№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Экосистемы и присущие им закономерности
1.

Установите со­от­вет­ствие между груп­па­ми растений и жи­вот­ных и их ролью в эко­си­сте­ме пруда.

 

РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ   ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) при­бреж­ная растительность

Б) карп

В) ли­чин­ки земноводных

Г) фитопланктон

Д) рас­те­ния дна

Е) боль­шой прудовик

 

1) продуценты

2) консументы

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

2.

Различие роли уча­стия консументов пер­во­го порядка и про­ду­цен­тов в кру­го­во­ро­те веществ и пре­вра­ще­нии энергии в эко­си­сте­ме луга со­сто­ит в том что они:

 

РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМЕ   ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) ак­ку­му­ли­ру­ют солнечную энергию

Б) по­треб­ля­ют органические вещества других организмов

В) син­те­зи­ру­ют органические ве­ще­ства из неорганических

Г) пре­об­ра­зу­ют органические вещества

Д) осво­бож­да­ют заключенную в ор­га­ни­че­ских веществах энер­гию

Е) ис­поль­зу­ют в ка­че­стве источника уг­ле­ро­да углекислый газ

 

1) консументы первого порядка

2) продуценты

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДЕ
      

3.

Установите соответствие между моллюсками и экологическими группами, в которые они объединяются.

 

МОЛЛЮСКИ   ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА

А) голый слизень

Б) устрица

В) беззубка

Г) виноградная улитка

Д) кальмар

Е) большой прудовик

Ж) перловица

 

1) морские

2) пресноводные

3) наземные

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕЖ
       

4.

Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны.

 

ОСОБЕННОСТИ   ОРГАНИЗМЫ

А) использование энергии солнечного света для синтеза АТФ

Б) использование энергии, заключённой в пище для синтеза АТФ

В) использование только готовых органических веществ

Г) синтез органических веществ из неорганических

Д) выделение кислорода в процессе обмена веществ

 

1) автотрофы

2) гетеротрофы

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

5.

Установите соответствие между особенностями обитателей биогеоценоза и их принадлежностью к функциональной группе.

 

ОСОБЕННОСТИ   ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) включает растения, некоторые бактерии

Б) поглощает готовые органические вещества

В) поглощает неорганические вещества

Г) включает животных

Д) аккумулирует солнечную энергию

Е) источник энергии — животная и растительная пища

 

1) продуценты

2) консументы

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

6.

Установите со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми питания ор­га­низ­мов и их спо­со­ба­ми.

 

ОСОБЕННОСТИ   СПОСОБ ПИТАНИЯ

А) могут за­хва­ты­ва­ть пищу путем фа­го­ци­то­за

Б) ис­поль­зу­ют энергию, осво­бож­да­ю­щу­ю­ся при окис­ле­нии неорганических веществ

В) по­лу­ча­ют пищу путем филь­тра­ции воды

Г) син­те­зи­ру­ют органические ве­ще­ства из не­ор­га­ни­че­ских на свету

Д) ис­поль­зу­ют энергию сол­неч­но­го света

Е) ис­поль­зу­ют энергию, за­клю­чен­ную в пище

 

1) автотрофы

2) гетеротрофы

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

7.

Установите соответствие между характеристикой организмов и функциональной группой, к которой их относят.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗМОВ   ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

А) являются первым звеном в цепи питания

Б) синтезируют органические вещества из неорганических

В) используют энергию солнечного света

Г) питаются готовыми органическими веществами

Д) возвращают минеральные вещества в экосистемы

Е) разлагают органические вещества до минеральных

 

1) продуценты

2) редуценты

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

8.

Установите соответствие между функциями компонентов биогеоценоза и компонентами.

 

ФУНКЦИИ КОМПОНЕНТОВ   КОМПОНЕНТЫ БИОГЕОЦЕНОЗА

А) производят органическое вещество

Б) потребители органического вещества

В) разлагают органические соединения

Г) выполняют «санитарную» функцию

 

1) продуценты

2) редуценты

3) консументы

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГ
    

9.

Установите соответствие между примерами и типом отношений организмов в экосистеме.

 

ПРИМЕРЫ   ТИП ОТНОШЕНИЙ

A) распространение пыльцы некоторых растений одним видом насекомых

Б) акула и рыба-прилипало

B) орхидеи, поселяющиеся на деревьях

Г) бактерии в организме человека и животных

Д) клубеньковые бактерии

Е) микориза

 

1) симбиоз

2) комменсализм

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

10.

Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ком и сообществом, для ко­то­ро­го он характерен.

 

ПРИЗНАК   СООБЩЕСТВО

A) пищевые цепи короткие, со­сто­ят их двух−трёх звеньев

Б) пи­ще­вые цепи длинные, переплетены, об­ра­зу­ют пищевую сеть

B) высокое ви­до­вое разнообразие

Г) пре­об­ла­да­ние монокультуры

Д) дей­ствие естественного и ис­кус­ствен­но­го отбора

Е) за­мкну­тый круговорот веществ

 

1) при­род­ный биоценоз

2) агроценоз

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

11.

Установите со­от­вет­ствие между ор­га­низ­ма­ми — оби­та­те­ля­ми экосистемы и функ­ци­о­наль­ной группой, к ко­то­рой их относят.

 

ОРГАНИЗМЫ   ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРУППА

A) мхи, папоротники

Б) без­зу­б­ки и перловицы

B) ели, лиственницы

Г) плес­не­вые грибы

Д) гни­лост­ные бактерии

Е) амёбы и инфузории

 

1) продуценты

2) консументы

3) редуценты

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

12.

Установите со­от­вет­ствие между ор­га­низ­мом и тро­фи­че­ским уровнем, на ко­то­ром он на­хо­дит­ся в экосистеме.

 

ОРГАНИЗМ   ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

A) сфагнум

Б) ас­пер­гилл

B) ламинария

Г) сосна

Д) пе­ни­цилл

Е) гни­лост­ные бактерии

 

1) продуцент

2) редуцент

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

13.

Установите со­от­вет­ствие между ор­га­низ­мом и тро­фи­че­ским уровнем, на ко­то­ром он на­хо­дит­ся в экосистеме.

 

ОРГАНИЗМ   ТРОФИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ

A) соболь

Б) ель

B) пчела

Г) клевер

Д) осока

Е) койот

 

1) продуцент

2) консумент

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

14.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между жи­вот­ны­ми и груп­пой, к ко­то­рой оно от­но­сит­ся по спо­со­бу пи­та­ния

 

ЖИ­ВОТ­НОЕ   ГРУП­ПА

А) волк

Б) прес­но­вод­ная гидра

В) по­ле­вая мышь

Г) божья ко­ров­ка

Д) заяц-беляк

Е) ко­ло­рад­ский жук

 

1) рас­ти­тель­но­яд­ные

2) пло­то­яд­ные

15.

Попадание в водоёмы ор­га­ни­че­ских ве­ществ со сточ­ны­ми во­да­ми с жи­вот­но­вод­че­ских ферм может не­по­сред­ствен­но при­ве­сти к уве­ли­че­нию чис­лен­но­сти популяций

 

1) ге­те­ро­троф­ных бактерий

2) ракообразных

3) цвет­ко­вых растений

4) мно­го­кле­точ­ных водорослей

5) од­но­кле­точ­ных водорослей

6) бактерий-редуцентов

16.

Установите со­от­вет­ствие между жи­вот­ны­ми и их ро­ля­ми в био­гео­це­но­зе тайги.

 

ЖИВОТНЫЕ   РОЛИ В БИОЦИНОЗЕ

А) кедровка

Б) ястреб-тетеревятник

В) обык­но­вен­ная лисица

Г) бла­го­род­ный олень

Д) заяц-русак

Е) обык­но­вен­ный волк

 

1) кон­су­мент 1 порядка

2) кон­су­мент 2 порядка

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

17.

Установите со­от­вет­ствие между ролью функ­ци­о­наль­ных групп в био­гео­це­но­зе и функ­ци­о­наль­ны­ми группами.

 

РОЛЬ ФУНК­ЦИ­О­НАЛЬ­НЫХ ГРУПП   ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

А) вы­де­ля­ют в ат­мо­сфе­ру кислород

Б) ми­не­ра­ли­зу­ют ор­га­ни­че­ские вещества

В) со­зда­ют ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства из неорганических

Г) вос­ста­нав­ли­ва­ют нит­ра­ты до сво­бод­но­го азота

Д) за­мы­ка­ют кру­го­во­рот веществ

Е) бы­ва­ют 1-го, 2-го, 3-го порядков

 

1) консументы

2) продуценты

3) редуценты

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

18.

Установите со­от­вет­ствие между ор­га­низ­ма­ми и функ­ци­о­наль­ны­ми груп­па­ми биоценоза, к ко­то­рым их относят.

 

ОРГАНИЗМЫ   ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ГРУППЫ

А) хо­лер­ный вибрион

Б) инфузория

В) ко­ло­ни­аль­ный ко­рал­ло­вый полип

Г) па­ра­зи­ти­че­ское растение

Д) бак­те­рия гниения

Е) плес­не­вый гриб

 

1) консументы

2) редуценты

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

19.

Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой эко­си­сте­мы и её видом.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОСИСТЕМЫ   ЭКОСИСТЕМА

А) вклю­ча­ет боль­шое раз­но­об­ра­зие видов

Б) про­дук­ция ча­стич­но изы­ма­ет­ся из системы

В) ис­поль­зу­ют­ся удоб­ре­ния раз­ных видов

Г) кру­го­во­рот ве­ществ незамкнутый

Д) яв­ля­ет­ся са­мо­ре­гу­ли­ру­ю­щей­ся системой

Е) имеет разветвлённые сети питания

 

1) пше­нич­ное поле

2) сме­шан­ный лес

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

20.

Установите соответствие между характеристикой среды и ее фактором: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   ФАКТОРЫ СРЕДЫ

А) постоянство газового состава атмосферы

Б) изменение толщины озонового экрана

В) изменение влажности воздуха

Г) изменение численности консументов

Д) изменение численности продуцентов

Е) изменение численности паразитов

 

1) биотические

2) абиотические

21.

Установите соответствие между организмом и трофической группой, к которой его относят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМ   ТРОФИЧЕСКАЯ ГРУППА

А) холерный вибрион

Б) бактерия брожения

В) туберкулезная палочка

Г) столбнячная палочка

Д) сенная палочка

Е) почвенная бактерия

 

1) сапротрофы

2) паразиты

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

22.

Установите соответствие между организмами и типами межвидовых отношений, в которые они вступают: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМЫ   ОТНОШЕНИЯ

А) чёрный и рыжий тараканы

Б) свиной цепень и человек

В) самцы пауков птицеедов

Г) личинки жуков-плавунцов и стрекоз

Д) таёжный клещ и лиса

Е) гриб трутовик и берёза

 

1) конкуренция

2) паразитизм

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДЕ
      

23.

Установите соответствие между признаками и экосистемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАКИ   ЭКОСИСТЕМЫ

A) низкая саморегуляция

Б) разнообразие продуцентов

B) доминирование монокультуры

Г) короткие пищевые цепи

Д) разветвлённые сети питания

Е) видовое разнообразие животных

 

1) пшеничное поле

2) ковыльная степь

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

АБВГДЕ
      

24.

Установите соответствие между биосистемой и её характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   БИОСИСТЕМА

А) используются различные источники энергии для получения продукции

Б) круговорот веществ замкнутый

В) большое видовое разнообразие

Г) преобладают одна−две культуры

Д) неразветвлённые пищевые цепи

Е) система устойчива и способна к саморегуляции

 

1) биогеоценоз

2) агроценоз

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

25.

Установите соответствие между функцией, выполняемой организмом в биогеоценозе, и представителями царства, выполняющими данную функцию: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ФУНКЦИЯ   ОРГАНИЗМ

А) основные производители глюкозы в биогеоценозе

Б) первичные потребители солнечной энергии

В) минерализуют органические вещества

Г) являются консументами разных порядков

Д) обеспечивают усвоение азота растениями

Е) передают вещества и энергию в пищевых

цепях

 

1) растения

2) бактерии

3) животные

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

26.

Установите соответствие между организмами, населяющими биогеоценоз, и их функциями в нём: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМ   ФУНКЦИЯ

А) жуки-короеды

Б) почвенные грибы

В) мхи

Г) сапротрофные бактерии

Д) личинки стрекоз

Е) синезелёные водоросли

 

1) продуценты

2) консументы

3) редуценты

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

27.

Установите соответствие между составом экосистемы и экосистемой, для которой этот состав характерен: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОСТАВ ЭКОСИСТЕМЫ   ЭКОСИСТЕМА

А) Главный продуцент — фитопланктон.

Б) Продуценты создают световой и температурный режим в биосистеме.

В) Дикорастущие растения считаются сорняками.

Г) Консументы первого порядка — зоопланктон.

Д) Видовое разнообразие невелико.

Е) Круговорот веществ несбалансированный.

 

1) озеро

2) смешанный лес

3) агроэкосистема

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

28.

Установите соответствие между ролью функциональных групп в биогеоценозе и названиями этих групп: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

РОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ГРУПП   ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ

ГРУППЫ

А) выделяют в атмосферу кислород

Б) минерализуют органические вещества

В) в цепи питания бывают разных порядков

Г) создают органические вещества из неорганических

Д) представлены только животными

Е) вызывают гниение мёртвых организмов

 

1) консументы

2) продуценты

3) редуценты

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

29.

Установите соответствие между организмами и их функцией в экосистеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМЫ   ФУНКЦИИ

А) личинка стрекозы

Б) цианобактерии

В) бабочка павлиний глаз

Г) дятел

Д) ряска

Е) орешник

 

1) консументы

2) продуценты

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

30.

Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ   ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

А) аскарида и человек

Б) подберёзовик и берёза

В) клевер и клубеньковые бактерии

Г) малярийный плазмодий и комар

Д) актиния и рак-отшельник

Е) головня и пшеница

 

1) паразит-хозяин

2) симбиоз

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

31.

Установите соответствие между организмами и их трофическим уровнем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМЫ   ТРОФИЧЕСКИЕ УРОВНИ

А) бактерия сенная палочка

Б) трутовый гриб

В) заяц-беляк

Г) цианобактерии

Д) гриб мукор

Е) клевер луговой

 

1) продуцент

2) консумент

3) редуцент

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

32.

Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР   ТИП

А) Петров крест и многолетнее растение

Б) заяц и волк

В) клевер и корова

Г) бычий цепень и человек

Д) кит и рачки

Е) трутовый гриб и берёза

 

1) хищничество (выедание)

2) паразит–хозяин

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

33.

Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМ   ГРУППА

А) гриб опёнок

Б) горох посевной

В) гриб спорынья

Г) бактерия сенная палочка

Д) железобактерии

Е) чёрный хорь

 

1) продуцент

2) консумент

3) редуцент

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

34.

Установите соответствие между примерами организмов и способами гетеротрофного питания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР   СПОСОБ

А. мукор

Б. болгарская палочка

В. туберкулёзная палочка

Г. спорынья

Д. сенная палочка

 

1. сапротрофы

2. паразиты

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГД
     

35.

Установите соответствие между примерами и типами межвидового взаимодействия: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР   ТИП

А. широкий лентец и щука

Б. плоды репейника и шерсть собаки

В. жаба или ящерица в норе сурка

Г. петров крест и липа

Д. растения эпифиты и тропические деревья

 

1. паразитизм

2. комменсализм

(нахлебничество)

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГД
     

36.

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми и на­зва­ни­я­ми функ­ций жи­во­го ве­ще­ства в био­сфе­ре (по В.И. Вер­над­ско­му): к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА   ФУНК­ЦИЯ

А) вы­де­ле­ние ме­та­на в ат­мо­сфе­ру

в ре­зуль­та­те де­я­тель­но­сти де­нит­ри­фи­ци­ру­ю­щих бак­те­рий

Б) об­ра­зо­ва­ние воды и уг­ле­кис­ло­го газа в про­цес­се ды­ха­ния аэро­бов

В) на­коп­ле­ние солей крем­ния в клет­ках хво­щей

Г) вос­ста­нов­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа в про­цес­се фо­то­син­те­за

Д) об­ра­зо­ва­ние из­вест­ня­ка

 

1) окис­ли­тель­но-вос­ста­но­ви­тель­ная

2) га­зо­вая

3) кон­цен­тра­ци­он­ная

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу вы­бран­ные цифры под со­от­вет­ству­ю­щи­ми бук­ва­ми.

АБВГД
     

37.

Установите соответствие между примерами и факторами среды: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕР   ФАКТОР

А) солевой состав воды

Б) наличие конкурентов

В) толщина ледового покрова на озере

Г) обилие хищников

Д) скученность населения популяции

Е) влажность почвы

 

1) биотический

2) абиотический

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

38.

Установите соответствие между организмами и функциональными группами в экосистемах, к которым их относят: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.

 

ОРГАНИЗМ   ГРУППА

А) ежа сборная

Б) пастушья сумка

В) русская выхухоль

Г) сурепка обыкновенная

Д) косуля европейская

 

1) консументы

2) продуценты

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГД
     

39.

Установите соответствие между названиями веществ биосферы и их происхождением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

НАЗВАНИЕ ВЕЩЕСТВ   ПРОИСХОЖДЕНИЕ

ВЕЩЕСТВА

А) донный ил

Б) песок

В) почва

Г) природный газ

Д) кварц

Е) каменный уголь

 

1) косное

2) биогенное

3) биокосное

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

40.

Установите соответствие между организмами и экологическими ролями, которые эти организмы имеют в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМ   ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ

А) клевер

Б) дождевой червь

В) волк

Г) ель

Д) карась

Е) скорпион

 

1) продуцент

2) консумент

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

41.

Установите соответствие между организмами и экологическими ролями, которые эти организмы имеют в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

 

ОРГАНИЗМ   ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ

А) заяц

Б) бактерия сенная палочка

В) опёнок

Г) гриб трутовик

Д) гиена

Е) волк

 

1) консумент

2) редуцент

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

42.

Установите соответствие между процессами и функциями вещества биосферы: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ   ФУНКЦИИ ВЕЩЕСТВА

А) переход двухвалентного железа в трёхвалентное под действием железобактерий

Б) преобразование сероводорода в серу серобактериями

В) выделение кислорода в атмосферу при фотосинтезе

Г) накопление кальция в костях человека

Д) выделение молекулярного азота в атмосферу при денитрификации

Е) накопление кремния в стеблях хвощей

 

1) газовая

2) концентрационная

3) окислительно-восстановительная

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

43.

Установите соответствие между организмами и их ролью в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМ   РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМАХ

А) лютик

Б) денитрифицирующая бактерия

В) повилика

Г) заяц

Д) дуб

Е) опёнок

 

1) продуценты

2) консументы

3) редуценты

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

44.

Установите соответствие между организмами и их ролью в экосистемах: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ОРГАНИЗМЫ   РОЛЬ В ЭКОСИСТЕМАХ

А) сосна

Б) подосиновик

В) навозный жук

Г) трутовый гриб

Д) мох

Е) волк

 

1) продуценты

2) консументы

3) редуценты

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

45.

Установите соответствие между характеристиками организмов и функциональными группами в экосистеме: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗМОВ   ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ

ГРУППЫ В ЭКОСИСТЕМЕ

А) возвращают свободный азот в атмосферу

Б) образуют первичную продукцию

В) образуют органические вещества

в результате хемосинтеза

Г) составляют второй трофический уровень

Д) минерализуют органические остатки

 

1) консументы

2) продуценты

3) редуценты

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГД