№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Экосистемы и присущие им закономерности
1.

Установите соответствие между группами растений и животных и их ролью в экосистеме пруда.

 

РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ   ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) прибрежная растительность

Б) карп

В) личинки земноводных

Г) фитопланктон

Д) растения дна

Е) большой прудовик

 

1) продуценты

2) консументы

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

2.

Различие роли участия консументов первого порядка и продуцентов в круговороте веществ и превращении энергии в экосистеме луга состоит в том что они:

 

РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ   ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) аккумулируют солнечную энергию

Б) потребляют органические вещества других организмов

В) синтезируют органические вещества из неорганических

Г) преобразуют органические вещества

Д) освобождают заключенную в органических веществах энергию

Е) используют в качестве источника углерода углекислый газ

 

1) консументы первого порядка

2) продуценты

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

3.

Установите соответствие между моллюсками и экологическими группами, в которые они объединяются.

 

МОЛЛЮСКИ   ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА

А) голый слизень

Б) устрица

В) беззубка

Г) виноградная улитка

Д) кальмар

Е) большой прудовик

Ж) перловица

 

1) морские

2) пресноводные

3) наземные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕЖ
       

4.

Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны.

 

ОСОБЕННОСТИ   ОРГАНИЗМЫ

А) использование энергии солнечного света для синтеза АТФ

Б) использование энергии, заключённой в пище для синтеза АТФ

В) использование только готовых органических веществ

Г) синтез органических веществ из неорганических

Д) выделение кислорода в процессе обмена веществ

 

1) автотрофы

2) гетеротрофы

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

5.

Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе.

 

ОСОБЕННОСТИ   ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) включает растения, некоторые бактерии

Б) поглощает готовые органические вещества

В) поглощает неорганические вещества

Г) включает животных

Д) аккумулирует солнечную энергию

Е) источник энергии — животная и растительная пища

 

1) продуценты

2) консументы

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

6.

Установите соответствие между особенностями питания организмов и их способами.

 

ОСОБЕННОСТИ   СПОСОБ ПИТАНИЯ

А) могут захватывать пищу путем фагоцитоза

Б) используют энергию, освобождающуюся при окислении неорганических веществ

В) получают пищу путем фильтрации воды

Г) синтезируют органические вещества из неорганических на свету

Д) используют энергию солнечного света

Е) используют энергию, заключенную в пище

 

1) автотрофы

2) гетеротрофы

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

7.

Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ   ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) являются первым звеном в цепи питания

Б) синтезируют органические вещества из неорганических

В) используют энергию солнечного света

Г) питаются готовыми органическими веществами

Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы

Е) разлагают органические вещества до минеральных

 

1) продуценты

2) редуценты

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

8.

Установите соответствие между функциями компонентов биогеоценоза и компонентами.

 

ФУНКЦИИ КОМПОНЕНТОВ   КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА

А) производят органическое вещество

Б) потребители органического вещества

В) разлагают органические соединения

Г) выполняют «санитарную» функцию

 

1) продуценты

2) редуценты

3) консументы

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

9.

Установите соответствие между примерами и типом отношений организмов в экосистеме.

 

ПРИМЕРЫ   ТИП ОТНОШЕНИЙ

A) распространение пыльцы некоторых растений одним видом насекомых

Б) акула и рыба-прилипало

B) орхидеи, поселяющиеся на деревьях

Г) бактерии в организме человека и животных

Д) клубеньковые бактерии

Е) микориза

 

1) симбиоз

2) комменсализм

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

10.

Установите соответствие между признаком и сообществом, для которого он характерен.

 

ПРИЗНАК   СООБЩЕСТВО

A) пищевые цепи короткие, состоят их двух−трёх звеньев

Б) пищевые цепи длинные, переплетены, образуют пищевую сеть

B) высокое видовое разнообразие

Г) преобладание монокультуры

Д) действие естественного и искусственного отбора

Е) замкнутый круговорот веществ

 

1) природный биоценоз

2) агроценоз

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

11.

Установите соответствие между организмами — обитателями экосистемы и функциональной группой, к которой их относят.

 

ОРГАНИЗМЫ   ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

A) мхи, папоротники

Б) беззубки и перловицы

B) ели, лиственницы

Г) плесневые грибы

Д) гнилостные бактерии

Е) амёбы и инфузории

 

1) продуценты

2) консументы

3) редуценты

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

12.

Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем, на котором он находится в экосистеме.

 

ОРГАНИЗМ   ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

A) сфагнум

Б) аспергилл

B) ламинария

Г) сосна

Д) пеницилл

Е) гнилостные бактерии

 

1) продуцент

2) редуцент

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

13.

Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем, на котором он находится в экосистеме.

 

ОРГАНИЗМ   ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

A) соболь

Б) ель

B) пчела

Г) клевер

Д) осока

Е) койот

 

1) продуцент

2) консумент

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

14.

Установите соответствие между животными и группой, к которой оно относится по способу питания

 

ЖИВОТНОЕ   ГРУППА

А) волк

Б) пресноводная гидра

В) полевая мышь

Г) божья коровка

Д) заяц-беляк

Е) колорадский жук

 

1) растительноядные

2) плотоядные

15.

Попадание в водоёмы органических веществ со сточными водами с животноводческих ферм может непосредственно привести к увеличению численности популяций

 

1) гетеротрофных бактерий

2) ракообразных

3) цветковых растений

4) многоклеточных водорослей

5) одноклеточных водорослей

6) бактерий-редуцентов

16.

Установите соответствие между животными и их ролями в биогеоценозе тайги.

 

ЖИВОТНЫЕ   РОЛИ В БИОЦЕНОЗЕ

А) кедровка

Б) ястреб-тетеревятник

В) обыкновенная лисица

Г) благородный олень

Д) заяц-русак

Е) обыкновенный волк

 

1) консумент 1 порядка

2) консумент 2 порядка

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

17.

Установите соответствие между ролью функциональных групп в биогеоценозе и функциональными группами.

 

РОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП   ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

А) выделяют в атмосферу кислород

Б) минерализуют органические вещества

В) создают органические вещества из неорганических

Г) восстанавливают нитраты до свободного азота

Д) замыкают круговорот веществ

Е) бывают 1-го, 2-го, 3-го порядков

 

1) консументы

2) продуценты

3) редуценты

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

18.

Установите соответствие между организмами и функциональными группами биоценоза, к которым их относят.

 

ОРГАНИЗМЫ   ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ГРУППЫ

А) холерный вибрион

Б) инфузория

В) колониальный коралловый полип

Г) паразитическое растение

Д) бактерия гниения

Е) плесневый гриб

 

1) консументы

2) редуценты

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

19.

Установите соответствие между характеристикой экосистемы и её видом.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОСИСТЕМЫ   ЭКОСИСТЕМА

А) включает большое разнообразие видов

Б) продукция частично изымается из системы

В) используются удобрения разных видов

Г) круговорот веществ незамкнутый

Д) является саморегулирующейся системой

Е) имеет разветвлённые сети питания

 

1) пшеничное поле

2) смешанный лес

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

20.

Установите соответствие между характеристикой среды и ее фактором: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   ФАКТОРЫ СРЕДЫ

А) постоянство газового состава атмосферы

Б) изменение толщины озонового экрана

В) изменение влажности воздуха

Г) изменение численности консументов

Д) изменение численности продуцентов

Е) изменение численности паразитов

 

1) биотические

2) абиотические

21.

Установите соответствие между организмом и трофической группой, к которой его относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМ   ТРОФИЧЕСКАЯ ГРУППА

А) холерный вибрион

Б) бактерия брожения

В) туберкулезная палочка

Г) столбнячная палочка

Д) сенная палочка

Е) почвенная бактерия

 

1) сапротрофы

2) паразиты

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

22.

Установите соответствие между организмами и типами межвидовых отношений, в которые они вступают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМЫ   ОТНОШЕНИЯ

А) чёрный и рыжий тараканы

Б) свиной цепень и человек

В) самцы пауков птицеедов

Г) личинки жуков-плавунцов и стрекоз

Д) таёжный клещ и лиса

Е) гриб трутовик и берёза

 

1) конкуренция

2) паразитизм

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

23.

Установите соответствие между признаками и экосистемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ   ЭКОСИСТЕМЫ

A) низкая саморегуляция

Б) разнообразие продуцентов

B) доминирование монокультуры

Г) короткие пищевые цепи

Д) разветвлённые сети питания

Е) видовое разнообразие животных

 

1) пшеничное поле

2) ковыльная степь

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

24.

Установите соответствие между биосистемой и её характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   БИОСИСТЕМА

А) используются различные источники энергии для получения продукции

Б) круговорот веществ замкнутый

В) большое видовое разнообразие

Г) преобладают одна−две культуры

Д) неразветвлённые пищевые цепи

Е) система устойчива и способна к саморегуляции

 

1) биогеоценоз

2) агроценоз

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

25.

Установите соответствие между функцией, выполняемой организмом в биогеоценозе, и представителями царства, выполняющими данную функцию: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИЯ   ОРГАНИЗМ

А) основные производители глюкозы в биогеоценозе

Б) первичные потребители солнечной энергии

В) минерализуют органические вещества

Г) являются консументами разных порядков

Д) обеспечивают усвоение азота растениями

Е) передают вещества и энергию в пищевых

цепях

 

1) растения

2) бактерии

3) животные

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

26.

Установите соответствие между организмами, населяющими биогеоценоз, и их функциями в нём: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМ   ФУНКЦИЯ

А) жуки-короеды

Б) почвенные грибы

В) мхи

Г) сапротрофные бактерии

Д) личинки стрекоз

Е) синезелёные водоросли

 

1) продуценты

2) консументы

3) редуценты

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

27.

Установите соответствие между составом экосистемы и экосистемой, для которой этот состав характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОСТАВ ЭКОСИСТЕМЫ   ЭКОСИСТЕМА

А) Главный продуцент — фитопланктон.

Б) Продуценты создают световой и температурный режим в биосистеме.

В) Дикорастущие растения считаются сорняками.

Г) Консументы первого порядка — зоопланктон.

Д) Видовое разнообразие невелико.

Е) Круговорот веществ несбалансированный.

 

1) озеро

2) смешанный лес

3) агроэкосистема

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

28.

Установите соответствие между ролью функциональных групп в биогеоценозе и названиями этих групп: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

РОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП   ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ

ГРУППЫ

А) выделяют в атмосферу кислород

Б) минерализуют органические вещества

В) в цепи питания бывают разных порядков

Г) создают органические вещества из неорганических

Д) представлены только животными

Е) вызывают гниение мёртвых организмов

 

1) консументы

2) продуценты

3) редуценты

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

29.

Установите соответствие между организмами и их функцией в экосистеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМЫ   ФУНКЦИИ

А) личинка стрекозы

Б) цианобактерии

В) бабочка павлиний глаз

Г) дятел

Д) ряска

Е) орешник

 

1) консументы

2) продуценты

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

30.

Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ   ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

А) аскарида и человек

Б) подберёзовик и берёза

В) клевер и клубеньковые бактерии

Г) малярийный плазмодий и комар

Д) актиния и рак-отшельник

Е) головня и пшеница

 

1) паразит-хозяин

2) симбиоз

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

31.

Установите соответствие между организмами и их трофическим уровнем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМЫ   ТРОФИЧЕСКИЕ УРОВНИ

А) бактерия сенная палочка

Б) трутовый гриб

В) заяц-беляк

Г) цианобактерии

Д) гриб мукор

Е) клевер луговой

 

1) продуцент

2) консумент

3) редуцент

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

32.

Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР   ТИП

А) Петров крест и многолетнее растение

Б) заяц и волк

В) клевер и корова

Г) бычий цепень и человек

Д) кит и рачки

Е) трутовый гриб и берёза

 

1) хищничество (выедание)

2) паразит–хозяин

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

33.

Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМ   ГРУППА

А) гриб опёнок

Б) горох посевной

В) гриб спорынья

Г) бактерия сенная палочка

Д) железобактерии

Е) чёрный хорь

 

1) продуцент

2) консумент

3) редуцент

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

34.

Установите соответствие между примерами организмов и способами гетеротрофного питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР   СПОСОБ

А. мукор

Б. болгарская палочка

В. туберкулёзная палочка

Г. спорынья

Д. сенная палочка

 

1. сапротрофы

2. паразиты

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГД
     

35.

Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР   ТИП

А. широкий лентец и щука

Б. плоды репейника и шерсть собаки

В. жаба или ящерица в норе сурка

Г. петров крест и липа

Д. растения эпифиты и тропические деревья

 

1. паразитизм

2. комменсализм

(нахлебничество)

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГД
     

36.

Установите соответствие между характеристиками и названиями функций живого вещества в биосфере (по В.И. Вернадскому): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   ФУНКЦИЯ

А) выделение метана в атмосферу

в результате деятельности денитрифицирующих бактерий

Б) образование воды и углекислого газа в процессе дыхания аэробов

В) накопление солей кремния в клетках хвощей

Г) восстановление углекислого газа в процессе фотосинтеза

Д) образование известняка

 

1) окислительно-восстановительная

2) газовая

3) концентрационная

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГД
     

37.

Установите соответствие между примерами и факторами среды: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР   ФАКТОР

А) солевой состав воды

Б) наличие конкурентов

В) толщина ледового покрова на озере

Г) обилие хищников

Д) скученность населения популяции

Е) влажность почвы

 

1) биотический

2) абиотический

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

38.

Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистемах, к которым их относят: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.

 

ОРГАНИЗМ   ГРУППА

А) ежа сборная

Б) пастушья сумка

В) русская выхухоль

Г) сурепка обыкновенная

Д) косуля европейская

 

1) консументы

2) продуценты

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГД
     

39.

Установите соответствие между названиями веществ биосферы и их происхождением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВ   ПРОИСХОЖДЕНИЕ

ВЕЩЕСТВА

А) донный ил

Б) песок

В) почва

Г) природный газ

Д) кварц

Е) каменный уголь

 

1) косное

2) биогенное

3) биокосное

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

40.

Установите соответствие между организмами и экологическими ролями, которые эти организмы имеют в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМ   ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ

А) клевер

Б) дождевой червь

В) волк

Г) ель

Д) карась

Е) скорпион

 

1) продуцент

2) консумент

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

41.

Установите соответствие между организмами и экологическими ролями, которые эти организмы имеют в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ОРГАНИЗМ   ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ

А) заяц

Б) бактерия сенная палочка

В) опёнок

Г) гриб трутовик

Д) гиена

Е) волк

 

1) консумент

2) редуцент

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

42.

Установите соответствие между процессами и функциями вещества биосферы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ   ФУНКЦИИ ВЕЩЕСТВА

А) переход двухвалентного железа в трёхвалентное под действием железобактерий

Б) преобразование сероводорода в серу серобактериями

В) выделение кислорода в атмосферу при фотосинтезе

Г) накопление кальция в костях человека

Д) выделение молекулярного азота в атмосферу при денитрификации

Е) накопление кремния в стеблях хвощей

 

1) газовая

2) концентрационная

3) окислительно-восстановительная

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

43.

Установите соответствие между организмами и их ролью в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМ   РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМАХ

А) лютик

Б) денитрифицирующая бактерия

В) повилика

Г) заяц

Д) дуб

Е) опёнок

 

1) продуценты

2) консументы

3) редуценты

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

44.

Установите соответствие между организмами и их ролью в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМЫ   РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМАХ

А) сосна

Б) подосиновик

В) навозный жук

Г) трутовый гриб

Д) мох

Е) волк

 

1) продуценты

2) консументы

3) редуценты

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

45.

Установите соответствие между характеристиками организмов и функциональными группами в экосистеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗМОВ   ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ

ГРУППЫ В ЭКОСИСТЕМЕ

А) возвращают свободный азот в атмосферу

Б) образуют первичную продукцию

В) образуют органические вещества

в результате хемосинтеза

Г) составляют второй трофический уровень

Д) минерализуют органические остатки

 

1) консументы

2) продуценты

3) редуценты

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГД
     

46.

Установите соответствие между примерами и экологическими факторами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР   ФАКТОР

А) взаимодействие волка и зайца

Б) отстрел волков человеком

В) выбросы парниковых газов заводами

Г) взаимодействие человека и широкого лентеца

Д) поедание нектара пчёлами

Е) взаимодействие рака-отшельника и актинии

 

1) биотический

2) антропогенный

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

47.

Установите соответствие между организмами и экологическими ролями, которые эти организмы имеют в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМ   ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ

А) сурепка

Б) капуста

В) петров крест

Г) клён

Д) повилика

Е) пшеница

 

1) консумент

2) продуцент

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

48.

Установите соответствие между примерами и видами взаимодействий в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР   ВИД ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

А) птица египетский бегунок и крокодил

Б) воловьи птицы и носорог

В) широкий лентец и циклоп

Г) кишечная палочка и человек

Д) комар и человек

Е) акула и рыба-лоцман

 

1) симбиоз

2) паразитизм

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

49.

Установите соответствие между примерами и типами экосистем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР   ТИП ЭКОСИСТЕМЫ

А) пойменный луг

Б) пшеничное поле

В) яблоневый сад

Г) еловый питомник

Д) океанский шельф

Е) рыбная ферма

 

1) природная экосистема

2) искусственная экосистема

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

50.

Установите соответствие между организмами и экологическими ролями, которые эти организмы имеют в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМ   ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ

А) берёза

Б) волк

В) петров крест

Г) опёнок

Д) гриб трутовик

Е) хлорелла

 

1) продуцент

2) консумент

3) редуцент

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

51.

Установите соответствие между характеристиками и типами экосистем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   ТИП

А) короткие неразветвлённые цепи питания

Б) сильная конкуренция между видами

В) сбалансированный круговорот веществ

Г) доминирование продуцентов одного вида

Д) дополнительные источники энергии

Е) изъятие части первичной годовой продукции

 

1) агроценоз

2) биогеоценоз

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ