№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Основы экологии
1.

Дайте крат­кий ответ на вопрос:в чём про­яв­ля­ет­ся симбиоз гриба и во­до­рос­ли в лишайнике?

2.

Дайте крат­кий ответ на во­прос. Учёные уста­но­ви­ли, что хвой­ные де­ре­вья (ель, сосна) менее устой­чи­вы к за­гряз­не­нию воз­ду­ха про­мыш­лен­ны­ми га­за­ми, чем лист­вен­ные де­ре­вья. Объ­яс­ни­те, в чём при­чи­на этого яв­ле­ния.

3.

Какой тип биотических отношений устанавливается между большим пёстрым дятлом и малым пёстрым дятлом, обитающими в одной экосистеме хвойного леса? Объясните почему.

4.

Обыкновенная лисица регулирует численность лесных мышевидных грызунов. Как изменится состояние обитателей лесного биоценоза при полном истреблении или резком сокращении численности лисиц?

5.

По­че­му зер­но­яд­ные птицы в раз­ные пе­ри­о­ды жизни (рас­се­ле­ния, раз­мно­же­ния) могут за­ни­мать в пи­ще­вых цепях место кон­су­мен­тов I и II по­ряд­ков?

6.

Какие виды эко­ло­ги­че­ских фак­то­ров спо­соб­ству­ют ре­гу­ля­ции чис­лен­но­сти вол­ков в экосистеме? Ответ поясните.

7.

Ручьевая фо­рель живёт в воде с кон­цен­тра­ци­ей кис­ло­ро­да не менее 2 мг/л. При по­ни­же­нии его со­дер­жа­ния до 1,6 мг/л и мень­ше фо­рель гибнет. Объ­яс­ни­те при­чи­ну ги­бе­ли форели, ис­поль­зуя зна­ния о норме ре­ак­ции признака.

8.

Почему от­но­ше­ния гриба тру­то­ви­ка и берёзы счи­та­ют при­ме­ром паразитизма?

9.

Кровососущие на­се­ко­мые — обыч­ные оби­та­те­ли мно­гих биоценозов. Объясните, в каких слу­ча­ях они за­ни­ма­ют в пи­ще­вых цепях по­ло­же­ние кон­су­мен­тов II, III и даже IV порядков.

10.

При за­гряз­не­нии водоёмов от­хо­да­ми про­из­вод­ства в воду по­сту­па­ют со­еди­не­ния тяжёлых металлов, ко­то­рые на­кап­ли­ва­ют­ся в живых организмах. Объясните, в какой части пред­став­лен­ной пи­ще­вой цепи и по­че­му кон­цен­тра­ция этих ве­ществ до­стиг­нет мак­си­маль­но­го уровня. Фи­то­планк­тон → зоо­планк­тон → плот­ва → окунь → щука → ры­бо­яд­ная птица.

11.

На тро­пин­ках и рядом с ними в лесах и пар­ках люди вы­тап­ты­ва­ют землю. Объясните, к каким на­ру­ше­ни­ям в жизни оби­та­те­лей почвы при­во­дит ин­тен­сив­ное вы­тап­ты­ва­ние в ме­стах мас­со­во­го от­ды­ха людей.

12.

Одна самка луны-рыбы вымётывает до 300 мил­ли­о­нов икринок. Объясните, по­че­му численность этого вида не воз­рас­та­ет в водоёмах беспредельно.

13.

К каким изменениям в экосистеме леса может привести сокращение численности растительноядных млекопитающих?

14.

Почему при изменении условий среды из биоценоза в первую очередь исчезают малочисленные виды?

15.

Как изменится биогеоценоз озера при сокращении численности хищных рыб?

16.

Биосфера — глобальная экосистема, состоящая из большого числа более мелких систем. Каждая из них имеет определённый состав и структуру. Чем представлена структура экосистемы? Ответ обоснуйте.

17.

Для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений в специальных лабораториях разводят крошечных насекомых — трихограмм, которые откладывают свои яйца в яйца насекомых-вредителей. Как называется этот способ борьбы с вредителями культурных растений и какие преимущества он имеет по сравнению с другими способами борьбы?

18.

Как изменится скорость транспирации у подсолнечника в жаркий ветреный день, по сравнению с безветренной погодой (влаги в почве достаточно)? Ответ поясните.

19.

Установите последовательность передачи энергии организмами, обитающими на опушке леса, в пищевой цепи, используя все названные объекты: ястреб-перепелятник, дождевой червь, сойка, воробей, растительный опад.

Укажите к какому типу пищевых цепей относится данная цепь и как такие цепи использует человек.

20.

По­че­му боль­ным са­хар­ным диа­бе­том пре­па­рат ин­су­ли­на на­зна­ча­ют в виде инъ­ек­ций, а не в виде микс­ту­ры, таб­ле­ток или кап­сул?

21.

Для обнаружения местоположения определённого гена на хромосоме можно использовать метод гибридизации. При этом на препарат хромосом наносится раствор, содержащий фрагмент ДНК исследуемого гена, ковалентно связанный с молекулой, испускающей свечение в ультрафиолете (флуоресценция). Какой метод используется в данном случае? За счёт чего добавляемый фрагмент гена связывается с ДНК хромосомы на препарате?

22.

Лекарственный препарат нарушает целостность муреиновой клеточной стенки, таким образом разрушая клетки бактерий. Можно ли с помощью данного препарата вылечить грипп или амёбную дизентерию? Ответ поясните.

23.

Если поместить кожицу лука в раствор с высоким содержанием соли, то в микроскоп можно наблюдать отслоение протопласта от клеточной стенки. Эффект получил название плазмолиза. Объясните этот эффект.

24.

С помощью какого метода медицинский генетик способен распознать синдром Дауна? По каким признакам он это сделает?