№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Моно- и дигибридное скрещивание
1.

У мышей гены окраски шерсти и длины хвоста не сцеплены. Длинный хвост (В) развивается только у гомозигот, короткий хвост развивается у гетерозигот. Рецессивные гены, определяющие длину хвоста, в гомозиготном состоянии вызывают гибель эмбрионов.

 

При скрещивании самок мышей с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, длинным хвостом получено 50% особей с чёрной шерстью и длинным хвостом, 50% - с чёрной шерстью и коротким хвостом. Во втором случае скрестили полученную самку с чёрной шерстью, коротким хвостом и самца с белой шерстью, коротким хвостом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях, соотношение фенотипов во втором скрещивании. Объясните причину полученного фенотипического расщепления во втором скрещивании.

2.

Скрестили го­мо­зи­гот­но­го петуха, име­ю­ще­го гребень (А) и опе­рен­ные ноги (В) с ге­те­ро­зи­гот­ной курицей име­ю­щей гребень и голые ноги (гены не сцеплены). Самца и самку пер­во­го поколения, имев­ших разные генотипы, скре­сти­ли между собой. Опре­де­ли­те генотипы родителей, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы гибридов пер­во­го и вто­ро­го поколений.

3.

Кареглазая правша вышла замуж за голубоглазого левшу. У них родился голубоглазый левша. Определите генотип матери (карие глаза и праворукость доминируют).

4.

Черная окраска шерсти (А) доминирует над белой (а), а мохнатая шерсть (В) над гладкой (в). Какого расщепления по фенотипу следует ожидать от скрещивания двух гетерозиготных по двум признакам кроликов?

5.

При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды шаровидные, красные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.

6.

При скре­щи­ва­нии томата с пур­пур­ным стеблем (А) и крас­ны­ми плодами (В) и то­ма­та с зе­ле­ным стеблем и крас­ны­ми плодами по­лу­чи­ли 722 рас­те­ния с пур­пур­ным стеблем и крас­ны­ми плодами и 231 рас­те­ние с пур­пур­ным стеблем и жел­ты­ми плодами. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те генотипы родителей, потом­ства в пер­вом поколении и со­от­но­ше­ние генотипов и фе­но­ти­пов у потомства.

7.

У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) — над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.

8.

Черный хохлатый петух скрещен с такой же курицей. От них получены 20 цыплят: 10 черных хохлатых, 5 бурых хохлатых, 3 черных без хохла и 2 бурых без хохла. Определите генотипы родителей, потомков и закономерность наследования признаков. Гены двух признаков не сцеплены, доминантные признаки — черное оперение (А), хохлатость (В).

9.

У свиней черная окраска щетины (А) доминирует над рыжей (а), длинная щетина (В) — над короткой (b). Запишите генотипы родителей, фенотипы и генотипы потомства, полученного при скрещивании черного с длинной щетиной дигетерозиготного животного с гомозиготным черным с короткой щетиной

10.

Рас­смот­ри­те ри­су­нок. Опре­де­ли­те до­ми­нант­ные при­зна­ки у кро­ли­ков (тем­ная или белая окрас­ка, глад­кая или мох­на­тая шерсть), ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и ги­бри­дов пер­во­го по­ко­ле­ния, ге­не­ти­че­ский закон, про­яв­ля­ю­щий­ся во вто­ром по­ко­ле­нии.

11.

Одна из форм ане­мии (заболевание крови) наследуется, как ауто­сом­ный доминантный признак. У го­мо­зи­гот это за­бо­ле­ва­ние приводит к смерти, у ге­те­ро­зи­гот проявляется в лег­кой форме. Жен­щи­на с нор­маль­ным зрением, но лег­кой формой ане­мии родила от здо­ро­во­го по крови муж­чи­ны дальтоника, сына, стра­да­ю­ще­го легкой фор­мой анемии и дальтонизмом. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и ве­ро­ят­ность рождения сле­ду­ю­ще­го сына без аномалий, ука­зав его генотип?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

12.

Голубоглазый мужчина, оба ро­ди­те­ля которого кареглазые, же­нил­ся на ка­ре­гла­зой женщине, мать ко­то­рой голубоглазая, а отец — кареглазый. От брака ро­дил­ся голубоглазый сын. Со­ста­вить родословную и ука­зать генотипы всех родственников.

13.

Из­вест­но, что при ди­ги­брид­ном скре­щи­ва­нии во вто­ром по­ко­ле­нии про­ис­хо­дит не­за­ви­си­мое на­сле­до­ва­ние двух пар при­зна­ков. Объ­яс­ни­те это яв­ле­ние по­ве­де­ни­ем хро­мо­сом в мей­о­зе при об­ра­зо­ва­нии гамет и при опло­до­тво­ре­нии.

14.

При скре­щи­ва­нии рас­те­ния го­ро­ха с глад­ки­ми се­ме­на­ми и уси­ка­ми с рас­те­ни­ем с мор­щи­ни­сты­ми се­ме­на­ми без уси­ков все по­ко­ле­ние было еди­но­об­раз­но и имело глад­кие се­ме­на и усики. При скре­щи­ва­нии дру­гой пары рас­те­ний с та­ки­ми же фе­но­ти­па­ми (го­ро­ха с глад­ки­ми се­ме­на­ми и уси­ка­ми и го­ро­ха с мор­щи­ни­сты­ми се­ме­на­ми без уси­ков) в потом­стве по­лу­чи­ли по­ло­ви­ну рас­те­ний с глад­ки­ми се­ме­на­ми и уси­ка­ми и по­ло­ви­ну рас­те­ний с мор­щи­ни­сты­ми се­ме­на­ми без уси­ков. Со­ставь­те схему каж­до­го скре­щи­ва­ния. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и потом­ства. Объ­яс­ни­те по­лу­чен­ные ре­зуль­та­ты. Как опре­де­ля­ют­ся до­ми­нант­ные при­зна­ки в дан­ном слу­чае?

15.

Гладкая форма семян кукурузы доминирует над морщинистой, фиолетовый цвет семян — над жёлтым. При скрещивании растения с гладкими фиолетовыми семенами и растения с морщинистыми жёлтыми семенами получили 4749 потомков с гладкими фиолетовыми семенами, 4698 — с морщинистыми жёлтыми семенами, 301 — с гладкими жёлтыми семенами и 316 — с морщинистыми фиолетовыми. Составьте схему скрещивания. Какой тип наследования наблюдался в данном случае?

16.

При скре­щи­ва­нии рас­те­ния ку­ку­ру­зы с глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми с рас­те­ни­ем, име­ю­щим мор­щи­ни­стые не­окра­шен­ные се­ме­на (гены сцеп­ле­ны), потом­ство ока­за­лось с глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми. При даль­ней­шем ана­ли­зи­ру­ю­щем скре­щи­ва­нии ги­бри­да из F1 по­лу­че­ны рас­те­ния с се­ме­на­ми: 7115 с глад­ки­ми окра­шен­ны­ми, 7327 с мор­щи­ни­сты­ми не­окра­шен­ны­ми, 218 с мор­щи­ни­сты­ми окра­шен­ны­ми, 289 с глад­ки­ми не­окра­шен­ны­ми. Со­ставь­те схему ре­ше­ния за­да­чи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, потом­ства F1, F2. Какой закон на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ет­ся в F2? Объ­яс­ни­те, на чём ос­но­ван Ваш ответ.

17.

У супругов Анны и Павла, имеющих нормальное зрение, родились два сына и две дочери. У первой дочери зрение нормальное, но она родила 3 сыновей, 2 из которых дальтоники. У второй дочери и её пяти сыновей зрение нормальное. Первый сын Анны и Павла — дальтоник. Две его дочери и два сына видят нормально. Каковы генотипы всех указанных родственников? Доминантный признак нормальное зрение.

18.

У человека нос с горбинкой (А) — доминантный признак, а прямой нос — рецессивный. Полные губы (В) — доминантный признак, а тонкие губы — признак рецессивный. Гены обоих признаков находятся в разных хромосомах. Мужчина, имеющий нос с горбинкой и тонкие губы, мать которого имела прямой нос и полные губы, женился на женщине с прямым носом и тонкими губами. Определите генотипы родителей и возможные генотипы и фенотипы потомков. С какой вероятностью в этой семье могут родиться дети с полными губами? В соответствии с каким законом происходит наследование данных признаков?

19.

Потомство морских свинок, полученное от скрещивания гомозиготных по обоим признакам родителей: коричневых (А) с волнистой шерстью (В) самок и белых (а) с гладкой шерстью (в) самцов, скрестили между собой. Во втором поколении образовались четыре фенотипические группы животных.

 

Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы первого и второго поколений, их соотношение. Объясните причины появления четырёх групп животных.

20.

При скрещивании растений кукурузы с гладкими окрашенными зёрнами с растением, дающим морщинистые неокрашенные зёрна, в первом поколении все растения давали гладкие окрашенные зёрна. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 в потомстве было четыре фенотипические группы: 1200 гладких окрашенных, 1215 морщинистых неокрашенных, 309 гладких неокрашенных, 315 морщинистых окрашенных. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп во втором скрещивании.

21.

При скре­щи­ва­нии растения флок­са с белой окрас­кой цветков и во­рон­ко­вид­ным венчиком с растением, име­ю­щим кремовые цвет­ки и плос­кие венчики, по­лу­че­но 78 потомков, среди ко­то­рых 38 об­ра­зу­ют белые цвет­ки с плос­ки­ми венчиками, а 40 — кре­мо­вые цветки с плос­ки­ми венчиками. При скре­щи­ва­нии флоксов с бе­лы­ми цветками и во­рон­ко­вид­ны­ми венчиками с растением, име­ю­щим кремовые цвет­ки и плос­кие венчики, по­лу­че­ны флоксы двух фе­но­ти­пи­че­ских групп: белые с во­рон­ко­вид­ны­ми венчиками и белые с плос­ки­ми венчиками. Со­ставь­те схемы двух скрещиваний. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и потом­ства в двух скрещиваниях. Какой закон на­след­ствен­но­сти проявляется в дан­ном случае?

22.

От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.

23.

У ка­на­ре­ек наличие хо­хол­ка — до­ми­нант­ный ауто­сом­ный при­знак (А); сцеп­лен­ный с полом ген ХВ опре­де­ля­ет зелёную окрас­ку оперения, а Хb — коричневую. У птиц го­мо­га­мет­ный пол мужской, а ге­те­ро­га­мет­ный женский. Скре­сти­ли самку без хо­хол­ка с ко­рич­не­вым оперением с хох­ла­тым самцом с зелёным оперением. В потом­стве оказались птен­цы хохлатые зелёные, хох­ла­тые коричневые, без хо­хол­ка зелёные и без хо­хол­ка коричневые. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и потомства, со­от­вет­ству­ю­щие их фенотипам, воз­мож­ный пол потомства. Какие за­ко­ны наследственности про­яв­ля­ют­ся в дан­ном случае?

24.

У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизма — d) рецессивный и сцеплен с Х–хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец — с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.

25.

У че­ло­ве­ка глаукома на­сле­ду­ет­ся как аутосомно-рецессивный при­знак (а), а син­дром Марфана, со­про­вож­да­ю­щий­ся аномалией в раз­ви­тии соединительной ткани, — как аутосомно-доминантный при­знак (В). Гены на­хо­дят­ся в раз­ных парах аутосом. Один из су­пру­гов страдает гла­у­ко­мой и не имел в роду пред­ков с син­дро­мом Марфана, а вто­рой дигетерозиготен по дан­ным признакам. Опре­де­ли­те генотипы родителей, воз­мож­ные генотипы и фе­но­ти­пы детей, ве­ро­ят­ность рождения здо­ро­во­го ребёнка. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Какой закон на­след­ствен­но­сти проявляется в дан­ном случае?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

26.

Скрестили низ­ко­рос­лые (карликовые) рас­те­ния то­ма­та с реб­ри­сты­ми пло­да­ми и рас­те­ния нор­маль­ной вы­со­ты с глад­ки­ми плодами. В потом­стве были по­лу­че­ны две фе­но­ти­пи­че­ские груп­пы растений: низ­ко­рос­лые с глад­ки­ми пло­да­ми и нор­маль­ной вы­со­ты с глад­ки­ми плодами. При скре­щи­ва­нии рас­те­ний то­ма­та низ­ко­рос­лых с реб­ри­сты­ми пло­да­ми с растениями, име­ю­щи­ми нор­маль­ную вы­со­ту стеб­ля и реб­ри­стые плоды, всё потом­ство имело нор­маль­ную вы­со­ту стеб­ля и реб­ри­стые плоды. Со­ставь­те схемы скрещиваний. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и потом­ства рас­те­ний то­ма­та в двух скрещиваниях. Какой закон на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ет­ся в дан­ном случае?

27.

Существует два вида наследственной слепоты, каждый из которых определяется рецессивными аллелями генов (а или b). Оба аллеля находятся в различных парах гомологичных хромосом. Какова вероятность рождения слепого внука в семье, в которой бабушки по материнской и отцовской линиям дигомозиготны и страдают различными видами слепоты, а оба дедушки хорошо видят (не имеют рецессивных генов). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы и фенотипы бабушек и дедушек, их детей и возможных внуков.

28.

У канареек наличие хохолка — доминантный аутосомный признак (А); сцепленный с полом ген ХB определяет зелёную окраску оперения, а Хb — коричневую. У птиц гомогаметный пол мужской, а гетерогаметный женский. Скрестили хохлатую зелёную самку с самцом без хохолка и зелёным оперением (гетерозигота). В потомстве оказались птенцы хохлатые зелёные, без хохолка зелёные, хохлатые коричневые и без хохолка коричневые. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, их пол. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

29.

Тыкву, име­ю­щую жёлтые плоды дис­ко­вид­ной формы, скре­сти­ли с тыквой, у ко­то­рой были белые ша­ро­вид­ные плоды. Все ги­бри­ды от этого скре­щи­ва­ния имели белую окрас­ку и дис­ко­вид­ную форму плодов. Какие при­зна­ки доминируют? Ка­ко­вы ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и потомства? Рас­те­ние с каким ге­но­ти­пом надо выбрать, чтобы по­ста­вить ана­ли­зи­ру­ю­щее скрещивание с представителем полученного потомства? Какое при этом будет рас­щеп­ле­ние по ге­но­ти­пу и фе­но­ти­пу в F2?

30.

У собак чёрный цвет шер­сти до­ми­ни­ру­ет над кофейным, а ко­рот­кая шерсть — над длинной. Обе пары генов на­хо­дят­ся в раз­ных хромосомах. Охот­ник купил чёрную с ко­рот­кой шер­стью со­ба­ку и хочет быть уверен, что его со­ба­ка чистопородна. Ка­ко­го партнёра по скре­щи­ва­нию ему нужно подобрать, чтобы убе­дить­ся в чи­сто­те породы? На­пи­ши­те воз­мож­ные ге­но­ти­пы со­ба­ки охот­ни­ка и воз­мож­ные ва­ри­ан­ты рас­щеп­ле­ния по ге­но­ти­пу и фе­но­ти­пу при скрещивании, с по­мо­щью ко­то­ро­го Вы бу­де­те про­ве­рять её генотип.

31.

У дро­зо­фил серая окрас­ка тела (А) до­ми­ни­ру­ет над чёрной, а нор­маль­ная форма кры­льев (В) — над скрю­чен­ной (неаллельные гены рас­по­ло­же­ны в раз­ных аутосомах). При скре­щи­ва­нии серых мух с нор­маль­ны­ми крыльями с се­ры­ми мухами со скрю­чен­ны­ми крыльями одна чет­верть потомства имела чёрное тело. При этом в потом­стве 50% осо­бей имели нор­маль­ные крылья, а 50 % — скрюченные. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те генотипы ро­ди­те­лей и потомства, сот­но­ше­ние видов фе­но­ти­пов особей дан­но­го потомства. Какой тип на­сле­до­ва­ния признаков про­яв­ля­ет­ся в дан­ном скрещивании?

32.

В брак всту­па­ют го­лу­бо­гла­зая женщина-правша, отец ко­то­рой был левшой, и ка­ре­гла­зый мужчина-правша, мать ко­то­ро­го была го­лу­бо­гла­зой левшой. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы родителей, воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей в этом браке. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность рож­де­ния ка­ре­гла­зо­го ребёнка-левши в этом браке? Гены обоих при­зна­ков не сцеплены. Какой закон на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ет­ся в дан­ном случае?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

33.

Курица с го­ро­хо­вид­ным греб­нем и рябой окрас­кой опе­ре­ния была скре­ще­на с пе­ту­хом та­ко­го же фенотипа. Один цыплёнок от этого скре­щи­ва­ния по­лу­чил­ся с ли­сто­вид­ным греб­нем и чёрной окрас­кой оперения. Ал­ле­ли гена формы греб­ня рас­по­ло­же­ны в аутосоме; ал­ле­ли гена окрас­ки опе­ре­ния — в Х-хромосоме. Самки птиц яв­ля­ют­ся ге­те­ро­га­мет­ным полом. Со­ставь­те схему скрещивания, опре­де­ли­те все воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы цыплят. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в дан­ном случае?

34.

В семье у резус-положительных здо­ро­вых ро­ди­те­лей ро­дил­ся резус — от­ри­ца­тель­ный ребёнок с от­сут­стви­ем по­то­вых желёз. Резус-фактор (R) у че­ло­ве­ка опре­де­ля­ет­ся ауто­сом­ным геном, а ген от­сут­ствия по­то­вых желёз сцеп­лен с Х-хромосомой. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы родителей, воз­мож­ные ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы детей в этом браке. Ка­ко­ва ве­ро­ят­ность рож­де­ния в этом браке детей с от­сут­стви­ем по­то­вых желёз?

Ответ запишите в виде числа, показывающего искомую вероятность в процентах. Знак % не используйте.

35.

Пробанд – женщина, уме­ю­щая сворачивать язык в трубочку, вы­хо­дит замуж за мужчину, ко­то­рый не умеет сво­ра­чи­вать язык в трубочку. У них ро­ди­лись сын и дочь, оба умеют сво­ра­чи­вать язык в трубочку. Мать про­бан­да умеет сво­ра­чи­вать язык в трубочку, а отец – не умеет.

Брат про­бан­да умеет сво­ра­чи­вать язык в трубочку.

У про­бан­да есть и сестра, ко­то­рая не умеет сво­ра­чи­вать язык в трубочку, она два­жды выходила замуж за мужчин, ко­то­рые умеют сво­ра­чи­вать язык в трубочку. Сын от пер­во­го брака не умеет сво­ра­чи­вать язык в трубочку, дочь от пер­во­го брака и сын от вто­ро­го брака умеют сво­ра­чи­вать язык в трубочку. Ба­буш­ка по ма­те­рин­ской линии не умела сво­ра­чи­вать язык в трубочку, а де­душ­ка — умеет. Опре­де­ли­те характер на­сле­до­ва­ния признака (умение сво­ра­чи­вать язык в трубочку) и ука­жи­те генотипы про­бан­да и её сестры.

36.

При скре­щи­ва­нии рас­те­ния ку­ку­ру­зы с глад­ки­ми окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми и рас­те­ния с мор­щи­ни­сты­ми не­окра­шен­ны­ми се­ме­на­ми все ги­бри­ды пер­во­го по­ко­ле­ния имели глад­кие окра­шен­ные семена. От ана­ли­зи­ру­ю­ще­го скре­щи­ва­ния ги­бри­дов F1 получено: 3800 рас­те­ний с глад­ки­ми окра­шен­ны­ми семенами; 150 — с мор­щи­ни­сты­ми окрашенными; 4010 — с мор­щи­ни­сты­ми неокрашенными; 149 — с глад­ки­ми неокрашенными. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и потомства, по­лу­чен­но­го в ре­зуль­та­те пер­во­го и ана­ли­зи­ру­ю­ще­го скрещиваний. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи. Объ­яс­ни­те фор­ми­ро­ва­ние четырёх фе­но­ти­пи­че­ских групп в ана­ли­зи­ру­ю­щем скрещивании.

37.

У льви­но­го зева крас­ная окрас­ка цвет­ка не­пол­но до­ми­ни­ру­ет над белой. Ги­брид­ное рас­те­ние имеет ро­зо­вую окраску. Узкие ли­стья ча­стич­но до­ми­ни­ру­ют над ши­ро­ки­ми (у ги­бри­дов ли­стья имеют сред­нюю ширину). Какое потом­ство по­лу­чит­ся от скре­щи­ва­ния рас­те­ния с крас­ны­ми цве­та­ми и сред­ни­ми ли­стья­ми с растением, име­ю­щим ро­зо­вые цвет­ки и сред­ние листья? На­пи­ши­те ге­но­ти­пы и га­ме­ты ро­ди­те­лей и ис­поль­зуй­те решётку Пен­не­та для ре­ше­ния задачи.

38.

У шорт­горн­ской по­ро­ды скота цвет шер­сти на­сле­ду­ет­ся по про­ме­жу­точ­но­му типу: ген R обу­слов­ли­ва­ет крас­ную масть, ген r – белую; ге­но­ти­пы Rr имеют чалую шерсть. Ко­мо­лость (А) до­ми­ни­ру­ет над ро­га­то­стью (а). Белая ро­га­тая ко­ро­ва скре­ще­на с го­мо­зи­гот­ным крас­ным ро­га­тым быком. Какой фе­но­тип и ге­но­тип будет иметь их потомство? Какое по­лу­чится потом­ство от скрещивания осо­бей F1 между собой? Ис­поль­зуй­те решётку Пен­не­та для опре­де­ле­ния ге­но­ти­пов и фе­но­ти­пов F2.

39.

При скре­щи­ва­нии серых (А) самок мух дрозофил, име­ю­щих нор­маль­ные кры­лья (В), с чёрными (а), ко­рот­ко­кры­лы­ми (в) сам­ца­ми в потом­стве были не толь­ко серые мухи с нор­маль­ны­ми кры­лья­ми и чёрные с ко­рот­ки­ми крыльями, но также не­ко­то­рое ко­ли­че­ство осо­бей с серым телом и уко­ро­чен­ны­ми крыльями, а также с чёрным телом и нор­маль­ны­ми крыльями. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей и потомства, если известно, что до­ми­нант­ные и ре­цес­сив­ные при­зна­ки по­пар­но сцеплены. Со­ставь­те схему скре­щи­ва­ния и объ­яс­ни­те по­лу­чен­ные результаты.

40.

При скре­щи­ва­нии без­усой ко­рот­ко­но­гой мыши-самки и мыши-самца ди­ко­го типа (усатого с нор­маль­ной дли­ной ног) было по­лу­че­но потом­ство толь­ко ди­ко­го типа. Во вто­ром по­ко­ле­нии от ги­бри­дов F1 было по­лу­че­но 16 по­том­ков в со­от­вет­ствии с тре­тьим за­ко­ном Г. Менделя. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы родителей, ги­бри­дов пер­во­го поколения, со­от­но­ше­ние фе­но­ти­пов во вто­ром поколении, тип скре­щи­ва­ния и ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния при­зна­ков при условии, что гены не сцеплены. Со­ставь­те схему ре­ше­ния задачи.

41.

У кур ал­ле­ли гена окрас­ки кожи рас­по­ло­же­ны в ауто­со­мах; до­ми­нант­ный ал­лель рябой окрас­ки опе­ре­ния - в Х-хро­мо­со­ме. Самки яв­ля­ют­ся ге­те­ро- га­мет­ным полом; самцы - го­мо­га­мет­ным. Тем­но­ко­жая с рябым опе­ре­ни­ем ку­ри­ца скре­ще­на с тем­но­ко­жим с чёрным опе­ре­ни­ем пе­ту­хом. В потом­стве по­яви­лись свет­ло­ко­жие ку­ри­цы с чёрным опе­ре­ни­ем. Опре­де­ли­те ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей, ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы воз­мож­но­го потом­ства. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в дан­ном слу­чае?

42.

У женщины с карими глазами и 3 группой крови и мужчины с голубыми глазами и 1 группой крови родился голубоглазый ребенок. Карий цвет глаз доминирует над голубым. Определить генотипы родителей, составите схему решения. Определите, какая группа крови может быть у этого ребенка? Какой закон наследственности проявляется?

43.

У каракульских овец доминантный ген в гетерозиготном состоянии обуславливает серую окраску меха, а в гомозиготном – летален. Рецессивная аллель этого гена обуславливает черную окраску меха. Серые овцы были покрыты серыми же баранами. В результате получили 80 ягнят (всего).

1) Сколько живых ягнят могут иметь серую окраску меха?

2) Сколько может быть получено черных ягнят?

3) Сколько будет живых гомозиготных ягнят?

4) Сколько может быть мертворожденных ягнят?

44.

У крупного рогатого скота красная окраска шерсти неполно доминирует над светлой, окраска гетерозиготных особей чалая. Гены признаков аутосомные, не сцеплены.

Скрещивали красных комолых (В) коров и чалых рогатых быков, в потомстве получились красные комолые (безрогие) и чалые комолые особи. Полученные гибриды F1 с разными фенотипами были скрещены между собой. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в обоих скрещиваниях, соотношение фенотипов в поколении F2. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? Ответ обоснуйте.

45.

Скрестили дигомозиготного петуха, имеющего гребень (А) и оперённые ноги (В), с гетерозиготной курицей с гребнем и голыми ногами (гены не сцеплены). Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы гибридов первого и второго поколений, если во втором скрещивании были взяты особи с разными генотипами из первого поколения

46.

При скрещивании растений душистого горошка с усиками на побегах и яркими цветками и растений без усиков на побегах с бледными цветками все гибриды F1 получились с усиками и яркими цветками. В анализирующем скрещивании гибридов F1 получили растения: 323 с усиками и яркими цветками, 311 без усиков и с бледными цветками, 99 с усиками и бледными цветками, 101 без усиков и с яркими цветками. Составьте схемы скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства в двух скрещиваниях. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в потомстве.

47.

У человека отсутствие потовых желёз определяется рецессивным геном, расположенным в Х-хромосоме, а голос бас – аутосомный доминантный признак. Мужчина, имеющий голос бас (гомозигота) и страдающий отсутствием потовых желёз, женится на женщине с высоким голосом и с потовыми железами (гомозиготой). Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы потомства, вероятность рождения мальчиков без потовых желёз. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

48.

При скрещивании белых морских свинок с гладкой шерстью с чёрными свинками с мохнатой шерстью получено потомство: 50 % чёрных мохнатых и 50 % чёрных гладких. При скрещивании таких же белых свинок с гладкой шерстью с другими чёрными свинками с мохнатой шерстью 50 % потомства оказалось чёрных мохнатых и 50 % – белых мохнатых. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как

называется такое скрещивание и для чего оно проводится? Какой закон наследования проявляется в данном случае?

49.

Фенилкетонурия (ФКУ) – заболевание, связанное с нарушением обмена веществ (b), – и альбинизм (а) наследуются у человека как рецессивные аутосомные несцепленные признаки. В семье отец – альбинос и болен ФКУ, а мать дигетерозиготна по этим генам. Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства и вероятность рождения детей-альбиносов и ФКУ одновременно.

Какой закон наследования проявляется в данном случае?

50.

У овса доминантными являются признаки раннеспелости и нормального роста. Признаки позднеспелости и гигантского роста являются рецессивными. Определите генотипы и фенотипы растений, полученных от скрещивания дигетерозиготного растения с растением раннеспелого сорта, но гетерозиготного по этому признаку и имеющим гигантский рост. Какой генетический закон проявляется при этом скрещивании?

51.

При скрещивании белых морских свинок с гладкой шерстью с чёрными свинками с мохнатой шерстью получено потомство: 50 % чёрных мохнатых и 50 % чёрных гладких. При скрещивании таких же белых свинок с гладкой шерстью с другими чёрными свинками с мохнатой шерстью 50 % потомства составили чёрные мохнатые и 50 % – белые мохнатые. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как

называется такое скрещивание и для чего оно проводится?

52.

Окраска тела у дро­зо­фи­лы – ауто­сом­ный ген, ген окраски глаз на­хо­дит­ся в Х-хромосоме. Ге­те­ро­га­мет­ным у дро­зо­фи­лы яв­ля­ет­ся муж­ской пол.

При скрещивании двух дрозофил с серым телом и красными глазами в потомстве появился самец с черным телом и белыми глазами. Этого самца скрестили с родительской особью. Опре­де­ли­те, какая часть самок из числа самок потомства второго скрещивания совпадают с фенотипом матери. Опре­де­ли­те, генотипы родителей в первом и во втором скрещиваниях. Какие за­ко­ны на­след­ствен­но­сти про­яв­ля­ют­ся в дан­ном случае?

53.

У каракульских овец доминантный ген в гетерозиготном состоянии обуславливает серую окраску меха, а в гомозиготном – летален. Рецессивная аллель этого гена обуславливает черную окраску меха. Скрестили серую рогатую самку с серым рогатым самцом. В потомстве часть особей безрогие. Определите генотипы и фенотипы потомства, поясните результаты получившегося по фенотипу расщепления.

54.

При скрещивании растения арбуза с удлинёнными зелёными плодами и растения с круглыми полосатыми плодами в потомстве были получены арбузы с удлинёнными зелёными плодами и с круглыми зелёными плодами. Гены формы и окраски плодов находятся в разных хромосомах. При скрещивании этого же растения арбуза с удлинёнными зелёными плодами и растения с круглыми зелёными плодами все потомки имели круглые зелёные плоды. Определите все возможные генотипы родителей и потомства в обоих скрещиваниях.

55.

У мышей гены формы и длины шерсти находятся в разных хромосомах. Скрещивали мышей с извитой шерстью нормальной длины и мышей с прямой (А) длинной шерстью. Потомки имели прямую шерсть нормальной длины и извитую шерсть нормальной длины. Какое потомство можно ожидать от скрещивания между собой полученных потомков с разными фенотипами? Составьте схемы скрещивания. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы потомства во всех скрещиваниях. Определите соотношение потомков по фенотипу во втором скрещивании. Объясните это соотношение.

56.

У гороха посевного розовая окраска венчика доминирует над белой, а высокий стебель – над карликовым. При скрещивании растения с высоким стеблем и розовыми цветками с растением, имеющим розовые цветки и карликовый стебель, получили 63 растения с высоким стеблем и розовыми цветками, 58 – с розовыми цветками и карликовым стеблем, 18 – с белыми цветками и высоким стеблем, 20 – с белыми цветками и карликовым стеблем. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните характер наследования признаков и формирование четырёх фенотипических групп.

57.

При скрещивании растений львиного зева с красными (А) нормальными цветками и белыми удлинёнными цветками всё потомство имело розовые нормальные цветки. Для гибридов первого поколения F1 было проведено анализирующее скрещивание, в результате которого в потомстве получилось фенотипическое расщепление в равном соотношении 1 : 1 : 1 : 1. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства в двух скрещиваниях. Объясните образование четырёх фенотипических групп во втором скрещивании.

58.

У уток признаки хохлатости и качества оперения аутосомные несцепленные. В гомозиготном доминантном состоянии ген хохлатости вызывает гибель эмбрионов.

В скрещивании хохлатых с нормальным оперением уток и хохлатых с нормальным оперением селезней часть потомства получилась без хохолка и с шелковистым оперением. При скрещивании полученных в первом поколении хохлатых уток с нормальным оперением (гомозиготных) и селезней с таким же генотипом, получилось две фенотипические группы потомков. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, генотипы и фенотипы полученного потомства в первом и во втором скрещиваниях. Определите и поясните фенотипическое расщепление в первом и во втором скрещиваниях.