№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Основы экологии
1.

В чём сход­ство природной и ис­кус­ствен­ной экосистем?

 

1) не­боль­шое число видов

2) на­ли­чие цепей питания

3) за­мкну­тый круговорот ве­ществ

4) ис­поль­зо­ва­ние солнечной энер­гии

5) ис­поль­зо­ва­ние дополнительных ис­точ­ни­ков энергии

6) на­ли­чие продуцентов, консументов, редуцентов

2.

В соответствии с правилом экологической пирамиды

 

1) часть содержащейся в пище энергии используется на процессы жизнедеятельности организмов

2) часть энергии превращается в тепло и рассеивается

3) вся энергия пищи преобразуется в химическую

4) значительная часть энергии запасается в молекулах АТФ

5) происходит колебание численности популяций

6) от звена к звену в цепи питания биомасса уменьшается

3.

Природный луг, в отличие от поля,

 

1) требует вмешательства человека для постоянного поддержания и восстановления видового состава

2) является местом обитания диких животных и дикорастущих растений

3) характеризуется истощением и эрозией плодородных почв

4) обладает способностью к саморегуляции и самовосстановлению

5) не имеет редуцентов

6) характеризуется большим разнообразием видов растений

4.

В при­род­ной экосистеме, в от­ли­чие от искусственной,

 

1) длин­ные цепи питания

2) ко­рот­кие цепи питания

3) не­боль­шое число видов

4) осу­ществ­ля­ет­ся саморегуляция

5) за­мкну­тый круговорот веществ

6) ис­поль­зу­ют­ся дополнительные ис­точ­ни­ки энергии на­ря­ду с солнечной

5.

В вод­ной экосистеме по срав­не­нию с наземной

 

1) ста­биль­ный тепловой режим

2) низ­кая плотность среды

3) по­ни­жен­ное содержание кислорода

4) вы­со­кое содержание кислорода

5) рез­кие колебания теп­ло­во­го режима

6) низ­кая прозрачность среды

6.

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ. Биогеоценоз — это:

 

1) система, которая состоит из отдельных, невзаимосвязанных организмов;

2) система, которая состоит из структурных элементов: видов и популяций;

3) целостная система, способная к саморегуляции;

4) закрытая система взаимодействующих популяций;

5) открытая система, нуждающаяся в поступлении энергии извне;

6) система, характеризующаяся отсутствием биогенной миграции атомов.

7.

Биогеоценозы характеризуются:

 

1) сложными пищевыми цепями;

2) простыми пищевыми цепями;

3) отсутствием видового разнообразия;

4) наличием естественного отбора;

5) зависимостью от деятельности человека;

6) устойчивым состоянием.

8.

Агроценоз характеризуется признаками:

 

1) высокой продуктивностью культурных растений;

2) большим видовым разнообразием;

3) небольшим числом взаимосвязей;

4) высокой устойчивостью;

5) полным круговоротом основных питательных веществ;

6) неполным круговоротом основных питательных веществ.

9.

В смешанном лесу растения расположены ярусами, что уменьшает конкуренцию между березой и

 

1) майскими жуками

2) черемухой

3) грибами

4) шиповником

5) орешником

6) мышами

10.

Консументом леса является лисица обыкновенная, так как она

 

1) гетеротроф, хищник

2) поедает растительноядных животных

3) потребляет солнечную энергию

4) выполняет роль редуцента

5) регулирует численность особей в популяции мышей

6) накапливает в теле глюкозу

11.

Установите соответствие между простейшими животными и средами их обитания – (1) Пресные водоемы, либо (2) Живые организмы:

 

А) Эвглена зеленая.

Б) Амеба обыкновенная.

В) Амеба дизентерийная.

Г) Инфузория–туфелька.

Д) Малярийный паразит.

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГД
     

12.

Установите последовательность действий при закладке опыта, доказывающего необходимость света для фотосинтеза.

 

1) Через трое суток вынем растение из шкафа и поставим его под электрическую лампочку или на яркий свет.

2) Обесцвеченный лист промоем водой, расправим и обольём слабым раствором йода.

3) Поместим примулу (или пеларгонию) на 2–3 дня в тёмный шкаф для оттока органических веществ из листьев. Часть листа прикроем с двух сторон полоской из чёрной бумаги.

4) Через 8–10 часов лист срежем, снимем чёрную полоску и опустим его в горячий спирт для обесцвечивания.

5) Освещенная часть листа окрасится в синий цвет, а закрытая чёрной полоской останется без изменений. Это свидетельствует об образовании крахмала в освещенной части листа.

13.

Установите последовательность процессов, происходящих при сукцессии.

 

1) заселение кустарниками

2) заселение лишайниками голых скал

3) формирование устойчивого сообщества

4) прорастание семян травянистых растений

5) заселение территории мхами

14.

В агроэкосистеме картофельного поля, в отличие от экосистемы луга,

 

1) отсутствуют консументы

2) высокая численность продуцентов одного вида

3) незамкнутый круговорот веществ

4) преобладают растительноядные насекомые

5) отсутствуют редуценты

6) нарушена саморегуляция

15.

Установите правильную последовательность звеньев в пищевой цепи, используя все названные объекты.

 

1) инфузория-туфелька

2) сенная палочка

3) чайка

4) рыба

5) моллюск

6) ил

16.

Каковы существенные признаки экосистемы?

 

1) высокая численность консументов III порядка

2) наличие круговорота веществ и потока энергии

3) сезонные изменения температуры и влажности

4) неравномерное распределение особей одного вида

5) наличие производителей, потребителей и разрушителей

6) взаимосвязь абиотических и биотических компонентов

17.

К продуцентам относят

 

1) плесневый гриб — мукор

2) северного оленя

3) можжевельник обыкновенный

4) землянику лесную

5) дрозда-рябинника

6) ландыш майский

18.

Какова роль бактерий и грибов в экосистеме?

 

1) превращают органические вещества организмов в минеральные

2) обеспечивают замкнутость круговорота веществ и превращения энергии

3) образуют первичную продукцию в экосистеме

4) служат первым звеном в цепи питания

5) образуют доступные растениям неорганические вещества

6) являются консументами II порядка

19.

Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции кабанов в лесном сообществе?

 

1) увеличение численности хищников

2) отстрел животных

3) подкармливание животных

4) распространение инфекционных заболеваний

5) вырубка деревьев

6) суровые погодные условия зимой

20.

Чем ха­рак­те­ри­зу­ет­ся био­це­ноз леса?

1) ярусностью

2) хо­ро­шей освещённостью всех ярусов

3) от­сут­стви­ем сба­лан­си­ро­ван­но­го кру­го­во­ро­та веществ

4) раз­но­об­ра­зи­ем дре­вес­ных растений

5) на­ли­чи­ем толь­ко кон­су­мен­тов вто­ро­го порядка

6) на­ли­чи­ем кон­су­мен­тов 1, 2, 3 порядков

21.

К эко­ло­ги­че­ским ха­рак­те­ри­сти­кам вида относят

1) се­зон­ные яв­ле­ния в жизни организмов

2) ха­рак­тер пищи и спо­соб питания

3) стро­е­ние пи­ще­ва­ри­тель­ной системы

4) осо­бен­но­сти места оби­та­ния организма

5) осо­бен­но­сти раз­мно­же­ния и развития

6) на­ли­чие спе­ци­фи­че­ских па­ра­зи­тов у организма

22.

Расставьте в пра­виль­ной по­сле­до­ва­тель­но­сти ор­га­низ­мы в со­от­вет­ствии с их ме­стом в цепи пи­та­ния за­лив­но­го луга.

 

1) уж

2) лягушка

3) клевер

4) ястреб

5) гусеница

23.

Устойчивость эко­си­сте­мы влаж­но­го эк­ва­то­ри­аль­но­го леса определяется

1) от­сут­стви­ем редуцентов

2) боль­шим ви­до­вым разнообразием

3) за­мкну­тым кру­го­во­ро­том веществ

4) ко­ле­ба­ни­ем чис­лен­но­сти популяций

5) ко­рот­ки­ми пи­ще­вы­ми цепями

6) разветвлёнными пи­ще­вы­ми сетями

24.

Установите пра­виль­ную воз­мож­ную по­сле­до­ва­тель­ность вос­ста­нов­ле­ния ельника, уни­что­жен­но­го пожаром.

1) кустарники

2) березняк

3) травы

4) се­ме­на трав

5) ельник

25.

Что слу­жит при­ме­ром ан­тро­по­ген­но­го из­ме­не­ния в эко­си­сте­ме прес­но­го водоёма?

 

1) за­гряз­не­ние воды бы­то­вы­ми отходами

2) подъём уров­ня воды во время половодья

3) стро­и­тель­ство пло­ти­ны для ре­гу­ля­ции уров­ня воды

4) об­ра­зо­ва­ние ле­до­во­го по­кро­ва зимой

5) вы­ра­щи­ва­ние маль­ков цен­ных видов

6) умень­ше­ние со­дер­жа­ния кис­ло­ро­да в воде зимой

26.

Биосфера — экосистема, которая

 

1) об­ра­зо­ва­на со­во­куп­но­стью биогеоценозов

2) не из­ме­ня­ет­ся во времени

3) яв­ля­ет­ся от­кры­той системой

4) сфор­ми­ро­ва­лась с по­яв­ле­ни­ем жизни на Земле

5) не об­ла­да­ет спо­соб­но­стью к саморегуляции

6) по­яви­лась од­но­вре­мен­но с об­ра­зо­ва­ни­ем Земли

27.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из перечисленных факторов среды относят к абиотическим?

 

1) наличие видов-конкурентов

2) солёность воды

3) внесение удобрений

4) наличие паразитов

5) содержание ионов металлов в почве

6) рельеф местности

28.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из приведённых пар организмов вступают в отношения «паразит-хозяин»?

 

1) широкий лентец и человек

2) минога и рыба

3) рак-отшельник и актиния

4) карась и щука

5) малярийный плазмодий и комар

6) сова и мышь

29.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие из приведённых пар организмов вступают в симбиотические отношения?

 

1) корова и бычий цепень

2) носорог и воловьи птицы

3) заяц и лисица

4) рак-отшельник и актиния

5) человек и трипаносома

6) акула и рыба-лоцман

30.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Консументами в экосистемах являются

 

1) пшеница и картофель

2) опёнок и подосиновик

3) бактерии гниения и пеницилл

4) петров крест и повилика

5) заяц и крот

6) гриб-трутовик и спорынья

31.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Редуцентами в экосистемах являются

 

1) бактерии гниения и аспергилл

2) люпин и тюльпан

3) мышь и белка

4) опёнок и лисички

5) росянка и венерина мухоловка

6) белый гриб и мухомор

32.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Широколиственному лесу, в отличие от пшеничного поля, присущи

 

1) изъятие части первичной продукции человеком

2) наличие только одного вида продуцентов

3) сбалансированный круговорот веществ

4) наличие нескольких ярусов продуцентов

5) наличие продуцентов, консументов и редуцентов

6) разветвлённые пищевые сети

33.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Биотическое взаимодействие «паразит — хозяин» характерно для

 

1) клубеньковых бактерий и гороха

2) бычьего цепня и человека

3) кишечных целлюлозоразрушающих бактерий и кролика

4) печёночного сосальщика и коровы

5) блох и кошки

6) гриба подберёзовика и берёзы