№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Методы изучения эволюции. Доказательства эволюции
1.

Установите соответствие между примерами и видами доказательств эволюции.

 

ПРИМЕР   ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

А) усы таракана и рыбы сома

Б) чешуя ящерицы и перо птицы

В) глаза осьминога и собаки

Г) зубы акулы и кошки

Д) нос обезьяны и хобот слона

Е) когти кошки и ногти обезьяны

 

1) го­мо­ло­гич­ные органы

2) ана­ло­гич­ные ор­га­ны

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

2.

Установите соответствие между уровнями организации жизни и явлениями, происходящими на этих уровнях.

 

ЯВЛЕНИЕ   УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ

A) внутривидовая борьба за существование

Б) межвидовая борьба за существование

B) хищничество

Г) миграции в поисках пищи

Д) забота о потомстве

Е) поток энергии

 

1) популяционно-видовой

2) биоценотический

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

3.

Установите соответствие между уровнями организации живого и их характеристиками и явлениями, происходящими на этих уровнях.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЯВЛЕНИЯ   УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ

A) процессы охватывают всю планету

Б) симбиоз

B) межвидовая борьба за существование

Г) передача энергии от продуцентов консументам

Д) испарение воды

Е) сукцессия (смена природных сообществ)

 

1) биоценотический

2) биосферный

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

4.

Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует.

 

ПРИМЕР   ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

A) филогенетический ряд лошади

Б) наличие копчика в скелете человека

B) перо птицы и чешуя ящерицы

Г) отпечатки археоптерикса

Д) многососковость у человека

 

1) сравнительно-анатомические

2) палеонтологические

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

5.

Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции, к которому этот пример относят.

 

ПРИМЕР   ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

A) ископаемые переходные формы

Б) гомологичные органы

B) рудименты

Г) единый план строения органов

Д) окаменелости

Е) атавизмы

 

1) палеонтологические

2) сравнительно-анатомические

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

6.

Установите со­от­вет­ствие между ра­бо­той учёного и его именем.

 

НАУЧНАЯ РА­БО­ТА   УЧЁНЫЙ

А) раз­ра­бо­тал метод мен­то­ра в селекции

Б) ини­ци­а­тор со­зда­ния круп­ней­шей коллекции семян куль­тур­ных растений

В) сфор­му­ли­ро­вал закон гомологических рядов на­след­ствен­ной изменчивости

Г) от­крыл цен­тры про­ис­хож­де­ния культурных растений

Д) раз­ра­бо­тал метод по­лу­че­ния полипло-

идных ги­бри­дов

 

1) И. В. Мичурин

2) Н. И. Вавилов

3) Г. Д. Кар­пе­чен­ко

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГД
     

7.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ром и мор­фо­фи­зио­ло­ги­че­ской осо­бен­но­стью, ко­то­рой со­от­вет­ству­ет дан­ный при­мер.

 

ПРИ­МЕР   ОСО­БЕН­НОСТЬ

А) пред­пле­чье ля­гуш­ки и ку­ри­цы

Б) ноги мыши и кры­лья ле­ту­чей мыши

В) кры­лья во­ро­бья и кры­лья са­ран­чи

Г) плав­ник кита и плав­ник рака

Д) ро­ю­щие ко­неч­но­сти крота и мед­вед­ки

Е) во­ло­сы че­ло­ве­ка и шерсть со­ба­ки

 

1) го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны

2) ана­ло­гич­ные ор­га­ны

 

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

AБВГДЕ
      

8.

Установите со­от­вет­ствие между со­бы­ти­ем и уров­нем ор­га­ни­за­ции жизни, на ко­то­ром оно происходит.

 

СОБЫТИЕ   УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ
ЖИЗНИ

А) му­та­ци­он­ный процесс

Б) сукцессия

В) внут­ри­ви­до­вая борь­ба за существование

Г) об­ра­зо­ва­ние пи­ще­вых цепей

Д) сво­бод­ное скре­щи­ва­ние особей

Е) кру­го­во­рот веществ

 

1) по­пу­ля­ци­он­ный уровень

2) био­гео­це­но­ти­че­ский уровень

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

9.

Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ   МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

А) колючки кактуса и колючки барбариса

Б) останки зверозубых ящеров

В) филогенетический ряд лошади

Г) многососковость у человека

Д) аппендикс у человека

 

1) палеонтологический

2) сравнительно-анатомический

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

10.

Установите соответствие между признаком большого прудовика и критерием вида, для которого он характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАК БОЛЬШОГО ПРУДОВИКА   КРИТЕРИЙ ВИДА

А) органы чувств — одна пара щупалец

Б) коричневый цвет раковины

В) населяет пресные водоемы

Г) питается мягкими тканями растений

Д) раковина спирально закрученная

 

1) морфологический

2) экологический

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

11.

Установите соответствие между результатами действия естественного отбора и его формами. Для этого к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

РЕЗУЛЬТАТ   ФОРМА

А) Развитие устойчивости к антибиотикам у бактерий.

Б) Существование быстро и медленно растущих хищных рыб в одном озере.

В) Сходное строение органов зрения у хордовых животных.

Г) Возникновение ласт у водоплавающих млекопитающих.

Д) Отбор новорожденных млекопитающих со средним весом.

Е) Сохранение фенотипов с крайними

отклонениями внутри одной популяции.

 

1) стабилизирующий

2) движущий

3) дизруптивный (разрывающий)

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

12.

Установите соответствие между характеристиками и путями достижения биологического прогресса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

А) частные приспособления к условиям жизни

Б) возникновение классов животных

B) образование родов внутри семейств

Г) повышение уровня организации организмов

Д) возникновение отделов растений

 

1) ароморфоз

2) идиоадаптация

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

13.

Установите соответствие между примерами и видами естественного отбора: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ   ВИДЫ ЕСТЕСТВЕННОГО

ОТБОРА

А) существование раннецветущего и поздне-

цветущего подвидов погремка

Б) слабое выживание черепах с тонким и

излишне толстым панцирем

В) увеличение числа тёмных бабочек в рай-

онах с сильным загрязнением воздуха

Г) постепенная редукция шёрстного по-

крова у тюленей

Д) гибель яиц птиц со слишком тонкой и

слишком толстой скорлупой

Е) появление видов вьюрков с различной

формой клюва на островах

 

1) движущий

2) стабилизирующий

3) разрывающий

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

14.

Установите соответствие между животными и группами организмов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

 

ЖИВОТНЫЕ   ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ

А) кальмары

Б) ихтиозавры

В) тюлени

Г) дельфины

Д) морские черепахи

Е) акулы

 

1) первичноводные

2) вторичноводные

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

15.

Установите соответствие между признаками и критериями вида Крапивы двудомной: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАК   КРИТЕРИЙ ВИДА

А. стебли прямостоячие, бороздчатые,

с жёсткими жгучими волосками, высотой

15–35 см

Б. многолетнее растение с мощным корнем

и длинным корневищем

В. растёт на лесных вырубках, на сорных

местах, вдоль заборов

Г. цветки мелкие, однополые,

с зеленоватым околоцветником

Д. распространена на почвах, богатых

азотом

Е. цветение и плодоношение с июня по

сентябрь

 

1. экологический

2. морфологический

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

16.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и спо­со­ба­ми ви­до­об­ра­зо­ва­ния: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА   СПО­СОБ

А. раз­де­ле­ние аре­а­ла ис­ход­но­го вида

не­пре­одо­ли­мы­ми пре­гра­да­ми

Б. раз­лич­ные пи­ще­вые спе­ци­а­ли­за­ции

в по­пу­ля­ци­ях ис­ход­но­го вида

В. осво­е­ние по­пу­ля­ци­я­ми новых тер­ри­то­рий

Г. ста­биль­ность и не­раз­рыв­ность ис­ход­но­го

аре­а­ла

Д. раз­лич­ные сроки раз­мно­же­ния в

по­пу­ля­ци­ях ис­ход­но­го вида

 

1. эко­ло­ги­че­ский

2. гео­гра­фи­че­ское

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

АБВГД
     

17.

Установите соответствие между примерами и методами изучения эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР   МЕТОД

А) отпечаток семенного папоротника в пластах каменного угля

Б) сходство зародышевого развития хордовых на ранних этапах развития

В) рудимент тазового пояса питона

Г) появление развитого хвостового отдела позвоночника у человека

Д) филогенетический ряд моллюсков

Е) окаменелость белемнита

 

1) сравнительно-анатомический

2) эмбриологический

3) палеонтологический

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

18.

Установите соответствие между примерами и видами адаптаций: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца

 

ПРИМЕР   ВИД

А) вынашивание икры во рту тилапией

Б) сучковидная форма палочника

В) высокая плодовитость у трески

Г) замирание при опасности у опоссума

Д) наличие в коже лягушек-древолазов ядовитых желёз

Е) удаление избытка воды через почки

в виде слабоконцентрированной мочи речными рыбами

 

1) физиологическая

2) морфологическая

3) поведенческая

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

19.

Установите соответствие между примерами объектов и методами изучения эволюции, в которых используются эти примеры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ   МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

А) закладка жаберных дуг в онтогенезе человека

Б) останки зверозубых ящеров

В) филогенетический ряд лошади

Г) сходство зародышей классов позвоночных

Д) сравнение флоры пермского и триасового периодов

 

1) палеонтологический

2) эмбриологический

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГД
     

20.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ор­га­на­ми жи­вот­ных и эво­лю­ци­он­ны­ми про­цес­са­ми, в ре­зуль­та­те ко­то­рых они сфор­ми­ро­ва­лись: к каж­дой по­зи­ции из ле­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из пра­во­го столб­ца.

 

ОР­ГА­НЫ ЖИ­ВОТ­НЫХ   ЭВО­ЛЮ­ЦИ­ОН­НЫЙ

ПРО­ЦЕСС

А) кры­лья птицы и ба­боч­ки

Б) ласты дель­фи­на и кры­лья-ласты пинг­ви­на

В) ко­неч­но­сти мед­вед­ки и куз­не­чи­ка

Г) глаза ось­ми­но­га и кошки

Д) ко­неч­но­сти кро­ко­ди­ла и ле­ту­чей мыши

 

1) кон­вер­ген­ция

2) ди­вер­ген­ция

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

АБВГД
     

21.

Установите соответствие между характеристиками вида Обыкновенная белка и критериями вида: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ   КРИТЕРИИ ВИДА

А) уши длинные, с кисточками

Б) белка линяет 2 раза в год

В) основу её питания составляют семена

древесных пород

Г) образ жизни преимущественно

древесный

Д) в помёте от 3 до 10 детёнышей

Е) молоком выкармливаются до полутора

месяцев

 

1) экологический

2) физиологический

3) морфологический

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

22.

Установите соответствие между примерами и путями эволюции, которые этими примерами иллюстрируются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР   ПУТЬ ЭВОЛЮЦИИ

А) редукция глаз у крота

Б) утрата органов чувств у гельминтов

В) формирование зародышевых оболочек у

пресмыкающихся

Г) разделение потоков крови в сердце

птиц и млекопитающих

Д) утрата конечностей у змей

Е) развитие разнообразных конечностей у

насекомых

 

1) ароморфоз

2) общая дегенерация

3) идиоадаптация

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

23.

Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР   НАПРАВЛЕНИЕ

ЭВОЛЮЦИИ

А) отсутствие хлорофилла у растения

заразиха

Б) появление кровеносной системы

у древних кольчатых червей

В) видоизменение листочков в усики

у гороха

Г) видоизменение передних конечностей

в ласты у китов

Д) редукция пищеварительной системы

у ленточных червей

Е) появление цветов и плодов у покрыто-

семенных

 

1) ароморфоз

2) идиоадаптация

3) общая дегенерация

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

24.

Установите соответствие между примерами и направлениями эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР   НАПРАВЛЕНИЕ

ЭВОЛЮЦИИ

А) появление второго круга кровообращения

у земноводных

Б) отсутствие хлорофилла у растения петров

крест

В) видоизменение листьев в иголки у кактуса

Г) появление сосущего ротового аппарата

у комара

Д) появление проводящей системы у папоротникообразных

Е) исчезновение головы у двустворчатых

моллюсков

 

1) ароморфоз

2) идиоадаптация

3) общая дегенерация

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

25.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и срав­ни­тель­но-ана­то­ми­че­ски­ми до­ка­за­тель­ства­ми эво­лю­ции: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРИ­МЕ­РЫ   ДО­КА­ЗА­ТЕЛЬ­СТВА

ЭВО­ЛЮ­ЦИИ

А) кры­лья птиц и кры­лья стре­коз

Б) шипы розы и игол­ки как­ту­са

В) щу­паль­ца ось­ми­но­га и гидры

Г) ласты кита и ноги ло­ша­ди

Д) усик го­ро­ха и лист ро­маш­ки

 

1) ана­ло­гич­ные ор­га­ны

2) го­мо­ло­гич­ные ор­га­ны

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

АБВГД
     

26.

Установите соответствие между примерами и сравнительно-анатомическими доказательствами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ   ДОКАЗАТЕЛЬСТВА

ЭВОЛЮЦИИ

А) луковица тюльпана и корнеплод свёклы

Б) чешуя ящерицы и перья голубя

В) клубень картофеля и корневище папоротника

Г) антенны рака и хелицеры паука

Д) крылья бабочки и летучей мыши

 

1) аналогичные органы

2) гомологичные органы

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ