№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Основы эволюционного учения
1.

Ука­жи­те осо­бен­но­сти мо­ди­фи­ка­ци­он­ной из­мен­чи­во­сти.

 

1) воз­ни­ка­ет вне­зап­но

2) про­яв­ля­ет­ся у от­дель­ных осо­бей вида

3) из­ме­не­ния обу­слов­ле­ны нор­мой ре­ак­ции

4) про­яв­ля­ет­ся сход­но у всех осо­бей вида

5) носит адап­тив­ный ха­рак­тер

6) пе­ре­даётся потом­ству

2.

Примерами ароморфозов являются:

 

1) внутреннее оплодотворение

2) четырехкамерное сердце

3) трехслойный зародыш

4) сильное опушение листьев

5) форма клюва вьюрков

6) короткий срок вегетации растений

3.

Вы­бе­ри­те три идио­адап­та­ции.

 

1) лег­кие, со­сто­я­щие из аль­ве­ол, у мле­ко­пи­та­ю­щих

2) от­сут­ствие гу­сто­го шерст­но­го по­кро­ва у слона

3) раз­ви­тие пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы у плос­ких чер­вей

4) раз­ви­тие кро­ве­нос­ной си­сте­мы у коль­ча­тых чер­вей

5) на­ли­чие длин­ных ты­чи­ноч­ных нитей у зла­ков

6) раз­ви­тие ко­лю­ще-со­су­ще­го ро­то­во­го ап­па­ра­та у ко­ма­ров

4.

Результатом эво­лю­ции является

 

1) по­яв­ле­ние новых за­су­хо­устой­чи­вых сор­тов растений

2) воз­ник­но­ве­ние новых видов в из­ме­нив­ших­ся усло­ви­ях среды

3) вы­ве­де­ние вы­со­ко­про­дук­тив­ных пород круп­но­го ро­га­то­го скота

4) фор­ми­ро­ва­ние новых при­спо­соб­ле­ний к жизни в из­ме­нив­ших­ся условиях

5) со­хра­не­ние ста­рых видов в ста­биль­ных усло­ви­ях оби­та­ния

6) по­лу­че­ние вы­со­ко­про­дук­тив­ных брой­лер­ных кур

5.

Вы­бе­ри­те три аро­мор­фо­за.

 

1) воз­ник­но­ве­ние теп­ло­кров­но­сти у по­зво­ноч­ных

2) раз­ви­тие трех­ка­мер­но­го серд­ца у зем­но­вод­ных

3) фор­ми­ро­ва­ние тор­пе­до­об­раз­но­го тела у акул

4) раз­ви­тие ор­га­низ­ма внут­ри матки

5) по­яв­ле­ние рогов у ко­пыт­ных

6) фор­ми­ро­ва­ние кры­льев у ле­ту­чих мышей

6.

Рудиментами у че­ло­ве­ка являются:

 

1) на­ли­чие хвоста

2) аппендикс

3) коп­чи­ко­вая кость

4) гу­стой во­ло­ся­ной по­кров на теле

5) многососковость

6) склад­ка ми­га­тель­ной перепонки

7.

К палеонтологическим доказательствам эволюции относят

 

1) остаток третьего века у человека

2) отпечатки растений на пластах каменного угля

3) окаменевшие остатки папоротников

4) рождение людей с густым волосяным покровом на теле

5) копчик в скелете человека

6) филогенетический ряд лошади

8.

Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам?

 

1) развитие семян у голосеменных растений

2) развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания

3) образование сочной мякоти в плодах бешеного огурца

4) выделение душистым табаком пахучих веществ

5) двойное оплодотворение у цветковых растений

6) появление у растений механических тканей

9.

Проявлением ата­виз­ма считают раз­ви­тие у человека:

 

1) зубов мудрости

2) хво­сто­во­го отдела

3) многососковости

4) ми­ми­че­ской мускулатуры

5) гу­сто­го волосяного по­кро­ва на теле

6) кисти руки

10.

Искусственный отбор в отличие от естественного:

 

1) проводится человеком целенаправленно

2) осуществляется природными экологическими факторами

3) проводится среди особей сорта, породы

4) происходит среди особей природных популяций

5) завершается получением новых культурных форм

6) завершается возникновением новых видов

11.

Выберите несколько ответов из шести. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

 

1) развитие придаточных корней после окучивания у картофеля

2) превращение части листочков листа гороха в усики

3) появление многоклеточности у водорослей

4) появление цветков у покрытосеменных

5) развитие механической ткани у подорожника

6) образование хлорофилла

12.

Выберите положения, относящиеся к синтетической теории эволюции. Ответ запишите цифрами без пробелов.

 

1) элементарной единицей эволюции является популяция

2) влияние внешней среды направлено на развитие полезных признаков

3) естественный отбор — главная причина видообразования и развития адаптаций

4) материалом для эволюции служит модификационная изменчивость

5) элементарной единицей эволюции является вид

6) материалом для эволюции служит мутационная и комбинационная изменчивость

13.

Ука­жи­те про­цес­сы, от­но­ся­щи­е­ся к мик­ро­э­во­лю­ции.

 

1) воз­ник­но­ве­ние му­та­ций и ре­ком­би­на­ций

2) аро­мор­фоз

3) обмен ге­на­ми между по­пу­ля­ци­я­ми

4) био­ло­ги­че­ский ре­гресс

5) идио­адап­та­ция

6) ко­ле­ба­ния чис­лен­но­сти по­пу­ля­ций

14.

Вы­бе­ри­те по­ло­же­ния син­те­ти­че­ской тео­рии эво­лю­ции.

 

1) еди­ни­ца эво­лю­ции — по­пу­ля­ция

2) еди­ни­ца эво­лю­ции — вид

3) фак­то­ры эво­лю­ции — му­та­ци­он­ная из­мен­чи­вость, дрейф генов, по­пу­ля­ци­он­ные волны

4) фак­то­ры эво­лю­ции — на­след­ствен­ность, из­мен­чи­вость, борь­ба за су­ще­ство­ва­ние

5) формы есте­ствен­но­го от­бо­ра — дви­жу­щий и по­ло­вой

6) формы есте­ствен­но­го от­бо­ра — дви­жу­щий, ста­би­ли­зи­ру­ю­щий, диз­руп­тив­ный

15.

Вы­бе­ри­те при­ме­ры идио­адап­та­ций.

 

1) по­кро­ви­тель­ствен­ная окрас­ка жи­вот­ных

2) ви­до­из­ме­не­ния ве­ге­та­тив­ных ор­га­нов рас­те­ний

3) ис­чез­но­ве­ние пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы у чер­вей

4) воз­ник­но­ве­ние эу­ка­ри­о­ти­че­ской клет­ки

5) по­яв­ле­ние теп­ло­кров­но­сти у птиц

6) со­от­вет­ствие раз­ме­ров тела на­се­ко­мых — опы­ли­те­лей стро­е­нию цвет­ков

16.

Укажите примеры ароморфозов.

 

1) возникновение постоянной температуры тела

2) появление цветка и семян

3) приспособленность некоторых растений к определённым опылителям

4) утрата зрения у кротов в связи с образом жизни

5) возникновение длинных корней у верблюжьей колючки

6) появление второго круга кровообращения

17.

Ука­жи­те со­ци­аль­ные фак­то­ры ан­тро­по­ге­не­за.

 

1) спо­соб­ность к вы­ра­бот­ке услов­ных ре­флек­сов

2) твор­че­ство

3) из­го­тов­ле­ние ору­дий труда для про­из­вод­ства ору­дий труда

4) до­бы­ва­ние и со­хра­не­ние огня

5) услож­не­ние нерв­ной си­сте­мы

6) пря­мо­хож­де­ние

18.

Выберите примеры идиоадаптаций.

 

1) сходство мухи-журчалки с пчелой

2) второй круг кровообращения у жабы

3) теплокровность у голубя

4) длинный корень верблюжьей колючки

5) диафрагма у волка

6) обтекаемая форма тела пингвина

19.

Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

 

1) листья-иголки у хвойных

2) млечные железы у млекопитающих

3) корнеплоды у свёклы

4) половое размножение

5) ткани у растений

6) стебель соломина у злаков

20.

У паразитических плоских червей, в отличие от свободноживущих, в процессе эволюции сформировались

 

1) защитные оболочки, на которые не действует пищеварительный сок

2) покровы с ресничками

3) органы прикрепления

4) органы осязания и зрения

5) нервная, пищеварительная, выделительная системы

6) большая плодовитость и сложный цикл развития

21.

К чему привели идиоадаптации в классе Птицы?

 

1) общему подъёму организации

2) увеличению числа популяций и видов

3) широкому распространению

4) упрощению организации

5) возникновению частных приспособлений к условиям среды

6) понижению плодовитости

22.

Какие утверждения относят к теории Ч. Дарвина?

 

1) Внутри вида расхождение признаков приводит к видообразованию.

2) Вид неоднороден и представлен множеством популяций.

3) Естественный отбор — направляющий фактор эволюции.

4) При создании сортов и пород направляющим фактором служит искусственный отбор.

5) Внутреннее стремление к совершенству — фактор эволюции.

6) Популяция — это единица эволюции.

23.

Стабилизирующая форма естественного отбора проявляется в

 

1) постоянных условиях среды

2) изменении средней нормы реакции

3) сохранении приспособленных особей в исходной среде обитания

4) выбраковывании особей с отклонением от нормы

5) сохранении особей с мутациями

6) сохранении особи с новыми фенотипами

24.

Какие факторы являются движущими силами эволюции?

 

1) модификационная изменчивость

2) мутационный процесс

3) естественный отбор

4) приспособленность организмов к среде обитания

5) популяционные волны

6) абиотические факторы среды

25.

Какие из ни­же­пе­ре­чис­лен­ных при­ме­ров ха­рак­те­ри­зу­ют дви­жу­щую форму есте­ствен­но­го отбора?

 

1) воз­рас­та­ние чис­лен­но­сти тёмных ба­бо­чек в про­мыш­лен­ных рай­о­нах по срав­не­нию со светлыми

2) по­яв­ле­ние устой­чи­во­сти у жи­вот­ных к ядохимикатам

3) по­сто­ян­ство раз­ме­ров и формы цвет­ка у на­се­ко­мо­опы­ля­е­мых растений

4) умень­ше­ние раз­ме­ров крабов, оби­та­ю­щих в мут­ной воде

5) уплощённое в спинно-брюшном на­прав­ле­нии тело камбалы

6) со­хра­не­ние до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни кистепёрой рыбы латимерии

26.

Вы­бе­ри­те при­ме­ры дей­ствия дви­жу­щей формы есте­ствен­но­го от­бо­ра.

 

1) Ба­боч­ки с тёмной окрас­кой вы­тес­ня­ют ба­бо­чек со свет­лой окрас­кой.

2) В озере по­яв­ля­ют­ся му­тант­ные формы рыб, ко­то­рые сразу съе­да­ют­ся хищ­ни­ка­ми.

3) Отбор на­прав­лен на со­хра­не­ние птиц со сред­ней пло­до­ви­то­стью.

4) У ло­ша­дей по­сте­пен­но пя­ти­па­лая ко­неч­ность за­ме­ня­ет­ся од­но­па­лой.

5) Детёныши жи­вот­ных, ро­див­ши­е­ся преж­де­вре­мен­но, по­ги­ба­ют от не­до­стат­ка еды.

6) Среди ко­ло­нии бак­те­рий по­яв­ля­ют­ся клет­ки, устой­чи­вые к ан­ти­био­ти­кам.

27.

Вы­бе­ри­те при­ме­ры ста­би­ли­зи­ру­ю­щей формы есте­ствен­но­го от­бо­ра.

 

1) Ба­боч­ки с тёмной окрас­кой вы­тес­ня­ют ба­бо­чек со свет­лой окрас­кой.

2) В озере по­яв­ля­ют­ся му­тант­ные формы рыб, ко­то­рые сразу съе­да­ют­ся хищ­ни­ка­ми.

3) Отбор на­прав­лен на со­хра­не­ние птиц со сред­ней пло­до­ви­то­стью.

4) У ло­ша­дей по­сте­пен­но пя­ти­па­лая ко­неч­ность за­ме­ня­ет­ся од­но­па­лой.

5) По­том­ки жи­вот­ных, ро­див­ши­е­ся преж­де­вре­мен­но, по­ги­ба­ют от не­до­стат­ка еды.

6) Среди ко­ло­нии бак­те­рий по­яв­ля­ют­ся клет­ки, устой­чи­вые к ан­ти­био­ти­кам.

28.

Вы­бе­ри­те при­ме­ры дей­ствия дви­жу­щей формы есте­ствен­но­го от­бо­ра.

 

1) Ба­боч­ки с тёмной окрас­кой вы­тес­ня­ют ба­бо­чек со свет­лой окрас­кой.

2) В озере по­яв­ля­ют­ся му­тант­ные формы рыб, ко­то­рые сразу съе­да­ют­ся хищ­ни­ка­ми.

3) Отбор на­прав­лен на со­хра­не­ние птиц со сред­ней пло­до­ви­то­стью.

4) У ло­ша­дей по­сте­пен­но пя­ти­па­лая ко­неч­ность за­ме­ня­ет­ся од­но­па­лой.

5) Детёныши жи­вот­ных, ро­див­ши­е­ся преж­де­вре­мен­но, по­ги­ба­ют от не­до­стат­ка еды.

6) Среди ко­ло­нии бак­те­рий по­яв­ля­ют­ся клет­ки, устой­чи­вые к ан­ти­био­ти­кам.

29.

Укажите признаки, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие дви­жу­щую форму есте­ствен­но­го отбора.

 

1) обес­пе­чи­ва­ет по­яв­ле­ние но­во­го вида

2) про­яв­ля­ет­ся в ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях среды

3) со­вер­шен­ству­ет­ся при­спо­соб­лен­ность осо­бей к ис­ход­ной среде

4) вы­бра­ко­вы­ва­ют­ся особи с от­кло­не­ни­ем от нормы

5) воз­рас­та­ет чис­лен­ность осо­бей со сред­ним зна­че­ни­ем признака

6) со­хра­ня­ют­ся особи с но­вы­ми признаками

30.

Выберите пред­ста­ви­те­лей фауны палеозоя.

 

1) бес­че­люст­ные рыбы

2) че­ло­ве­ко­об­раз­ные обезьяны

3) птицы

4) стегоцефалы

5) тираннозавры

6) пер­вые пресмыкающиеся

31.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к при­спо­соб­ле­ни­ям реп­ти­лий к жизни на суше?

 

1) лёгочное дыхание

2) сухая, не ис­па­ря­ю­щая влагу кожа

3) на­ли­чие ге­мо­гло­би­на в крови

4) рас­по­ло­жен­ные по бокам го­ло­вы глаза

5) при­спо­соб­лен­ные к ходь­бе конечности

6) на­ли­чие длин­но­го хвоста

32.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к при­спо­соб­ле­ни­ям птиц для полёта?

 

1) раз­мно­же­ние с по­мо­щью яиц

2) тон­кие кости

3) от­сут­ствие зубов

4) рас­по­ло­жен­ные по бокам го­ло­вы глаза

5) видоизменённые пе­ред­ние конечности

6) на­ли­чие ге­мо­гло­би­на в крови

33.

В ре­зуль­та­те идио­адап­та­ций появилась(-лись)

 

1) спо­соб­ность к смене окрас­ки ха­ме­лео­на при опасности

2) хло­ро­пла­сты и фотосинтез

3) ткани растений

4) ядо­ви­тые же­ле­зы змей

5) ласты кита

6) пер­вич­ная и вто­рич­ная по­ло­сти тела у червей

34.

Выберите примеры, от­но­ся­щи­е­ся к ароморфозам.

 

1) смена окрас­ки ха­ме­лео­на при опасности

2) воз­ник­но­ве­ние по­ло­во­го процесса

3) воз­ник­но­ве­ние двух кру­гов кровообращения

4) ядо­ви­тые же­ле­зы змей

5) ласты кита

6) по­яв­ле­ние по­ло­сти тела у червей

35.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сят к фак­то­рам эволюции?

 

1) конъюгацию

2) изоляцию

3) видообразование

4) му­та­ци­он­ный процесс

5) есте­ствен­ный отбор

6) общую дегенерацию

36.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го яв­ля­ет­ся при­ме­ром идио­адап­та­ции ор­га­низ­мов в природе?

 

1) дву­сто­рон­няя сим­мет­рия тела у плос­ких червей

2) четырёхкамерное серд­це у млекопитающих

3) плос­кая форма тела у дон­ных рыб

4) кож­ное ды­ха­ние у земноводных

5) се­ме­на с па­ра­шю­ти­ка­ми у цвет­ко­вых растений

6) на­ли­чие ще­ти­нок у коль­ча­тых червей

37.

Близкородственные, но не скре­щи­ва­ю­щи­е­ся между собой виды птиц будут отличаться, ско­рее всего, по

 

1) пес­ням сам­цов и брач­ным ритуалам

2) раз­ме­рам и массе тела

3) видам корма и ме­стам гнездования

4) окрас­ке самок

5) ко­ли­че­ству и форме хромосом

6) плодовитости

38.

Выберите три фак­то­ра эво­лю­ци­он­но­го процесса, дей­ствие ко­то­рых ведёт к видообразованию.

 

1) изоляция

2) био­ло­ги­че­ский регресс

3) мо­ди­фи­ка­ци­он­ная изменчивость

4) на­след­ствен­ная изменчивость

5) вы­со­кая пло­до­ви­тость особи

6) есте­ствен­ный отбор

39.

Укажите при­ме­ры идиоадаптаций

 

1) ро­ю­щие лапы крота

2) длин­ный язык муравьеда

3) утра­та пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы цепнями

4) по­яв­ле­ние цвет­ка у покрытосеменных

5) воз­ник­но­ве­ние речи у человека

6) ме­ня­ю­ща­я­ся окрас­ка хамелеона

40.

Укажите при­ме­ры дегенерации

 

1) от­сут­ствие пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­мы у бы­чье­го цепня

2) си­дя­чий образ жизни асцидий

3) мно­го­сос­ко­вость у человека

4) при­ми­тив­ная нерв­ная си­сте­ма у кишечнополостных

5) плохо раз­ви­тые глаза у крота

6) двух­слой­ное стро­е­ние тела медуз

41.

Укажите признаки, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие дви­жу­щую форму есте­ствен­но­го отбора.

 

1) Она спо­соб­ству­ет по­яв­ле­нию но­во­го вида.

2) Она про­яв­ля­ет­ся в ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях среды.

3) Со­вер­шен­ству­ет­ся при­спо­соб­лен­ность осо­бей к ис­ход­ной среде.

4) Вы­бра­ко­вы­ва­ют­ся особи с от­кло­не­ни­ем от нормы.

5) Воз­рас­та­ет чис­лен­ность осо­бей со сред­ним зна­че­ни­ем признака.

6) Со­хра­ня­ют­ся особи с но­вы­ми признаками.

42.

В со­от­вет­ствии с СТЭ (синтетической тео­ри­ей эволюции) к дви­жу­щим силам эво­лю­ции относят (запишите в ответ цифры в порядке возрастания)

 

1) изо­ля­цию

2) при­спо­соб­лен­ность ор­га­низ­мов к среде

3) мно­го­об­ра­зие видов

4) му­та­ци­он­ную изменчивость

5) есте­ствен­ный отбор

6) био­ло­ги­че­ский прогресс

43.

Ука­жи­те при­ме­ры аро­мор­фо­зов у рас­те­ний и жи­вот­ных. За­пи­ши­те в ответ цифры в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) раз­ви­тие семян у го­ло­се­мен­ных рас­те­ний

2) по­яв­ле­ние яйца с ко­жи­стой обо­лоч­кой у пре­смы­ка­ю­щих­ся

3) по­яв­ле­ние са­мо­рас­кры­ва­ю­щих­ся пло­дов у не­ко­то­рых рас­те­ний

4) по­яв­ле­ние рогов у оле­ней и лосей

5) двой­ное опло­до­тво­ре­ние у цвет­ко­вых рас­те­ний

6) по­яв­ле­ние ко­пы­та у не­пар­но­ко­пыт­ных жи­вот­ных

44.

Какие из­ме­не­ния в про­цес­се эво­лю­ции зна­чи­тель­но по­вы­си­ли уро­вень ор­га­ни­за­ции растений? Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.

 

1) появление про­во­дя­щих тканей

2) видоизменения листьев

3) возникновение моч­ко­ва­той кор­не­вой системы

4) появление се­мен­но­го размножения

5) возникновение цветка

6) возникновение очерёдного ли­сто­рас­по­ло­же­ния

45.

Укажите ха­рак­тер­ные при­зна­ки био­ло­ги­че­ско­го прогресса. Запишите в ответ цифры в порядке возрастания.

 

1) увеличение чис­лен­но­сти вида

2) расширение аре­а­ла вида

3) появление над­ви­до­вых си­сте­ма­ти­че­ских групп

4) большое ко­ли­че­ство му­та­ций в популяции

5) множество мо­ди­фи­ка­ци­он­ных из­ме­не­ний у осо­бей популяции

6) снижение плот­но­сти популяции

46.

Выберите утверждения, от­но­ся­щи­е­ся к син­те­ти­че­ской тео­рии эволюции.

 

1) Мик­ро­э­во­лю­ция — процесс, про­ис­хо­дя­щий в популяциях.

2) Между ор­га­низ­ма­ми про­ис­хо­дит борь­ба за существование.

3) Дви­жу­щи­ми си­ла­ми эво­лю­ции яв­ля­ют­ся неопределённая изменчивость, есте­ствен­ный отбор, борь­ба за существование.

4) Ос­нов­ны­ми эво­лю­ци­он­ны­ми на­прав­ле­ни­я­ми являются: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

5) Определённая из­мен­чи­вость не яв­ля­ет­ся наследственной.

6) Вид со­сто­ит из популяций.

47.

Какие фак­то­ры вли­я­ют на видообразование?

 

1) мо­ди­фи­ка­ци­он­ные изменения

2) есте­ствен­ный отбор

3) изоляция

4) мутации

5) конвергенция

6) воз­раст­ной со­став популяции

48.

Вы­бе­ри­те по­ло­же­ния, под­твер­жда­ю­щие, что по­пу­ля­ция яв­ля­ет­ся «еди­ни­цей эво­лю­ции».

 

1) му­та­ци­он­ный про­цесс на­чи­на­ет­ся в по­пу­ля­ции

2) сво­бод­ное скре­щи­ва­ние воз­мож­но толь­ко в не­изо­ли­ро­ван­ных по­пу­ля­ци­ях

3) раз­ные по­пу­ля­ции об­ла­да­ют раз­ны­ми ге­но­фон­да­ми

4) вид не может быть еди­ни­цей эво­лю­ции, так как его ареал, как пра­ви­ло, разо­рван на со­став­ные части

5) раз­ли­чия между ви­да­ми такие же, как раз­ли­чия между изо­ли­ро­ван­ны­ми по­пу­ля­ци­я­ми од­но­го вида

6) изо­ли­ро­ван­ная от дру­гих по­пу­ля­ция не под­вер­же­на дей­ствию есте­ствен­но­го от­бо­ра

49.

Выберите признаки, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие есте­ствен­ный отбор как дви­жу­щую силу эволюции.

 

1) ис­точ­ник эво­лю­ци­он­но­го материала

2) обес­пе­чи­ва­ет ре­зерв на­след­ствен­ной изменчивости

3) объ­ек­том яв­ля­ет­ся фе­но­тип особи

4) обес­пе­чи­ва­ет се­лек­цию генотипов

5) фак­тор на­прав­лен­но­го действия

6) фак­тор слу­чай­но­го действия

50.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных при­ме­ров от­но­сят к ароморфозам?

 

1) на­ли­чие за­це­пок у пло­дов репейника

2) об­ра­зо­ва­ние пло­дов у по­кры­то­се­мен­ных растений

3) об­ра­зо­ва­ние клуб­ней у картофеля

4) об­ра­зо­ва­ние кор­не­пло­дов у моркови

5) раз­ви­тие про­во­дя­щей ткани у растений

6) воз­ник­но­ве­ние фотосинтеза

51.

Что из пе­ре­чис­лен­но­го считается па­ле­он­то­ло­ги­че­ски­ми доказательствами эволюции? Вы­бе­ри­те три вер­ных ответа из шести и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) скелет археоптерикса

2) окаменевшие остат­ки древних моллюсков

3) схожесть эм­бри­о­нов позвоночных жи­вот­ных на ран­них стадиях, развития

4) отпечатки па­по­рот­ни­ков в пла­стах угля

5) схожесть стро­е­ния клеток эу­ка­ри­о­ти­че­ских организмов

6) общий план стро­е­ния всех по­зво­ноч­ных животных

52.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?

 

1) наличие млечных желез у млекопитающих

2) образование корнеплода у моркови

3) возникновение полового процесса у организмов

4) возникновение процесса фотосинтеза

5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

6) наличие плавательных перепонок конечностей у водоплавающих птиц.

53.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. Примером общей дегенерации служит

 

1) редукция органов чувств у ленточных червей

2) редукция задних конечностей у кита

3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

4) отсутствие конечностей у змеи

5) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня

6) потеря страусом способности к полёту

54.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицы цифры, под которыми они указаны. К процессам, приводящим к образованию новых видов в природе, относят:

 

1) митотическое деление клеток

2) скачкообразный мутационный процесс

3) модификационную изменчивость

4) географическую изоляцию

5) бесполое размножение особей.

6) естественный отбор

55.

Про­чи­тай­те текст. Вы­бе­ри­те три вер­ных утвер­жде­ния. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

(1) Не­ан­дер­та­лец — древ­ний че­ло­век, ис­ко­па­е­мые остан­ки ко­то­ро­го были об­на­ру­же­ны в до­ли­не Не­ан­дер­таль в Гер­ма­нии. (2) Жили не­ан­дер­таль­цы в пе­ще­рах, охота ве­лась кол­лек­тив­но с ис­поль­зо­ва­ни­ем ко­стя­ных ору­дий. (3) Череп не­ан­дер­таль­цев имел мощ­ный над­глаз­нич­ный валик, лоб был низ­ким, лицо ску­ла­стым. (4) Не­ан­дер­таль­цы — самые близ­кие пред­ки че­ло­ве­ко­об­раз­ных обе­зьян. (5) Не­мно­го­чис­лен­ные ветви не­ан­дер­таль­цев со­хра­ни­лись до се­го­дняш­не­го дня в Аф­ри­ке.

56.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Какие примеры иллюстрируют достижение биологического прогресса у растений путём ароморфозов?

 

1) наличие двойного оплодотворения

2) образование корней у папоротниковидных

3) снижение испарения путём образования воскового налёта на листьях

4) усиление опушённости листьев у покрытосеменных растений

5) образование плодов с семенами у покрытосеменных растений

6) сокращение срока вегетации у растений, произрастающих в суровом климате

57.

Про­чи­тай­те текст. Вы­бе­ри­те три пред­ло­же­ния, в ко­то­рых даны опи­са­ния общей де­ге­не­ра­ции. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны

 

(1)Упро­ще­ние ор­га­ни­за­ции и об­ра­за жизни ор­га­низ­мов, со­про­вож­да­ю­ще­е­ся утра­той ряда ор­га­нов или си­стем ор­га­нов, – один из путей до­сти­же­ния био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са. (2)Гель­мин­ты пе­ре­шли к па­ра­зи­ти­че­ско­му об­ра­зу жизни, силь­но упро­стив свою ор­га­ни­за­цию. (3)Они от­ли­ча­ют­ся вы­со­кой пло­до­ви­то­стью, слож­ны­ми цик­ла­ми раз­ви­тия и раз­но­об­раз­ны­ми при­спо­соб­ле­ни­я­ми к среде оби­та­ния. (4)У па­ра­зи­ти­че­ско­го рас­те­ния по­ви­ли­ки в про­цес­се эво­лю­ции утра­ти­лась спо­соб­ность к фо­то­син­те­зу в связи с от­сут­стви­ем нор­маль­ных ли­стьев и кор­ней. (5)У змей про­изо­шла ре­дук­ция ко­неч­но­стей, а у крота – ре­дук­ция ор­га­нов зре­ния. (6)Ре­дук­ция ор­га­нов свя­за­на с му­та­ци­я­ми, ко­то­рые за­креп­ля­ют­ся в по­ко­ле­ни­ях и рас­про­стра­ня­ют­ся в по­пу­ля­ции.

58.

Про­чи­тай­те текст. Вы­бе­ри­те три пред­ло­же­ния, в ко­то­рых даны опи­са­ния мор­фо­ло­ги­че­ско­го кри­те­рия вида Ви­но­град куль­тур­ный. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

(1)Ви­но­град куль­тур­ный растёт в уме­рен­ных и суб­тро­пи­че­ских ре­ги­о­нах, ши­ро­ко куль­ти­ви­ру­ет­ся во мно­гих стра­нах всех кон­ти­нен­тов. (2)Вы­ра­щи­ва­ют ви­но­град обыч­но на шпа­ле­ре. (3)Учёными уста­нов­ле­но, что его сорта про­изо­шли от ди­ко­рас­ту­ще­го ев­ро­ази­ат­ско­го вида — Ви­но­гра­да лес­но­го, ко­то­рый про­из­рас­та­ет по всему се­вер­но­му по­бе­ре­жью Сре­ди­зем­но­го моря и далее на во­сток до юж­но­го по­бе­ре­жья Кас­пия.

(4)Цвет­ки ви­но­гра­да мел­кие, со­бра­ны в со­цве­тия слож­ная кисть или метёлка. (5)Плоды — ша­ро­вид­ные или яй­це­вид­ные ягоды, со­бран­ные в более или менее рых­лые, редко плот­ные, гроз­ди. (6)Окрас­ка ягод силь­но ва­рьи­ру­ет в за­ви­си­мо­сти от сорта.

59.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида пресноводная гидра. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1)Гидры – род пресноводных сидячих кишечнополостных из класса гидроидных. (2)Представители обитают в стоячих водоёмах и реках с медленным течением, прикрепляясь к водным растениям или грунту. (3)Длина тела гидры составляет 1–20 мм, иногда несколько более, это одиночный малоподвижный полип. (4)Пищеварительно-мускульные клетки энтодермы могут захватывать частицы пищи и формировать пищеварительные вакуоли.

(5)Железистые клетки энтодермы выделяют в полость кишки пищеварительные ферменты, расщепляющие пищу. (6)Стрекательные клетки эктодермы имеют капсулу, заполненную ядовитым веществом.

60.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1)Самый многочисленный класс беспозвоночных животных — Насекомые. (2)В процессе эволюции они приобрели частные приспособления к различным условиям обитания без изменения своего уровня организации. (3)У насекомых существуют разнообразные типы окраски, различные формы тела и конечностей. (4)Появление хитинового покрова и хорошо развитая нервная система и органы чувств помогли насекомым широко расселиться на Земле. (5)Разнообразные ротовые аппараты способствовали их закреплению в различных экологических нишах в зависимости от пищевой специализации. (6) Развитие трахейной системы обеспечивает дыхание атмосферым кислородом.

61.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1)В процессе эволюции у млекопитающих произошли крупные, принципиально новые изменения в строении организма, существенно повышающие общий уровень их организации. (2)Четырёхкамерное сердце и теплокровность, хорошо развитые отделы головного мозга позволили млекопитающим, как и птицам, расселиться повсеместно на земном шаре. (3)У ластоногих сформировались видоизменённые в ласты конечности, носовые отверстия открываются только при вдохе и выдохе. (4)Альвеолярные лёгкие млекопитающих способствуют обогащению крови кислородом и вырабатыванию большого количества энергии, необходимой для активной жизни. (5)Иногда в процессе эволюции может появиться крайняя степень приспособленности организма к очень ограниченным условиям обитания – специализация. (6)Например, сумчатое животное коала питается только листьями нескольких видов эвкалиптов.

62.

Про­чи­тай­те текст. Вы­бе­ри­те три пред­ло­же­ния, в ко­то­рых даны опи­са­ния па­ле­он­то­ло­ги­че­ско­го ме­то­да изу­че­ния эво­лю­ции.

 

(1)В на­сто­я­щее время для изу­че­ния эво­лю­ци­он­но­го раз­ви­тия той или иной груп­пы ор­га­низ­мов ис­поль­зу­ет­ся ком­плекс ме­то­дов. (2)Изу­че­ние рас­ти­тель­но­го и жи­вот­но­го мира не­ко­то­рых оке­а­ни­че­ских ост­ро­вов поз­во­ли­ло уста­но­вить эн­де­мич­ные виды. (3)Фауна и флора ост­ро­вов ока­зы­ва­ет­ся тем более свое­об­раз­ной, чем глуб­же и доль­ше эти ост­ро­ва были изо­ли­ро­ва­ны от ос­нов­ной суши. (4)По­ис­ки и де­таль­ные опи­са­ния форм ор­га­низ­мов, со­че­та­ю­щих при­зна­ки более древ­них и мо­ло­дых групп, слу­жат важ­ны­ми ме­то­да­ми вос­ста­нов­ле­ния фи­ло­ге­не­за. (5)Также ход фи­ло­ге­не­за можно про­сле­дить, ис­поль­зуя ряды ис­ко­па­е­мых форм, ге­не­а­ло­ги­че­ски свя­зан­ных друг с дру­гом. (6)Вос­ста­нов­ле­ние фи­ло­ге­не­ти­че­ских рядов и об­на­ру­же­ние по­сле­до­ва­тель­но­сти ис­ко­па­е­мых форм поз­во­ли­ли уста­но­вить ход эво­лю­ци­он­но­го про­цес­са для ло­ша­дей, сло­нов, но­со­ро­гов и не­ко­то­рых мол­люс­ков.

 

За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

63.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций в эволюции растений. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1)Некоторые эволюционные изменения приводят к появлению новых отделов и классов растений. (2)Другие же изменения не столь значительны и приводят к появлению частных приспособлений к условиям среды. (3)Так, в определённый момент эволюции наземных растений сформировалась проводящая система и появились корни. (4)Позже появилось опыление и специализированные органы размножения — цветки. (5)Различные морфологические изменения цветков позволили адаптироваться к опылению ветром или насекомыми. (6)Видоизменения плодов также способствовали более широкому распространению цветковых растений.