№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Общебиологические закономерности
1.

Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

2.

Дайте полный развёрнутый ответ на вопрос. Докажите на примере паразитических ленточных червей, что общая дегенерация является одним из способов достижения биологического прогресса.

3.

Как можно за­щи­тить уро­жай куль­тур­ных рас­те­ний от вре­ди­те­лей без ис­поль­зо­ва­ния ядо­хи­ми­ка­тов?

4.

К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трех изменений.

5.

К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трёх изменений.

6.

Почему в клетках человеческого организма необходимо постоянно синтезировать органические вещества? Укажите 4 причины.

7.

Назовите не менее четырёх функций воды в организме человека.

8.

Какой из отделов головного мозга человека претерпел наибольшие изменения в процессе эволюции, в чём заключаются эти изменения и как это отразилось на жизни и поведении человека?

9.

В чём состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений?

10.

Какова роль митохондрий в обмене веществ? Какая ткань — мышечная или соединительная — содержит больше митохондрий? Объясните почему.

11.

Самцы пав­ли­нов имеют длин­ный ярко окра­шен­ный хвост. Птицы, об­ла­да­ю­щие слиш­ком ко­рот­ким и туск­лым хво­сто­вым опе­ре­ни­ем или слиш­ком длин­ным и ярким, уни­что­жа­ют­ся есте­ствен­ным от­бо­ром. Чем это объ­яс­ня­ет­ся? Какая форма есте­ствен­но­го от­бо­ра про­яв­ля­ет­ся в этом слу­чае?

12.

В чём про­яв­ля­ет­ся сходство в стро­е­нии и функ­ци­ях хлоропластов и митохондрий? Ука­жи­те четыре признака.

13.

Какой из от­де­лов го­лов­но­го мозга че­ло­ве­ка пре­тер­пел наи­боль­шие из­ме­не­ния в про­цес­се эволюции, в чём за­клю­ча­ют­ся эти из­ме­не­ния и как это от­ра­зи­лось на жизни и по­ве­де­нии человека?

14.

Гры­зу­ны — самый круп­ный по числу видов и ши­ро­те рас­про­стра­не­ния отряд мле­ко­пи­та­ю­щих. Какие фак­то­ры обес­пе­чи­ва­ют про­цве­та­ние гры­зу­нов в при­ро­де? Ука­жи­те не менее трёх фак­то­ров.

15.

Какие про­цес­сы обеспечивают по­сто­ян­ство газового со­ста­ва атмосферы (кислорода, уг­ле­кис­ло­го газа, азота)? Назовите не менее трёх про­цес­сов и по­яс­ни­те их.

16.

Бла­го­да­ря каким осо­бен­но­стям бак­те­рии ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся в био­тех­но­ло­гии? На­зо­ви­те не менее трёх при­зна­ков.

17.

Дайте срав­ни­тель­ную ха­рак­те­ри­сти­ку про­цес­сам есте­ствен­но­го и ис­кус­ствен­но­го отбора

18.

Дайте срав­ни­тель­ную ха­рак­те­ри­сти­ку про­цес­сам есте­ствен­но­го и ис­кус­ствен­но­го отбора.

19.

Как осу­ществ­ля­ют­ся ды­ха­тель­ные дви­же­ния у че­ло­ве­ка при спо­кой­ных вдохе и выдохе? Ответ обоснуйте.

20.

Что про­ис­хо­дит с мяс­ной пищей в ро­то­вой полости, же­луд­ке и тон­кой кишке человека? Ука­жи­те не менее трёх фактов.

21.

Какие осо­бен­но­сти в стро­е­нии древ­них зем­но­вод­ных поз­во­ли­ли им осва­и­вать сушу как новую среду обитания? Ука­жи­те не менее четырёх особенностей.

22.

В 1724 г. английский исследователь Стефан Хейлз провёл эксперимент, в котором использовал ветки одного растения, одинаковые сосуды с водой и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в сосуды с равным количеством воды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Хейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменялся неодинаково.

Как изменился уровень воды в разных сосудах? Объясните причину. Сформулируйте закономерность, установленную С. Хейлзом.

23.

Ав­стра­лий­ский фи­зио­лог Отто Леви в 1921 г. об­ра­тил вни­ма­ние на сле­ду­ю­щий факт: при раз­дра­же­нии элек­три­че­ским током ве­точ­ки блуж­да­ю­ще­го нерва, под­хо­дя­ще­го к изо­ли­ро­ван­но­му серд­цу ля­гуш­ки, за­мед­ля­ет­ся ча­сто­та со­кра­ще­ний этого серд­ца. Леви вы­ка­чал кровь из же­лу­доч­ка серд­ца и пе­ре­нес её в изо­ли­ро­ван­ное серд­це дру­гой ля­гуш­ки.

Вто­рое серд­це также стало со­кра­щать­ся реже. Объ­яс­ни­те этот факт, при­ме­нив свои зна­ния о ме­ха­низ­мах про­ве­де­ния нерв­но­го им­пуль­са.

24.

Опишите работу зрительной сенсорной системы: прохождение светового луча в глазном яблоке, отображение изображения на сетчатке и формирование зрительного образа. Приведите четыре обоснования процессов.

25.

У китов много при­спо­соб­ле­ний для вод­ной среды, на­при­мер, об­те­ка­е­мая форма тела. На­зо­ви­те не менее 4-х до­ка­за­тельств по­че­му киты яв­ля­ют­ся вто­рич­но­вод­ны­ми жи­вот­ны­ми?

26.

В одну каплю воды поместили инфузорий, а другую оставили чистой; капли соединили узкой перемычкой. В каплю с инфузориями поместили кристалл с соли. Как изменится поведение инфузорий? Какое свойство живого при этом проявляется? Какой тип регуляции обеспечивает такое поведение инфузорий? Ответ поясните.

27.

Половину сосуда с эвгленами зелеными осветили, половину оставили в темноте. Как изменится поведение эвглен и почему? Какой тип реакции организма проявляется в данном опыте? Почему данный тип реакции нельзя назвать рефлексом? Ответ поясните.