дре­во­вид­ных па­по­рот­ни­ков, хво­щей и пла­у­нов

3) по­яв­ле­ние зелёных во­до­рос­лей

4) по­яв­ле­ние и рас­се­ле­ние по­кры­то­се­мен­ных рас­те­ний

5) по­яв­ле­ние пер­вых фо­то­син­те­зи­ру­ю­щих бак­те­рий

6.

Укажите последовательность процессов географического видообразования.

 

1) распространение признака в популяции

2) появление мутаций в новых условиях жизни

3) пространственная изоляция популяций

4) отбор особей с полезными изменениями

5) образование нового вида

7.

Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность воз­ник­но­ве­ния при­спо­соб­ле­ний ор­га­низ­ма к окру­жа­ю­щей среде.

 

1) воз­ник­но­ве­ние му­та­ции

2) вли­я­ние фак­то­ра внеш­ней среды

3) внеш­нее про­яв­ле­ние при­зна­ка

4) пе­ре­да­ча му­та­ции потом­ству

5) со­хра­не­ние и уси­ле­ние при­зна­ка есте­ствен­ным от­бо­ром

6) по­яв­ле­ние при­спо­соб­ле­ний

8.

Опре­де­ли­те хро­но­ло­ги­че­скую по­сле­до­ва­тель­ность по­яв­ле­ния на­уч­ных тео­рий в об­ла­сти эво­лю­ци­он­ной био­ло­гии.

 

1) тео­рия транс­фор­миз­ма

2) эво­лю­ци­он­ная тео­рия Ла­мар­ка

3) эво­лю­ци­он­ное уче­ние Дар­ви­на

4) тео­рия кре­а­ци­о­низ­ма

5) син­те­ти­че­ская тео­рия эво­лю­ции

9.

Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность по­яв­ле­ния адап­та­ций к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды

 

А) фе­но­ти­пи­че­ское про­яв­ле­ние мутаций

Б) есте­ствен­ный отбор признака

В) по­яв­ле­ние ре­цес­сив­ной му­та­ции у ряда осо­бей популяции

Г) воз­ник­но­ве­ние адаптации

Д) скре­щи­ва­ние особей-носителей мутации

10.

Рас­по­ло­жи­те в пра­виль­ном по­ряд­ке уров­ни ор­га­ни­за­ции жизни, на­чи­ная с наи­мень­ше­го. В от­ве­те за­пи­ши­те со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) био­це­ноз

2) по­пу­ля­ция

3) ней­рон

4) мно­го­кле­точ­ный ор­га­низм

5) био­сфе­ра

11.

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность фор­ми­ро­ва­ния при­спо­соб­лен­но­сти рас­те­ний в про­цес­се эво­лю­ции. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) раз­мно­же­ние осо­бей с по­лез­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми

2) воз­ник­но­ве­ние раз­лич­ных му­та­ций в по­пу­ля­ции

3) борь­ба за су­ще­ство­ва­ние

4) со­хра­не­ние осо­бей с на­след­ствен­ны­ми из­ме­не­ни­я­ми, по­лез­ны­ми для дан­ных усло­вий среды

12.

Установите правильную последовательность возникновения адаптаций к условиям окружающей среды в случае появления в популяции рецессивных мутаций. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) возникновение адаптации у вида

2) передача признака и его длительное распространение в поколениях

3) фенотипическое проявление признака

4) естественный отбор признака

5) скрещивание особей, обладающих данной мутацией

6) возникновение у нескольких особей мутации

13.

Установите правильную последовательность событий при созревании яйцеклетки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) удвоение ДНК

2) начало профазы первого деления мейоза

3) кроссинговер

4) отделение первого полярного тельца

5) формирование двух гаплоидных ядер

6) образование одной гаметы

14.

Установите последовательность стадий в жизненном цикле зелёного мха, начиная с прорастания споры. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) развитие листостебельного растения

2) созревание спор в спорангии

3) прорастание споры и образование протонемы

4) образование гамет и оплодотворение

5) формирование молодого спорофита из зиготы

15.

Уста­но­ви­те пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность про­цес­сов, про­ис­хо­дя­щих при гео­гра­фи­че­ском ви­до­об­ра­зо­ва­нии. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1. фе­но­ти­пи­че­ское про­яв­ле­ние новых при­зна­ков

2. рас­чле­не­ние аре­а­ла не­пре­одо­ли­мы­ми пре­гра­да­ми

3. ре­про­дук­тив­ная изо­ля­ция с об­ра­зо­ва­ни­ем но­во­го вида

4. на­коп­ле­ние му­та­ций в по­пу­ля­ции

5. со­хра­не­ние новых при­зна­ков есте­ствен­ным от­бо­ром

16.

Установите последовательность эволюционных процессов, приводящих к формированию устойчивости бактерий к антибиотику. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) гибель большинства бактериальных клеток

2) размножение устойчивых к антибиотику бактерий

3) формирование штамма бактерий, полностью устойчивого к антибиотику

4) выживание бактерий, имеющих гены устойчивости к антибиотику

5) введение пациенту антибиотиков

17.

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность эво­лю­ци­он­ных про­цес­сов, при­во­дя­щих к фор­ми­ро­ва­нию но­во­го вида. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) из­ме­не­ние пи­ще­вых пред­по­чте­ний не­ко­то­рых ор­га­низ­мов в по­пу­ля­ции

2) пре­кра­ще­ние скре­щи­ва­ния между осо­бя­ми, пи­та­ю­щи­ми­ся раз­ной пищей

3) со­кра­ще­ние пло­ща­ди аре­а­ла оби­та­ния по­пу­ля­ции

4) фор­ми­ро­ва­ние двух видов, не спо­соб­ных да­вать пло­до­ви­тое потом­ство при скре­щи­ва­нии

5) из­ме­не­ния мор­фо­ло­гии ор­га­низ­мов для адап­та­ции к но­во­му типу пи­та­ния

18.

Установите последовательность процессов, происходящих при круговороте азота, начиная с поступления атмосферного азота в организмы. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) попадание мочевины в почву

2) поступление соединений азота в растения

3) поедание пищи животными

4) азотфиксация клубеньковыми бактериями

5) денитрификация почвенными бактериями

19.

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность эво­лю­ци­он­ных яв­ле­ний у по­зво­ноч­ных жи­вот­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу со­от­вет­ству­ю­щую по­сле­до­ва­тель­ность цифр.

 

1) рас­цвет ди­но­зав­ров

2) по­яв­ле­ние при­ма­тов

3) рас­цвет пан­цир­ных рыб

4) по­яв­ле­ние пи­те­кан­тро­пов

5) по­яв­ле­ние сте­го­це­фа­лов