№№ заданий Пояснения Ответы Ключ Добавить инструкцию Критерии
Источник Раздел Раздел кодификатора ФИПИ Справка
PDF-версия PDF-версия (вертикальная) PDF-версия (крупный шрифт) PDF-версия (с большим полем) Версия для копирования в MS Word
Вариант № 2968851

1.

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

2.

Рассмотрите таблицу «Пути эволюции» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

Пути эволюцииПримеры признаков у организмов
АроморфозПоявление головного мозга у рыб
Отсутствие конечностей у змей

3.

В ядрах кле­ток сли­зи­стой обо­лоч­ки ки­шеч­ни­ка по­зво­ноч­но­го жи­вот­но­го 20 хро­мо­сом. Какое число хро­мо­сом будет иметь ядро зи­го­ты этого жи­вот­но­го? В ответ за­пи­ши­те толь­ко со­от­вет­ству­ю­щее число.

4.

Выберите два верных ответа из пяти. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки?

 

1) генная инженерия

2) микроскопирование

3) цитогенетический анализ

4) гибридизация

5) центрифугирование

5.

Установите соответствие между процессами обмена веществ в организме и его видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕССЫ   ВИДЫ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

А) синтез глюкозы в хлоропластах листьев растений

Б) биосинтез белков

В) распад аминокислот в клетках

Г) окисление жиров

Д) образование пировиноградной кислоты в процессе гликолиза

Е) образование НАДФ · Н

 

1) пластический

2) энергетический

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

AБВГДЕ
      

6.

Сколько типов гамет образуется у особи с генотипом aabb?

7.

Все приведённые ниже термины, кроме двух, используются для описания кариотипа человека. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 

1) В норме кариотип человека включает 46 хромосом.

2) Женщины гомогаметны.

3) В половых клетках 23 пары хромосом.

4) Диплоидное число хромосом меняется в поколениях.

5) Половые хромосомы обозначаются буквами Х и Y.

8.

Мутации ведут к изменению

 

1) первичной структуры белка

2) этапов оплодотворения

3) генофонда популяции

4) нормы реакции признака

5) последовательности фаз митоза

6) полового состава популяции

9.

В каком случае поведение животных можно отнести к инстинктам?

 

1) нерестовые миграции рыб

2) реакции инфузории на поваренную соль

3) сбор нектара и пыльцы пчелами

4) передвижение эвглены зеленой в освещенное место

5) реакция аквариумных рыб на постукивание кормушки

6) откладывание кукушкой яиц в гнезда чужих птиц

10.

Установите соответствие между группами животных и характерными для них признаками.

 

ПРИЗНАКИ   КЛАСС

А) наличие жаберных крышек

Б) жаберные крышки отсутствуют

В) зубы представляют собой видоизменение чешуй

Г) зубы и чешуя имеют разное строение

Д) характерно внутреннее оплодотворение, распространены разные типы живорождения

Е) оплодотворение обычно внешнее.

 

1) Хрящевые рыбы

2) Костные рыбы

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

AБВГДЕ
      

11.

Установите пра­виль­ную по­сле­до­ва­тель­ность ста­дий раз­ви­тия се­ме­ни цвет­ко­во­го растения.

 

1) про­рас­та­ние пыль­це­вой трубки

2) опыление

3) про­ник­но­ве­ние пыль­це­вой труб­ки в се­мя­поч­ку и оплодотворение

4) раз­ви­тие зародыша

5) об­ра­зо­ва­ние зиготы

12.

Выберите три последствия раздражения симпатического отдела центральной нервной системы

 

1) учащение и усиление сокращений сердца

2) замедление и ослабление сокращений сердца

3) замедление процессов образования желудочного сока

4) усиление интенсивности деятельности желёз желудка

5) ослабление волнообразных сокращений стенок кишечника

6) усиление волнообразных сокращений стенок кишечника

13.

Установите соответствие между признаками разных видов мышечной ткани и её видами, обозначенными цифрами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНИ   ВИДЫ МЫШЕЧНОЙ ТКАНИ

А) существуют межклеточные контакты

Б) входит в состав внутренних органов и стенок сосудов

В) управляется волей человека

Г) источник возбуждения находится в клетках ткани

Д) образует язык, глазодвигательные мышцы

Е) сокращается медленно

 

1) поперечнополосатая

2) гладкая

3) миокард

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

АБВГДЕ
      

14.

Установите последовательность этапов процесса пищеварения в организме человека. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

 

1. поступление аминокислот в кровь, глицерина и жирных кислот в лимфу

2.измельчение пищи и расщепление крахмала до простых углеводов

3. удаление непереваренных остатков пищи из организма

4. расщепление белков до пептидов и аминокислот

5. расщепление клетчатки до глюкозы

15.

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия буроголовой синицы-гаечки. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Небольшая подвижная синица, распространена в Европе и Азии. (2) Чаще встречается в хвойных лесах северных широт. (3) Питается беспозвоночными личинками, семенами растений. (4) Гнездится в апреле−мае, птенцы появляются в июле. (5) В кладке 5–9 яиц с красноватыми крапинками. (6) В местах обитания человека встречается редко, отдавая предпочтение сплошной тайге или заросшим берегам рек.

16.

Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ром и спо­со­бом видообразования, ко­то­рый этот при­мер иллюстрирует.

 

ПРИМЕР  

СПОСОБ

ВИДООБРАЗОВАНИЯ

А) оби­та­ние двух по­пу­ля­ций обык­но­вен­но­го окуня в при­бреж­ной зоне и на боль­шой глубине озера

Б) оби­та­ние раз­ных по­пу­ля­ций чёрного

дрозда в глу­хих лесах и вб­ли­зи жилья че­ло­ве­ка

В) рас­пад аре­а­ла лан­ды­ша май­ско­го на изо­ли­ро­ван­ные участ­ки в связи с оледенением

Г) об­ра­зо­ва­ние раз­ных видов синиц на ос­но­ве пи­ще­вой специализации

Д) фор­ми­ро­ва­ние лист­вен­ни­цы да­ур­ской в ре­зуль­та­те рас­ши­ре­ния аре­а­ла лиственницы си­бир­ской на во­сток

 

1) географическое

2) эко­ло­ги­че­ское

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГД
     

17.

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ. Биогеоценоз — это:

 

1) система, которая состоит из отдельных, невзаимосвязанных организмов;

2) система, которая состоит из структурных элементов: видов и популяций;

3) целостная система, способная к саморегуляции;

4) закрытая система взаимодействующих популяций;

5) открытая система, нуждающаяся в поступлении энергии извне;

6) система, характеризующаяся отсутствием биогенной миграции атомов.

18.

Установите со­от­вет­ствие между ор­га­низ­ма­ми и функ­ци­о­наль­ны­ми груп­па­ми биоценоза, к ко­то­рым их относят.

 

ОРГАНИЗМЫ   ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
ГРУППЫ

А) хо­лер­ный вибрион

Б) инфузория

В) ко­ло­ни­аль­ный ко­рал­ло­вый полип

Г) па­ра­зи­ти­че­ское растение

Д) бак­те­рия гниения

Е) плес­не­вый гриб

 

1) консументы

2) редуценты

 

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

AБВГДЕ
      

19.

Установите правильную последовательность процессов, происходящих во время митоза.

Ответ запишите буквами без пробелов.

 

А) распад ядерной оболочки

Б) утолщение и укорочение хромосом

В) выстраивание хромосом в центральной части клетки

Г) начало движения хромосом к центру

Д) расхождение хроматид к полюсам клетки

Е) формирование новых ядерных оболочек

20.

Проанализируйте таблицу «Виды естественного отбора». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 

Виды естественного отбора

 

Вид отбораНа каких особей давлениеПример
движущийс минимальным

проявлением признака

(В) ______________
____________ (А)с минимальным

и максимальным

проявлением признака

сохранение толщины панциря

черепах в ряду поколений

разрывающий(Б) _______________формирование двух

популяций птиц

с маленькими и большими

крыльями на островах

 

 

Список терминов

 

1) со средним проявлением признака

2) с максимальным проявлением признака

3) стабилизирующий

4) дизруптивный

5) методический

6) увеличение средней длины шеи жирафа в ряду поколений

7) формирование популяции погремка с ранним и поздним цветением

8) увеличение длины бычьего цепня во время жизни

 

Запишите выбранные цифры в соответствии с буквами.

21.

На графике показано изменение работоспособности человека в течение суток (по Леману).

 

Проанализируйте график и выберите два утверждения, которые можно сформулировать на основании вашего анализа.

 

1) Работоспособность изменяется в течение суток равномерно.

2) Наиболее высока работоспособность в период с 10 часов утра до 13 часов дня.

3) С 22 до 4 часов утра испытуемый человек спит.

4) С 13 до 16 часов работоспособность понижается.

5) Исходный уровень работоспособности измерялся в 3 часа ночи.

 

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

22.

Какова роль условных рефлексов в жизни животных?

23.

Какой вид трав­мы по­ка­зан на рисунке? Какие кости повреждены? Какие меры пер­вой по­мо­щи сле­ду­ет при­нять в первую очередь?

24.

Найдите ошиб­ки в приведённом тексте. Ука­жи­те номера предложений, в ко­то­рых сделаны ошибки, ис­правь­те их.

 

1. По­пу­ля­ция представляет собой со­во­куп­ность свободно скре­щи­ва­ю­щих­ся видов, дли­тель­ное время на­се­ля­ю­щих общую территорию. 2. Ос­нов­ны­ми характеристиками по­пу­ля­ции являются численность, плотность, возрастная, половая, про­стран­ствен­ная структура. 3. По­пу­ля­ция является струк­тур­ной единицей биосферы. 4. По­пу­ля­ция — это эле­мен­тар­ная единица эволюции. 5. Ли­чин­ки разных насекомых, жи­ву­щие в прес­ном водоёме, пред­став­ля­ют собой популяцию.

25.

В некоторых прудах для увеличения роста карпов разводят уток. Почему?

26.

К каким отрицательным последствиям приводит применение в сельском хозяйстве гербицидов – химических веществ для борьбы с сорняками? Укажите не менее трёх последствий.

27.

Спорофит па­по­рот­ни­ка ор­ля­ка имеет 52 хромосомы. Сколь­ко хро­мо­сом у него в клет­ках спорангия, в зре­лых спо­рах и в клет­ках заростка? Какое де­ле­ние при­во­дит к об­ра­зо­ва­нию этих клеток? Из каких кле­ток они образуются?

28.

По изображённой на рисунке родословной определите и обоснуйте генотипы родителей, потомков, обозначенных на схеме цифрами 1–7. Установите вероятность рождения ребёнка с исследуемым признаком у женщины под № 7, если в семье её супруга этот признак никогда не наблюдался.