№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 3068423

1.

Рассмотрите предложенную схему классификации видов изменчивости. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2.

Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Уровень организацииПример
КлеточныйСтроение цианобактерий
Озеро как место обитания озерной лягушки

3.

Антикодону ААУ на транспортной РНК соответствует триплет на ДНК

4.

Сходное строение клеток растений и животных — доказательство

 

1) их родства

2) общности происхождения организмов всех царств

3) происхождения растений от животных

4) усложнения организмов в процессе эволюции

5) единства органического мира

6) многообразия организмов

5.

Установите соответствие между характеристикой процессов, происходящих при энергетическом обмене, и этапами этого процесса: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА   ПРОЦЕСС

А) идёт с образованием ПВК

Б) происходит в митохондриях

В) процесс анаэробный

Г) в ходе процесса образуется 36 молей АТФ

Д) образуются углекислый газ, вода, мочевина

Е) происходит в цитоплазме

 

1) гликолиз

2) окислительное

фосфорилирование

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

AБВГДЕ
      

6.

По изображённой на рисунке родословной определите вероятность (в процентах) рождения у родителей 1 и 2 ребёнка с признаком, обозначенным чёрным цветом, при полном доминировании этого признака. Ответ запишите в виде числа.

7.

Все приведённые ниже термины и понятия, кроме двух, используются для описания методов селекции микроорганизмов. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под

которыми они указаны.

 

1. гибридизация разных штаммов

2. отбор по экстерьеру

3. инбридинг

4. искусственный мутагенез

5. генная инженерия

8.

Установите соответствие между органом, тканью позвоночного животного и зародышевым листком, из которого они образуются.

 

ОРГАН, ТКАНЬ   ЗАРОДЫШЕВЫЙ ЛИСТОК

A) кишечник

Б) кровь

B) почки

Г) лёгкие

Д) хрящевая ткань

Е) сердечная мышца

 

1) энтодерма

2) мезодерма

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

9.

Вирусы:

 

1) не обладают собственным обменом веществ

2) являются внутриклеточными паразитами

3) способны размножаться только внутри животных клеток

4) не содержат нуклеиновых кислот

5) могут быть уничтожены применением антибиотиков

6) не способны к самостоятельному синтезу белка

10.

Установите соответствие между признаком растения и семейством покрыто-семенных, для которого он характерен.

 

ПРИЗНАК   СЕМЕЙСТВО

А) пятичленный цветок

Б) мочковатая корневая система

В) параллельное жилкование листьев

Г) в проводящих пучках нет камбия

Д) многие части растения ядовиты

Е) встречаются кустарниковые формы

 

1) лилейные

2) паслёновые

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

11.

Установите правильную последовательность стадий размножения ДНК-содержащих вирусов.

 

1) выход вируса в окружающую среду

2) синтез белка вируса в клетке

3) внедрение ДНК в клетку

4) синтез ДНК вируса в клетке

5) прикрепление вируса к клетке

12.

Выберите три верно обозначенные подписи к рисунку «Строение рефлекторной дуги». Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1. рецептор

2. тело чувствительного нейрона в переднем корешке спинного мозга

3. серое вещество спинного мозга

4. двигательный нейрон в заднем корешке спинного мозга

5. тело двигательного нейрона

6. тело вставочного нейрона

13.

Установите соответствие между процессами и фазами сердечного цикла человека: для этого к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

ПРОЦЕСС   ФАЗА

А. кровь движется в аорту и лёгочную

артерию

Б. створчатые клапаны открыты,

полулунные — закрыты

В. длительность фазы составляет 0,4 сек

Г. движение крови из предсердий в

желудочки

Д. створчатые клапаны закрыты,

полулунные — открыты

Е. кровь переходит из вен в предсердия и

желудочки

 

1. систола предсердий

2. систола желудочков

3. диастола

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГДЕ
      

14.

Установите последовательность прохождения веществ по структурам выделительной системы человека при формировании мочи. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) фильтрация крови в капсуле нефрона

2) поступление мочи в собирательные трубочки

3) поступление мочи в почечную лоханку

4) движение мочи по извитому каналу

5) движение мочи по мочеточникам

15.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны основные события в эволюции человека, которые обусловили его современное биологическое и социальное положение Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

(1) Промежуточным звеном между человекообразными приматами и человеком считаются австралопитековые. (2) Совсем давние предки человека и человекообразных обезьян, вероятно, вели древесный образ жизни. (3) Около двух миллионов лет назад появился человек прямоходящий. (4) Его останки были найдены в Африке и на Яве. (5) Во Франции, в пещере Эскаль были обнаружены следы очага, на котором, вероятно готовилась пища. (6) На юго-западе Кении археологи обнаружили следы массовой ночной охоты древних людей на павианов.

16.

Установите соответствие между уровнями организации живого и их характеристиками и явлениями, происходящими на этих уровнях.

 

ХАРАКТЕРИСТИКИ И ЯВЛЕНИЯ   УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ

A) процессы охватывают всю планету

Б) симбиоз

B) межвидовая борьба за существование

Г) передача энергии от продуцентов консументам

Д) испарение воды

Е) сукцессия (смена природных сообществ)

 

1) биоценотический

2) биосферный

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

17.

Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Какие признаки являются общими как для природной экосистемы, так и для искусственной экосистемы?

 

1) способны к саморегуляции

2) имеют сбалансированный круговорот веществ и энергии

3) устойчивы во времени

4) состоят из продуцентов, консументов и редуцентов

5) представляют собой открытые системы

6) испытывают действие естественного отбора и изменчивости

18.

Установите соответствие между животными и средами обитания, в которых происходит их размножение: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.

 

ЖИВОТНОЕ   СРЕДА ОБИТАНИЯ

А) водяной удав

Б) дельфин афалина

В) тритон гребенчатый

Г) гребнистый крокодил

Д) тростниковая жаба

 

1) водная

2) наземно-воздушная

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГД
     

19.

Установите правильную последовательность событий при созревании яйцеклетки. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1) удвоение ДНК

2) начало профазы первого деления мейоза

3) кроссинговер

4) отделение первого полярного тельца

5) формирование двух гаплоидных ядер

6) образование одной гаметы

20.

Вставьте в текст «Нервная ткань человека» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

 

НЕРВНАЯ ТКАНЬ ЧЕЛОВЕКА

Нейроны различаются по форме и функциям. Так, ___________ (А) передают импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг. Другие нейроны, ___________ (Б), передают импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам. Связь между двумя типами нейронов осуществляют ___________(В). Основные свойства нервной ткани — это возбудимость и ___________ (Г).

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) дендрит2) аксон3) серое вещество4) чувствительный нейрон
5) вставочный нейрон6) двигательный нейрон7) сократимость8) проводимость

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

АБВГ
    

21.

Проанализируйте график, отражающий рост численности инфузорий Paramaecium caudatum и Paramaecium aurelia в смешанной культуре в пробирке с сенным настоем.

 

 

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

 

1) Через две недели после начала эксперимента в смешанной культуре осталась только Paramaecium aurelia

2) Скорость размножения Paramaecium caudatum была значительно выше, чем Paramaecium aurelia.

3) В смешанной культуре рост численности Paramaecium aurelia привёл к полному вытеснению Paramaecium caudatum.

4) В первые два дня эксперимента наблюдался примерно одинаковый рост численности обеих инфузорий.

5) Инфузории Paramaecium aurelia выделяли вещества, губительные для культуры Paramaecium caudatum.

 

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

22.

Дайте краткий ответ на вопрос. Объясните, чем питаются беззубки и перловицы и почему их называют «придонными фильтрами»?

23.

На рисунке изображены псилофиты — вымершие растения.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который появились данные организмы, а также возможного предка уровня отдела растений.

Укажите, по каким признакам псилофиты относятся к высшим споровым растениям.

 

 

Геохронологическая таблица

ЭРА, возраст
в млн лет

Период

Растительный мир

Мезозойская, 240
Мел
Появляются и распространяются покрытосеменные; сокращаются папоротники и голосеменные
Юра
Господствуют современные голосеменные, древние голосеменные вымирают
Триас
Господствуют древние голосеменные; появляются современные голосеменные; семенные папоротники вымирают
Палеозойская, 570
Пермь
Появляются древние голосеменные; большое разнообразие семенных и травянистых папоротников; древовидные хвощи, плауны и папоротники вымирают
Карбон
Расцвет древовидных папоротников, плаунов и хвощей (образовывали «каменноугольные леса»); появляются семенные папоротники; псилофиты исчезают
Девон
Развитие, а затем вымирание псилофитов; возникновение основных групп споровых растений — плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных; появление первых примитивных голосеменных; возникновение грибов
Силур
Господство водорослей; выход растений на сушу — появление риниофитов (псилофитов)
Ордовик
Расцвет водорослей
Кембрий
Дивергентная эволюция водорослей; появление многоклеточных форм
Протерозойская, 2600Широко распространены синезелёные и зелёные одноклеточные водоросли, бактерии; появляются красные водоросли

24.

Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм человека?

25.

Каково значение зеленых растений в жизни рыб?

26.

Каковы причины появления влажного смога в крупных городах?

27.

В процессе кислородного этапа катаболизма образовалось 972 молекулы АТФ. Определите, какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образовалось в результате гликолиза и полного окисления? Ответ поясните.

28.

При анализирующем скрещивании высокорослого растения с цельной листовой пластинкой получили 9 высокорослых растений с цельной листовой пластинкой, 42 высокорослых растения с расчленённой листовой пластинкой, 40 карликовых растений с цельной листовой пластинкой и 10 карликовых растений с расчлененной листовой пластинкой. Определите генотипы и фенотипы родителей. Определите генотипы потомства. Объясните появление 4 фенотипических групп.