№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Основы экологии
1.

Дайте крат­кий ответ на вопрос:в чём про­яв­ля­ет­ся симбиоз гриба и во­до­рос­ли в лишайнике?

2.

Дайте краткий ответ на вопрос. Учёные установили, что хвойные деревья (ель, сосна) менее устойчивы к загрязнению воздуха промышленными газами, чем лиственные деревья. Объясните, в чём причина этого явления.

3.

Какой тип биотических отношений устанавливается между большим пёстрым дятлом и малым пёстрым дятлом, обитающими в одной экосистеме хвойного леса? Объясните почему.

4.

Обыкновенная лисица регулирует численность лесных мышевидных грызунов. Как изменится состояние обитателей лесного биоценоза при полном истреблении или резком сокращении численности лисиц?

5.

Почему зерноядные птицы в разные периоды жизни (расселения, размножения) могут занимать в пищевых цепях место консументов I и II порядков?

6.

Какие виды эко­ло­ги­че­ских фак­то­ров спо­соб­ству­ют ре­гу­ля­ции чис­лен­но­сти вол­ков в экосистеме? Ответ поясните.

7.

Ручьевая фо­рель живёт в воде с кон­цен­тра­ци­ей кис­ло­ро­да не менее 2 мг/л. При по­ни­же­нии его со­дер­жа­ния до 1,6 мг/л и мень­ше фо­рель гибнет. Объ­яс­ни­те при­чи­ну ги­бе­ли форели, ис­поль­зуя зна­ния о норме ре­ак­ции признака.

8.

Почему от­но­ше­ния гриба тру­то­ви­ка и берёзы счи­та­ют при­ме­ром паразитизма?

9.

Кровососущие на­се­ко­мые — обыч­ные оби­та­те­ли мно­гих биоценозов. Объясните, в каких слу­ча­ях они за­ни­ма­ют в пи­ще­вых цепях по­ло­же­ние кон­су­мен­тов II, III и даже IV порядков.

10.

При за­гряз­не­нии водоёмов от­хо­да­ми про­из­вод­ства в воду по­сту­па­ют со­еди­не­ния тяжёлых металлов, ко­то­рые на­кап­ли­ва­ют­ся в живых организмах. Объясните, в какой части пред­став­лен­ной пи­ще­вой цепи и по­че­му кон­цен­тра­ция этих ве­ществ до­стиг­нет мак­си­маль­но­го уровня. Фи­то­планк­тон → зоо­планк­тон → плот­ва → окунь → щука → ры­бо­яд­ная птица.

11.

На тро­пин­ках и рядом с ними в лесах и пар­ках люди вы­тап­ты­ва­ют землю. Объясните, к каким на­ру­ше­ни­ям в жизни оби­та­те­лей почвы при­во­дит ин­тен­сив­ное вы­тап­ты­ва­ние в ме­стах мас­со­во­го от­ды­ха людей.

12.

Одна самка луны-рыбы вымётывает до 300 мил­ли­о­нов икринок. Объясните, по­че­му численность этого вида не воз­рас­та­ет в водоёмах беспредельно.

13.

К каким изменениям в экосистеме леса может привести сокращение численности растительноядных млекопитающих?

14.

Почему при изменении условий среды из биоценоза в первую очередь исчезают малочисленные виды?

15.

Как изменится биогеоценоз озера при сокращении численности хищных рыб?

16.

Биосфера — глобальная экосистема, состоящая из большого числа более мелких систем. Каждая из них имеет определённый состав и структуру. Чем представлена структура экосистемы? Ответ обоснуйте.

17.

Для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений в специальных лабораториях разводят крошечных насекомых — трихограмм, которые откладывают свои яйца в яйца насекомых-вредителей. Как называется этот способ борьбы с вредителями культурных растений и какие преимущества он имеет по сравнению с другими способами борьбы?

18.

Как изменится скорость транспирации у подсолнечника в жаркий ветреный день, по сравнению с безветренной погодой (влаги в почве достаточно)? Ответ поясните.

19.

Установите последовательность передачи энергии организмами, обитающими на опушке леса, в пищевой цепи, используя все названные объекты: ястреб-перепелятник, дождевой червь, сойка, воробей, растительный опад.

Укажите к какому типу пищевых цепей относится данная цепь и как такие цепи использует человек.

20.

Почему больным сахарным диабетом препарат инсулина назначают в виде инъекций, а не в виде микстуры, таблеток или капсул?

21.

Для обнаружения местоположения определённого гена на хромосоме можно использовать метод гибридизации. При этом на препарат хромосом наносится раствор, содержащий фрагмент ДНК исследуемого гена, ковалентно связанный с молекулой, испускающей свечение в ультрафиолете (флуоресценция). Какой метод используется в данном случае? За счёт чего добавляемый фрагмент гена связывается с ДНК хромосомы на препарате?

22.

Лекарственный препарат нарушает целостность муреиновой клеточной стенки, таким образом разрушая клетки бактерий. Можно ли с помощью данного препарата вылечить грипп или амёбную дизентерию? Ответ поясните.

23.

Если поместить кожицу лука в раствор с высоким содержанием соли, то в микроскоп можно наблюдать отслоение протопласта от клеточной стенки. Эффект получил название плазмолиза. Объясните этот эффект.

24.

С помощью какого метода медицинский генетик способен распознать синдром Дауна? По каким признакам он это сделает?