№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Общебиологические закономерности
1.

Какие изменения произошли в размножении цветковых растений, по сравнению с папоротникообразными, в процессе эволюции?

2.

В чем за­клю­ча­ет­ся конвергентное сход­ство крокодила, ля­гуш­ки и бегемота?

3.

Докажите, что клетка является открытой системой.

4.

Чем растительная клетка отличается от животной?

5.

Общая масса митохондрий по отношению к массе клеток различных органов крысы составляет: в поджелудочной железе — 7,9%, в печени — 18,4%, в сердце — 35,8%. Почему в клетках этих органов различное содержание митохондрий?

6.

Известно, что аппарат Гольджи особенно хорошо развит в железистых клетках (надпочечников, слюнных желез, поджелудочной железы). Объясните этот факт, используя знания о функциях этого органоида в клетке.

7.

Почему клетку считают структурной и функциональной единицей живого?

8.

Каким образом происходит формирование рибосом в клетках эукариот?

9.

Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?

10.

Какие черты сходства митохондрий с прокариотами позволили выдвинуть симбиотическую теорию происхождения эукариотической клетки?

11.

Почему митохондрии, хлоропласты и другие органоиды клетки нельзя считать структурно-функциональной единицей живого?

12.

Почему митохондрии называют «силовыми станциями» клеток?

13.

Какими путями вещества поступают в клетку? Каков механизм их поступления?

14.

В чем проявляется сходство фотосинтеза и энергетического обмена веществ?

15.

В чем сходство и различие процессов фотосинтеза и хемосинтеза?

16.

В чем сходство биосинтеза белка и фотосинтеза?

17.

Какова взаимосвязь между пластическим и энергетическим обменом веществ? Аргументируйте свой ответ.

18.

Почему реакции биосинтеза белка называют матричными?

19.

В чем проявляется взаимосвязь энергетического обмена и биосинтеза белка?

20.

Чем стро­е­ние молекулы ДНК от­ли­ча­ет­ся от стро­е­ния молекулы иРНК?

21.

Чем отличается строение тРНК от рибонуклеиновых кислот других типов?

22.

В чем заключается биологический смысл митоза?

23.

В чем заключается биологический смысл мейоза?

24.

Что называется зиготой?

25.

В чем заключается сходства и различия яйцеклеток лягушки и человека?

26.

Каково значение интерфазы в жизни клетки?

27.

В чем заключаются преимущества и недостатки бесполого и полового размножений?

28.

Почему для сохранения ценных гетерозиготных особей используют вегетативное размножение?

29.

Какие про­цес­сы происходят в ядре клет­ки в интерфазе?

30.

Раскройте механизмы, обеспечивающие постоянство числа и формы хромосом в клетках организмов из поколения в поколение?

31.

Объясните, по­че­му при по­ло­вом размножении по­яв­ля­ет­ся более раз­но­об­раз­ное потомство, чем при вегетативном.

32.

Охарактеризуйте функции половых клеток животных и человека.

33.

Яйцеклетка кролика в 3000 раз меньше яйцеклетки лягушки, содержит мало питательных веществ. Почему зародыш кролика не погибает от недостатка питательных веществ?

34.

Какие особенности хромосом обеспечивают передачу наследственной информации?

35.

Почему однояйцевые близнецы имеют одинаковый генотип?

36.

В чем проявляется связь между митозом, мейозом и оплодотворением?

37.

В чем проявляются особенности биосферы как оболочки Земли?

38.

Почему необходимо поддерживать биоразнообразие для сохранения биосферы?

39.

Какое явление называют микроэволюцией?

40.

Какое явление называют макроэволюцией?

41.

Какова роль кроссинговера в эволюционном процессе?

42.

Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов?

43.

Назовите тип защитного приспособления от врагов, объясните его назначение и относительный характер у мелкой рыбки морского конька–тряпичника, обитающей на небольшой глубине среди водных растений.

44.

Назовите тип защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер у гусеницы бабочки-пяденицы, которая живет на ветвях деревьев и в момент опасности становятся похожей на сучок.

45.

Каково значение в эволюции галапагосских вьюрков появления клювов разной формы?

46.

Почему высокая численность вида является показателем биологического прогресса?

47.

Какие палеонтологические находки служат доказательствами эволюции?

48.

Объясните причину индустриального меланизма у бабочек березовой пяденицы с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.

49.

Почему большинство организмов в ходе эволюции перешли к половому размножению?

50.

Почему со временем повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?

51.

Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение данного вида приспособления.

52.

Назовите тип приспособления, значение защитной окраски, а также относительный характер приспособленности камбалы, которая живет в морских водоемах близ дна.

53.

Популяцию считают единицей эволюции. Обоснуйте это утверждение.

54.

Назовите ос­нов­ные положения тео­рии Жана Ба­ти­ста Ламарка и объясните, в чем за­клю­ча­ет­ся прогрессивность этой теории.

55.

Почему первые живые организмы были гетеротрофами?

56.

Форма тела бабочки калиммы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки?

57.

В чём проявляется относительный характер любого приспособления организмов к среде обитания?

58.

Что является результатом борьбы за существование?

59.

Почему уменьшение ареала вида приводит к биологическому регрессу?

60.

Чем характеризуется в природе биологический регресс?

61.

Что лежит в основе комбинативной изменчивости организмов? Ответ поясните.

62.

Чем характеризуется биологическое разнообразие?

63.

Что представляют собой полученные в лабораторных условиях коацерваты?

64.

Какое влияние оказало создание эволюционной теории на формирование современной естественнонаучной картины мира?

65.

Почему мутации повышают эффективность действия естественного отбора?

66.

Какие организмы первыми обеспечили образование кислорода в атмосфере и как повлияло накопление кислорода на дальнейшую эволюцию жизни на Земле?

67.

В промышленных районах Англии на протяжении ХIХ-ХХ веков увеличилось число бабочек берёзовой пяденицы с тёмной окраской крыльев, по сравнению со светлой окраской. Объясните это явление с позиции эволюционного учения и определите форму отбора.

68.

В чем проявляется значение мутаций для эволюции органического мира? Укажите не менее трёх значений.

69.

Домовая мышь — млекопитающее, длина тела которого достигает 8 см. Обитает как в естественных условиях, так и в жилище человека. Размножается несколько раз в году, в помете 5-7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

70.

Какие виды естественного отбора Вы знаете? Приведите примеры с пояснениями.

71.

Назовите и сравните виды борьбы за существование и их роль в жизни организмов.

72.

Приведите три примера дегенерации животных или растений, и докажите, что дегенерация не всегда приводит к биологическому регрессу.

73.

Каким образом могло возникнуть такое приспособление, как мимикрия у палочника, форма которого напоминает веточку?

74.

Объясните, почему в озере Байкал обитает много видов животных, не встречающихся в других водоёмах. Приведите не менее трёх причин.

75.

Объясните, какие изменения претерпел скелет современной лошади при переходе её предков к жизни на открытых пространствах.

76.

На теле зебры, обитающей в африканских саваннах, чередуются тёмные и светлые полосы. Назовите тип её защитной окраски, объясните её значение, а также относительный характер приспособленности.

77.

Гусеницы бабочки репной белянки имеют светло-зелёную окраску и незаметны на фоне листьев крестоцветных. Объясните на основе эволюционной теории возникновение покровительственной окраски у этого насекомого.

78.

Бабочка павлиний глаз имеет яркие глазчатые пятна только на верхней стороне крыльев. Назовите тип её окраски, объясните значение окраски, а также относительный характер приспособленности.

79.

Скорость фотосинтеза зависит от факторов, среди которых выделяют свет, концентрацию углекислого газа, воду, температуру. Почему эти факторы являются лимитирующими для реакций фотосинтеза?

80.

Объясните с точки зре­ния закономерностей эво­лю­ции появление рас­чле­ня­ю­щей окраски у по­ло­са­той рыбы-бабочки.

81.

Чем ха­рак­те­ри­зу­ет­ся гео­гра­фи­че­ский спо­соб видообразования? Ука­жи­те не менее трёх элементов.

82.

Какие осо­бен­но­сти среды оби­та­ния внут­рен­них па­ра­зи­тов обес­пе­чи­ва­ют их выживание? На­зо­ви­те не менее трёх особенностей.

83.

Каковы ос­нов­ные этапы эво­лю­ции хордовых, обес­пе­чив­шие их рас­цвет и жизнь на суше? Ука­жи­те не менее четырёх этапов.

84.

Объясните ме­ха­низм по­яв­ле­ния по­пу­ля­ций насекомых-вредителей, устой­чи­вых к ядохимикатам.

85.

Опишите со­став пер­вич­ной ат­мо­сфе­ры Земли и условия, при которых, со­глас­но ре­зуль­та­там опыта Мил­ле­ра и Юри, про­ис­хо­дил абио­ген­ный син­тез пер­вых ор­га­ни­че­ских веществ. Какие ве­ще­ства син­те­зи­ро­ва­ли Мил­лер и Юри в своём

эксперименте?

86.

Перечислите (с пояснениями) ос­нов­ные этапы пер­вич­ной эво­лю­ции со­глас­но тео­рии Опарина-Холдейна, на­чи­ная с об­ра­зо­ва­ния пер­вич­но­го бу­льо­на и за­кан­чи­вая по­яв­ле­ни­ем автотрофов.

87.

Приведите при­ме­ры эм­брио­ло­ги­че­ских до­ка­за­тельств эво­лю­ции хор­до­вых жи­вот­ных и объ­яс­ни­те зна­че­ние этих доказательств.

88.

Класс Мле­ко­пи­та­ю­щие — про­цве­та­ю­щая груп­па по­зво­ноч­ных животных. Объясните, какие аро­мор­фо­зы поз­во­ли­ли им до­стичь био­ло­ги­че­ско­го прогресса. Ука­жи­те не менее четырёх признаков.

89.

Чем можно объ­яс­нить тот факт, что ча­сто­та встре­ча­е­мо­сти на­след­ствен­ных за­бо­ле­ва­ний в маленьких, обособ­лен­ных об­щи­нах на­мно­го выше, чем обычно?

90.

У мно­гих паукообразных есть железы, по­лу­жид­кие выделения ко­то­рых превращаются на воз­ду­хе в па­у­тин­ные нити. Для чего па­у­ти­на используется пауками? При­ве­ди­те не менее трёх значений.

91.

Какие аро­мор­фо­зы обес­пе­чи­ли рас­цвет мле­ко­пи­та­ю­щих на Земле? Ука­жи­те че­ты­ре критерия.

92.

Назовите не менее четырёх при­чин перелётов птиц.

93.

Объясните по­яв­ле­ние ми­мик­рии у мухи журчалки, сход­ной по окрас­ке и форме тела с пчелой. Ответ обоснуйте.

94.

Прочитайте текст:

Белуга – осет­ро­вая рыба, в на­сто­я­щее время живёт в бас­сей­нах Кас­пий­ско­го и Чёрного морей. Её сред­ние раз­ме­ры ко­леб­лют­ся в пре­де­лах 1,5–4,5 м. Самая круп­ная из вы­лов­лен­ных белуг до­сти­га­ла 5 м в длину и 1,5 т массы. Не­ре­стят­ся эти рыбы в реках Дон, Дунай, Волга, вымётывая в сред­нем до 1 миллиона, а не­ко­то­рые и до 2 мил­ли­о­нов икринок. Про­дол­жи­тель­ность жизни бе­лу­ги до­сти­га­ет 100 лет. Бе­лу­га – хищник. Пи­та­ет­ся рыбой, моллюсками. Какие че­ты­ре кри­те­рия вида опи­са­ны в тексте? Ответ поясните.

95.

В ряду от­де­лов выс­ших рас­те­ний в ходе эво­лю­ции всё боль­ше уве­ли­чи­ва­лась не­за­ви­си­мость от воды. Перечислите, какие аро­мор­фо­зы поз­во­ля­ли сни­жать за­ви­си­мость от воды при пе­ре­хо­де к каж­до­му сле­ду­ю­ще­му отделу. Пе­ре­чис­ли­те не менее четырёх ароморфозов.

96.

У по­зво­ноч­ных жи­вот­ных в связи с вы­хо­дом на сушу воз­ник­ла эво­лю­ци­он­ная не­об­хо­ди­мость кар­ди­наль­но пе­ре­стро­ить ды­ха­тель­ную и кро­ве­нос­ную системы. Перечислите, какие аро­мор­фо­зы в стро­е­нии ды­ха­тель­ной и кро­ве­нос­ной си­стем поз­во­ля­ли жи­вот­ным улуч­шать усво­е­ние и транс­порт кис­ло­ро­да при пе­ре­хо­де к каж­до­му сле­ду­ю­ще­му классу. Пе­ре­чис­ли­те не менее четырёх ароморфозов.

97.

Какова роль му­та­ци­он­но­го про­цес­са в при­ро­де и эво­лю­ции ор­га­ни­че­ско­го мира? При­ве­ди­те че­ты­ре обоснования.

98.

Какова роль есте­ствен­но­го от­бо­ра в при­ро­де и эво­лю­ции ор­га­ни­че­ско­го мира?

99.

В на­сто­я­щее время из­вест­но около 20 под­ви­дов зайца-русака, ко­то­рые встре­ча­ют­ся на тер­ри­то­рии Ев­ро­пы и Азии. При­ве­ди­те не менее четырёх до­ка­за­тельств био­ло­ги­че­ско­го про­грес­са вида зайца-русака.

100.

Почему к биологическому прогрессу может привести не только ароморфоз, но и идиоадаптация и дегенерация? Приведите не менее трёх доказательств.

101.

Почему высокая плодовитость может привести к биологическому прогрессу? Укажите не менее трёх причин.

102.

В чем заключается различие между такими свойствами жизни, как самовоспроизведение и развитие?

103.

Опишите, как формируется приспособленность насекомых к ядохимикатам.

104.

Докажите, что влияние человека на природные экосистемы при переходе от собирательства к земледелию и скотоводству увеличилось (приведите не менее ТРЕХ примеров).

105.

В чем проявляется усложнение организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными? Укажите не менее 4-х признаков, укажите их значение.

106.

Какие процессы обеспечивают постоянство газового состава атмосферы (кислорода, углекислого газа, азота)? Приведите не менее трёх процессов и поясните их.

107.

Почему ныне живущую кистепёрую рыбу латимерию нельзя считать предком земноводных? Приведите не менее трёх доказательств.

108.

Большинство современных костистых рыб находится в состоянии биологического прогресса. Приведите не менее трёх доказательств, подтверждающих это положение.

109.

Чем можно объяснить тот факт, что частота встречаемости наследственных заболеваний в маленьких замкнутых общинах гораздо выше, чем обычно?

110.

Назовите и объясните три фактора, которые могут быть ограничивающими скорость фотосинтетических реакций в световой и темновой стадиях.

111.

Дано описание домашней кошки сиамской породы.

Кариотип кошки – 38 хромосом. Она свободно скрещивается с кошками других пород. Отличительными чертами кошки этой породы являются: тонкое, длинное, трубообразное гибкое тело, голова в виде длинного клина, большие миндалевидные косо поставленные глаза ярко-синего цвета, очень большие уши, широкие в основании и заострённые на концах. В норме температура тела взрослой кошки колеблется от 38,0 до 39,5° С, у котят эти показатели бывают более высокие. Частота дыхания равна 20–30, у молодых кошек достигает 40 дыхательных движений в минуту. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

112.

Объясните с точки зрения эволюционной теории выгоду следующих приспособлений к питанию:

а) разная длина клювов у самцов и самок некоторых насекомоядных птиц одного вида;

б) различный образ жизни у личинки и имаго майского жука;

в) развитие с метаморфозом у амфибий.

Как эти адаптации влияют на борьбу за существование?

113.

Что такое мимикрия у животных и кого в природе должно быть больше – животных, обладающих мимикрией, или тех, кому они подражают, и почему? Какой фактор способствовал выживанию подражателей?

114.

Назовите основные положения теории Жана Батиста Ламарка и объясните, в чём заключаются прогрессивность и недостатки этой теории.

115.

Какие приспособления к условиям окружающей среды появились у земноводных в связи с их выходом на сушу? Перечислите не менее четырёх приспособлений.

116.

Приведите примеры эмбриологических доказательств эволюции хордовых животных и объясните значение этих доказательств для науки.

117.

В чем заключается биологический смысл появления диплоидного набора хромосом в клетках?

118.

Укажите не менее четырёх ароморфозов генеративных органов покрытосеменных растений.

119.

Почему биологический регресс ведёт к исчезновению вида? Приведите примеры животных исчезнувших с лица Земли в результате биологического регресса.

120.

Почему идиодаптацию и общую дегенерацию считают биологическим прогрессом. Привидите не менее 4 обоснований

121.

Почему даже длительное воздействие стабилизирующего отбора не приводит к полному фенотипическому единообразию в популяции?

122.

Объясните, с чем связано большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах.

123.

Раскройте роль растений в историческом преобразовании биосферы. Приведите не менее четырёх значений

124.

В степях и прериях обитало много травоядных животных — антилоп, диких лошадей, какие виды деятельности человека и повлияли на сокращение численности, и даже исчезновение некоторых видов степных копытных. Приведите не менее 4 примеров.

125.

Проследите путь водорода в световой и темновой стадиях фотосинтеза от момента его образования до синтеза глюкозы.

126.

Почему в суровых условиях крайнего севера и высокогорных районов преобладают полиплоидные растения? Какой путь видообразования наблюдается в данном случае? Ответ поясните. Как размножаются такие растения?

127.

Приведите характеристики типа Саркожгутиковые, которые свидетельствуют о его процветании. Приведите не менее четырёх характеристик.

128.

Многие расовые признаки человека не имеют адаптивного значения. Назовите эволюционные факторы, под влиянием которых сформировались такие признаки, и объясните механизм их действия.

129.

Какое значение имеет кроссинговер при образовании гамет для организмов и в эволюции? Ответ поясните.

130.

Докажите единство органического мира на Земле. Приведите не менее четырех доказательств.

131.

Какие палеонтологические находки свидетельствуют об эволюции животного мира? Приведите два-три примера таких находок. Обоснуйте на конкретных примерах, каким образом палеонтологические находки позволяют установить последовательность этапов эволюции животных.

132.

Гусеница бабочки пяденицы живет на ветвях деревьев и внешне похожа на сучок. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер.

133.

Появление семенного размножения у растений, в отличие от спорового, сыграло важную роль в эволюции растительного мира. Приведите не менее четырех доказательств значения этого ароморфоза. Ответ поясните.

134.

Какие основные этапы развития «преджизни» выделены в гипотезах А. И. Опарина и Д. Холдейна? Что образовалось на этих этапах и при каких условиях?

135.

Опишите механизм экологического видообразования в природе.

136.

Уязвимость вида, в отличие от его редкости, определяется не численностью, а угрозой исчезновения, степенью риска сокращения популяции, в том числе под влиянием антропогенных факторов. В лесостепных районах Южного Урала обитают два редких вида бабочек, занесённых в Красную книгу. Первый вид обитает на сухих участках со скудным травостоем, с выходом известняков по крутым склонам. У второго вида, близкого по площади местообитаний и плотности популяций к первому виду, гусеницы развиваются на розоцветных растениях, произрастающих на суходольных лугах.

Какой из двух видов насекомых наиболее уязвим и почему? Дайте обоснованный ответ.

137.

Лесные пожары — чрезвычайно распространённое явление. Пожарная опасность зависит от характера леса. В каких лесах опасность возгорания и передача открытого огня будет выше — в лиственных или в хвойных? Дайте аргументированный ответ. Приведите три-четыре аргумента.

138.

ДДТ — инсектицид, ранее активно использовавшийся в сельском хозяйстве для контроля численности насекомых-вредителей сельскохозяйственных культур. В настоящее время использование этого вещества в сельском хозяйстве запрещено, поскольку он не выводится из организмов и может накапливаться в пищевых цепях. Объясните, почему вещества, которые не выводятся из организма, могут достигать высоких концентраций в животных высоких трофических уровней. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) тем не менее допускает использование ДДТ для контроля малярии. Почему?

139.

Экосистемы влажного экваториального леса и пустыни Сахары получают сходное количество солнечной энергии за год. Как абиотические условия существования данных экосистем связаны с их продуктивностью? Чем обусловлена большая устойчивость экосистемы тропического леса к внешним воздействиям? Ответ поясните.

140.

Какие особенности строения и физиологии папоротникообразных не позволили им распространиться по всей планете и выиграть конкуренцию у семенных растений? Ответ поясните.

141.

Какие особенности строения и физиологии рептилий позволили им полностью перестать зависеть от воды в ходе эволюции? Ответ поясните.

142.

Какие особенности строения позволили птицам развить теплокровность? Ответ поясните.

143.

Какие особенности строения и размножения голосеменных позволили им захватить более засушливые ареалы обитания по сравнению с папоротникообразными? Ответ поясните.

144.

Как появились в процессе эволюции рудиментарные органы зрения у кротов?

145.

Какое значение имело появление фотосинтеза в эволюции жизни на Земле? Укажите не менее трёх значений. Ответ поясните.

146.

Среди различных видов мух преобладают комнатные — мухи, постоянно залетающие в закрытые помещения (жилища людей, продовольственные магазины, столовые, кухни, помещения для домашних животных и др.). Почему борьба только с летающими мухами не даёт хороших результатов? Какие мероприятия необходимо проводить для борьбы с мухами? Ответ поясните.