№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Общебиологические закономерности
1.

Назовите не менее 3-х особенностей наземных растений, которые позволили им первыми освоить сушу. Ответ обоснуйте.

2.

Дайте полный развёрнутый ответ на вопрос. Докажите на примере паразитических ленточных червей, что общая дегенерация является одним из способов достижения биологического прогресса.

3.

Как можно за­щи­тить урожай куль­тур­ных рас­те­ний от вре­ди­те­лей без ис­поль­зо­ва­ния ядохимикатов?

4.

К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трех изменений.

5.

К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трёх изменений.

6.

Почему в клетках человеческого организма необходимо постоянно синтезировать органические вещества? Укажите 4 причины.

7.

Назовите возможные способы получения и использования энергии бактериями и кратко раскройте их биологический смысл.

8.

Назовите не менее четырёх функций воды в организме человека.

9.

Какой из отделов головного мозга человека претерпел наибольшие изменения в процессе эволюции, в чём заключаются эти изменения и как это отразилось на жизни и поведении человека?

10.

В чём состоит связь дыхания и фотосинтеза у растений?

11.

Какова роль митохондрий в обмене веществ? Какая ткань — мышечная или соединительная — содержит больше митохондрий? Объясните почему.

12.

Самцы пав­ли­нов имеют длин­ный ярко окра­шен­ный хвост. Птицы, об­ла­да­ю­щие слишком ко­рот­ким и туск­лым хвостовым опе­ре­ни­ем или слиш­ком длинным и ярким, уни­что­жа­ют­ся естественным отбором. Чем это объясняется? Какая форма есте­ствен­но­го отбора про­яв­ля­ет­ся в этом случае?

13.

В чём про­яв­ля­ет­ся сходство в стро­е­нии и функ­ци­ях хлоропластов и митохондрий? Ука­жи­те четыре признака.

14.

Какой из от­де­лов го­лов­но­го мозга че­ло­ве­ка пре­тер­пел наи­боль­шие из­ме­не­ния в про­цес­се эволюции, в чём за­клю­ча­ют­ся эти из­ме­не­ния и как это от­ра­зи­лось на жизни и по­ве­де­нии человека?

15.

Грызуны — самый круп­ный по числу видов и ши­ро­те рас­про­стра­не­ния отряд млекопитающих. Какие фак­то­ры обес­пе­чи­ва­ют про­цве­та­ние гры­зу­нов в природе? Ука­жи­те не менее трёх факторов.

16.

Какие про­цес­сы обеспечивают по­сто­ян­ство газового со­ста­ва атмосферы (кислорода, уг­ле­кис­ло­го газа, азота)? При­ве­ди­те не менее трёх про­цес­сов и по­яс­ни­те их.

17.

Благодаря каким осо­бен­но­стям бак­те­рии ши­ро­ко при­ме­ня­ют­ся в биотехнологии? На­зо­ви­те не менее трёх признаков.

18.

Дайте срав­ни­тель­ную ха­рак­те­ри­сти­ку про­цес­сам есте­ствен­но­го и ис­кус­ствен­но­го отбора

19.

Дайте срав­ни­тель­ную ха­рак­те­ри­сти­ку про­цес­сам есте­ствен­но­го и ис­кус­ствен­но­го отбора.

20.

Как осу­ществ­ля­ют­ся ды­ха­тель­ные дви­же­ния у че­ло­ве­ка при спо­кой­ных вдохе и выдохе? Ответ обоснуйте.

21.

Что про­ис­хо­дит с мяс­ной пищей в ро­то­вой полости, же­луд­ке и тон­кой кишке человека? Ука­жи­те не менее трёх фактов.

22.

Какие осо­бен­но­сти в стро­е­нии древ­них зем­но­вод­ных поз­во­ли­ли им осва­и­вать сушу как новую среду обитания? Ука­жи­те не менее четырёх особенностей.

23.

В 1724 г. английский исследователь Стефан Хейлз провёл эксперимент, в котором использовал ветки одного растения, одинаковые сосуды с водой и измерительный инструмент – линейку. Он удалил с веток разное количество листьев и поместил ветки в сосуды с равным количеством воды, а затем постоянно измерял уровень воды. Через некоторое время С. Хейлз обнаружил, что уровень воды в разных сосудах изменялся неодинаково.

Как изменился уровень воды в разных сосудах? Объясните причину. Сформулируйте закономерность, установленную С. Хейлзом.

24.

Австралийский физиолог Отто Леви в 1921 г. обратил внимание на следующий факт: при раздражении электрическим током веточки блуждающего нерва, подходящего к изолированному сердцу лягушки, замедляется частота сокращений этого сердца. Леви выкачал кровь из желудочка сердца и перенес её в изолированное сердце другой лягушки.

Второе сердце также стало сокращаться реже. Объясните этот факт, применив свои знания о механизмах проведения нервного импульса.

25.

Опишите работу зрительной сенсорной системы: прохождение светового луча в глазном яблоке, отображение изображения на сетчатке и формирование зрительного образа. Приведите четыре обоснования процессов.

26.

У китов много приспособлений для водной среды, например, обтекаемая форма тела. Назовите не менее 4-х доказательств почему киты являются вторичноводными животными?

27.

В одну каплю воды поместили инфузорий, а другую оставили чистой; капли соединили узкой перемычкой. В каплю с инфузориями поместили кристалл с соли. Как изменится поведение инфузорий? Какое свойство живого при этом проявляется? Какой тип регуляции обеспечивает такое поведение инфузорий? Ответ поясните.

28.

Половину сосуда с эвгленами зелеными осветили, половину оставили в темноте. Как изменится повдение эвглен и почему? Какой тип реакции организма проявляется в данном опыте? Почему данный тип реакции нельщя назвать рефлексом? Ответ поясните.